Смирнова Н.А. ©
К.э.н., кафедра экономики и финансов, НОУВПО Русско-Британский институт управления
ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
Аннотация
В статье рассмотренаспецифика функционирования малых форм хозяйствования, обуславливающие потребность в получении заемных средств, охарактеризованы основные причины, сдерживающие развитие кредитования в этой сфере, и определены перспективы взаимодействия банков и субъектов малого бизнеса.
Ключевые слова:малое предприятие, индивидуальный предприниматель, кредитование малого бизнеса.
Keywords: small enterprise, individual entrepreneur, small business loans.
Развитие современной экономики неразрывно связано с кредитом, который проникает во все сферы хозяйственной жизни в той или иной форме. Банковские кредиты обеспечивают хозяйственную деятельность организаций, содействуя их развитию, увеличению объемов производства и реализации продукции, непрерывности оборота капитала. Значение кредитования как дополнительного источника финансирования коммерческой деятельности проявляется как на этапе становления организации, которая за счет долгосрочных кредитов осуществляет капитальные инвестиции, так на стадии функционирования, когда краткосрочные кредиты помогают предприятию постоянно поддерживать необходимый уровень оборотных средств, содействуют ускорению оборачиваемости капитала предприятия. Особенно актуально кредитование для малого бизнеса, т.к. во многих случаях оно выступает одним из основных источников финансирования деятельности.
К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать ста человек включительно (для микропредприятий - пятнадцати человек);
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн. рублей (для микропредприятий - 60 млн. рублей)[1]
По данным сайта Федеральной службы государственной статистики, большая часть отечественных малых предприятий и индивидуальных предпринимателей функционируют в сфере оптовой и розничной торговли (таблица 1). Сложившаяся ситуация традиционна для малых форм хозяйствования, т.к. функционирование в сфере торговли не требует больших затрат на организацию бизнеса и обеспечивает быструю оборачиваемость, а следовательно и отдачу, от вложений.
Доля малого бизнеса в занятости населения и в объеме валового внутреннего продукта РФ составляет около 20-25%. Однако инвестиции в основной капитал составляют всего около 10,0%, а основные фонды по полной учетной стоимости на начало 2011 года - 5,9% от общей стоимости основных фондов.[2; 3, 4]
Таблица 1
Количество субъектов малого бизнеса и их оборот по видам экономической деятельности на 01.01.12г.
Виды экономической деятельности Малые предприятия Индивидуальные предприниматели
количество оборот количество оборот
1836,4 тыс.ед. 22613,1 млрд. руб. 2490,2 тыс. чел. 7830,9 млрд. руб.
в процентах к итогу
©Смирнова Н.А., 2013 г.
Сельское хозяйство,
охота и лесное
хозяйство, 3,5 1,5 6,8 1,3
рыболовство, рыбоводство
Добыча полезных
ископаемых,
производство и распределение 0,9 0,9 - -
электроэнергии, газа,
воды
Обрабатывающие производства 9,3 8,9 4,4 3,1
Строительство 11,0 9,7 2,5 0,8
Оптовая и розничная
торговля, ремонт а/т средств, бытовые 39,6 62,2 57,2 86,0
услуги
Транспорт и связь 6,3 3,7 10,6 2,4
Операции с
недвижимым
имуществом, аренда 20,8 9,4 10,1 4,2
и предоставление
услуг
Другие виды деятельности 8,6 3,7 8,4 2,2
Благодаря быстрой адаптации к местным условиям хозяйствования, гибкости и оперативности в принятии и осуществлении решений малый бизнес получил широкое развитие и в Челябинской области. На 1 января 2012 года в городе вели деятельность 2934 малых предприятий, 21775 микропредприятий и 22618 индивидуальных предпринимателей. Их вклад в общий объем налоговых поступлений в бюджет города составляет более 20 %. Большая часть субъектов малого предпринимательства в Челябинске работает в сфере торговли - 60 %, в сфере услуг - 13 %, в строительстве - 11 %, в обрабатывающих производствах - 10 %, в сфере транспорта и связи - 4 %, в прочих отраслях - 2 %.[4]
Кредитные организации традиционно предлагают субъектам малого бизнеса следующие виды кредитов:
- кредит на текущую деятельность для пополнения оборотных средств или покупки движимого имущества - машин и оборудования. Такие кредиты предоставляются обычно в виде кредитной линии или овердрафта по расчетному счету.Максимальный срок кредитования ограничивается тремя годами. В качестве обеспечения могут выступать залог и поручительство как физических, так и юридических лиц.
- инвестиционные кредиты - привлекаются, как правило, для финансирования нового направления деятельности либо существенного расширения производственных мощностей. Такие кредиты предоставляются банками на срок до 10 лет, но доля собственных средств предпринимателя, вложенных в инвестиционный проект, должна составлять около 30%.
- коммерческая ипотека - на приобретение нежилой недвижимости, сроки кредитования достигают 30 лет. Предприниматель, как правило, должен оплатить за счет собственных средств от 10% до 30% стоимости объекта.
Также могут применяться особые формы кредитования, такие как лизинг, факторинг и пр.
Кредиты имеют большое значение для финансирования деятельности малого предпринимательства. Многие отечественные банки активно участвуют в кредитовании субъектов малого бизнеса, однако существует множество сдерживающих факторов, препятствующих этому процессу, поэтому на сегодняшний день потребности субъектов малого предпринимательства в заемных денежных средствах не удовлетворены в достаточном объеме.
Одной из причин отказа в кредитовании малого бизнеса является низкая легитимность бизнеса.Не все предприниматели готовы полностью показать свои реальные доходы, т.к. в этом случае они могут увеличить свои налоговые платежи и уступить конкурентам, работающим по старым схемам, в части рентабельности бизнеса. С другой стороны, низкая эффективность бизнеса,
отраженная в бухгалтерской отчетности, послужит отказом в получении кредита.
Кроме того, российские банки зачастую предъявляют слишком жесткие требования к обеспечению, выполнить которые многие малые предприятия и индивидуальные предприниматели не в состоянии. С одной стороны, низкая стоимость активов субъектов малого бизнеса ограничивает их использование в качестве залога. С другой стороны, во многих случаях предпринимателю сложно найти поручителя, который согласился бы подвергнуть свой собственный бизнес даже минимальному риску. Существуют беззалоговые кредитные инструменты, однако сумма кредита в данном случае, как правило, ниже,а процентная ставка соответственно выше, чем у кредита с залогом.
Следует отметить, что необходимым условием получения кредита, помимо перечисленных выше, является регистрация предприятия и ведение бизнеса в регионе осуществления деятельности банка не менее полугода.
Низкая финансовая грамотность предпринимателей также не способствует росту рынка кредитования малого бизнеса. Немалая часть представителей данного бизнеса, в основном торговли, не могут предоставить всех необходимых документов вследствие недостаточной финансовой грамотности и некачественного ведения отчетности, а также имеют слабое представление о том, как грамотно использовать полученные в кредит денежные средства.
Все вышеперечисленные факторы привели к тому, что проблема кредитования малого бизнеса в отечественной экономике остаётся нерешённой на протяжении длительного периода времени. Кредитные продукты, которые все же стали появляться в последнее время, не предполагают предоставление средств на организацию деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Как правило, субъект хозяйствования должен проработать минимум полгода и обосновать документально свою финансовую надежность. Данный вид кредитования несет в себе значительные риски, вследствие чего банки устанавливают высокие процентные ставки. В сложившейся ситуации возможности развития малого бизнеса объективно ограничены.
Однако, как показываетмировой опыт, без этого сектора экономики невозможно гармоничное развитие экономики в целом:основная доля валового внутреннего продукта приходится именно на предприятия малых форм, малое предпринимательство обеспечивает рабочими местами значительную долю трудоспособного населения, в сфере малого бизнеса осуществляется большая часть всех инноваций, на сектор малого предпринимательства приходится существенная доля налоговых отчислений.
В отечественной экономике большая часть внутреннего валового продукта создается крупными промышленными предприятиями. В настоящее время в России вклад малого и среднего предпринимательства в общий объем ВВП составляет 21-22%, в то время как в США этот показатель достигает 50%, а в Китае более 60%. [5]Малый бизнес в России испытывает серьезные затруднения при осуществлении предпринимательской деятельности, в т.ч. связанные с проблемами кредитования субъектов малого предпринимательства.
Для преодоления данных проблем коммерческими банками могут быть разработаны специальные кредитные программы для субъектов малого бизнеса, которые учитывали бы все специфические черты организации их деятельности. Для повышения эффективности кредитования малого бизнеса целесообразно использовать специализированную технологию оценки кредитоспособности малого бизнеса, способную максимально точно определить уровень финансового состояния. Оценить малый бизнес, только лишь на основе предоставленных заемщиком документов, невозможно, так как в отчетности зачастую малоинформативна. Поэтому необходим выезд кредитного инспектора на место ведения бизнеса, что позволит сделать достоверное заключение о его финансовом состоянии после фактического осмотра материальных активов малого предприятия или индивидуального предпринимателя. Такой подход к оценке кредитоспособности малого бизнеса поможет снизить риск и, следовательно, повысить доходы банка.
Отдельный подход необходим банкам в отношении оценки рискованности кредитования тех субъектов малого бизнеса, которые используют упрощенную систему налогообложения и не составляют стандартные формы бухгалтерской отчетности.
В этом случае для банка наиболее эффективной методикой может стать скоринговая оценка кредитоспособности предпринимателя. За основу скоринговой модели для данной категории заемщиков может быть взята система показателей, используемая для физических лиц и дополненная рядом параметров, характеризующих эффективность и надежность хозяйственной деятельности предпринимателя.
Важным положительным фактором является имеющийся опыт кредитования данного заемщика банком, который позволяет делать вывод о перспективах погашения запрашиваемого
кредита. В том случае, если заемщик своевременно погашал предыдущие кредиты, при приеме заявки от него банк упростить процедуру выдачи ссуды.
Что касается современного состояния и развития кредитования малого бизнеса, то можно отметить определенную положительную динамику:кредитный портфель малого бизнеса за последние пять лет увеличился более чем в 3 раза, составив на начало 2012 г. 3,84 трлн. рублей. Это обусловлено,с одной стороны, ростом количества заявок на кредитысо стороны малого бизнеса. С другой стороны, потребность банков в размещении избыточной ликвидности выразилась в смягчении требований по кредитам и снижении ставок.Основными целями кредитования является пополнение оборотных средств - более 50% от общего объема выданных ссуд, на инвестиционные цели направили лишь 16%, 22% приходится на овердрафты. Чаще кредиты выдаются на срок до 3 лет.Анализ просроченной задолженности предприятий по кредитам малому бизнесу показал, что в условиях финансовой нестабильности малый бизнес показал большую устойчивость к финансовым трудностям, нежели предприятия крупного бизнеса. [6, 74]
Таким образом, развитие малого бизнеса - это необходимое условие функционирования современной модели рыночно-конкурентного хозяйства. Обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к дополнительным источникам финансирования в форме банковских кредитов позволит в еще большей степени способствовать росту темпов внедрения нововведений, расширению сферы услуг, повышению качества продукции, увеличению налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.
Литература
1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". - Режим доступа:http://www.rg.ru/2007/07/31/biznes-doc.html
2. Альянс Медиа - Режим доступа: http://www.allmedia.ru/ newsitem.asp?id=902569
3. Федеральная служба государственной статистики - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/
4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики - Режим доступа: http://chelstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/chelstat/ru/statistics/enterprises/small_and_medium_enterprises/
5. Владимир Путин выступил за повышение доли малого и среднего бизнеса в ВВП- Режим доступа: http://www.klerk.ru/boss/news/299074
6. Быканова Н.И. - Проблемы и перспективы развития банковского кредитования малого бизнеса в России // Экономические и гуманитарные науки. - 2012. - № 8(247). - С.73-78.