ф
Понаморенко Владислав Евгеньевич
Доцент Департамента финансовых рынков и банков ФГОБУ ВО «Финансовыйуниверситет при Правительстве Российской Федерации», кандидат юридических наук, доцент
E-mail: [email protected]
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ1
Аннотация.
Предмет исследования: тенденции валютного контроля трансграничных операций в свете глобальных изменений в финансовом регулировании и цифровизации экономики.
Целью настоящей статьи является рассмотрение основных тенденций развития валютно -го контроля в свете парадигмы антикризисного регулирования финансовой сферы, а также цифровизации международной торговли.
Методологию исследования составили сравнительный, формально-юридический, аналитический методы, системный подход.
В работе на основе анализа изменений законодательства формулируется авторское понимание эволюции валютного законодательства; делается вывод о позиции российского государства относительно адекватного требованиям развития цифровой экономики ва-лютно-правового режима в отношении трансграничных операций.
Выводы по итогам работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях эволю -ции российского валютного законодательства в условиях развития цифровой экономики.
Ключевые слова: внешняя торговля, трансграничные операции, незаконные финансовые операции, валютный контроль, криптовалюты, цифровые финансовые активы.
Ponamorenko Vladislav E.
Associate Professor of Financial markets and Banks Department at the Financial University under the Government of the Russian Federation Ponamorenko Vladislav, PhD in Law
E-mail: [email protected]
TRENDS OF DEVELOPMENT OF CURRENCY CONTROL IN RUSSIA IN THE CONDITIONSOF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY
Abstract.
Subject of research: trends in currency control of cross-border transactions in the light of global changes in financial regulation and digitalization of the economy.
The purpose of this article is to consider the main trends in the development of currency control in the light of the paradigm of anti-crisis regulation of the financial sector, as well as the digitalization of international trade.
The methodology of the study was comparative, formal-legal, analytical methods, systematic approach.
1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счёт бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета 2018 года.
In the work, on the basis of the analysis of changes in the legislation the author's understanding of the evolution of currency legislation is formulated; the conclusion is made about the position of the Russian state regarding the adequate requirements of the development of the digital economy of the monetary regime in respect of cross-border transactions.
The conclusions of the work can be used in further studies of the evolution of the Russian currency legislation in the context of the digital economy.
Key words: foreign trade, cross-border transactions, illegal financial operations, currency control, cryptocurrency, digital financial assets.
В последние годы в России произошли существенные и разнонаправленные изменения валютно-правового режима: одни из них либерализуют валютный контроль внешнеторговых сделок, другие — ужесточают ответственность за нарушение валютного законодательства.
Изменения коснулись всех элементов механизма валютного контроля: институционального (упразднение Росфиннадзора и передача его полномочий органам валютного контроля ФНС и ФТС), функционального (замена паспортизации сделок процедурой учета контракта, ужесточение ответственности на нарушения валютного законодательства), информационного (укрепление электронных механизмов взаимодействия между субъектами валютного контроля как на уровне РФ, так и на уровне ЕАЭС).
Таким образом, можно наблюдать, как государство ищет баланс между стремлением к классическим плодам либерализации внешнеторговой деятельности (вклад в упрощения в сфере внешней торговли — интенсификация товарооборота (в том числе посредством активизации экспорта) — рост ВВП/занятости) и требованиями экономической безопасности государства.
В качестве тенденций развития валютного законодательства можно выделить следующие:
1. Риск-ориентированность валютного контроля. Валютный контроль вслед за таможенным, налоговым и антиотмы-вочным становится все более риск-ориентированным. Система паспортизации внешнеторговых сделок, уравнивающая всех в разрешительном модусе правового режима и документарной сложности
валютных формальностей сменилась уведомительным режимом учета контракта, балансируемым дополнительными полномочиями банков по отказу в совершении валютных операций по признакам их незаконности, а не только по признакам ОД/ФТ. 2. «Комплексизация» антиотмывочного, налогового, таможенного и валютного контроля трансграничных операций. Тренд на комплексное противодействие валютным, отмывочным, таможенным и налоговым преступлениям при осуществлении трансграничных операций (в рамках введенного Федеральным законом № 134-Ф3, но дефинитивно не определенного концепта «незаконных финансовых операций»), все более укрепляется по мере дальнейшего вхождения РФ в реализацию пакета BEPS, приближающейся реализации CRS, подводки антиотмывочного законодательства России к очередному раунду взаимных оценок ФАТФ.
Специалисты Центра стратегических разработок (ЦСР) обоснованно заключают, что некоторые современные требования валютного контроля (в частности, репатриация валютной выручки) в большей степени диктуются не столько целями стабильности валютного рынка и макроэкономической стабильности, сколько целями экономической безопасности.
В связи с этим эксперты ЦСР предлагают на первом этапе устранить ключевые барьеры валютного регулирования. Для этого они считают нужным среди прочего:
1) Разработать поправки в законодательство, направленные на отмену требо-
вания репатриации и установление открытого режима использования зарубежных счетов.
2) Подготовить предложения, направленные на устранение запрета на валютные операции между резидентами с установлением запрета в ГК РФ на использование иностранной валюты в качестве платежного средства на территории РФ.
3) Подготовить предложения, направленные на перенос норм об уведомлении и отчетности по зарубежным счетам в НК РФ для целей налогового контроля (для налоговых резидентов) аналогично странам — членам ОЭСР.
На втором этапе эксперты считают необходимым в 2019-2020 годах отменить требование подачи отчетности лицами, счета которых находятся в странах автоматического обмена информацией с Россией. Также предлагается полностью отказаться от ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», перенеся необходимый понятийный аппарат в другое законодательство2.
Таким образом, ЦСР предлагает перенести нецелевые, по мнению авторов доклада, для валютного контроля рестрикции в антиот-мывочное и налоговое законодательство. В то же время нельзя не отметить, что в качестве одной из целей валютного контроля традиционно выступает именно обеспечение экономической безопасности государства, а не только курсовая или финансовая стабильность. Именно в этой своей целевой акцентуации валютный контроль присутствует в концепте «противодействия незаконным финансовым операциям».
Минфин РФ готовит законопроект о либерализации валютного контроля, который предполагает полную отмену требований о репатриации валютной выручки в РФ. Однако, по мнению главы ЦБ РФ Эльвиры На-биуллиной, систему контроля за потоками капитала в РФ нельзя отменить сразу.
Надо отметить, что Банк России начал раскрывать не только объемы незаконного вывода денег за границу, но и отчасти схемы3. Анализ последних может позволить заключить о «КПД» валютных ограничений (и прежде всего ограничения в виде репатриации валютной выручки) для целей противодействия незаконному выводу денег за рубеж в соотношении с общими цифрами оттока капитала за границу, другими словами — оценить вклад репатриации валютной выручки в обеспечение экономической безопасности государства. 3. Цифровизация экономики, могущая затронуть монетарную и платежную сферу, а значит, повлиять на механизмы валютного контроля.
В настоящее время на различных официальных и бизнес-площадках разработаны несколько законопроектов, касающихся цифровизации экономики.
Одним из первых стал проект Минфина/ Банка России «О цифровых финансовых активах», который задал тренд на понимание государством места криптовалют в картине объектов гражданских прав и в монетар-но-правовом поле.
Так, согласно законопроекту о цифровых финансовых активах4, «цифровой финансовый актив — имущество в электронной форме, созданное с использованием криптографических средств. Права собственности на данное имущество удостоверяются путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций. К цифровым финансовым активам относятся криптовалюта, токен. Цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации».
Цифровые финансовые активы, таким образом, представлены в двух формах:
1) криптовалюта — вид цифрового финансового актива, создаваемый и учитываемый в распределенном реестре циф-
2 См.: Коваль, А. А, Левашенко, А. Д., Синельников-Мурылев, С. Г., Трунин, П. В. Реформа валютного регулирования и валютного контроля в России. М., 2018.
3 https://www.rbc.rU/finances/01/02/2018/5a730ff49a79473ffb2a8500https://www.kommersant.ru/doc/3535771
4 http://cbr.ru/Content/Document/File/36003/cfa_project.pdf
АЛ
лГ" '1
ровых транзакций участниками этого реестра в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций;
2) токен — вид цифрового финансового актива, который выпускается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — эмитент) с целью привлечения финансирования и учитывается в реестре цифровых транзакций.
Судя по текущей редакции законопроекта, легализующего криптовалюты в качестве «цифровых финансовых активов», сфера валютного регулирования и валютного контроля не будет расширена на данные объекты, в связи с чем валютное законодательство не подвергнется переработке в этой части, не будет так сказать «цифрови-зовано». Законопроект не вводит «крипто-валюту» в разновидность понятия «валюта», закрепленное в 173-Ф3, не признает ее и «ценной бумагой», а значит, не помещает ее под режим валютного регулирования и валютного контроля.
В то же время в законопроекте № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (о цифровых правах)»5, прошедшем первое чтение в Государственной Думе РФ, используется термин «цифровые деньги» (которое, по заявлению П. Крашенинникова, всё-таки будет оттуда изъято), который противоречит понятийному ряду законопроекта о цифровых финансовых активах.
В законопроекте о внесении изменений в ГК РФ указано, что «цифровыми деньгами может признаваться не удостоверяющая право на какой-либо объект гражданских прав совокупность электронных данных (цифровой код или обозначение), созданная в информационной системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы, и используемая пользователями этой системы для осуществления платежей».
При этом цифровые деньги не обязательны к приему при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации, однако в случаях и на условиях, установленных законом, могут использоваться физическими и юридическими лицами в качестве платежного средства. В случаях, когда в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи цифровые деньги могут использоваться в качестве платежного средства, к их обороту применяются правила о цифровых правах6.
Законопроект включает понятие «цифровые права» (наряду с безналичными денежными средствами, бездокументарными ценными бумагами) в понятие «имущественных прав» как разновидности «иного имущества», отличного от «вещей» (наличных денег и документарных ценных бумаг). И это несмотря на то, что многие специалисты финансового рынка утверждают, что по особенностям оборота криптовалюты более схожи с наличными денежными средствами и документарными ценными бумагами, так как не требуют посредника при совершении сделок.
При этом непонятно, как в этом случае такие «цифровые деньги» либо криптова-люты как «цифровые финансовые активы» будут корреспондироваться с легализованным на уровне ЕАЭС и РФ понятием «денежных инструментов».
Отдельный законопроект, подготовленный Фондом «Сколково»,— проект Федерального закона «Об обороте цифровых прав в финансовой сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно п. 2 ст. 1 Законопроекта «финансовыми цифровыми правами признаются цифровые права на деньги — такие цифровые права, которые удостоверяют принадлежность их обладателям прав на денежные средства, в том числе признаваемые электронными денежными средствами в соот-
5 http://sozd.parliament.gov.ru/bill/424632-7
6 http://sozd.parliament.gov.ru/download/26279F3A-3228-4106-B6E6-C5DFEC57DEAF
ветствии с законодательством о национальной платежной системе, и цифровые права участия — такие цифровые права, которые удостоверяют принадлежность их обладателям прав участия в капитале хозяйственных обществ».
Очевидно, авторы законопроекта понимают под «цифровыми правами на деньги» нечто иное, нежели авторы поправок в ГК РФ, а именно — как права на давно известные нашему законодательству «электронные денежные средства» (ЭДС), вовсе не являющиеся продуктами цифровизации мо-нетарно-платежной сферы, так как при их эмиссии и обращении цифровые технологии (DLT, AI/ML и иные) не применяются.
Четкого легального отнесения ЭДС к безналичным денежным средствам нет (161-ФЗ и ГК РФ безмолвствуют на этот счет), однако официально выраженная позиция Банка России — ЭДС относятся к безналичным денежным средствам7, а значит, на них распространяется режим традиционных «прав требования», как и в отношении бездокументарных ценных бумаг.
Кроме того, как мы видим, данный подход противоречит имеющему место в законопроекте о поправках в ГК РФ, где речь идет о цифровых правах на «цифровые деньги», под которыми — судя по их определению — понимается нечто совершенно иное, нежели ЭДС.
Таким образом, подход России в отношении легализации криптовалют и крипто-
деятельности на финансовом рынке на данный момент характеризуется следующим:
1) осторожное, ограниченное внедрение инноваций на крипторынке;
2) затянутость процесса легализации;
3)участие в правотворческом процессе многих акторов, сгруппированных на разных площадках, создающих противоречащие друг другу законопроекты.
В это самое время Республика Беларусь и теперь уже Республика Казахстан создают преференциальные правовые режимы, толерантные к разного рода криптова-лютным активностям и ориентированные на передовые зарубежные регуляторные и бизнес-практики.
Так, в Беларуси Декретом Президента РБ № 8 от 21 декабря 2017 года «О развитии цифровой экономики» учрежден Парк высоких технологий8, а в Республике Казахстан Международный финансовый центр Ал-маты (МФЦА) 30 мая 2018 года разработал и утвердил Концепцию правового регулирования рынка виртуальных валют и частного размещения ценных бумаг9. Последний документ призван урегулировать отношения, возникающие при хранении и обращении виртуальных валют через операторов специализированных торговых платформ.
Таким образом, на сегодняшний момент Россия, судя по всему, добровольно отдает инициативу в вопросе цифровизации экономики, в том числе монетарной сферы и финансового рынка, партнерам по ЕАЭС.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» // «Собрание законодательства РФ», 01.07.2013, № 26, ст. 3207.
2. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // «Собрание законодательства РФ», 15.12.2003, № 50, ст. 4859.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2017 г. № 697-р «О подписании Соглашения о согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации» // «Собрание законодательства РФ», 24.04.2017, № 17, ст. 2623.
7 Памятка об электронных денежных средствах: http://cbr.ru/Content/Document/File/16158/e_money_flyer.pdf
8 http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/dekret-8-ot-21-dekabrja-2017-g-17716/
9 https://forklog.com/v-kazahstane-predlozhili-kontseptsiyu-regulirovaniya-rynka-kriptovalyut/
дг
г.
4. Декрет Президента РБ № 8 от 21 декабря 2017 года «О развитии цифровой экономики» учрежден Парк высоких технологий // Режим доступа: http://president.gov.by/ru/official_ documents_ru/view/dekret-8-ot-21-dekabrja-2017-g-17716/ (дата обращения: 10.05.2018).
5. Коваль, А. А, Левашенко, А. Д., Синельников-Мурылев, С. Г., Трунин, П. В. Реформа валютного регулирования и валютного контроля в России. М., 2018.
6. Памятка об электронных денежных средствах // Режим доступа: http://cbr.ru/Content/ Document/File/16158/e_money_flyer.pdf (дата обращения: 10.05.2018).
7. Законопроект № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (о цифровых правах)» // Режим доступа: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/424632-7 (дата обращения: 10.05.2018).
8. Законопроект «О цифровых финансовых активах» // Режим доступа: http://cbr.ru/ Content/Document/File/36003/cfa_project.pdf (дата обращения: 10.05.2018).