УДК 347.73
DOI 10.36511/2078-5356-2019-3-163-167
Смирнов Дмитрий Анатольевич Dmitry A. Smirnov
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного и финансового права
Северо-Кавказский федеральный университет (355009, Ставрополь, ул. Пушкина, 1)
doctor of law, professor, head of the department of administrative and financial law North Caucasus Federal University (1 Pushkin st., Stavropol, Russian Federation, 355009)
E-mail: [email protected]
Боташева Лейла Эмербековна Leila E. Botasheva
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и финансового права Северо-Кавказский федеральный университет (355009, Ставрополь, ул. Пушкина, 1)
candidate of law, associate professor, associate professor of the department of administrative and financial law
North Caucasus Federal University (1 Pushkin st., Stavropol, Russian Federation, 355009) E-mail: [email protected]
К вопросу о правовых аспектах развития цифровой экономики On the legal aspects of digital economy development
В статье рассматриваются вопросы правового сопровождения активных процессов цифровизации, в том числе в сфере экономики. Государственная политика по активной цифровизации экономических отношений нашла выражение в программе «Цифровая экономика Российской Федерации», положения которой стали предметом исследования в статье. Авторы статьи уделили внимание проблемам придания правового статуса таким инструментам цифровизации, как: блокчейн, биткойн, криптовалюта.
Ключевые слова: право, закон, экономика, цифровая экономика, информационные технологии, финансовые инструменты, валюта, криптовалюта, биткойн, блокчейн.
The article deals with the issues of legal support for active digitalization processes, including in the sphere of economics. State policy on the active digitization of economic relations found expression in the program «Digital Economy of the Russian Federation», the provisions of which were the subject of research in the article. The authors of the article paid attention to problems of giving the legal status of such digitalization tools as: blockade, bitcoin, crypto currency.
Keywords: law, law, economy, digital economy, information technologies, financial instruments, currency, crypto currency, bitcoin, blockchain.
Вновь принятая и обновленная стратегия развития информационного общества на 2017—2030 годы расширяет сферы применения информационных и коммуникационных технологий, направленных на развитие информационного общества и формирование национальной цифровой экономики. Построение цифровой экономики — глобальная задача тысячелетия. Одним из главных элементов во
всей системе будущей цифровой экономики, безусловно, являются законы. Актуальность правового регулирования внедрения и практического применения современных финансовых технологий вызвана новыми индикаторами развития современной экономики. Значимость создания нормативно-правовых инициатив по интеграции в российский рынок перспективных
© Смирнов Д.А., Боташева Л.Э., 2019
финансовых технологий определяется действующей экономической политикой.
Следует согласиться с мнением, выраженным в Концепции повышения эффективности права, разработанной командой «Симплоера» и рабочей группой юристов, о том, что по мере развития технологий изменятся не только законодательство, но и сама модель взаимодействия государства и бизнеса. Существенная часть норм может быть алгоритмизирована, а регулирование может стать машиночитаемым [1].
Разработка федеральных законов, сочетающаяся с формированием подзаконных нормативных актов, содержащих механизмы практической реализации институтов цифровой экономики, с тем, чтобы после принятия без промедлений заработала вся административно-правовая цепочка по правоприменению, является первоочередной задачей создания цифровой экономики. Определяя роль права в вопросах глобальной цифровизации, представитель молодого поколения юристов А. Вашке-вич, смело отмечает, что право давно уже должно стать как электричество — незаменимым и незаметным [2]. Актуальной публичной задачей является обеспечение прав человека, снятие ключевых правовых ограничений и создание качественного правового инструментария цифровой экономики.
Мировыми лидерами в цифровой экономике являются такие страны, как: США, Южная Корея, Великобритания, Швеция, Финляндия, Япония, Китай, Германия, Франция, Испания и Индия, которые, в свою очередь, имеют большой опыт правового регулирования национальной цифровой экономики [3].
В Российской Федерации цифровая экономика находится в стадии своего становления и весьма динамического развития, она получила некое правовое оформление и государственную поддержку с момента принятия распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации"», которая направлена на реализацию государственной политики по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики России [4].
Активное применение информационных технологий, в том числе в качестве финансовых инструментов, является одной из наиболее обсуждаемых тем в последнее время. Проблемы построения цифровой экономики находятся в фокусе внимания публичной власти. Блок-чейн, биткойн, криптовалюта стали предметом
рассмотрения на государственном уровне. Наблюдается активная блокчейнизация сектора экономики, требующая адекватного правового регулирования, способного обеспечить права и законные интересы участников технологического процесса.
Цифровая экономика является новым объектом правового регулирования, вызванного глобализацией и повсеместным введением цифровых технологий. В связи с этим исследования в данной области единичны. Представителями юридической науки уделялось внимание лишь отдельным институтам. Важно отметить отсутствие устоявшегося доктринального подхода к сущности новых правовых институтов цифровой экономики, что отчасти затрудняет формирование соответствующей правовой среды. Важными вопросами, возникающими при формировании правовой доктрины, а в дальнейшем и нормативно-правовой базы, являются: во-первых, создание ясных представлений об отраслевом регулировании (какие общественные отношения будут относиться к ведению гражданского права, а какие — финансового и других отраслей права и законодательства); во-вторых, создание единого структурообразующего законодательного акта, а также комплекса норм и институтов, которые войдут в Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и другие законодательные и подзаконные нормативные акты России. Именно таким образом должно быть закреплено цифровое право, дающее прежде всего определения новым явлениям цифровой жизни и регламентирующее вопросы совершения сделок с цифровыми деньгами и правами, а также решающее проблемы налогообложения и финансовой дисциплины.
В Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642, констатируются проблемы невосприимчивости нашей экономики и нашего общества к инновациям [5]. Действительно, такая серьезная проблема существует и касается она также законодательной сферы. Сегодняшняя необходимость создания новых объектов экономических отношений сопровождается, на наш взгляд, некой «консервативностью права». Как указывает А.Н. Лысенко, правовое регулирование в большинстве случаев не должно опережать развитие экономики, должно опираться на привычные, проверенные правовые категории, тем самым оптимизировать поступательное экономическое развитие новых институтов [6].
Хотелось бы отметить, что существующие правовые доктрины не имеют для освоения столь активных процессов цифровизации экономики соответствующего концептуального аппарата. Если внесение изменений в законодательные акты, как правило, не представляет особых трудностей для законодателя ни в организационном, ни во временном отношении, то изменение правовых доктрин — процесс гораздо более сложный, поэтому, скорее всего, законодательные изменения в соответствии с современными реалиями придут значительно раньше.
В 2018 году были подготовлены два важных альтернативных законопроекта. Первый — проект федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах» — дает определения таким цифровым активам, как криптовалюта и токен, законодательно закрепляет вид договора, заключаемый в электронной форме — смарт-контракт.
Второй — проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (о цифровых правах) — был внесен депутатами В.В. Володиным и П.В. Крашенинниковым. В нем предлагается закрепить в Гражданском кодексе РФ несколько базовых положений, которые позволили бы регулировать рынок новых объектов экономических отношений («токены», «крипто-валюта» и пр.), обеспечить правовые условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде («смарт-контракты», «самоисполняемые» сделки и др.) и предоставить защиту гражданам и юридическим лицам по таким сделкам.
В апреле 2018 года Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, обсуждавший проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (о цифровых правах), не поддержал его по концептуальным причинам [7]. Аналогичный вывод сделан и по поводу проекта федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах». Именитые эксперты отметили, что данный проект не может быть поддержан в связи с концептуальными недостатками [8].
Действительно, следует согласиться с мнением ученых о том, что «многие экономические и технологические модели отношений не являются еще устоявшимися, появляясь, видоизменяясь и отчасти исчезая из хозяйственной
практики». В связи с этим, по их мнению, изложенному в экспертном заключении, представляется преждевременным определение базовых понятий в кодификационном акте, поскольку они еще не являются устоявшимися как в науке и юриспруденции, так и в экономике [9].
Вместе с тем, необходимость ускорения правовой определенности в вопросах цифровой экономики является очевидной. Активные процессы цифровизации требуют формирования «новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием в цифровой экономике» [10, c. 5—18]. Важно провести систематизацию действующих нормативных правовых актов, регулирующих правовые отношения в сфере формирования цифровой экономики, а также подготовить структурообразующий нормативный правовой акт, устанавливающий базовые нормативные правила реализации институтов цифровой экономики. В сложившейся ситуации необходимо сформировать и усовершенствовать понятийно-категориальный аппарат в области цифровой экономики, провести гармонизацию подходов к нормативному правовому регулированию цифровой экономики с учетом опыта зарубежных стран.
В настоящее время существует правовой вакуум в сфере регулирования цифровой экономики. От этого страдают любые субъекты общественных отношений с использованием цифровых технологий в экономике. С одной стороны, могут пострадать законопослушные и добросовестные субъекты гражданских правоотношений, с другой — отсутствие четкого финансово-правового регулирования приводит к уклонению от налогообложения. Проблемы правового регулирования цифровой экономики принимают международный масштаб, поскольку привязать деятельность крупнейших интернет-платформ к конкретному государству не всегда бывает просто, в том числе из-за внедрения в экономику новых цифровых бизнес-моделей.
Важно понимать, что цифровые объекты постоянно эволюционируют. Криптовалюта сегодня является альтернативным денежным обращением, получившим большую популярность. Большинство отмечают, что рынок крип-товалют является одним из самых перспективных направлений развития мировой экономики. Следует понимать, что процесс проникновения криптовалюты в жизнь сложно остановить, а от-
каз от нее может препятствовать развитию цифровой экономики, поэтому разумнее придать цифровой валюте правовую определенность и статус. Подготовка законодательства по поводу применения криптоденег должна продолжаться с учетом мнения научного сообщества. Придание криптовалюте официального правового статуса позволит публичной власти контролировать ее оборот.
Представители Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства в вышеупомянутом экспертном заключении отмечают, что юридический феномен крипто-валюты является малоисследованным в современной российской науке гражданского права, находится еще в стадии его становления и поспешное установление легальной дефиниции чревато негативными последствиями. Допустимость сделок с криптовалютой, равно как установление гражданского права на нее, предопределяется, по их мнению, не столько гражданско-правовыми критериями, сколько публично-правовыми соображениями политики права.
Безусловно, правовое регулирование крип-товалюты с учетом объективных рисков должно осуществляться исходя из публичных целей государства и нейтрализовать такие негативные процессы, как отмывание доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, а также размывание налоговой базы [11, с. 52—56].
Все общественные отношения являются динамичными и подвергаются постоянным изменениям, в свою очередь, своевременная адаптация законодательства к этим изменениям — залог успешности, качественности. Соответственно, законы должны развиваться адекватно и меняться согласно изменениям социально-политической и экономической жизни страны. К сожалению, отсутствие системности в вопросах правового обеспечения активной цифровизации пока налицо. В ближайшее время следует решить ряд проблем правового характера для того, чтобы цифровая экономика не навредила государству и его гражданам.
Во-первых, принять единый законодательный акт, устанавливающий определения новых явлений в экономике: цифровизации, цифрового права, цифровых денег, токена, криптовалюты, блок-чейна и других, а также закрепляющий основные принципы налогообложения и осуществления сделок с цифровыми деньгами и правами.
Во-вторых, разработать ряд норм, которыми необходимо дополнить Гражданский кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ, направленных на дета-
лизацию правового регулирования отношений в сфере цифровой экономики, в том числе определить, что будет подразумеваться под цифровым постоянным представительством применительно к бизнес-субъектам.
В-третьих, подготовить предложения для формирования международно-правовой базы и выработки подхода к справедливому налогообложению цифровой экономики.
Примечания
1. Симплоер — юридическая технологическая компания. URL: https://www.simplawyer.com/ (дата обращения: 20.01.2018).
2. Вашкевич А. Смарт-контракты: что и зачем. URL: https://www.simplawyer.com/wp-content/uploads/simplawyer.com-%E2%80%94-%D0%A1%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82-%D0 % BA%D0%BE % D0%BD%D1 % 82%D1 % 8 0%D0 % B0%D0%BA % D1 %82%D1 %8B.-%D0%97%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BC-%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-Demo-1.0.pdf (дата обращения: 20.01.2018).
3. Быков А.Ю. Право цифровой экономики: некоторые народно-хозяйственные и политические риски. М., 2018.
4. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р // Собрание законодательства РФ. 2017. № 32, ст. 5138.
5. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642. Доступ из СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.01.2018).
6. Лысенко А.Н. Имущество в гражданском праве России. М., 2010.
7. О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации: экспертное заключение Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства по проекту федерального закона № 424632-7. URL: http://privlaw.ru/wp-content/uploads/2018/04/meeting-190418-zakonoproekt-2-project-conclusion.pdf (дата обращения: 20.01.2018).
8. О цифровых финансовых активах: экспертное заключение Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства по проекту федерального закона № 419059-7. URL: http://privlaw.ru/wp-content/ uploads/2018/04/meeting-190418-zakonoproekt-6-project-conclusion.pdf (дата обращения: 20.01.2018).
9. О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации: экспертное заключение Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства
по проекту федерального закона № 424632-7, подготовленное С.В. Сарбаш, Н.П Семилютина. URL: http://privlaw.ru/wp-content/uploads/2018/04/meeting-190418-zakonoproekt-2-project-conclusion.pdf (дата обращения: 20.01.2018).
10. Вайпан В.А. Основы правового регулирования цифровой экономики // Право и экономика. 2017. № 11.
11. Левашенко А.Д., Ермохин И.С., Коваль А.А. Концепция развития криптоэкономики в России // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». 2018. № 1.
Reference
1. Simplawyer is a legal technological company. URL: https://www.simplawyer.com/ (accessed 20.01.2018). (In Russ.)
2. Vashkevich А. Smart contracts: what and why. URL: https://www.simplawyer.com/wp-con-tent/uploads/simplawyer.com-%E2%80%94-%D0%A1%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82-% D0%BA%D0 % BE%D0%BD % D1%82%D1 %80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%8B.-%D0%97%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BC-%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-Demo-1.0.pdf (accessed 20.01.2018). (In Russ.)
3. Bykov A.Yu. Law of the digital economy: some national economic and political risks. Moscow, 2018. (In Russ.)
4. On the approval of the program «Digital Economy of the Russian Federation»: о^г of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017, no. 1632-r. Collection of Legislation of the Russian Federation, 2017, no. 32, art. 5138. (In Russ.)
5. On the Strategy for Scientific and Technological Development of the Russian Federation: decree of the
President of the Russian Federation of Desember 1, 2016, no. 642. Access from the reference legal system «ConsultantPlus» (accessed 20.01.2018). (In Russ.)
6. Lysenko A.N. Property in Russian civil law. Moscow, 2010. (In Russ.)
7. On Amendments to Parts One, Two and Four of the Civil Code of the Russian Federation: expert conclusion of the Council under the President of the Russian Federation on the codification and improvement of civil legislation on the draft federal law no. 424632-7. URL: http://privlaw.ru/wp-content/uploads/2018/04/meeting-190418-zakonoproekt-2-project-conclusion.pdf (accessed 20.01.2018). (In Russ.)
8. On Digital Financial Assets: expert conclusion of the Council under the President of the Russian Federation on the codification and improvement of civil legislation on the draft federal law no. 419059-7. URL: http://privlaw.ru/wp-content/uploads/2018/04/meeting-190418-zakonoproekt-6-project-conclusion.pdf (accessed 20.01.2018). (In Russ.)
9. On Amending Part One, Second and Fourth of the Civil Code of the Russian Federation: expert conclusion of the Council under the President of the Russian Federation on the codification and improvement of civil legislation on the draft federal law no. 424632-7, prepared by S.V. Sarbash, N.G. Semilyutina. URL: http://privlaw.ru/ wp-content/uploads/2018/04/meeting-190418-zakono-proekt-2-project-conclusion.pdf (accessed 20.01.2018). (In Russ.)
10. Vaipan V.A. Fundamentals of legal regulation of the digital economy. Law and Economics, 2017, no. 11. (In Russ.)
11. Levashenko A.D., Ermokhin I.S., Koval A.A. The concept of development of crypto-economics in Russia. Entrepreneurial Law. «Law and Business» Attachment, 2018, no. 1. (In Russ.)