Научная статья на тему 'Роль государственного контроля за операциями с денежными средствами в целях обеспечения экономической безопасности страны'

Роль государственного контроля за операциями с денежными средствами в целях обеспечения экономической безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
635
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДОХОДА / КОНТРОЛЬ / ECONOMIC SECURITY / LEGALIZATION OF INCOME / CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гудкова Ольга Юрьевна

В статье рассматривается процесс осуществления контроля и надзора Федеральной службой по финансовому мониторингу и Центральным банком Российской Федерации за выполнением субъектами экономических отношений требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гудкова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of the state control under operations with monetary assets with an aim of maintenance of economic security of the country

The article considers the process of control and supervision performed by the Federal Financial Monitoring Service and the Central Bank of the Russian Federation of the process of implementation by subjects of economic relations of the Russian Federation legislation requirements on combating of legalization (laundering) of incomes earned by the illegal means.

Текст научной работы на тему «Роль государственного контроля за операциями с денежными средствами в целях обеспечения экономической безопасности страны»

УДК 33:004.2

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОПЕРАЦИЯМИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

© О.Ю. Гудкова

В статье рассматривается процесс осуществления контроля и надзора Федеральной службой по финансовому мониторингу и Центральным банком Российской Федерации за выполнением субъектами экономических отношений требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Ключевые слова: экономическая безопасность; легализация дохода; контроль.

Государственный контроль за операциями с денежными средствами и иным имуществом необходим для осуществления мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, которые являются необходимым условием функционирования преступности в сфере экономики. Легализованные преступные доходы образуют финансовую базу для организованной преступности и коррупции, а также зачастую являются основным источником финансирования экстремистских групп. Развивающаяся на этой основе криминальная экономическая система подрывает финансовую стабильность государства, позволяет организованной преступности устанавливать контроль над экономикой страны. Таким образом, данное явление можно рассматривать как угрозу экономической и, даже шире, национальной безопасности государства.

Надзорными органами в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, являются: для кредитных организаций - Банк России, для профессиональных участников рынка ценных бумаг - Федеральная служба по финансовым рынкам, для страховых компаний - Департамент страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации, для организаций почтовой, телеграфной связи и иных некредитных организаций, осуществляющих перевод денежных средств, - Министерство Российской Федерации по связи и информатизации. Меры по противодействию легализации преступных доходов и координацию деятельности в этой сфере призван выполнять специально созданный уполномоченный орган - Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Под контролем Росфинмониторинга находятся финансовые операции в наличной и безналичной формах, осуществляемые финансовыми посредниками. К их числу относятся кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, компании, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, и другие организации, которые проводят финансовые операции. К последним можно отнести финансовых агентов, а именно коммерческие организации, заключающие договоры факторинга, а также некредитные организации, принимающие наличные средства от физических лиц (оплата мобильных телефонов, жилищно-коммунальных услуг и т. д.). Кроме того, под контролем Росфинмониторинга находится деятельность, связанная с обращением денежных средств в ломбардах и казино.

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ (далее - ФЗ № 115-ФЗ) банки и некредитные организации обязаны направлять в Росфинмониторинг информацию о любых операциях с денежными средствами или иным имуществом, сумма которых равна или превышает 600 тыс. руб. (а также эквивалентные суммы в валюте), а также о любых подозрительных операциях независимо от суммы, на которую они совершаются. Также проверяются операции с недвижимостью, совершаемые на сумму 3 млн руб. и более.

Для передачи кредитными организациями в Росфинмониторинг сведений о подозрительных операциях установлен специальный

порядок. В целях организационно-технического обеспечения функционирования системы передачи информации в Росфинмони-торинг Банк России на безвозмездной основе предоставил кредитным организациям и Росфинмониторингу свои телекоммуникационные каналы, а также средства криптографической защиты передаваемой информации.

Ежедневно из банков в Росфинмонито-ринг поступает примерно 20 тысяч сообщений, в год - 8 млн. По обязательному контролю Росфинмониторинг должен получать информацию от банков не позднее 18:00 следующего дня.

Всего за 1 полугодие 2009 г. Росфинмо-ниторингом получено около 3 млн сведений от организаций на сумму 33 трлн руб. [1].

В течение всего времени действия ФЗ № 115-ФЗ наблюдается положительная динамика количества направляемых в Росфин-мониторинг сведений как об операциях, подлежащих обязательному контролю, так и о подозрительных операциях. Показательно, что доля сообщений о подозрительных операциях, выявленных организациями в ходе реализации собственных программ внутреннего контроля, значительно увеличилась. На данный момент информация о подозрительных операциях составляет более 2/3 от всего объема направляемых банковским сектором сведений. Этот показатель свидетельствует о повышении ответственности банковского сообщества.

Росфинмониторинг делает все, чтобы выявить и предотвратить мошенничество в финансовой сфере. При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем или с финансированием терроризма, уполномоченный орган направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией [2].

За 2009 г. правоохранительные органы Российской Федерации возбудили около 6 тыс. уголовных дел по фактам отмывания незаконных доходов по материалам Росфинмо-ниторинга.

В компетенцию Росфинмониторинга также входит право издавать постановления о приостановлении операций с денежными

средствами или иным имуществом, указанных в п. 2 ст. 6 ФЗ № 115-ФЗ, на срок до пяти рабочих дней в случае, если информация, полученная им в соответствии с п. 10 ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ, по результатам предварительной проверки признана им обоснованной [2].

Росфинмониторинг, в свою очередь, ежедневно отдает материалы в Банк России об исполнении российскими банками требований законодательства о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма, в т. ч. в части представления сведений о подлежащих контролю операциях. Для осуществления бесперебойной передачи информации в электронном виде между Банком России и Росфинмонито-рингом в Москве были организованы оптиковолоконный и резервный каналы связи.

В целях решения практических вопросов обмена информацией 28 января 2002 г. между Банком России и Росфинмониторингом заключено Соглашение о взаимодействии в сфере противодействия отмыванию преступных доходов. Следует отметить, что в ходе работы над созданием системы противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма у Банка России сложились конструктивные деловые отношения с Росфинмониторингом.

По материалам Росфинмониторинга Банком России организуются проверочные мероприятия, по итогам которых к нарушителям применяются меры воздействия: штраф, смена руководства или отзыв лицензии.

ФЗ № 115-ФЗ возложил на Центральный банк Российской Федерации ряд задач по его реализации, связанных с:

- разработкой правил внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, для кредитных организаций осуществляется с учетом рекомендаций, утверждаемых Центральным банком Российской Федерации;

- разработкой порядка представления информации кредитными организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в уполномоченный орган;

- осуществлением контроля за исполнением кредитными организациями требований федерального закона в части фиксирования, хранения и предоставления информации

об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также по отказу за организацией внутреннего контроля [3].

Банк России, как орган, обладающий полномочиями по разработке и изданию подзаконных актов, способствует повышению эффективности борьбы банков с легализацией преступных доходов путем направления для использования в деятельности соответствующих инструкций, писем и рекомендаций. Многие из них имеют строго определенный круг пользователей, поскольку содержащаяся в них информация относится к сфере, которая затрагивает не только профессиональную деятельность банковских служащих, но и права, и законные интересы граждан (например, право на соблюдение банковской тайны).

В целях осуществления контроля Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов) и получает отчетность в рамках выполнения своих функций в области банковского регулирования и банковского надзора для определения соответствия деятельности кредитных организаций (их филиалов) положениям ФЗ № 115-ФЗ и нормативным актам Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Проверки организуются и проводятся в порядке, установленном нормативными актами ЦБ РФ. Решение о проведении таких проверок принимается уполномоченными должностными лицами Банка России с учетом требований ст. 73 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. 25 ноября 2009 г.). В ходе таких комплексных, а также тематических проверок по отдельным направлениям деятельности кредитных организаций (их филиалов) изучаются вопросы организации противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Проверки не ставят задачи осуществления сплошного контроля за деятельностью кредитных организаций (их филиалов) по выявлению операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, и представлению сведений о них в уполномоченный орган.

При этом проверяющие вправе проводить выборочные проверки порядка проведения отдельных банковских операций и других сделок, их учета и оформления.

При проведении проверок по вопросам соблюдения требований ФЗ № 115-ФЗ и нормативных актов Банка России проверяются:

- наличие в кредитной организации разработанных и утвержденных в установленном порядке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ осуществления указанного внутреннего контроля;

- наличие в кредитной организации специального должностного лица, ответственного за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ;

- внутренние документы кредитной организации (ее филиалов), позволяющие оценить состояние внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- соблюдение требований об идентификации лиц, находящихся на обслуживании в кредитной организации;

- соблюдение требований по фиксированию сведений, перечисленных в подп. 2 п. 1 ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ;

- соблюдение порядка направления уполномоченному органу сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также иных операциях с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

- соблюдение требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных ФЗ № 115-ФЗ;

- соблюдение порядка и сроков хранения информации и документов.

Проверяющие проводят анализ нарушений, выявленных в кредитной организации (ее филиалах) в ходе проверки, и оценивают влияние этих нарушений на результативность принимаемых кредитной организацией (ее филиалами) мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, получен-

ных преступным путем, и финансированию терроризма [4].

Федеральным законом «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 12 апреля 2007 г. № 51-ФЗ устанавливается обязанность ЦБ РФ согласовывать с уполномоченным органом рекомендации по разработке правил внутреннего контроля, порядок определения квалификационных требований к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требований к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей, порядок представления информации в уполномоченный орган.

ФЗ № 115-ФЗ и ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ № 115-ФЗ», направленные на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства в целом, создают правовой механизм противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Внесены соответствующие изменения в ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (ред. 27 декабря 2009 г.), в соответствии с которыми Банку России предоставлено право отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случае неоднократного нарушения в течение года требований, предусмотренных ст. 6 и 7 ФЗ № 115-ФЗ. Исключением является п. 3 ст. 7, который предусматривает обязанность организаций в случае возникновения подозрений, что операция осуществляется с целью легализации преступных доходов, сообщать сведения об этой сделке в уполномоченный орган.

В связи с тем, что представление кредитными организациями сведений об операциях в уполномоченный орган не является нарушением банковской тайны, соответствующими положениями дополнена ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» [3].

Разрабатывая и совершенствуя нормативную базу, Банк России уделяет большое внимание созданию условий, обеспечивающих эффективную реализацию кредитными организациями законодательства по проти-

водействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

В рамках методической поддержки банковского сектора по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма Банк России ведет постоянную разъяснительную работу, придавая особое значение правильности применения рекомендаций по идентификации банками юридических и физических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами. С февраля 2002 г. в Банке России работает телефонная «горячая линия», по которой кредитные организации могут оперативно получать консультации по возникающим у них вопросам.

Эффективная работа системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в банковском секторе, повышение корпоративных стандартов и норм в кредитных организациях возможны только при условии постоянного обучения и повышения квалификации их специалистов [5].

Сегодня многие кредитные организации исходят из того, что система противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма позволяет им без опасений работать на мировом финансовом рынке, защититься от финансового мошенничества, снизить репутационный, операционный и кредитный риски.

Вместе с тем существует определенная «прослойка» из кредитных организаций, стремящихся получать весомые доходы от организации и проведения финансовых операций с сомнительными клиентами и средствами, осуществляя их, как правило, в рамках действующего законодательства. Задача ЦБ РФ - сконцентрировать усилия аналитических, надзорных и инспекционных подразделений ЦБ и его территориальных учреждений именно на таких банках.

Подводя итог изложенному выше, можно сказать, что ЦБ РФ и ФСФМ являются основой национальной системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов.

Банк России является надзорным органом в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, ему отведена специфическая роль в качестве посредника, обеспечивающего плодотворное

сотрудничество Федеральной службы по финансовому мониторингу с кредитными организациями. ЦБ РФ, с одной стороны, осуществляет надзор за соблюдением законодательства в рассматриваемой области кредитными организациями, а с другой - является гарантом защиты прав и свобод кредитных организаций.

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет контроль и надзор за выполнением требований законов о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Второе основное направление деятельности ФСФМ - сбор компрометирующей информации.

Создание и функционирование эффективного механизма по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и борьбе с финансированием терроризма в финаносово-банковской сфере позволит в значительной степени укрепить экономический суверенитет, повысить уровень экономической безопасности страны и, соответственно, роль и влияние РФ в международных финансовых и валютно-кредитных отношениях, а также это будет способствовать росту доверия к банковской системе и притоку инвестиций в экономику страны, что в дальнейшем может стать одной из причин ее устойчивого развития.

1. Летняя Т. «Темные кредиты» // Федеральная служба по финансовому мониторингу. иЯЬ: http://www.kfm.ru. (дата обращения: 19.11.2009).

2. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федеральный закон от 7.07.2001 г. № 115-ФЗ: ред. от 17.07.2009 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Яковлев Е.П. К созданию системы противодействия легализации (отмыванию) преступных капиталов в финансово-банковской сфере // Финансы. 2003. № 5. С. 56-58.

4. Об осуществлении Банком России контроля за исполнением кредитными организациями (их филиалами) Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: письмо Банка России от 25 июля 2003 г. № 115-Т // Вестник Банка России. 2003. № 45. иИЬ: http://www. cbr.ru. (дата обращения: 10.09.2009).

5. Мельников В.Н. Актуальные вопросы деятельности банков по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Деньги и кредит. 2003. № 9. С. 3-11.

Поступила в редакцию 18.12.2009 г.

Gudkova O.Yu. Role of the state control under operations with monetary assets with an aim of maintenance of economic security of the country.

The article considers the process of control and supervision performed by the Federal Financial Monitoring Service and the Central Bank of the Russian Federation of the process of implementation by subjects of economic relations of the Russian Federation legislation requirements on combating of legalization (laundering) of incomes earned by the illegal means.

Key words: economic security; legalization of income; control.

З1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.