Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ САНКЦИЯМ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ'

ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ САНКЦИЯМ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
431
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИИ / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / БАНК РОССИИ / КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / КРЕДИТОРЫ / ВАЛЮТНЫЕ РЕЗИДЕНТЫ / ВАЛЮТНЫЕ НЕРЕЗИДЕНТЫ / ИНОСТРАННАЯ ВАЛЮТА / ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рождественская Т. Э., Гузнов А. Г.

В 2022 г. Россия столкнулась с беспрецедентным санкционным давлением со стороны недружественных государств, когда почти одновременно было введено в общей сложности более 10 тысяч санкций в отношении как российских юридических лиц, так и граждан Российской Федерации. В финансовом секторе под такие санкции попали Банк России, а также крупнейшие кредитные организации как с государственным участием, так и полностью частные. Вместе с тем меры, предпринятые Президентом РФ, Правительством РФ и Банком России, смогли достаточно быстро стабилизировать ситуацию. В статье анализируются основные меры, принятые в Российской Федерации для противодействия санкциям на финансовом рынке и позволившие в кратчайшие сроки стабилизировать ситуацию в финансовом секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рождественская Т. Э., Гузнов А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL MECHANISMS FOR COUNTERING SANCTIONS IMPOSED AGAINST THE FINANCIAL MARKET

In 2022, Russia faced unprecedented sanctions pressure from unfriendly states, when more than ten thousand sanctions in total were imposed almost simultaneously against both Russian legal entities and citizens of the Russian Federation. In the financial sector, the Bank of Russia, as well as the largest credit institutions, both with state participation and completely private ones, have been sanctioned. At the same time, the measures taken by the President of the Russian Federation, the Government of the Russian Federation and the Bank of Russia let stabilize the situation quickly. The article analyzes the main measures which have been taken in the Russian Federation to counter sanctions imposed against the financial market and which allowed to stabilize the situation in the financial sector in the shortest possible time.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ САНКЦИЯМ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ»

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кутафина (МПОА)

Правовое регулирование банковского и страхового дела, денежного обращения, рынка ценных бумаг и валютных отношений

Правовые механизмы противодействия санкциям на финансовом рынке

Татьяна Эдуардовна РОЖДЕСТВЕНСКАЯ,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) tatiana_rojd@mail.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Алексей Геннадьевич ГУЗНОВ,

доктор юридических наук, профессор кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заслуженный юрист РФ aguznov@gmail.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Аннотация. В 2022 г. Россия столкнулась с беспрецедентным санк-ционным давлением со стороны недружественных государств, когда почти одновременно было введено в общей сложности более 10 тысяч санкций в отношении как российских юридических лиц, так и граждан Российской Федерации. В финансовом секторе под такие санкции попали Банк России, а также крупнейшие кредитные организации как с государственным участием, так и полностью частные. Вместе с тем меры, предпринятые Президентом РФ, Правительством РФ и Банком России, смогли достаточно быстро стабилизировать ситуацию. В статье анализируются основные меры, принятые в Российской Федерации для противодействия санкциям на финансовом рынке и позволившие в кратчайшие сроки стабилизировать ситуацию в финансовом секторе.

Ключевые слова: санкции, финансовый рынок, Банк России, кредитные организации, антикризисные меры, кредиторы, валютные резиденты, валютные нерезиденты, иностранная валюта, исполнение обязательств.

DOI: 10.17803/2311-5998.2022.96.8.090-102

© Т. Э. Рождественская, А. Г. Гузнов, 2022

УНИВЕРСИТЕТА Правовые механизмы противодействия имени o.e. кутафина(мгюА) санкциям на финансовом рынке

TATYANA E. ROZHDESTVENSKAYA,

Dr. Sci. (Law), Professor, Professor of Department in Financial Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) tatiana_rojd@mail.ru 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993

ALEXEY G. GUZNOV,

Dr. Sci. (Law), Professor of Department in Financial Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Honoured lawer of Russia aguznov@gmail.ru 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993

Legal mechanisms for countering sanctions imposed against the financial market

Abstract. In 2022, Russia faced unprecedented sanctions pressure from unfriendly states, when more than ten thousand sanctions in total were imposed almost simultaneously against both Russian legal entities and citizens of the Russian Federation. In the financial sector, the Bank of Russia, as well as the largest credit institutions, both with state participation and completely private ones, have been sanctioned. At the same time, the measures taken by the President of the Russian Federation, the Government of the Russian Federation and the Bank of Russia let stabilize the situation quickly. The article analyzes the main measures which have been taken in the Russian Federation to counter sanctions imposed against the financial market and which allowed to stabilize the situation in the financial sector in the shortest possible time.

Keywords: sanctions, financial market, Bank of Russia, credit institutions, anti-crisis measures, creditors, currency residents, currency non-residents, foreign currency, fulfillment of obligations.

В 2022 г. Россия столкнулась с беспрецедентным санкционным давлением со стороны недружественных государств, когда в общей сложности было введено более 10 тысяч санкций в отношении как юридических, так и физических лиц.

По режиму данных санкций юридическим и физическим лицам стран, которые приняли указанные санкции, запрещается совершать сделки с организациями и гражданами Российской Федерации, в отношении которых данные санкции были применены. В частности, в финансовом секторе под такие санкции попали Банк России, а также крупнейшие кредитные организации РФ, как с государственным участием, так и полностью частные. В результате были ограничены возможности осуществления операций с денежными средствами и другими активами таких

ЫХШ нОО

> Оо

ЦГ>

гп°"0

НДГ

ХАЛ

>>И

<Йо

- , Ш >т>

> жИ

ютк

ТоК

Нта

> ЩК

тиО

1И >

о > >

ШЕНИЙ

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

организаций, что, по мысли организаторов санкций, должно было вызвать проблемы с исполнением обязательств по государственному долгу Российской Федерации, номинированному в иностранной валюте, и привезти к дефолту Российской Федерации как заемщика и тех организаций, которые попали под санкции.

Кроме того, затруднения с исполнением обязательств перед кредиторами и вкладчиками в иностранной валюте, включая возврат средств вкладов, должны были привезти к так называемому «набегу вкладчиков» (одномоментному предъявлению требований вкладчиков к банкам), к невозможности банков выполнить свои обязательства, в том числе в иностранной валюте, и в итоге — к социальным потрясениям.

Отметим, что в конце февраля — начале марта 2022 г., т.е. в самом начале введения беспрецедентных в истории санкций, ряд банков испытывали определенные сложности с исполнением обязательств в силу отсутствия или недостаточности ликвидности в иностранной валюте. Вместе с тем меры, предпринятые Президентом РФ, Правительством РФ и Банком России, смогли достаточно быстро стабилизировать ситуацию, хотя и потребовали возвращения к режиму валютного контроля.

Какие же основные меры, позволившие стабилизировать ситуацию на финансовом рынке, были приняты?

Следует отметить, что нормы права, закрепившие антисанкционные меры, содержатся:

1) в федеральных законах;

2) указах Президента Российской Федерации;

3) постановлениях Правительства;

4) нормативных актах Банка России.

Рассмотрим основные из них, имеющие отношение к обеспечению стабильности финансового рынка, прав и законных интересов заемщиков и кредиторов.

В первую очередь следует отметить принятие Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1, которым был утвержден комплекс антикризисных мер.

Указанным Законом возобновлено действие мер по отсрочке платежей по кредитным договорам и договорам займа, которые действовали в период пандемии, вызванной COVID-19. Физические лица, индивидуальные предприниматели и субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в отраслях, определенных Правительством РФ, получили право обращаться в кредитные организации и некредитные финансовые организации для получения отсрочки платежей по кредитам или займам на срок до 6 месяцев в случае, если соответствующие договоры были заключены до 01.03.2022. Срок для обращения установлен до 30.09.2022 включительно. При этом если заемщики до указанной даты уже просили предоставить кредитные каникулы, им предоставлено право обратиться за отсрочкой.

Данным Законом Совету директоров Банка России предоставлены полномочия в случае существенного изменения рыночных условий, влияющих на полную стоимость потребительского кредита (займа) в процентах годовых, в зависимости от категории потребительского кредита (займа), в том числе от вида кредитора,

1 СЗ РФ. 2022. № 11. Ст. 1596.

УНИВЕРСИТЕТА Правовые механизмы противодействия имени o.e. кугафина(мгюА) санкциям на финансовом рынке

устанавливать периоды, в течение которых не применяются ограничения по полной стоимости потребительского кредита (займа). Ранее для этого требовалось издание нормативного акта Банка России.

Кроме того, до конца 2022 г. Совет директоров Банка России вправе своим решением установить:

— отличные от ныне действующих требования к деятельности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций;

— для поднадзорных организаций — отличные от ныне действующих сроки раскрытия информации.

В целях обеспечения финансовой стабильности Банк России на срок не более 6 месяцев с даты вступления в силу рассматриваемого Федерального закона вправе решением Комитета банковского надзора или Комитета финансового надзора приостанавливать (ограничивать) проведение кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями операций и сделок, устанавливать нормативы, ограничивающие риски, на индивидуальной основе, вводить иные показатели деятельности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций (в том числе на индивидуальной основе).

Еще одно изменение, введенное указанным Законом, вносит временные изменения (до 31.12.2022) в Правила открытия кредитными организациями банковских счетов (вкладов) в иностранной валюте клиентам — физическим лицам, которым могут открывать указанные банковские счета (вклады) без личного присутствия открывающего счет физического лица либо его представителя в определенных законом случаях.

В отношении страхового сектора указанный Закон содержит меры, направленные на увеличение с 10 до 50 % размера обязательств по страховой выплате, которые перестрахователь (страховщик) обязан передать в Национальную перестраховочную компанию (далее — НПК). Аналогичное повышение предусмотрено для передачи НПК в перестрахование обязательства по страховой выплате по Ы^В

основным договорам страхования (перестрахования), в том числе подпадающим под условия договора облигаторного перестрахования. >Ш§

Также сняты ограничения по сроку действия (не менее одного года) установ- Лпт

ленных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тари- Н тт

фов, коэффициентов страховых тарифов и страховых тарифов в отношении договоров ОСАГО и гражданской ответственности владельца опасного объекта т ^

за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

В отношении сектора ценных бумаг анализируемый Закон предусматривает 1

послабления (до 31.12.2022) для приобретения публичными акционерными обще- т у1

ствами размещенных ими акций при соблюдении следующих условий: т

— приобретаемые акции допущены к организованным торгам; а^а

— акции приобретаются на организованных торгах на основании заявок, адре- Ю т Н сованных неограниченному кругу участников торгов; тбО

— приобретение акций осуществляется брокером по поручению ПАО; Ы;>С

— советом директоров (наблюдательным советом) ПАО принято решение о приобретении размещенных им акций.

Указанные послабления не распространяются на случаи приобретения раз- ОЯ И

мещенных акций в целях сокращения их общего количества. ШЕ Ний

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

14.03.2022 был опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 14.03.2022 № 55-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон 'О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)' и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и статью 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"»2.

Данный Закон уточняет порядок предоставления кредитных каникул, которые возобновлялись в связи с принятием Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Так, кредитор вправе запросить у заемщика документы, подтверждающие право на предоставление кредитных каникул, не позднее 2 рабочих дней с момента направления требования заемщиком. Ранее данный срок отсутствовал. Кроме того, отменено правило об обязанности заемщика предоставить запрошенные кредитором документы не позднее 90 дней после того, как он обратился с заявлением о предоставлении кредитных каникул.

Уполномоченным банкам было предоставлено право продавать физическим лицам драгоценные металлы в слитках за иностранную валюту.

Закон ввел ряд ограничений на сделки, совершаемые в сфере страхования. Так, российским страховщикам запрещается заключать сделки со страховщиками, с перестраховщиками и со страховыми брокерами, являющимися лицами недружественных государств, а также со страховщиками, с перестраховщиками и со страховыми брокерами, подконтрольными лицам недружественных государств. Данный запрет также распространяется на перечисление российскими страховщиками указанным лицам денежных средств по договорам, заключенным до дня вступления в силу данного Закона.

По решению Банка России в исключительных случаях данные ограничительные меры могут не применяться.

Кроме того, Банк России вправе определять виды обязательств, которые не подлежат передаче Национальной перестраховочной компании в перестрахование.

Анализируемым Законом вводится полномочие Банка России определять перечень сведений кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, а также организаций, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке, которые не подлежат раскрытию, предоставлению или размещению на официальном сайте Банка России. Так, с целью нивелирования рисков злоупотребления корпоративными правами, в том числе со стороны иностранных инвесторов, до 31.12.2022 определенные сведения и документы об акционерном обществе могут получать только акционеры, владеющие в совокупности не менее чем 5 % голосующих акций компании. Аналогичные ограничения по количеству голосующих акций установлены для истца по корпоративному спору.

Федеральным законом от 26.03.2022 № 71-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»3 были установлены

2 СЗ РФ. 2022. № 12. Ст. 1782.

3 СЗ РФ. 2022. № 13. Ст. 1960.

УНИВЕРСИТЕТА Правовые механизмы противодействия имени o.e. кугафина(мгюА) санкциям на финансовом рынке

правила смягчения условий выплаты кредитов с плавающими ставками, а также уточнена сфера действия Закона об организации страхового дела4.

Так, в соответствии с Законом № 71-ФЗ заемщики — юридические лица по кредитам в рублях с плавающей ставкой могли в течение действия договора, но не позднее 01.06.2022, обратиться к кредитору с требованием об особом порядке начисления и уплаты процентов за пользование кредитом (займом). Длительность такого переходного периода составляет 3 месяца, в течение которых кредиторы обязаны начислять проценты по формуле, при этом в первом месяце они не должны превысить 12,5 %, во втором — 13,5 %, в третьем — 16,5 % годовых.

Для кредитных договоров (договоров займа), которые заключены с физическим лицом до 27.02.2022 в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, с 28.02.2022 до окончания срока действия таких договоров значение переменной процентной ставки не может превышать значение, рассчитанное исходя из значения переменной величины (числового значения), определенной (определенного) на 27.02.2022.

Указанные нормы не распространяются:

— на заемщиков — юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, лицами, оказывающими профессиональные услуги на финансовом рынке;

— на кредиторов, являющихся кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями или государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ»;

— на договоры займа, которые были заключены путем размещения облигаций.

Ко второй подгруппе относятся антисанкционные нормы, закрепленные в указах Президента РФ.

Одним из важнейших стал Указ Президента РФ от 28.02.2022 № 79 «О приме-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЕХш

топ

нении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями

Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и >Ш§

международных организаций»5 (далее — Указ № 79). Лпт

В преамбуле к Указу говорится о том, что он вводится «в связи с недруже- Н тт

ственными и противоречащими международному праву действиями Соединенных ЕтеУ

Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международ- т ^ ных организаций, связанными с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, в целях защиты

национальных интересов Российской Федерации». т у1

В соответствии с Указом № 79: т

— резиденты — участники внешнеэкономической деятельности обязаны про- а^а давать 80 % иностранной валюты; Ю т Н

— с 01.03.2022 запрещено предоставление резидентами в пользу нерезидентов -¡БО иностранной валюты по договорам займа; Ы;>п

О ЕО

4 Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 1. Ст. 4 ; 2003. № 50. Ст. 4858. О, И

5 СЗ РФ. 2022. № 10. Ст. 1465. Ш Е НИЙ

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

— с 01.03.2022 резидентам запрещено начислять иностранную валюту на свои счета, открытые в банках и иных финансовых организациях за пределами Российской Федерации, а также осуществлять переводы денежных средств без открытия банковского счета;

— ПАО вправе приобретать размещенные ими акции, допущенные к организованным торгам с соблюдением перечисленных в Указе № 79 условий и с последующей обязанностью направить в Банк России уведомление об осуществленном приобретении;

— кредитные организации вправе открывать банковские счета (вклады) клиентам — физическим лицам без их личного присутствия при переводе денежных средств из одной кредитной организации в другую.

Указом Президента РФ от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации»6 (далее — Указ № 81) было установлено, что с 02.03.2022 резиденты вправе совершать только на основании решения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации следующие сделки:

— сделки с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, по предоставлению им кредитов и займов в рублях;

— сделки, влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество.

Кроме того, с 02.03.2022 запрещен вывоз из Российской Федерации наличной иностранной валюты или денежных инструментов в сумме, превышающей эквивалент 10 тыс. долларов США.

Целями принятия Указа № 81 являются защита национальных интересов Российской Федерации и обеспечение ее финансовой стабильности.

Временный порядок исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами установлен Указом Президента РФ от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами»7 (далее — Указ № 95), в соответствии с которым предусматривается временный порядок исполнения обязательств: Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, резидентами по кредитам и займам, финансовым инструментам в размере, превышающем 10 млн рублей в месяц (или эквивалент этой суммы в иностранной валюте по курсу Банка России), перед следующими категориями кредиторов:

— являющихся иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц (если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, место регистрации, преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности в указанных государствах);

— лицами, находящимися под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации (за исключением РФ) или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности;

6 СЗ РФ. 2022. № 10. Ст. 1466.

7 СЗ РФ. 2022. № 10. Ст. 1472.

УНИВЕРСИТЕТА Правовые механизмы противодействия 7

имени o.e. кугафина(мгюА) санкциям на финансовом рынке

— резидентами, а также иностранными кредиторами, не связанными с иностранными государствами, совершающими недружественные действия, если после 01.03.2022 им было уступлено право требования по таким обязательствам иностранными кредиторами, указанными выше.

Указанные обязательства признаются исполненными надлежащим образом, если они исполнены:

— в рублях в сумме, эквивалентной стоимости обязательств в иностранной валюте перед кредиторами, не названными в п. 1 Указа № 95;

— перед резидентами, ценные бумаги которых учитываются на счетах депо в российских депозитариях, путем перечисления на счет кредитора средств в рублях в сумме, эквивалентной стоимости обязательств в иностранной валюте. Платежи производятся через российских депозитариев без перечисления средств на счета типа «С»;

— перед иностранным номинальным держателем путем перечисления на счет типа «С» иностранного номинального держателя, открытый в российском депозитарии, средств в рублях в сумме, эквивалентной стоимости обязательств в иностранной валюте, для последующего перечисления владельцам ценных бумаг — кредиторам, указанным в п. 1 Указа, этих средств;

— в порядке, установленном Банком России или Минфином России;

— в ином порядке с разрешения Банка России или Минфина России.

В целях обеспечения финансовой стабильности в сфере валютного регулирования Указом Президента РФ от 18.03.2022 № 126 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования»8 (далее — Указ № 126) Банку России предоставлены полномочия по определению лимита суммы проводимых с нерезидентами операций.

Данным Указом обязательства в иностранной валюте по договорам бан- ^^

ковского счета (вклада) между кредитными организациями, оказавшимися под ррА

санкциями, и их клиентами, являющимися российскими юридическими лицами,

- - 1пО

признаются исполненными надлежащим образом при расчетах в рублях в экви- ДО

8

9

DD

валентном объеме по официальному курсу Банка России на день исполнения

обязательств. Указанная норма действует до 01.09.2022. тО р

Кроме того, до 31.12.2022 устанавливается запрет на проведение некоторых хЕп

операций без разрешения Банка России (например, операций по оплате рези- ХАИ

дентом доли в имуществе юридического лица — нерезидента, по взносу рези- т^р

дентом нерезиденту в рамках выполнения договора простого товарищества с МтШ

инвестированием в форме капитальных вложений). >ЕА

Среди принятых после 24.02.2022 нормативных правовых актов (как федеральных законов, так и нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ) ШОт особо следует выделить Указ Президента РФ от 31.03.2022 № 172 «О специаль- Ло^ ном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед рос- д сийскими поставщиками природного газа»9 (далее — Указ № 172). Президент РФ НрШ установил специальный порядок исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа. 0

1И т О., И

СЗ РФ. 2022. № 12. Ст. 1808. СЗ РФ. 2022. № 14. Ст. 2244. ШЕНИЙ

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Установлена обязанность производить в рублях оплату поставок природного газа, осуществляемых после 01.04.2022 в иностранные государства, совершающие в отношении РФ, российских юридических и физических лиц недружественные действия, или контрагентам, местом регистрации которых являются такие государства. Если указанные иностранные покупатели не исполнили свои обязательства по оплате надлежащим образом (в срок, в рублях, в полном объеме, на счет в акционерном обществе «Газпромбанк» (далее — Газпромбанк), являющийся уполномоченным банком в целях Указа), дальнейшая поставка природного газа в их адрес запрещается. Решение о запрете такой поставки принимает таможенный орган.

Для расчетов за поставляемый природный газ уполномоченный банк открывает на основании заявлений иностранных покупателей специальные рублевые счета типа «К» и специальные валютные счета типа «К». Не допускается приостановление операций по специальному рублевому счету типа «К» и специальному валютному счету типа «К», арест или списание средств, находящихся на этих счетах, в рамках исполнения обязательств иностранного покупателя, не связанных с оплатой по контракту на поставку природного газа.

Иностранный покупатель производит перевод средств на специальный валютный счет типа «К» в иностранной валюте, указанной в контракте на поставку природного газа, а Газпромбанк на основании поручения иностранного покупателя, полученного в порядке, установленном правилами Газпромбанка, осуществляет продажу иностранной валюты, поступившей от иностранного покупателя на такой счет, на организованных торгах, проводимых публичным акционерным обществом «Московская Биржа ММВБ — РТС», зачисляет вырученные средства в рублях на специальный рублевый счет типа «К» этого иностранного покупателя и производит перевод зачисленных средств в рублях на открытый российским поставщиком в уполномоченном банке рублевый счет.

Обязательство по оплате считается исполненным с момента зачисления полученных от продажи иностранной валюты средств на открытый российским поставщиком в уполномоченном банке рублевый счет.

Иной порядок исполнения указанных обязательств может быть допущен с разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.

Президент РФ установил временный порядок исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами (Указ Президента РФ от 04.05.2022 № 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами» (далее — Указ № 254)).

Указ № 254 дополняет меры, предусмотренные изданными ранее Указами Президента РФ № 79, № 81, № 95, № 126, № 172, от 01.04.2022 № 179 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере транспорта перед некоторыми иностранными кредиторами».

Указом № 254 установлен временный порядок исполнения обязательств по выплате прибыли ООО, хозяйственных товариществ, производственных кооперативов, являющихся резидентами (далее — резиденты), участникам таких обществ, товариществ, кооперативов, являющимся иностранными лицами, связанными

УНИВЕРСИТЕТА Правовые механизмы противодействия имени o.e. кугафина(мгюА) санкциям на финансовом рынке

с иностранными государствами, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), или лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации (за исключением случаев, если местом их регистрации является Российская Федерация) или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности (далее — иностранные кредиторы). В случае принятия решения о распределении прибыли резидентов ее выплата иностранным кредиторам осуществляется в соответствии с п. 2—9 Указа Президента РФ № 95.

Указом № 95 предоставляются полномочия Банку России (в отношении исполнения обязательств по выплате прибыли резидентов, являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями) и Минфину России (в отношении исполнения обязательств по выплате прибыли других резидентов) определять иной порядок исполнения обязательств по выплате прибыли резидентов иностранным кредиторам. Кроме того, предоставлены полномочия по выдаче разрешений на исполнение обязательств по выплате прибыли резидентов иностранным кредиторам без соблюдения порядка, предусмотренного Указом: Банку России — в отношении резидентов, являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, Минфину России по согласованию с Банком России — в отношении других резидентов.

В целях применения пп. «а» п. 1 Указа № 81 и Указа № 95 Указом № 254 установлено, какие лица не признаются иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, совершающими недружественные действия.

В целях применения Указа № 81 порядок осуществления (исполнения) сделок (операций), предусмотренный этим Указом, не распространяется на ряд сделок. Ы^В

В целях применения Указа Президента РФ № 95 установлено:

а) порядок исполнения обязательств, предусмотренный этим Указом, распро- >Ш§ страняется на обязательства, возникающие из независимых гарантий (контр- ЦГт гарантий) или поручительств, если бенефициарами по таким гарантиям (контр- Н т Е гарантиям) или кредиторами по основным обязательствам, обеспеченным ЫЕУ поручительствами, выступают иностранные кредиторы, названные в п. 1 этого т АИ Указа, а основными обязательствами, обеспечением исполнения которых выступают данные независимые гарантии (контргарантии) или поручительства, <^Нш являются обязательства, вытекающие из кредитов, займов либо финансовых т уН инструментов, на которые распространяется указанный порядок; т НЕ

б) при получении разрешений, предусмотренных п. 11 этого Указа, РФ, субъек- а^а ты РФ, муниципальные образования и российские юридические лица вправе Ю т Н прекратить (полностью или частично) обязательства перед иностранными -¡БО кредиторами, названными в п. 1 этого Указа, путем зачисления на счет типа Ы;>С «С» ценных бумаг, которые допускается использовать для прекращения таких обязательств. При этом согласие иностранного кредитора не требуется, если стоимостное выражение обязательства равноценно стоимости зачисленных 1Я И на счет типа «С» ценных бумаг.

ШЕТИИ

>

В целях применения п. 6 Указа Президента РФ № 172 указано, что после поступления от иностранного покупателя на специальный валютный счет типа «К» средств уполномоченный в соответствии с п. 2 этого Указа банк перечисляет их на корреспондентские счета Небанковской кредитной организации — центрального контрагента «Национальный клиринговый центр» (АО) для последующего зачисления на счета, обеспечивающие осуществление расчетов по сделкам купли-продажи иностранной валюты, совершаемым таким уполномоченным банком на организованных торгах, проводимых ПАО «Московская Биржа ММВБ — РТС».

В целях применения Указа Президента РФ № 179 определено, что основные хозяйственные общества, названные в пп. «а» п. 2 этого Указа, на счета которых поступили средства во исполнение обязательств перед их дочерними (зависимыми) хозяйственными обществами, являющимися иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, совершающими недружественные действия, по уплате арендных, лизинговых и иных платежей в рамках реализации договоров, предусматривающих лизинг воздушных судов, вспомогательных силовых установок, авиационных двигателей, вправе прекратить обязательства перед такими дочерними (зависимыми) хозяйственными обществами путем зачета требований к ним. При этом на основные хозяйственные общества не распространяется требование п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Банк России имеет право давать официальные разъяснения по вопросам применения настоящего Указа. Указ вступил в силу 04.05.2022.

Правительство РФ установило максимальные размеры кредитов, по которым заемщикам могут быть предоставлены кредитные каникулы (постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 352 «Об установлении максимального размера кредита (займа) для кредитов (займов), по которому заемщик вправе обратиться с требованием к кредитору об изменении условий кредитного договора (договора займа), заключенного до 1 марта 2022 г., предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств на срок, определенный заемщиком»).

Максимальный размер такого кредита для потребительского кредита (займа) физического лица составляет 300 тысяч рублей, для потребительских кредитов (займов) ИП — 350 тысяч рублей.

Правительство РФ также определило максимальные размеры для автокредитов с залогом автотранспортного средства, для потребительских кредитов (займов) с лимитом кредитования, заемщиками по которым являются физические лица, а также для ипотечных кредитов (займов), выданных в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Введенные меры действуют до 30.09.2022.

Правительство РФ определило отрасли бизнеса, которые могут рассчитывать на кредитные каникулы (постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 337 «Об утверждении перечня отраслей, в которых осуществляет деятельность заемщик, указанный в части 1 статьи 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

УНИВЕРСИТЕТА Правовые механизмы противодействия I^JI

имени o.e. кугафина(мгюА) санкциям на финансовом рынке

займа и о признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»).

Правительство РФ ввело мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (постановление Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами»).

Мораторий на возбуждение дел о банкротстве вводится в отношении дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе ИП. Указанный мораторий не применяется в отношении должников, являющихся застройщиками многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных на дату вступления в силу постановления в единый реестр проблемных объектов согласно ст. 23.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Постановление действует до 01.10.2022.

Правительство РФ установило перечень недружественных иностранных государств и территорий во исполнение Указа № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» (распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц»).

Государственной Думой 22.03.2022 принят в первом чтении законопроект, касающийся потребительского кредитования по переменным процентным ставкам, включая ипотечное кредитование, и защиты прав заемщиков (проект федерального закона № 1212906-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Законопроектом предусматривается, что в качестве меры, направленной на Ы^В

снижение угроз финансовой стабильности Российской Федерации, Банк России на основании решения Совета директоров будет вправе определять максималь- >Ш§

ную допустимую долю кредитов и (или) займов с переменной процентной ставкой, предоставляемых кредитными организациями и (или) некредитными финансовыми организациями физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а также определять период, на X АИ который устанавливается такая максимальная допустимая доля. О

Предлагается установить ограничения при установлении переменной процент- 1 jB

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ной ставки по договору потребительского кредита (займа). Так, переменную ставку X уН

нельзя будет применять по кредитам (включая ипотечные) со сроками до 1 года и X НЕ

более 20 лет, а также на сумму менее минимального размера по региону. Такой ъОв

размер будет устанавливать Правительство РФ по согласованию с Банком России. Л □ Н

imü

При этом предусматривается закрепление максимального допустимого зна-

чения переменной процентной ставки по договору потребительского кредита Ы;>С

(займа). Переменные ставки по кредитам в размере от минимального до максимального будут регулироваться в установленном порядке. В частности, максимальное значение ставки не должно будет превышать ставку на день заключения договора, увеличенную на 1/3, но не более чем на 4 процентных пункта. ш е Ний

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Законопроект содержит перечень обязанностей кредиторов (заимодавцев), в частности, уведомлять об изменении переменной ставки необходимо будет не менее чем за 15 дней до начала периода, в течение которого будет применяться измененная переменная процентная ставка, с доведением нового графика платежей.

В кредитную историю физического лица должна быть включена информация о виде процентной ставки по договору займа (кредита).

Анализ перечисленных мер защиты финансового рынка позволяет сделать выводы, что указанные меры направлены прежде всего:

— на поддержание валютного рынка (в том числе на недопущение оттока средств за рубеж);

— на стабилизацию финансовой системы (как банковской системы, так и иных секторов финансового рынка — страхового сектора, рынка ценных бумаг, рынка микрофинансирования, сектора коллективных инвестиций, платежной системы и др.);

— на уменьшение долговой нагрузки на предприятия (уменьшение негативного воздействия повышения ключевой ставки, в частности фиксации переменной величины, привязанной к ключевой ставке на определенном уровне);

— на уменьшение долговой нагрузки физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей (кредитные каникулы).

Эти меры в основном направлены на внутренний рынок. Вместе с тем ряд мер были приняты для воздействия на внешний рынок. Это прежде всего:

— особый порядок исполнения обязательств перед кредиторами «недружественных стран» («заморозка» суммы исполненного обязательства на специальном счете типа «С», открываемом кредитору в рублях в российских банках, с ограниченной возможностью использования данных средств);

— перевод оплаты за поставляемый природный газ в рубли.

Указанные и иные меры защиты финансового рынка позволили стабилизировать ситуацию. Вместе с тем очевидно, что санкционное давление со стороны недружественных стран, а также негативные последствия введения санкций будут возрастать. И многое будет зависеть от того, насколько оперативно будут приниматься меры, позволяющие снижать это давление.

Но на очереди принятие мер, которые позволили бы обеспечить структурные изменения в российской экономике и уменьшение доминирования западных валют в международных торговых связях. Все указанные выше меры должны способствовать повышению благосостояния российских граждан и обеспечению устойчивого экономического развития России10.

10 Информация об иных мерах защиты финансового рынка доступна на официальном сайте Банка России по ссылкам: http://www.cbr.ru/support_measures/; http://www.cbr.ru/ Со^еп№оситеп№1еЛ34865/р1ап_Пт^^.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.