Научная статья на тему 'Нормы, регулирующие обращение драгоценных металлов, в системе финансового права'

Нормы, регулирующие обращение драгоценных металлов, в системе финансового права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1247
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ / СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА / ПРАВО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ / PRECIOUS METALS / SYSTEM OF FINANCIAL LAW / LAW OF MONEY CIRCULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудлаев Даниил Владимирович

Статья посвящена решению вопроса о месте норм, регулирующих обращение драгоценных металлов, в системе финансового права. В работе рассматривается связь указанных норм с бюджетным правом, налоговым правом, правом денежного обращения, институтом банковской деятельности и другими институтами отрасли финансового права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RULES GOVERNING THE APPEAL OF PRECIOUS METALS, IN THE SYSTEM OF FINANCIAL LAW

The article is devoted to solving the issue of the place of the rules governing the treatment of precious metals in the system of financial law. This paper considers the relationship of these rules of law with the budget law, tax law, law of money circulation, the institute of banking and other institutions of financial law.

Текст научной работы на тему «Нормы, регулирующие обращение драгоценных металлов, в системе финансового права»

I I

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

Даниил Владимирович КУДЛАЕВ,

кандидат юридических наук. E-mail: daniil.kudlaev@ mail.ru

125993, Россия, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9

НОРМЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОБРАЩЕНИЕ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Статья посвящена решению вопроса о месте норм, регулирующих обращение драгоценных металлов, в системе финансового права. В работе рассматривается связь указанных норм с бюджетным правом, налоговым правом, правом денежного обращения, институтом банковской деятельности и другими институтами отрасли финансового права. Ключевые слова: драгоценные металлы, система финансового права, право денежного обращения.

KUDLAEV D. V.,

Candidate of Legal Sciences. E-mail: daniil.kudlaev@mail.ru

125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str, 9

THE RULES GOVERNING THE APPEAL OF PRECIOUS METALS,

IN THE SYSTEM OF FINANCIAL LAW

The article is devoted to solving the issue of the place of the rules governing the treatment of precious metals in the system of financial law. This paper considers the relationship of these rules of law with the budget law, tax law, law of money circulation, the institute of banking and other institutions of financial law.

Keywords: precious metals, the system of financial law, law of money circulation.

В настоящее время золото более не играет той основополагающей роли в денежном обращении, которую оно играло еще сто лет назад. Между тем золотовалютные резервы являются одним из основополагающих инструментов проведения государственной денежно-кредитной политики. Не следует забывать и о том, что золото и иные драгоценные металлы до сих пор выполняют функцию валютных металлов, т.е. они используются для производства монет, находящихся в обращении.

Следует заметить, что до 2003 года драгоценные камни и драгоценные металлы, в частности золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий, на основании п. в ч. 3 ст. 1 Закон РФ от 09.10.1992 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»1 признавались валютными ценностями и,

© Д. В. Кудлаев, 2016 1 РГ. 1992. № 240. Утратил юридическую силу.

в

УНИВЕРСИТЕТА НорМЫ' МЕгфлИ

имени о.е. кугвфина(мпоа) в СИСТЕМЕ финансового права

УНИВЕРСИТЕТА Нормы, рЕгулирующиЕ обращЕнИЕ драгоцЕнных МЕталлов,

следовательно, на них распространялись действовавшие на тот момент валютные ограничения. Между тем в соответствии с ч. 3 ст. 3 данного Закона порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом в Российской Федерации устанавливался Правительством Российской Федерации. Таким образом, данная норма носила отсылочный характер.

С принятием Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»2 драгоценные металлы были исключены из перечня валютных ценностей. В целом такой шаг в полной мере соответствовал проводившейся политике либерализации валютного законодательства и, несомненно, имел положительный эффект для сферы обращения драгоценных металлов. В то же время следует заметить, что в настоящее время появляются предложения по «наделению драгоценных металлов и драгоценных камней специальным финансово-правовым режимом валютных ценностей3. Как отмечает С. В. Янкевич, «являясь высоколиквидными ресурсами, обеспечивая задачи резервирования в частных и публичных капиталах, тем не менее драгоценные металлы и драгоценные камни в соответствии с действующим законодательством РФ фактически отнесены к обычным товарам. Особая природа данных инвестиционных ресурсов, преобладание их публично-правового значения над частноправовым предполагают существенные ограничения, связанные с обращением драгоценных металлов и драгоценных камней»4. В полной мере соглашаясь с позицией автора относительно преобладания «публично правового значения» драгоценных металлов5, тем не менее позволим себе не согласиться с тем, что драгоценные металлы должны быть включены в состав валютных ценностей.

Действительно, драгоценные металлы являются высоколиквидными активами, однако их исключение из числа валютных ценностей лишь увеличило ликвидность данных объектов. Такой же позиции придерживаются и другие ученые, в частности А.А. Ситник, отмечающий, что «в настоящее время по отношению к указанным объектам (драгоценным металлам и драгоценным камням. — Д. К.) не применяются валютные ограничения, что, несомненно, позволило повысить их ликвидность»6.

Здесь же заметим, что вопрос о порядке совершения операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями был предметом рассмотрения Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торго-

--т

СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859. Н

Янкевич С. В. Правовое регулирование обращения драгоценных металлов и драгоценных т]

камней в Российской Федерации (финансово-правовые аспекты) : дис. ... канд. юрид. наук. ^

М., 2015. С. 4. ^

Янкевич С. В. Там же. С. 9. ^

Еще раз отметим, что драгоценные камни не являются предметом рассмотрения настоя- £

щей работы. П

Ситник А. А. Валютное регулирование в Российской Федерации: история современности и А дальнейшие направления совершенствования валютного законодательства // Финансовое право и управление. 2013. № 1. С. 84.

П

А к

Н к

НАУти Ъ

2

3

4

5

6

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

вой организации. Анализ Доклада данной группы7 позволяет заключить исключение драгоценных металлов и драгоценных камней из числа валютных ценностей в целом соответствовал государственной политике по либерализации законодательства, что являлось основным условие вступления нашей страны в ВТО. Данный вывод, в частности, подтверждается анализом п. 655 Доклада, из анализа которого можно сделать вывод, что в целях упрощения режима совершения операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями был предпринят целый комплекс мер, не связанный исключительно с валютным законодательством. Так, в частности, на проводившихся переговорах до сведения членов рабочей группы было доведено, что «в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ драгоценные камни и металлы не являются валютными ценностями. Более того, согласно Федеральному закону от 11 ноября 2003 года № 153-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Закона Российской Федерации "О государственной тайне"» и Указу Президента Российской Федерации от 3 марта 2005 года № 243 «О внесении изменений в Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года № 1203», сведения о добыче, транспортировке, потреблении драгоценных камней и металлов исключены из Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне. Внесенные изменения упростили процедуру осуществления операций с драгоценными камнями и металлами и сделали данные операции более транспарентными (курсив наш. — К.Д.)». Тогда же были внесены изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»8 в части отмены требования об обязательном лицензировании деятельности по торговле драгоценными металлами, драгоценными камнями и ювелирными изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни.

Таким образом, либерализацию правового режима обращения драгоценных металлов (и драгоценных камней) следует рассматривать как комплекс мер. Исключение указанных объектов из числа валютных ценностей — это лишь один из шагов, предпринятых Российской Федерацией в рамках проводившейся политики, которая в конечном итоге позволила нашей стране вступить во Всемирную Торговую Организацию.

Между тем отказ от распространения на драгоценные металлы режима валютных ценностей имел одно несомненно негативное последствие для науки финансового права, связанное с тем, что драгоценные металлы фактически выпали из предмета ее рассмотрения. В то же время драгцоенные металлы продолжают оставаться объектом финансово-правового регулирования.

Обращение драгоценных металлов, в частности, регулируется нормами бюджетного и налогового права. Так, например, ст. 94 БК РФ9, помимо всего прочего, относит к источникам внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета также поступления от реализации государственных запасов

7 Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации // СПС «КонсультантПлюс».

8 СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3430. Утратил юридическую силу.

9 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

в

ЕСТНИК куяп— а- в. б

шивсвлитстл Нормы, регулирующие обращение драгоценных металлов, УНИВЕРСИТыА ,

имени о.е. кутафина(мпоа) в системе финансового права

драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение. На основании ст. 93. 1 БК РФ средства, получаемые от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.

Существуют определенные особенности и при налогообложении операций с драгоценными металлами. В настоящее время не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость (далее — НДС) следующие виды операций:

— операции по реализации монет из драгоценных металлов, являющихся законным средством наличного платежа Российской Федерации или иностранного государства (группы государств)10;

— осуществление банками банковских операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации11. Как было отмечено в Письме МНС РФ от 13.05.2004 № 03-1-08/1191/15@12, от налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации освобождается открытие и ведение обезличенных металлических счетов (за исключением металлических счетов ответственного хранения драгоценных металлов), включая зачисление драгоценных металлов на счет, возврат со счета, перевод драгоценных металлов с других обезличенных счетов, зачисление на металлические счета при физической поставке драгоценных металлов, а также зачисление на металлические счета драгоценных металлов, проданных клиенту, а также размещение драгоценных металлов от своего имени и за свой счет на депозитные счета, открытые в других банках. Согласимся также с Л.И. Гончаренко, которая указывает на то, что «в современных условиях предоставление банковскими учреждениями займов, в том числе в форме драгметаллов и драгкамней, НДС не облагается»13;

— реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа;

— реализация драгоценных металлов и драгоценных камней налогоплательщиками (за исключением указанных в пп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ) Го -сударственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам; Ш

А

--Ч

10 Пп. 11 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 ~о

№ 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340 (далее — НК РФ). д

11 Пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ. 5

Письмо МНС РФ от 13.05.2004 № 03-1-08/1191/15@ «Свод писем по применению действу-

сультантПлюс».

ющего законодательства по НДС за II полугодие 2003 года — I квартал 2004 года» // Документ опубликован не был. п

Гончаренко Л. И. Операции банков с драгоценными металлами: проблемы налогообложе- А

ния и освобождения от НДС // Налоговая политика и практика. 2008. № 9. См.: СПС «Кон- —

П

* к Н к

НАУКИ Ъ

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

— реализация драгоценных камней в сырье (за исключением необработанных алмазов) для обработки предприятиям независимо от форм собственности для последующей продажи на экспорт;

— реализация драгоценных камней в сырье и ограненных специализированным внешнеэкономическим организациям Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам;

— реализация драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, из фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации специализированным внешнеэкономическим организациям, Центральному банку Российской Федерации и банкам, а также реализация драгоценных металлов в слитках Центральным банком Российской Федерации и банками Центральному банку Российской Федерации и банкам, в том числе по договорам поручения, комиссии либо агентским договорам с Центральным банком Российской Федерации и банками, независимо от помещения этих слитков в хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилища банков, а также иным лицам при условии, что эти слитки остаются в одном из хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилищах банков)14.

На основании пп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ реализация драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам облагается НДС по ставке 0%.

Для подтверждения права на применение ставки 0 % по п. 8 ст. 165 НК РФ налогоплательщику необходимо предоставить:

1) контракт (копию контракта) на реализацию драгоценных металлов или драгоценных камней;

2) документы (их копии), подтверждающие передачу драгоценных металлов или драгоценных камней Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам.

В случае, когда налогоплательщики, осуществляющие добычу драгоценных металлов или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и реализующие данные драгоценные металлы Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам через комис-

Пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ.

14

Кудлвев Д. В.

^ ^ УНИВЕРСИТЕТА Нормы, регулирующие обращение драгоценных металлов, |о/

/-имвнио.Е.кутафина(мпол) в системе финансового права

сионера по договору комиссии для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются дополнительно следующие документы:

— договор комиссии налогоплательщика с комиссионером;

— контракт (копия контракта) лица, осуществляющего реализацию драгоценных металлов по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии), Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам;

— документы (копии документов), подтверждающие передачу комиссионером драгоценных металлов Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам15.

Также по ставке 0% облагаются операции по экспорту драгоценных металлов.

Отдельные вопросы, связанные с обращением драгоценных металлов, регулируются институтами государственного и муниципального кредита и финансово-правового регулирования рынка ценных бумаг.

Одним из основных методов мобилизации денежных средств в государственные фонды является метод добровольных взносов16, привлекаемых в том числе посредством выпуска государственных ценных бумаг. Обязательства по государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации, являются разновидностью ее долговых обязательств, и номинальная сумма долга по таким ценным бумагам входит в объем государственного внутреннего или внешнего долга Российской Федерации.

В российской истории был опыт выпуска государственных ценных бумаг, выраженных в золоте, — золотые сертификаты, являвшиеся именными ценными бумагами. Как было указано в Постановлении Правительства РФ от 25.09.1993 № 980 «О продаже золота путем выпуска золотых сертификатов 1993 года»17, их выпуск осуществлялся в целях более эффективного использования золотовалютных резервов Российской Федерации. Объем продажи таких сертификатов определялся в объеме, соответствовавшем стоимости 100 тонн золота. Обращались золотые сертификаты на рынке в течение года, с сентября 1993 года по сентябрь 1994 года18. В настоящее время они являются полностью Ш

погашенными. А

Номинал сертификата составлял 10 кг золота пробы 0, 9999. Доходность по □

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сертификатам гарантировалась Министерством финансов Российской Федера-

--^

Письмо МНС России от 24.03.2003 № 03-2-06/4/941/27-К685 // Документ опубликован не И

был. См.: СПС «КонсультантПлюс». ^

Финансовое право : учебник / под ред. Е. Ю. Грачевой. М. : Проспект, 2011. С. 7. П

СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4971. □

18 Эмиссия осуществляется с 27 сентября 1993 года.

П

* к Н к

НАУКИ

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

ции на уровне трехмесячной ставки ЛИБОР по долларам США, публикуемой в газете «Файненшл Таймс», плюс 3 процента.

Цена первичного размещения золотых сертификатов устанавливалась Минфином России исходя из золотого эквивалента сертификата на основе второго фиксинга цены золота 0,9999 пробы на Лондонском рынке. В дальнейшем указанная цена пересчитывалась в рубли по официальному курсу, устанавливаемому Банком России. К указанной цене добавлялась квартальная премия19.

Как отмечают Т. А. Батяева и И. И. Столяров, «несмотря на отсутствие ограничений на перепродажу, вторичный рынок ЗС (золотых сертификатов. -К. Д.) не сформировался, во всяком случае, информация о нем отсутствовала. Таким образом, вместо свободной рыночной цены на ЗС имела место единственная исходная цена продажи, назначаемая Министерством финансов РФ, или цена первичного размещения»20.

В 1998 году Правительством РФ были утверждены новые Генеральные условиях эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом. Согласно Генеральным условиям выпуск золотых сертификатов осуществляется отдельными выпусками. Эмитентом выступает Минфин России. Он же определяет основные параметры выпуска (в том числе дату выпуска, номинальную стоимость, объем выпуска, количество сертификатов, дату погашения). Золотые сертификаты выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Номинальная стоимость одного золотого сертификата равняется действующей цене покупки Центральным банком Российской Федерации 1 килограмма химически чистого золота на дату выпуска золотого сертификата. Владельцами золотых сертификатов в соответствии с законодательством Российской Федерации могут быть юридические и физические лица. Использование и обращение слитков золота, полученных при погашении золотых сертификатов, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, как мы видим, государство не отказалось от выпуска ценных бумаг, имеющих золотое выражение, и, надо отметить, выпуск золотых сертификатов имеет хорошие перспективы, что обусловлено продолжающимся ростом цен на золото на международном рынке. Между тем общая неразвитость рынка ценных бумаг Российской Федерации значительным образом затрудняет использование государственных золотых сертификатов как одного из инструментов аккумулирования денежных средств.

19 Подробнее см.: Постановление Правительства РФ от 25.09.1993 № 980 «О продаже золота путем выпуска золотых сертификатов 1993 года» // СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4971; «Порядок выдачи золотых слитков владельцам Золотых сертификатов выпуска 1993 года при их погашении», утв. Минфином РФ 15.09.1994 № 05-02-01, Роскомдрагметом 12.09.1994 // Финансовая газета. 1994. № 39; Письмо Минфина РФ от 18.11.1993 № 134 «Положение о порядке продажи, учета, совершения сделок погашения именных Золотых сертификатов Министерства финансов Российской Федерации выпуска 1993 года» // Экономика и жизнь. 1993. № 50; Письмо Банка России от 13.04.1994 № 88 «О порядке осуществления на территории Российской Федерации операций с золотыми сертификатами Министерства финансов Российской Федерации выпуска 1993 года» // Вестник Банка России. 1994. № 6.

20 Батяева Т. А., Столяров И. И. Рынок ценных бумаг : учеб. пособие. М. : ИНФРА—М, 2006. С. 50.

в

'М^ЖШлТ Кудлаев Д. В.

УНИВЕРСИТЕТА Нормы, регулирующие обращение драгоценных металлов,

именио.Е.кутафина(мпоА) в системе финансового права

Возвращаясь к вопросу о месте норм, регулирующих обращение драгоценных металлов в системе отрасли финансового права, отметим, что, на наш взгляд, указанные нормы в большей степени тяготеют к таким внутренним структурным образованиям финансового права, как подотрасль права денежного обращения и институту банковской деятельности. Именно их нормами в основном и регулируются общественные отношения, складывающиеся в процессе обращения драгоценных металлов на территории Российской Федерации.

Так, долгое время драгоценные металлы служили основой организации денежной системы государства. Несмотря на то, что в настоящее время произошел отказ от привязки курса национальной валюты к золоту и переход к системе плавающих валютных курсов, тем не менее роль золота в организации денежного обращения еще чрезвычайно высока. На основании п. 7 ст. 1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон о Банке России) одной из функций Центрального банка Российской Федерации является осуществление эффективного управления золотовалютными резервами Банка России. Такое управление происходит в целях проведения денежно-кредитной политики государства. Увеличивая или, наоборот, снижая размер золотовалютных резервов, Банк России способен влиять на курс национальной валюты на международном валютном рынке. Кроме того, доверие к той или иной валюте не в последнюю очередь обуславливается величиной золотовалютных резервов.

Не следует забывать и о том, что до сих пор в обращении находятся деньги (монеты), изготовленные из драгоценных металлов. Оборот таких денег обладает определенной спецификой.

В настоящее время в науке финансового права существует дискуссия относительно места норм, регулирующих денежное обращение, в системе отрасли. Основываясь на сопоставлении всех существующих по данному вопросу точек зрения, мы считаем необходимым согласиться с позицией Н. М. Артемова, Л. Л. Арзумановой и А. А. Ситника, которые в коллективной монографии «Денежное право (финансово-правовое регулирование обращения национальной и иностранной валюты на территории Российской Федерации)» последовательно обосновывают возможность выделения такой подотрасли Особенной части финансового права, как право денежного обращения, образующейся посредством объединения институтов денежного обращения и валютного регулирования21.

Как отмечает А.А. Ситник, право денежного обращения образуют нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в ходе финансовой Ш

деятельности государства и муниципальных образований, направленной на пла- А

номерную организацию процесса движения денежных средств в наличной и без- □

наличной форме, выраженных в национальной или иностранной валюте22. 3

- ^

21 См.: Артемов Н. М., Арзуманова Л. Л., Ситник А. А. Денежное право (финансово-право- 5 вое регулирование обращения национальной и иностранной валюты на территории Рос- £ сийской Федерации) : коллективная монография. М. : Элит, 2011. С. 79—110. п

22 См.: Ситник А. А. Финансово-правовое регулирование денежного обращения в Россий- □ ской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид наук. М., 2010. С. 9 ; Ситник А. А. Право — денежного обращения как подотрасль финансового права // Право и жизнь. 2013. № 5.

П

* к Н к

НАУКИ

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Система права денежного обращения, согласно позиции данных авторов, состоит из:

1) Общей части, включающей в себя основные понятия; принципы построения денежной системы; правовые формы и методы регулирования отношений, связанных с обращением национальной и иностранной валюты; правила определения валютных курсов; нормы, закрепляющие правовой статус субъектов права денежного обращения; виды и формы финансового контроля за оборотом денежных средств; ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о порядке обращения денежных средств;

2) Особенной части, состоящей из:

а) института денежного обращения в собственном смысле этого слова,

включающего подинституты наличного и безналичного денежного об-

ращения;

б) института валютного регулирования23.

Мы, в свою очередь, считаем возможным выделение в рамках подотрасли права денежного обращения института «Методы регулирования денежной политики» или «Управление денежным обращением», куда входили бы нормы, включающие методы проведения денежно-кредитной политики Банка России, правовой статус золотовалютных резервов Российской Федерации, а также валютные ограничения в широком смысле этого слова24.

Кроме того, как уже было отмечено выше, нормы, регулирующие порядок обращения драгоценных металлов, входят в финансово-правовой институт банковской деятельности. Следует отметить, что с исключением драгоценных металлов из числа валютных ценностей вопросы правового регулирования их обращения стали рассматриваться исключительно в учебниках по банковскому праву. Нам известен лишь один учебник по финансовому праву, в котором изучаются проблемы правового регулирования обращения драгоценных ме-таллов25.

Из всего вышеперечисленного мы можем сделать вывод, что в рамках финансового права общественные отношения, складывающиеся в процессе обращения драгоценных металлов, регулируются целым комплексом норм, входящих в различные подотрасли и институты рассматриваемой отрасли права. Указанные общественные отношения регулируются нормами финансово-правовых подотраслей права денежного обращения, бюджетного и налогового права, а также финансово-правовых институтов банковской деятельности, государственного кредита и правового регулирования рынка ценных бумаг.

Там же. С. 92—93.

О валютных ограничениях в широком смысле этого слова см. подробнее: Ситник А. А. Валютные ограничения как категория финансового права // Материалы международной научно-практической конференции «Государство и право: вызовы XXI века (Кутафин-ские чтения)»: специальный выпуск кафедры финансового права и бухгалтерского учета МГЮА имени О.Е. Кутафина. М. : Элит, 2010. С. 121—126.

Финансовое право : учебник для бакалавров / под ред. Е. Ю. Грачевой. М. : Проспект, 2014. С. 531—536.

23

24

"7^ЕСТНИК Ъдлыевц. в. _

^ ^ УНИВЕРСИТЕТА Нормы, регулирующие обращение драгоценных металлов, 1

/-имвнио.Е.кутафина(мпоА) в системе финансового права

Библиография

1. Артемов, Н. М., Арзуманова, Л. Л., Ситник, А. А. Денежное право (финансово-правовое регулирование обращения национальной и иностранной валюты на территории Российской Федерации) : коллективная монография / Н. М. Артемов, Л. Л. Арзуманова, А. А. Ситник. — М. : Элит, 2011.

2. Батяева, Т. А., Столяров, И. И. Рынок ценных бумаг : учеб. пособие. — М. : ИНФРА-М, 2006.

3. Ситник, А. А. Валютное регулирование в Российской Федерации: история современности и дальнейшие направления совершенствования валютного законодательства / А. А. Ситник // Финансовое право и управление. 2013.

4. Ситник, А. А. Валютные ограничения как категория финансового права / А. А. Ситник // Материалы международной научно-практической конференции «Государство и право: вызовы XXI века (Кутафинские чтения): специальный выпуск кафедры финансового права и бухгалтерского учета МГЮА имени О.Е. Кутафина». — М. : Элит, 2010.

5. Ситник, А. А. Право денежного обращения как подотрасль финансового права / А. А. Ситник // Право и жизнь. — 2013. — № 5.

6. Ситник, А. А. Финансово-правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид наук / А. А. Ситник. — М., 2010.

7. Финансовое право : учебник / под ред. Е. Ю. Грачевой. — М. : Проспект, 2011.

8. Финансовое право : учебник для бакалавров / под ред. Е. Ю. Грачевой. — М. : Проспект, 2014.

9. Янкевич, С. В. Правовое регулирование обращения драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации (финансово-правовые аспекты) : дис. ... канд. юрид. наук / С. В. Янкевич. — М., 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.