Е.И. Шаманина
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В БАНКЕ В ЦЕЛЯХ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с противодействием легализации незаконных доходов в банковском секторе. Проанализирована эффективность мер, осуществляемых банком в целях противодействия легализации незаконных доходов (организация внутреннего контроля, правовое обеспечение контрольных функций, разработка правил внутреннего контроля, деятельность подразделения внутреннего контроля, обязанности ответственного сотрудника). Приведены основания для привлечения кредитных организаций и ответственных сотрудников к административной ответственности за нарушения законодательства в данной области и виды наказаний, применяемых Банком России в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ключевые слова. Легализация незаконных доходов, система внутреннего контроля, ответственный сотрудник, административная ответственность.
Отмывание и легализация незаконных доходов представляет серьезную угрозу как безопасности и финансовой стабильности мировой финансовой системы, так и финансовой системе отдельного государства. Легализация незаконных доходов может привести к серьезному искажению распределения финансовых потоков и соответственно макроэкономических показателей, повышению уровня риска финансового состояния стран, а также оказать негативное воздействие на кредитоспособность международной финансовой системы.
За десять лет существования национальная система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) прошла большой путь - от разработки первого нормативного правового акта - Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон №115-ФЗ), ставшего основой законодательной базы в данной сфере, до создания нормативно-правовой и информационной баз, регламентирующих функционирование входящих в нее элементов и их взаимодействие, от первого международного контакта до интеграции в международную систему ПОД/ФТ.
Участие в создании системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных в результате совершения преступления, путем организации соответствующей работы в банковском секторе стало одним из важнейших направлений деятельности Банка России. На Банк России, как на орган банковского надзора возложены функции, выполнение которых призвано обеспечить и поддержать эффективность системы противодействия отмыванию преступных доходов -организацию специализированного контроля.
Банк России осуществляет контроль над исполнением кредитными организациями и филиалами требований Федерального закона №115 -ФЗ и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (п. 9 ст. 7).
Для совершенствования действующих в кредитных организациях систем внутреннего контроля с учетом накопленного опыта и международных стандартов Банк России издал методические рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации преступных
© Шаманина Е.И., 2013
доходов и финансированию терроризма. При осуществлении контроля над исполнением кредитными организациями требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма одной из важнейших задач для Банка России является оценка действующих в кредитных организациях систем внутреннего контроля. Это, прежде всего, вопросы качества и полноты идентификации клиентов и выгодоприобретателей, включая вопросы оценки уровня риска участия клиента в отмывании доходов, полученных незаконным путем, а также оценки системности мер, предпринимаемых кредитной организацией по выявлению сомнительных операций своих клиентов, и адекватности правил внутреннего контроля специфике их деятельности [5, с.161].
Обобщение практики работы крупнейших российских банков показывает, что организация системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ основывается, как правило, на следующих документах:
• действующие законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации в области ПОД/ФТ;
• нормативные акты Банка России, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной службы по финансовым рынкам;
• внутренние нормативные документы банка, отражающие характер и специфику его деятельности, параметры и стратегические направления развития.
Исходя из этого всю совокупность внутренних нормативных документов коммерческого банка в области финансового мониторинга можно представить в виде следующей иерархической структуры [4]:
1. политика и стратегия в области ПОД/ФТ, а также правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ являются документами первого условного уровня, который определяет стратегические цели, содержание и основные механизмы управления риском вовлечения банка в процессы легализации преступных доходов и финансирования терроризма, и предназначены для коммерческого банка в целом;
2. документы второго условного уровня призваны детализировать базовые программы реализации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
3. документы третьего условного уровня содержат методики, регламенты и технологические инструкции, устанавливающие для отдельных категорий сотрудников способы осуществления конкретных действий по выполнению документов первого и второго уровней;
4. документы четвертого условного уровня содержат свидетельства выполнения порядков и процедур внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и включают в себя элементы внутреннего документооборота банка по данному вопросу: служебные записки, внутренние отчеты, акты проверок, результаты служебных расследований, результаты проверки знаний сотрудников и т.п., а также документы «внешнего» документооборота по ПОД/ФТ, отчеты в виде электронных сообщений, направляемые в Росфинмониторинг, ответы на запросы государственных органов и т.п.
Основными принципами и целями организации в банке внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ являются:
• обеспечение защиты банка от проникновения в него преступных доходов;
• управление риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в целях его минимизации;
• обеспечение независимости специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля (далее - ПВК) по ПОД/ФТ.
Главным принципом реализации ПВК является обеспечение участия всех служащих банка независимо от занимаемой должности в рамках их компетенции в выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с
денежными средствами и иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) незаконных доходов или финансированием терроризма.
При реализации ПВК по ПОД/ФТ банк должен обеспечить:
• применение процедур управления риском легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
• документальное фиксирование сведений (информации) по вопросам ПОД/ФТ;
• сохранение конфиденциальности сведений о мерах, принимаемых банком в целях ПОД/ФТ;
• своевременное направление сведений (информации) по вопросам ПОД/ФТ в уполномоченный орган.
Для обеспечения реализации банком ПВК по ПОД/ФТ орган его управления, уполномоченный на то внутренним документом банка, принимает решение о создании самостоятельного подразделения по ПОД/ФТ либо об определении входящего в структуру банка подразделения, в компетенцию которого будут входить вопросы ПОД/ФТ (далее - подразделение по ПОД/ФТ).
Подразделение по ПОД/ФТ возглавляет специальное должностное лицо, ответственное за реализацию ПВК по ПОД/ФТ (далее - ответственный сотрудник), соответствующее квалификационным требованиям, установленным Указанием Банка России от 09.08.2004 №1486-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях».
Программой организации системы ПОД/ФТ должны быть определены следующие функции ответственного сотрудника:
- организация разработки и представления ПВК по ПОД/ФТ на утверждение единоличному исполнительному органу банка;
- принятие решений при осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, в том числе при возникновении сомнений в части правомерности квалификации операции как операции, подлежащей обязательному контролю, об отнесении операции клиента к операциям, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, о действиях банка в отношении операции клиента;
- организация представления и контроль за представлением сведений в уполномоченный орган;
- подготовка и представление не реже одного раза в год совету директоров (наблюдательному совету) банка письменного отчета, согласованного с руководителем банка, о результатах реализации ПВК по ПОД/ФТ, рекомендуемых мерах по улучшению системы ПОД/ФТ;
- иные функции в соответствии с внутренними документами банка.
Сведения об операциях (сделках), подлежащих обязательному контролю,
направляются ответственным сотрудником банка в Росфинмониторинг через территориальное учреждение Банка России в отчете в виде электронного сообщения (далее - ОЭС) не позднее третьего рабочего дня, следующего за днем совершения или выявления такой операции (сделки). Сведения о подозрительных операциях (сделках) направляются в Росфинмониторинг через территориальное учреждение Банка России в ОЭС не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о признании операции подозрительной и направлении сведений о них в Росфинмониторинг.
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) Банк России вправе привлечь кредитную
организацию и (или) должностное лицо (ответственное лицо) кредитной организации к административной ответственности за нарушение законодательства в области ПОД/ФТ, в том числе в части организации и осуществления внутреннего контроля, а именно в случае:
• неисполнения законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока;
• действий (бездействия), повлекших непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
• воспрепятствования организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
За совершение кредитными организациями и их должностными лицами административных правонарушений в области ПОД/ФТ, предусмотренных частями 1 -3 статьи 15.27 КоАП РФ, Банком России могут быть применены следующие наказания.
По части 1: к должностным лицам кредитных организаций могут быть применены предупреждение или административный штраф в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; к кредитным организациям - предупреждение или административный штраф в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
По части 2: к должностным лицам кредитных организаций может быть применен административный штраф в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; к кредитным организациям - административный штраф в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
По части 3: к должностным лицам кредитных организаций могут быть применены административный штраф в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного года до двух лет; к кредитным организациям - административный штраф в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При принятии решений о применении мер воздействия к коммерческим банкам Банк России руководствуется необходимостью соизмерения жесткости избираемых мер воздействия реальным размерам рисков, которые возникают в связи с выявленными недостатками или нарушениями банками законодательства о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
В заключение необходимо отметить, что наличие качественной системы внутреннего контроля по ПОД/ФТ является одним из показателей общей культуры бизнеса и может рассматриваться в качестве гарантии соответствия конечного продукта организации внутренним стандартам и требованиям регуляторов.
Организация внутреннего контроля, разработка правил внутреннего контроля и внутренней документации по ПОД/ФТ должны восприниматься не как самоцель, а как дополнительная гарантия защищенности банка, залог соблюдения прав клиентов и кредиторов.
Литература
1. Букин С.О. Безопасность банковской деятельности. Учебное пособие. -СПб.: Питер, 2011. - 288 с.
2. Вопросы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма // Информационный бюллетень. АРБ. - Апрель 2012 [Электр. ресурс]: http: //www. kpmg.com/ RU/ru/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/ CTF-informational/Documents/ARB_Newsletter.рdf.
3. Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Спецкнига, 2007. - 752 с.
4. Каратаев М.В. Юридическая служба банка в системе ПОД/ФТ: уровень тактического контроля // Юридическая работа в кредитной организации. - 2012. - №2 [Электр. ресурс]: http://bankir.ru/tehnologii/s/yuridicheskaya-sluzhba-banka-v-sisteme-pod-ft-uroven-takticheskogo-kontrolya-10001726/.
5. Рудько-Силиванов В.В. Организация деятельности центрального банка. Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2011. - 200 с.
6. Официальный сайт Банка России [Электр. ресурс]: http://www.cbr.ru/.
А.В. Ярмоленко
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФЕНОМЕН
Аннотация. В статье исследуется многообразие существующих определений социального предпринимательства как в России, так и за рубежом. Рассматриваются различные подходы к определению характера, целей и типа личности социального предпринимателя. Автор выделяет социальную и психологическую стороны вопроса.
Ключевые слова. Социальное предпринимательство, социальный предприниматель.
В настоящее время существует большое количество трактовок социального предпринимательства, они отличаются в зависимости от исследователя, его происхождения, направления деятельности и других факторов. Тем не менее, ни одно из выдвинутых определений не может полностью удовлетворить сообщество социальных предпринимателей и исследователей данной темы. Однако данные определения можно объединить в три основные группы.
1. Группа определений, в которых делается акцент на том, что социальное предпринимательство - это создание коммерческих предприятий с социальной целью. Недостаток этих определений заключается в том, что ему соответствует фактически любая деятельность, доходы от которой будут направлены на социальные цели. С этой точки зрения и корпоративная социальная ответственность, и частные пожертвования богатых людей, и получение некоммерческой организацией доходов могут быть трактоваться как социальное предпринимательство.
2. Вторая группа определений подчеркивает значимость инновационной деятельности социальных предпринимателей, направленной на достижение значимого социального эффекта. В рамках этого подхода инновационность решения
© Ярмоленко А.В., 2013