УДК 336.76 JEL: G18
DO110.25513/1812-3988.2018.4.23-33
РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ В УСЛОВИЯХ МЕГАРЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ
И. Г. Горловская
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)
Информация о статье
Дата поступления 10 сентября 2018 г.
Дата принятия в печать 25 сентября 2018 г.
Ключевые слова
Регулирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, инструменты регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, мегарегули-рование
Аннотация. Исследуется развитие инструментария регулирования профессиональной деятельности и профессиональных участников рынка ценных бумаг в России. На основе разработанной автором классификации методов и инструментов государственного регулирования и саморегулирования сформирована матрица инструментария регулирования профессиональной деятельности на российском рынке ценных бумаг, позволившая сравнить инструменты регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг с инструментами регулирования банковской деятельности. Представлен подробный анализ профессиональных участников рынка ценных бумаг, инструментов регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в России: предварительного контроля, текущего контроля, последующего контроля, стимулирования, сдерживания, предупреждения, оценки квалификации персонала, контактных и дистанционных, - а также норм и нормативов. На основе проведенного исследования обозначены тенденции и перспективы развития инструментария регулирования профессиональной деятельности в условиях мегарегулирования финансовых рынков: он унифицируется и стандартизируется в соответствии с моделью регулирования кредитных организаций, основным направлением его развития является пропорциональное регулирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а перспективы развития связаны с внедрением пропорционального регулирования некредитных финансовых организаций.
DEVELOPMENT OF TOOLS OF REGULATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY ON THE SECURITIES MARKET IN CONDITIONS OF MEGA-REGULATION OF THE RUSSIAN FINANCIAL MARKETS
I.G. Gorlovskaya
Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Article info
Received
September 10, 2018 Accepted
September 25, 2018
Keywords
Regulation of professional activity in the securities market, instruments for regulating professional activity in the securities market, mega-regulation
Abstract. The development of tools for regulating professional activity and professional participants of the securities market in Russia is examined in the article. The author has developed a classification of methods and tools of state regulation and self-regulation for research. The matrix of tools for regulating professional activity on the Russian securities market is formed on its basis. It made it possible to compare instruments of regulating professional activity in the securities market with instruments for regulating banking activities. The author made a detailed analysis of the tools for regulating professional activities and professional participants in the securities market. There were analyzed pre-control tools, monitoring tools, follow-up tools, incentive tools, containment tools, warning instruments, norms and norms, personnel qualification tools, contact and distance tools for regulating professional activity in the securities market in Russia. The author formulated trends and prospects for the development of tools for regulating professional activity in the context of mega-regulation of financial markets based on the conducted research. The toolkit for regulating professional activities in the securities market and banking activities is unified and standardized in accordance with the model of regulation of credit institutions. The main direction of development of tools for regulating professional activity in the securities market is the proportional regulation of professional activity in the securities market. Prospects for the development of instruments for regulating professional activity in the securities market are associated with the introduction of proportional regulation of non-credit financial organizations.
© И.Г. Горловская, 2018
1. Введение. Введение института мегаре-гулирования финансовых рынков в России повлекло за собой изменения в механизме регулирования финансовых рынков, в перечне используемых методов и инструментов регулирования. Это в первую очередь относится к российскому рынку ценных бумаг (РЦБ). Внешними факторами указанных изменений послужили глобализация, компьютеризация финансовых рынков, необходимость гармонизации национального законодательства с законодательством стран с развитыми финансовыми рынками. Внутренними факторами являются необходимость целостного системного подхода к регулированию всех сегментов отечественного рынка с учетом национальных финансово-инвестиционных предпочтений инвесторов и потребителей финансов-инвестиционных услуг и для достижения инновационных целей развития экономики России. В настоящее время функционирование отечественного рынка ценных бумаг происходит в условиях экономических санкций, что определяет особенности регулирования как эмиссии и обращения ценных бумаг, так и деятельности профессиональных субъектов рынка ценных бумаг. Отсюда вытекает необходимость обобщения научных и практических аспектов регулирования рынка ценных бумаг в системе мегарегулирования российских финансовых рынков, исследование генезиса инструментария регулирования рынка ценных бумаг.
2. Обзор литературы. Точки зрения ученых, исследующих инструментарий регулирования финансовых рынков, следует сгруппировать по следующим направлениям.
Первое направление представлено работами авторов, исследующих инструменты государственного регулирования применительно к отдельным видам финансовых рынков. - Наиболее многочисленны работы, посвященные инструментам государственного регулирования банковского сектора экономики в условиях мегарегулирования финансовых рынков [13]. Это объясняется «традиционностью» данного вида рынка. Основное внимание уделяется инструментам пруденциального надзора [4]. В последнее время наблюдается активность в научных исследованиях инструментария государственного регулирования рынка ценных бумаг как специфического вида финансового рынка [5-7]. Особенностью этого направления является то, что авторы анализируют инстру-
менты регулирования преимущественно в правовом аспекте [8; 9]. Инструментарию регулирования отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг посвящены работы Е.В. Люц (исследование регулирования доверительного управления) [10]; А.Л. Белоусова (исследование регулирования организаторов торговли ценными бумагами) [11]. Однако они пока не достаточно глубоко раскрывают специфику регулирования всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Второе направление в исследованиях представлено работами, посвященными инструментарию саморегулирования рынка ценных бумаг. Инструменты саморегулирования дополняют государственное регулирования рынка ценных бумаг в аспекте регулирования деятельности профессиональных субъектов финансовых рынков [12]. А.А. Мартенс раскрыты такие инструменты саморегулирования, как базовые и внутренние стандарты [13].
Третье направление в научных исследованиях связано с разработкой положений унификации инструментов регулирования разных сегментов и видов финансовых рынков. Исследования зарубежных авторов показали, что унификация надзорных функций обусловлена процессами глобализации финансовых рынков и размыванием границ между банками, страховыми организациями и профессиональными участниками рынка ценных бумаг [14; 15]. А.П. Ефремов предлагает распространить инструменты банковского регулирования (контактный надзор, институт кураторов) на профессиональных участников рынка ценных в России [7], А.Л. Таранникова - использовать инструменты пруденциального надзора в саморегулировании [16].
Таким образом, вопросы, связанные с регулированием рынка ценных бумаг в условиях глобализации остаются дискуссионными, а инструментарий регулирования - недоисследо-ванным.
3. Гипотезы и методы исследования.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что в процессе мегарегулирования стираются принципиальные различия в инструментарии регулирования банковской деятельности и профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Методологическим подходом к исследованию был избран авторский идентификационно-структурный подход
(подробное изложение см.: [17, с. 105-211], дополненный методом классификаций в единстве с прагматической методологией Р. Солоу и О. Уильямсона [18]. В этом контексте в качестве основного был поставлен вопрос: как изменился состав инструментов регулирования рынка ценных бумаг в процессе мегарегу-лирования финансовых рынков в России и каковы перспективы развития инструментария регулирования РЦБ? Представляется, что избранный методологический подход позволяет проверить сформулированную гипотезу.
4. Результаты исследования. Под инструментарием регулирования рынка ценных бумаг будем понимать методы и средства воздействия мегарегулятора и саморегулируемых организаций на участников рынка ценных бумаг с целью изменения или поддержания их состояния в заданных мегарегулятором и саморегулируемыми организациями параметрах.
Инструментарий регулирования рынка ценных бумаг является подвидом инструмен-
тария регулирования финансовых рынков. Согласно традиционной классификации инструментария регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг выделяют рестрикционные методы (лицензирование, аттестация специалистов, контроль), стимулирующие методы (ранжирование нормативных требований, применение санкций к нарушителям законов и стандартов деятельности), компенсирующие методы (создание специальных фондов страхования рисков и компенсационных фондов для инвесторов), информационные методы (просвещение участников рынка, населения по вопросам рынка ценных бумаг) [17, с. 226-245]. Однако, она не отражает многогранности современных инструментов регулирования и не дает возможности проследить их развитие. В связи с этим целесообразно представить дополненную классификацию инструментов регулирования, которая положена в основу данного исследования (см. табл. 1).
Классификационный признак Вид /метод регулирования Виды инструментов регулирования
Уровень регулирования Государственное регулирование (мегарегулирования) Инструменты общегосударственного регулирования (регламентированные законами); инструменты мегарегулятора
Саморегулирование Инструменты, регламентированные законодательством; инициативные инструменты
Контрактное регулирование Инструменты внутренние; инструменты внешние
Назначение Методы контроля Инструменты предварительного контроля; инструменты текущего контроля; инструменты последующего контроля
Методы воздействия Инструменты стимулирования; инструменты сдерживания; инструменты предупреждения
Содержание Методы количественной оценки Методики; нормы и нормативы
Методы качественной оценки Инструменты оценки квалификации персонала по видам профессиональной деятельности
Масштаб Универсальные методы Инструменты, применяемые ко всем видам финансовых рынков
Секторальные методы Инструменты, применяемы к отдельным видам финансовых рынков
Значимость Основные методы Основные инструменты
Дополнительные методы Дополнительные инструменты
Направленность Методы регулирования профессиональных участников Инструменты регулирования профессиональных участников по отдельным видам деятельности
Методы регулирования финансово-инвестиционных услуг Инструменты регулирования информационных услуг; инструменты регулирования посреднических услуг; инструменты регулирования инфраструктурных услуг
Таблица 1
Классификация инструментария регулирования финансовых рынков
Окончание табл. 1
Классификационный признак Вид /метод регулирования Виды инструментов регулирования
Методы регулирования эмитентов Инструменты регулирования раскрытия информации; инструменты регулирования процедуры эмиссии; инструменты регулирования защиты интересов инвесторов
Методы регулирования макроэкономических показателей РЦБ Инструменты регулирования объемов эмиссии ценных бумаг; инструменты регулирования обращения ценных бумаг
Степень новизны Традиционные методы Инструменты традиционные
Инновационные методы Инструменты инновационные
Форма Контактные методы Инструменты контактного регулирования
Дистанционные (бесконтактные) методы Инструменты дистанционного регулирования
На основе предложенной классификации инструментов составим матрицу инструментария регулирования двух видов финансовых рынков, в которой выделим наиболее значимые с точки зрения методологии данного исследования уровни регулирования - мегарегу-лирования и саморегулирования (табл. 2). Рынок банковских услуг (депозитных, кредитных) и рынок ценных бумаг в определенном смысле являются конкурентами. Перераспределение финансовых ресурсов идет по двум основным альтернативным каналам: либо через финансо-
вых посредников (банки), либо через рынок ценных бумаг (преимущественно первичный РЦБ). Поэтому представляется корректным рассматривать инструменты регулирования в сравнении указанных видов финансовых рынков. Следует заметить, что саморегулирование банковской деятельности в России не предусмотрено. Проведенное исследование показало, что инструменты регулирования применяются при регулировании российских финансовых рынков неравнозначно.
Таблица 2
Матрица инструментария регулирования банковской деятельности и профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в 2018 г.
Государственное регулирования (мегарегулирование) Саморегулирование
Вид инструмента регулирования Инструменты Банковская деятельность Профессиональная деятельность на РЦБ Профессиональная деятельность на РЦБ
регулирования Инструменты общегосудар- Инструменты общегосударст- Инструменты, регла- Инициатив-
ственного регу- венного регулиро- ментирован- ные инстру-
лирования и мегарегулятора вания и мегарегу-лятора ные законодательством менты
1 2 3 4 5 6
Инструменты Лицензирование Да Да Да Нет
предварительного контроля Стандарты деятельности Да (перечень и разработка стандартов) Да (перечень стандартов) Частично (разработка базовых и внутренних стандартов) Частично (разработка внутренних стандартов)
Требования к системе Да Да Нет Нет
внутреннего контроля
Инструменты те- Стандарты бухгалтер- Да Частично Нет Нет
кущего контроля ского учета
Требование к раскрытию информации и надзор за раскрытием информации Да Да Нет Нет
Базовый стандарт надзора Да Внедряется Нет Нет
Риск-ориентированный Да Внедряется Нет Нет
надзор
Окончание табл. 2
1 2 3 4 5 6
Инструменты последующего Проверки отчетности Да Да Частично (плановые и Частично (плановые и
контроля внеплановые проверки ) внеплановые проверки)
Проверки (плановые Да Да Да Да
и внеплановые)
Проверки соблюдения базовых и внутренних Не предусмотрено Нет Да Да
стандартов
Инструменты Индивидуальный инве- Не предусмот- Да Нет Нет
стимулирования стиционный счет рено
Инструменты, стимули- Да Фрагментарно Нет Нет
рующие развитие услуг
«Регулятивная песочница» Да Да Нет Нет
Инструменты Стандарты технологии Да Фрагментарно Нет Нет
сдерживания оказания услуг
Стандарты электронного документооборота Да Да (для отдельных видов профессиональной деятельности) Нет Нет
Инструменты Требования к системе Да Да Нет Нет
предупреждения мер, направленных на исключение конфликта интересов
Пропорциональный Внедряется Внедряется Нет Нет
надзор
Требования к управле- Да Частично Нет Нет
нию рисками
Хабы Да Да Нет Нет
Нормы и норма- Лицензионные нормативы Да Да Да Нет
тивы Нормативы членства в саморегулируемых организациях Не предусмотрено Частично Частично Да
Нормативы распределе- Да Фрагментарно Нет Нет
ния рисков
Инструменты оценки квалифи- Квалификационные требования к работникам Да (для банковского персона- Да Нет Нет
кации персонала ла, кроме персонала профучастника РЦБ)
Требования к деловой Да Нет (кроме управ- Нет Да
репутации ляющих компаний)
Аттестация персонала на РЦБ Нет Да (лицензионное требование) Да (аттестация персонала) Да (обучение персонала)
Контактные Выездные проверки Да Да Да Да
Кураторство Да Да Нет Нет
Дистанционные (бесконтактные) Камеральные проверки Да Да Да Да
Примечание. «Частично» - используются не все системные инструменты; «Фрагментарно» - бессистемно используются отдельные инструменты.
Инструменты общегосударственного контроля и инструменты мегарегулятора тесно связаны между собой, поскольку инструменты общегосударственного регулирования регламентированы законами, а мегарегулятор, по сути, является исполнительным органом.
В то же время мегарегулятор инициирует нормативные документы, расширяющие и углубляющие трактовку законодательных норм. Так, мегарегулятор определяет правила и процедуру лицензирования профессиональных участников, процедуру надзора за их деятельностью,
определяет количественные и качественные нормы и нормативы в рамках своей компетенции. Развитие отечественных финансовых рынков, их включение в процесс глобализации (несмотря на санкционные ограничения) требуют обновления традиционно используемых инструментов регулирования, их стандартизации. Именно поэтому мегарегулятор переходит к пропорциональному регулированию небанковских финансовых организаций, включая профессиональных участников рынка ценных бумаг. В рамках пропорционального регулирования будут использованы основные инструменты (ранжированные нормативы минимального размера собственных средств; ранжированные требования к членам органа управления профессионального участника; требования к системе внутреннего контроля и корпоративного управления) и инновационные дополнительные инструменты регулирования профессиональных участников в соответствии с их риск-профилем (триггеры-показатели, автоматически рассчитанные на основе надзорной отчетности).
Рассмотрим более подробно основные инструменты из матрицы. Как уже было показано в табл. 1, с точки зрения назначения инструменты регулирования подразделяются на инструменты контроля, в том числе инструменты предварительного, текущего и последующего контроля, и инструменты воздействия, в том числе инструменты стимулирования, сдерживания и предупреждения.
В ходе исследования инструменты предварительного контроля разделены на подгруппы:
А. Инструменты государственного регулирования (контроля) вхождения юридических лиц в профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг (лицензионные требования и условия, включая требования к систем внутреннего контроля; непосредственно лицензирование). Это наиболее развитые инструменты регулирования профессиональной деятельности на отечественном рынке ценных бумаг. Ме-гарегулятор финансовых рынков - Банк России - применяет данный рестрикционный инструментарий к финансовым рынкам-сателлитам: рынку коллективных инвестиций, рынку услуг негосударственных пенсионных фондов. Помимо традиционных основных лицензионных условий, таких как нормативы минимальных собственных средств профессионального участника и управляющей компании, требова-
ния к минимальному количеству аттестованного персонала, требования к системам внутреннего контроля и внутреннего учета, мега-регулятор ввел новые дополнительные инструменты (аналогичные инструментам банковского регулирования): требования к деловой репутации руководителей и владельцев управляющих компаний. В связи с расширением перечня профессиональных видов деятельности и вовлечения физических лиц в круг профессиональных участников совершенствование данного инструментария остается актуальным.
В. Инструменты саморегулирования (предварительного контроля), только начинающие развиваться в России. К ним следует отнести базовые и внутренние стандарты, обязательные для исполнения членами саморегулируемых организаций (СРО). СРО должны разработать пять базовых стандартов (стандарт по управлению рисками; стандарт корпоративного управления; стандарт внутреннего контроля; стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами СРО; стандарт совершения операций на финансовом рынке) и пять обязательных внутренних стандартов, регламентированных законодательством (в том числе стандарт проведения проверок; стандарт членства в СРО; требования к деловой репутации должностных лиц СРО). Кроме того, СРО по своей инициативе могут разработать дополнительные внутренние стандарты. Так, саморегулируемой организацией НАУФОР в 2018 г. разработано четыре базовых стандарта (Базовый стандарт по депозитарной деятельности; Базовый стандарт совершения брокером операций на финансовом рынке; Базовый стандарт совершения управляющим операций на финансовом рынке; Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами СРО в сфере финансового рынка) и пять внутренних стандартов (Информирование клиента о рисках; Определение знаний и опыта клиента в области операций с финансовыми инструментами, а также финансовыми услугами; Предотвращение конфликта интересов; Отчетность перед клиентом; Стандарт порядка определения стоимости чистых активов паевого инвестиционного фонда и стоимости инвестиционного пая).
Согласно стандарту «Система мер воздействия» НАУФОР за несоблюдение базовых
стандартов использует систему инструментов дисциплинарного воздействия с выделением основного инструмента (исключение из членов саморегулируемой организации) и дополнительных инструментов (замечание, предупреждение, требования об обязательном устранении членом НАУФОР выявленных нарушений в установленные сроки, штраф). В 20162018 гг. НАУФОР применила регулирующие инструменты следующим образом: замечание -в отношении четырех компаний, предупреждение - одиннадцати, штраф - шести, требование об обязательном устранении нарушений -четырех. Четыре компании были исключены из членов НАУФОР1.
Инструменты текущего контроля профессиональной деятельности начинают активно использоваться мегарегулятором. Для этого разрабатываются отраслевые стандарты бухгалтерского учета для профессиональных участников РЦБ. Этот инструмент традиционно применялся в регулировании банковской деятельности. В настоящее время в связи с тенденцией к унификации регулирования его действие распространено на регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Традиционно в процессе текущего контроля за деятельностью профессиональных участников РЦБ используется надзор за раскрытием информации в соответствии с нормами законодательства. Новым инструментом регулирования является Базовый стандарт надзора за небанковскими финансовыми организациями. Этот стандарт разрабатывается ме-гарегулятором в целях оптимизации регулятор-ной нагрузки на участников РЦБ и предполагает внедрение риск-ориентированного надзора за профессиональными участниками, аналогичного банковскому надзору. Риск-ориентированный надзор на РЦБ предусматривает оценку финансового состояния профессиональных участников, оценку показателей их деятельности, оценку рисков, оценку показателей поведенческого надзора и др.
Инструменты последующего контроля являются традиционными. В рамках своих компетенций Банк Россси и саморегулируемые организации проводят плановые и внеплановые проверки, которые могут быть тематическими или комплексными. Профессиональные участники предоставляют регламентированную законодательством отчетность (квартальную, годовую) в Банк России. Развитие этого
инструментария связано с реализацией общей концепции пропорционального надзора.
Инструменты стимулирования в регулировании финансовых рынков должны занимать особое место, поскольку они призваны активизировать действия участников финансовых рынков в заданном целевом направлении. Представляется, что формирование стимулирующего инструментария должно следовать из поставленных целей и задач государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В качестве приоритетных целей развития финансовых рынков на период 2019-2021 гг. Банком России определены: повышение уровня и качества жизни граждан Российской Федерации за счет использования инструментов финансового рынка; содействие экономическому росту за счет предоставления конкурентного доступа субъектам российской экономики к долговому и долевому финансированию, инструментам страхования рисков; создание условий для роста финансовой индустрии2. Отсюда, на наш взгляд, вытекает необходимость разделения стимулирующих инструментов на следующие группы:
• Инструменты регулирования, стимулирующие деятельность инвесторов на РЦБ. Достаточно успешным инструментом, который применила Российская Федерация в последние годы, является индивидуальный инвестиционный счет (ИИС). Этот инструмент дает при определенных условиях инвестору - физическому лицу налоговый вычет. Повышение предельного ежегодного взноса до 1 млн руб. способствовало росту количества ИИС с 195,2 тыс. в 2016 г. до 412,7 тыс. в августе 2018 г.3 Однако, стимулирующих инструментов для институциональных инвесторов в России недостаточно. Кроме того, первичный рынок ценных бумаг развит слабо и требует инструментов, способствующих активности инвесторов при размещении выпусков ценных бумаг эмитентами.
• Инструменты, стимулирующие развитие услуг профессиональных участников РЦБ. Такие инструменты практически не развиты. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и финансовых рынках-сателлитах определяются законами. Совмещение деятельности также жестко регламентировано. Как показывают расчеты, количество профессиональных участников на российском РЦБ сокращается: только за 8 месяцев 2018 г. количество брокеров сократилось на 7 %, дилеров -
на 6 %, управляющих ценными бумагами - на 8,5 %4. В то же время перед Российской Федерацией стоит проблема повышения финансовой доступности. В рейтинге «Развитие финансового рынка» Россия пока занимает 107-е место5. Поэтому разработка стимулирующих инструментов, способствующих побуждению профессиональных участников развивать спектр своих услуг, доступных и интересных населению, также является актуальной.
• Инструменты, стимулирующие профессиональных участников использовать инновационные инфраструктурные технологии. Компьютеризация финансовых рынков, с одной стороны, ведет к расширению доступа физических и юридических лиц к финансово-инвестиционным услугам, а с другой - требует инновационных унифицированных инструментов регулирования, поскольку повышаются операционные риски участников всех взаимосвязанных финансовых рынков. Инструментарий мегаре-гулятора уже включает такой специфический инструмент отлаживания и регулирования новых финансовых инструментов и технологий профессиональных участников рынка ценных бумаг, как «регулятивная песочница» [19].
Инструменты сдерживания, на наш взгляд, тесно связаны с инструментами предупреждения. Основными факторами, обусловливающими необходимость применения таких инструментов, являются информатизация, компьютеризация, виртуализация финансовых рынков и, как следствие, появление новых финансовых инструментов и сопровождающих их финансовых, технологических и операционных рисков. Поэтому важно регулировать технологические аспекты оказания финансово-инвестиционных услуг и сопровождающий их документооборот. В России в настоящее время наиболее развиты подобные инструменты регулирования в отношении элементов учетной системы (центрального депозитария, регистраторов и депозитариев). Для остальных профессиональных участников РЦБ развитие инструментария остается перспективным. Что касается специфических инструментов предупреждения, то часть из них относится к традиционно применяемым (надзор за соблюдением мер, предотвращающих возникновение конфликта интересов), а часть - к только внедряемым на российском рынке ценных бумаг (пропорциональный надзор, надзор за управлением рисками). Традиционный инструментарий дополняется
государственными инновационными инструментами. К ним следует отнести центры компетенций по противодействию нелегальной деятельности на финансовых рынках (хабы), в задачи которых входит сбор и анализ информации о нелегальной и мошеннической деятельности на финансовых рынках.
Нормы и нормативы, как особые инструменты регулирования, включают лицензионные нормативы достаточности собственных средств. В рамках внедряемого пропорционального регулирования эти нормативы будут ранжированы в соответствии с присвоенными профессио-нальным-участникам риск-профилями. Нормативы членства СРО формируются саморегулируемыми организациями и являются обязательными для их соблюдения членами СРО. Развитие инструмента «нормативы распределения рисков» также связано с пропорциональным регулированием; установление определенных значений нормативов и уровней риск-профилей зависит от видов операций и размеров операций профессиональных участников РЦБ6.
Инструменты оценки квалификации персонала, на наш взгляд, используются в регулировании деятельности профессиональных участников не последовательно. Введенный в России в 1992 г. инструментарий аттестации специалистов финансового рынка не применяется в отношении персонала банков - профессиональных участников. Другими словами, для некредитных профессиональных участников РЦБ профессиональная аттестация персонала является лицензионным требованием, а для кредитных профессиональных участников такого требования нет. Непосредственно аттестацией персонала (проведением базового и специализированных экзаменов, выдачей квалификационных аттестатов) занимаются уполномоченные Банком России организации, в том числе СРО - НАУФОР, ПАРТАД и НФА. В связи с появлением в конце 2018 г. нового вида профессиональной деятельности (инвестиционного консультирования) развитие инструмента «аттестация» продолжится. Что касается требований к деловой репутации управляющих высшего звена и собственников организации, то этот инструмент активно используется в отношении кредитных организаций, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов. На рынке ценных бумаг инструмент применяется только в отношении управляющих компаний инвестиционных фондов и не-
государственных пенсионных фондов. Представляется необходимым распространить действие этого инструмента на всех профессиональных участников отечественного РЦБ для повышения доверия инвесторов к участникам рынка и самому рынку ценных бумаг.
С точки зрения формы инструменты регулирования подразделяются на контактные и дистанционные. Контактные выездные проверки и дистанционные камеральные проверки являются традиционными как для банковского сектора, так и для рынка ценных бумаг. Спецификой для профессиональных участников РЦБ является то, что проверки мегарегулятора дополняются проверками саморегулируемых организаций, что повышает регуляторную нагрузку на участников РЦБ. Нововведением для рынка ценных бумаг является введение института кураторства, аналогичного банковскому сектору. В функции куратора входит анализ отчетности поднадзорного профессионального участника РЦБ, анализ организации его внутреннего контроля, системы управления рисками, надзор за соблюдением законодательства и др. Безусловно, значимость кураторства в условиях перехода к пропорциональному регулированию возрастет.
5. Заключение. Проведенный анализ показал, что в развитии инструментария регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в условиях мегарегулиро-вания российских финансовых рынков можно выделить две основные тенденции:
1. Инструментарий регулирования банковской деятельности и профессиональной деятельности унифицируется и стандартизируется в соответствии с моделью регулирования кредитных организаций.
2. Основным направлением развития инструментария регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг является пропорциональное регулирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Регулирование рынка ценных бумаг предполагает наличие адекватного инструментария, которым регулирующие органы воздействуют на регулируемый компонент в процессе достижения поставленных целей. Поэтому мегарегу-лятору необходимо четко определять цели и задачи развития не только отдельных видов финансовых рынков, но и всей совокупности финансовых рынков как перераспределительной системы в экономике. Кроме того, следует учитывать особенности российского рынка ценных бумаг, в частности его региональную неразвитость. Особое внимание следует уделить развитию инструментов сдерживания и предупреждения как наиболее перспективных с точки зрения управления рисками на рынке ценных бумаг. А также унифицировать инструменты оценки квалификации персонала для всех видов финансовых рынков.
Примечания
1 Рассчитано по: Результаты проверок и меры воздействия // НАУФОР: офиц. сайт. URL: http://www. naufor.ru/ tree.asp?n=13100.
2 Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019— 2021 гг. (проект). Центральный Банк Российской Федерации, 2018. URL: http://www.cbr.ru/StaticHtml/File/ 41540/onfr_2019-21%28project%29.pdf.
3 Рассчитано по: Российский фондовый рынок 2017. События и факты // НАУФОР: офиц. сайт. URL: http://www.naufor.ru/download/pdf/factbook/ru/RFR20 17.pdf; Рейтинг участников торгов по количеству зарегистрированных Индивидуальных инвестиционных счетов (Top 25) // Московская биржа: офиц. сайт. URL: https://www.moex.com/ru/spot/members-rating. aspx?rid=125&month=8&year=2018.
4 Рассчитано по: Профессиональные участники рынка ценных бумаг // Центральный Банк Российской Федерации: офиц. сайт. URL: http://www.cbr.ru/ finmarket/supervision/sv_secur/.
5 Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019— 2021 гг. (проект).
6 Концепция пропорционального регулирования и риск-ориентированного надзора за НФО. Центральный Банк Российской Федерации, 2018. URL: http:// www.cbr.ru/Content/Document/File/46871/PropNadz.pdf.
Литература
1. Ермаков С. Л., Галкина М. В. Совершенствование банковского надзора важнейшее направление повышения эффективности антикризисного управления банковским сектором в неустойчивой экономической среде // Изв. Иркут. гос. экон. акад. - 2011. - № 6 (80). - С. 59-66.
2. Лаврушин О. И. О модернизации регулирования и новых моделях развития банковской деятельности // Экономика. Налоги. Право. - 2018. - Т. 11, № 3. - С. 14-19.
3. Савельева А. А., Башкатов А. С., Черкашнев Р. Ю. Создание мегарегулятора как направление совершенствования банковского надзора в России // Социально-экономические явления и процессы. - 2017. - Т. 12, № 5. - С. 125-131.
4. Мансуров А. К. Макроэкономический анализ пруденциальных инструментов регулирования банковских рисков // Проблемы прогнозирования. - 2012. - № 6. - С. 76-87.
5. Вавулин Д. А., Симонов С. В. О некоторых особенностях функционирования Банка России в качестве мегарегулятора финансового рынка // Финансы и кредит. - 2014. - № 46 (622). - С. 11-18.
6. Звягинцева Н. А. Актуальные проблемы реформирования государственного регулирования рынка ценных бумаг Российской Федерации // Финансы и кредит. - 2014. - № 16 (592). - С. 29-36.
7. Ефремов А. П. Совершенствование системы пруденциального надзора на российском рынке ценных бумаг // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 6. - С. 165-167.
8. Греков М. Н. Правовое регулирование фондового рынка России в условиях экономических санкций // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 3. - С. 95-101.
9. Боровкова В. А., Боровкова В. А., Гурьянов П. А. К вопросу регулирования рынка ценных бумаг Российской Федерации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2015. - № 16 (250). -С.2-15.
10. Люц Е. В. Методы и инструменты регулирования доверительного управления на рынке ценных бумаг в зарубежных странах в рамках разных моделей регулирования // Вестн. Ом. Сер. «Экономика». - 2015. - № 2. - С. 28-36.
11. Белоусов А. Л. Вопросы регулирования деятельности организаторов торговли на рынке ценных бумаг // Финансы и кредит. - 2016. - № 12 (684). - С. 40-49.
12. Гузнов А. Г. Саморегулирование на финансовых рынках в системе надзора за финансовыми организациями // Вестн. Ун-та им. О. Е. Кутафина. - 2017. - № 8 (36). - С. 121-129.
13. Мартенс А. А. Перспективы развития саморегулирования на финансовом рынке России // Проблемы учета и финансов. - 2015. - № 3 (19). - С. 52-55. - DOI: 10.17223/22229388/19/9.
14. Schüler M. Integrated Financial Supervision in Germany : Discussion Paper № 04-35. - Centre for European Economic Research, 2004. - 22 p. - URL : https://www.econstor.eu/bitstream/10419/240 44/1/dp0435.pdf.
15. A Comprehensive Multi-Sector Tool for Analysis of Systemic Risk and Interconnectedness (SyRIN) : IMF Working Paper WP/18/14 / F. Cortes et al. - International Monetary Fund, 2018. - 52 p. - URL : https://www.imf.org/~/media/Files/Publications/ WP/2018/wp1814.ashx.
16. Таранникова А. Л. Саморегулируемые организации как агенты институционализации фондового рынка // Государственное управление : электрон. вестн. - 2013. - № 40. - С. 41-52. - URL :
http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2013/vipusk_40._oktjabr_2013_g._/problemi_upravlenija_
teorija_i_praktika/tarannikova.pdf (дата обращения: 10.09.2018).
17. Горловская И. Г., Миллер А. Е. Регулирование услуг профессиональных субъектов рынка ценных бумаг: идентификационно-структурный подход : моногр. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010. - 339 с.
18. Уильямсон О. И. Аутсорсинг: трансакционные издержки и управление цепями поставок // Рос. журн. менеджмента. - 2010. - Т. 8, № 1. - С. 71-92.
19. Достов В. Л., Шуст П. М., Рябкова Е. С. Институт «регулятивных песочниц» как инструмент поддержки финансовых инноваций // Деньги и кредит. - 2016. - № 10. - С. 51-56.
References
1. Ermakov S.L., Galkina M.V. Improvement of banking supervision - essential trend for enhancement of efficiency of banking sector crisis management in unstable economic environment. Izvestiya ISEA, 2011, no. 6 (80), pp. 59-66. (in Russian).
2. Lavrushin O.I. On Modernization of Regulation and New Models of Banking Business Development. Ekonomika. Nalogi. Pravo, 2018, Vol. 11, no. 3, pp. 14-19. (in Russian).
3. Savelyeva A.A., Bashkatov A.S., Cherkashnev R.Yu. Creation of mega-regulator as the direction of improvement of bank supervision in Russia. Social and Economic Phenomena and Processes, 2017, no. 5, pp. 125-131. (in Russian).
4. Mansurov A.K. Makroekonomicheskii analiz prudentsial'nykh instrumentov regulirovaniya bank-ovskikh riskov [Macroeconomic analysis of prudential instruments for regulating bank risks]. Problemy prognozirovaniya, 2012, no. 6, pp. 76-87. (in Russian).
5. Vavulin D.A., Simonov S.V. Some specifics of the Bank of Russia functioning as a mega-regulator of the financial market. Finance and Credit, 2014, Vol. 20, iss. 46, pp. 11-18. (in Russian).
6. Zviagintseva N.A. Actual problems of reforming of public regulation of securities market of the Russian Federation. Finance and Credit, 2014, Vol. 20, iss. 16, pp. 29-36. (in Russian).
7. Efremov A.P. Improvement of the prudential supervision system in the Russian securities market. Theory and practice of social development, 2014, no. 6, pp. 165-167. (in Russian).
8. Grekov M.N. Legal regulation of the Russian stock market in the conditions of the economic sanctions. Actual Problems of Russian Law, 2015, no. 3, pp. 95-101. (in Russian).
9. Borovkova V.A., Borovkova V.A., Gur'yanov P.A. On regulation of the securities market of the Russian Federation. Financial Analytics: Science and Experience, 2015, Vol. 8, iss. 16, pp. 2-15. (in Russian).
10. Lyuts E.V. Methods and tools of fiduciary management regulation in foreign countries in the frame of different regulation models. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2015, no. 2, pp. 28-36. (in Russian).
11. Belousov A.L. Regulating the activity of trade organizers in the securities market. Finance and Credit, 2016, Vol. 22, iss. 12, pp. 40-49. (in Russian).
12. Guznov A.G. Self-regulation in the financial markets in the system of supervision of financial organizations. Courier of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), 2017, no. 8 (36), pp. 121129. (in Russian).
13. Martens A.A. Prospects for the development of self-regulation in the financial market of Russia. Problems of Accounting and Finance, 2015, no. 3 (19), pp. 52-55. DOI: 10.17223/22229388/19/9. (in Russian).
14. Schüler M. Integrated Financial Supervision in Germany, Discussion Paper No. 04-35, Centre for European Economic Research, 2004, 22 p., available at: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/ 24044/1/dp0435.pdf.
15. Cortes F., Lindner P., Malik Sh., Segoviano Basurto M.A. A Comprehensive Multi-Sector Tool for Analysis of Systemic Risk and Interconnectedness (SyRIN), IMF Working Paper WP/18/14, International Monetary Fund, 2018, 52 p., available at: https://www.imf.org/~/media/Files/Publications/WP/ 2018/wp1814.ashx.
16. Tarannikova A.L. Self-regulating organizations as agents of stock market institutionalization. Public Administration, e-Journal, 2013, no. 40, pp. 41-52, available at: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/
vestnik/2013/vipusk_40._oktjabr_2013_g._/problemi_upravlenija_teorija_i_praktika/tarannikova.pdf (in
Russian).
17. Gorlovskaya I.G., Miller A.E. Regulirovanie uslug professional'nykh subyektov rynka tsennykh bumag: identifikatsionno-strukturnyi podkhod [Regulation of the services of professional securities market entities: the identification and structural approach], Monograph, Omsk, Omsk State University publ., 2010, 339 p. (in Russian).
18. Williamson O.E. Outsourcing: Transaction Cost Economics and Supply Chain Management. Journal of Supply Chain Management, 2010, Vol. 44, iss. 2, pp. 5-16.
Сведения об авторе
Горловская Ирина Георгиевна - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и финансовой политики
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск,
пр. Мира, 55а
E-mail: [email protected]
Для цитирования
Горловская И. Г. Развитие инструментария регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в условиях мегарегулирования российских финансовых рынков // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2018. - № 4 (64). - С. 23-33. - DOI: 10.25513/1812-3988.2018.4.23-33.
About the author
Irina Georgievna Gorlovskaya - Doctor of Economic sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Economy and Financial Policy Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: [email protected]
For citations
Gorlovskaya I.G. Development of tools of regulation of professional activity on the securities market in conditions of mega-regulation of the Russian financial markets. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2018, no. 4 (64), pp. 23-33. DOI: 10.25513/1812-3988.2018.4.23-33. (in Russian).