УДК 336.1.07
ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА
Алексей Олегович Головин,
кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики, финансов и финансового права Тверской филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, Тверь, Российская Федерация [email protected]
Галина Львовна Толкаченко,
кандидат экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансов, Тверской государственный университет, Тверь, Российская Федерация [email protected]
Предмет/тема. Финансовый рынок является важнейшей частью экономической системы. Его регулирование должно постоянно совершенствоваться. Оно состоит в решении неструктурированных и слабо структурированных проблем согласования организации, стимулирования и ответственности в области финансов. Теоретическая связь финансового рынка с моделями надзора и регулирования не всегда присутствует на практике. Интегрированная модель регулирования российского финансового рынка не гарантирует обязательного достижения высоких результатов. В связи с этим создание действенной модели регулирования финансового рынка приобретает большую актуальность.
Цель/задачи. Целью исследования является определение перспектив развития регулирования финансового рынка на основе изучения теоретических разработок и опыта практической работы в данной области. Это требует анализа связи показателя глубины финансового рынка и моделей регулирования, исследования организации существующих систем финансового надзора и регулирования в странах мира, изучения организационных преобразований в Банке России и совершенствования нормативной базы, а также проблем деятельности саморегулируемых организаций.
Методология. Исследование существующих систем финансового надзора и регулирования основывается на использовании методов сравнительного анализа, экспертного оценивания и эвристического моделирования. Это позволило определить возможные направления развития системы регулирования финансового рынка.
Результаты. Сформулированы вероятные пути развития финансового надзора и регулирования в Российской Федерации. Это может быть использовано в работе по совершенствованию регулирования финансовых отношений и в учебном процессе.
Выводы/значимость. Финансовый рынок играет важнейшую роль в развитии экономики страны. Интегрированная модель финансового регулирования в России не обязательно обеспечивает высокую эффективность и может считаться промежуточной. Мегарегулятор - Банк России проводит организационную и нормативную работу по совершенствованию регулирования. Важнейшими перспективными направлениями развития финансового надзора и регулирования являются создание в банковских группах и холдингах эффективной системы финансового риск-менеджмента и изменение роли саморегулируемых организаций - профессиональных участников финансового рынка.
Ключевые слова: финансовый рынок, модели надзора и регулирования, законодательные изменения, система финансового риск-менеджмента, саморегулируемые организации
Финансовый рынок является важнейшей составной частью современной экономической системы. Он обеспечивает соединение отношений спроса и предложения на финансовые инструменты и способствующие этому действия участников таких отношений. Функционирование финансового рынка приводит к аккумуляции необходимых фондов денежных средств и их перераспределению в наиболее перспективные и эффективные секторы и отрасли, без чего невозможны нормальная работа и дальнейшее развитие экономики. В связи с этим трудно переоценить деятельность, связанную с рациональной организацией, и соответствующим регулированием финансового рынка.
История регулирования финансового рынка современной России очень непродолжительна, но весьма насыщенна. Рыночные реформы в нашей стране обусловили переход регулирующих функций от Министерства финансов РФ к созданной в 1993 г. Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте России. На смену ей в 1996 г. пришла Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ РФ). Менее чем через десятилетие, в 2004 г., она была преобразована в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР РФ). В 2013 г. эта организация была упразднена, а ее функции перешли к Службе Банка России по финансовым рынкам (СБРФР). Но и этот орган прекратил свое существование уже в марте 2014 г., а Банк России окончательно превратился в мегарегулятора финансового рынка страны.
Таким образом, за двадцать с небольшим лет произошли пять трансформаций в области организации регулирования финансового рынка. Несомненно, совершенствование регулятивного воздействия на различные секторы рыночного хозяйства является необходимым условием движения экономики вперед. Однако реформирование организационных структур регулирования должно базироваться на научно обоснованных и точно выверенных основоположениях. Между тем пятикратное модифицирование органа регулирования финансового рынка больше напоминает косметические административные реформы, которыми трудно удивить кого-нибудь в нашей стране.
Представители финансовой науки и практики неоднократно обращали свое внимание на возможное наличие взаимосвязи между финансовым рынком и организацией его регулирования [3, 4, 7, 9-12, 15, 17]. Дело в том, что страновая модель регулирования финансового рынка по достижении им определенного уровня должна соответствовать основным целям и задачам развития. Кроме того, совокупность качественных характеристик финансового рынка в целом может определять организационное оформление регулирующего органа, т.е. «глубина» и другие показатели финансового рынка могут оказывать влияние на выбор модели регулирования.
В исследовании Всемирного банка «Сравнительный анализ финансовых систем во всем мире» в качестве основных характеристик, отражающих правильность организации финансового рынка, выбраны четыре важных показателя.
Во-первых, это размер финансовых институтов и рынков (финансовая глубина).
Во-вторых, степень простоты пользования финансовыми услугами (доступ).
В-третьих, эффективность финансовых посредников и рынков в проведении операций (эффективность).
В-четвертых, стабильность финансовых институтов и рынков (стабильность).
В ходе анализа изучались данные по 205 странам мира за 50 лет (1960-2010 гг.). В результате еще раз был подтвержден тезис о том, что может прослеживаться взаимосвязь между организацией финансовой системы и экономическим развитием, а финансовая политика и рациональное регулирование во многом определяют эффективность хозяйствования [20].
Общепризнанным является то, что финансовое регулирование состоит из пруденциального надзора и собственно регулирования. Первый нацелен на обеспечение стабильности общих финансовых устоев. Второе призвано поддерживать эффективную конкуренцию и защиту прав участников финансовых отношений. Нахождение необходимого баланса между данными частями финансового регулирования крайне важно. Сама же организация этих двух составляющих может быть использована в качестве признаков классификации моделей регулирования и надзора. Они выделяются в соответствии с уровнем интеграции организационных структур. По мнению А. Абрамова, А. Радыгина и М. Черновой, за годы, прошедшие после кризиса 2008 г., наметилась тен-
денция к увеличению доли стран с интегрированным пруденциальным надзором в центральном банке или вне его и понижению доли секторального надзора. Однако не прослеживается однозначной тенденции в выборе модели регулирования. Одновременно возрастает доля стран с моделью синхронного надзора и регулирования одним органом, и доля с моделью Twin Peaks (Двойные Вершины). Последнее означает, что интегрированное регулирование проводит организация, не являющаяся органом надзора. Российская Федерация в 2013 г. покинула группу стран с секторальным надзором, имеющим более высокий рейтинг конкурентоспособности. Группа стран с более интегрированным регулированием, к которым теперь относится Россия, также в среднем уступает странам с секторальным регулированием финансового рынка [1].
Опираясь на исследования М. Мелецки и А. Подпиера [18] о взаимосвязях моделей надзора и регулирования с главными политико-экономическими характеристиками, А. Абрамов, А. Радыгин и М. Чернова пришли к интересным выводам. Про-бит-модель (от англ. probability unit), построенная с учетом 18 макроэкономических и финансовых индикаторов, показала, что наибольшие вероятности указывают на попадание Российской Федерации в группу стран с секторальным пруденциальным надзором и упрощенной моделью регулирования, без специализированного органа [1]. Это не совпадает с существующими в Российской Федерации реалиями, где используется интегрированная модель надзора и регулирования финансового рынка.
На неоднозначность решения об объединении в одном ведомстве функций финансового надзора и регулирования указывают появившиеся в последнее время и другие публикации. В частности подчеркивается необязательность создания мегарегулятора для формирования в Москве Международного финансового центра [6]. Проводится мысль и о предпочтительности и целесообразности использования в Российской Федерации модели регулирования Twin Peaks [16]. Высказываются соображения и о возможной децентрализации в России финансового регулирования и надзора в обозримой перспективе [9].
Вопросы глубины финансового рынка и связи с организационной структурой регулирования продолжают находиться в центре внимания. С.В. Ноз-древ считает, что достаточный уровень насыщения оборота финансовыми инструментами предполагает и необходимую развитость архитектуры финансов.
Однако его данные показывают, что Россия, входящая в блок стран СНГ и Восточной Европы, отстает по финансовой глубине от США в 3,25 раза, от Японии - в 3,21 раза, от стран Западной Европы -в 2,8 раза и от Китая - в 1,9 раза [14].
Появились исследования, относящиеся и к более конкретным организационным аспектам российской экономики. В сентябре 2014 г. была опубликована работа Г. Шарафутдиновой и Г. Кисунко. В ней ученые указывают на то, что конкретный экономический успех бизнеса региональных экономических элит определяется доступом к федеральным фондам и лоббированием межбюджетных трансфертов региональным губернатором, но не возможностями использования финансового рынка. Региональная институциональная среда определяется не столько официальными положениями, сколько неформальными нормами и правилами. Эти бюрократические и неформальные нормы зачастую оказывают большее воздействие на бизнес, чем применяемые в стране модели надзора и регулирования финансового рынка [19].
Известно, что с 03.03.2014 Служба Банка России по финансовым рынкам (СБРФР) была упразднена в соответствии с решением Совета директоров Банка России, которое было принято еще 29.11.2013. Это объясняется необходимостью достижения нового качественного уровня развития финансового рынка и надзора за ним, обеспечением роста его конкурентоспособности, использованием синергического эффекта за счет полной интеграции СБРФР в структуре Банка России. Для решения указанных проблем в его составе появились девять новых структурных подразделений1:
1) Департамент развития финансовых рынков;
2) Департамент допуска на финансовый рынок;
3) Департамент сбора и обработки отчетности некредитных финансовых организаций;
4) Департамент страхового рынка;
5) Департамент коллективных инвестиций и доверительного управления;
6) Департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка;
7) Главное управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности);
8) Главное управление противодействия недобросовестным практикам поведения на открытом рынке;
1 URL: http://ww.cbr.ru/press/pr.aspx?füe=131129_193330sbr_
reorg.htm.
9) Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.
Сейчас обязанности упраздненной СБРФР распределяются между вновь созданными и уже действующими подразделениям Банка России следующим образом. Допуск некредитных организаций к работе на финансовом рынке, регистрация их документов, ведение реестров и аттестация профессиональных участников теперь осуществляются Департаментом допуска на финансовый рынок. Это же подразделение занимается и регистрацией выпусков эмиссионных ценных бумаг, а также контролем за приобретением крупных пакетов акций. Деятельностью бюро кредитных историй занимается Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций. Контроль за выполнением некредитными финансовыми организациями законодательства о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма возложен на Департамент финансового мониторинга и валютного контроля. Противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, а также выявление финансовых пирамид возложены на Главное управление противодействия недобросовестным практикам поведения на открытом рынке. Все страховщики теперь регулируются Департаментом страхового рынка Банка России. Деятельностью инвестиционных фондов, управляющих компаний, негосударственных пенсионных фондов и их специализированными депозитариями занимается Департамент коллективных инвестиций и доверительного управления. Вопросами работы микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов ведает Главное управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности. Рассмотрение жалоб и обращений физических и юридических лиц возложено на Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров2.
Даже беглый обзор приведенных функций структурных подразделений в области регулирования вопросов финансового рынка вызывает немало вопросов. Допуском на рынок и профессиональных участников, и эмиссионных ценных бумаг занимается один департамент. Между тем допуск профучастников определяется, в первую очередь, их
2 URL: http://www.cbr.ru/press/pr.aspx?file=28022014_ 212328cbrfr.htm.
соответствием лицензионным требованиям, а допуск бумаг - совокупностью характеристик их эмитента, что совсем не одно и то же. Инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды настолько многообразны, а управление ими так различно, что объединение их регулирования в одном департаменте вряд ли даст существенный эффект. Интеграция в одном подразделении надзора и контроля в отношении рынка ценных бумаг и товарного рынка также ставит ряд вопросов. Дело в том, что рынок ценных бумаг нацелен на аккумуляцию временно свободных денежных средств и их перераспределение от инвесторов к эмитентам. Функционирование же товарного рынка направлено на установление связей между производителями и потребителями реальной продукции. Остается только догадываться, что же такое методология финансовой доступности.
Авторы уже высказывали ранее свои соображения по поводу возможных сценариев подхода Банка России к реализации новых для него функций. Варианты потенциальных действий здесь зависят от понимания степени значимости финансового рынка для хозяйственного комплекса нашей страны. А это простирается от практически индифферентного отношения к рынку финансовых инструментов до признания его сверхважности3.
Приведенные суждения и данные об организационных трансформациях в области подведомственности и адресности регулирования финансового рынка позволяют сказать следующее.
Банк России полагает, что финансовый рынок в целом не столь важен, имеются и более важные проблемы: можно и нужно своевременно и тщательно проводить отдельные работы по всяческой регистрации, лицензированию, аттестации и документированию в разных департаментах, службах и управлениях регулятора. Появляющиеся же инициативы нет особой необходимости реализовывать и контролировать.
Одновременно с этим Банк России понимает, что сущность и содержание участников бизнеса из различных сегментов финансового рынка страны разительно отличаются друг от друга. Следовательно, разные отрасли финансового бизнеса должны надзираться и контролироваться специализированными подразделениями регулятора. Отраслевые же инновации можно выборочно обсуждать и реали-зовывать.
3 ТолкаченкоГ.Л., Головин А.О. Мегарегулирование финансового рынка // Финансы и кредит. 2014. № 10. С. 11-17.
После этого логично задать вопрос: где же финансовый рынок в целом и его регулирование? По всей видимости, ответ может заключаться в следующем. Поскольку практически все профессиональные участники финансового рынка России являются организациями, аффилированными с коммерческими банками, участниками банковских групп и банковских холдингов, общим знаменателем для них может выступать создание системы финансового риск-менеджмента.
Развитие риск-менеджмента в финансовом бизнесе связано с резким ростом волатильности финансовых рынков, усилением конкурентной борьбы, появлением и распространением новых высокорисковых инструментов. К этому добавляются частые повторения стагнационных и кризисных явлений в различных регионах и секторах. Дополнительной проблемой для финансового рынка России являются геополитические и санкционные условия. Несмотря на это, совершенствование регулирования российского финансового рынка должно строиться на основе международных стандартов и принципов, сформулированных совместно Банком международных расчетов и Международной организацией комиссий по ценным бумагам, что создаст условия для дальнейшей интеграции в мировой финансовый рынок [2]. Кроме того, следует подчеркнуть, что работа по созданию и развитию системы финансового риск-менеджмента возможна только на базе должного информационного обеспечения, включающего в себя, как справедливо отмечают специалисты, традиционные и абсолютно новые элементы [5].
Следует сказать, что за последние годы Банк России провел определенную работу по регулированию деятельности банковского сектора в области управления рисками. Появились нормативные документы, основанные на требованиях Базельских соглашений и определяющие необходимые размеры капитала, правила выявления основных рисков и образования резервов.
Проведены уточнения и в законодательстве по банковскому делу. В ст. 4 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» подчеркивается важность контроля или значительного влияния кредитной организации в банковской группе или холдинге. Статья 8 обязывает периодически раскрывать консолидированную информацию о принимаемых рисках, порядке их оценивания и управления в группе и холдинге. Статья 11.1-1 относит к компетенции совета дирек-
торов утверждение стратегии управления риском и капиталом, а также методик управления рисками и моделей их оценки. Здесь же проводится увязка оплаты труда руководителей служб управления рисками, внутреннего аудита и контроля с соблюдением обязательных нормативов и обеспечением стабильности. Статья 24 еще раз подчеркивает обязанность создавать резервы на возможные потери и классифицировать активы, с выделением сомнительных и безнадежных долгов. В соответствии со ст. 43 головная организация банковского холдинга обязана составлять консолидированную отчетность и информацию о его рисках.
Важные коррективы внесены и в Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Статья 45.1. обязывает Банк России разрабатывать и проводить политику финансовой стабильности и публиковать ее обзор два раза в год, а ст. 45.3 предписывает Банку России каждые три года представлять в Государственную Думу РФ и в Правительство Российской Федерации проект основных направлений обеспечения финансовой стабильности в стране. В ст. 76.1 определена цель регулирования некредитных финансовых организаций - обеспечение устойчивости развития финансового рынка и действенное управление рисками. В соответствии со ст. 76.4 Банк России определяет требования к капиталу и обязательные нормативы некредитных финансовых организаций. А ст. 76.6 предписывает Банку России устанавливать сроки, порядок составления и представления их отчетности.
Перечисленные нововведения существенно расширяют права и обязанности регулятора, кредитных организаций, а также головных организаций банковских групп и холдингов в области риск-менеджмента. Однако представителями финансовой науки высказываются отдельные замечания по поводу содержания существующей нормативно-правовой базы в сфере управления рисками. Так, Е.И. Мешкова вполне обоснованно обращает внимание на отсутствие в Федеральном законе от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» четкого положения об организации управления рисками в кредитной организации. Необходимо помнить и о том, что акцент делается на понесенных убытках, а не на ожидаемых [13].
Даже в последних уточнениях методических материалов Банка России эти вопросы не оговариваются. Это относится к указанию Банка России
от 30.09.2014 № 3399-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 20 марта 2006 года № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери», а также к указанию от 21.10.2014 № 3422-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2004 года № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности». Следует отметить, что и указание от 25.10.2013 № 3080-У «О форме, порядке и сроках раскрытия головными кредитными организациями банковских групп информации о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом» очень обобщенно формулирует требования к описанию и предоставлению данных на консолидированной основе.
Большое значение для развития регулирования финансового рынка имеет деятельность саморегулируемых организаций (СРО) - его профессиональных участников. В декабре 2013 г. был опубликован проект закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков», разработанный Министерством финансов РФ. Этот документ определяет предмет и цели саморегулирования, статус и стандарты организаций, порядок передачи функций от регулятора, членство и управление в СРО, режим участия в нормотворчестве и надзорных мероприятиях Банка России, вопросы представительства организаций в нем.
В ходе обсуждения и оценки регулирующего воздействия законопроекта были вскрыты разногласия между органами государственной исполнительной власти и отдельными представителями профессионального финансового сообщества. Это относилось к выделению секторов финансового рынка, определению минимальной доли рынка, охватываемой членами СРО, к вопросам статуса и управления, устранения конфликта интересов, к созданию ассоциаций, порядку проведения арбитража, передаче полномочий от регистратора.
По данным, появившимся в средствах массовой информации, на согласительном совещании в Правительстве РФ основные расхождения были в основном устранены. В проекте закона были выделены 16 направлений профессиональной финансовой деятельности. Предполагается, что в каждом сегменте будут функционировать по две саморегулируемые организации, которые должны объединять не менее 34% участников соответс-
твующего рынка. Передача полномочий от Банка России отраслевым СРО в области отдельных элементов надзора, аттестации, работы с отчетностью и ведения реестров может происходить по мере достижения профессиональными объединениями необходимого уровня их соответствия [8].
Подводя итог, можно сформулировать следующие предположения о перспективах регулирования финансового рынка Российской Федерации.
1. Финансовый рынок является и будет являться важнейшей составной частью экономической системы страны. Подходы к его регулированию постоянно модифицируются, что объясняется появлением новых условий и задач развития.
2. Определенная взаимосвязь показателей финансовой глубины и организации финансовой архитектуры теоретически доказана. Однако реально используемые сегодня в разных странах мира модели финансового надзора и финансового регулирования зачастую положительно не коррелируют с теоретическими обоснованиями.
3. В России взята на вооружение модель наиболее интегрированного надзора и регулирования финансового рынка. Между тем, аналитические исследования показывают, что страны с секторальными моделями имеют более высокий уровень конкурентоспособности.
4. Успехи в бизнесе и достижение соответствующего положения на рынке в России могут определяться не успешным менеджментом и использованием возможностей финансового рынка, а выборочным доступом к централизованным ресурсам и неформальными отношениями.
5. Банк России предпринимает определенные шаги в области развития организации надзора и регулирования финансового рынка. Однако целостного подхода и ясного понимания построения организации финансового регулирования до конца не прослеживается. Используемую же модель следует считать промежуточной и требующей дальнейшего совершенствования.
6. Важнейшим перспективным направлением развития регулирования финансового рынка может быть создание системы риск-менеджмента, основанной на принципах Базельских соглашений по капиталу. Головные кредитные организации банковских групп и банковских холдингов могут взять на себя ответственность за продвижение и выполнением норм и правил по достаточности капитала и толерантности к риску у своих членов.
7. Еще одним путем совершенствования регулирования в финансовой сфере является изменение роли саморегулируемых организаций. Объединения профессиональных участников могут и должны заниматься надзором за выполнением нормативных актов, мероприятиями по аттестации руководителей и специалистов, работой со статистической отчетностью.
8. Банк России должен полностью и окончательно ощутить себя регулятором всего финансового рынка страны. Используя передовой международный опыт и действуя совместно с саморегулируемыми объединениями профессиональных участников, он может стимулировать финансовый рынок к достижению должного уровня и увеличению его вклада в поступательное движение экономики страны.
Список литературы
1. Абрамов А., Радыгин А., ЧерноваМ. Регулирование финансовых рынков: модели, эволюция, эффективность // Вопросы экономики. 2014. № 2. С. 33-49.
2. Астапов К.Л. Модернизация инфраструктуры российского рынка ценных бумаг в соответствии с международными принципами // Деньги и кредит. 2014. № 3. С. 27-34.
3. Астапов К.Л. Регулирование финансовых рынков: рекомендации стран «группы двадцати» // Финансы. 2013. № 7. С. 56-61.
4. Баринов Э.А. Регулирование финансовых рынков: российская и зарубежная практика // Путеводитель предпринимателя. 2012. № 16. С. 29-45.
5. Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И., Кудаева Е.Ю. Информационное сопровождение системы управления финансовыми рисками // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 10-1. С. 59-61.
6. Вавулин Д.А., Симонов С.В. Центральный банк Российской Федерации как мегарегулятор российского финансового рынка // Дайджест-финансы. 2014. № 2. С. 2-12.
7. Васильева О.В. Правовое регулирование финансовых рынков // Проблемы экономики. 2013. № 2. С. 128-129.
8. Гришина Т. Декларация полунезависимости. ЦБ отдаст крупным СРО финансовых рынков половину контрольных полномочий // Комерсантъ. 2014. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2598886.
9. Звягинцева Н.А. Основные показатели оцен-
ки результативности регулирования рынка ценных бумаг // Экономика и управление. 2012. № 1. С. 92-97.
10. Котляров М.А. Перспективы мегарегули-рования на рынке финансовых услуг // Финансы. 2007. № 9. С. 52-54.
11. Кудерцев А.А. Мегарегулирование финансовых рынков: модели // Фундаментальные исследования. 2014. № 3-4. С. 785-789.
12. Кудерцев А.А. Информационная инфраструктура кредитных отношений в условиях мегаре-гулирования финансового рынка // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-5. С. 996-1000.
13. Мешкова Е.И. Нормативное регулирование рисков банковского сектора: проблемы и основные задачи // Вестник финансового университета. 2014. № 1. С. 82-90.
14. Ноздрев С.В. Основные характеристики международного финансового рынка // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 1. С. 36-49.
15. Столяров А.И. Об изменениях в регулировании финансовых рынков и о необходимости новой парадигмы корпоративного управления // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2010. № 4. С. 30-35.
16. Тер-Акопов С.Г., Кожевникова Т.М. Исследование проблемы мегарегулятора российского финансового рынка // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 7. С. 63-68.
17. Фомин В.Н. Правовое регулирование финансовых рынков в России в современных условиях // Банковское право. 2014. № 1. С. 15-28.
18. MeleckyM., PodpieraaA.M. Institutional structures of financial sector supervision, their drivers and historical benchmarks // Journal of Financial Stability. 2013. Vol. 9. № 3. P. 428-444. URL: http://www.sden-cedirect.com/science/article/pii/S1572308913000211.
19. Sharafutdinova G., Kisunko G. Governors and governing institutions: a comparative study of state-business relations in Russia's regions // Policy Research Working Paper. 2014. URL: http://documents. worldbank.org/curated/en/2014/09/20219523/gover-nors-governing-institutions-comparative-study-state-business-relations-russias-regions.
20. Cihâk M., Demirguç-Kunt A., Feyen E., Le-vine R. Benchmarking Financial Systems around the World // Policy Research Working Paper. 2012. URL: http://www-wds.worldbank.org/external/default/WD-SContentServer/WDSP/IB/2012/08/31/000158349_ 20120831220007/Rendered/PDF/wps6175.pdf.
Finance and Credit Financial System
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
PROSPECTS FOR FINANCIAL MARKET REGULATION
Aleksei O. GOLOVIN, Galina L. TOLKACHENKO
Abstract
Importance The financial market is an important part of the economic system, and it is essential to constantly improve its regulation. The regulation consists of solving the unstructured and poorly structured problems of coordinating the organization, stimulation and responsibility in the sphere of finance. The theoretical link of financial market with supervision and regulation models is not always present in practice. The integrated model of the Russian financial market regulation does not guarantee achieving high results. Therefore, it becomes increasingly important to create an effective model for financial market regulation. Objectives The objective is to determine the prospects for developing the financial market regulation based on the study of theoretical developments and practical experience in this area. To meet the objective, it is necessary to analyze the relationship of the depth of the financial market and regulatory models, to research the organization of the existing systems of financial supervision and regulation in the world, to study the organizational changes in the Bank of Russia and the problems of self-regulatory organizations, and to improve the legal framework.
Methods The study of the existing systems of financial supervision and regulation bases on the methods of comparative analysis, expert evaluation and heuristic modeling. It enabled to determine possible areas of development of the financial market regulation. Results We have stated possible ways of development of financial supervision and regulation in the Russian Federation. The results may be useful for improving the regulation of financial relations, as well as for academic work with students majoring in economics. Conclusions and Relevance The financial market plays a crucial role in the economic development of the country. The integrated model of financial regulation in Russia does not necessarily ensure high efficiency and can be regarded as an intermediate one. The Bank of Russia, being a mega-regulator, conducts organizational and regulatory efforts to improve the regulation.
The most promising development areas for financial supervision and regulation include creating an effective system of financial risk management in banking groups and holdings and changing the role of self-regulatory organizations acting as professional participants of the financial market.
Keywords: financial market, models, supervision, regulation, legislative changes, system, financial risk management, self-regulatory organizations
References
1. Abramov A., Radygin A., Chernova M. Regu-lirovanie finansovykh rynkov: modeli, evolyutsiya, effektivnost' [Regulation of financial markets: models, evolution, efficiency]. Voprosy Economiki, 2014, no. 2, pp.33-49.
2. Astapov K.L. Modernizatsiya infrastruktury rossiiskogo rynka tsennykh bumag v sootvetstvii s mezhdunarodnymi printsipami [Modernization of the infrastructure of the Russian securities market in accordance with international principles]. Den'gi i kredit = Money and Credit, 2014, no. 3, pp. 27-34.
3. Astapov K.L. Regulirovanie finansovykh rynkov: rekomendatsii stran "gruppy dvadtsati" [Regulation of financial markets: the recommendations of G20]. Finansy = Finance, 2013, no. 7, pp. 56-61.
4. Barinov E.A. Regulirovanie finansovykh rynkov: rossiiskaya i zarubezhnaya praktika [Regulation of financial markets: Russian and foreign practice]. Putevoditel ' predprinimatelya = Entrepreneur's Guide, 2012, no. 16, pp. 29-45.
5. Bezrukova T.L., Borisov A.N., Shanin I.I., Ku-daeva E.Yu. Informatsionnoe soprovozhdenie sistemy upravleniya finansovymi riskami [Information support to the financial risk management system]. Mezhdu-narodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental 'nykh issledovanii = International Journal of Applied and Fundamental Research, 2014, no. 10-1, pp. 59-61.
6. Vavulin D.A., Simonov S.V. Tsentral'nyi bank Rossiiskoi Federatsii kak megaregulyator rossiiskogo
finansovogo rynka [The Central Bank of the Russian Federation as a mega-regulator of the Russian financial market]. Daidzhest-fmansy = Digest Finance, 2014, no. 2, pp. 2-12.
7. Vasil'eva O.V. Pravovoe regulirovanie finans-ovykh rynkov [Legal regulation of financial markets]. Problemy ekonomiki = The Problems of Economy,
2013, no.2, pp.128-129.
8. Grishina T. Deklaratsiya polunezavisimosti. TsB otdast krupnym SRO finansovykh rynkov polovinu kontrol'nykh polnomochii [Declaration of semi-independence. The Central Bank will delegate a half of the supervisory powers to self-regulatory organizations of financial markets]. Kommersant", 2014. Available at: http://www.kommersant.ru/doc/2598886. (In Russ.)
9. Zvyagintseva N.A. Osnovnye pokazateli otsenki rezul'tativnosti regulirovaniya rynka tsennykh bumag [The main indicators for evaluating the efficiency of the securities market regulation]. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management, 2012, no. 1, pp. 92-97.
10. Kotlyarov M.A. Perspektivy megaregulirova-niya na rynke finansovykh uslug [Prospects for megaregulation in the financial services market]. Finansy = Finance, 2007, no. 9, pp. 52-54.
11. Kudertsev A.A. Megaregulirovanie finanso-vykh rynkov: modeli [Mega-regulation of financial markets: models]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2014, no. 3-4, pp. 785-789.
12. Kudertsev A.A. Informatsionnaya infrastruk-tura kreditnykh otnoshenii v usloviyakh megaregulirov-aniya finansovogo rynka [Information infrastructure of credit relations under the mega-regulation of financial market]. Fundamental 'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2013, no. 11-5, pp. 996-1000.
13. Meshkova E.I. Normativnoe regulirovanie riskov bankovskogo sektora: problemy i osnovnye zadachi [Statutory regulation of the banking sector's risks: problems and key objectives]. Vestnikfinansovogo universiteta = Bulletin of Financial University,
2014, no. 1, pp. 82-90.
14. Nozdrev S.V. Osnovnye kharakteristiki mezh-dunarodnogo finansovogo rynka [Major characteristics of the international financial market]. Rossiiskii vnesh-neekonomicheskii vestnik = Russian Foreign Economic Journal, 2014, no. 1, pp. 36-49.
15. Stolyarov A.I. Ob izmeneniyakh v regulirovanii finansovykh rynkov i o neobkhodimosti novoi para-
digmy korporativnogo upravleniya [About changes in the regulation of financial markets and the need for a new paradigm of corporate governance]. Menedzhment i biznes-administrirovanie = Management and Business Administration, 2010, no. 4, pp. 30-35.
16. Ter-Akopov S.G., Kozhevnikova T.M. Issle-dovanie problemy megaregulyatora rossiiskogo finansovogo rynka [Studying the problem of the mega-regulator of the Russian financial market]. Sotsial 'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Socio-Economic Phenomena andProcesses, 2014, vol. 9, no. 7, pp. 63-68.
17. Fomin V.N. Pravovoe regulirovanie finanso-vykh rynkov v Rossii v sovremennykh usloviyakh [Statutory regulation of financial markets in Russia under modern conditions]. Bankovskoe pravo = Bank-ingLaw, 2014, no. 1, pp. 15-28.
18. Melecky M., Podpieraa A.M. Institutional structures of financial sector supervision, their drivers and historical benchmarks. Journal of Financial Stability, 2013, vol. 9, no. 3, pp. 428-444. Available at: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S1572308913000211.
19. Sharafutdinova G., Kisunko G. Governors and governing institutions: a comparative study of Statebusiness relations in Russia's regions. Policy Research Working Paper, 2014. Available at: http://documents. worldbank.org/curated/en/2014/09/20219523/gover-nors-governing-institutions-comparative-study-state-business-relations-russias-regions.
20. Cihak M., DemirguQ-Kunt A., Feyen E., Levine R. Benchmarking Financial Systems around the World. Policy Research Working Paper, 2012. Available at: http://www-wds.worldbank.org/external/default/WD-SContentServer/WDSP/IB/2012/08/31/000158349_ 20120831220007/Rendered/PDF/wps6175.pdf.
Aleksei O. GOLOVIN
Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, Tver Branch, Tver, Russian Federation [email protected]
Galina L. TOLKACHENKO
Tver State University, Tver, Russian Federation [email protected]