УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кутафина (МПОА)
Кирилл Александрович КАРПОВ,
аспирант кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Роль Банка России в регулировании и осуществлении надзора на рынке ценных бумаг
Аннотация. В статье проводится анализ рынка ценных бумаг как части финансового рынка Российской Федерации. Автор обращает внимание на различные точки зрения экономистов и представителей финансово-правовой науки нашей страны относительно места и роли рынка ценных бумаг в рамках финансового рынка. Также особо подчеркивается, что в законодательстве России нет единого понятия финансового рынка, как и определения рынка ценных бумаг. На основе проведенного исследования автор предлагает собственные понятия финансового рынка и рынка ценных бумаг. Кроме того, приводится систематизация субъектов рынка ценных бумаг. Особое внимание уделено генезису мегарегуляторов. Раскрываются особенности финансово-правового регулирования данных органов в зарубежных юрисдикциях. Уделяется внимание специфике финансово-правового регулирования рынка ценных бумаг Центральным банком РФ (Банком России). В статье анализируются различные виды и направления надзора Банка России на рынке ценных бумаг.
Ключевые слова: финансовый рынок, мегарегулятор, рынок ценных бумаг, биржа, виды надзора, Банк России, финансовые услуги, цифровые финансовые активы, розничные инвесторы, маркет-мейкер, порядок рассмотрения обращений.
DOI: 10.17803/2311-5998.2022.96.8.180-190
© К. А. Карпов, 2022
KIRILL A. KARPOV, postgraduate student of Department in Financial Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [email protected] 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 The role of the Central Bank of Russia in the regulation and the supervision of the stock market Abstract. The article analyzes the securities market as part of the financial market of the Russian Federation. The author draws attention to the different points of view of economists and representatives of the financial and legal science of our country regarding the place and role of the securities market within the financial market. It is also emphasized that in the legislation of Russia there is no single concept of the financial market, as well as the definition of the securities market. On the basis of the study, the author proposes his own concepts of the financial market and the securities market. In
"7^ЕСТНИК Карпов К. А. СЭЛ
я УНИВЕРСИТЕТА Роль Банка России в регулировании 1^5 1
имени o.e. кугафина(мгюА) и осуществлении надзора на рынке ценных бумаг
addition, the systematization of the subjects of the securities market is given. Particular attention is paid to the genesis of mega-regulators. The features of financial and legal regulation of these bodies in foreign jurisdictions are revealed. Attention is paid to the specifics of financial and legal regulation of the securities market by the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia). The article analyzes various types and directions of supervision of the Bank of Russia in the securities market. Keywords: Financial market, mega-regulator, securities market, stock exchange, types of supervision, Bank of Russia, financial services, digital financial assets, retail investors, market maker, procedure for considering applications.
Введение
В настоящее время роль и значение рынка ценных бумаг как части финансового рынка многократно возрастает. Эта тенденция связана со значительной трансформацией рыночных отношений. Развитие цифровизации позволяет дистанционно осуществлять различные операции на мировых финансовых площадках. В нашей стране данная ситуация привела к существенному увеличению числа розничных инвесторов. К примеру, только за март 2022 г. в Российской Федерации количество физических лиц, которые имеют брокерские счета, увеличилось на 753 тыс. человек — до 18,9 млн человек1.
В связи с этим необходимо отметить, что одна из главных целей регулирования и надзора на рынке ценных бумаг заключается в защите прав и законных интересов инвесторов и в превенции совершения правонарушений на этом рынке. Также необходимо дальнейшее совершенствование механизмов осуществления надзора на данном рынке в связи с санкциями и действиями «недружественных стран»2.
Понятие финансового рынка Российской Федерации
В современной науке финансового права отсутствует единая позиция по вопросу определения понятия финансового рынка и его структурных элементов. Представители экономической науки выражают мнение, что под финансовым рынком следует понимать систему отношений, которая возникает в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника3.
--m
1 В марте на Московской бирже открыли брокерские счета свыше 750 тыс. частных инвесторов // URL: https://www.moex.com/n46573 (дата обращения: 17.04. 2022).
2 Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия» // СПС «Гарант».
3 Ширшов Е. В., Петрик Н. И. Финансовый рынок : учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. q
М., 2016. С. 5. УЧЕНОГО
A. А. Суэтин отмечает, что финансовый рынок является местом, где осуществляется купля-продажа финансового капитала4. В то же время К. В. Рудый считает, что под финансовым рынком целесообразно понимать определенную совокупность рыночных экономических отношений и институтов, которые обеспечивают не только реализацию механизма мобилизации, но также и перераспределения финансовых ресурсов5. Более узкой трактовки финансового рынка придерживается Я. М. Миркин. Он считает целесообразным отождествление финансового и фондового рынка6.
Ю. С. Евлахова под финансовым рынком понимает систему экономических отношений, складывающуюся при аккумулировании и распределении денежных средств на основе двустороннего движения стоимости между участниками воспроизводственных отношений в соответствии с объективными рыночными законами и под воздействием методов и инструментов регулирования со стороны органов государственной власти и саморегулируемых организаций (далее — СРО)7.
Следовательно, исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что финансовый рынок является совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе обмена капиталов, выраженных в денежной форме (включая рынок ценных бумаг), регулирование которого осуществляется государством и соответствующими СРО.
Представители современной науки в области публичных финансов А. Г. Гуз-нов и Т. Э. Рождественская отмечают, что финансовый рынок является совокупностью экономико-правовых отношений8, возникающих между различными субъектами, включая финансовые организации, использующие денежные средства в качестве накопления (депозиты), кредита (займа), платежа, а также, что не менее важно, — ценные бумаги и производные финансовые инструменты (деривативы) для предоставления финансовых услуг9.
B. В. Чистюхин, рассматривая финансовый рынок как категорию финансового права, отмечает, что этот рынок является сложноструктурированной системой, которая включает в себя взаимосвязанные элементы, в том числе и рынок драгоценных металлов. Ученый также указывает, что под финансовым рынком понимается «особая сфера экономических отношений, которые складываются между государством, финансовыми организациями и потребителями финансовых услуг»10.
4 Суэтин А. А. Международный финансовый рынок. М. : КноРус, 2004. С. 28.
5 Рудый К. В. Финансы внешнеэкономической деятельности : учебное пособие. Минск : Высшая школа, 2004. С. 208—209.
6 Миркин Я. М. Финансовое будущее России: экстремумы, бумы, системные риски. М. : Geleos Publishing House ; Капитал Трейд Компани, 2011. С. 467.
7 Евлахова Ю. С. Понятие финансового рынка с позиций современной теории финансов // Финансовый журнал. 2011. № 3. С. 85.
8 Гузнов А. Г., Рождественская Т. Э. Публично-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации : монография. М. : Юрайт, 2017. С.11—41.
9 Финансовое право : учебник / отв. ред. Е. Ю. Грачева, О. В. Болтинова. 2-е изд., пере-раб. и доп. М. : Проспект, 2021. С. 425.
10 Чистюхин В. В. Финансовый рынок как категория финансового рынка // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021. № 9 (85). С. 118.
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. КупнЬина ГМПОА1
УНИВЕРСИТЕТА Роль Банка России в регулировании
имени o.e. кугафина(мгюА) и осуществлении надзора на рынке ценных бумаг
Следует отметить, что понятие финансового рынка и связанные с ним категории не нашли закрепления на нормативном уровне. В утратившем силу Федеральном законе от 23.06.1999 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» использовалось словосочетание «рынок финансовых услуг». Под ним понималась сфера деятельности финансовых организаций на территории Российской Федерации или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям11.
В Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» было введено в оборот понятие товарного рынка. Важно заметить, что в некоторых положениях данного нормативного правового акта встречается словосочетание «рынок финансовых услуг» (ч. 5, 5.2 и 5.4 ст. 32 указанного документа). Также финансовый рынок упоминается в Федеральном законе от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка»12 и в Федеральном законе от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»13.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: финансовый рынок является совокупностью общественных отношений (экономических, правовых и др.) по аккумулированию, распределению (перераспределению) и использованию денежных средств на рынке ценных бумаг, страховом рынке, рынке драгоценных металлов, в национальной платежной системе, на валютном и банковском рынках.
Рынок ценных бумаг как часть финансового рынка
Как было упомянуто ранее, значение рынка ценных бумаг в современном российском обществе возрастает. Увеличивается количество розничных инвесторов. Посредством применения цифровых технологий упрощается их взаимодействие с брокерами.
Учеными, представителями науки о публичных финансах уделяется значительное внимание проблемам финансово-правового регулирования рынка ценных бумаг как части финансового рынка14. Заметим, что общественные отношения в сфере рынка ценных бумаг являются составной частью предмета финансового права нашей страны.
11 Федеральный закон от 23.06.1999 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» // СПС «Гарант».
12 Федеральный закон от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в -д сфере финансового рынка» // Российская газета. 2015. № 157. ^
13 Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. № 17. Ст. 1918.
14 См, например: Бурова Д. В. Финансово-правовое регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012 ; Гузнов А. Г. Финансово-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2016 ; Бутурлин И. В. Финансово-
правовое регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации и Европейском □
союзе : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2020. УЧЕНОГО
Е. Ю. Грачева справедливо выделяет финансовые правоотношения, касающиеся регулирования рынка ценных бумаг и денежного обращения в качестве самостоятельного вида финансовых правоотношений15. Важно учитывать, что рынок ценных бумаг, являясь частью финансового рынка, многоаспектен. Он охватывает не только общественные отношения, рассматриваемые иными юридическими науками16 (конституционным, уголовным, гражданским правом и др.), но также является экономической категорией, которая регулируется в том числе и экономической наукой.
Перейдем к исследованию субъектного состава рынка ценных бумаг. Данному рынку присущ определенный состав участников (субъектов). К ним относятся не только органы публичной власти, обладающие властными полномочиями, но также и некредитные финансовые организации (далее — НФО) и физические лица.
Е. М. Андреева считает, что субъектами этого рынка являются лица, которые участвуют в общественных отношениях по эмиссии и обращению ценных бумаг17.
В. В. Чистюхин справедливо замечает, что участники рынка ценных бумаг могут быть классифицированы в зависимости от различных видов данного рынка. К примеру, по условиям обращения можно выделить участников первичного и вторичного рынка, по срочности реализации сделок выделяют участников спот-рынка и срочного рынка, по видам ценных бумаг — участников рынка долговых, долевых и производных ценных бумаг18.
Д. В. Бурова выделяет две основные группы субъектов на рынке ценных бумаг: субъекты, которые обладают властными полномочиями по отношению к иным участникам, и субъекты, которые подвергаются властному воздействию19.
На наш взгляд, всех субъектов рынка ценных бумаг можно разделить на пять основных групп, по следующим отличительным особенностям, а именно:
1) по правовому статусу:
— государства и органы местного самоуправления;
— правительственные и межправительственные органы (наднациональные органы и организации);
— физические лица;
— юридические лица;
2) в зависимости от принадлежности к субъектам, осуществляющим контроль и
надзор и сопутствующие функции на рынке ценных бумаг:
— Банк России;
— Минфин России;
15 Финансовое право / отв. ред. Е. М. Ашмарина, С. О. Шохин. М., 2009. С. 59.
16 Кутафин О. Е. Избранные труды : в 7 т. М. : Проспект, 2011. Т. 7 : Российский конституционализм : монография. С. 341.
17 Андреева Е. М. К вопросу о классификации субъектов рынка ценных бумаг // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2014. № 2 (23). С. 22—23.
18 Чистюхин В. В. Финансовый рынок как категория финансового рынка // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021. № 9 (85). С. 121.
19 Бурова Д. В. Финансово-правовое регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 10—11.
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. КупнЬина ГМПОА1
УНИВЕРСИТЕТА Роль Банка России в регулировании
имени o.e. кугафина(мгюА) и осуществлении надзора на рынке ценных бумаг
— ФНС России;
— Федеральное казначейство и др.;
3) в зависимости от объектов надзора:
— организаторы торговли (биржа, торговая система и др.);
— участники торгов (маркет-мейкер, дилеры, управляющие, брокеры, Федеральное казначейство, Банк России и иные лица);
— саморегулируемые организации (СРО в сфере финансового рынка);
— профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица.
4) в зависимости от принадлежности к участникам биржевого и внебиржевого рынка;
5) в зависимости от отношения к участникам первичного (IPO) и вторичного рынка (SPO).
Таким образом, необходимо сказать, что под рынком ценных бумаг целесообразно понимать совокупность общественных отношений, часть финансового рынка, в рамках которого происходят эмиссия и обращение ценных бумаг и производных финансовых инструментов (деривативов) между различными участниками данного рынка, а также осуществляется надзор соответствующими органами публичной власти.
Мегарегулятор на финансовых рынках
В результате мирового финансового кризиса 2007—2008 гг. руководством Российской Федерации было принято решение о проведении реформы контроля и надзора за финансовым рынком. Дезорганизация и неудовлетворительное осуществление контрольно-надзорной деятельности за различными структурными элементами финансового рынка в период кризиса повлекло за собой принятие решения о проведении реформы.
С учетом положительного опыта иностранных юрисдикций в регулировании финансовых рынков посредством единого органа — мегарегулятора в нашей стране в 2013 г. было принято решение о расширении полномочий Центрального банка Российской Федерации. Так, на основании Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»20 Банк России стал мегарегулятором на финансовом рынке. ^
Важно учитывать, что концепция создания единого органа, который будет осуществлять интегрированное или кросс-секторальное регулирование финансового рынка, не является новеллой российского законодателя. Российскими учеными >
выделяются шесть основных исторически сложившихся моделей регулирования
и надзора на этом рынке21: _ □
--й
20 Российская газета. 2013. № 166.
21 Рождественская Т. Э, Гузнов А. Г., Чистюхин В. В. Единый регулятор финансовых рын- □
ков: новый ответ на вызовы современности // Законодательство. 2013. № 10. С. 22—35. УЧЕНОГО
1) основанная на осуществлении данных полномочий несколькими независимыми органами государства;
2) основанная на частичной секторальной интеграции;
3) объединяющая функции центрального банка и банковского регулирования и надзора;
4) функционирующая на базе единого независимого органа финансового регулирования и надзора;
5) Twin peaks, предполагающая выделение различных функциональных направлений, таких как микропруденциальный и макропруденциальный надзор;
6) современная модель, предусматривающая единый орган, который осуществляет надзор за всеми секторами финансового рынка на базе центрального банка государства.
Впервые органом, который получил полномочия по регулированию не только банковской деятельности, но также и рынка ценных бумаг, страхового рынка и в целом финансового рынка, стало созданное 01.01.1971 Денежно-кредитное управление Сингапура (далее — Управление). Данная организация осуществляет свою деятельность на основании Закона от 26.12.1970 № 42 «О Денежно-кредитном управлении Сингапура»22. В своем развитии в качестве мегарегулятора данный орган прошел несколько этапов. Первоначально Управление получило полномочие осуществлять казначейские операции правительства. Кроме того, на данный орган была возложена обязанность по поддержанию стабильности национальной валюты. Затем, в апреле 1977 г., правительство страны решило передать полномочия по регулированию страхового рынка Управлению, а в 1984 г. — полномочия по осуществлению надзора за рынком ценных бумаг, который в настоящее время осуществляется в соответствии с Законом Сингапура № 16 от 15.08.1986 «Об индустрии рынка ценных бумаг»23. В дальнейшем, в 2002 г., Управление стало осуществлять эмиссию национальной валюты Сингапура24.
В 1986 г. мегарегулятор (интегрированная модель надзора за финансовым рынком25) появился в Королевстве Норвегия. В связи с проведенной реформой финансового сектора страны полномочия по надзору за банками, брокерской деятельностью и страхованием были переданы вновь созданному управлению финансового надзора Королевства Норвегии. Правовой статус этого органа государственной власти регулируется Законом от 07.12.1956 № 1 «О надзоре за финансовыми институтами»26.
22 Monetary Authority of Singapore Act. № 42. 26.12.1970 // Singapore Statutes Online. URL: https://sso.agc.gov.sg/act/masa1970 (дата обращения: 09.11.2021).
23 Securities Industry Act // URL: https://sso.agc.gov.sg/act-rev/sia1986/published/19870330?do cdate=19870330&timeline=on#al- (дата обращения: 10.12.2021).
24 Monetary Authority of Singapore // URL: https://www.mas.gov.sg/who-we-are/our-history (дата обращения: 10.12.2021).
25 Taylor M., Fleming A. Integrated Financial Supervision. Lessons of Scandinavian Experience // Finance & Development. IMF. December 1999. P. 42—45.
26 Act on the Supervision of Financial Institutions etc. (Financial Supervision Act). 7 December 1956 № 1 // URL: https://www.finanstilsynet.no/globalassets/laws-and-regulations/laws/ financial-supervision-act-august-2021.pdf (дата обращения: 09.11.2021).
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. КупнЬина ГМПОА1
"7^ЕСТНИК Карпов К. А.
я УНИВЕРСИТЕТА Роль Банка России в регулировании |Q/
имени o.e. кугафина(мгюА) и осуществлении надзора на рынке ценных бумаг
В соответствии с данным нормативным правовым актом основной целью органа является содействие финансовой стабильности и функционированию финансовых рынков. Орган контролирует качество работы различных организаций на финансовых рынках, оценивает данные юридические лица с точки зрения их финансовой устойчивости и способности преодолевать проблемы, связанные с меняющимися экономическими условиями, а также наличием приемлемого уровня риска27.
Следовательно, исходя из анализа зарубежного опыта, можно заключить, что мегарегуляторы прошли в своем развитии несколько этапов, которые связаны с предоставлением им большего круга полномочий. Данная тенденция обусловлена тем, что единый орган, осуществляющий контрольно-надзорные функции на финансовом рынке, выполняет их эффективнее, чем несколько опосредованных государственных органов. Это связано с упрощенным порядком принятия решений и меньшими административными издержками, так как процедуры согласования в рамках структурных подразделений единого органа проходят в оперативном режиме, в то время как согласование вопросов с несколькими независимыми государственными органами может занять более длительное время из-за работы административных аппаратов этих органов и соответствующих рабочих групп, созданных при решении вопросов в рамках совместной компетенции.
Надзор Банка России на рынке ценных бумаг
Говоря о надзоре Банка России на рынке ценных бумаг, необходимо выделить два основных вида надзора, который осуществляет мегарегулятор: пруденциальный (включая надзор на макро- и микроуровнях) и поведенческий.
Впервые в России термин «пруденциальный надзор» появился в постановлении Правительства РФ от 19.07.1999 № 829 «О Заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике в 1999 г., письме Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики и плане мероприятий по их реализации»28. Пруденциальный надзор направлен на контроль Банком России за соблюдением поднадзорными лицами требований нормативных правовых актов в сфере рынка ценных бумаг.
Цель поведенческого надзора заключается в защите прав и законных интересов инвесторов — потребителей финансовых услуг Центральным банком РФ в отношении НФО. С. Е. Дубова считает, что поведенческий надзор является ^
дополнением к пруденциальному надзору29.
В основе данного вида надзора лежат этические нормы, направленные на проверку не столько соблюдения профессиональными участниками финансового >
27
Finanstilsynet // URL: https://www.finanstilsynet.no/en/about-finanstilsynet/ (дата обращения: 10.12.2021).
28 Российская газета. 1999. № 145.
29 Развитие надзора за деятельностью финансово-кредитных институтов в России : учеб- q
ник. С. 67—68. УЧЕНОГО
рынка требований нормативных правовых актов, сколько их поведения по отношению к своим клиентам. Это позволяет выявить соответствующие нарушения прав потребителей финансовых услуг.
В соответствии с решением Совета директоров Банка России от 29.11.2013 было создано соответствующее подразделение — Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров30, реорганизованная в Службу по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг. При рассмотрении обращений сотрудники данной службы имеют право направить соответствующие запросы от имени Банка России профессиональным участникам рынка ценных бумаг для получения от них дополнительной информации. Так, за девять месяцев 2021 г. в Центральный банк РФ поступило свыше 180 тыс. жалоб31, и большая их часть была получена через интернет-приемную32. С. Е. Дубова дополнительно выделяет следующие виды надзора33:
1) риск-ориентированный надзор, который направлен в первую очередь на своевременное, т.е. раннее, обнаружение проблем при осуществлении деятельности институтами финансового рынка;
2) проактивный (превентивный) надзор, направленный на защиту интересов граждан на фондовом рынке. Он базируется на применении системы мер раннего предупреждения к финансово-кредитным институтам и нацелен на предотвращение совершения лицами нарушений финансового законодательства;
3) реактивный надзор, ориентированный на работу с жалобами потребителей финансовых услуг и участников финансового рынка, содержит позицию мега-регулятора в виде определенной меры воздействия к финансово-кредитным институтам за совершенные последними правонарушения;
4) консультационный надзор имеет превентивный характер, нацелен на выявление проблем в деятельности кредитных организаций на ранних стадиях на основе содержательного анализа деятельности участников финансового рынка путем применения различных бизнес-моделей, анализов внутренних и внешних процессов, которые связаны с управлением рисками, принятием решений и т.д. и ориентированы на предотвращение будущих правонарушений. Невозможно не согласиться с мнением В. В. Чистюхина, который справедливо указывает, что современная модель надзора за некредитными финансовыми организациями основывается на сочетании различных форм контрольно-надзорной деятельности, включая такие виды надзора, как дистанционный надзор (осуществляется без выезда в НФО), контактный надзор (применяются методы документального и фактического контроля)34.
30 Информация Банка России от 29.11.2013 «О реорганизации Службы Банка России по финансовым рынкам» // Вестник Банка России. 2013. № 70.
31 Защита прав потребителей финансовых услуг // URL: https://www.cbr.ru/protection_rights/ (дата обращения: 19.11.2021).
32 Интернет-приемная // URL: https://www.cbr.ru/reception/ (дата обращения: 19.11.2021).
33 Развитие надзора за деятельностью финансово-кредитных институтов в России : учебник. С. 62—69.
34 Чистюхин В. В. Современная модель надзора за некредитными финансовыми организациями // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 1 (134). С. 69—70.
УНИВЕРСИТЕТА
O.E. КупнЬина ГМПОА1
УНИВЕРСИТЕТА Роль Банка России в регулировании
имени o.e. кугафина(мгюА) и осуществлении надзора на рынке ценных бумаг
Относительно надзора на рынке ценных бумаг А. Г. Гузнов указывает, что в связи с особенностями данного рынка как части финансового рынка можно говорить о том, что данный вид надзора одновременно осуществляется в сфере контролирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг35 и выполнения возложенных на мегарегулятор задач по соблюдению эмитентами порядка эмиссии финансовых инструментов и раскрытия соответствующей информации36.
По нашему мнению, целесообразно выделить основные направления деятельности Банка России в рамках осуществляемого им надзора на рынке ценных бумаг. К ним относятся следующие направления:
1) осуществление проверок поднадзорных лиц;
2) претензионная и судебная работа Банка России (подготовка ответов на обращения розничных инвесторов, организаций, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, а также участие представителей Банка России в судебных заседаниях);
3) вынесение предписаний, направление запросов и иных документов для защиты прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг;
4) совершенствование нормативно-правовой базы (разработка соответствующих нормативных актов Банка России и проектов федерального законодательства в результате и по итогам осуществления контрольно-надзорных функций);
5) информирование участников рынка ценных бумаг (информационные и иные письма, которые публикуются в официальном печатном органе мегарегуля-тора «Вестник Банка России»).
Заключение
Таким образом, на основе вышесказанного можно заключить, что рынок ценных бумаг, обладая особым субъектным составом, является важнейшей частью финансового рынка нашей страны. Под рынком ценных бумаг целесообразно понимать совокупность общественных отношений, часть финансового рынка, в рамках которого происходят эмиссия и обращение ценных бумаг и производных финансовых инструментов (деривативов) между различными участниками данного рынка, а также осуществляется надзор соответствующими органами публичной власти.
Также проведенный в исследовании анализ позволяет сделать вывод о том, что после реализованной реформы 2013 г. Центральный банк РФ является классическим примером интегрированного органа контроля и надзора на финансо- ^ вом рынке — мегарегулятором, осуществляющим в том числе надзор на рынке ценных бумаг.
Были выделены различные виды надзора, которые осуществляет Банк России >
на рынке ценных бумаг. Считаем, что надзор мегарегулятора на рынке ценных бумаг будет совершенствоваться, так как в современных условиях роль и значе- О
ние этого рынка возрастает. □ _ □
35 Гузнов А. Г. Указ. соч. С. 18. □
36 Гузнов А. Г. Указ. соч. С. 253—254. УЧЕНОГО
m-^^ I
УНИВЕРСИТЕТА
O.E. Кутафина (МПОА)
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Андреева Е. М. К вопросу о классификации субъектов рынка ценных бумаг // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. — 2014. — № 2 (23). — С. 22—23.
2. Бурова Д. В. Финансово-правовое регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2012. — 198 с.
3. Бутурлин И. В. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации и Европейском Союзе : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2020. — 166 с.
4. Гэачева Е. Ю. К вопросу о сущности финансового права // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2020. — № 9 (73). — С. 31—32.
5. Гузнов А. Г. Финансово-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2016. — 494 с.
6. Гузнов А. Г., Рождественская Т. Э. Публично-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации : монография. — М. : Юрайт, 2017.
7. Евлахова Ю. С. Понятие финансового рынка с позиций современной теории финансов // Финансовый журнал. — 2011. — № 3.
8. Кутафин О. Е. Избранные труды : в 7 т. — М. : Проспект, 2011. — Т. 7 : Российский конституционализм : монография. — 544 с.
9. Миркин Я. М. Финансовое будущее России: экстремумы, бумы, системные риски. — М. : Geleos Publishing House ; Капитал Трейд Компани, 2011. — 480 с.
10. Развитие надзора за деятельностью финансово-кредитных институтов в России : учебник / колл. авт. ; под ред. С. Е. Дубовой. — М. : КноРус, 2021. — 680 с.
11. Ровинский Е. А. Международные финансовые отношения и их правовое регулирование // Советское государство и право. — 1965. — № 2. — С. 60—68.
12. Рождественская Т. Э., Гузнов А. Г., Чистюхин В. В. Единый регулятор финансовых рынков: новый ответ на вызовы современности // Законодательство. — 2013. — № 10. — С. 22—35.
13. Рудый К. В. Финансы внешнеэкономической деятельности : учебное пособие. — Минск : Высшая школа, 2004. — 400 с.
14. Суэтин А. А. Международный финансовый рынок. — М. : КноРус, 2004. — 264 с.
15. Финансовое право / отв. ред. Е. М. Ашмарина, С. О. Шохин. — М., 2009. — 544 с.
16. Финансовое право : учебник / отв. ред. Е. Ю. Грачева, О. В. Болтинова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2021. — 624 с.
17. Чистюхин В. В. Современная модель надзора за некредитными финансовыми организациями // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — № 1 (134). — С. 69—70.
18. Чистюхин В. В. Финансовый рынок как категория финансового рынка // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2021. — № 9 (85).
19. Ширшов Е. В., ПетрикН. И. Финансовый рынок : учебное пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2016. — 249 с.
20. Taylor M., Fleming A. Integrated Financial Supervision. Lessons of Scandinavian Experience // Finance & Development. IMF. — December 1999. — P. 42—45.