Научная статья на тему 'РОЛЬ БАНКОВ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО МАЛОГО БИЗНЕСА'

РОЛЬ БАНКОВ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ БАНКОВ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО МАЛОГО БИЗНЕСА»

7. Модеров С. Б. Опыт применения МСФО в РФ. — 2005. — (http://www. ippnou. ru/article. php?idarticle=001876).

Насруева Ф.А.

Омарова О.Ф. профессор

ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»

РФ, РД, г. Махачкала

РОЛЬ БАНКОВ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО МАЛОГО БИЗНЕСА

Устойчивый экономический рост нашей страны во многом определяется активным участием банковской системы в инвестиционном процессе и, прежде всего, в кредитовании реального сектора экономики.

В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о необходимости всемерного поддержания реального сектора экономики (в том числе малого и среднего бизнеса) как со стороны хозяйствующих субъектов, инвестирующих средства, так и со стороны законодательной и исполнительной власти.

Для этого государство, которое в настоящее время не может в необходимой мере помочь малому бизнесу материально, должно создать организационные и правовые условия для формирования и нормального функционирования данных предприятий, так как малый бизнес для развития рыночной экономики имеет огромное значение.

Высокий уровень развития малого предпринимательства способствует поддержанию здоровой конкуренции в экономике, формирует новый социальный слой общества — средний класс. Наряду с государством важную роль в становлении и развитии российского предпринимательства должен играть и банковский сектор.

Развитие и поддержка предпринимательства не первый год является одним из приоритетных направлений государственной политики. Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Правительство РФ декларирует всемерную помощь и поддержку формирующемуся слою предпринимателей. Однако, несмотря на прилагаемые усилия, количество малых предприятий практически во всех федеральных округах уменьшается [2, 3].

Факт сокращения количества малых предприятий можно объяснить различными причинами. Прежде всего, это наличие административных барьеров, препятствующих появлению новых и расширению деятельности действующих предприятий. Также отрицательно влияет на деятельность предпринимателей налоговое бремя, тяжесть которого из года в год не становится меньше. Для малого бизнеса необходимо создавать и поддерживать условия оптимального функционирования, всемерно

поощрять предпринимательские инициативы. Только тогда малый бизнес займет надлежащее ему место в экономике, что, несомненно, принесет свои положительные результаты.

Одним из основных факторов реализации экономического потенциала малых предприятий является стабильная возможность получения кредитов для финансирования текущей деятельности и инвестиционных проектов. Малый бизнес не требует значительных вложений для становления и развития, но на отдельных этапах своей деятельности предприятия не способны функционировать без заемных средств.

Отсутствие доступных источников финансирования, в том числе и кредита, нельзя считать единственной причиной возникновения негативных тенденций в развитии российского предпринимательства. Отрицательное влияние оказывают общая экономическая нестабильность в стране, объективная слабость финансовой системы, административные барьеры, высокие налоги, отсутствие реального протекционизма со стороны государства, инфляция.

Однако обеспечение потребности малых фирм в кредите является обязательной предпосылкой для формирования современной модели малого бизнеса.

Важнейшая роль коммерческих банков в развитии малого бизнеса объясняется тем, что для малых предприятий получить финансовые средства из других источников достаточно сложно. Как показывает практика, малые предприятия практически не используют в качестве института внешнего финансирования фондовый рынок из-за высокой степени недоверия к нему. Коммерческий кредит также не способен эффективно решать финансовые проблемы предпринимателей. Вследствие слабой конкурентной позиции основной массы малых предприятий на товарных рынках они гораздо чаще реализуют собственные товары и услуги с отсрочкой платежа, чем получают кредиты от своих поставщиков. Следовательно, кредит становится основным и практически единственным вариантом внешнего финансирования.

На данное время в Российской Федерации на первый план вышли проблемы, связанные с существенным отставанием кредитно-финансовой системы от требований рыночной экономики.

Российский кредитный рынок характеризуется институциональной неразвитостью, ограниченным набором используемых финансовых инструментов и услуг, отсутствием эффективных правовых механизмов, гарантирующих реализацию имущественных интересов участников кредитной сделки.

Ориентация банков на работу с финансовыми инструментами в ущерб кредитованию производства приводит к сокращению объемов кредитования реального сектора экономики, в том числе малого бизнеса.

На рынке ссудных капиталов преобладает предложение кредитных ресурсов на короткий срок, что ограничивает инвестиционные возможности

предприятий. Кроме того, банки, обладающие кредитными ресурсами, но напуганные кризисом, пытаются найти «идеальных» заемщиков, минимизировать риски за счет работы только с первоклассными клиентами. В результате получается замкнутый круг. В этих условиях проблема ограниченного доступа к кредитам является общей для всех категорий хозяйствующих субъектов, но наиболее остро она проявляется в малом бизнесе.

Учитывая сказанное, актуальность рассмотрения вопросов, связанных с повышением эффективности взаимодействия банковской системы и малого предпринимательства, очевидна.

В современных условиях коммерческие банки вынуждены обратить внимание на малый бизнес, так как получение дополнительной прибыли и выход на новые рынки сбыта банковских продуктов являются основными направлениями политики любого банка.

Принимая во внимание опыт зарубежного предпринимательства, можно прийти к выводу, что финансово-кредитная помощь малому бизнесу в разных странах осуществляется по-разному, но обязательно при определенном участии правительственных органов, будь то прямое льготное субсидирование, гарантии займов, получаемых от частных банков, или льготное налогообложение.

Применительно к Российской Федерации одной из причин многолетней стагнации малого бизнеса можно назвать отсутствие единой и действенной системы кредитной поддержки предпринимательства. Также следует отметить, что малое предпринимательство постоянно сталкивается со множеством трудностей, которые заставляют его действовать сообразно складывающейся ситуации и нередко вне правового поля, придумывать хитроумные схемы занижения налогов или вовсе уклоняться от их уплаты.

Система кредитования малого бизнеса в Российской Федерации ничем не выделяется на фоне крайне слабо развитой финансово-кредитной инфраструктуры в целом. Многие банки просто «переполнены» деньгами, но в реальности кредитованием малого предпринимательства занимается чрезвычайно ограниченное число такого рода учреждений.

Как правило, наиболее популярные и часто выдаваемые кредиты — это овердрафт, коммерческий и товарный кредиты, кредиты на открытие и развитие бизнеса, покупку основных средств. Проектное, венчурное финансирование, коммерческая ипотека относятся к разряду кредитов, выдаваемых реже.

Несмотря на активную работу отдельных российских банков с сектором малого предпринимательства, их влияние на положение дел в сфере поддержки бизнеса невелико.

Заставить работать свободные финансовые средства коммерческих банков для развития малого бизнеса сложно по ряду причин:

3) отсутствие у малых предприятий достойного обеспечения кредита. Это обстоятельство объясняется тем, что чаще всего малый бизнес создавался на основе частной инициативы граждан. Малый бизнес, как правило, не имел отношения к приватизации и не получил средства бывших государственных предприятий;

4) дороговизна кредитных ресурсов;

5) сложности с залоговым обеспечением кредита. Личное имущество (автомобили, квартиры) предприниматели не рискуют отдавать в залог;

6) банки предпочитают кредитовать предприятия, которые имеют постоянный и стабильный оборот, который им нужно продемонстрировать. Кредитору необходимы хорошие показатели деятельности заемщика, а малые предприятия, и это не секрет, нередко скрывают свои доходы в целях снижения налогов, и по этой причине банки не торопятся с предоставлением кредита.

Однако, несмотря на эти сложности, малые предприятия являются одними из самых дисциплинированных заемщиков. Возврат кредитов у данного сектора экономики близок к 100 %. С точки зрения банкиров, позитивными особенностями предпринимательства являются:

1. относительно короткие сроки окупаемости ссуд (из-за ускоренной оборачиваемости оборотных средств);

2. способность быстро реагировать на изменяющуюся рыночную конъюнктуру. Крупные предприятия, в основном, нуждаются в кредитах инвестиционного характера и не всегда могут оперативно оценить новую экономическую ситуацию в стране.

В свою очередь, малые предприятия из-за невозможности содержания в своем штате высококвалифицированных специалистов в области менеджмента, маркетинга и т.д. нуждаются не только в кредитных, но и в информационных и консультационных услугах обслуживающего банка.

Таким образом, привлекательные для банка черты малого предпринимательства существуют. Однако малый бизнес является и достаточно рискованным сегментом приложения кредитных услуг. Экономический риск в сфере малого предпринимательства выше, а жизненный цикл короче, чем у крупных предприятий (данное утверждение справедливо как для переходной экономики, так и для экономики развитых стран). Для финансово-кредитных институтов это служит объективной предпосылкой отнесения малого предприятия к категории наиболее рисковых заемщиков. Уровень кредитного риска при работе с малыми предприятиями возрастает из-за отсутствия у большинства из них опыта взаимодействия с финансовыми институтами по вопросу привлечения заемных ресурсов и, соответственно, репутации на кредитном рынке.

Малое предприятие является ненадежным заемщиком также в силу недостаточной диверсификации деятельности (как правило, оно

ориентировано на единственный рынок и работает с ограниченным числом клиентов). В данной ситуации негативное изменение рыночной конъюнктуры или потеря одного крупного клиента может поставить малое предприятие в крайне тяжелое финансовое положение. Данный фактор наиболее опасен для предприятий, которые являются поставщиками какого-либо крупного предприятия. Сбой в деятельности крупного партнера приводит к разорению малого. Поскольку рентабельность малых предприятий, как правило, ниже, чем среднеотраслевая, их объективная кредитная потребность выражается в сравнительно дешевом кредите. Фактором, препятствующим удовлетворению этой потребности, является высокий кредитный риск, возникающий при кредитовании малого предприятия (прежде всего, имеется в виду риск непогашения суммы основного долга).

Риск кредитования предприятий малого бизнеса может возникнуть по причине:

1) высокого уровня банкротства предприятий малого бизнеса. Это происходит в силу того, что данные предприятия работают в основном в сфере обращения, где сильно развита конкуренция;

2. слишком короткого срока кредитования. Многие предприятия не успевают отработать краткосрочный кредит и вынуждены перекреди-товываться, что также приводит к разорению и невозвращению кредитов.

Повышенные риски при кредитовании малого бизнеса особенно неблагоприятно сказываются на его инвестиционном финансировании: если предпринимателям доступ к краткосрочным займам возможен хотя бы из неформальных источников ссудного капитала (средства друзей и знакомых, ростовщический кредит), то рынок инвестиционных кредитов для малых предприятий практически закрыт.

Одним из методов минимизации кредитных рисков банка в сфере малого бизнеса является осуществление мониторинга данной категории заемщиков. В систему мониторинга должно входить наблюдение за малым предприятием (или частным предпринимателем). Наблюдение осуществляется как в процессе рассмотрения кредитной заявки, так и в процессе выдачи, использования и погашения кредита, т. е. в течение всего срока действия кредитного договора. Если предприятие является постоянным клиентом банка по расчетно-кассовому обслуживанию и другим видам услуг, то целесообразно осуществлять наблюдение за текущей деятельностью предприятия и после погашения кредита. Это позволит минимизировать кредитный риск и ускорить процесс принятия решения о выдаче кредита, если данное предприятие будет вновь нуждаться в кредитных ресурсах.

Таким образом, можно сказать, что при кредитном взаимодействии коммерческого банка с малым бизнесом снижать уровень кредитного риска необходимо и тем, и другим.

Малому бизнесу нужно выходить из тени, зарабатывать достойную кредитную историю, быть добросовестным заемщиком, и тогда для предпринимателей будут открыты все рынки кредитных ресурсов (как коротких денег, так и инвестиционных).

Коммерческим банкам, в свою очередь, необходимо не бояться работать с малым бизнесом, так как за этим сектором экономики — будущее и огромные перспективы развития. Банки должны разрабатывать цивилизованные программы кредитования малого бизнеса и в этих программах учитывать различные методы минимизации кредитного риска.

Конечно, нельзя связывать негативные тенденции в развитии малого бизнеса в Российской Федерации только с отсутствием у него доступа к кредитным ресурсам. Отрицательное влияние оказывают и факторы административного давления, высокие налоги и многие другие причины. Однако тесное взаимодействие предпринимателей с кредитными институтами — прямой путь к формированию современного, цивилизованного малого бизнеса.

Насырова А. Ф., к. э.н.

доцент Сираева Р.Р.

Башкирский государственный аграрный университет

Россия, г. Уфа УПРАВЛЕНИЕ ЛИКВИДНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

Ликвидность предприятия - это возможность предприятия покрыть свои платежные обязательства за счет собственных средств (перевод активов в денежную наличность) и за счет привлечения заемных средств со стороны [2].

Управление ликвидностью - это размещение средств компании таким образом, чтобы можно было достаточно быстро превратить активы в денежные средства и расплатиться по текущим обязательствам [1].

К ликвидным средствам относят все активы, которые могут быть преобразованы в деньги и использованы для погашения долгов предприятия: наличные деньги, вклады на банковских счетах, различные виды ценных бумаг, а также элементы оборотных средств, поддающиеся быстрой реализации [6].

Различают ликвидность текущую, срочную и абсолютную. Коэффициент текущей ликвидности показывает способность предприятия погашать текущие пассивы за счет оборотных активов. Если значение коэффициента ниже 1, то это свидетельствует об отсутствии финансовой стабильности предприятия. Нормальным считается показатель выше 1,5. Для расчета коэффициента применяют формулу:

Коэффициент текущей ликвидности = (Оборотные активы -Долгосрочная дебиторская задолженность - Задолженность учредителей по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.