Научная статья на тему 'Роль Банка России в регулировании финансового рынка в условиях санкционной политики со стороны недружественных государств'

Роль Банка России в регулировании финансового рынка в условиях санкционной политики со стороны недружественных государств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Центральный Банк РФ / финансовая система / финансовый рынок / валютный рынок / страховой рынок / национальная и экономическая безопасность / страхование вкладов / риски / угрозы / устойчивость государства / санкционная политика / защита прав и законных интересов инвесторов / квалифицированные и неквалифицированные инвесторы / недружественные страны / Central Bank of the Russian Federation / financial system / financial market / foreign exchange market / insurance market / national and economic security / deposit insurance / risks / threats / state stability / sanctions policy / protection of the rights and legitimate interests of investors / qualified and unqualified investors / unfriendly countries

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александр Борисович Быля

В статье анализируются современное состояние финансового рынка как одного из важнейших элементов финансовой системы. Исследованы пути и возможности дальнейшего развития финансового рынка в условиях жесткой санкционной политики многих государств в отношении Российской Федерации. В статье указаны пути дальнейшего совершенствования финансового рынка как одного из важнейших институтов, обеспечивающих национальную и экономическую безопасность. Отмечается, что большая роль в регулировании финансового рынка отводится Центральному Банку РФ как мегарегулятору финансовых рынков. В работе также указаны отдельные сегменты финансового рынка, которые являются первостепенными для государства и в наибольшей степени требуют модернизации и по замыслу государства будут способствовать обеспечению достойного уровня жизни населения. Проанализированы основные приемы и способы регулирования на финансовом рынке, делается вывод о том, что для достижения развития основных институтов финансового рынка необходимо обеспечить экономическую безопасность субъектов отечественного финансового рынка, что является актуальной задачей государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the Bank of Russia in regulating the financial market in the context of sanctions policy from unfriendly states

The article analyzes the current state of the financial market as one of the most important elements of the financial system. The ways and possibilities of further development of the financial market in the conditions of the strict sanctions policy of many states in relation to the Russian Federation have been studied. The article indicates the ways of further improvement of the financial market as one of the most important institutions that ensure national and economic security. It is noted that a large role in the regulation of the financial market is assigned to the Central Bank of the Russian Federation as a mega-regulator of financial markets. The paper also identifies certain segments of the financial market that are of paramount importance for the state and require modernization to the greatest extent, and which, according to the state’s plan, will contribute to ensuring a decent standard of living for the population. The main techniques and methods of regulation in the financial market are analyzed and it is concluded that in order to achieve the development of the main institutions of the financial market, it is necessary to ensure the economic security of the subjects of the domestic financial market, which is an urgent task of the state.

Текст научной работы на тему «Роль Банка России в регулировании финансового рынка в условиях санкционной политики со стороны недружественных государств»

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кугафина (МПОА)

Александр Борисович БЫЛЯ,

доцент кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук bylya_alex@mail.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Роль Банка России в регулировании финансового рынка в условиях санкционной политики со стороны недружественных государств

Аннотация. В статье анализируются современное состояние финансового рынка как одного из важнейших элементов финансовой системы. Исследованы пути и возможности дальнейшего развития финансового рынка в условиях жесткой санкционной политики многих государств в отношении Российской Федерации. В статье указаны пути дальнейшего совершенствования финансового рынка как одного из важнейших институтов, обеспечивающих национальную и экономическую безопасность. Отмечается, что большая роль в регулировании финансового рынка отводится Центральному Банку РФ как мегарегулятору финансовых рынков. В работе также указаны отдельные сегменты финансового рынка, которые являются первостепенными для государства и в наибольшей степени требуют модернизации и по замыслу государства будут способствовать обеспечению достойного уровня жизни населения. Проанализированы основные приемы и способы регулирования на финансовом рынке, делается вывод о том, что для достижения развития основных институтов финансового рынка необходимо обеспечить экономическую безопасность субъектов отечественного финансового рынка, что является актуальной задачей государства. Ключевые слова: Центральный Банк РФ, финансовая система, финансовый рынок, валютный рынок, страховой рынок, национальная и экономическая безопасность, страхование вкладов, риски, угрозы, устойчивость государства, санкционная политика, защита прав и законных интересов инвесторов, квалифицированные и неквалифицированные инвесторы, недружественные страны.

DOI: 10.17803/2311-5998.2023.107.7.166-174

© Быля А. Б., 2023

Alexander B. BYLA, Associate Professor of Department in Financial Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Cand. Sci. (Law) bylya_alex@mail.ru 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 The role of the Bank of Russia in regulating the financial market in the context of sanctions policy from unfriendly states Abstract. The article analyzes the current state of the financial market as one of the most important elements of the financial system. The ways and possibilities of further development of the financial market in the conditions

"7^ЕСТНИК Быля А. Б. 1CZ-7

я УНИВЕРСИТЕТА Роль Банка России в регулировании финансового рынка в условиях |ц/

имени o.e. кугафина(мгюА) санкционной политики со стороны недружественных государств

of the strict sanctions policy of many states in relation to the Russian Federation have been studied. The article indicates the ways of further improvement of the financial market as one of the most important institutions that ensure national and economic security. It is noted that a large role in the regulation of the financial market is assigned to the Central Bank of the Russian Federation as a mega-regulator of financial markets. The paper also identifies certain segments of the financial market that are of paramount importance for the state and require modernization to the greatest extent, and which, according to the state's plan, will contribute to ensuring a decent standard of living for the population. The main techniques and methods of regulation in the financial market are analyzed and it is concluded that in order to achieve the development of the main institutions of the financial market, it is necessary to ensure the economic security of the subjects of the domestic financial market, which is an urgent task of the state. Keywords: Central Bank of the Russian Federation, financial system, financial market, foreign exchange market, insurance market, national and economic security, deposit insurance, risks, threats, state stability, sanctions policy, protection of the rights and legitimate interests of investors, qualified and unqualified investors, unfriendly countries.

Финансовый рынок — это место распределения капитала, кровеносная система экономики любого государства. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»1 Центральный Банк РФ разрабатывает основные направления деятельности по развитию финансового рынка Российской Федерации и вместе с Правительством РФ реализует политику обеспечения стабильного развития финансового рынка.

ЕХш

Одним из главных документов в сфере развития финансовых рынков на сего> оо

2 Данный документ гЧГП

дняшний день являются Основные направления развития финансового рынка £ Шд

Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов2. Данный документ стратегического планирования развития финансовых рынков в число направлений включает содействие цифровизации, внедрение новых технологий, дальнейшее <

развитие всех сегментов финансового рынка. X ^

Необходимо отметить, что на сегодняшний день рынок ценных бумаг (РЦБ) О

является ключевым сегментом финансового рынка. По состоянию основных биржевых индексов можно следить за экономической ситуацией в стране, настрое- X ниями и ожиданиями инвесторов и тенденциями на рынке капитала определен- X ной страны. Именно на биржах происходит перераспределение капитала. РЦБ а^а призван выполнять ряд определенных функций, таких как: Л □ Н

1) финансовое перераспределение денежных ресурсов в наиболее эффек-

тивные сферы экономики, финансовое посредничество; Ырп

о ЕО

1 Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О Центральном банке

Российской Федерации (Банке России)» // СПС «КонсультантПлюс». О, и

2 URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/143773/onfr_2023-2025.pdf. шЕНИЙ

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

2) создание централизованного капитала путем объединения множества частных капиталов;

3) повышение степени концентрации капитала путем капитализации прибыли предприятия3.

В условиях непростой экономической ситуации РЦБ является основным инструментом развития и капитализации бизнеса, некоторых секторов экономики, а также используется государством для привлечения средств посредством выпуска различных государственных ценных бумаг. С целью дальнейшего развития и регулирования финансового рынка в 2013 г. на базе Банка России был создан мегарегулятор финансового рынка, к которому перешли отдельные полномочия Министерства финансов РФ, Правительства РФ и ряда других органов. Совершенствование финансового регулирования и надзора за финансовым рынком неизбежно воздействует на состояние финансовой стабильности, в том числе из-за создания новых возможностей по профилактике и анализу потенциальных угроз. Заместитель председателя Банка России, профессор А. Г. Гузнов выделяет следующие преимущества4 создания мега-регулятора на базе Банка России:

1) в сфере развития финансовых рынков и международного финансового центра:

— ускорение процедуры принятия нормативных актов за счет отсутствия необходимости межведомственных согласований и повышение их качества;

— формирование целостной стратегии развития финансового сектора;

— устранение дублирования отчетности ФСФР и Центрального банка РФ;

2) в области ресурсов и эффективности:

— увеличение ресурсов, позволяющее привлекать и сохранять высококвалифицированный персонал;

— максимальная экономия средств федерального бюджета;

— создание единого информационного комплекса баз данных Центрального банка РФ и ФСФР;

— минимизация затрат за счет объединения административно-хозяйственных функций5.

Объединение полномочий некоторых органов государственной власти, безусловно, минимизирует административные издержки, дает возможность с большей эффективностью реагировать на разного рода сложности, возникающие в процессе регулирования финансового рынка. Последующее активное развитие финансового рынка нельзя представить без регулярного осуществления контрольных и надзорных процедур. Главным объектом контроля, регулирования и надзора в финансовом секторе являются некредитные организации.

3 Финансы, денежное обращение и кредит : учебник для вузов / Л. А. Чалдаева [и др.] ; под ред Л. А. Чалдаевой. 4-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2023. С. 134—136.

4 Рождественская Т. Э., Гузнов А. Г. Публичное банковское право : учебник для магистров М. : Проспект, 2016. С. 95.

5 Гузнов А. Г., Рождественская Т. Э. Регулирование, контроль и надзор на финансовом

рынке в Российской Федерации : учебное пособие для вузов. 3-е изд. М. : Юрайт, 2023. С. 243.

"7^ЕСТНИК Быля А. Б.

У) УНИВЕРСИТЕТА Роль Банка России в регулировании финансового рынка в условиях

имени o.e. кугафина(мгюА) санкционной политики со стороны недружественных государств

Также Центральный банк проводит контрольно-надзорные мероприятия в отношении субъектов страхового дела6. Осуществление такой политики создает благоприятную инвестиционную среду в финансовом секторе экономике страны. Различные субъекты финансового рынка будут готовы вкладывать денежные средства в различные сферы при условии получения соответствующих гарантий реализации их законных прав как потенциальных инвесторов. При этом Банк России неизбежно сокращает количество нарушений в области корпоративного управления акционерным обществом путем проведения надзорных мероприятий.

Еще одним немаловажным аспектом деятельности ЦБ РФ является осуществление контроля и надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Это также является важным элементом механизма регулирования финансового рынка. Одним из основных требований Банка России по допуску профессиональных участников рынка ценных бумаг является наличие лицензии Банка России. Также Банк России использует такой механизм регулирования, как аттестация. Например, деятельность специалистов финансового рынка (инвестиционных советников) возможна только после прохождения аттестации в организации, аккредитованной Банком России. Реестр аттестованных лиц ведется Банком России.

Помимо этого, Закон о рынке ценных бумаг7 устанавливает возможность получения статуса квалифицированного инвестора физическим лицом и, как следствие, расширение доступа к различным финансовым инструментам (ст. 51.2 Закона). К квалификационным требованиям относят стоимость активов физического лица, опыт работы, непосредственно связанный с совершением сделок с финансовыми инструментами, подготовкой индивидуальных инвестиционных рекомендаций. Размер финансовых активов устанавливается нормативными актами Банка России, как и требования к опыту работы.

Неквалифицированные инвесторы также не остались без внимания Централь- Т Р

ного банка РФ. С целью защиты прав такого вида инвесторов Банк России уста- Ы^В

новил критерии тестирования, обязательного для прохождения неквалифициро- KQO

ванными инвесторами перед покупкой сложных финансовых инструментов, таких >Ш§

как фьючерсы, структурные ноты, или в случае, если физическое лицо изъявило желание приобрести высоковолатильный инструмент иностранного эмитента8. Н 0 Е

Банк России проводит активную политику по защите прав и интересов инве- ЫЕ <

сторов, что повышает уровень защищенности и осведомленности непрофес- X АИ

сиональных участников РЦБ. Банк России повышает уровень стабильности на финансовом рынке путем проведения комплекса мероприятий по регулированию, 1 jB

контролю и надзору в финансовой сфере, путем издания обязательных к испол- X уН

нению нормативных актов. X jE

--ЛОН

6 Гузнов А. Г., Рождественская Т. Э., Ситник А. А. Страховой надзор в Российской Феде- ю u I

U Q Л

рации : учебное пособие для магистратуры. М. : Норма ; Инфра-М, 2018. С. 119—126. ~l|TiO

7 Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // СПС «Гарант». ЫрП

8 Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получате- X JE ^

- OmU

леи финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организации в сфере НИО

финансового рынка, объединяющих брокеров (с изм.) // URL: https://www.cbr.ru/queries/ О, и

unidbquery/file/90002/30. ШЕНИЙ

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Нормативное регулирование можно разделить на два уровня: первый — правовое регулирование деятельности субъектов предоставления финансовых услуг, второй — правовое регулирование субъектов потребления финансовых услуг. Комплексный подход к нормативному регулированию позволит достичь высокого уровня защищенности финансового сектора экономики. Привлечение инвестиций в российскую экономику, обеспечение благоприятной инвестиционной среды, ее прозрачность позволяют повысить инвестиционную привлекательность, защитить интересы инвесторов, что, в свою очередь, отвечает интересам обеспечения экономической безопасности государства.

Также Банк России активно развивает регулирование национальной платежной системы. Обеспечение бесперебойной работы клиринговых центров и экосистемы национальной платежной системы в целом, развитие, привлечение к использованию большего числа клиентов национальной платежной системы также приводит к укреплению устойчивости экономики России. Это особенно важно в свете возрастающего давления на российскую экономику санкционной политики со стороны недружественных государств. Большим шагом в развитии национальной платежной системы явилось создание в 2014 г Национальной системы платежных карт (НСПК)9. Одной из перспективных областей развития НСПК является поддержание безопасности розничных платежных услуг и их независимости.

Законодательной базой развития НСПК стал Федеральный закон от 05.05.2014 № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"»10. Учитывая то обстоятельство, что на данный момент единственным акционером АО «НСПК» является Банк России, законодательство дает возможность участия в развитии данного стратегически важного элемента национальной платежной системы частных инвесторов.

НСПК объединяет множество банков, на базе инфраструктуры НСПК была создана Система быстрых платежей (СБП). Данная структура позволяет обмениваться финансовыми сообщениями и проводить различные транзакции денежных средств между кредитными организациями. На сегодняшний день к данной системе подключено более 200 банков. Предприниматели также активно начинают использовать СБП как метод оплаты товаров и услуг.

На рис. 1 представлены юридические лица и индивидуальные предприниматели, субъекты малого и среднего бизнеса, которые подключились к системе приема оплаты через СБП. К 2023 г. их количество увеличилось на 450 %. Это говорит о перспективности развития системы быстрых платежей и о высоком спросе на доступные платежные услуги со стороны бизнеса.

Создание национальной системы платежных карт обусловлено необходимостью формирования независимой и устойчивой к внешним потрясениям платежной системы, в первую очередь регулируемой и располагаемой внутри государства. Исходя из этого, на базе АО «НСПК» была создана платежная система «Мир». Жесткая санкционная политика со стороны США и Евросоюза, которая

9 См.: Артемов Н. М., Ситник А. А. Противодействие антироссийским санкциям в платежной и валютной сферах // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. № 6 (139). С. 48—62.

10 СЗ РФ. 2014. № 19. Ст. 2317.

™^ЕСТНИК

в Я УНИВЕРСИТЕТА

имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

Быля А. Б.

Роль Банка России в регулировании финансового рынка в условиях санкционной политики со стороны недружественных государств

171

Рис. 1. График подключений к СБП представителей бизнес-среды

началась в 2014 г, явилась сигналом к необходимости защиты рынка платежных услуг, так как на тот момент на российском рынке были в основном представлены иностранные платежные системы Mastercard, VISA, American express, UnionPay. Отсутствие отечественной национальной платежной системы неизбежно влечет большие последствия для экономической безопасности и независимости государства в случае серьезного ужесточения санкционного давления.

Данные опасения были не напрасны. В марте 2022 г. компании Mastercard, VISA объявили о приостановлении обслуживания банковских карт, выпущенных в России. Под удар попали миллионы россиян, но важным нюансом является то, что карты, выпущенные на территории России, продолжают свою работу по причине того, что они работают в рамках Национальной платежной системы. Однако сегодня прослеживается тенденция более активного использования карты «Мир», и доля выпуска банковских карт, работающих в рамках платежной системы «Мир», значительно возросла, что позволило многим субъектам финансового рынка сохранить свои денежные средства от влияния иностранных ограничительных мер.

Нельзя не отметить такой документ стратегического планирования, как Стратегия развития национальной системы платежных карт на 2019-2021 годы, разработанная Банком России и АО «НСПК»11. Так, в целях и приоритетах развития Стратегии прямо указано, что одним из направлений развития является поддержание национальной безопасности, надежности и бесперебойности розничных платежных сервисов нашей страны. Поддержание высокого уровня технической безопасности НПС стало важным направлением обеспечения экономической и национальной безопасности, так как позволяет в полной мере защитить как интересы государства с политической точки зрения, так и интересы рядового гражданина, заключающиеся в доступности платежных услуг и бесперебойности

11 Стратегия развития Национальной системы платежных карт // URL: https://www.nspk.ru/ upload/strategy.pdf (дата обращения: 01.03.2023).

п

ыхш ноо

> Оо

цГт

гп°"0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ндг

хал

У т О

>т>

т жи

ВНт

ютк

ТоК

Нта

т щк тио

is т о т т

ШЕНИЙ

в М УНИВЕРСИТЕТА

™ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

работы информационных платежных сервисов. Создание Национальной платежной системы и НСПК уже доказывает свою эффективность, государство совместно с Банком России успешно реализует политику по созданию и популяризации отечественных финансовых продуктов.

Отдельно в рамках данного исследования необходимо проанализировать приемы и способы, которые применяет мегарегулятор для сдерживания и минимизации последствий экономических кризисов и санкционной политики недружественных государств.

Финансовые кризисы — явление далеко не новое в истории различных государств. Они сопровождали технологический и экономический прогресс на протяжении долгого времени. Практики и видные представители науки научились профилактически обнаруживать некоторые предпосылки для возможного образования новых кризисных ситуаций, однако составить точный прогноз при анализе возможных экономических потрясений достаточно сложно.

Центральные банки многих государств призваны выводить сектор экономики из состояния экономической нестабильности, и Банк России не является исклю-

2022 год стал испытанием на прочность для российской финансовой системы. 2022 год ознаменовался началом специальной военной операции, что повлекло за собой невиданные ранее экономические последствия. Россия стала самой «засанкционированной» страной в мире (см. рис. 2)12. В большинстве своем санкции носили экономический характер, и основной удар пришелся именно на финансовый рынок России.

Ограничительные меры иностранных государств направлены на отдельные отрасли экономики России, в том числе входящие в сферу регулирования Банком России, а именно рынок банковских услуг, финансовый рынок, валютный рынок и др.

Основные усилия Банка России в условиях санкционной политики направлены на поддержание устойчивого развития национальной экономики, а также финансовой системы России. В рамках Стратегии национальной безопасности Банк России осуществляет необходимые мероприятия по укреплению национальной валюты, сокращению инфляционных процессов, обеспечению высокого уровня ликвидности банковской системы и созданию мер по обеспечению финансовой стабильности государства.

Важнейшим инструментом Банка России в условиях ужесточения санкционной политики со стороны недружественных государств является монетарная политика, включающая управление процентными ставками и контроль за денежной массой. В феврале 2022 г после начала специальной военной операции Банк России в экстренном порядке принял решение о

12 Панель мониторинга санкций в отношении России // URL: https://www.casteNum.ai/russia-sanctions-dashboard.

MeHMeM.

Russia Tops Sanctioned Countries

■ Before 22 February 2022 ■ Since 22 February 2022

14,000

12,000 I 10,000 I

8,000 I 6,000 I

Russia Iran Syria North Belarus Venezueklyanmar _Korea_

Рис. 2. График стран с максимальной санкционной нагрузкой на февраль 2022 г.

в

ЕСТНИК Быля А. Б.

УНИВЕРСИТЕТА Роль Банка России в регулировании финансового рынка в условиях |/J

имени o.e. кугафина(мгюА) санкционной политики со стороны недружественных государств

повышении ключевой ставки до 21 %. Главная цель такого повышения состояла в снижении давления на курс рубля в расчете на то, что возросшие доходности по рублевым инструментам с фиксированной доходностью будут предпочтительнее покупки валюты. Уже к концу года ключевая ставка снизилась до докризисных значений, что говорит об улучшении состояния экономики.

Резкое понижение индексов российского фондового рынка вынудило Банк России совместно с Московской биржей принять не очень популярное решение об ограничении торгов по множеству финансовых инструментов13. Это было обусловлено тем, что инвесторы склонны совершать сделки по операциям с ценными бумагами и на валютном рынке под сильным эмоциональным влиянием. Вместе с тем появилась необходимость взять перерыв для анализа ситуации и принятии неотложных мер по стабилизации ситуации на фондовом рынке.

В данном исследовании перечислены лишь некоторые меры, принятые Банком России в связи с беспрецедентной санкционной политикой западных государств. Однако даже эти меры позволяют говорить о том, что Банк России комплексно использует свои регулятивные инструменты, направляя их для решения задач сразу в нескольких отраслях. Банк России также активно работает с Президентом РФ, Правительством РФ и другими органами государственной власти для разработки и реализации стратегических, экономических мер, направленных на поддержание устойчивости российской экономики.

Важно отметить, что Банк России усиливает свою роль в международных финансовых отношениях, развивая сотрудничество с другими дружественными странами и международными организациями. Банк России также продолжает работу по планомерному совершенствованию НПС и поощрению использования национальной валюты в международных расчетах. Иран как стратегический союзник России стал одной из первых стран, с которой был налажен обмен финансовыми сообщениями на базе отечественной системы, созданной Банком России. ТР Преимуществом данной системы является независимость от санкций. Ы^В

Конкретные действия Банка России всегда зависят от конкретной ситуации и могут быть адаптированы в зависимости от изменения экономической и поли- >Ш§

тической обстановки. Успешность принимаемых мер Банком России достижима Лпт

только при взаимной, слаженной работе Президента РФ, различных государ- Н тт

ственных органов власти, представителей бизнеса. Центральный банк РФ активно ЫЕ <

разрабатывает меры по укреплению национальной валюты и созданию условий т ^

для стимулирования развития внутреннего рынка.

Резюмируя вышесказанное, констатируем, что Центральный банк РФ играет 1

на сегодняшний день ключевую роль в достижении и обеспечении стабильности т у1

финансового рынка и экономики России в условиях санкционной политики запад- т

ных стран и всеми мерами способствует укреплению экономической безопасности а^а

и независимости России, ее очевидному процветанию в будущем. Л т Н

Нта

т щк

нио

13 Информация об ограничениях торгов на Московской бирже. Пресс-релиз // URL: М^:// О, и

сЬг. ru/press/pr/?file=28022022_184526SUP_MEAS28022022_174625.html. Ш Е НИЙ

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Артемов Н. М., Ситник А. А. Противодействие антироссийским санкциям в платежной и валютной сферах // Актуальные проблемы российского права. —

2022. — Т. 17. — № 6 (139). — С. 48—62.

2. Гузнов А. Г., Рождественская Т. Э. Регулирование, контроль и надзор на финансовом рынке в Российской Федерации : учебное пособие для вузов. — 3-е изд. — М. : Юрайт, 2023. — 583 с.

3. Гузнов А. Г., Рождественская Т. Э., Ситник А. А. Страховой надзор в Российской Федерации : учебное пособие для магистратуры. — М. : Норма ; Инфра-М, 2018. — 160 с.

4. Рождественская Т. Э., Гузнов А. Г. Публичное банковское право : учебник для магистров. — М. : Проспект, 2016. — 448 с.

5. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник для вузов / Л. А. Чалдае-ва [и др.] ; под ред. Л. А. Чалдаевой. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт,

2023. — 434 с.

6. IMF. Indicators of Financial Structure, Development, and Soundness : Handbook. 2005 // URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/fsa/eng/pdf/ch02.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.