Научная статья на тему 'Управление финансированием на предприятиях малого бизнеса путем привлечения банковских кредитов в условиях кризиса ликвидности в России'

Управление финансированием на предприятиях малого бизнеса путем привлечения банковских кредитов в условиях кризиса ликвидности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравцова Н.И.

В данной статье проводится исследование инструментов и процесса привлечения дополнительных финансовых ресурсов предприятиями малого бизнеса, а также условий получения финансирования, с точки зрения финансового менеджмента. Для развития малого предпринимательство ключевое значение имеет доступность кредитных ресурсов, а именно, достаточное их количество, быстрое оформление кредита, приемлемая ставка по кредиту. Проведенный анализ глобальных факторов развития мировой экономики позволяет дать оптимистический прогноз о жизнеспособности малого бизнеса в меняющихся производственно-технических, информационных и социально-экономических условиях как в сфере производства товаров, так и в сфере выполнения работ и оказания услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление финансированием на предприятиях малого бизнеса путем привлечения банковских кредитов в условиях кризиса ликвидности в России»

управление финансированием на предприятиях малого бизнеса путем привлечения банковских кредитов в условиях кризиса ликвидности в россии

Н.И. КРАВЦОВА, кандидат экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Налоги и налогообложение»

РГЭУ «РИНХ»

Сфера предпринимательства в России в последние годы активно расширялась, однако разные секторы бизнеса развивались с разной скоростью. В области малого бизнеса отмечается позитивная динамика, однако сохраняется целый ряд проблем. Прежде всего, необходимо изменить структуру предпринимательства. Из зарегистрированных в России (по данным на май 2008 г.) 1 млн 133 тыс. малых компаний почти половина действует в сфере торговли. При этом в производстве работает около 12 % малых предприятий, в строительстве — 11 %, в образовании — всего 0,2 %, в здравоохранении — 1 %, в ЖКХ — 1,2 %. На государственном уровне в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации поставлена задача увеличить долю малого бизнеса в сфере услуг до 30 % к 2020 г. При этом в сфере наукоемких и информационных технологий число малых компаний должно увеличиться в 10 раз [10].

Банки обосновывают свою готовность работать в сфере кредитования малого и среднего бизнеса успешным опытом прошлых лет, поскольку до 2008 г. темпы российского экономического развития были достаточно высокими. Рынок кредитования малого и среднего бизнеса показал положительные результаты — в 2007г. рост составил более 50 %. Поскольку доля малых предприятий в ВВП составляет около 16 %, количество предприятий ежегодно увеличивается на 5 — 10 %, а в планах Правительства РФ довести их число с 1,1 до 5 млн. Такое количество предприятий малого и среднего бизнеса требует значительно больших объемов финансирования, в том числе банковского. Учитывая, что сегодня потребность малых и средних предприятий в заемном финансировании оценивается на уровне 30 — 35 %, можно говорить, что точка насыщения будет достигнута еще очень не скоро [8].

Во всем мире малый бизнес в рыночной экономике является ведущим сектором, определяющим темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Например, в настоящее время в США действует свыше 20 млн предприятий (без сельскохозяйственных), из них 99,6 % относятся к категориям малых, имеющих численность менее 500 человек. Их доля в валовом национальном продукте составляет около 40 %, а в численности занятых — более половины.

Япония по своему экономическому уровню стала второй после США страной промышленно развитого мира во многом благодаря развитию малых и средних предприятий. Крупные, всемирно известные корпорации составляют здесь лишь вершину экономического айсберга, а его основная часть, подводная — малые и средние предприятия. На них приходится свыше 50 % реализованной продукции промышленности, около 60 % объема оптовой торговли и более 80 % розничной торговли [3].

Учитывая, что основной проблемой растущего бизнеса является отсутствие ресурсов, банки развивают программы кредитования и только потом предлагают предпринимателям такие продукты, как лизинг, овердрафт или депозиты. Учитывая растущую конкуренцию в сегменте «малого и среднего» кредитования, а также невозможность значительного снижения ставок из-за трудностей расчета величины рисков, финансовые организации стараются сделать основной продукт привлекательнее за счет индивидуального подхода или предложения специальных программ, направленных на удовлетворение определенных потребностей клиента [4]. Для развития малого предпринимательства ключевое значение имеет доступность кредитных ресурсов, а именно, достаточное их количество, быстрое оформление и приемлемая ставка по кредиту.

Бесспорным лидером по объему кредитования малого и среднего бизнеса остается Сбербанк России. Сбербанк вводит новые условия кредитования малого бизнеса, которые предусматривают увеличение максимальных сроков кредитования под залог имущества с трех до пяти лет, а беззалогового — с полутора до двух лет. Максимальная сумма беззалоговых кредитов увеличится на 250 тыс. — до 1 млн руб. При этом в категорию «малый бизнес» попадут компании и предприниматели с годовой выручкой до 150 млн руб. В настоящее время в Сбербанке обслуживается чуть больше 20 % всех компаний малого бизнеса. Общий объем кредитов Сбербанка малому бизнесу составляет 1,2 трлн руб. [7]. К 2014 г. крупнейший банк России планирует обслуживать до половины всех компаний в стране.

Мировой финансовый кризис затронул и российскую экономику Например, эксперты и аналитики Goldman Sachs Group Inc снизили прогноз экономического роста ВВП России в 2008 г. с 7,5 до 6,2 %, а в 2009 г. — с 7 до 4 %. По информации ЦБ РФ, в октябре 2008 г. международные резервы России сократились на 15,5 млрд долл. США — с 546,1 до 530,6 млрд долл. США, или на 2,84 % [15]. Представители ряда отраслей заявили о приостановке инвестиционных проектов или падении темпов роста (финансовый сектор, ритейл, девелопмент, строительство и т. д.).

Процентные ставки по банковским кредитам могут быть фиксированными или плавающими. В первом случае банк указывает размер ставки сразу на весь срок кредита. При использовании плавающей ставки процент по кредиту будет меняться в зависимости от рыночной ситуации, т. е. от изменения стоимости денег, которые привлекает кредитная организация и впоследствии выдает заемщикам. В этом случае процентная ставка может быть как уменьшена, так и увеличена. В последнее время список банков,

предлагающих кредитные продукты с плавающей процентной ставкой, пополнился несколькими крупными игроками. Так, о введении такого условия по всем основным видам кредитов заявили ОАО АКБ «Банк Москвы» и банк ВТБ 24 [12].

Многие российские коммерческие банки постепенно начинают осваивать рынок кредитов малому бизнесу. Данные по кредитам малому и среднему бизнесу (МСБ) представлены в табл. 1.

Из приведенной таблицы видно, что многие российские коммерческие банки осваивают рынок кредитов малому бизнесу. Однако только некоторые из них могут в полной мере обезопасить себя от риска невозврата кредита, выданного субъекту малого предпринимательства. Что касается самих программ кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, то они в 2008 г. претерпели значительные модификации. Ряд банков объявил об изменении подходов к обеспечению и увеличении максимальной суммы займа. Так, «Уралсиб» и НОМОС-Банк готовы предоставить до 1,5 млн рублей без обеспечения, у других эта сумма ограничивается 1 млн. Условием предоставления кредита без залогового обеспечения в некоторых структурах является поручительство руководителя предприятия или учредителя. А в случае с формой регистрации ПБОЮЛ поручителем должен выступить член семьи. В качестве залога принимаются товары в обороте и приобретаемые внеоборотные активы: автотранспорт, оборудование, недвижимость. Активно развивались банковские и небанковские финансовые структуры — вводились новые кредитные продукты, совершенствовались старые, внедрялись дополнительные услуги [15].

Верхняя граница кредита увеличилась и зависит от программы и особенностей бизнеса. У разных банков она составляет от 3 до 75 млн руб. Еще одной тенденцией на рынке кредитования малого бизнеса

Таблица 1

рейтинг банков по объему кредитования малого и среднего бизнеса за 2007 г. в россии

Банк Объем кредитов мсб, млрд руб. ставка по кредиту врублях, % срок рассмотрения, кол-во дней максимальная сумма, млн руб. число отделений в рФ1

1 Сбербанк 1 023 От 11 До 8

2 «Возрождение» 108,3 12 - 17 3 - 7 700 169

3 ВТБ 24 40,4 От 14 5 - 7 143 120

4 КМБ-БАНК 29,6 14,5 - 21 1 - 21 75 58

5 «АКИБАНК» 18,9 15 - 18 До 5 400 7

6 «Уралсиб» 18,8 14,5 - 22,5 3 - 5 20 365

7 «Центр-инвест» 16,5 12 - 16 1 - 7 100

8 «Татфондбанк» 12,7 12 - 20 6 - 302 150 40

9 «МДМ-Банк» 11,1 15,5 - 23 3 - 7 60 68

10 «ЛОКО-банк» 10,3 13,5 - 17 2 - 5 60 25

1 Банки, в которых предлагаются специализированные программы кредитования.

2 До 30 дней — если кредит оформляется как проектное финансирование.

стало появление специальных продуктов, направленных на конкретные потребности заемщиков. Например, у Промсвязьбанка есть отдельные программы для приобретения коммерческого транспорта и специальной техники, оборудования. А ОТП Банк, КБ «Белон» и КМБ-БАНК предложили клиентам продукт «Бизнес-ипотека» — кредитование под залог жилой и коммерческой недвижимости.

До осени 2008 г. процентные ставки по кредитованию и прочие тарифы были стабильны, с тенденцией к снижению. С началом мирового финансового кризиса практически все банки стали ставки поднимать, а некоторые банки и вовсе прекратили предоставление кредитов малому и среднему бизнесу, вследствие чего значительно снизились объемы банковского финансирования бизнеса в целом [15].

Ставки по кредитам малому бизнесу ведущих московских банков на конец 2008 г. представлены в табл. 2.

Анализ кредитных ставок показал, что банки готовы кредитовать предприятия малого и среднего бизнеса под довольно высокие проценты — от 10 до 31 % годовых. Величина ставки зависит от многих факторов: суммы кредита, валюты, срока его предоставления, наличия обеспечения и поручителя. Объемы выдачи кредитов несколько сократились в последнее время. Это связано с тем, что банк изменил требования к своим потенциальным заемщикам, повысились требования к финансовой отчетности компаний, предлагаемому обеспечению и пр. Кредиты на длительные сроки сейчас менее

предпочтительны, кредитам в иностранной валюте уделяется повышенное внимание.

Проведенные исследования ряда коммерческих банков на предмет наличия у них инструментов защиты от невозврата кредитов позволили выявить ряд особенностей применяемых ими методик оценки кредитоспособности субъектов малого бизнеса. Так, например, методика анализа кредитных заявок банка «Петрокоммерц» основывается на соблюдении определенных экономических показателей, оцениваемых кредитным экспертом. Кроме того, изучается оценка бизнеса клиента и предлагаемого им обеспечения, управленческий баланс. Итогом этой работы является присвоение рейтинга клиентам малого бизнеса по следующим показателям:

— оценка благонадежности клиента;

— оценка качества обеспечения исполнения обязательств заемщика;

— вероятность дефолта клиента.

Причем вероятность дефолта клиента определяется путем экспертной оценки уровня риска. Банком также определены характерные черты предприятий различных отраслей и оптимальные значения их финансовых показателей.

В целом, исходя из вышеперечисленных показателей, на основе общего рейтинга банк выделяет четыре класса клиентов: «отличный», «хороший», «удовлетворительный», «рискованный».

Сбербанком России, в отличие от банка «Петрокоммерц», разработаны два варианта определения кредитоспособности заемщиков малых форм

Таблица 2

ранжирование ставок по кредитам предприятия малого и среднего бизнеса в россии по данным на конец 2008 г. [11]

Банк название кредита сумма кредита, валюта срок кредита, лет процентная ставка, %

КМБ банк «Бизнес Кредит» 300 000 - 75 000 000, руб. До 7 24 - 31

МДМ-Банк «МДМ — Экспресс» 30 000-600 000, руб. до 1,5 От 22

«МДМ — Экспресс» 1 150 - 22 800, долл. США До 1,5 От 19

«МДМ — Экспресс» 860 - 17 300, евро До 1,5 От 19

Русский Банк Развития «Доступно» 30 000 - 300 000, долл. США 0,25 - 2 От 22

«Вовремя» 30 000 - 500 000, руб. 0,25 - 5 От 20

Абсолют Банк «Бизнес — Экспресс» 150 000-300 000, руб. 0,25 - 1 19 - 24

Росбанк «Кредитование руководителей предприятий МСБ — Тариф 1» 150 000-300 000, руб. 0,5 - 2 19

Москоммерцбанк «Коммерческий Экспресс» 250 000-1 250 000, руб. 0,5 - 2 18 - 19

Бинбанк «Кредитование малого и среднего бизнеса под 100 % ТМЗ» 200 000 - 3 000 000, руб. 0,5 - 2 От 15

«Кредитование малого и среднего бизнеса» 200 000 - 6 000 000, руб. 0,5 - 1 От 15

Банк Москвы «Кредит на развитие индивидуального предпринимательства» 50 000 - 2 000 000, руб. 0,5 - 2 От 15

Райффайзенбанк «Кредит на пополнение оборотных средств» 100 000 - 5 300 000, долл. США От 0,5 От 10

хозяйствования. Для предприятий малого бизнеса, ведущих стандартную бухгалтерскую отчетность, методика определения уровня кредитоспособности базируется на проведении количественного и качественного анализа рисков. Итогом такого анализа является установление рейтинга клиента. Сбербанком установлены три класса заемщиков:

— первоклассные — кредитование которых не вызывает сомнений;

— второго класса — кредитование требует взвешенного подхода;

— третьего класса — кредитование связано с повышенным риском.

Рейтинг определяется на основе суммы баллов по пяти основным показателям: оценки показателей оборачиваемости, рентабельности и качественного анализа рисков.

Определенный таким образом предварительный рейтинг корректируется с учетом других показателей оборачиваемости и рентабельности, а также качественной оценки заемщика. При отрицательном влиянии этих факторов рейтинг может быть снижен на один класс.

Вышеуказанную методику определения кредитоспособности заемщика можно охарактеризовать как классическую, поскольку, как показывает практика, многие крупные коммерческие банки используют такие показатели при определении возможности, размера и условий предоставления кредита.

Второй вариант методики оценки кредитоспособности Сбербанка предназначен для расчета оценочных показателей субъектов малого предпринимательства, не ведущих стандартную отчетность. К таким показателям относятся: коэффициент текущей ликвидности, соотношение собственных и заемных средств, коэффициент рентабельности.

В зависимости от рассчитанной величины данных оценочных показателей далее определяется класс кредитоспособности заемщика. Всего данной методикой установлено три класса кредитоспособности, практически аналогичные вышеуказанным.

Несмотря на такой подход к определению возможностей кредитовать заемщика, у банка существует высокий риск кредитования, поскольку недобросовестный заемщик может пойти на подлог документов, в том числе с помощью фиктивно организованной для этих целей структуры. Существенным недостатком данной методики, на наш взгляд, является отсутствие в ней расчета вероятности банкротства клиента. Кроме того, данная методика, несмотря на ее простоту, практически исключает возможность кредитования предпринимателя, начинающего свое дело.

В целом, подводя итоги исследований по методикам кредитования малого предпринимательства, можно сделать следующие выводы:

1. У исследованных коммерческих банков методики несовершенны и не отражают специфики работы малого предпринимательства.

2. Крайне слабо используются предложения Базель-ского комитета по банковскому надзору в части совершенствования оценки кредитного риска.

3. Все исследованные методики предполагают кредитование предпринимателей, имеющих уже достаточно развитый бизнес, оставляя без кредитования начинающий с «нуля» малый бизнес, поэтому возникает необходимость в разработке такой специальной методики, которая бы позволила решить эту проблему [6]. В настоящее время действуют организации,

осуществляющие поддержку малого предпринимательства. Однако для поддержки малого предпринимательства требуются новые инструменты: ассоциации банковских структур, специализированные агентства для малого бизнеса, кредитные ассоциации и товарищества, ассоциации институтов, предоставляющих кредитные гарантии, лизинговые структуры. Именно эти инструменты должны обязательно развиваться в регионах для повышения эффективности всех видов поддержки малого предпринимательства.

Наилучшая структура поддержки малого предпринимательства — бизнес-инкубаторы (либо аналогичные структуры), которые буквально «выращивают» малый бизнес. Причем деятельность бизнес-инкубатора должна быть максимально самоокупаемой. Самое главное — передать бизнес-инкубатору права единоличного организатора инфраструктуры поддержки малых предприятий, где бы не только регистрировались по принципу «одно окно», но и все необходимые консультации и ответы на возникающие вопросы предприниматели также получали бы в «одном окне».

Бизнес-инкубатор — объект инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющий поддержку предпринимателей на ранней стадии их деятельности (СМП). Главная услуга бизнес-инкубаторов — предоставление льготных площадей для развития бизнеса. В офисах есть абсолютно вся необходимая оргтехника, мебель, а также Интернет и телефонная связь. При этом арендная плата — всего 10 % от коммерческой цены. В бизнес-инкубаторе компания может находиться не более трех лет. Все это время арендная плата изменена не будет. Аналитики националь-

ного содружества бизнес-инкубаторов считают, что только комплексный подход к оказанию услуг является главным условием успешного развития малых предприятий на начальном этапе.

Ростовский - один из немногих бизнес-инкубаторов, который предоставляет «питомцам» бесплатные услуги по бухгалтерии и юридические консультации. Новошахтинский зональный бизнес-инкубатор (НЗБИ) появился в числе первых и был одним из самых мощных. На его базе делались первые попытки реализации комплексного подхода. Учебный, информационно-консалтинговый, сервисный центры и даже бизнес-парк - и все, что на первых порах могло пригодиться начинающему предпринимателю - находилось под крышей центра. По мере перехода на самофинансирование отдельных фирм, происходило их выделение из состава НЗБИ.

В 2007 г. на поддержку бизнес-инкубаторов из областного бюджета было выделено 8,5 млн руб.; 80 % этих средств пошло на капитальный ремонт и реконструкцию помещений Ростовского бизнес-инкубатора. Оставшаяся сумма была направлена на закупку компьютерной техники и оргтехники, программного обеспечения, офисной мебели, контрольно-кассовой техники и оборудования, необходимого для осуществления деятельности бизнес-инкубаторов. В 2008 г. объем финансовой помощи увеличился на 1,5 млн руб. [9].

В целях поддержки и развития субъектов малого предпринимательства в Ростовской области созданы и действуют восемь бизнес-инкубаторов, в том числе и Ростовский бизнес-инкубатор. В 2008 г. продолжилась реализация такой формы поддержки, как предоставление субсидий начинающим предпринимателям на организацию собственного дела [2].

Начинающим предпринимателем в данном случае признается субъект малого предпринимательства, срок предпринимательской деятельности которого со дня государственной регистрации не превышает 12 месяцев. Субсидии на оказание содействия организации собственного дела начинающим предпринимателям выделяются на возмещение части затрат, указанных в бизнес-плане начинающего предпринимателя, произведенных с момента государственной регистрации начинающего предпринимателя до момента регистрации заявки на предоставление субсидии. Субсидия предоставляется в размере 70 % от фактически произведенных затрат, но не более 200 тыс. руб.

Особенно важным направлением следует признать внедрение системы активного участия в малом и среднем бизнесе создаваемых венчур-

ных фондов. Должна действовать программа их поддержки через создание венчурных институтов, благоприятного климата для их возникновения и деятельности в регионах. Национальная система венчурного капитала должна включать корпорации и фонды венчурного капитала.

Предполагается, что система окажет содействие в формировании и использовании основных финансовых продуктов для малого бизнеса, позволяющих ему направлять долгосрочные сбережения на цели делового инвестирования при поддержке модели предоставления государственных гарантий. Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере распоряжается средствами в 1,6 млрд руб., направляемых из федерального бюджета на инвестирование предприятий всех отраслей [13].

В соответствии с Постановлением Правительства РФ, вступившим в силу 30 октября 2008 г. и расширяющим полномочия Правительства РФ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, Правительство РФ разрабатывает и реализует меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на их развитие, включая разработку и выполнение соответствующих ведомственных целевых программ в установленной сфере деятельности [1].

Венчурный фонд ВТБ осуществляет управление активами в размере 3 051 млн руб. Инвесторами фонда являются: 49 % - Российская венчурная компания, 51 % - частные инвесторы; инвестирование направляется в отрасли телекоммуникации, мультимедиа, тонкой химии, нефтедобычи, опто-электроники, нанотехнологий [17]. Фонд инвестирует только в компании, чья выручка через пять лет должна достигнуть не менее 250 млн руб. [5].

Московский венчурный фонд осуществляет управление активами в сумме 800 млн руб., инвесторами выступают: 25 % - федеральный бюджет, 25 % - региональный бюджет, 50 % - частные инвесторы. Средства фонда направляются на финансирование проектов в области информационных технологий, мультимедиа и связи, нанотехнологий, биотехнологии, освоение новых материалов [14].

Все предприятия, независимо от их размеров, тратят ресурсы (финансовые, временные, моральные) на преодоление административных барьеров, но для малых предприятий на единицу выпуска продукции (оказания работ, услуг) они намного выше, что значительно удорожает конечный продукт для покупателя (в том числе и государственного служащего).

Кроме того, создание действенного механизма государственного заказа для малых предприятий повысило бы не только жизнеспособность малого бизнеса, но и усилило бы конкуренцию, отсеяло наиболее жизнеспособные предприятия, повысило бы качество изготавливаемой продукции и оказываемых услуг, явилось бы стимулом для поддержания и совершенствования хозяйствования субъектов малого предпринимательства. С этой целью необходимо:

— пересмотреть эффективность существующих услуг для малого предпринимательства в области государственного заказа;

— обеспечить равные условия для предприятий при подготовке заявок на конкурс и совместное использование ресурсов;

— разработать меры по улучшению перспектив для малых субподрядчиков;

— развить практику открытого и простого государственного заказа между участниками контракта;

— улучшить информационное обеспечение в случае пороговых контрактов, предоставление информации об ответственных организациях, национальных правилах и европейских стандартах и технических требованиях в удобном формате;

— ускорить внедрение информационных технологий для обеспечения малых предприятий оперативной информацией о продукции и контрактах.

Проведенный анализ глобальных факторов развития мировой экономики позволяет дать оптимистический прогноз о жизнеспособности малого бизнеса в меняющихся производственно-технических, информационных и социально-экономических условиях как в сфере производства товаров, так и в сфере выполнения работ и оказания услуг [1].

Малое предпринимательство выделяется как самостоятельная сфера рыночной экономики, прежде всего, в связи со своеобразием решаемых ею задач. Предприятия этой сферы не только вносят значительный вклад в экономику государства в виде произведенных продуктов и услуг, но и представляют собой важнейший элемент инфраструктуры, обеспечивающий развитие и самосуществование рынка.

Премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что системный кризис в российской банковской сфере предотвращен путем оказания поддержки банковскому сектору в размере 4 трлн руб. Всего же на эти цели зарезервировали до 9 трлн руб. Финансовые ресурсы для предотвращения кризиса ликвидности были направлены в крупнейшие системообразующие банки: Сбербанк, ВТБ, Россель-

хозбанк, Газпромбанк. Также была проведена де-капитализация Россельхозбанка, выданы крупные субординированные кредиты сроком на 10 лет для Сбербанка, ВТБ. Все эти меры позволили избежать негативных процессов в финансовой системе, и это было сделано своевременно [16].

Значительные изменения произошли и в предложениях банков — в связи с принятием антикризисных мер продуктовые линейки сократились до минимума, процентные ставки увеличились в среднем до 24 — 25 % годовых. Многие банки перестали кредитовать вообще, а часть банков перестали предоставлять кредиты малому и среднему бизнесу, осуществляя только кредитование уже действующих заемщиков. Сейчас приоритетными являются клиенты, нуждающиеся в финансировании оборотных средств, а не заемщики, реализующие крупномасштабные инвестиционные проекты.

список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 г. № 753 г. Москвы «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Постановление Администрации Ростовской области от 23.03.2006 № 104 «О порядке использования средств областного бюджета на оказание содействия организации собственного дела начинающим предпринимателям» и приказ Министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области от 12.05.2008 № 89 «О составе независимых экспертов»

3. Давыдова Л. В., Будовская Л. А. Малое предпринимательство в реформируемой экономике: роль и значение // Финансы и кредит. 2007. № 13. С. 48 - 53.

4. Еремина А. Направление роста // URL:http://www. credit.ru.

5. Малый бизнес // Форбс. 2008. Июль. С. 75.

6. Меркушев А. Особенности методик кредитования малого бизнеса в финансовом предпринимательстве // Предпринимательство. № 1. 2007. С. 32 — 37.

7. Сбербанк нацелился на половину малого бизнеса в России // URL:http://www.lenta.ru.

8. Трушина Н. Как кризис отразится на МСБ // URL: http://www.credit.ru.

9. URL:http://www.161bank.ru.

10. URL:http://www.allmedia.ru.

11. URL:http://www.bankir.ru.

12. URL:http://www.dengi59.ru.

13. URL:http://www.fasie.ru.

14. URL:http://www.mosventure.ru.

15. URL:http://www.credit.rbc.ru.

16. URL:http://www.rg.ru — Владимир Путин: Банковская сфера преодолела системный кризис.

17. URL:http://www.vtb-am.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.