Научная статья на тему 'Саморегулирование на финансовых рынках в системе надзора за финансовыми организациями'

Саморегулирование на финансовых рынках в системе надзора за финансовыми организациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2531
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА / НАДЗОР НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ / ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЫНОК МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ / СТРАХОВОЙ РЫНОК / РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / FINANCIAL MARKET / SELF-REGULATION OF THE FINANCIAL MARKET / SUPERVISION ON THE FINANCIAL MARKET / FINANCIAL ORGANIZATION / SELF-REGULATORY ORGANIZATION / MICROFINANCE MARKET / INSURANCE MARKET / SECURITIES MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гузнов Алексей Геннадьевич

В статье рассматриваются вопросы, связанные с саморегулированием на финансовом рынке, его значением и задачами, местом в системе надзора за финансовыми организациями. Делается вывод о том, что саморегулирование может стать существенным фактором повышения эффективности надзора над финансовыми организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-REGULATION IN THE FINANCIAL MARKETS IN THE SYSTEM OF SUPERVISION OF FINANCIAL ORGANIZATIONS

The article is discussed the issues related to self-regulation in the financial markets, its crucial role and objectives, within the framework of the supervision of financial organizations. The author has concluded that selfregulation may become a significant factor in increasing the efficiency of supervision over financial organizations.

Текст научной работы на тему «Саморегулирование на финансовых рынках в системе надзора за финансовыми организациями»

Гузнов А. Г.

к УНИВЕРСИТЕТА Саморегулирование на финансовых рынках

_________________________Л 21

имени o.e. кутафина (мгюа) в системе надзора за финансовыми организациями

Правовое регулирование банковского и страхового дела, денежного обращения, рынка ценных бумаг и валютных отношений

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ НА ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ В СИСТЕМЕ НАДЗОРА ЗА ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с саморегулированием на финансовом рынке, его значением и задачами, местом в системе надзора за финансовыми организациями. Делается вывод о том, что саморегулирование может стать существенным фактором повышения эффективности надзора над финансовыми организациями.

Ключевые слова: финансовый рынок, саморегулирование финансового рынка, надзор на финансовом рынке, финансовые организации, саморегулируемые организации, рынок микрофинансирования, страховой рынок, рынок ценных бумаг.

001:10.17803/2311-5998.2017.36.8.121 -129

A. G. GUZNOV,

Doctor of Law Sciences, Assistant Professor of the Financial Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Honoured iawer of Russia

aguznov@gmail.nj 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9

SELF-REGULATION IN THE FINANCIAL MARKETS IN THE SYSTEM OF SUPERVISION OF FINANCIAL ORGANIZATIONS

Review. The article is discussed the issues related to self-regulation in the financial markets, its crucial role and objectives, within the framework of the supervision of financial organizations. The author has concluded that self-regulation may become a significant factor in increasing the efficiency of supervision over financial organizations.

Keywords: financial market, self-regulation of the financial market, supervision on the financial market, financial organization, self-regulatory organization, the microfinance market, Insurance market, the securities market.

Алексей Геннадьевич ГУЗНОВ,

доктор юридических наук, доцент кафедры финансового права Университета имени O.E. Кутафина (МГЮА), заслуженный юрист РФ aguznov@gmail.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

©А. Г. Гузнов, 2017

В-1

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

Особенностью финансового рынка является высокий уровень саморегулирования. Саморегулирование в форме саморегулируемых организаций (СРО) вполне справедливо относится к особой разновидности корпоративного управления1, смысл которого заключается в том, чтобы осуществить в интересах участников саморегулируемых организаций и потребителей услуг этих организаций на основании корпоративного соглашения особого рода, а иногда и в силу требования закона стандартизацию деятельности, контроль, а также экономическое содействие при разрешении вопросов банкротства членов СРО. Таким образом, объектом саморегулирования являются отношения по поводу эффективной организации и координации всех ее членов.

Отношение к саморегулированию на финансовых рынках было самым различным. Некогда в организациях, которые осуществляли профессиональное саморегулирование, видели чуть ли не панацею от недостатков и дороговизны надзора. Представлялось, что финансовый рынок — это рынок с высокой культурой, и он сам, особенно в условиях отсутствия надлежащего финансирования, способен справиться с основной массой вопросов регулирования и текущего надзора, обеспечить должную защиту прав и законных интересов клиентов финансовых организаций. Так, в Стратегии развития финансового рынка на период до 2020 года, которая была утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р2, утверждалось, что «с количественным ростом и качественным усложнением финансового рынка возникает объективная потребность в развитии функций саморегулирования, для чего необходимо повышение эффективности взаимодействия саморегулируемых организаций и государственных органов.

Нормы и правила, разрабатываемые саморегулируемыми организациями, нужны для дополнения и детализации норм государственного регулирования, причем следует стимулировать саморегулируемые организации к установлению более жестких требований к деятельности участников финансового рынка». Исходя из изложенного ставилась задача «разработать комплекс мер, направленных на укрепление роли профессионального сообщества в осуществлении контроля на рынке ценных бумаг и снижении инвестиционных рисков. Кроме того, следует расширить возможности саморегулируемых организаций при сборе и анализе отчетности участников финансового рынка и возложить на них функции по ее анализу, обобщению и раскрытию».

Десять лет назад вопрос о саморегулировании в банковской системе был предметом широкой и весьма напряженной дискуссии: внезапно банковское сообщество захотело отобрать часть функций по регулированию и надзору у Банка России. Как писала пресса тех лет, «на банковском рынке может быть создана саморегулируемая организация (СРО), которая возьмет на себя часть надзорных функций Центробанка. Пока законом запрещается создание СРО на банковском рынке, однако, по данным источника в финансовых кругах, ряд крупных банкиров намерены пролоббировать отмену запрета на саморегулирование. В этих целях,

1 Лескова Ю. Г. Концептуальный подход к формированию системы саморегулирования в корпоративном праве // Гражданское право. 2013. № 1.

2 СЗ РФ. 2009. № 3. Ст. 423.

возможно, они и призвали к объединению две банковские ассоциации»3. Руководитель одной из ассоциаций — Ассоциации российских банков — Г. А. Тосунян выпустил книгу с говорящим названием «Банковское саморегулирование»4. Так, предполагалось обязательность участия СРО банков в нормотворческом процессе5, участие представителей СРО в заседаниях Комитета банковского надзора Банка России и т.д. Полагалось, что «именно саморегулируемые организации способны обеспечить исполнение единого решения, принятого системой, в которую входят субъекты предпринимательской деятельности, осуществление самоконтроля, гарантирование чистоты системы, защиту законных интересов участников саморегулируемой организации. В частности, саморегулирование во всех сегментах экономики может осуществляться в форме участия представителей саморегулируемых организаций в разработке нормативных актов, регулирующих деятельность в соответствующих отраслях народного хозяйства и сферах профессиональной деятельности»6.

В банковском секторе, впрочем, идея саморегулирования была отвергнута самим банковским сообществом, опасавшимся, что под этой внешне демократической маской может скрыться, по сути, весьма узурпаторская форма диктата крупных банков над средними и малыми7. □

Однако в других секторах идея саморегулирования была реализована с осо- Ее А бенностями, характерными для конкретного сектора. Например, в страховой отрасли. Так, еще в 2003 г. руководители Всероссийского союза страховщиков уш

О m

3 URL: http://sroportal.ru/publications/u-bankirov-mozhet-poyavitsya-samoregulyator/.

4 Тосунян Г. А. Банковское саморегулирование. М., 2006.

□ <

5 Так, Ассоциация российских банков направила в Государственную Думу предложение б ^ о закреплении в Законе о Банке России обязанности Банка России направлять банков- А р ским ассоциациям и союзам, членами которых являются не менее 30 % кредитных ор-

m w

ганизаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации, для подготовки

mm

- т РБ

ректоров Банка России (см.: URL: http://arb.ru/b2b/docs/pismo_arb_predsedatelyu_komite-

ta_po_kreditnym_organizatsiyam_i_finansovym_rynkam-411526/?sphrase_id=168494).

URL: http://arb.ru/b2b/docs/pismo_arb_predsedatelyu_komiteta_po_kreditnym_organizatsi- m Ш

yam i finansovym rynkam-411526/?sphrase id=168494. mQ

T "

Это, кстати, заставило Г. А. Тосуняна сформулировать следующее соображение: «Мои

оппоненты высказывали диаметрально противоположную точку зрения о том, что само- Х g

m И

Б m

заключений проекты своих нормативных актов не позднее чем за 30 рабочих дней до рассмотрения соответствующих проектов председателем Банка России или Советом ди-

ся этого не надо. Чтобы не допустить этого, в уставе и закрепляются соответствующие

регулирование вредно, потому что мощная саморегулируемая организация будет, дескать, доминировать над банками. Мне эта логика непонятна, потому что только люди с холопской психологией могут опасаться, что учрежденные непосредственно ими > Л

—| У

органы будут над ними же доминировать. Поскольку банки уже давно избавились от рабской психологии, умеют влиять, воздействовать, отстаивать свои позиции, боять- щ щ

ЛГ

принципы управления, выборности и отчетности. Поэтому, на мой взгляд, этот аргумент не выдерживает критики» (см.: URL: http://arb.ru/banks/analitycs/intervyu_prezidenta_ jjf|

arb_g_tosunyana_opublikovanoe_v_7_analiticheskogo_bankovskog-29270/?sphrase_ id=168494).

ИЗ

х m

ОТНОШЕНИЙ

>

'И ^^ 1

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

А. П. Коваль и Д. В. Брызгалов писали, что «саморегулирование страховой деятельности — это предусмотренное законодательством регулирование страхового рынка в целом или отдельных его составляющих самими профессиональными участниками без вмешательства регулятора, в данном случае Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ»8. При этом предполагалось, что «государственный надзор определяет минимальные требования к деятельности на страховом рынке, а саморегулируемая организация пытается выработать приемлемые формы их применения, выгодно отличающие профессиональных участников — членов СРО от других его участников. В некоторых случаях саморегулирование может замещать функции страхового надзора, например по сбору статистических данных, обучению кадров и т.д.»9.

Эти идеи, а также вступление в силу Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»10 во многом повлияли на то обстоятельство, что в Федеральном законе от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»11 была предусмотрена отдельная глава, нормы которой регулируют статус, функции и деятельность профессионального объединения страховщиков. Последним признается некоммерческая организация, представляющая собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков и действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования, а также в целях обеспечения проведения технического осмотра транспортных средств в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств (ст. 24).

Основными функциями профессионального объединения являются:

— осуществление компенсационных выплат и установление размеров отчислений страховщиков в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат в соответствии с учредительными документами профессионального объединения;

— организация обеспечения своих членов бланками страховых полисов обязательного страхования и бланками, используемыми при осуществлении операций по страхованию в рамках международных систем страхования, контроль за использованием этих бланков;

— компенсация недостающий часть активов при передаче страхового портфеля за счет средств, предназначенных для осуществления компенсационных выплат, в соответствии с Законом о банкротстве;

— осуществление аккредитации операторов технического осмотра, ведение реестра аккредитованных операторов технического осмотра.

8 Департамент страхового надзора Минфина РФ выполнял функции органа страхования в период 2003—2009 гг.

9 Коваль А. П., Брызгалов Д. В. Саморегулирование на страховом рынке // Финансы. 21 мая 2003 г.

10 СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6076.

11 СЗ РФ. 2002. № 18. Ст. 1720.

Наиболее важно, что профессиональное объединение страховщиков осуществляет компенсационные выплаты в случае банкротства страховщика по ОСАГО12. Таким образом, была создана система фактического некоммерческого перестрахования ответственности страховщиков по ОСАГО. Вместе с тем отметим, что закон не предусматривает сколько-нибудь значительных полномочий такого рода объединений в области регулирования и надзора страхового сектора.

Концепция профессионального объединения страховщиков, действующая для обязательных видов страхования, в дальнейшем получила развитие. Позднее было принято законодательство, регулирующее деятельность профессионального объединения страховщиков в области сельскохозяйственного страхования. Так, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"»13 такое профобъединение, в частности, формирует фонд компенсационных выплат и осуществляет компенсационные выплаты, предусмотренные указанным Федеральным законом, в соответствии с требованиями этого Федерального закона и уставом объединения страховщиков, а также ведет статистику осущест- □ вления компенсационных выплат, в том числе собирает сведения о величине НЕ А фонда компенсационных выплат, об инвестиционном результате от размещения средств фонда компенсационных выплат, отчислениях страховщиков в фонд компенсационных выплат, о взысканных суммах в порядке, расходовании средств не фонда компенсационных выплат, и ежеквартально предоставляет указанные сведения в уполномоченный орган и Банк России.

Значительную роль играют СРО на рынке ценных бумаг. Их регулирование предусмотрено отдельной главой Федерального закона от 22 апреля 1996 г. >Р

№ 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»14. Так, в соответствии со ст. 48 данного За- ЕЩ кона «саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг именуется добровольное объединение профессиональных участ- ^ и

ников рынка ценных бумаг. Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов ХВ

владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечи- Хш

вающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг».

X

<п

12 Ю. Л. Смирникова указывает, что отношения, связанные с процессом формирования >5

—| у

фондов компенсационных выплат и осуществления самих выплат, относятся к финансово-правовым, в то время как фонды страховых выплат являются частыми денежными фондами и не регулируются публичным (читай: финансовым) правом (см.: Смирнико- ЛС| ва Ю. Л. Финансово-правовое регулирование отношений по осуществлению компенсационных выплат // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 11. С. 4). НЕ

13 СЗ РФ. 2011. № 31. Ст. 4700. Х>

14 СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.

ОТНОШЕНИИ

>

J-1

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

В деятельности СРО на финансовых рынках — в отличие от страховой сферы — более заметен регулятивный аспект. Так, в соответствии со ст. 49 Закона «О рынке ценных бумаг» саморегулируемая организация вправе:

— получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов, осуществляемых в порядке, установленном Банком России;

— утверждать правила и стандарты осуществления своими членами профессиональной деятельности, в том числе операций с ценными бумагами и операций, связанных с заключением и исполнением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами;

— контролировать соблюдение своими членами утвержденных саморегулируемой организацией правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности;

— осуществлять обучение граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также в случае, если саморегулируемая организация является аккредитованной Банком России, принимать квалификационные экзамены и выдавать квалификационные аттестаты.

Предусмотрено регулирование деятельности СРО в таком сегменте финансового рынка, как рынок микрофинансирования. Так, Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»15 предусматривает обязательность участия кооперативов первого уровня в деятельность СРО. В соответствии со ст. 35 указанного Закона кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня их создания. Кредитные кооперативы, обязанные быть членами СРО в соответствии с данным Законом, прекратившие членство в этой организации, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства вступить в другую СРО. До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).

При этом такого рода СРО кооперативов образуются с явно выраженной целью контроля и надзора за своими целями: в соответствии с п. 1 ст. 35 указанного Закона саморегулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляется на условиях их объединения в СРО кредитных кооперативов, создаваемые в целях регулирования и контроля деятельности кредитных кооперативов, являющихся их членами, а также в целях представления и защиты интересов членов СРО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо отметить, что эйфория по поводу саморегулирования достаточно быстро прошла, чему немало способствовал кризис 2008—2009 гг. Так, в пресс-релизе Комитета европейских регуляторов ценных бумаг (CESR)16 подчеркивалось, что события 2008 г заставляют переоценить роль саморегулирования17. На

15 СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3627.

16 С 1 января 2011 г. CESR был преобразован в объединение европейских регуляторов рынка ценных бумаг (the European Securities and Markets Authority (ESMA)), которая является частью европейской системы регуляторов финансовых рынков.

17 URL: https://www.esma.europa.eu/search/site/CERS%2008-404 (дата обращения: 10.02.2016).

этом фоне сошли на нет разговоры о саморегулировании в банковской сфере. Однако обсуждение перспектив создания мегарегулятора, начавшееся в 2012 и завершившееся в 2013 г. принятием Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»18, вновь всколыхнуло дискуссии вокруг саморегулирования в финансовой сфере. Одним из поводов послужило то обстоятельство, что под надзор Банка России в процессе создания мегарегулятора должно было перейти свыше 10 тыс. различных субъектов. Обеспечить эффективный надзор за таким количеством разнородных субъектов было крайне затруднительно без поддержки со стороны гражданского общества, институтами которого как раз и являются саморегулируемые организации.

В связи с этим в 2013 г. была разработана концепция проекта федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка», который был принят только в 2015 г.19 В рамках разработки данного законопроекта было поставлено и решено несколько задач, направленных на повышение ответственности СРО, действующих или создаваемых в финансовой сфере, и самих □ финансовых организаций. Ее >

Во -первых, необходимо было выработать общие параметры регулирования, касающиеся всех СРО в финансовой сфере. ^Ш

Во-вторых, если рассматривать СРО в качестве организаций, которым делеги- не

руются властные полномочия в сфере надзора, то необходимо было определить условия, при которых это делегирование могло состояться.

В-третьих, решить вопрос об обязательности членства в СРО.

В-четвертых, обеспечить процесс трансформации существующих профессио- > Р

нальных объединений в полноценные (с точки зрения закона) СРО. ЕЩ

Закон о СРО в финансовой сфере создал систему, в которой финансовые ор-

ганизации и иные участники финансового рынка объединяются и создают (или используют уже существующие) некоммерческие саморегулируемые организации

шЕ

- ш

и иные профессиональные объединения в качестве саморегулируемых организаций в сфере финансовых рынков. Закон предусматривает возможность передачи со стороны Банка России права регулирования соответствующих рынков шЩ и осуществления надзора со стороны СРО за своими участниками, т.е. делегирования властной компетенции с уровня федеральных органов на уровень СРО.

В соответствии со ст. 3 рассматриваемого Федерального закона для приобретения статуса саморегулируемой организации некоммерческая организация ШИ должна соответствовать следующим требованиям:

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"» // СЗ РФ. 2015. № 29 (ч. I). Ст. 4349.

1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее 26 % от общего количества финансовых организаций, осуществля-

18 СЗ РФ. 2013. № 30 (ч. I). Ст. 4084. Л Г

19 Федеральный закон от 13 июля 2015 г № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях

в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона НЕ

СГЛ

хш

ОТНОШЕНИИ

>

А-1

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

ющих соответствующий вид деятельности. При этом общее количество таких организаций определяется на основании информации, размещенной на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) наличие разработанных в соответствии с требованиями данного Закона внутренних стандартов саморегулируемой организации;

3) наличие органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации;

4) соответствие лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа некоммерческой организации, требованиям, установленным Законом. Закон закрепил два возможных статуса СРО в финансовой сфере:

1) СРО разрабатывает стандарты поведения в определенной сфере и контролирует соблюдение участниками СРО этих стандартов («простое СРО»);

2) СРО разрабатывает стандарты поведения в определенной сфере, но осуществляет контроль за выполнением не только стандартов, но и ряда публичных требований («квалифицированное СРО»).

В соответствии с этим различаются процедуры получения СРО указанных статусов. В любом случае приобретение статуса СРО позволяет некоммерческим организациям также приобрести ряд специальных полномочий, среди которых: участие по согласованию с Банком России в проводимых Банком России инспекционных проверках; организация тематических обследований участников, в том числе по просьбе Банка России; участие в законотворческой работе и в разработке нормативных актов Банка России; разработка инициативных предложений в сферах регулирования и надзора; обобщение предложений членов СРО; применение к членам СРО штрафных санкций, предусмотренных ее внутренними документами.

Особое значение имеет регулятивная деятельность СРО, осуществляемая путем принятия стандартов СРО. Закон определяет, что список обязательных стандартов для каждого вида СРО, а также требования к их содержанию, минимальный перечень стандартов, которые могут быть включены в список, утверждаются Банком России. Банку России предоставляется право устанавливать перечень обязательных для разработки саморегулируемой организацией определенного вида стандартов, последовательность их разработки, предельные сроки направления стандартов на согласование в Банк России, определять дополнительные виды отношений, подлежащих стандартизированию. Полномочия Банка России в данном случае обусловлены качественными различиями секторов финансового рынка, на которых будет осуществляться процедура саморегулирования, и для обеспечения мобильности реагирования на изменяющуюся среду предложено указанное законодательное решение. Из этих же соображений Банку России предоставляется право не устанавливать для рынка унифицированный список обязательных стандартов, если регулятор считает, что в этом нет необходимости, поскольку действующее нормативное регулирование может быть достаточным, или, наоборот, ни одна из саморегулируемых организаций, действующих на соответствующем рынке, не будет готова к разработке стандартов и надзору за их исполнением. Предполагается также, что при множественности СРО одного вида на каком-либо рынке должны вырабатываться единые стандарты. Если создается

новая СРО, то она присоединяется к действующим стандартам и впоследствии может инициировать их изменение по договоренности с существующими СРО.

Для приобретения второго статуса СРО должна доказать Банку России свою возможность качественно исполнять отдельные полномочия в области надзора за соответствующим кругом участников финансового рынка (ст. 7 Закона). Условием предоставление такого статуса является представление возможностей финансирования (буквально «сметы»). Если Банк России считает недостаточными ресурсы, выделяемые СРО на осуществление этой деятельности, то он вправе отказать в присвоении статуса СРО и в передаче указанных полномочий. Такие же последствия — отзыв статуса и возможности осуществлять надзорные полномочия — наступают и тогда, когда представляемая на ежегодной основе смета расходов не удовлетворяет требованиям Банка России к этому виду деятельности.

Статус «квалифицированной» позволяет СРО приобрести право надзора за своими участниками в части соблюдения ими требований законов о соответствующем виде деятельности («широкий» надзор) и актов Банка России, который осуществляется в форме проверок. Для СРО конкретного вида объем и полнота возможных для передачи надзорных полномочий определяется нормативным актом Банка России. В рамках этой же процедуры СРО могут приобрести право применения мер воздействия в рамках установленной компетенции (направление требований по устранению нарушений, выявленных при осуществлении переданных Банком России надзорных полномочий).

Закон о СРО на финансовых рынках вступил в силу 11 января 2016 г Потребуется определенное время, чтобы идеология Закона в части передачи надзорных полномочий была реализована. Вместе с тем не исключено, что деятельность «квалифицированных СРО» может стать существенным фактором повышения эффективности надзора над финансовыми организациями.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Коваль А. П., Брызгалов Д. В. Саморегулирование на страховом рынке // Финансы. — 2003. — 21 мая.

2. Лескова Ю. Г. Концептуальный подход к формированию системы саморегулирования в корпоративном праве // Гражданское право. — 2013. — № 1.

3. Смирникова Ю. Л. Финансово-правовое регулирование отношений по осуществлению компенсационных выплат // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2011. — № 11. — С.4

4. Тосунян Г. А. Банковское саморегулирование. — М. : Спец-Адрес, 2006.

□ т р

тШ тО УШ тО

О т

т г □<

АР

ЩО тА

ЯИ

- т РБ ЫА

АО

АО

с

ш

тП

НГ

б т

М Т

т х

т о Ш

ЛО

б т ТД

т ЫЛ

х т

ОТНОШЕНИЙ

>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.