в
ШО^ТПМИМИЖ Белых В. С., Егорова М. А.
УНИВЕРСИТЕТА Криптовалюта как средство платежа: имени o.e. кутафина(мгюА) новые подходы и правовое регулирование
Научный поиск
КРИПТОВАЛЮТА КАК СРЕДСТВО ПЛАТЕЖА: НОВЫЕ ПОДХОДЫ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ1
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы правового регулирования криптовалюты, анализируются риски применения технологии блокчейн с точки зрения антимонопольного законодательства и конкурентного права.
Ключевые слова: цифровая экономика, блокчейн, криптовалюта, цифровые технологии.
DOI: 10.17803/2311-5998.2019.54.2.139-146
V. S. BELYKH,
Head of the Department of business law of the Ural state law University, Doctor of law, Professor, Honored scientist of the Russian Federation
620034, Russia, Ekaterinburg, ul. Kolmogorov, 54, k. 303
M. A. EGOROVA, Professor of competition law Department of Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Chairman of the Commission on improving antitrust laws the Moscow regional branch of Association of lawyers of Russia, Co-President of the international Alliance of lawyers and economists (France), doctor of law [email protected] 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9
CRYPTOCURRENCY AS A MEANS OF PAYMENT: NEW APPROACHES AND LEGAL REGULATION
Abstract. The article deals with the problems of legal regulation of cryptocur-rencies, analyzes the risks of using blockchain technology in terms of antitrust and competition law. It is concluded that the legal regulation of cryptocurrency as a means of payment requires an integrated approach and is impossible without taking into account the features of blockchain technology, it is necessary to introduce technical precautions in the execution of any possible court
1 Статья подготовлена в рамках проведения исследования на средства гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 18-2916056 «Криптовалюта как средство платежа: частноправовой и налоговый аспекты».
t
Владимир Сергеевич БЕЛЫХ,
заведующий кафедрой предпринимательского права Уральского государственного юридического университета, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ [email protected] 620034, Россия, г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, д. 54, к. 303
Мария Александровна ЕГОРОВА,
профессор кафедры конкурентного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), председатель Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства Московского отделения Ассоциации юристов России, сопрезидент Международного союза юристов и экономистов (Франция), доктор юридических наук egorova-ma-mos@ yandex.ru
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
© В. С. Белых, М. А. Егорова, 2019
/" Ж УНИВЕРСИТЕТА
"М имени O.E. Кугафина (МГЮА)
decisions in this area, as well as the creation of a single platform between all participants of future blockchain applications. Keywords: Digital economy, blockchain, blockchain application, cryptocur-rency, digital technologies, ecosystems, antitrust regulation, information security, bitcoin, digital transactions.
Цифровая экономика и проблемы ее правового регулирования стали важнейшей темой научных дискуссий последних нескольких лет Необходимо установление в законодательстве обоснованных механизмов контроля со стороны государства за деятельностью субъектов цифровой экономики. Исследование нормативного регулирования цифровых отношений представляет собой стратегическую задачу, являющуюся элементом государственной политики, направленную на обеспечение безопасности всего современного мира и подчинение деятельности отечественных субъектов цифровой экономики существующим международным стандартам.
Как справедливо отмечает В. А. Вайпан, цифровая экономика сейчас формируется на трех уровнях, которые в своем тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и общества в целом. К таким уровням можно отнести: во-первых, рынки и отрасли экономики (традиционные сферы деятельности), где осуществляется непосредственное взаимодействие конкретных субъектов (поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг); во-вторых платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики (сфер деятельности); в-третьих, среду, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность2.
В России на государственном уровне было принято решение о выработке основных понятий в сфере цифровых технологий, которые могут оказать влияние на дальнейшее нормативное регулирование данных отношений. Одним из таких понятий является «криптовалюта»3, поскольку отсутствие правового регулирования отношений по использованию криптовалюты как средства платежа значительно затрудняет процесс цифровизации экономики в целом. В этой связи одним из основных направлений совершенствования правового регулирования в сфере цифровой экономики является государственное регулирование крипто-валютной деятельности4.
2 Вайпан В. А. Правовое регулирование цифровой экономики: история, теория, практика // Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики : монография / колл. авт. ; Московское отделение Ассоциации юристов России, МГУ имени М. В. Ломоносова, Ассоциация Российских дипломатов ; отв. ред. В. А. Вайпан, М. А. Егорова. М. : Юстицинформ, 2019. 372 с. С. 25.
3 Поручение Президента РФ от 10 октября 2017 г. № Пр-2132 // URL: http://kremlin.ru/acts/ assignments/orders/55899.
4 Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации"» // СЗ РФ. 2017. № 32. Ст. 5138.
•МШН1Ж БелыхВ. е., ЕгороВВ М. А. ПУ1П
УНИВЕРСИТЕТА Криптовалюта как средство платежа:
УНИВЕРСИТЕТА Криптовалюта как средство платежа: имени o.e. кугафина(мгюА) новые подходы и правовое регулирование
Все отрасли экономики развитых стран мира начинают интересоваться проблемами правового регулирования криптовалютной деятельности. В первую очередь это отражается на динамике использования биткойна на товарных рынках. В Европе крупные интернет-магазины принимают его как способ оплаты, так, например в Швейцарии можно оплатить обучение в некоторых университетах, в США можно купить его автомобиль (Тесла), во Франции Правительство недавно признало биткойн как альтернативный способ оплаты банкам.
Криптовалюты — это революционное явление цифровой экономики. Децентрализация, анонимность, трансграничность криптовалюты одновременно вызывают интерес и одобрение со стороны пользователей и беспокойство со стороны публичных структур, поскольку это инновационная технология наряду с многочисленными возможностями несет и определенные правовые проблемы и риски для юридических и физических лиц, которые используют биткойны, а также для безопасности государства в целом.
Сама идея создания децентрализованной системы платежей, в которой переводы могут осуществляться совершенно анонимно, была озвучена М. Фридманом еще в 1999 г. Со временем данная идея развивалась, но в наиболее проработанном виде она была воплощена в 2009 г., когда Сатоши Накамото представил миру биткойн как одноранговую платежную систему5.
В российском законодательстве должно быть выработано понятие «криптовалюта»6. Отсутствие правового регулирования отношений по использованию криптовалюты как средства платежа значительно затрудняет процесс цифровизации экономики в целом. В настоящее время в Государственной Думе создана межведомственная группа по оценкам рисков оборота криптовалюты, в данную группу были включены депутаты профильных комитетов Государственной Думы, МИД России, Минэкономразвития, МВД, Банка России, Минфина, ФСБ, Росфинмониторинга. Основные задачи названной экспертной группы — определить возможные пределы свободы участников рынка и выбрать более обоснованную стратегию законодательной деятельности7.
Правовое регулирование криптовалюты в Российской Федерации сейчас находится на стадии формирования, что, безусловно, вызывает споры не только среди экспертов в этой области в различных государственных комитетах и общественных советах, но также и среди самих органов государственной власти. Так, Банк России отмечает, что по виртуальным валютам отсутствуют обеспечение и юридически обязанные по ним субъекты, операции по ним характеризуются анонимностью, неограниченным кругом субъектов по их использованию, несут высокий риск потери стоимости8. Росфинмониторнг обращает внимание на то,
Satoshi Nakamoto. Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System // URL: https://bitcoin.org/ bitcoin.pdf.
Поручение Президента РФ от 10 октября 2017 г № Пр-2132.
Сайт Ассоциации российских банков. URL : https://arb.ru/b2b/interview/kriptovalyuta_v_ ^
rossii_zakonodatelnye_perspektivy_tsifrovogo_tovara-10124713 (дата обращения: 28 но- Ч
ября 2017 г.). Ы
Информация Банка России от 27 января 2014 г. «Об использовании при совершении й
сделок "виртуальных валют", в частности, Биткойн» // Вестник Банка России. 2014. № 11. ПОИСК
>
6
8
в Я УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кугафина (МГЮА)
что вследствие полной децентрализации процесса выпуска и обращения крип-товалют возможность его регулирования, в том числе со стороны государства, отсутствует, а фактическое нахождение криптовалют вне правового поля не предоставляет возможность реализации правовых механизмов обеспечения исполнения обязательств сторонами сделки9.
Кроме того, преждевременным является допуск криптовалют, а также любых финансовых инструментов, номинированных или связанных с криптовалютами, к обращению и использованию на организованных торгах и в расчетно-клирин-говой инфраструктуре на территории Российской Федерации для обслуживания сделок с криптовалютами и производными финансовыми инструментами на них10. Вместе с тем согласно позиции ФНС России запрета на проведение российскими гражданами и организациями операций с использованием криптовалюты законодательство РФ не содержит11.
В свою очередь, Министерство финансов РФ констатировало, что правовое определение криптовалют, а также их сущность в законодательстве РФ не определены, федеральными органами исполнительной власти и Банком России осуществляется мониторинг обращения денежных суррогатов (в том числе криптовалют), только после анализа которого и может быть рассмотрен вопрос возможного регулирования выпуска и оборота криптовалют12. В январе 2018 г. Министерство финансов РФ подготовило законопроект о регулировании рынка криптовалюты.
Приведенные позиции государственных органов обусловлены различными факторами, и в частности тем, что введение криптовалюты как средства платежа может подорвать, по мнению многих экспертов, денежный оборот в стране и проявиться в исчезновении монополии Центрального банка РФ.
На наш взгляд, определение адекватных подходов правового регулирования криптовалюты как средства платежа невозможно без изучения технологии блок-чейн, лежащей в основе производства криптовалют.
Суть технологии блокчейн состоит в сохранении данных через растущее количество единичных «блоков», которые связаны друг с другом и защищены криптографией. Как правило, такие «цепочки блоков» управляются одноранговой сетью с использованием специального протокола для проверки новых блоков. Благодаря хранению данных в международной сети эта новая технология работает независимо от правительств или центральных банков, поскольку не находится в области чьей бы то ни было юрисдикции и регулирования. При этом возникает вопрос о том, какой суд обладает юрисдикцией в контексте споров о блокчейнах, которые основаны на международной и анонимной структуре и также предлагают высокий уровень анонимности для своих участников.
9 Информация Банка России от 27 января 2014 г. «Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн».
10 Информация Банка России от 4 сентября 2017 г. «Об использовании частных "виртуальных валют" (криптовалют)» // Вестник Банка России. 2017. № 80.
11 Письмо ФНС России от 3 октября 2016 г. № 0А-18-17/1027 «О контроле за обращением криптовалют (виртуальных валют)».
12 Письмо Министерства финансов России от 2 октября 2017 г № 03-11-11/63996 «О регулировании выпуска и оборота криптовалют» // URL : https://www.minfin.ru/ru/.
•МШН1Ж БелыхВ. е., ¡Егорова М. А. ^1*3
УНИВЕРСИТЕТА Криптовалюта как средство платежа:
УНИВЕРСИТЕТА Криптовалюта как средство платежа: имени o.e. кугафина(мгюА) новые подходы и правовое регулирование
Известно, что технология блокчейн стала наиболее распространенной благодаря прежде всего биткойну — криптовалюте, используемой в качестве платежного средства. Однако эта технология может использоваться и во многих других сферах как способ хранения децентрализованных данных и информации. Так, например, в российском банковском секторе к технологии блокчейн проявляют интерес такие компании, как ВТБ и Сбербанк. О разработках и планах использования технологии блокчейн заявили платежные системы «Visa», «Mastercard», «Unionpay» и «Swift». Лондонское подразделение «Дойче Банка» Innovation Lab разрабатывает систему инвестиций на основе блокчейн-технологии, ускоряющую, упрощающую и удешевляющую процесс инвестирования за счет исключения или сокращения роли посредников, адвокатов (поверенных), аудиторов и клиринговых агентов. В июле 2017 г. S7 Airlines и «Альфа-банк» запустили в эксплуатацию блок-чейн-платформу автоматизации торговых операций с агентами на базе Ethereum.
Всемирная продовольственная программа использует технологию блокчейн для обеспечения беженцев продовольствием через существующие на местах торговые точки и сети вместо непосредственной раздачи продовольствия или выдачи беженцам наличных денег для покупки продуктов. Идея принадлежит Хуману Хададу (Houman Haddad). Для идентификации получателей продовольствия используется биометрия (сканирование радужной оболочки глаза). Экономия в 2018 г. за счет применения этой технологии только в Иордании составила 150 000 долл. в месяц. Иран разработал национальную криптовалюту. По словам СЕО корпорации «Informatic Services» (ISC) Сейеда Аботалеба Наджафи, национальная криптовалюта проходит проверку в ЦБ страны. Новый актив не имеет фиксированного названия, будет обеспечен позднее реальным результатом.
В этой связи, на наш взгляд, в России представляется необходимым на законодательном уровне определить правовые режимы криптовалюты с учетом сферы применения технологии блокчейн, сегментов цифрового рынка и интересов субъектов предпринимательской деятельности и государства. Однако указанная задача осложнена тем, что в современной юридической литературе нет единой дефиниции для термина «цифровой рынок»13. Одним из основных направлений совершенствования правового регулирования в сфере цифровой экономики является государственное регулирование криптовалютной деятельности14. Технология блокчейн стала наиболее распространенной благодаря биткойну, который является сейчас основной криптовалютой. Однако эта технология может использоваться и во многих других сферах как способ хранения децентрализованных данных и информации. Одной из основных сфер применения технологии блокчейн являются криптовалюта и платежное средство. Одно из важнейших направлений развития криптовалюты в современных условиях — потенциальная возможность ее использования не только в качестве средства платежа и обмена, но и как закрепленное в блокчейне право (обязанность), например в качестве «акции» или «векселя».
I
У
13 KadarM. European Union competition law in the digital era // Zeitschrift für Wettbewerbsrecht. 4 4/2015. P. 342. Ы
14 Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении про- й граммы "Цифровая экономика Российской Федерации"». ПОИСК
>
в Я УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
В России представляется необходимым на законодательном уровне установление видов использования криптовалюты, которая может оказывать существенное влияние на цифровой рынок. Государственное регулирование криптовалютной деятельности в настоящее время связано с подготовкой значительного числа проектов новых законов, которые делают особый акцент на возможность установления законодательного определения криптовалюты и ее правового статуса. Так, например, Министерством финансов РФ был подготовлен законопроект «О цифровых финансовых активах»15. Данный законопроект, как и законопроекты «О цифровых правах»16 и «О системе распределенного национального майнинга»17, был разработан с целью закрепления в отечественном законодательстве базовых положений, выступающих основой для дальнейшего урегулирования рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений, обеспечения условий для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию). Эти новые объекты активно создаются и используются участниками информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе российскими и зарубежными физическими и юридическими лицами, однако на территориях многих стран, и в том числе в Российской Федерации, отсутствует какое-либо правовое регулирование новых экономических правоотношений.
В указанном законопроекте «О цифровых финансовых активах» криптовалюта определяется как вид цифрового финансового актива, создаваемый и учитываемый в распределенном реестре цифровых транзакций участниками этого реестра в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций. В свою очередь, цифровой финансовый актив — имущество в электронной форме, созданное с использованием шифровальных (криптографических) средств. Права собственности на данное имущество удостоверяются путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций.
Из системного толкования законопроекта становится очевидным, что цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа. В то же время цифровые активы могут подлежать взаимообмену, а также могут быть обменены на другое имущество, рубли или иностранную валюту. Деятельность по созданию криптовалют и (или) валидации с целью получения вознаграждения в виде криптовалюты — майнинг — в соответствии с законопроектом признается предпринимательской деятельностью.
Еще одним пробелом, который должен быть устранен, является отсутствие в современной юридической литературе единой дефиниции для термина «цифровой рынок»18. Еще одной проблемой, требующей пристального внимания, является появление так называемых «цифровых картелей». Так, в современных условиях развития цифровых отношений возрастает количество хозяйствующих субъектов, активно вовлеченных в рынок цифровых технологий, с этим непо-
15 URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/419059-7.
16 URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/424632-7.
17 URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/373645-7.
18 KadarM. Ор. а! Р. 342.
•МШН1Ж Белых В. С., ¡Егорова М. А.
УНИВЕРСИТЕТА Криптовалюта как средство платежа:
УНИВЕРСИТЕТА Криптовалюта как средство платежа: имени o.e. кугафина(мгюА) новые подходы и правовое регулирование
средственно связано и увеличение количества нарушении конкурентной среды и возникновения недобросовестной конкуренции, такие нарушения проявляются в виде так называемых «цифровых картелей».
В 2018 г. ФАС России разработала проект пятого антимонопольного пакета изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»19, в котором основное внимание законодателем уделено именно совершенствованию законодательной базы в сфере правового регулирования отношений в сфере цифровых технологий. С возникновением правоотношений между хозяйствующими субъектами внутри цифровых экосистем неизбежно связано появление определенных антимонопольных рисков. Одними из основных антимонопольных рисков на цифровых рынках являются: риск роста недобросовестной конкуренции и фактической монополизации на товарных и смежных с ними рынках; риски, связанные с запретом антимонопольного регулирования в сфере интеллектуальной собственности; риск появления замкнутой цифровой платформы, которая доминирует на рынке и может вытеснять с него альтернативные цифровые решения сторонних компаний, тем самым ограничивая конкуренцию; также в условиях цифровой экономики возрастает опасность совершения сговоров на транснациональных рынках.
В период с 6 по 8 июня 2018 г. в Санкт-Петербург прошел XXVII Международный финансовый конгресс. По итогам Центральный банк РФ совместно с ФАС России подготовил доклад о конкуренции на финансовых рынках. Согласно докладу регуляторы пришли к выводу, что в условиях цифровой экономики конкуренция на финансовых рынках будет развиваться только при следующих обстоятельствах. Необходимо создать, внедрить и развивать такие элементы цифровой финансовой инфраструктуры, как:
— платформа удаленной идентификации;
— платформа «Маркетплейс»;
— система быстрых платежей;
— регистратор финансовых трансакций;
— Open API.
ФАС России в настоящее время ведет активный мониторинг на рынках для своевременного последующего реагирования на действия хозяйствующих субъектов, которые с помощью криптовалюты могут ограничить конкуренцию на каком-либо рынке, однако ФАС России не считает на данный момент целесообразным разрабатывать законодательные нормы, направленные на создание законодательства о правовом регулировании криптовалют. Представляются необходимыми введение системы запретов прав на использование криптовалюты как платежного средства, а также использование его в качестве предмета договора, установление таких запретов связано, в частности, с проблемами антимонопольного регулирования технологии блокчейн, которая выражается: в анонимности пользователей, невозможности контроля совершаемых сделок, невозможности определения доли каждого собственника, а также наличия затруднений в доказывании фактов сговора (картеля). Нарушение антимонопольного законодательства может повлечь
риски уголовного наказания, и все заинтересованные стороны в блокчейн-кон- Ч
сорциумах должны учитывать потенциальные антимонопольные риски. I
[Г
- Й
URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=79428. ПОИСК
>
19
'И 1
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
Подводя итог, следует отметить, что правовое регулирование криптовалюты как средства платежа (в частности биткойна, правовая природа которого также вызывает ряд вопросов в научных кругах) требует комплексного подхода и невозможно без учета особенностей технологии блокчейн. Определяя особенности правового регулирования, необходимо также учесть, что одним из важнейших направлений развития криптовалюты в современных условиях является потенциальная возможность ее использования не только в качестве средства платежа и обмена, но и как закрепленное в блокчейне право (обязанность), например в качестве «акции» или «векселя».
Самые различные отрасли права (налоговое, финансовое и др.) в настоящее время испытывают сложности, связанные с недостатком теоретических трудов в области новых финансовых платформ и финансовых инструментов. Таким образом, разработка надлежащего правового режима оборота криптовалюты осложнена отсутствием теоретической базы, позволяющей понять структуру работы данных инструментов, степень их защищенности и надежности. Не до конца ясны правила, по которым происходят транзакции в блокчейне. Однако данные инструменты представляют интерес для отечественной правовой науки, поскольку результаты практического внедрения данных конструкций могут оказаться весьма полезными, например для работы государственных органов. Одновременно технология блокчейн может оказаться полезной в сфере банковского сектора с целью осуществления расчетов, а также может быть использована в самых различных сферах государственного управления (здравоохранение, природопользование и др.).
Вместе с тем следует принять во внимание, что блокчейны с совместным использованием распределенных реестров несколькими конкурентами могут представлять значительный риск в рамках антимонопольного законодательства и конкурентного права. Чтобы в полной мере использовать потенциал будущих блокчейн-приложений, необходимо организовать интенсивное взаимодействие и сотрудничество на единой платформе между всеми участниками, которые иногда могут быть и конкурентами. Хотя сотрудничество в целях достижения более эффективного результата, как правило, не подлежит санкциям антимонопольного законодательства, все же стоит иметь в виду такие потенциальные сложности. Наконец, из-за автоматического и необратимого совершения транзакций в блокчейне представляется необходимым введение технических мер предосторожности при исполнении любых возможных судебных решений. Все эти вопросы в будущем потребуют сильной саморегуляции участников цифрового рынка, а также сплоченной работы государственных органов и институтов.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Вайпан В. А. Правовое регулирование цифровой экономики: история, теория, практика // Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики : монография / колл. авт. ; Московское отделение Ассоциации юристов России, МГУ имени М. В. Ломоносова, Ассоциация Российских дипломатов ; отв. ред. В. А. Вайпан, М. А. Егорова. — М. : Юстицинформ, 2019. — 372 с.