Научная статья на тему 'Перспективы развития рынка ценных бумаг'

Перспективы развития рынка ценных бумаг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2467
423
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / SECURITIES MARKET / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / FINANCIAL MARKET / КОНТРОЛЬ / CONTROL / НАДЗОР / SUPERVISION / СУБЪЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SUBJECTS OF ECONOMIC ACTIVITY / БАНК РОССИИ / BANK OF RUSSIA / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / CENTRALIZATION / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION / БАНКИ / BANKS / БЮДЖЕТ / BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быля А.Б.

Автор анализирует основные перспективы развития и функционирования рынка ценных бумаг. Предложены некоторые пути по дальнейшей регламентации рынка ценных бумаг, указаны направления развития одного из главных сегментов финансового рынка. Анализируются некоторые вопросы правового регулирования рынка ценных бумаг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE SECURITIES MARKET

In the article the author analyzes the main prospects for the development and functioning of securities market. Offered some proposals for further regulation of the securities market, indicate the directions of development of one of the main segments of the financial market. Consider some of the issues of legal regulation of securities market.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития рынка ценных бумаг»

)УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)

Быля А. Б.

Перспективы развития рынка ценных бумаг

133

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Автор анализирует основные перспективы развития и функционирования рынка ценных бумаг. Предложены некоторые пути по дальнейшей регламентации рынка ценных бумаг, указаны направления развития одного из главных сегментов финансового рынка. Анализируются некоторые вопросы правового регулирования рынка ценных бумаг. Ключевые слова: рынок ценных бумаг, финансовый рынок, контроль, надзор, субъекты экономической деятельности, Банк России, централизация, правовое регулирование, банки, бюджет.

A. B. BYLYA,

Ph.D. (Law), Associate Professor of the Financial Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE SECURITIES MARKET

In the article the author analyzes the main prospects for the development and functioning of securities market. Offered some proposals for further regulation of the securities market, indicate the directions of development of one of the main segments of the financial market. Consider some of the issues of legal regulation of securities market.

Keywords: securities market, financial market, control, supervision, subjects of economic activity, the Bank of Russia, centralization, regulation, banks, budget.

1

Александр Борисович БЫЛЯ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Переход России от централизованной плановой экономики к рыночной, влияние экономических санкций требуют укрепления финансового рынка в стране со всеми обслуживающими его институтами. Это тем более важно, что многие десятилетия в России, по существу, не было ни финансового рынка, ни его инфраструктуры: частных коммерческих инвестиционных банков, бирж, страховых обществ и т.п.

В стране не существовало конкуренции между производителями товаров и услуг, в том числе финансовых. Поэтому за годы плановой экономики объем и структура общественного производства оторвались от объема и структуры общественно необходимых потребностей населения. В результате сформировалась «экономика дефицита», породившая нехватку не только материальных, но и духовных благ. Переход к новым, рыночным методам хозяйствования стал объективной необходимостью1.

Рыночная экономика требует использования основных рычагов финансового рынка, который представляет собой важнейший источник ее роста. Финансовый рынок —

Скапенкер О. М. Рынок финансовых услуг: современные тенденции и перспективы // Деньги и кредит. 2013. № 11.

ш

m

Л

H □

"0

S "0

£ m

НАУК1

© А. Б. Быля, 2015

>

134

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОМ НАУКИ

В

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина(МГЮА)

это совокупность всех денежных ресурсов, находящихся в постоянном движении, т.е. распределении и перераспределении под влиянием меняющегося соотношения спроса и предложения на эти ресурсы со стороны различных субъектов экономики. Его масштабы зависят от состояния и размеров общественного производства, численности прежде всего трудоспособного и самодеятельного населения. Структуру финансового рынка страны составляют 3 взаимосвязанных и дополняющих друг друга рынка:

1. Рынок находящихся в обращении наличных денег и выполняющих их функции краткосрочных платежных средств (векселей, чеков и т.п.).

2. Рынок ссудного капитала — банковских кредитов.

3. Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) как составная часть финансовой системы государства, характеризующаяся институциональной и организационно-функциональной спецификой. Развитие рынка ценных бумаг напрямую связано с преобразованием отношений собственности (прежде всего с приватизацией и акционированием государственных предприятий), а также с изменением финансовой политики государства. В настоящее время государство для покрытия дефицита бюджета все чаще прибегает не к эмиссии денежных знаков, а к выпуску государственных ценных бумаг

Рынок ценных бумаг предоставляет всем субъектам хозяйствования доступ к получению необходимых им денежных ресурсов. Выпуск акций позволяет получать финансовые ресурсы бесплатно и бессрочно; выпуск облигаций дает возможность получить кредит на более выгодных условиях по сравнению с условиями крупнейших банков. Это способствует развитию рынка ценных бумаг, о чем свидетельствует практика последних десятилетий.

Финансовый рынок страны (рынок ценных бумаг), когда отсутствует монопольное господство на нем государства, становится сферой реализации и действия экономических (финансовых), а не административных законов. Переход предприятий от государственной к акционерной форме собственности означает, что вся прибыль, за вычетом налогов, остается в их распоряжении. Необходимо подчеркнуть важность отказа от административных методов хозяйствования, так как финансовый рынок должен базироваться на отношениях частной собственности. Освобождение от административных методов хозяйствования и переход к экономическим методам ведения хозяйства — прогрессивный и поступательный процесс, что доказано экономическим опытом развитых стран, где одновременно происходят рост производства, накопление финансовых ресурсов и, что самое главное, позитивные улучшения социальной инфраструктуры. Это сложный и не одномоментный процесс, требующий вдумчивого подхода и концентрации усилий всех участников рынка.

Государство на рынке ценных бумаг играет ключевую роль и выступает как главный фактор и гарант. Государство является крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий2 — проводит активную политику прямой поддержки экономических и инфраструктурных проектов, включающую в себя участие в их финансировании, помощь в привлечении иностранных и отечественных капиталов и т.п. При осуществлении этих проектов оно должно поддерживать те организации, которые в максимальной степени готовы обеспечить реализацию и всестороннюю поддержку социальной сферы. В то же время следует отметить, что прямое участие государства в создании инфраструктуры рынка ценных бумаг является временным: в дальнейшем эта функция будет передана самим участникам рынка.

Государство, проводя свою политику на рынке ценных бумаг, основывается на ряде принципов, продиктованных временем. К ним относятся: единство информативно-правовой базы, а также методов регулирования рынка ценных бумаг на всей территории Российской Федерации; необходимость минимального государственного вмешательства в механизм рынка ценных бумаг и его максимального саморегулирования (это

Финансовое право : учебник / под ред. Е. Ю. Грачевой. М. : Проспект, 2014. С. 589.

в

ЕСТНИК Быля А. Б. л м ^

УНИВЕРСИТЕТА Перспективы развития рынка ценных бумаг

имени O.E. Кутвфина (МГЮА)

предполагает и минимизацию затрат на эти цели из бюджета страны); обеспечение государством равных возможностей участия на рынке ценных бумаг всем его субъектам и стимулирование конкуренции, отказ от всякого рода преференций для участников рынка ценных бумаг; соблюдение преемственности государственной политики; ориентация на передовой мировой опыт и учет тенденций глобализации финансовых рынков.

Развитие рынка ценных бумаг в Российской Федерации предусматривает учет ее национальных интересов (комплекса макроэкономических задач государства применительно к рынку капитала). Это означает восстановление расширенного воспроизводства и повышение его эффективности путем мобилизации инвестиционных ресурсов, усиление социальной ориентации экономики и повышение стабильности общества, укрепление экономического суверенитета страны, повышение капитализации российских компаний, обеспечение информационной безопасности страны (достижение его «информационного суверенитета»).

Рынок ценных бумаг — один из самых регламентированных в мире рынков, что объясняется сложностью протекающих на нем процессов и высокой степенью риска. Поэтому государственное вмешательство в процессы, происходящие на этом рынке, требует разработки детальных планов этого вида деятельности.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг должно опираться на продуманную и взвешенную стратегию. Это формирование эффективного механизма фондового рынка для привлечения инвестиций (в том числе и иностранных), финансирование дефицита бюджета с помощью эмиссии государственных долговых обязательств, предотвращение кризисов рынка ценных бумаг и социальных катаклизмов и др.

Исходя из вышеизложенного, представляется возможным сформулировать некоторые предложения по дальнейшей регламентации рынка ценных бумаг и указать направления развития одного из главных сегментов финансового рынка:

1. Не был выработан единый подход со стороны органов государственного регулирования (правительства, Центрального банка и прочих ведомств) к формированию и развитию фондового рынка и срочного рынка. Зачастую их действия и требования не согласованы и определяются конфликтом ведомственных интересов; не обеспечено оптимальное сочетание исполнения государственного бюджета и привлечения инвесторов в реальный сектор экономики. В этой связи необходимо усилить контроль со стороны государства по проверке ведомственных подзаконных актов в целях устранения их противоречивости и несогласованности.

2. Не отработана система взаимодействия органов государственного регулирования фондового и срочного рынка, отсутствует программа антикризисного регулирования рынка, а развитие рынка ценных бумаг и срочного рынка приведет к возможности эффективного управления ценовым риском и будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности экономики страны в целом.

3. Первой возможностью оздоровления и оживления российского фондового рынка является создание такой экономической и законодательной среды, которая в необходимой степени привлечет местных и иностранных инвесторов. Вторая возмож- к ность — это сбалансированное разделение деятельности местных эмитентов, направ- о ленной на обеспечение финансовых источников, между фондовым рынком и банков- и ской сферой. Факторы политической и макроэкономической стабильности, активное Р включение России в интеграционные процессы, следование принципам правового го- Д сударства и благоприятной бизнес-среды должны быть основными предпосылками и оживления фондового рынка страны. Предпосылки реализации обуславливаются так- С же правовыми изменениями, потому что недостатки законодательства, неточные и не- к однозначные толкования ограничивают инвестиционную деятельность. Знания и опыт, § полученные во время развития экономики и работы рынка, а также существенные из- наук

136

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОМ НАУКИ

В

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина(МГЮА)

менения, наступившие с начала функционирования фондового рынка, также указывают на необходимость изменения законодательства3.

4. Большой массив законодательных и подзаконных нормативных актов, на мой взгляд, требует унификации и кодификации. Нужно разработать единый законодательный акт, который в комплексе распространял бы свое действие на все виды эмиссионных ценных бумаг, независимо от эмитента, как на корпоративные, так и на государственные; должны быть четко поименованы и разграничены функции государственных органов, регулирующих выпуск и обращение ценных бумаг, досконально описан порядок выпуска ценных бумаг, условия их обращения на организованном рынке ценных бумаг, перечислены требования к участникам организованного рынка ценных бумаг

На мой взгляд, таким актом может быть Кодекс ценных бумаг. Однако подготовка такого нормативного акта должна вестись с привлечением не только специалистов в области рынка ценных бумаг, но и представителей других отраслей экономики и права. Это будет способствовать выработке единого непротиворечивого документа, который будет учитывать различные интересы.

5. Государственное стимулирование развития рынка ценных бумаг невозможно без использования налоговых методов. Налоговая политика будет строиться на принципах унификации ставок налогов и налогообложения; включения в состав затрат в целях налогообложения отрицательных разниц, образующихся при падении цен на приобретенные субъектами рынка ценные бумаги; отказа от установления налоговых льгот по отдельным видам ценных бумаг; освобождения от двойного налогообложения всех форм коллективных инвестиций; отказа от введения любых видов налогов и сборов с оборота ценных бумаг; создания льготного режима налогообложения только для некоммерческих организаций, выполняющих функции инфраструктуры (например, для фондовых бирж).

6. Государство, регулируя российский рынок ценных бумаг, выбирает модель его развития и определяет его структуру. Выбор модели осуществляется исходя из ряда предпосылок, главная из которых заключается в том, что Российская Федерация — это во многом самодостаточная экономическая система, которая не тяготеет ни к одному из финансовых центров мира и стремится поддерживать отношения со всеми ними. Она стремится к превращению в самостоятельный финансовый центр, а потому будет использовать только те элементы зарубежных финансовых рынков, которые обеспечат ей максимум конкурентоспособности. Таким образом, Российская Федерация будет формировать собственную модель рынка ценных бумаг на основе ее национальных интересов и традиций. При этом не исключено использование зарубежного опыта и применение различных моделей для государственных, корпоративных и муниципальных ценных бумаг

7. Формирующаяся модель российского рынка ценных бумаг требует современного информационного обеспечения на 2 уровнях: а) межрегиональном, объединяющем региональные рыночные структуры и призванном обеспечить взаимодействие профессиональных участников рынка ценных бумаг; б) внутрирегиональном, затрагивающем отношения между клиентами и обслуживающими его профессиональными участниками рынка ценных бумаг

8. Созданный в стране мегарегулятор финансового рынка (Центральный банк РФ) должен содействовать развитию рынка, обеспечивая возможность доступа на рынок любого заинтересованного субъекта, способного действовать на рынке в интересах государства и общества4.

3 Миркин Я. М. Судьба и будущее регулятора // Рынок ценных бумаг. 2013. № 8.

4 Быля А. Б. Современные тенденции развития рынка ценных бумаг как части финансового рынка // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2014. № 4.

в

ЕСТНИК Быля А. Б.

УНИВЕРСИТЕТА Перспективы развития рынка ценных бумаг

137

имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)

В целом, оценивая перспективы развития рынка государственных ценных бумаг России, необходимо отметить огромные и иногда неоправданные масштабы этого сегмента рынка в стране, в которой фактически уводятся средства из реального сектора экономики. В промышленно развитых странах, например в США, подобным финансовым инструментам принадлежит гораздо меньшая доля рынка. У них невысокая, но стабильная доходность. Поэтому в перспективе доля фондового рынка, принадлежащая государственным ценным бумагам, в том числе и ГКО, должна сократиться. Необходимо обеспечить этим бумагам невысокий, но надежный уровень доходности и сделать их одним (но не единственным) из инструментов вложения средств. Дальнейшее развитие фондового рынка и финансовое оздоровление страны невозможны без выработки научно обоснованной стратегии выпуска и обращения государственных ценных бумаг, исходящей (в первую очередь) из долгосрочных государственных интересов. Государственные ценные бумаги должны не только использоваться для решения текущих финансовых вопросов, но и в качестве средства развития рынков прочих ценных бумаг, в первую очередь корпоративных, а также для подъема реального сектора экономики. Для этого нужно законодательно установить порог государственных заимствований, решить вопрос о льготном налогообложении доходов и операций с государственными ценными бумагами, преодолеть монополизм государственных ценных бумаг на фондовом рынке, уменьшить стоимость обслуживания государственного долга. Рынок государственных ценных бумаг должен быть низкодоходным и малоспекулятивным, каким он является в промышленно развитых странах. Для этого необходимо исключить преобладающее влияние банков на рынке негосударственных ценных бумаг, перейти от германо-японской модели фондового рынка, опирающегося на банки, к англо-американской; но самое главное — повернуть рынок в сторону массового инвестора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.