Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРУЕМОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ'

ПРОЕКТИРУЕМОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
87
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИПТОВАЛЮТЫ / ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ / ТОКЕНЫ / ЦИФРОВЫЕ ДЕНЬГИ / ICO / КОИНЫ / КРАУДФАНДИНГ / CRYPTOCURRENCY / DIGITAL FINANCIAL ASSETS / TOKENS / DIGITAL MONEY / COINS / CROWDFUNDING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гайтукиев М.К.

Правовое регулирование цифровых финансовых активов - вопрос времени. Автором проведен обзорный анализ проектируемого правового регулирова-ния криптовалют и токенов. Выявлены недостатки и плюсы из доступной информации о проектируемом правовом регулировании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECTED LEGAL REGULATION OF DIGITAL FINANCIAL ASSETS

Legal regulation of digital financial assets is a matter of time. The author conducted a review analysis of the projected legal regulation of cryptocurrencies and tokens. Identified the advantages and disadvantages of future regulation

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРУЕМОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ»

gs4 инновации ^d

гайтукиев М.К.,

студент 2-го курса программы магистратуры «Юрист для частного бизнеса и власти», Институт заочного и открытого образования Финансового университета при Правительстве РФ

e-mail: mail@law-books.ru

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор ИВАНОВА Светлана Анатольевна

ПРОЕКТИРУЕМОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ

Аннотация. Правовое регулирование цифровых финансовых активов - вопрос времени. Автором проведен обзорный анализ проектируемого правового регулирова-ния крипто-валют и токенов. Выявлены недостатки и плюсы из доступной информации о проектируемом правовом регулировании.

Ключевые слова: криптовалюты, цифровые финансовые активы, токены, циф-ро-вые деньги, ICO, коины, краудфандинг.

GAITUKIEV M.K.,

2nd year student of the Master's program "Lawyer for Private Business and Government", Institute of Correspondence and Open Education of the Financial University under the Government of the Russian Federation

Science supervisor: Doctor of Law, Professor IVANOVA Svetlana Anatolyevna

PROJECTED LEGAL REGULATION OF DIGITAL FINANCIAL ASSETS

Annotation. Legal regulation of digital financial assets is a matter of time. The author conducted a review analysis of the projected legal regulation of cryptocurrencies and tokens. Identified the advantages and disadvantages of future regulation.

Key words: cryptocurrency, digital financial assets, tokens, digital money, ICO, coins, crowd-funding.

Весной 2018 г. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ были внесены три законопроекта: № 419059-7 «О цифровых финансовых активах» (далее - Законопроект о ЦФА); № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (о цифровых правах)» (далее - Законопроект о цифровых правах); № 419090-7 «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» (далее - Законопроект о краудфандинге). Данные законопроекты были рассмотрены Госдумой 22 мая 2018 г. в

первом чтение. Данные законопроекты предполагают дополнения законодательства Российской Федерации целой плеядой новых понятий: «цифровые финансовые активы»; «цифровые права»; «цифровые деньги»; «краудфандинг»; «криптовалюты»; «токены» и иными связанными с этими понятиями.

Вопросы урегулирования криптовалют и токенов беспокоят юридическую науку давно [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. На данный момент идет разработка такого регулирования и уже можно посмотреть на первые результаты и проблемы проектируемого регулирования.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

Данные законопроекты разработаны разными субъектами законо-творческой деятельности, но при подготовке к первому чтению были доработаны для создания взаимосвязи и включены в один пакет, но они все равно выражают несколько разные позиции по конкретным формулировкам. В то же время, вместе данные законопроекты дают представление о направлении формирующегося правового регулирования криптовалют и токенов.

При этом авторами после осенней доработки из законопроектов были исключены понятия «криптовалюта» и «токен». Что можно рассматривать как позитивный шаг, так как это позволяет не допустить ненужного сужения регулирования.

Законопроект о цифровых правах вносит основные изменения в ст. 128 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Понятие иного имущества дополняется формулировкой: «иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права)». ГК РФ предлагается дополнить новыми статьями 141.1 «Цифровые права» и 141.2 «Цифровые деньги». Из формулировки Законопроекта о цифровых правах вытекает, что цифровое право это самостоятельный объект гражданских правоотношений, который удостоверяет право на другой объект гражданских правоотношений. При этом не ясна логика законодателя, почему не сделать специальное регулирование аналогичным регулированию бездокументарных ценных бумаг, только с упоминанием о том, что выпуск и переход права на уникальный цифровой код или обозначение осуществляется не через акты выпускающей организации, а через записи в «децентрализованной информационной системе». Также непонятен и выбор названия, так как «цифровые права» известны отечественной [8] и зарубежной [9] доктринам конституционного права, а также доктрине международного права, в данное понятие вкладываются личные права человека на доступ, создание и опубликование информации в сети «Интернет», то есть так называемое четвертое поколение прав человека.

Цифровые права в проектируемой редакции Законопроекта о цифровых правах, обладают следующими признаками:

1. Является уникальным цифровым кодом или обозначением;

2. Переход прав происходит через внесение информации в децентрализованную систему;

3. Подлежат судебной защите.

Проектируемая ст. 141.2 ГК РФ Законопроекта о цифровых правах вводит понятие

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

«Цифровых денег». Главным отличием от цифровых прав является отсутствие удостоверения права на какой-либо объект гражданских правоотношений и возможность использования в качестве средства платежа на условиях, установленных законом, в качестве средства платежа. Таким образом, происходит отсылка на Законопроект о ЦФА. При этом Законопроект о цифровых правах не включает цифровые деньги в состав цифровых права и не упоминает его в качестве самостоятельного объекта гражданских правоотношений, что возможно является юридико - технической ошибкой.

Законопроект о ЦФА после прохождения первого чтения был существенно доработан. Из него убрали понятия «криптовалюта» и «токены», а понятие «цифрового финансового актива» обозначили, как «совокупность цифровых прав».

Законопроект о ЦФА устанавливает отчетность ПОД/ФТ, исключает цифровые активы из перечня средств платежа, разрешает обмен на территории Российской Федерации криптова-люты на национальную и иностранную валюты. Не производится легитимация цифровых прав или цифровых денег в сфере внешнеэкономической деятельности или ее использование в качестве средств гарантий по договорам, в целях займа или иных целях.

Важно отметить, что понятия «финансового актива» в отечественном законодательстве не встречается. В гражданском праве имущество делится на активы и пассивы только в доктрине наследственного права. Если рассматривать данное понятие с точки зрения бухгалтерской терминологии (так как понятие «актив» встречается в положение о бухгалтерском учете и нормативно - правовых актах ЦБ РФ) то встает вопрос об использовании криптовалюты в качестве пассива, к примеру, в уставном капитале юридического лица.

Законопроект о ЦФА вводит ограничения на рекламу, оборот цифровых финансовых активов, порядок лицензирования бирж и организаций, представляющих услуги «электронного кошелька». Основное регулирование привлечения и эмиссии цифровых прав заложено в Законопроекте о краудфандинге.

Законопроекты о ЦФА и краудфандинге подвергаются основной критике, в том числе и от самих депутатов, так глава совета и председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству П.В. Крашенинников выразил беспокойство, тем что «используемые в законопроекте основные понятия «цифровые права» и «цифровые финансовые активы» представляются неопределёнными и противоречивыми.

Сказано, что «цифровые права» удостоверяют либо денежные требования, либо «возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам». Непонятно, почему в одном случае они «удостоверяют требования», то есть права или «права участия», в других — лишь «возможность осуществления прав», а в-третьих — «право требовать передачи прав» [10]. Также эксперты комитета, возглавляемого Крашенинниковым, выразили «обеспокоенность идеей выпуска «цифровых финансовых активов» всеми без исключения юридическими лицами.

«Последствия этого показаны на примере ООО как наиболее распространенного вида юрлиц. Возможность ООО оплачивать уставный капитал в рассрочку в сочетании с возможностью выпускать цифровые финансовые активы и права спровоцирует возникновение «многочисленных фирм-однодневок, и без того совершающих различные злоупотребления», опасаются юристы совета. При этом требование об указании в решении о выпуске «цифровых финансовых активов» на их обеспечение «имуществом лица», их выпускающего, становится «пустой, бессодержательной декларацией». Кроме того, упрощение оборота долей ООО в цифровой форме ускорит их оборот, но «превратит их в подобие ранее существовавших "закрытых" (теперь "непубличных") акционерных обществ», смешав эти виды юрлиц» [11].

Представляется, что указанные законопроекты представляют боль-шой шаг вперед, однако в проектируемых редакциях они оставляют ряд вопросов, не указанных в комментариях Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству:

1. Каков статус цифровых денег в системе объектов гражданских правоотношений, если они не включены самостоятельно в проектируемую редакцию ст. 128 ГК РФ и никак не соотнесены с цифровыми правами?;

2. Что означает формулировка, при которой один объект гражданских прав (цифровые права) закрепляет права на другой объект гражданских прав?;

3. Являются ли цифровые деньги - цифровыми финансовыми актива-ми?;

4. Чем отличается код от обозначения?;

5. Если цифровые деньги обладают указанными в Законопроекте о цифровых правах свойствами, почему не предусматривается распространения на них валютного регулирования Российской Федерации? К примеру, почему они не были признаны иной валютной ценностью?

При этом, как уже было сказано, законопроекты являются большим шагом вперед и закрывают существующий ныне пробел в право-

вом регулирование, который преодолевается отнесением «криптовалюты» и « токенов» к иному имуществу, как уже отмечалось выше.

Среди плюсов проектируемого в законопроектах правового регулирования следует отметить следующее:

1. Отсутствие привязанности к технологиям выпуска и содержанию кода или обозначения;

2. Отсутствие излишнего регулирования, что позволит субъектам правоотношений использовать их без проблем;

3. Гарантирование судебной защиты;

4. Возможность использования цифровых денег в качестве средства платежа.

Список литературы:

[1] Мащенко П.Л., Пилипенко М. О. Технология Блокчейн и ее практическое применение // Наука, техника, образование. 2017. № 32. С. 61—64.

[2] Хажиахметова Е. Ш. Криптовалюта -деньги XXI века // Новая наука: от идеи к результату. 2016. № 11—2. С. 177—179.

[3] Пещеров А.И. Понятие и место криптовалюты в системе денежных средств / / Юридическая мысль. 2016. Т. 95. № 3. С. 130—138.

[4] Щербик Е.Е. Феномен криптовалют: опыт системного описания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № S1. С. 56-64.

[5] Абрамова Е. Электронные денежные средства как непоименованный объект гражданских прав / / Хозяйство и право. 2016. № 7. С. 12, 13.

[6] Савельев А.И. Электронная коммерция. Правовое регулирование в России и за рубежом. М., 2014. С. 433.

[7] Архипов В. Bitcoin. основные принципы и отдельные юридически значимые особенности / / Закон.ру. 2014. 13 янв. [Электронный ресурс]. URL: https://zakon.ru/blog/2014/01/13/ bitcoin_osnovnye_principy_i_otdelnye_yur idicheski-znachimye_osobennosti

[8] В.Д. Зорькин: Задача государства -признавать и защищать цифровые права граждан // Росс. Газ. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2018/05/29/zorkin-zadacha-gosudarstva-priznavat-i-zashchishchat-cifrovye-prava-grazhdan.html

[9] Lucchi N. Access to Network Services and Protection of Constitutional Rights: Recognizing the Essential Role of Internet Access for the Freedom of Expression» // Cardozo Journal of International and Comparative Law (JICL), No. 3, 2011. P.19.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

[10] Крашенинников: законопроект о цифровых правах необходимо уточнить // Парламентская газ. - Официальное издание Федерального Собрания РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp .ru/economics/krasheninnikov-zakonoproekt-o-cifrovykh-pravakh-neobkhodimo-utochnit.html

[11] Цифровые активы двинулись вспять / / ИД «Коммерсант» [Электронный ре-сурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3814473

Spisok literatury:

[1] Mashchenko P.L., Pilipenko M.O. Tekhnologiya Blokchejn i ee prakticheskoe prime-nenie // Nauka, tekhnika, obrazovanie. 2017. № 32. S. 61—64.

[2] Hazhiahmetova E. SH. Kriptovalyuta -den'gi XXI veka // Novaya nauka: ot idei k rezul'tatu. 2016. № 11—2. — S. 177—179.

[3] Peshcherov A. I. Ponyatie i mesto krip-tovalyuty v sisteme denezhnyh sredstv // Yuridi-cheskaya mysl'. 2016. T. 95. № 3. S. 130—138.

[4] Shcherbik E.E. Fenomen kriptovalyut: opyt sistemnogo opisaniya // Nauchno-metodich-eskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept». 2017. № S1. S. 56-64.

[5] Abramova E. Ehlektronnye denezhnye sredstva kak nepoimenovannyj ob"ekt gra-zhdan-skih prav // Hozyajstvo i pravo. 2016. № 7. S. 12, 13.

[6] Savel'ev A.I. Ehlektronnaya kommerciya. Pravovoe regulirovanie v Rossii i za rubezhom. M., 2014. S. 433.

[7] Arhipov V. Bitcoin. osnovnye principy i otdel'nye yuridicheski znachimye oso-bennosti // Zakon.ru. 2014. 13 yanv. [E'lektronnyj resurs]. URL: https://zakon.ru/blog/2014/01/13/bit-coin_osnovnye_principy_i_otdelnye_yur idich-eski-znachimye_osobennosti

[8] V.D. Zor'kin: Zadacha gosudarstva -priznavat' i zashchishchat' cifrovye prava gra-zh-dan // Ross. gaz. [E'lektronnyj resurs]. URL: https://rg.ru/2018/05/29/zorkin-zadacha-gosu-darstva-priznavat-i-zashchishchat-cifrovye-pra-va-grazhdan.html

[9] Lucchi N. Access to Network Services and Protection of Constitutional Rights: Recognizing the Essential Role of Internet Access for the Freedom of Expression» // Cardozo Journal of International and Comparative Law (JICL), No. 3, 2011. P. 19.

[10] Krasheninnikov: zakonoproekt o cifrovyh pravah neobhodimo utochnit' // Par-la-mentskaya gaz. - Oficial'noe izdanie Feder-al'nogo Sobraniya RF [E'lektronnyj resurs]. URL: https://www.pnp.ru/economics/krashenin-nikov-zakonoproekt-o-cifrovykh-pravakh-neobk-hodimo-utochnit.html

[11] Cifrovye aktivy dvinulis' vspyat' // ID Kommersant [E'lektronnyj resurs]. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/3814473

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.