Научная статья на тему 'ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО ФИНАНСОВОГО РЫНКА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА'

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО ФИНАНСОВОГО РЫНКА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
475
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ / ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ / ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ФИНАНСОВОЕ ПРАВО / СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА / ПОДОТРАСЛЬ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / СТРАХОВАНИЕ / ЦЕННЫЕ БУМАГИ / ПЛАТЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ситник А. А.

Настоящая статья посвящена изучению вопроса о месте норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе функционирования финансового рынка, в системе финансового права. Автор обосновывает выделение подотрасли «финансово-правовое регулирование финансового рынка (публичное право финансового рынка)», определяет ее предмет, метод и систему. Делается вывод о том, что выделение названной подотрасли позволяет выстроить логически завершенную систему Особенной части финансового права, состоящую из четырех подотраслей: бюджетного права, налогового права, финансово-правового регулирования финансового рынка (публичного права финансового рынка) и права денежного обращения. Каждая из указанных подотраслей регулирует значительные по объему и в достаточной степени специфические по содержанию группы финансовых отношений, стремящиеся к обособлению, но находящиеся в системной взаимосвязи друг с другом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC LAW OF THE FINANCIAL MARKET IN THE SYSTEM OF FINANCIAL LAW

This article is devoted to the study of the question of the place of the norms governing social relations that develop in the process of the functioning of the financial market in the system of financial law. The author substantiates the allocation of the sub-sector Financial and legal regulation of the financial market (Public law of the financial market), defines its subject, method and system. It is concluded that the allocation of the named sub-sector allows building a logically complete system of the Special Part of Financial Law, consisting of four sub-sectors: budget law, tax law, financial and legal regulation of the financial market (public law of the financial market) and the law of monetary circulation. Each of the indicated sub-sectors regulates groups of financial relations that are significant in volume and sufficiently specific in content, striving for isolation, but being in a systemic relationship with each other.

Текст научной работы на тему «ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО ФИНАНСОВОГО РЫНКА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА»

в

ЕСТНИК Ситник А А.

УНИВЕРСИТЕТА Публичное право финансового рынка имени o.e. кутафина(мгюА) в системе финансового права

Публичное право финансового рынка в системе финансового права

Аннотация. Настоящая статья посвящена изучению вопроса о месте норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе функционирования финансового рынка, в системе финансового права. Автор обосновывает выделение подотрасли «финансово-правовое регулирование финансового рынка (публичное право финансового рынка)», определяет ее предмет, метод и систему. Делается вывод о том, что выделение названной подотрасли позволяет выстроить логически завершенную систему Особенной части финансового права, состоящую из четырех подотраслей: бюджетного права, налогового права, финансово-правового регулирования финансового рынка (публичного права финансового рынка) и права денежного обращения. Каждая из указанных подотраслей регулирует значительные по объему и в достаточной степени специфические по содержанию группы финансовых отношений, стремящиеся к обособлению, но находящиеся в системной взаимосвязи друг с другом. Ключевые слова: финансовый рынок, финансовые рынки, финансовые услуги, финансовые организации, финансовое право, система финансового права, подотрасль, банковская система, страхование, ценные бумаги, платежные системы.

DOI: 10.17803/2311-5998.2022.96.8.103-115

Александр

Александрович

СИТНИК,

доктор юридических наук, доцент,

профессор кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

ALEXANDER A. SITNIK, Dr. Sci. (Law), Associate Professor, Professor of Department in Financial Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [email protected] 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 Public Law of the Financial Market in the System of Financial Law Abstract. This article is devoted to the study of the question of the place of the norms governing social relations that develop in the process of the functioning of the financial market in the system of financial law. The author substantiates the allocation of the sub-sector Financial and legal regulation of the financial market (Public law of the financial market), defines its subject, method and system. It is concluded that the allocation of the named sub-sector allows building a logically complete system of the Special Part of Financial Law, consisting of four sub-sectors: budget law, tax law, financial and legal regulation of the financial market (public law of the financial market) and the law of monetary circulation. Each of the indicated sub-sectors

© А. А. Ситник, 2022

8/2022

104 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

regulates groups of financial relations that are significant in volume and sufficiently specific in content, striving for isolation, but being in a systemic relationship with each other. Keywords: financial market, financial markets, financial services, financial organizations, financial law, financial law system, sub-sector, banking system, insurance, securities, payment systems.

В самом общем виде финансовый рынок представляет собой совокупность общественных отношений, складывающихся между государством, финансовыми организациями и потребителями финансовых услуг, в процессе оборота финансовых ресурсов, оказания финансовых услуг, регулирования и надзора за деятельностью финансовых (кредитных и некредитных) организаций и лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке, со стороны Банка России, а также защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг Финансовый рынок — неотъемлемая часть финансовой системы. Следует отметить, что в российской финансово-правовой науке преобладает институциональный подход к определению финансовой системы, согласно которому последняя представляет собой совокупность звеньев (институтов), материальным выражением которых выступают фонды денежных средств1.

Кроме того, отмечается, что в западной литературе под финансовой системой понимается «совокупность финансовых рынков и финансовых инструментов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками»2. Данное определение, несмотря на всю его очевидную узость, демонстрирует включенность финансовых рынков в структуру финансовой системы, что, как правило, не отмечается в отечественной науке финансового права. Так, с одной стороны, фонды денежных средств, аккумулируемые финансовыми организациями, выступают неотъемлемым элементом финансовой системы страны (институциональный аспект), а с другой — финансовые рынки создают каналы, по которым происходит перемещение финансовых средств между звеньями финансовой системы (функциональный аспект). Это же обусловливает включенность части общественных отношений, складывающихся на финансовом рынке, в предмет финансового права.

Финансовый рынок — многоаспектное понятие. С одной стороны, финансовый рынок представляет собой единое образование, с другой — является совокупностью нескольких секторов (рынков), на которых оказываются отличные друг от друга финансовые услуги3. Традиционно отмечается, что финансовый рынок

1 Финансовое право : учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Норма, 2009. С. 27.

2 См.: Финансы, денежное обращение и кредит : учебник для вузов / М. В. Романовский [и др.] ; под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Н. Г. Ивановой. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2020. С. 156.

3 Чистюхин В. В. Правовое регулирование финансового контроля за деятельностью некредитных финансовых организаций в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2022. С. 19.

В

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

8/2022

в

ЕСТНИК Ситник А А.

УНИВЕРСИТЕТА Публичное право финансового рынка I^J^J

имени o.e. кугафина(мгюд) в системе финансового права

включает в себя рынок банковских услуг, рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов, страховой рынок, рынок коллективных инвестиций, рынок микрофинансирования, рынок цифровых финансовых активов, рынки депозитарных и регистраторских услуг, лизинговый рынок, а также ряд иных рынков4.

Долгое время каждый сектор финансового рынка регулировался отдельным законом, а надзор за профессиональными участниками, оказывающими соответствующие услуги, осуществлялся несколькими органами. В то же время мировой финансовый кризис 2008 г показал неэффективность такого подхода — вследствие усложнения схем ведения бизнеса, взаимопроникновения секторов финансового рынка, появления новых видов финансовых услуг, финансовых инструментов и финансовых продуктов отраслевая модель регулирования и надзора5 потеряла эффективность. Преобладающий в настоящее время консолидированный подход предполагает рассмотрение финансового рынка как единого целого, состоящего из нескольких взаимосвязанных, но специфических секторов. Следствием этого стали:

— унификация требований к профессиональным участникам финансового рынка;

— кросс-секторальное регулирование;

— разграничение надзора на финансовом рынке на макро- и микропруденциальный;

— консолидация регуляторных и надзорных функций (на базе одного или нескольких органов);

— введение пропорционального (селективного) регулирования и надзора на финансовом рынке;

— выделение поведенческого надзора как одного из направлений деятельности регуляторов финансового рынка.

Несмотря на сказанное, анализ современной учебной и монографической литературы позволяет заключить, что в рамках системы финансового права до сих пор превалирует устаревший секторальный подход, при котором нормы, ре- Ы^В

гулирующие разрозненные сектора финансового рынка, признаются самостоя- К^О

тельными, не связанными друг с другом правовыми образованиями (как правило, >Ш§

институтами). К сожалению, приходится признать, что в данном аспекте наука Лпт

финансового права значительно отстает от правоприменительной практики. Н тт

В связи с этим представляется необходимым более детально осветить вопрос о месте норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся на т ^

финансовом рынке, в системе финансового права.

Как известно, система финансового права представляет собой научно обос- 1

нованную группировку норм внутри рассматриваемой отрасли права. Теория т у1

права традиционно подчеркивает важное значение систематизации для науч- т

ных исследований. Система права складывается на протяжении всей истории а^а

его существования и зависит от экономических, политических, культурных и иных Ю т Н

особенностей того или иного общества, специфики государственного устройства, -¡Бо

уровня общественного правосознания, а также ряда других факторов. Ы;>п

о Ео

4 Чистюхин В. В. Указ. соч. С. 29.

5 Развитие надзора за деятельностью финансово-кредитных институтов в России : учеб- и ник / под ред. С. Е. Дубовой. М. : КноРус, 2021. С. 101. ШЕНИЙ

>

8/2022

106

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

"Т^ЕСТНИК

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Следует понимать, что нормы права, регулирующие те или иные общественные отношения, содержатся в разрозненных нормативных правовых актах. Исследование системы права делает возможным рассмотреть право в качестве целостного явления, выявить саму логику правового воздействия на общественные отношения, выделить пробелы и недостатки механизма правового регулирования, определить тенденции его развития.

Таким образом, систематизация права позволяет «навести порядок» в правовом поле и в восприятии разрозненных норм права для целей научного исследования, нормотворческой (в том числе для систематизации в рамках нормативных правовых актов, в частности в процессе кодификации) и правоприменительной деятельности.

С.С. Алексеев справедливо подчеркивал, что систематизация представляет собой объективную закономерность права, а «пренебрежение этой закономерностью, недоучет ее объективных требований и принципов порождают трудности на практике, приводят к снижению эффективности правового регулирования»6. Сказанное как нельзя более точно относится к рассматриваемому нами вопросу.

Очевидно, что взаимосвязь отдельных секторов финансового рынка диктует необходимость рассмотрения норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования банковской системы, рынка ценных бумаг, страхования и иных секторов, в рамках единого правового образования в системе финансового права. Между тем анализ доктриналь-ных источников позволяет сделать вывод о наличии различных точек зрения о месте норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в рамках: 1) рынка банковских услуг. Традиционно нормы, регулирующие банковские отношения, включаются в финансово-правовой институт банковской деятельности7. Также указанное правовое образование зачастую именуют институтом банковского кредитования8. Между тем подобное название излишне сужает сферу правового регулирования, поскольку банковское кредитование — лишь один из видов банковских операций. При этом, например О. Н. Горбунова, включает банковское кредитование одновременно в институт доходов и в институт расходов в государстве9. Относительно этого следует возразить, что банковское кредитование — это деятельность частного субъекта (кредитной организации) и к доходам (расходам) государства она не имеет отношения. Согласимся с авторами, которые подчеркивают комплексный характер правового регулирования банковских отношений. В этих целях в научный оборот был введен термин «банковское право», который на сегодняшний день можно считать устоявшимся. Так, например, Е. Ю. Грачева и Е. Г. Хоменко отмечают, что банковское право является отраслью законодательства, включающей

6 Алексеев С. С. Общая теория права : в 2 т. М. : Юрид. лит., 1982. Т. 2. С. 252—253.

7 Финансовое право : учебник / отв. ред. М.В. Карасева. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юристъ, 2009. С. 62.

8 Финансовое право : учебник / под общ. ред. Э. Д. Соколовой ; отв. ред. А. Ю. Ильин. М. : Проспект, 2019. С. 26.

9 Финансовое право : учебник / отв. ред. О. Н. Горбунова. 3-е. изд., перераб. и доп. М. : Юристъ, 2006. С. 34.

8/2022

в

ЕСТНИК Ситник А. А.

УНИВЕРСИТЕТА Публичное право финансового рынка |U/

имени o.e. кугафина(мгюд) в системе финансового права

комплекс норм публично-правового и частноправового характера, регулирующего отношения, возникающие в процессе банковской деятельности10. Данная позиция разделяется и иными авторами11;

2) рынка ценных бумаг. Совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе функционирования рынка ценных бумаг также обычно рассматриваются в качестве института финансового права12. Равным образом подчеркивается комплексность правовой регламентации соответствующих отношений13. Помимо этого, отмечается, что указанный институт регулирует отношения, возникающие в государственном, муниципальном и корпоративном секторах рынка ценных бумаг14.

К. С. Бельский относит институт обращения ценных бумаг (наравне с институтом правового регулирования денежного обращения) к подотрасли эмиссионного права15. В то же время необходимо отметить различную правовую природу: а) денег и ценных бумаг, б) эмиссионной деятельности по выпуску в обращение денег и эмиссионной деятельности по выпуску ценных бумаг. Кроме того, очевидно, что не все ценные бумаги являются эмиссионными;

3) рынка страхования. Все сказанное может быть экстраполировано и на нормы, регулирующие страховые отношения — их правовое регулирование носит комплексный характер, а публичное страховое право является институтом финансового права16;

4) рынка драгоценных металлов и рынка драгоценных каменей. В науке справедливо подчеркивается, что «общественные отношения в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней являются такой сферой, в которой реализуются как публичные, так и частные интересы»17. Д. В. Кудлаев полагает, что общественные отношения, складывающиеся в процессе обращения

10

Банковское право Российской Федерации : учебное пособие / отв. ред. Е. Ю. Грачева. М. : Норма, 2008. С. 16.

П

^АА

ыХШ

См.: Тарасенко О. А., Хоменко Е. Г. Банковское право. Теория и практика применения

банковского законодательства : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2016. >

- и г

I— гп

368 с. ; Банковское право : учебник и практикум для вузов / под ред. Д. Г. Алексеевой, го р С. В. Пыхтина. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2020. 410 с.

Финансовое право : учебник / отв. ред. Е. Ю. Грачева, О. В. Болтинова. 2-е изд., пере-раб. и доп. М. : Проспект, 2020. С. 36.

Бурова Д. В. Финансово-правовое регулирование деятельности профессиональных

участников рынка ценных бумаг в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. >ЕА

наук. М., 2012. И ^И Эмирсултанова Э. Э. Регулирование и контроль рынка ценных бумаг (финансово-пра-

ШПт

вовой аспект) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 7. ЛГ;>

Финансовое право : учебник для бакалавров / под ред. И. А. Цинделиани. 3-е изд. М. : д ОК

Проспект, 2016. С. 42. Н^о Гузнов А. Г., Рождественская Т. Э., Ситник А. А. Страховой надзор в Российской Федерации : учебное пособие для магистратуры. М., 2018. С. 15—17.

~ . . Огпи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О драгоценных металлах и драгоценных камнях : научно-практическии комментарии к НИд

Федеральному закону от 26 марта 1998 г. № 41 -ФЗ «О драгоценных металлах и драго- О, 1

ценных камнях» / отв. ред. И. И. Кучеров, Н. А. Поветкина. М. : Проспект, 2019. С. 93. ШЕНИЙ

>

11

12

13

14

15

17

8/2022

108

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

"Т^ЕСТНИК

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

драгоценных металлов, регулируются нормами различных отраслей права, а в рамках финансового права соответствующие нормы тяготеют к подотрасли «право денежного обращения» и институту банковской деятельности18. В свою очередь, А. И. Кучеров обосновывает наличие финансово-правового института золотовалютных резервов19;

5) рынка платежных услуг. Высказывается точка зрения о необходимости рассмотрения норм, регулирующих расчеты, в качестве отдельного финансово-правового института20. Однако все более распространенной становится позиция, согласно которой указанные нормы включаются в подотрасль «право денежного обращения»21. Аналогично к указанной подотрасли предлагается относить нормы, регулирующие отношения, связанные с организацией и функционированием национальной платежной системы;

6) валютного рынка. Общепризнано, что валютные отношения регулируются нормами различных отраслей российского права: финансового, конституционного, гражданского, административного, международного и др. В то же время подчеркивается приоритет финансово-правового метода регулирования валютных операций.

Относительно места норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами, в системе финансового права высказываются различные точки зрения — данные нормы рассматриваются в качестве института Особенной части22, института подотрасли «право денежного обращения»23, самостоятельной подотрасли24. Резюмируя все вышеперечисленное, можно сделать ряд выводов. Во-первых, общественные отношения, складывающиеся между субъектами финансового рынка, носят сложный характер — с одной стороны, в их рамках реализуется частный интерес по извлечению прибыли в процессе заключения сделок, предметом которых выступают финансовые услуги, с другой стороны — это также сфера публичных интересов, которые заключаются в обеспечении устойчивого, предсказуемого и бесперебойного функционирования отдельных секторов финансового рынка, защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг. Указанное обусловливает тот факт, что рассматриваемые отношения регулируются различными отраслями российского права, и в первую очередь финансовым и гражданским правом. Таким образом, регулирование общественных отношений на финансовом рынке носит комплексный характер.

18 См.: Кудлаев Д. В. Финансово-правовое регулирование обращения драгоценных металлов в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 44.

19 Кучеров А. И. Финансово-правовое регулирование золотовалютных резервов Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. С. 7.

20 Финансовое право : учебник / отв. ред. Е. Ю. Грачева. М. : Проспект, 2014. С. 35.

21 Арзуманова Л. Л. Право денежного обращения как подотрасль финансового права Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. С. 13.

22 Финансовое право : учебник / отв. ред. О. Н. Горбунова. С. 34.

23 Арзуманова Л. Л. Указ. соч. С. 12—13.

24 Ашмарина Е. М. Структура финансового права РФ на современном этапе // Государство и право. 2004. № 9. С. 86—89.

8/2022

в

ЕСТНИК СитникА.А. л пса

УНИВЕРСИТЕТА Публичное право финансового рынка имени o.e. кугафина(мгюд) в системе финансового права

Во-вторых, несмотря на то, что в рамках структурных элементов системы финансового права нормы стремятся к объединению в силу объективных центростремительных факторов, обусловленных общностью предмета правового регулирования, при определении места и содержания соответствующих правовых образований известное значение имеют субъективные факторы, связанные с установками конкретного исследователя. Как отмечает Т. Н. Радько, «система права характеризуется объективностью ее бытия и структурного строения, в то время как научное отражение системы права в трудах различных ученых (то, что зачастую называлось "классификацией" или "систематикой") — явление субъективное. При этом деление права не носит абсолютного характера и не является единственно верным»25.

В-третьих, можно заметить «внутриотраслевую комплексность» правового регулирования отдельных секторов финансового рынка в рамках финансового права. Так, например, платежные услуги, с одной стороны, образуют самостоятельный сектор финансового рынка, а с другой — объективно связаны с денежным обращением, опосредуя перемещение денежных средств между различными фондами. Нормы, регулирующие национальную платежную систему, обоснованно относить как к подотрасли «право денежного обращения», поскольку они регулируют отношения, связанные с осуществлением безналичных расчетов, так и к формирующейся подотрасли «право финансовых рынков» — в той мере, в которой безналичные переводы являются финансовой услугой. Аналогичным образом, иностранная валюта и внешние ценные бумаги могут выступать предметом валютных операций и тем самым связаны с денежным обращением, а совокупность таких операций образует самостоятельный сектор финансового рынка — валютный рынок.

В то же время считаем, что нормы, регулирующие валютные и платежные отношения, уместнее рассматривать в рамках подотрасли «право денежного обращения», поскольку соответствующие отношения не ограничиваются лишь Ы^Ш

оказанием финансовых услуг — в первую очередь они связаны с обращением денежных средств (в национальной и иностранной валюте) в наличной, безна- >Ш§

личной и цифровой формах. Очевидно, что валютные отношения могут возникать ЦГт

и без участия финансовых организаций (например, при перемещении наличной валюты через границу, при расчетах наличными между физическими лицами ЫЕУ

и т.д.). В свою очередь, хотя платежные услуги и оказываются при посредни- т АИ

честве кредитных организаций, национальная платежная система выходит за рамки финансового рынка. Подтверждение данному выводу можно найти в ст. 3 Закона о Банке России, которая выделяет обеспечение стабильности и развитие т уН

национальной платежной системы в качестве отдельной цели деятельности Цен- т НЕ

трального банка России. а^а

Учитывая сказанное, а также исходя из важности и значения финансового Ю т Н

рынка для финансовой системы Российской Федерации на современном этапе -¡Бо

исторического развития, считаем возможным заключить, что на сегодняшний Ы;>С

день нормы, регулирующие отношения на финансовом рынке, «переросли» роль

НИо

25 Система права: история, современность, перспективы : монография / под ред. Т. Н. Радь- 0, и

ко. М., 2018. С. 115. ШЕНИЙ

>

8/2022

110

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

"Т^ЕСТНИК

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

отраслевого института и их можно рассматривать как самостоятельную подотрасль финансового права.

В. С. Нерсесянц определял подотрасль как крупную составную часть отрасли права, которая объединяет группу однородных правовых институтов26. С. С. Алексеев рассматривал подотрасль как обширную общность отраслевых институтов, в которых обособляется «своя» общая часть27. К. С. Бельский к основаниям выделения подотрасли относит предмет и метод правового регулирования, систему права и наличие обособленной нормативной базы28. Помимо этого, А. В. Минбалеев отмечает, что «для подотрасли должна быть свойственна высокая степень специализации и дифференциации входящих в ее состав институтов»29.

Полагаем, что приведенные выше разрозненные институты особенной части финансового права могут быть объединены в единую подотрасль на основе единства предмета правового регулирования — указанные правовые образования регулируют общественные отношения, складывающиеся в процессе функционирования финансового рынка.

Предлагаемая в рамках настоящей статьи концепция новой подотрасли финансового права включает в себя следующие элементы:

1) название. Представляется, что подотрасль наиболее верно именовать «финансово-правовое регулирование финансового рынка». При этом тавтология — повторение однокоренного слова в названии соответствующей подотрасли является в полной мере обоснованным, поскольку в первом случае слово «финансовый» указывает на публично-правовые инструменты регулирования предмета данной подотрасли, а во втором — используется в рамках устоявшейся научной категории «финансовый рынок», на котором в первую очередь обращаются частные финансы. Также допустимо использовать название «публичное право финансового рынка». В свою очередь, совокупность финансово-правовых и гражданско-правовых норм, регулирующих финансовый рынок, образуют отрасль законодательства, которую можно условно именовать «право финансового рынка»;

2) предмет. В качестве предмета правового регулирования названной подотрасли выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования финансового рынка. При этом, по нашему мнению, финансовое право регулирует отношения, связанные:

— с осуществлением Банком России функций мегарегулятора на финансовом рынке определением особенностей его правового статуса;

26 Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства : учебник для вузов. М. : Норма ; Инфра-М, 2021. С. 432.

Также ученый отмечал, что при наличии ряда условий подотрасли имеют склонность обособляться в качестве самостоятельных отраслей права.

27 Алексеев С. С. Собрание сочинений : в 10 т. М. : Статут, 2010. Т. 3 : Проблемы теории права : курс лекций. С. 139.

28 Бельский К. С. Полицейское право : лекционный курс / под ред. А.В. Куракина. М. : Дело и сервис, 2004. С. 47.

29 Минбалеев А. В. Подотрасль права как элемент системы права (на примере права массовых коммуникаций) // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2013. № 4. С. 29.

8/2022

в

ЕСТНИК Ситник А. А. ллл

УНИВЕРСИТЕТА Публичное право финансового рынка имени o.e. кугафина(мгюд) в системе финансового права

— регистрацией, обеспечением финансовой устойчивости и платежеспособности кредитных и некредитных финансовых организаций, лицензированием их деятельности;

— осуществлением контроля и надзора на финансовом рынке;

— применением мер принуждения и убеждения в отношении финансовых организаций;

— организацией внутреннего контроля и внутреннего аудита финансовыми организациями;

— противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в процессе проведения операций финансовыми организациями;

— ведением бухгалтерского учета и предоставлением отчетности финансовыми организациями;

— защитой прав и законных интересов потребителей финансовых услуг;

3) метод. Вследствие отраслевой принадлежности подотрасли «финансово-правовое регулирование финансового рынка» присущ метод финансового права, который характеризуется преимущественной императивностью, дополняемой элементами диспозитивности. Использование метода власти и подчинения предопределяется неравенством участников правоотношений на финансовых рынках, а также тем фактом, что обязательным участником данных правоотношений выступает государство в лице уполномоченных им органов и их должностных лиц, наделенных властными полномочиями в отношении субъектов финансового рынка;

4) система. Подотрасль «финансово-правовое регулирование финансового рынка» — это не просто совокупность разрозненных институтов, которые ранее рассматривались в качестве не связанных между собой правовых образований. Выделение новой подотрасли предполагает качественно иной

подход к систематизации норм, составляющих ее: единство предмета право- Ы^Ш

вого регулирования делает возможным выделить Общую часть, включающую положения, характерные для всех институтов Особенной части. Таким обра- >Ш§

зом, подотрасль «финансово-правовое регулирование финансового рынка» ЦГт

состоит: Н 0 Г

а) из Общей части, в которую входят нормы, определяющие основные понятия, ЫЕУ систему финансового рынка, правовой статус участников финансового рынка, т АИ виды и методы финансового контроля на финансовом рынке, меры принуж- <°о дения, применяемые к финансовым организациям; 1 Нш

б) Особенной части, включающей институты финансово-правового регулиро- туН вания банковской деятельности, рынка ценных бумаг, страхового дела, кол- т НЕ лективных инвестиций, оборота драгоценных металлов и драгоценных кам- а^а ней, цифровых финансовых активов, финансовых технологий и финансового Ю т Н инжиниринга, услуг, связанных с финансовым (бухгалтерским) учетом и от- -¡Бо четностью, негосударственным контролем финансовой отчетности. В целом Ы;>С состав Особенной части финансового права предопределяется структурой финансового рынка — каждый институт регулирует отдельный сектор;

5) источники. Одним из условий выделения подотрасли является сформировавшаяся нормативно-правовая база, которая составляет значительный

ШЕНИИ

>

8/2022

112

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

"Т^ЕСТНИК

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

удельный вес в системе источников той или иной отрасли права. Заметим, что оценка значимости в данном случае носит в определенной степени субъективный характер и включает в себя как качественную, так и количественную оценку нормативной базы. Так, например, в отличие от таких кодифицированных финансово-правовых подотраслей, как налоговое и бюджетное право, у «финансово-правового регулирования финансового рынка» отсутствует единый основополагающий федеральный закон. Между тем это не делает рассматриваемую подотрасль менее значимой в сравнении с налоговым и бюджетным правом. Характеризуя в целом систему источников подотрасли, можно выделить у финансово-правового регулирования финансового рынка следующую иерархию:

а) Конституция Российской Федерации. Несмотря на то, что в Основном законе России слово «рынок» употребляется лишь один раз30, Конституция РФ закрепляет основополагающие принципы правового регулирования организации и функционирования финансового рынка. В частности, в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение услуг (в том числе финансовых) и финансовых средств (ч. 1 ст. 8), запрет на установление препятствий для перемещения такого рода услуг и средств (ч. 1 ст. 74), признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8) и т.д. Кроме того, п. «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации относит установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование к ведению Российской Федерации;

б) международные нормативные правовые акты (договоры и соглашения). Сюда, например, можно отнести Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.201431, закладывающий правовые основы гармонизации механизмов правового регулирования финансового рынка Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Кыргызской Республики. Важное значение для правового регулирования российского финансового рынка имеют документ Базельского комитета по банковскому надзору «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора» и документ Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов «Принципы для инфраструктур финансового рынка». При этом следует согласиться с авторами, указывающими на то, что содержащиеся в указанных документах принципы не являются собственно принципами права в строгом смысле — это, скорее, организационно-правовые принципы32;

в) федеральные законы. В данную группу источников можно включить Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»33, Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О бан-

30 Конституция Российской Федерации. Пункт «ж» ст. 71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31 Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www. eurasiancommission.org/, 05.06.2014.

32 Рождественская Т. Э., Гузнов А. Г. Публичное банковское право : учебник для магистров. М. : Проспект, 2016. С. 34—35.

33 СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

8/2022

в

ЕСТНИК Ситник а. а.

УНИВЕРСИТЕТА Публичное право финансового рынка имени o.e. кугафина(мгюд) в системе финансового права

ках и банковской деятельности»34, Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»35, Федеральные законы от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»36, от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»37, от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»38, от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»39, от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»40, от 21.11.2011 № Э25-ФЗ «Об организованных торгах»41, от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка»42, от 20.07.2020 № 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы»43, а также ряд иных федеральных законов; г) подзаконные нормативные правовые акты. Среди актов данной группы в первую очередь следует отметить нормативные правовые акты Банка России (положения, указания и инструкции), которые он принимает как орган регулирования финансовых рынков. Анализ информации, содержащейся в справочно-правовых системах, позволяет заключить, что Банком России было принято: в сфере правового регулирования банковской деятельности — более 1 500 нормативных правовых актов, в области рынка ценных бумаг — более 350, страхования — более 150, оборота драгоценных металлов и драгоценных камней — более 30, валютного регулирования и валютного контроля — более 100 нормативных правовых актов44.

Полагаем, что приведенные сведения дают основание констатировать, что на сегодняшний в Российской Федерации сформирована разветвленная нормативная правовая база, позволяющая говорить о финансово-правовом регулировании финансового рынка как о подотрасли финансового права.

Выделение названной подотрасли позволяет выстроить логически завершенную систему Особенной части финансового права, состоящую из четы- □ ^ рех подотраслей: бюджетного права, налогового права, финансово-правового ррА регулирования финансового рынка (публичного права финансового рынка) и права денежного обращения. Ш

Каждая из указанных подотраслей регулирует значительные по объему и в достаточной степени специфические по содержанию группы финансовых отно- р

шений, стремящиеся к обособлению, но находящиеся в системной взаимосвязи НоГ

друг с другом. ЫЛЛ

34

41 СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6726.

42

X

СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492. <Е О

35 Российская газета. 1993. № 6. >ЕА

36 СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918. И ЖИ

37 СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2071. Ш^

38 СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3627. ¡>П>

39 СЗ РФ. 2010. № 27. Ст. 3435. Ю т Н

□ ПК

40 СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 904. Ч^О

£ >П

СЗ РФ. 2015. № 29 (ч. I). Ст. 4349. 0^0

43 СЗ РФ. 2020. № 30. Ст. 4737. НИ0

44 При подсчете учитывались в том числе указания, вносящие изменения в иные подзакон- 0, и ные нормативные правовые акты Банка России. ШЕНИЙ

>

8/2022

114

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

"Т^ЕСТНИК

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Алексеев С. С. Общая теория права : в 2 т. — М. : Юрид. лит, 1982. — Т. 2. — 360 с.

2. Алексеев С. С. Собрание сочинений : в 10 т. — М. : Статут 2010. — Т. 3 : Проблемы теории права : курс лекций. — 781 с.

3. Арзуманова Л. Л. Право денежного обращения как подотрасль финансового права Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2014. — 521 с.

4. Ашмарина Е. М. Структура финансового права РФ на современном этапе // Государство и право. — 2004. — № 9. — С. 89—96.

5. Банковское право : учебник и практикум для вузов / под ред. Д. Г. Алексеевой, С. В. Пыхтина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2020. — 410 с.

6. Банковское право Российской Федерации : учебное пособие / отв. ред. Е. Ю. Грачева. — М. : Норма, 2008. — 384 с.

7. Бельский К. С. Полицейское право: лекционный курс / под ред. А. В. Куракина. — М. : Дело и сервис, 2004. — 816 с.

8. Бурова Д. В. Финансово-правовое регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг в Российской Федерации : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2012. — 22 с.

9. Гузнов А. Г., Рождественская Т. Э., Ситник А. А. Страховой надзор в Российской Федерации : учебное пособие для магистратуры. — М. : Норма, 2018. — 160 с.

10. Кудлаев Д. В. Финансово-правовое регулирование обращения драгоценных металлов в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2015. — 216 с.

11. Кучеров А. И. Финансово-правовое регулирование золотовалютных резервов Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2018. — 17 с.

12. Минбалеев А. В. Подотрасль права как элемент системы права (на примере права массовых коммуникаций) // Вестник ЮУрГУ. — Серия «Право». — 2013. — № 4. — С. 28—32.

13. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства : учебник для вузов. — М. : Норма ; Инфра-М, 2021. — 560 с.

14. О драгоценных металлах и драгоценных камнях : научно-практический комментарий к Федеральному закону от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» / отв. ред. И. И. Кучеров, Н. А. Поветкина. — М. : Проспект, 2019. — 288 с.

15. Развитие надзора за деятельностью финансово-кредитных институтов в России : учебник / под ред. С. Е. Дубовой. — М. : КноРус, 2021. — 612 с.

16. Рождественская Т. Э., Гузнов А. Г. Публичное банковское право : учебник для магистров. — М. : Проспект, 2016. — 448 с.

17. Система права: история, современность, перспективы : монография / под ред. Т. Н. Радько. — М. : Проспект, 2018. — 256 с.

18. Тарасенко О. А., Хоменко Е. Г. Банковское право. Теория и практика применения банковского законодательства : учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2016. — 368 с.

8/2022

цветник

Ситник А. А.

Публичное право финансового рынка в системе финансового права

115

19. Финансовое право : учебник для бакалавров / под ред. И. А. Цинделиани. — 3-е изд. — М. : Проспект, 2016. — 532 с.

20. Финансовое право : учебник / отв. ред. О. Н. Горбунова. — 3-е., перераб. и доп. — М. : Юристъ, 2006. — 587 с.

21. Финансовое право : учебник / отв. ред. Е. Ю. Грачева. — М. : Проспект, 2014. — 648 с.

22. Финансовое право : учебник / отв. ред. Е. Ю. Грачева, О. В. Болтинова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2020. — 587с.

23. Финансовое право : учебник / отв. ред. М. В. Карасева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Юристъ, 2009. — 604 с.

24. Финансовое право : учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2009. — 768 с.

25. Финансовое право : учебник / под общ. ред. Э. Д. Соколовой ; отв. ред. А. Ю. Ильин. — М. : Проспект, 2019. — 480 с.

26. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник для вузов / М. В. Романовский [и др.] ; под ред.М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Н. Г. Ивановой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2020. — 523 с.

27. Чистюхин В. В. Правовое регулирование финансового контроля за деятельностью некредитных финансовых организаций в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2022. — 251 с.

28. Эмирсултанова Э. Э. Регулирование и контроль рынка ценных бумаг (финансово-правовой аспект) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2008. — 24 с.

ТП

ШЕНИЙ

>

8/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.