УДК 336.763(045)
проблемы регулирования рынка ценных бумаг в российской федерации
Красоченков СА., Федосеева ТА.,
студенты, Финансовый университет
stas13071@yandex.ru
tatiana_fedoseeva@bk.ru
Аннотация. В каждой стране рынок ценных бумаг имеет индивидуальные особенности, что обусловлено различными факторами, среди которых экономические, геополитические и т.д. Российский рынок ценных бумаг является достаточно непредсказуемым и его формирование повлекло за собой возникновение многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для его дальнейшего успешного развития и функционирования экономики.
Ключевые слова: рынок ценных бумаг; мегарегулятор; саморегулирование рынка ценных бумаг.
PROBLEMS OF REGULATION OF THE SECURITIES MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION
Krasochenko SA., Fedoseeva Т.А.,
students Financial University
stas13071@yandex.ru
tatiana_fedoseeva@bk.ru
Abstract. In each country, the security market has the individual characteristics, which are due to various factors, including economic, geopolitical, etc. The Russian securities market is quite unpredictable and its formation entailed the emergence of numerous problems, the overcoming of which is necessary for its further successful development and functioning of the Russian economy.
Keywords: security market; Mega-regulator; self-regulation of the security market.
В настоящее время существует множество дискуссий по вопросу значимости регулирования рынка ценных бумаг. Одни авторы считают, что российский фондовый рынок должен использовать метод саморегулирования, другие же, напротив, отдают свой голос в пользу регулирования рынка при помощи государственных структур. Актуальность данной темы состоит в том, что в условиях стремительного развития глобализации экономики, усиления финансового кризиса и внедрения новых
информационных технологий, которые охватывают все сферы жизни людей, наблюдается необходимость исследования вопросов о регулировании рынка ценных бумаг (РЦБ). Разработка и внедрение новых и более эффективных механизмов регулирования призваны стать одним из инструментов защиты интересов его участников.
В российском законодательстве есть Федеральный закон от 24.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», но четкого определения понятия
Научный руководитель: Чернышова М.В., кандидат экономических наук, доцент Департамента финансовых рынков и банков.
«регулирование РЦБ» нет. В отечественной литературе наиболее часто встречается следующее определение: «Регулирование РЦБ является упорядоченной деятельностью всех участников рынка и операций между ними со стороны организаций, которые уполномочены обществом на данные действия» [1, с. 176].
В свою очередь, Т. Б. Бердникова трактует регулирование РЦБ как объединение конкретных методов и приемов в одну систему, которая позволяет упорядочить осуществление фондовых операций, а также подчинить их конкретным правилам и требованиям [2, с. 144]. Это механизм по поддержанию равновесия интересов всех участников РЦБ на взаимной основе и в рамках существующих нормативно-правовых актов.
Проанализировав приведенные трактовки, можно дать обобщающее определение данному понятию: регулирование РЦБ представляет собой процесс оказания воздействия субъектов регулирования на объект в соответствии с действующим законодательством, профессиональными стандартами, традициями и этическими нормами поведения для совершенствования и развития РЦБ.
Для того чтобы построить эффективную систему регулирования РЦБ, необходимо задаться вопросом: что требуется регулировать? Ответ заключается в определении специфики экономики Российской Федерации, которая практически полностью зависима от мировых цен на нефть, где бюджет формируется в зависимости от того, каким образом сложатся мировой спрос и предложение на углеводороды. Данные факторы необходимо учитывать при анализе отечественного РЦБ.
В связи с этим целесообразно проанализировать статьи торгового баланса Российской Федерации, которые имеют наибольший удельный вес. У нашей страны увеличение валютного счета происходит путем продажи углеводородов (70% от общего экспорта) и драгоценных металлов (11% от общего экспорта); уменьшение - за счет поставок импортного оборудования и транспортных средств (50% от общего импорта), сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров (16%), а также каучука и товаров химической промышленности (16%) [3].
Исходя из этого, на рынок РЦБ основное влияние оказывают:
1) мировые цены на нефть, от которых зависит приток и отток денежных средств;
2) экспорт нефти, влияющий на торговый оборот РЦБ, как последствие влияния цен на углеводороды и на инвестиционный климат в РФ;
3) экспорт и импорт продукции, отраженной в платежном балансе России, оказывающий существенное влияние на привлечение средств на РЦБ.
Государственное регулирование РЦБ преследует цели, связанные с защитой частных и общественных интересов, а также контролем соблюдения правил, которые едины для всех участников рынка. Профессиональные участники играют важную роль в системе функционирования РЦБ, так как они взаимодействуют с инвесторами и эмитентами и обеспечивают в итоге результативность деятельности и развитие фондового рынка.
При государственном регулировании РЦБ применяются прямые и косвенные методы регулирования экономических процессов. В прямое регулирование включаются функции: регистрационная, нор-мотворческая и разрешительная, поддержание на рынке правовой дисциплины и предъявление различных требований к участникам. Косвенное регулирование заключается в проведении денежной политики государством, политики по управлению собственностью, в сфере налогообложения, перераспределении поступающих денежных средств и регулировании расходов государства.
Необходимость регулирования в РФ заключается в упорядочении деятельности участников рынка и проводимых ими операций со стороны президента, правительства, Федерального Собрания, министерств и других органов исполнительной власти. Опираясь на зарубежный опыт, в России был создан мегарегулятор на базе Центрального банка. Он выполняет функции, которые ранее принадлежали Федеральной службе по финансовым рынкам. Компетенция данного органа распространяется на законодательные инициативы и развитие всего финансового рынка.
Создание мегарегулятора, по мнению ряда экспертов, может повлечь за собой негативные последствия, связанные с монополизацией экономики, поскольку данный орган является учредителем Сбербанка и Московской биржи. Это может послужить почвой для роста монополизации всего рынка. Также функции мегарегулятора позволяют ЦБ РФ участвовать в деятельности реального сектора экономики, а именно - в процедуре IPO [4]. Основным риском, связанным с функционированием созданного органа, является возможность злоупо-
Рис. 1. Структура механизма мегарегулирования рцБ
Источник: составлено авторами на основе [6, с. 18-22].
треблений полномочиями, особенно в начальный и переходный периоды [5].
Механизм мегарегулирования РЦБ объединяет различные субъекты и объекты и обеспечивает их согласованную и целенаправленную деятельность в соответствующем направлении при использовании функциональных связей между ними в целях достижения баланса интересов всех участников РЦБ, его эффективного и устойчивого развития. Функционирование механизма мегарегулирования состоит в выборе и дальнейшем использовании наиболее приемлемых методов, форм, инструментов, технологий регулирования в соответствии с планом мероприятий по развитию РЦБ и принятых стратегий (рис. 1). Мегарегулятор способен привести в действие механизм регулирования РЦБ при помощи ключевых субъектов рынка: государственных структур, общественных и саморегулируемых организаций, обеспечивая при этом изменения РЦБ в нужном направлении. Также должны учитываться мнения всех участников рынка, а именно - инвесторов и профессиональных участников.
Показателями оценки результативности мегарегулирования РЦБ служат [7]:
1) число инвесторов;
2) эффективная защита прав потребителей и инвесторов финансовых услуг;
3) объем оборота рынка;
4) количество налоговых поступлений;
5) обеспечение выполнения предъявляемых к профессиональным участникам требований;
6) высокое качество финансовых услуг и активов.
Исходя из этого, можно с уверенностью сказать,
что в современной России государство значительно влияет на деятельность РЦБ, при этом необходима государственная политика, которая направлена на совершенствование существующего рынка, что выражается в непосредственном функционировании мегарегулятора, что будет способствовать развитию РЦБ, интегрированного в мировой рынок и обеспечивающего приток инвестиций в экономику.
Что касается саморегулирования РЦБ, то оно осуществляется посредством деятельности различных ассоциаций профессиональных участников. В мировой практике в настоящее время существуют два варианта:
1) государство передает предельно допустимый объем полномочий саморегулируемым организациям при условии сохранения за государством контрольных позиций;
2) государство передает лишь малую часть полномочий по контролю, надзору и установлению правил ассоциациям профессиональных участников.
Предметом саморегулирования служит профессиональная деятельность объединенных в са-
Саморегулирование РЦБ
Обеспечение достоверной и открытой информацией всех участников рынка, а также обеспечение защиты клиентов и участников организации в государственных органах управления
1
Осуществление подготовки и переподготовки кадров, а также установление требований для работы на рынке
Разработка обязательных этических и квалификационных
правил профессиональной деятельности
Выработка предложений по развитию рынка
А
Контроль за соблюдением всех норм и правил участниками рынка
Рис. 2. саморегулирование на рцБ
Источник: составлено авторами на основе [8, с. 531].
морегулируемые организации (СРО) субъектов (рис. 2).
Таким образом, основная проблема регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации -отсутствие надлежащей законодательной базы и, как следствие, инструментов для осуществления эффективного надзора и контроля за рынком ценных бумаг. Саморегулирование РЦБ предполагает наличие законодательной базы, а также определенного уровня развития РЦБ. Однако на сегодняшний день РЦБ в Российской Федерации испытывает трудности по обоим направления. Поэтому для разрешения сложившейся ситуации наиболее оптимальным путем развития является усиление государственного регулирования рынка ценных
бумаг, основной целью которого будет обеспечение устойчивости, эффективности и сбалансированности РЦБ. Ключевые задачи регулирования определяются текущей бюджетной и экономической политикой страны, состоянием экономического роста и другими факторами. Общемировой тенденцией в решении проблемы регулирования РЦБ является создание мегарегулятора как единого государственного органа надзора. Фондовый рынок играет важную роль в стране и мире по распределению финансовых ресурсов в ключевые отрасли экономики, предоставляет уникальные услуги и способствует полноценному подъему экономики в режиме эффективного и результативного регулирования и контроля.
литература
1. Есипов В.Е, Маховикова ГА. Ценообразование на финансовом рынке. СПб.: Питер, 2015. 176 с.
2. Бердникова Т.Б. Оценка ценных бумаг. М.: ИНФРА-М, 2014. 144 с.
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: www.gks.ru.
4. Поляков А. Мегарегулятор скоро превратится в монстра // Электронное периодическое издание «Информационное агентство «Финмаркет». 2013. URL: http://www.finmarket.ru/economics/.
5. Адамбекова АА. Центральный банк страны как мегарегулятор финансового рынка // Деньги и кредит. 2015. № 10.
6. Иванов М.Е. Особенности и тенденции российского рынка ценных бумаг в условиях усиления глобализации процессов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 39. С. 18-22.
7. Счастная Т.В. К вопросу создания Мегарегулятора финансового рынка в России. URL: http://cyberLeninka.ru/ articLe/n/k-voprosu-sozdaniya-megareguLyatora-fmansovogo-rynka-v-rossii/.
8. Рынок ценных бумаг / под ред. Н. И. Берзона. М.: Юрайт, 2014. 531 с.