Научная статья на тему 'Правовое регулирование денежно-кредитной системы в условиях цифровой трансформации: Российский подход'

Правовое регулирование денежно-кредитной системы в условиях цифровой трансформации: Российский подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ / КРИПТОВАЛЮТЫ / БЛОКЧЕЙН / НОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозов А.Е.

Определены основные риски цифровой трансформации для денежно-кредитной системы, названы ориентиры правового регулирования для развития цифровой экономики и устранения указанных рисков в России, дан общий анализ соответствующих законопроектов, рассматриваемых в Государственной думе РФ, предложены правовые подходы к решению выявленных проблем. Обосновывается необходимость постепенного внесения изменений в отдельные законы с учетом конкретных зарубежных и межгосударственных нормативно-правовых актов и рекомендаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF MONETARY AND CREDIT SYSTEM IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION: RUSSIAN APPROACH

The main risks of digital transformation for the monetary system are identified, benchmarks of legal regulation for the development of the digital economy and elimination of these risks in Russia are given, a general analysis of the relevant draft laws is presented, and legal approaches to solving the identified problems are proposed. The necessity of a gradual introduction of changes in individual laws is substantiated, taking into account specific foreign and interstate legal acts and recommendations.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование денежно-кредитной системы в условиях цифровой трансформации: Российский подход»

124

Пра во

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лоба чевского, 2019, № 4, с. 124-130

УДК 346.62, 336.025

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: РОССИЙСКИЙ ПОДХОД

© 2019 г. А.Е. Морозов

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород

alex.e. morozov@gmail .com

Поступила б редакцию 30.05.2019

Определены основные риски цифровой трансформации для денежно-кредитной системы, названы ориентиры правового регулирования для развития цифровой экономики и устранения указанных рисков в России, дан общий анализ соответствующих законопроектов, рассматриваемых в Государственной думе РФ, предложены правовые подходы к решению выявленных проблем. Обосновывается необходимость постепенного внесения изменений в отдельные законы с учетом конкретных зарубежных и межгосударственных нормативно -правовых актов и рекомендаций.

Ключебые слоба: цифровая трансформация денежно-кредитной системы, криптовалюты, блокчейн, новые финансовые технологии.

Введение

В утвержденной Указом Президента РФ Стратегии развития информационного общества РФ на 2017-2030 годы цифровая экономика определяется как хозяйственная деятельность, основанная на обработке и анализе больших объемов данных в цифровом виде, более эффективная по сравнению с традиционными видами хозяйствования [1].

В финансовой сфере переход к новому типу экономики выражается во внедрении инновационных технологий, которые, в идеале, направлены на улучшение качества жизни, ведения бизнеса, государственного управления, но, без адекватной реакции законодателя и регулятора, представляют собой угрозу стабильности существующей системы.

Анализ основных проблем в финансовой сфере, обусловленных цифровизацией экономики, позволяет предложить правовые подходы к преодолению выявляемых рисков.

Для достижения указанной цели возможно применить общие (анализ, синтез, аналогия, обобщение) и специфические методы научного поиска (компаративный, технико-юридический, контент-анализ содержания действующих нормативно-правовых актов и рассматриваемых Федеральным собранием РФ законопроектов).

Исследуемая проблематика носит междисциплинарный характер, что предполагает работу с источниками, посвященными юридическим, экономическим, технологическим вопросам применения инноваций в сфере финансовых отношений.

Выводы, изложенные в статье, сформированы на основе изучения большого количества

работ финансово-экономической направленности. Вот лишь некоторые из них:

- Клаус Шваб, «Четвертая промышленная революция», в которой кратко и убедительно изложены основные тренды глобального развития. Представления Шваба нашли отражение в программе Правительства РФ «Цифровая экономика РФ» [2];

- Джеффри Паркер, Маршалл ван Альстин, Санджит Чаудари, «Революция платформ. Как сетевые рынки меняют экономику - и как заставить их работать на вас» [3]. В главе 11 указанной книги описаны юридические проблемы и рекомендации законодателям по регулированию отношений, основанных на сетевом взаимодействии участников;

- Алекс Тапскотт, Дон Тапскотт, «Технология блокчейн: то, что движет финансовой революцией сегодня» [4]; Артем Генкин, Алексей Михеев, «Блокчейн: как это работает и что ждет нас завтра» [5]. В указанных книгах обширно представлена точка зрения криптоэнтузиастов на природу и будущее денег в новой цифровой эпохе, очень близкая воззрениям представителей австрийской школы экономики, изложенным в книге «Частные деньги» Фридриха Августа фон Хайека [6];

- Крис Скиннер, «ValueWeb. Как финтех-компании используют блокчейн и мобильные технологии для создания интернета ценностей» [7] о влиянии инноваций на различные аспекты функционирования традиционной финансовой системы.

Помимо указанных источников, огромное количество информации «к размышлению» содержится на интернет-ресурсах по вопросам новых финансовых технологий, цифровизации

экономики и проблемам их правового регулирования:

- официальные сайты Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, Минфина РФ, Государственной думы РФ, Росфинмониторин-га, Роскомнадзора, АНО «Цифровая экономика», Внешэкономбанка и других государственных органов и созданных государством профильных организаций;

- официальные сайты иностранных и международных органов и организаций, осуществляющих финансовый контроль или способствующих таковому на национальном либо межгосударственном уровне: FATF (ФАТФ), OECD (ОЭСР), Банк международных расчетов (BIS), FINMA, FCA, SEC, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и др.;

- неофициальные источники, среди которых следует упомянуть блог Лаборатории Каспер-ского, сайты forklog.ru, habrahabr.ru и другие по тематике криптовалют и блокчейна.

Среди представителей российской юриспруденции на мнение автора по исследованным проблемам повлияли работы таких правоведов, как ЕЮ. Грачева, Н.М. Артемов [8], И.И. Кучеров [9], о правовых проблемах регулирования денежного обращения, понятии денег, денежных суррогатов, законного платежного средства.

Вопросы правового регулирования инноваций в финансовой сфере поднимались самим автором в ходе выступлений на международных и всероссийских конференциях 2018 и 2019 годов.

В настоящей статье автор выдвигает тезисы о возможных рисках цифровизации и правовых подходах к их снижению, исходя из собственного понимания затронутой проблематики и сложившейся картины российского законотворческого и регуляторного процесса. Определение понятийного аппарата, а также формулирование конкретных норм, изменяющих или дополняющих действующее законодательство, в предмет данной работы не входят. Ввиду обширности, сложности и новизны темы, размышления и выводы, изложенные далее, предлагается воспринимать лишь как постановку вопросов для широкой дискуссии.

Устраняют ли новые финансовые технологии необходимость в посреднике?

Из стратегических документов Президента и Правительства РФ видно, что цифровизации придается важнейшее значение. Правительственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» имеет статус приоритетной национальной. Внедрение новых цифровых

технологий для улучшения качества жизни и ведения бизнеса составляет суть национальной технологической инициативы [10] и должно быть обеспечено бюджетным финансированием на сумму более 1 триллиона рублей до 2024 года [11, п. 11].

Вместе с тем основное качество новых финансовых технологий - возможность для экономических субъектов взаимодействовать напрямую, по принципу «от равного к равному» (P2P, peer-to-peer). Это качество обусловило мнение о том, что на смену экономике, основанной на профессиональном посредничестве и правилах, установленных органами государственной власти, приходит сетевое взаимодействие равноправных субъектов на основе саморегулирования и доверия к технологии, не требующее посредников для осуществления и подтверждения транзакций.

Предполагается, что данный процесс будет обусловлен широким внедрением криптовалют и смарт-контрактов на основе технологии блок-чейн для осуществления расчетов и обеспечения исполнения обязательств между хозяйствующими субъектами.

Приверженцами данного мнения криптова-люты рассматриваются в качестве анонимных виртуальных «частных денег», создание и обмен которых между участниками децентрализованной сети не подконтрольно государству или межгосударственным объединениям (биткоин и подобные ему виртуальные децентрализованные негосударственные «валюты», иначе называемые «альткойны»). Смарт-контракты при этом понимаются как форма договора, позволяющая «автоматически», т.е. независимо от воли сторон, исполнить обязательство, содержание которого (включая порядок исполнения) отражено в программном коде. Использование криптовалют и применение смарт-контрактов базируются на принципах блокчейна - технологии распределенного реестра, обеспечивающей достоверность, необратимость и неизменность включенной в него информации усилиями большинства участников сети.

Этому мнению, однако, противоречит сама реальность использования инноваций в экономической деятельности. На смену зависимости от традиционных институтов финансовой системы (банков как профессиональных посредников, государства как единственного эмитента денег) пришла зависимость от IT-компаний, предоставляющих платформы для сопряжения инноваций с реальностью (например, для конвертации виртуальных валют в национальные -так называемые «криптобиржи», «криптооб-менники»).

Банк международных расчетов в Ежегодном экономическом докладе 2018 года справедливо обращает внимание на этот парадокс: пользователи, обратившиеся к криптовалютам из-за недоверия к банкам и правительствам (деятельность которых урегулирована правом. - А.М.), полагаются на нерегулируемых посредников и, в итоге, могут оказаться обманутыми либо стать жертвой хакерских атак [12, p. 105].

Основные проблемы цифровизации и ответ российского регулятора de lege ferenda

Несмотря на опровержение практикой мнения о грядущей дезинтермедиации финансовых отношений, нельзя отрицать, что инновации в этой сфере делают возможным достижение гораздо большей, чем ранее, автономии участников от государственного диктата и контроля. Традиционное понимание денег и кредита претерпевает колоссальные изменения, в связи с чем законодателю и регулятору предстоит определиться с ответом на следующие вопросы:

- о (не) допустимости в национальной (традиционной) денежно-кредитной системе альтернативных финансовых инструментов;

- о месте «виртуальных валют» в расчетных правоотношениях;

- о подходах к налогообложению деятельности и доходов от использования новых цифровых финансовых технологий;

- о мерах противодействия легализации преступных доходов, финансированию терроризма в условиях виртуализации транзакций;

- о защите участников финансового рынка (инвесторов в ICO; пользователей биткоина, альт-коинов и т.п.) от противоправного поведения.

При этом остаются «привычные» риски обмена ценностями через Интернет: утрата имущества пользователей вследствие фишинга, хакерских атак, сбоев программного обеспечения и т.д.

Ориентиры изменения российского законодательства для развития, в целом, цифровой экономики в РФ и решения, в частности, вышеуказанных вопросов закреплены в «дорожной карте» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [13].

В Плане мероприятий названной программы по направлению «Нормативное регулирование» [14] дана детализация планируемых изменений (указание подлежащих изменению нормативно-правовых актов), с описанием ожидаемых результатов.

Для нормативного регулирования новых финансовых технологий правительственной «дорожной картой» предусмотрены существенные

изменения в федеральное законодательство: гражданское, административное, финансовое, налоговое, информационное, антимонопольное, о противодействии отмыванию преступных доходов, о защите прав потребителей и др. Запланированы изменения и дополнения по следующим основным направлениям:

- разработка понятийного аппарата, определение статуса новых цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере;

- упрощение идентификации участников правоотношений, централизация данных (в первую очередь таких биометрических показателей, как изображение лица, голос) в информационных системах, подконтрольных государству (ЕСИА -Единая система идентификации и аутентификации, ЕБС - Единая биометрическая система);

- расширение доступа к государственным информационным системам (ГИС) для организаций, обязанных проводить идентификацию;

- усиление защиты персональных данных (уточнение порядка обезличивания, условий и порядка использования персональных данных; уточнение ответственности за ненадлежащие обработку и безопасность данных) и иных видов охраняемой законом информации;

- регулирование публичного привлечения денежных средств и криптовалют путем размещения «токенов» по аналогии с регулированием первичного размещения ценных бумаг, но по модели краудфандинга - «народного финансирования»;

- цифровизация документооборота и собственно гражданского оборота: разработка и утверждение перечня типовых договоров, примерных условий договоров, применяемых в электронном виде и предусматривающих возможность их «самоисполнения» (т.е. на основании алгоритмов, закрепленных в программном коде); введение механизма удаленного совершения нотариальных действий;

- увеличение доли безналичных расчетов за счет отказа от кассовых чеков в бумажном виде, установления обязанности приема к оплате безналичных средств платежа при дистанционной торговле в сети Интернет и др.;

- увеличение доступности финансовых услуг для граждан, прошедших упрощенную идентификацию;

- оптимизация налогообложения для участников правоотношения с использованием новых цифровых технологий: вычеты по НДФЛ, НДС, повышающий коэффициент к расходам на НИОКР при исчислении налога на прибыль и т.п.;

- создание электронной системы альтернативных механизмов урегулирования споров -медиация и онлайн-разрешение споров;

- адаптация антимонопольного законодательства;

- гармонизация законодательства с цифровой повесткой ЕАЭС.

Особо отметим, что внесение изменений и дополнений в законодательство, согласно плану Правительства РФ, предполагается (i) на основе апробации новых финансовых технологий в «сэндбоксе» («регуляторная песочница», специальная регулятивная площадка) на базе Банка России; (ii) исходя из обязательности рубля в качестве единственного законного платежного средства в Российской Федерации [13, 14].

Законопроекты, внесенные депутатами Государственной думы РФ, в сравнении с правительственной «дорожной картой»

В это же время некоторыми членами Федерального собрания РФ подготовлены и внесены на рассмотрение Государственной думы РФ законопроекты, которые не во всем и не всегда вписываются в правительственный план по нормативно-правовому регулированию отношений в сфере цифровой экономики:

- Законопроект № 373645-7 «О системе распределенного национального майнинга» [15]. Внесен в начале 2018 года депутатом ГД РФ Р. Курбановым, возвращен;

- Законопроект № 373641-7 «О внесении изменений в статью 140 ГК РФ» [16]. Внесен в начале 2018 года депутатом ГД РФ Р. Курбано-вым, отклонен;

- Законопроект № 419090-7 «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» [17]. Внесен группой депутатов ГД РФ - А.Г. Аксаков и др., членами СФ Н.А. Журавлевым, В.В. Полетаевым. Неоднократно редактировался, первое название - «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)». Находится на рассмотрении;

Законопроект № 419059-7 «О цифровых финансовых активах» [18]. Внесен группой депутатов ГД РФ - А.Г. Аксаков и др., членом СФ Н.А. Журавлевым. Находится на рассмотрении;

- Законопроект № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую, четвертую ГК РФ» [19], более известный под названием «О цифровых правах», ставший федеральным законом от 18.03.2019 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» [20]. Вступает в силу с 1 октября 2019 года.

Суть внесенных законопроектов, включая отклоненные, сводится к обязательности иден-

тификации пользователей и регулированию новых финансовых технологий по аналогии с регулированием бездокументарных ценных бумаг. Это соответствует правительственной «дорожной карте» по нормативно-правовому регулированию и свидетельствует об общей направленности российского нормотворческого процесса в сфере цифровой экономики на централизацию данных об участниках финансовых правоотношений и их транзакциях для целей государственного контроля.

Сущностное и существенное различие законопроектов и плана мероприятий программы «Цифровая экономика РФ» в том, что парламентарии исходят из необходимости срочного принятия специального закона (хотя сроки постоянно переносятся), а «дорожная карта» расписана по изменениям нормативно-правового регулирования до 2020 года, как минимум (дальний горизонт - 2024 год).

Кроме этого, основное внимание в депутатских законопроектах уделено сейчас частноправовым вопросам: «токены» и «криптовалюты» как объект гражданского права; вещный или обязательственный характер отношений по использованию новых финансовых технологий; конструкция обязательств между участниками сети.

Вопросы публичного права сведены к констатации позиции о рубле как единственном законном платежном средстве на территории России и недопустимости введения денежных суррогатов. Интересно, что авторы законопроекта № 424632-7 все-таки допускают, что в перспективе криптовалюта, понимаемая как «цифровые деньги», сможет использоваться физическими и юридическими лицами в качестве платежного средства «в контролируемых объемах и в дополнительно урегулированном порядке» (Пояснительная записка к законопроекту № 424632-7 [19]). Однако к моменту превращения законопроекта в закон термин «цифровые деньги» не нашел своего закрепления в российском правовом поле.

Международные подходы к урегулированию финансовых инноваций

С вышеописанными проблемами, включая выбор между срочным и постепенным специальным регулированием, сталкиваются другие страны и межгосударственные объединения. К настоящему времени международные подходы к правовому регулированию финансовых инноваций закреплены, в основном, в следующих документах:

- рекомендации ФАТФ, определяющие терминологию и риск-ориентированный подход

для отношений с использованием виртуальных валют (Руководство ФАТФ по применению риск-ориентированного подхода. Виртуальные валюты. Июнь 2015) [21];

- результаты работы ОЭСР по реализации Всеобъемлющей рамочной программы по циф-ровизации и международным налоговым правилам до 2020 года (Tax Challenges Arising from Digitalisation: Interim Report 2018) [22];

- заявление стран-членов ЕАЭС о цифровой повестке и Основные направления реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года (Цифровая повестка ЕАЭС, 2016) [23].

Государства и межгосударственные организации констатируют необходимость принятия каких-либо конкретных мер лишь после детального исследования сущности новых цифровых феноменов. При этом очевиден тренд на легализацию использования технологии блокчейн в государственном управлении (сбор налогов, финансовый контроль, удостоверение времени и факта событий и состояний в целях защиты авторских прав, регистрации сделок и прав) в сочетании с отрицательным отношением к криптовалютам (если они не эмитируются центральным банком) как к денежным суррогатам.

Заключение

Переход к цифровой экономике, цифровая трансформация условий ведения бизнеса и качество жизни ставят перед законодателем и регулятором новые и сложные вопросы, основные из которых - стабильность финансовой системы и защита прав пользователей в условиях внедрения инноваций в финансовые отношения.

Российский нормотворческий процесс в сфере регулирования финансовых инноваций, как следует из содержания рассматриваемых в Государственной думе законопроектов и Плана мероприятий Правительства РФ по реализации национальной программы «Цифровая экономика РФ», направлен на централизацию данных об участниках финансовых правоотношений и их транзакциях для целей государственного контроля. При внедрении элементов саморегулирования (выработке технологических и этических стандартов объединениями участников рынка) такой подход может обеспечить баланс между публичным и частными интересами в регулируемой сфере.

К сожалению, рассматриваемые законопроекты, равно как и вступающий в силу с 1 октября 2019 года федеральный закон о внесениях изменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ [20], сосредоточены на отдельных гражданско-правовых моментах [24], мало внимания

уделяют аспектам публично-правового регулирования, недостаточно проработаны с точки зрения юридической техники и не устраняют вышеописанных рисков, порождая новые правовые сущности и фикции без должного исследования и апробации технологий на регулятивных площадках (несмотря на то, что необходимость такой апробации общепризнана).

Срочное принятие специальных законов на базе таких законопроектов представляется преждевременным. В силу комплексности проблем и отношений, требующих упорядочения, такие нормативно-правовые акты не устранят риски и проблемы цифровизации, но создадут новые препятствия для внедрения инноваций.

Анализ сложившихся в мире трендов правового регулирования в условиях цифровой трансформации денежно-кредитной системы показывает, что наиболее правильным будет сосредоточиться на постепенном внесении изменений в отдельные законы с учетом конкретных зарубежных и межгосударственных нормативно-правовых актов и рекомендаций, при соблюдении баланса между интересами участников рынка, пользователей новых технологий, их объединений и интересами всего общества.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-16107 мк «Исследование и обоснование выбора модели налогообложения в эпоху цифровой трансформации».

Список литературы

1. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&la stDoc=1&nd=102431687 (дата обращения: 29.05.2019).

2. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2018.

3. Паркер Д., Маршалл ван Альстин, Санджит Чаудари. Революция платформ. Как сетевые рынки меняют экономику - и как заставить их работать на вас. М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2017.

4. Тапскотт Д., Тапскотт А. Технология блокчейн: то, что движет финансовой революцией сегодня. М.: Эксмо, 2017.

5. Генкин А., Михеев А. Блокчейн: как это работает и что ждет нас завтра. М.: Альпина Паблишер, 2018.

6. Хайек, Фридрих Август фон. Частные деньги. URL : http ://www. library. fa.ru/files/Hayek-Money.pdf. (дата обращения: 29.05.2019).

7. Скиннер К. ValueWeb. Как финтех-компании используют блокчейн и мобильные технологии для создания интернета ценностей. М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2018.

8. Арзуманова Л.Л., Артемов Н.М., Болтинова О.В. и др. Актуальные проблемы финансового права:

Монография / Отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Кучеров И.И. Законные платежные средства: теоретико-правовое исследование: Монография. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2016.

10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ. 4 декабря 2014 года. URL: http://kremlin. ru/events/president/news/47173 (дата обращения: 29.05.2019).

11. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента РФ № 204 от 07.05.2018. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027/page/2 (дата обращения: 29.05.2019).

12. Annual Economic Report. June, 2018. Bank for International Settlements. URL: https://www.bis.org/ publ/arpdf/ar2018e.pdf (дата обращения: 29.05.2019).

13. Цифровая экономика Российской Федерации. Государственная программа: Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р. URL: http://ac.gov.ru/files/content/14091/1632-r-pdf.pdf (дата обращения: 29.05.2019).

14. План мероприятий по направлению «Нормативное регулирование программы "Цифровая экономика Российской Федерации"». URL: http://static. government.ru/media/files/P7L0vHUjwVJPlNcHrMZQq EEeVqXACwXR.pdf (дата обращения: 29.05.2019).

15. О системе распределенного национального майнинга. Законопроект № 373645-7 и материалы к нему. URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/373645-7 (дата обращения: 29.05.2019).

16. О внесении изменения в статью 140 Гражданского кодекса Российской Федерации. Законопроект № 373641-7 и материалы к нему. URL: http://sozd.parla ment.gov.ru/bill/373641-7 (дата обращения: 29.05.2019).

17. О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ. Законопроект № 419090-7 и материалы к нему. URL: http://sozd.parliament. gov.ru/bill/419090-7 (дата обращения: 29.05.2019).

18. О цифровых финансовых активах. Законопроект № 419059-7 и материалы к нему. URL: http://sozd.parliament.gov.ru/biU/419059-7 (дата обращения: 29.05.2019).

19. О внесении изменений в части первую, вторую, четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации. Законопроект № 424632-7 и материалы к нему. URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/424632-7 (дата обращения: 29.05.2019).

20. Федеральный закон от 18.03.2019 г. № 34-Ф3 «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации». // URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=320398&fl d=134&dst=1000000001,0&rnd=0.49740750953194923 #049465602542696585 (дата обращения: 29.05.2019).

21. Руководство ФАТФ по применению риск-ориентированного подхода. Виртуальные валюты. Июнь 2015 // Официальный сайт Росфинмониторинга. URL: http://fedsfm.ru/content/files/documents/fatf/rop_vir tualnye_valyuty.pdf (дата обращения: 29.05.2019).

22. Tax Challenges Arising from Digitalisation: Interim Report 2018 by OECD. URL: http://www.oecd. org/tax/beps/tax-challenges-arising-from-digitalisation-interim-report-9789264293083-en.html (дата обращения: 29.05.2019).

23. Цифровая повестка ЕАЭС // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgro up/materials/Pages/docs.aspx (дата обращения: 29.05.2019).

24. Экспертное заключение Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства по проекту федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации». Проект. URL: http://privlaw.ru/wp-content/uploads/ 2018/04/meeting-190418-zakonoproekt-2-proj ect-concl usion.pdf (дата обращения: 29.05.2019).

LEGAL REGULATION OF MONETARY AND CREDIT SYSTEM IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION: RUSSIAN APPROACH

A.E. Morozov

The main risks of digital transformation for the monetary system are identified, benchmarks of legal regulation for the development of the digital economy and elimination of these risks in Russia are given, a general analysis of the relevant draft laws is presented, and legal approaches to solving the identified problems are proposed. The necessity of a gradual introduction of changes in individual laws is substantiated, taking into account specific foreign and interstate legal acts and recommendations.

Keywords: legal regulation of the digital economy, crypto-currencies, blockchain, monetary policy, financial markets.

References

1. O strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody. Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 g. № 203. URL: http://pravo. gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd= 102431687 (data obrashcheniya: 29.05.2019).

2. Shvab K. Chetvertaya promyshlennaya revolyu-ciya. M.: Eksmo, 2018.

3. Parker D., Marshall van Al'stin, Sandzhit Chaudari. Revolyuciya platform. Kak setevye rynki menyayut ekonomiku - i kak zastavit' ih rabotat' na vas. M.: Mann, Ivanov i Farber, 2017.

4. Tapskott D., Tapskott A. Tekhnologiya blok-chejn: to, chto dvizhet finansovoj revolyuciej segodnya. M.: Eksmo, 2017.

5. Genkin A., Miheev A. Blokchejn: kak eto rabotaet i chto zhdet nas zavtra. M.: Al'pina Pablisher, 2018.

130

A.E. Mopo3oe

6. Hajek, Fridrih Avgust fon. Chastnye den'gi. URL: http ://www. library. fa.ru/files/Hayek-Money. pdf (data obrashcheniya: 29.05.2019).

7. Skinner K. ValueWeb. Kak fintekhkompanii ispol'zuyut blokchejn i mobil'nye tekhnologii dlya sozdani-ya interneta cennostej. M.: Mann, Ivanov i Farber, 2018.

8. Arzumanova L.L., Artemov N.M., Boltinova O.V. i dr. Aktual'nye problemy finansovogo prava: Monografiya / Otv. red. E.Yu. Gracheva. M.: NORMA, INFRA-M, 2016.

9. Kucherov I.I. Zakonnye platezhnye sredstva: te-oretiko-pravovoe issledovanie: Monografiya. M.: Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii, 2016.

10. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu RF. 4 dekabrya 2014 goda. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/47173 (data obrashcheniya: 29.05.2019).

11. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda. Ukaz Prezidenta RF № 204 ot 07.05.2018. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027/page/2 (data ob-rashcheniya: 29.05.2019).

12. Annual Economic Report. June, 2018. Bank for International Settlements. URL: https://www.bis.org/ publ/arpdf/ar2018e.pdf (data obrashcheniya: 29.05.2019).

13. Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii. Gosudarstvennaya programma: Rasporyazhenie Pravi-tel'stva RF ot 28.07.2017 g. № 1632-r. URL: http://ac.gov.ru/files/content/14091/1632-r-pdf.pdf (data obrashcheniya: 29.05.2019).

14. Plan meropriyatij po napravleniyu «Normativnoe regulirovanie programmy "Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii"». URL: http://static.government.ru/me dia/files/P7L0vHUjwVJPlNcHrMZQqEEeVqXACwXR. pdf (data obrashcheniya: 29.05.2019).

15. O sisteme raspredelennogo nacional'nogo majninga. Zakonoproekt № 373645-7 i materialy k nemu. URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/373645-7 (data obrashcheniya: 29.05.2019).

16. O vnesenii izmeneniya v stat'yu 140 Grazh-danskogo kodeksa Rossijskoj Federacii. Zakonoproekt № 373641 -7 i materialy k nemu. URL: http://sozd.parla ment.gov.ru/bill/373641-7 (data obrashcheniya: 29.05.2019).

17. O privlechenii investicij s ispol'zovaniem investi-cionnyh platform. Zakonoproekt № 419090-7 i materialy k nemu. URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/419 090-7 (data obrashcheniya: 29.05.2019).

18. O cifrovyh finansovyh aktivah. Zakonoproekt № 419059-7 i materialy k nemu. URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/419059-7 (data obrash-cheniya: 29.05.2019).

19. O vnesenii izmenenij v chasti pervuyu, vtoruyu, chetvertuyu Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Feder-acii. Zakonoproekt № 424632-7 i materialy k nemu. URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/424632-7 (data obrashcheniya: 29.05.2019).

20. Federal'nyj zakon ot 18.03.2019 g. № 34-FZ «O vnesenii izmenenij v chasti pervuyu, vtoruyu i stat'yu 1124 chasti tret'ej Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=3 20398&fld=134& dst=1000000001,0&rnd=0.49740750953194923#049465 602542696585 (data obrashcheniya: 29.05.2019).

21. Rukovodstvo FATF po primeneniyu risk-orientirovannogo podhoda. Virtual'nye valyuty. Iyun' 2015 // Oficial'nyj sajt Rosfinmonitoringa. URL: http://fedsfm.ru/content/files/documents/fatf/rop_virtual nye_valyuty.pdf (data obrashcheniya: 29.05.2019).

22. Tax Shallenges Arising from Digitalisation: Interim Report 2018 by OECD. URL: http://www.oecd. org/tax/beps/tax-challenges-arising-from-digitalisation-interim-report-9789264293083-en.html (data obrashcheniya: 29.05.2019).

23. Cifrovaya povestka EAES // Oficial'nyj sajt Ev-razijskoj ekonomicheskoj komissii. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/materials /Pages/docs.aspx (data obrashcheniya: 29.05.2019).

24. Ekspertnoe zaklyuchenie Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po kodifikacii i sovershenstvovani-yu grazhdanskogo zakonodatel'stva po proektu feder-al'nogo zakona № 424632-7 «O vnesenii izmenenij v chasti pervuyu, vtoruyu i chetvertuyu Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii». Proekt. URL: http://privlaw.ru/wp-content/uploads/2018/04/meeting-190418-zakonoproekt-2-project-concl usion.pdf (data obrashcheniya: 29.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.