Научная статья на тему 'ПРОБЕЛЫ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ'

ПРОБЕЛЫ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1007
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ / ОПЕРАТОР ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / ОПЕРАТОР ОБМЕНА / РАСПРЕДЕЛЕННЫЙ РЕЕСТР / DIGITAL FINANCIAL ASSETS / INFORMATION SYSTEM OPERATOR / EXCHANGE OPERATOR / DISTRIBUTED LEDGER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сарафанова Дарья Дмитриевна

В статье рассматриваются доктринальные аспекты понятия цифровых финансовых активов, а также порядок их выпуска, учёта и обращения. Проанализированы мнения ведущих учёных, на основании которых были выделены основные признаки цифровых финансовых активов и обнаружены некоторые проблемы правового регулирования данного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE LEGAL REGULATION OF DIGITAL FINANCIAL ASSETS

The article examines the doctrinal aspects of the concept of digital financial assets, the procedure for their release, accounting and circulation. The opinions of leading scientists were analyzed, on the basis of these opinions main features of digital financial assets were identified and some problems of legal regulation of this issue were discovered.

Текст научной работы на тему «ПРОБЕЛЫ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ»

УДК 346.7

Сарафанова Дарья Дмитриевна, Московский государственный юридический университет

имени О.Е. Кутафина Россия, Москва Sarafanova Daria Dmitrievna Moscow state law university named after O.E. Kutafin

Russia, Moscow

ПРОБЕЛЫ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ Аннотация: В статье рассматриваются доктринальные аспекты понятия цифровых финансовых активов, а также порядок их выпуска, учёта и обращения. Проанализированы мнения ведущих учёных, на основании которых были выделены основные признаки цифровых финансовых активов и обнаружены некоторые проблемы правового регулирования данного вопроса. Ключевые слова: цифровые финансовые активы, оператор информационной системы, оператор обмена, распределенный реестр.

PROBLEMS OF THE LEGAL REGULATION OF DIGITAL FINANCIAL

ASSETS

Annotation: The article examines the doctrinal aspects of the concept of digital financial assets, the procedure for their release, accounting and circulation. The opinions of leading scientists were analyzed, on the basis of these opinions main features of digital financial assets were identified and some problems of legal regulation of this issue were discovered.

Key words: digital financial assets, information system operator, exchange operator, distributed ledger.

274

В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О

цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ «О ЦФА») цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном ФЗ «О ЦФА», выпуск, учёт и обращение которых возможны только путём внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределённого реестра, а также в иные информационные системы [1].

Следовательно, в данном законе не содержится чёткого определения термина «цифровые финансовые активы», вместо этого он отсылает к Гражданскому кодексу Российской Федерации и данному в нем понятию цифровых прав.

Отсутствие определения термина «цифровые финансовые активы» является пробелом в правовом регулировании данной сферы. Как отмечает А.И. Савельев, если отсутствует чёткое определение правового явления, то возникает неопределённость относительно сферы применения правового режима [2].

Например, в проекте Федерального закона «О цифровых финансовых активах» [3], опубликованного Министерством финансов Российской Федерации ещё в 2018 году, в статье 2 было дано следующее определение термина «цифровой финансовый актив»: цифровой финансовый актив -имущество в электронной форме, созданное с использованием шифровальных (криптографических) средств. Следовательно, законодатель выделил 3 основных признака цифровых финансовых активов: имущественный характер, выраженность в электронной форме, использование криптографических средств при его создании.

Данное определение является оптимальным для обозначения основной терминологии, что совпадает с мнением Л. Новоселовой, председателя Суда по

275

интеллектуальным правам. Она считает, что данный законопроект имел под собой цель определить наиболее распространённые финансовые активы, создаваемые с использованием цифровых технологий [4]. Однако некоторые деятели юридической науки выступают с критикой данного подхода, среди них Е. Авакян, советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнёры». Она полагает, что в указанном законопроекте дано произвольное содержание понятия цифрового финансового актива. Более того, автор предлагает отказаться от попыток создать новое регулирование отношений исходя из формы, перейти к сущностному подходу к регулированию, то есть опираться на регулирование цифровых финансовых активов, отталкиваясь не от формы их выражения, а от сущности отражённых в них правоотношений [4]. Возможно, законодатель руководствовался данным подходом, убирая из итогового варианта ФЗ «О ЦФА» определение термина «цифровой финансовый актив», но вопросы к категории цифровых финансовых активов как объекта прав в целом остаются.

Можно сделать вывод, что главной целью принятого закона было ввести первоначальное регулирование общественных отношений, связанных с цифровыми финансовыми активами, в связи с чем правовые дефиниции, представленные в нем, получились компромиссными и вызывают дальнейшие споры.

Выпуск, учёт и обращение цифровых финансовых активов возможны только путём внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределённого реестра, а также в иные информационные системы. ФЗ «О ЦФА» устанавливает требования к информационной системе, в рамках которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, а также к оператору этой системы и оператору обмена цифровых финансовых активов. Понятия «информационная система» и «оператор информационной системы» используются в значениях, определённых Федеральным законом от 27 июля 2006 года N° 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [5]. Под распределенным реестром понимается совокупность баз

276

данных, тождественность содержащейся информации в которых обеспечивается на основе установленных алгоритмов [1].

Выпускать цифровые финансовые активы вправе юридические лица -коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели. Приобретать цифровые финансовые активы могут любые лица, которые одновременно являются пользователями информационной системы, в которой учитываются эти активы, и имеют доступ к такой системе. При этом Закон содержит положения, в соответствии с которыми Банк России вправе определить признаки цифровых финансовых активов, которые смогут приобретать только квалифицированные инвесторы, а также определять признаки цифровых финансовых активов, приобретение которых неквалифицированными инвесторами будет ограничено определённой суммой вложений.

Предоставление доступа к информационной системе, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, ведение реестра пользователей такой информационной системы, а также её функционирование обеспечивает оператор. Оператором может быть юридическое лицо, личным законом которого является российское право. Такое юридическое лицо должно быть включено Банком России в реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Оператором могут быть, в том числе, кредитная организация, депозитарий, лицо, имеющее право осуществлять деятельность организатора торговли.

Закон допускает оборот цифровых финансовых активов на территории Российской Федерации. В частности, они могут быть предметом сделки купли-продажи, обмениваться на иные виды цифровых финансовых активов, становиться предметом залога. Разрешён оборот цифровых финансовых активов, выпущенных в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом.

Все перечисленные сделки совершаются через оператора обмена цифровых финансовых активов. Свои функции оператор может осуществлять

277

как путём сопоставления заявок на совершение сделок с цифровыми финансовыми активами, поданных от пользователей информационной системы, так и путём участия за свой счёт в такой сделке в качестве стороны в интересах третьих лиц.

Следовательно, выпуск цифровых прав - это вид предпринимательской деятельности. Граждане РФ смогут только инвестировать в них. Выпуск цифровых прав не предпринимателями не предусмотрен.

На данный момент законодательство о цифровых финансовых активах в Российской Федерации проходит этап становления, в связи с чем невозможно избежать некоторых недостатков правового регулирования цифровых финансовых активов. Обратим внимание на некоторые из них.

1) Понятийный аппарат

Многие термины, используемые криптосообществом, уже были изобретены и успешно используются в мировой практике, но в ФЗ «О ЦФА» вместо них применяются собственные, которые вводят новые правовые институты и создают неопределенность.

В отличие от ряда зарубежных стран, в законе нет регулирования для некоторых типов криптовалют с разным функционалом и сущностью. При этом под определение цифровой валюты могут подпадать, например, бонусы, а также используемые в электронной коммерции сертификаты. За рамками понятий остались многие виды деятельности, прежде всего, майнинг.

Эксперты Moscow Digital School пишут: «Тогда как от закона ожидали введения единого аппарата и понятийной правовой базы для всего криптовалютного рынка в целом, в результате он стал основой исключительно для цифровизации российских активов, выпуска цифровых дубликатов ценных бумаг по российскому праву — которые сложно выводить на международный рынок» [6].

2) Правовое регулирование оборота криптовалюты

В документе есть противоречащие друг другу нормы. Например, согласно определению, данному в законе «О ЦФА», цифровая валюта признается

278

средством платежа и может быть инвестицией. Однако в соответствии со ст. 14, юридические и физические лица не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, услуги или в качестве оплаты иным образом [1]. Это противоречит признанию криптовалюты средством платежа и значительно ограничивает ее использование на территории России, а также снижает экономическую целесообразность владения криптовалютой [7].

3) Налогообложение

Закон о ЦФА не регламентирует вопросы, связанные с налогообложением цифровых финансовых активов. Вопрос налоговых последствий совершения сделок с криптовалютой остается открытым. Эксперты отмечают: «Оборот криптоактивов будет подчиняться общим правилам налогообложения, что может привести к ряду затруднений и противоречий и, очевидно, будет работать против развития нового рынка» [8].

4) Судебная защита

По новому закону судебная защита прав на цифровую валюту возможна лишь при условии информирования о фактах обладания цифровой валютой и совершения гражданско-правовых сделок и (или) операций с цифровой валютой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Как это будет проверяться - неясно. разумеется, чрезвычайно сомнительна сама идея, что для получения судебной защиты собственник цифровой валюты должен подтверждать выполнение неких публичных обязанностей.

Таким образом, новый закон «О ЦФА» не предусматривает регулирования всего спектра отношений по поводу создания и оборота цифровых активов, но он может стать одним из инструментов, которые в итоге обеспечат возможность полноценной работы криптоиндустрии в России.

Список литературы:

279

1. Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс».

2. Савельев А.И. Часть 1. Юридическая дефиниция криптовалюты (обновленный вариант по результатам обсуждений дискуссий) // Zakon.ru. 2017. URL:https://zakon.ru/blog/2017/10/30/chast_1_yuridicheskaya_definiciya_kriptovaly uty_obnovlennyj_variant_po_rezultatam_obsuzhdenij_i_dis k.

3. Проект федерального закона «О цифровых финансовых активах»от 25.01.2018 // URL: https://mmfin.gov.ru/ru/document/?id_4=121810proekt_federalnogo_zakona_o _tsifrovykh_finansovykh_aktivakh.

4. Гузнов А., Михеева Л., Новоселова Л., Авакян Е., Савельев А., Судец И., Чубурков А., Соколов А., Янковский Р., Сарбаш С. Цифровые активы в системе объектов гражданских прав. // Закон, 2018, №5.

5. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СПС «КонсультантПлюс».

6. Что не так с законом «О ЦФА». Все про регулирование криптовалют в России [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/5f69eab99a794753755fe0b9.

7. Новый закон о цифровых финансовых активах. Аналитический обзор экспертов сообщества MOSCOW DIGITAL SCHOOL. [Электронный ресурс] // URL: https://mosdigitals.ru/wp-content/uploads/2020/09/Amliticheskn-obzor-zakona-o-TSFA.pdf.

7. Анализ: Что не так с законом «О цифровых финансовых активах» [Электронный ресурс] // URL: https://ru.ihodl.com/analytics/2020-09-25/analiz-chto-ne-tak-s-zakonom-o-cifrovyh-finansovyh-aktivah/.

280

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.