Научная статья на тему 'Роль банков в развитии российского малого бизнеса'

Роль банков в развитии российского малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2679
430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КРЕДИТОВАНИЕ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азманова Е.Г.

В статье проанализирована взаимосвязь банков и малого бизнеса. Отмечены повышенные кредитные риски при работе банков с предпринимателями. Сделан вывод о том, что в настоящее время существуют все предпосылки для того, чтобы малый бизнес занял соответствующее место в ряду перспективных отраслей банковского кредитования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль банков в развитии российского малого бизнеса»

Удк 336.71

роль банков в развитии российского малого бизнеса

В статье проанализирована взаимосвязь банков и малого бизнеса. Отмечены повышенные кредитные риски при работе банков с предпринимателями. Сделан вывод о том, что в настоящее время существуют все предпосылки для того, чтобы малый бизнес занял соответствующее место в ряду перспективных отраслей банковского кредитования.

Ключевые слова: банковская система, взаимодействие, кредитование, малый бизнес, государство.

Устойчивый экономический рост нашей страны во многом определяется активным участием банковской системы в инвестиционном процессе и, прежде всего, в кредитовании реального сектора экономики. В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о необходимости всемерного поддержания реального сектора экономики (в том числе малого и среднего бизнеса) как со стороны хозяйствующих субъектов, инвестирующих средства, так и со стороны законодательной и исполнительной власти. Для этого государство, которое в настоящее время не может в необходимой мере помочь малому бизнесу материально, должно создать организационные и правовые условия для формирования и нормального функционирования данных предприятий, так как малый бизнес для развития рыночной экономики имеет огромное значение. Высокий уровень развития малого предпринимательства способствует поддержанию здоровой конкуренции в экономике, формирует новый социальный слой общества — средний класс. Наряду с государством важную роль в становлении и развитии российского предпринимательства должен играть и банковский сектор.

В 2008 г. российская банковская система столкнулась с серьезными трудностями, подверглась испытанию мировым финансовым кризисом. В 2009 г.

Е. Г. АЗМАНОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела E-mail: eazmanova@yandex.ru Саратовский государственный социально-экономический университет

банковский сектор функционировал в жестких условиях последствий данного кризиса. Коммерческие банки получили не только материальный ущерб, пострадала банковская ликвидность, репутация, многие кредитные организации столкнулись с оттоком вкладчиков, неплатежеспособностью заемщиков. В результате число банковских учреждений в Российской Федерации сократилось с 1 136 (на 01.01.2008) до 1 108 ед. (на 01.01.2009). На 01.01.2010 количество коммерческих банков составило 1 058 ед. [1], что свидетельствует о наличии тенденции к снижению количества кредитных организаций. Данная ситуация, естественно, негативно сказывается на тех направлениях банковской деятельности, которые находятся в стадии зарождения. К таким направлениям, прежде всего, можно отнести и работу с малым бизнесом.

Развитие и поддержка предпринимательства не первый год является одним из приоритетных направлений государственной политики. Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Правительство РФ декларирует всемерную помощь и поддержку формирующемуся слою предпринимателей. Однако, несмотря на прилагаемые усилия, количество малых предприятий практически во всех федеральных округах уменьшается (см. таблицу) [2, 3].

Факт сокращения количества малых предприятий можно объяснить различными причинами. Прежде всего, это наличие административных барьеров, препятствующих появлению новых и расширению деятельности действующих предприятий. Также отрицательно влияет на деятельность предпринимателей налоговое бремя, тяжесть которого из года в год не становится меньше. Для малого

количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам российской Федерации, ед.

Зарегистрированные малые

предприятия на 01.04.2010 (в расчете

Федеральный округ на 100 тыс. чел. населения*)

Количество Прирост (сокращение) за период с 01.04.2009 по 01.04.2010 В % от среднего количества по РФ

РФ, всего 154,7 -5,6 100,0

Центральный 184,1 -12,9 119,0

Северо-Западный 230,5 -0,5 148,9

Южный 129,7 -26,0 83,8

Северо-Кавказский 62,5 -3,3 40,4

Приволжский 157,6 1,5 101,8

Уральский 116,6 4,3 75,3

Сибирский 128,0 -3,0 82,7

Дальневосточный 154,0 7,2 99, 6

* Исходя из численности населения на 01.01.2010.

бизнеса необходимо создавать и поддерживать условия оптимального функционирования, всемерно поощрять предпринимательские инициативы. Только тогда малый бизнес займет надлежащее ему место в экономике, что, несомненно, принесет свои положительные результаты.

Одним из основных факторов реализации экономического потенциала малых предприятий является стабильная возможность получения кредитов для финансирования текущей деятельности и инвестиционных проектов. Малый бизнес не требует значительных вложений для становления и развития, но на отдельных этапах своей деятельности предприятия не способны функционировать без заемных средств.

Отсутствие доступных источников финансирования, в том числе и кредита, нельзя считать единственной причиной возникновения негативных тенденций в развитии российского предпринимательства. Отрицательное влияние оказывают общая экономическая нестабильность в стране, объективная слабость финансовой системы, административные барьеры, высокие налоги, отсутствие реального протекционизма со стороны государства, инфляция. Однако обеспечение потребности малых фирм в кредите является обязательной предпосылкой для формирования современной модели малого бизнеса.

Важнейшая роль коммерческих банков в развитии малого бизнеса объясняется тем, что для малых предприятий получить финансовые средства из других источников достаточно сложно. Как показывает практика, малые предприятия практически не используют в качестве института внешнего финансирования фондовый рынок из-за высокой степени недоверия к нему. Коммерческий кредит также не способен эффективно

решать финансовые проблемы предпринимателей. Вследствие слабой конкурентной позиции основной массы малых предприятий на товарных рынках они гораздо чаще реализуют собственные товары и услуги с отсрочкой платежа, чем получают кредиты от своих поставщиков. Следовательно, кредит становится основным и практически единственным вариантом внешнего финансирования.

На данное время в Российской Федерации на первый план вышли проблемы, связанные с существенным отставанием кредитно-финансовой системы от требований рыночной экономики. Российский кредитный рынок характеризуется институциональной неразвитостью, ограниченным набором используемых финансовых инструментов и услуг, отсутствием эффективных правовых механизмов, гарантирующих реализацию имущественных интересов участников кредитной сделки. Ориентация банков на работу с финансовыми инструментами в ущерб кредитованию производства приводит к сокращению объемов кредитования реального сектора экономики, в том числе малого бизнеса. На рынке ссудных капиталов преобладает предложение кредитных ресурсов на короткий срок, что ограничивает инвестиционные возможности предприятий. Кроме того, банки, обладающие кредитными ресурсами, но напуганные кризисом, пытаются найти «идеальных» заемщиков, минимизировать риски за счет работы только с первоклассными клиентами. В результате получается замкнутый круг. В этих условиях проблема ограниченного доступа к кредитам является общей для всех категорий хозяйствующих субъектов, но наиболее остро она проявляется в малом бизнесе.

В странах с развитой рыночной экономикой особая роль в финансово-кредитном обеспечении малого бизнеса принадлежит государству В Российской Федерации, наряду с принятием Федеральных законов от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»1 и от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», также была создана система кредитования предпринимательства, однако вследствие ограниченности бюджетных средств и неэффективности применяемого механизма кредитования она пока не оказывает существенного влияния на укрепление финансовой базы малых предприятий.

Учитывая сказанное, актуальность рассмотрения вопросов, связанных с повышением эффективности взаимодействия банковской системы и мало-

1 Документ утратил силу.

го предпринимательства, очевидна. В современных условиях коммерческие банки вынуждены обратить внимание на малый бизнес, так как получение дополнительной прибыли и выход на новые рынки сбыта банковских продуктов являются основными направлениями политики любого банка.

Принимая во внимание опыт зарубежного предпринимательства, можно прийти к выводу, что финансово-кредитная помощь малому бизнесу в разных странах осуществляется по-разному, но обязательно при определенном участии правительственных органов, будь то прямое льготное субсидирование, гарантии займов, получаемых от частных банков, или льготное налогообложение.

Применительно к Российской Федерации одной из причин многолетней стагнации малого бизнеса можно назвать отсутствие единой и действенной системы кредитной поддержки предпринимательства. Также следует отметить, что малое предпринимательство постоянно сталкивается со множеством трудностей, которые заставляют его действовать сообразно складывающейся ситуации и нередко вне правового поля, придумывать хитроумные схемы занижения налогов или вовсе уклоняться от их уплаты.

Резкое ухудшение финансового положения малых предприятий, возникшие трудности с доступом к кредитно-финансовым ресурсам связаны в немалой степени с кризисом 2008 г. В этот период продолжился процесс «ухода» с легального рынка большого числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, ужесточились административно-бюрократические барьеры. Следствием этого явилось сокращение числа малых предприятий в Российской Федерации. Страна вновь оказалась отброшенной назад в решении этого вопроса.

Однако в посткризисный период развития экономики сложились весьма благоприятные условия для развития малого предпринимательства. Но именно в этот момент малый бизнес оказался «отрезанным» от кредитных источников финансирования, необходимых не только для пополнения оборотных средств предприятий, но и для долговременных вложений в приобретение и модернизацию основных фондов. Чем же это вызвано?

Система кредитования малого бизнеса в Российской Федерации ничем не выделяется на фоне крайне слабо развитой финансово-кредитной инфраструктуры в целом. Многие банки просто «переполнены» деньгами, но в реальности кредитованием малого предпринимательства занимается чрезвычайно ограниченное число такого рода учреждений. Анализируя деятельность кредитных

организаций, действительно занимающихся кредитованием бизнеса, можно выделить следующие основные виды кредитных продуктов:

— овердрафт;

— проектное финансирование;

— коммерческий кредит;

— товарный кредит;

— коммерческая ипотека;

— венчурное финансирование;

— кредит на открытие бизнеса;

— кредит на развитие бизнеса;

— кредит на покупку основных средств;

— бизнес-кредит и т. д.

Естественно, что доля каждого вида выдаваемых кредитов в общем объеме кредитования предпринимательства — разная. Наиболее популярные и часто выдаваемые кредиты — это овердрафт, коммерческий и товарный кредиты, кредиты на открытие и развитие бизнеса, покупку основных средств. Проектное, венчурное финансирование, коммерческая ипотека относятся к разряду кредитов, выдаваемых реже. В целом же объем кредитования малого бизнеса в 2009 г. составил 2,648 трлн руб.2.

Исследуя конкретные условия предоставления кредитов предпринимателям, можно прийти к выводу, что преимущественный срок кредитования в 2009 г. и в I полугодии 2010 г. составлял от 12 до 36 мес., средняя сумма кредита составляла от 150 000 в рублях, от 4 000 в долларах США и от 3 000 в евро, а процентная ставка — от 20 % годовых в рублях и от 14 % годовых в иностранной валюте3.

Несмотря на активную работу отдельных российских банков с сектором малого предпринимательства, их влияние на положение дел в сфере поддержки бизнеса невелико. Заставить работать свободные финансовые средства коммерческих банков для развития малого бизнеса сложно по ряду причин:

1) отсутствие у малых предприятий достойного обеспечения кредита. Это обстоятельство объясняется тем, что чаще всего малый бизнес создавался на основе частной инициативы граждан. Малый бизнес, как правило, не имел отношения к приватизации и не получил средства бывших государственных предприятий;

2) дороговизна кредитных ресурсов;

3) сложности с залоговым обеспечением кредита. Личное имущество (автомобили, квартиры) предприниматели не рискуют отдавать в залог;

2 Банковские услуги малому бизнесу. URL: http://www. raexpert.ru.

3 Расчет проводился по данным официальных сайтов анализируемых банков.

4) банки предпочитают кредитовать предприятия, которые имеют постоянный и стабильный оборот, который им нужно продемонстрировать. Кредитору необходимы хорошие показатели деятельности заемщика, а малые предприятия, и это не секрет, нередко скрывают свои доходы в целях снижения налогов, и по этой причине банки не торопятся с предоставлением кредита.

Однако, несмотря на эти сложности, малые предприятия являются одними из самых дисциплинированных заемщиков. Возврат кредитов у данного сектора экономики близок к 100 %. С точки зрения банкиров, позитивными особенностями предпринимательства являются:

- относительно короткие сроки окупаемости ссуд (из-за ускоренной оборачиваемости оборотных средств);

- способность быстро реагировать на изменяющуюся рыночную конъюнктуру. Крупные предприятия, в основном, нуждаются в кредитах инвестиционного характера и не всегда могут оперативно оценить новую экономическую ситуацию в стране.

В свою очередь, малые предприятия из-за невозможности содержания в своем штате высококвалифицированных специалистов в области менеджмента, маркетинга и т. д. нуждаются не только в кредитных, но и в информационных и консультационных услугах обслуживающего банка.

Таким образом, привлекательные для банка черты малого предпринимательства существуют. Однако малый бизнес является и достаточно рискованным сегментом приложения кредитных услуг. Экономический риск в сфере малого предпринимательства выше, а жизненный цикл короче, чем у крупных предприятий (данное утверждение справедливо как для переходной экономики, так и для экономики развитых стран). Для финансово-кредитных институтов это служит объективной предпосылкой отнесения малого предприятия к категории наиболее рисковых заемщиков. Уровень кредитного риска при работе с малыми предприятиями возрастает из-за отсутствия у большинства из них опыта взаимодействия с финансовыми институтами по вопросу привлечения заемных ресурсов и, соответственно, репутации на кредитном рынке.

Малое предприятие является ненадежным заемщиком также в силу недостаточной диверсификации деятельности (как правило, оно ориентировано на единственный рынок и работает с ограниченным числом клиентов). В данной ситуации негативное изменение рыночной конъюнктуры или потеря одного крупного клиента может поставить малое пред-

приятие в крайне тяжелое финансовое положение. Данный фактор наиболее опасен для предприятий, которые являются поставщиками какого-либо крупного предприятия. Сбой в деятельности крупного партнера приводит к разорению малого. Поскольку рентабельность малых предприятий, как правило, ниже, чем среднеотраслевая, их объективная кредитная потребность выражается в сравнительно дешевом кредите. Фактором, препятствующим удовлетворению этой потребности, является высокий кредитный риск, возникающий при кредитовании малого предприятия (прежде всего, имеется в виду риск непогашения суммы основного долга). Как следствие, финансовые институты склонны выдавать малому предприятию ссуды под завышенный процент и требовать дополнительных гарантий.

При кредитовании банками предприятий малого бизнеса большую роль играет неуверенность кредитора в том, что должник будет в состоянии выполнить свои обязательства в соответствии со сроками и условиями кредитного соглашения. Чем же это может быть вызвано?

Во-первых, неспособностью предпринимателя создать твердый будущий денежный поток. Это связано с неустойчивостью малого бизнеса в новых экономических условиях и высокой степенью банкротства.

Во-вторых, неуверенностью банка в будущей стоимости и качестве (ликвидности и возможности продажи на рынке) залога под выданный кредит.

В-третьих, кризисами в деловой репутации заемщика. Специфика малых предприятий заключается в легкой смене сфер деятельности, что подвергает банк дополнительному кредитному риску.

Кредитный риск в одинаковой степени присущ как банкам, так и предпринимателям, и может быть связан с вероятностью спада производства или спроса на продукцию определенной отрасли, невыполнением по каким-то причинам договорных отношений, трансформацией видов ресурсов (чаще всего по сроку) и форс-мажорными обстоятельствами.

Риск кредитования предприятий малого бизнеса может возникнуть по причине:

1) высокого уровня банкротства предприятий малого бизнеса. Это происходит в силу того, что данные предприятия работают в основном в сфере обращения, где сильно развита конкуренция;

2) слишком короткого срока кредитования. Многие предприятия не успевают отработать краткосрочный кредит и вынуждены перекреди-товываться, что также приводит к разорению и невозвращению кредитов.

Работа с предпринимателями требует от банковских специалистов особой внимательности. Например, анализируя кредитоспособность потенциального заемщика, банк должен выяснить финансовое положение фирмы. Для банка это сделать бывает весьма проблематично по следующим причинам:

— во-первых, многие малые предприятия являются вновь созданными и не имеют кредитной истории;

— во-вторых, предприятия чаще всего искажают бухгалтерские данные для «ухода» от налогообложения;

— в-третьих, для малого предприятия характерен короткий жизненный цикл, который не позволяет ему заработать репутацию на кредитном рынке, так называемую «кредитную историю». Действительно, малое предпринимательство во многих случаях разоряется. Это происходит из-за низкой экономической образованности руководителей данных фирм. Неправильно выбранная сфера деятельности, недооценка конкурентов наряду с переоценкой собственных возможностей, неумение правильно рассчитать экономический эффект деятельности — вот главные причины банкротства малых предприятий. Повышение экономической культуры, получение руководителями и работниками специальных знаний в выбранной области деятельности поможет продлить жизненный цикл малого предприятия. Однако даже предприятия, которые имеют в банке кредитную историю и устойчивое финансовое положение на рынке, нередко сталкиваются с проблемой получения кредита в банке;

— в-четвертых, ориентация на локальные рынки сбыта и ограниченное число партнеров делают предприятие неустойчивым к изменениям внешней среды, следовательно, повышают риск для кредиторов.

Повышенные риски при кредитовании малого бизнеса особенно неблагоприятно сказываются на его инвестиционном финансировании: если предпринимателям доступ к краткосрочным займам возможен хотя бы из неформальных источников ссудного капитала (средства друзей и знакомых, ростовщический кредит), то рынок инвестиционных кредитов для малых предприятий практически закрыт.

Одним из методов минимизации кредитных рисков банка в сфере малого бизнеса является осуществление мониторинга данной категории заемщиков. В систему мониторинга должно входить наблюдение за малым предприятием (или частным предпринимателем). Наблюдение осуществляется как в процессе рассмотрения кредитной заявки, так и в процессе выдачи, использования и пога-

шения кредита, т. е. в течение всего срока действия кредитного договора. Если предприятие является постоянным клиентом банка по расчетно-кассовому обслуживанию и другим видам услуг, то целесообразно осуществлять наблюдение за текущей деятельностью предприятия и после погашения кредита. Это позволит минимизировать кредитный риск и ускорить процесс принятия решения о выдаче кредита, если данное предприятие будет вновь нуждаться в кредитных ресурсах.

Таким образом, можно сказать, что при кредитном взаимодействии коммерческого банка с малым бизнесом снижать уровень кредитного риска необходимо и тем, и другим.

Малому бизнесу нужно выходить из тени, зарабатывать достойную кредитную историю, быть добросовестным заемщиком, и тогда для предпринимателей будут открыты все рынки кредитных ресурсов (как коротких денег, так и инвестиционных).

Коммерческим банкам, в свою очередь, необходимо не бояться работать с малым бизнесом, так как за этим сектором экономики — будущее и огромные перспективы развития. Банки должны разрабатывать цивилизованные программы кредитования малого бизнеса и в этих программах учитывать различные методы минимизации кредитного риска.

Конечно, нельзя связывать негативные тенденции в развитии малого бизнеса в Российской Федерации только с отсутствием у него доступа к кредитным ресурсам. Отрицательное влияние оказывают и факторы административного давления, высокие налоги и многие другие причины. Однако тесное взаимодействие предпринимателей с кредитными институтами — прямой путь к формированию современного, цивилизованного малого бизнеса.

Список литературы

1. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2009 г. URL: http//www.cbr. ru.

2. Сайдуллаев Ф. С., Шестоперов А М. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2009 г.: ежеквартальный информационно-аналитический доклад. Май 2010 г. URL: http//www.nisse.ru.

3. Сайдуллаев Ф. С., Шестоперов А. М. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе—марте 2010 г.: ежеквартальный информационно-аналитический доклад. Июль 2010 г. URL: http//www.nisse.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.