УНИВЕРСИТЕТА
O.E. Кутафина (МПОА)
Татьяна Эдуардовна РОЖДЕСТВЕНСКАЯ,
профессор кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Алексей Геннадьевич ГУЗНОВ,
профессор кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Особенность правового статуса оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператора обмена цифровых финансовых активов как организаций, обеспечивающих цифровые финансовые технологии
Аннотация. Быстрое развитие цифровых технологий привело к тому, что в России в последнее время появилось несколько новых видов финансовых институтов, которые, применяя цифровые финансовые технологии, создают дополнительные возможности для потребителей финансовых услуг. К таким субъектам, в частности, относятся оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператор обмена цифровых финансовых активов. В статье анализируются особенности их правового статуса как нового вида некредитных финансовых организаций. Особое внимание уделено требованиям, предъявляемым действующим законодательством к указанным организациям. Анализируются вопросы осуществления Банком России надзора за их деятельностью.
Ключевые слова: цифровые права; цифровые финансовые активы; выпуск цифровых финансовых активов; цифровые финансовые технологии; оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов; оператор обмена цифровых финансовых активов; обращение цифровых финансовых активов, обладатель цифровых финансовых активов, Банк России, некредитные финансовые организации.
DOI: 10.17803/2311-5998.2021.85.9.124-134
© Т. Э. Рождественская, А. Г. Гузнов, 2021
УНИВЕРСИТЕТА Особенность правового статуса оператора информационной системы, имени o.e. кутафина(мгюА) в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов.
T. E. ROZHDESTVENSKAYA,
Professor of Department in financial law of Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Dr. Sa. (Law), Professor [email protected] 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993
A. G. GUZNOV,
Professor of Department in Financial Law of Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Dr. Sd. (Law),
Honoured lawer of Russia [email protected] 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993
The features of the legal status of the operator of the information system in which digital financial assets are issued, and of the operator of the exchange of digital financial assets as organizations that provide digital financial technologies
Abstract. The rapid development of digital technologies has led to the emergence of several new types of financial institutions in Russia recently, which, by using digital financial technologies, create additional opportunities for recipients of financial services. Such entities, in particular, include the operator of the information system in which the digital financial assets are issued, and the operator of the exchange of digital financial assets. The article analyzes the features of their legal status as a new type of non-banking financial organizations. Particular attention is paid to the requirements of the current legislation to these organizations. The article also analyzes the role of Bank of Russia in the supervision of their activities.
Keywords: digital rights; digital financial assets; issuing digital financial assets; digital financial technologies; operator of the information system in which digital financial assets are issued; operator of the exchange of digital financial assets; circulation of digital financial assets, owner of digital financial assets, Bank of Russia, non-banking financial institutions.
Цифровизация экономики базируется на широком внедрении новых технологий, способствующих ускорению обмена информацией1.
Для ответа на вызовы времени в России была разработана Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы2, которая призвана способствовать обеспечению национальных интересов, в том числе формированию цифровой экономики.
1 Актуальные проблемы финансового права в условиях цифровизации экономики : монография / под ред. Е. Ю. Грачевой. М. : Проспект, 2020. С. 9—10.
2 Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы» // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.
П
□
АВ
О§
Вш m
HOS
елл
ф>И
НЕ О
Ыфш
m Е> УЖИ
71 m >0rn
И m К
Pmü >рш Э>п
SEo
чтй ННО ыи m х .m m
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Своевременное развитие цифровой экономики в России, безусловно, требует своевременного и адекватного правового регулирования, которое должно закрепить основные принципы развития цифровой экономики, дать легальное определение ее базовых понятий (блокчейн, криптовалюта, цифровые права, электронные платформы, мобильные приложения и т.п.), обозначить законные рамки деятельности ее участников, их права, обязанности и ответственность3.
Современная экономика немыслима без высокоразвитого финансового рынка4. Обязанностью государства является создание условий для обеспечения конкурентоспособности финансовых институтов.
Бурное развитие цифровых технологий привело к тому, что в российском законодательстве в период, начиная с 2019 г., появилось несколько новых видов финансовых институтов, которые, применяя цифровые финансовые технологии, создают дополнительные возможности для потребителей финансовых услуг5.
К таким новым финансовым институтам относятся, в частности, оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператор обмена цифровых финансовых активов.
Выпуск цифровых прав — цифровых финансовых активов регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»6 (далее — Закон о ЦФА).
Цифровыми финансовыми активами (ЦФА) признаются: цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам; право участия в капитале непубличного акционерного общества; право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном указанным Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения записей в информационную систему (их изменения) на основе распределенного реестра, а также внесения записей в иные информационные системы7.
3 Тихомиров Ю. А. Векторы управления в фокусе права // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 1. С. 154.
4 О роли и значении финансового рынка в современной экономике подробнее см.: Гуз-нов А. Г., Рождественская Т. Э. Публично-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации : монография. М. : Юрайт, 2017. С. 11—22 ; Они же. Регулирование, контроль и надзор на финансовом рынке в Российской Федерации : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2019. С. 11—17.
5 Актуальные вопросы права в банковской сфере : материалы Международного правового банковского форума, 24—25 сентября 2020 г. Самара : Изд-во Самарского ун-та, 2020. С. 463—473.
6 СЗ РФ. 2020. № 31 (ч. I). Ст. 5018.
7 Подробнее о цифровых финансовых активах см.: Обеспечение законности в сфере цифровой экономики : учебное пособие для вузов / под ред. Н. Д. Бут, Ю. А. Тихомирова. М. : Юрайт, 2020. С. 41—71.
УНИВЕРСИТЕТА Особенность правового статуса оператора информационной системы, имени o.e. кугафина(мгюА) в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов.
ЦФА в любом случае имеют обязанное лицо, и этим они отличаются от цифровой валюты (криптовалюты), которой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций, и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в отношении них действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.
В отличие от утилитарных цифровых прав, которые выпускаются в информационной системе на основе цифрового реестра, ЦФА могут выпускаться и в других информационных системах, что в большей степени соответствует принципу технологической нейтральности права.
Вместе с тем закон прямо устанавливает, что его действие не распространяется на выпуск и обращение безналичных денежных средств и бездокументарных ценных бумаг, чтобы не было смешения между правовыми сущностями.
Права, удостоверенные цифровыми финансовыми активами, возникают у их первого обладателя с момента внесения в информационную систему, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, записи о зачислении цифровых финансовых активов указанному лицу.
При этом вид и объем прав, которые удостоверяют выпускаемые цифровые финансовые активы, предусматриваются решением о выпуске цифровых финансовых активов.
Выпуск ЦФА могут осуществлять любые лица, которые вправе осуществлять -I -д
предпринимательскую деятельность.
Решение о выпуске цифровых финансовых активов определяет то, что собой ° □
представляет лицо, выпускающее ЦФА, и то, что представляет собой сам ЦФА р§0
с точки зрения содержащихся в нем прав. Поэтому закон предъявляет строгие требования к решению о выпуске ЦФА, которое должно содержать:
1) сведения о лице, выпускающем цифровые финансовые активы; цЛЛ
2) сведения об операторе информационной системы, в которой осуществляется
выпуск цифровых финансовых активов; тЕ °
3) вид и объем прав, удостоверяемых выпускаемыми цифровыми финансовыми активами, либо указание на то, что выпускаемые цифровые финансовые активы удостоверяют несколько видов прав и обладатель выпускаемых цифровых финансовых активов вправе при наступлении предусмотренных решением о выпуске цифровых финансовых активов условий по своему выбору определить одно из нескольких прав, которое будет им реализовано; ВшО
4) количество выпускаемых цифровых финансовых активов и (или) указание ЛАп предельной суммы денежных средств, которые необходимо передать в оплату выпускаемых цифровых финансовых активов, и (или) предельного количества иных цифровых финансовых активов, которые необходимо передать в ^ качестве встречного предоставления за выпускаемые цифровые финансовые
П
□
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
активы, по достижении которых выпуск цифровых финансовых активов прекращается;
5) условия, при наступлении которых выпуск цифровых финансовых активов признается состоявшимся (завершенным);
6) цену приобретения цифровых финансовых активов при их выпуске или порядок ее определения (при оплате выпускаемых цифровых финансовых активов денежными средствами) и (или) количество иных цифровых финансовых активов, которые необходимо передать для приобретения цифровых финансовых активов при выпуске цифровых финансовых активов, или порядок его определения (при оплате выпускаемых цифровых финансовых активов путем передачи иных цифровых финансовых активов в качестве встречного предоставления);
7) дату начала размещения выпускаемых цифровых финансовых активов путем заключения договоров об их приобретении;
8) способ оплаты выпускаемых цифровых финансовых активов (оплата денежными средствами и (или) передача иных цифровых финансовых активов в качестве встречного предоставления);
9) указание на использование для выпуска цифровых финансовых активов сделок, предусматривающих исполнение сторонами возникающих из них обязательств при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательств отдельно выраженного дополнительного волеизъявления сторон путем применения информационных технологий (в случае использования таких сделок);
10) при использовании обеспечения выпуска цифровых финансовых активов — указание на то, что выпуск цифровых финансовых активов обеспечивается имуществом лица, выпускающего цифровые финансовые активы, или третьих лиц, описание предмета обеспечения, позволяющего его идентифицировать, и условия обеспечения;
11) при выпуске цифровых финансовых активов, удостоверяющих возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам или право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, — указание вида, категории (типа) эмиссионной ценной бумаги, возможность осуществления прав по которой (право требовать передачи которой) удостоверяют выпускаемые цифровые финансовые активы, а в случае, если выпускаемые цифровые финансовые активы удостоверяют право на передачу эмиссионной ценной бумаги, — срок, в течение которого может быть реализовано право требовать передачи эмиссионной ценной бумаги, или указание на событие, которое порождает право требовать передачи эмиссионной ценной бумаги;
12) указание на ограничение оснований и (или) размера ответственности лица, выпускающего цифровые финансовые активы (при наличии такого ограничения).
С точки зрения обращения ЦФА принципиальным является фиксация права на ЦФА за определенным лицом. Закон указывает, что ЦФА учитываются в информационной системе, в которой осуществляется их выпуск, в виде записей способами, установленными правилами указанной информационной системы.
Закон определяет три способа внесения записей о ЦФА в информационную систему:
УНИВЕРСИТЕТА Особенность правового статуса оператора информационной системы, имени o.e. кугафина(мгюА) в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов...
— по воле обладателя ЦФА;
— по воле третьих лиц, которым данное право предоставлено законом (вопреки воле обладателя, в частности, для обеспечения возможности реализации судебных решений);
— в силу действия смарт-контракта (в силу действия, совершенного в рамках сделки, предусматривающей исполнение сторонами возникающих из нее обязательств при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательств отдельно выраженного дополнительного волеизъявления сторон путем применения информационных технологий в соответствии с правилами информационной системы, в которой учитываются цифровые финансовые активы).
Закон формулирует институт обладателя ЦФА на основе правовой презумпции: если иное не предусмотрено законом, обладателем цифровых финансовых активов признается лицо, одновременно соответствующее следующим критериям:
1) лицо включено в реестр пользователей информационной системы, в которой учитываются цифровые финансовые активы, ведение которого осуществляется в порядке, предусмотренном законом;
2) лицо имеет доступ к информационной системе, в которой учитываются цифровые финансовые активы, посредством обладания уникальным кодом, необходимым для такого доступа, который позволяет ему получать информацию о цифровых финансовых активах, которыми он обладает, а также распоряжаться этими цифровыми финансовыми активами посредством использования информационной системы.
С учетом того, что выпуск и обращение ЦФА обеспечиваются оператором информационной системы (далее — оператор ИС ЦФА), закон предъявляет к нему специальные требования.
Оператор ИС ЦФА является некредитной финансовой организацией. В этой
П
□
связи к руководителям и учредителям (участникам) оператора ИС ЦФА предъ- >Ш
являются стандартные для некредитных финансовых организаций требования °0
по квалификации и деловой репутации.
Оператором ИС ЦФА может быть юридическое лицо, личным законом которого является российское право (в том числе кредитная организация; лицо, имеющее право осуществлять депозитарную деятельность; лицо, имеющее право осуще- ЦлЛ ствлять деятельность организатора торговли). Свою деятельность в качестве оператора ИС ЦФА лицо может осуществлять с момента включения его в реестр нЕ °
операторов информационных систем, который ведется Банком России.
ГП
Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан утвердить правила указанной информационной системы. Они должны содержать: >
1) правила внесения изменений в алгоритм (алгоритмы) программ информаци- ^К онной системы; Ш^О
2) требования
к пользователям информационной системы; лАп
3) правила выпуска цифровых финансовых активов; ТЕО
4) правила привлечения операторов обмена цифровых финансовых активов,
включая требования к указанным операторам; Х , ^
5) требования к защите информации и операционной надежности;
ОТНОШЕНИИ
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
6) способы учета цифровых финансовых активов в информационной системе, а также внесения (изменения) записей о цифровых финансовых активах в информационную систему;
7) правила обеспечения доступа обладателей цифровых финансовых активов к информационной системе (включая правила использования программно-технических средств, обеспечивающих такой доступ, в случае их использования в информационной системе);
8) порядок ведения реестра пользователей информационной системы, включая правила привлечения узлов информационной системы (для информационных систем на основе распределенного реестра) и (или) операторов иных информационных систем к ведению реестра пользователей информационной системы (при условии их привлечения);
9) правила ведения реестра владельцев ценных бумаг в информационной системе, в том числе сроки осуществления операций в реестре владельцев ценных бумаг, в случае если оператор информационной системы осуществляет учет прав на акции непубличного акционерного общества, осуществляющего выпуск цифровых финансовых активов, удостоверяющих права участия в капитале этого непубличного акционерного общества (далее также — акции непубличного акционерного общества, выпущенные в виде цифровых финансовых активов). Особые требования предъявляются к обеспечению операционной надежности
информационной системы, в которой происходят выпуск и обращение ЦФА. Так, оператор ИС ЦФА обязан обеспечить:
1) возможность восстановления доступа обладателя цифровых финансовых активов к записям информационной системы по требованию обладателя цифровых финансовых активов, если такой доступ был им утрачен;
2) бесперебойность и непрерывность функционирования информационной системы, в том числе наличие и надлежащее функционирование дублирующих (резервных) технологических и операционных средств, обеспечивающих бесперебойное и непрерывное функционирование информационной системы;
3) целостность и достоверность информации о цифровых финансовых активах, содержащейся в записях информационной системы;
4) корректность реализации в информационной системе установленных оператором информационной системы алгоритма (алгоритмов) создания, хранения и обновления информации, содержащейся в распределенном реестре, и алгоритма (алгоритмов), обеспечивающих тождественность указанной информации во всех базах данных, составляющих распределенный реестр, а также невозможность внесения изменений в установленные оператором информационной системы алгоритм (алгоритмы) иными лицами — для информационных систем на основе распределенного реестра.
Причем оператор ИС ЦФА несет ответственность за стабильность работы ИС ЦФА в виде взыскания убытков в случае, к примеру, сбоя в ИС ЦФА. Сделки с ЦФА осуществляются через операторов обмена ЦФА. Обратим внимание, что ЦФА не может считаться платежным средством (даже применительно к той информационной системе, в которой он выпускается). Поэтому ЦФА выступает объектом купли-продажи, а также встречным предоставлением в сделках мены.
Ш 51 УНИВЕРСИТЕТА Особенность правового статуса оператора информационной системы, имени o.e. кугафина(мгюА) в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов.
Указанные сделки совершаются через оператора обмена цифровых финансовых активов, который обеспечивает заключение сделок с цифровыми финансовыми активами путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок на совершение таких сделок либо путем участия за свой счет в сделке с цифровыми финансовыми активами в качестве стороны такой сделки в интересах третьих лиц.
Оператор обмена ЦФА является некредитной финансовой организацией. Право на осуществление деятельности оператора обмена ЦФА могут приобрести кредитные организации, организаторы торговли, а также иные юридические лица, соответствующие требованиям закона.
Закон о ЦФА допускает возможность осуществления прав оператора обмена ЦФА как коммерческих, так и некоммерческих организаций.
Такого рода организации (не относящиеся к кредитным или организаторам торговли) должны соответствовать определенным требованиям, а именно:
а) личным законом юридического лица является российское право;
б) размер уставного капитала на день подачи ходатайства о включении в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов составляет не менее 50 млн рублей;
в) размер чистых активов для хозяйственного общества, рассчитанный в соответствии с требованиями Банка России, составляет не менее 50 млн рублей;
г) участниками (в том числе членами, акционерами) такого юридического лица не могут быть юридические лица, зарегистрированные в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-право-
П
□
вому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и >Ш
банковской деятельности; °Ш
д) в юридическом лице создан коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), а также созданы служба внутреннего контроля и служба управления рисками либо назначены контролер и должностное лицо, ответственное за организацию системы управления рисками; цЛЛ
е) единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа, члены коллегиального органа управления (наблюдательного или иного совета), главный бухгалтер, руководитель службы внутреннего контроля (контролер), руководитель службы управления рисками (должностное лицо, ответственное за организацию системы управления рисками) должны соответствовать требованиям к квалификации и к деловой репутации, а учредители (участники) такого юридического лица — требованиям к деловой репутации. ^ Ок Применительно к некоммерческим организациям установлены следующие Ш^О
требования: ЛАп
а) личным законом юридического лица является российское право; ТЕО
б) совокупный ежегодный размер имущественных взносов учредителей (участников, членов) в имущество юридического лица составляет не менее 50 млн Х§ ^ рублей;
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
в) учредителями (участниками, членами) такой организации не могут быть юридические лица, зарегистрированные в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности;
г) в юридическом лице создан коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), а также созданы служба внутреннего контроля и служба управления рисками либо назначены контролер и должностное лицо, ответственное за организацию системы управления рисками;
д) единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа, члены коллегиального органа управления (наблюдательного или иного совета) или в случае, если юридическое лицо создано в организационно-правовой форме фонда, попечительского совета такого юридического лица, главный бухгалтер, руководитель службы внутреннего контроля (контролер), руководитель службы управления рисками (должностное лицо, ответственное за организацию системы управления рисками) такого юридического лица должны соответствовать требованиям к квалификации и требованиям к деловой репутации.
Оператор обмена ЦФА может совмещать свою деятельность с деятельностью оператора ИС ЦФА. Оператором обмена ЦФА, а также иных видов цифровых прав, выпущенных с использованием инвестиционной платформы, может быть оператор указанной инвестиционной платформы.
Лицо вправе осуществлять деятельность оператора обмена ЦФА с момента включения его в реестр, который ведется Банком России. Для включения в реестр нужно не только соответствовать вышеуказанным требованиям, но и утвердить правила обмена ЦФА, которые подлежат согласованию с Банком России. Именно согласование правил обмена ЦФА порождает юридический факт, с которым закон связывает обязанность для Банка России по включению лица в реестр операторов обмена ЦФА.
Правила обмена цифровых финансовых активов должны содержать:
1) порядок совершения сделок с цифровыми финансовыми активами через оператора обмена цифровых финансовых активов;
2) виды цифровых финансовых активов, цифровых прав (при наличии), сделки с которыми могут совершаться через оператора обмена цифровых финансовых активов;
3) порядок взаимодействия оператора обмена цифровых финансовых активов с операторами информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов (за исключением случаев совмещения деятельности оператора обмена цифровых финансовых активов с деятельностью соответствующего оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов);
4) требования к защите информации и операционной надежности;
УНИВЕРСИТЕТА Особенность правового статуса оператора информационной системы, имени o.e. кугафина(мгюА) в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов.
5) указание на случаи, при которых обязательства по сделкам с цифровыми финансовыми активами исполняются при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательств отдельно выраженного дополнительного волеизъявления его сторон, включая волю оператора обмена цифровых финансовых активов.
Банк России осуществляет надзор за деятельностью как оператора ИС ЦФА, так и оператора обмена ЦФА. В процессе осуществления надзора Банк России вправе применять к обоим видам операторов меры надзора, в частности исключать их из реестра, что означает прекращение права заниматься соответствующим видом деятельности (при этом статус юридического лица сохраняется).
Правовой режим меры по исключению операторов ИС ЦФА и операторов ЦФА из реестра предполагает как дискреционные полномочия Банка России, так и его обязанности по применению соответствующих мер. В частности, Банк России вправе исключить лиц из реестра операторов, в случае:
— неоднократного в течение одного года нарушения оператором ИС ЦФА или оператором обмена ЦФА требований Закона о ЦФА;
— неоднократного в течение одного года нарушения таким оператором требований, установленных ст. 6, 7 (за исключением п. 3), 7.3 и 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»8 (далее — Закон № 115-ФЗ);
— и (или) неоднократного в течение одного года нарушения требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с Законом № 115-ФЗ. Банк России обязан исключить лицо из соответствующего реестра в случае
аннулирования (отзыва) у соответствующего оператора, совмещающего свою деятельность с деятельностью кредитной организации или некредитной финансовой организации, лицензии на осуществление деятельности у кредитной или Тр некредитной финансовой организации, соответственно.
Таким образом, в России в последнее время законодательно был урегулиро- °Ш
ван правовой статус таких новых финансовых институтов, как оператор инфор- р§0
мационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператор обмена цифровых финансовых активов.
Основной функцией оператора информационной системы, в которой осуще- ЦлЛ ствляется выпуск цифровых финансовых активов, является функция управления информационной системой, в рамках которой осуществляются выпуск, учет и обращение цифровых финансовых активов. Оператор обмена цифровых финансо-
гп
вых активов создается для организации сделок купли-продажи цифровых финансовых активов и иных сделок, связанных с цифровыми финансовыми активами.
Указанные субъекты отнесены в соответствии со ст. 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»9 к некредитным финансовым организациям. Регулирование, контроль и надзор за их деятель- Ш^О
ностью осуществляет Банк России. Л АС
ЧтО
нно
ЫИ О
8 СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. I). Ст. 3418.
9
СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790. ОТНОШЕНИЙ
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Актуальные вопросы права в банковской сфере : материалы Международного правового банковского форума, 24—25 сентября 2020 г. — Самара : Изд-во Самарского ун-та, 2020. — С. 463—473.
2. Актуальные проблемы финансового права в условиях цифровизации экономики : монография / под ред. Е. Ю. Грачевой. — М. : Проспект, 2020.
3. Гузнов А. Г., Рождественская Т. Э. Публично-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации : монография. — М. : Юрайт, 2017.
4. Гузнов А. Г., Рождественская Т. Э. Регулирование, контроль и надзор на финансовом рынке в Российской Федерации : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2019.
5. Обеспечение законности в сфере цифровой экономики : учебное пособие для вузов / под ред. Н. Д. Бут, Ю. А. Тихомирова. — М. : Юрайт, 2020.
6. Тихомиров Ю. А. Векторы управления в фокусе права // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2019. — № 1.