Научная статья на тему 'Право денежного обращения в системе финансового права'

Право денежного обращения в системе финансового права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3072
452
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ / ФИНАНСОВОЕ ПРАВО / ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА / ДЕНЬГИ / ВАЛЮТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артемов Николай Михайлович, Ситник Александр Александрович

Исследуется проблема о месте норм, регулирующих порядок денежного обращения, в системе отрасли финансового права, а также анализируется система права денежного обращения. На основе изучения норм, входящих в предмет правового регулирования права денежного обращения, авторы приходят к выводу о необходимости выделения общей и особенной частей права денежного обращения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Право денежного обращения в системе финансового права»

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

ПРАВО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ АРТЁМОВ

Доктор юридических наук, профессор кафедры финансового права Московского государственного юридического университета

им. О. Е. Кутафина

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ СИТНИК

Кандидат юридических наук, преподаватель кафедры финансового права Московского государственного юридического университета

им. О. Е. Кутафина

Исследуется проблема о месте норм, регулирующих порядок денежного обращения, в системе отрасли финансового права, а также анализируется система права денежного обращения. На основе изучения норм, входящих в предмет правового регулирования права денежного обращения, авторы приходят к выводу о необходимости выделения общей и особенной частей права денежного обращения.

This article explores the problem of the place of norms regulating money circulation in the system of the industry of financial law. The authors analyze the legal system of monetary circulation. The authors come to a conclusion about the allocation of general and special parts of right of money circulation.

Ключевые слова: денежное обращение, финансовое право, денежная система, деньги, валюта

Key words: circulation of money, financial law, monetary system, money, currency

Нельзя не отметить, что до определенного момента представители отечественной науки финансового права пренебрегали изучением вопросов, связанных с денежным обращением. Во многом это было обусловлено тем, что деньги воспринимались учеными-правоведами в качестве категории, заимствованной у экономической науки. Они представлялись чем-то само собой разумеющимся, уже изученным и познанным, данным в готовом виде.

Особое значение в недооценке роли денег в функционировании хозяйственного механизма имела и идеология Советского государства. Так, по мнению И. В. Сталина, деньги представляли собой «тот инструмент буржуазной экономики, который взяла в свои руки Советская власть и приспособила к интересам со-циализма»1. Вооружившись таким подходом, наука финансового права низвергла институт денежного обращения на последние страницы учебников по финансовому праву, оправ-

дывая тем самым идеологические постулаты вождей Советского государства. К сожалению, необходимо признать, что и на современном этапе развития науки финансового права сохраняется недооценка денег и денежного обращения.

Ярким подтверждением данного вывода служит тот факт, что, по сведениям, приводимым Е. Ю. Грачевой и Д. М. Щекиным, на территории Российской Федерации и стран СНГ в период с 1992 г. по январь 2008 г. было защищено семь диссертационных исследований, посвященных финансово-правовому регулированию денежной системы2, из них лишь три - российскими учеными по финансово-правовой специализации. Стоит отметить, что среди этих работ нет ни одной докторской диссертации. Кроме того, за тот же период было защищено девять диссертационных работ, затрагивающих финансово-правовую проблематику расчетных отношений3. Всего четыре из них на территории Российской Федера-

О

CQ <

О.

О

CQ

О и

< а.

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

ции - по финансово-правовой специализации, и ни одной докторской. Несколько лучше обстоит дело с разработкой финансово-правовой проблематики валютного регулирования и валютного контроля. В этой сфере было защищено, как минимум, пятнадцать диссертационных исследований, из которых тринадцать - по финансово-правовой спе-циализации4, в том числе одна докторская5. Такого количества явно недостаточно. Для сравнения: в сфере налогового права за тот же период было защищено более двухсот сорока диссертаций, из которых четырнадцать - докторские.

Не определено до настоящего времени и место, которое занимают нормы, регулирующие денежное обращение, в системе финансового права.

В науке финансового права нормы, регулирующие денежное обращение и валютные отношения, традиционно рассматриваются в качестве двух самостоятельных институ-

«этот институт имеет выход на все денежные отношения, в то время как финансовые отношения являются лишь частью их»10. В этот же институт им включается институт валютного регулирования.

Аналогичной позиции придерживается Д. А. Лисицын, указывающий на то, что «включение в состав финансового права таких институтов, как, например, „Правовое регулирование организации страхового дела", „Правовые основы банковского кредитования", „Правовые основы денежного обращения и расчетов", является неправомерным, поскольку данные институты в настоящее время выражают частные финансы либо вообще выражают денежные отношения, не являющиеся финансовыми»11.

Иначе подходит к решению данной проблемы К. С. Бельский, считающий, что финансово-правовые нормы, регулирующие денежное обращение, образуют правовой институт эмиссионного права. Эмиссионное право, по

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ НАУКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА СОХРАНЯЕТСЯ НЕДООЦЕНКА ДЕНЕГ И ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

тов, входящих в ее особенную часть. Подобной позиции, например, придерживается О. Н. Горбунова, выделяющая институт «денег и денежного обращение», а также институт «валютного регулирования»6. М. В. Карасева также говорит о двух самостоятельных институтах: финансово-правовом институте «денежного обращения и расчетов» и финансово-правовом институте «валютного контроля»7. Между тем подобная точка зрения не является единственной.

Так, Е. М. Ашмарина в статье «Структура финансового права РФ на современном этапе» называет право денежного обращения и валютное право в качестве подотраслей финансового права8. Развивая данные положения, автор приходит к выводу, что «необходимо выделить денежное обращение в институт Общей части финансового права»9. Это же, по ее мнению, относится и к валютному регулированию.

В то же время А. И. Худяков считает, что институт «денежное обращение и расчеты» не относится к предмету финансового права, а признается гражданско-правовым, поскольку регулирует денежную ветвь товарно-денежных отношений. По мнению этого автора, финансово-правовым выступает институт «правовые основы денежной системы», который входит в состав общей части, так как

его мнению, представляет собой «совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области эмиссионной деятельности Центрального банка РФ и кредитных учреждений (банков), направленной на организацию в стране наличного и безналичного денежного обращения»12. Этот автор полагает, что «эмиссионное право образует правовой институт, который входит в состав финансового права... через банковское (публичное) право»13. С. В. Запольский, рассматривая систему финансового права, отмечает стремительное формирование эмиссионного права в качестве отдельной подотрасли, в которую также включается валютный контроль14.

Д. В. Винницкий утверждает, что эмиссионное право (правовые основы денежного обращения) наравне с бюджетным и налоговым правом выступает основным компонентом финансового права15. По мнению данного автора, систему эмиссионного права образуют: 1) институт, закрепляющий основы денежной системы; 2) институт, регулирующий организацию наличного денежного обращения; 3) институт, регулирующий организацию безналичного денежного обращения; 4) институт, закрепляющий основные инструменты и методы денежно-кредитной политики16. Кроме того, Д. В. Винницкий не выделяет валютное право в качестве самостоятельного института

О

со <

О со

О и

< о.

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

финансового права, поскольку, по его словам, «валютные отношения не направлены на формирование, распределение и использование публичных фондов денежных средств»17: отношения, материальным объектом которых является валюта, возникают в рамках налогового, бюджетного и эмиссионного права, а также в рамках иных институтов финансового права.

С точки зрения И. А. Журавлевой и С. А. Кры-сина, в рамках финансового права необходимо выделять подотрасль, объединяющую правовые нормы, регулирующие денежное обращение в Российской Федерации18. Эту мысль довольно последовательно развил в диссертационном исследовании В. П. Василец19, по мнению которого, право денежного обращения, выступая подотраслью финансового права, включает в себя институты наличного денежного обращения, безналичного денежного обращения и валютного обращения20.

страны. Такая защитная функция проявляется в установлении правил, направленных на снижение оттока денег за рубеж, защите национальной валюты путем ограничения сферы обращения иностранной валюты и т. д. Таким образом, валютное регулирование выступает одним из направлений регулирования денежного обращения.

Говоря о близости денежного обращения и валютного регулирования, необходимо подчеркнуть их взаимосвязь с банковской системой в целом, а также роль Центрального банка в регулировании денежных отношений в частности. Так, в соответствии с законодательством Российской Федерации Банк России организует эмиссию наличных денег и налично-денежное обращение, устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, а также является органом валютного регулирования и валютного контро-

ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ ДОЛЖНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ В РАМКАХ ЕДИНОГО ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВНУТРИ ОТРАСЛИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Таким образом, как мы видим, вопрос о месте норм, регулирующих порядок денежного обращения, в системе отрасли финансового права в науке не получил однозначного решения. Проанализировав точки зрения на указанную проблему, мы пришли к ряду выводов.

Во-первых, на наш взгляд, финансово-правовое регулирование обращения национальной и иностранной валюты должно осуществляться в рамках единого правового образования внутри отрасли финансового права.

Так, предметом правового регулирования институтов денежного обращения и валютного регулирования служат общественные отношения, связанные с обращением денег, выступающих в одном случае в форме национальной валюты Российской Федерации, а в другом - в форме иностранной валюты.

Кроме того, зачастую отнесение тех и иных норм к одному из двух институтов оказывается затруднительным. Например, нормы, регулирующие порядок установления валютных курсов, следует признать относящимися к обоим институтам, поскольку курс российского рубля определяется по отношению к курсу иностранной валюты, а следовательно, в данном случае затрагиваются как вопросы обращения национальной валюты, так и вопросы валютного регулирования.

Отметим, что основная цель валютного регулирования - защита денежной системы

ля. Кроме того, Банк России в пределах своей компетенции издает общеобязательные нормативные акты. В настоящее время в РФ правовое регулирование денежного обращения, особенно касающееся вопросов обращения национальной валюты, осуществляется преимущественно на основе подзаконных нормативных актов, издаваемых Банком России.

Между тем для иных подотраслей и институтов финансового права такая роль Центрального банка в правовом регулировании не столь характерна. Это относится, в частности, к бюджетному и налоговому праву. Например, в бюджетном праве роль Банка России фактически ограничена обслуживанием счетов бюджетов, а в налоговом праве статус Центрального банка как субъекта налоговых отношений практически не рассматривается.

Подобная роль Центрального банка сближает институт денежного обращения с финансово-правовым институтом банковской деятельности. В то же время мы не считаем, что «данное образование входит в состав финансового права через банковское (публичное) право»21. Вопрос об определении предмета банковского права представляет собой отдельную проблему, не входящую в предмет настоящего исследования. Между тем в дальнейшей аргументации мы будем исходить из того, что предметом публичного банковского права, т. е. той части, которая входит в состав финансового права, являются общественные

о

со <

О со

О и

< о.

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

отношения, возникающие в процессе государственного регулирования банковской деятельности. Следовательно, предмет банковского права ограничивается лишь вопросами организации денежного обращения в сфере банковской деятельности. Предмет денежного обращения также включает отношения, выходящие за рамки банковской деятельности, например отношения, касающиеся расчетов среди населения без посредничества кредитных организаций. Значит, как банковское право не ограничивается вопросами, связанными с денежным обращением, так и денежное обращение не ограничивается регулированием отношений, связанных с движением денежных средств в процессе осуществления банковской деятельности22.

Во-вторых, мы считаем, что в указанное правовое образование должны входить также нормы, регулирующие расчетные отношения, поскольку именно расчеты опосредуют движение денежных средств. Как отмечает Н. И. Химичева, «в процессе функционирования финансовой системы производятся де-

Как известно, в общую часть включаются нормы, общие для всей отрасли права. Та -кие нормы отражают однородность предмета правового регулирования и имеют системообразующее значение. В науке финансового права к общей части традиционно относят положения, закрепляющие основные понятия и принципы, правовые формы и методы осуществления финансовой деятельности, статус субъектов финансового права, формы, виды и методы финансового контроля, а также некоторые иные положения.

Как отмечается в теории права, общие (общезакрепительные) нормы относятся к специализированным нормам и не являются самостоятельной нормативной основой для возникновения правоотношений25. Между тем финансово-правовые нормы, регулирующие отношения в сфере денежного обращения, могут быть основанием для появления правоотношений. В качестве примера здесь можно упомянуть о расчетных правоотношениях, возникающих по поводу и в связи с осуществлением расчетов.

В УКАЗАННОЕ ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНЫ ВХОДИТЬ ТАКЖЕ НОРМЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ РАСЧЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ПОСКОЛЬКУ ИМЕННО РАСЧЕТЫ ОПОСРЕДУЮТ ДВИЖЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

нежные платежи и расчеты, т. е. используется денежная система. Эти платежи и расчеты производятся как в безналичной форме, так и с использованием наличных денежных знаков»23.

Между тем не все расчетные отношения входят в предмет финансового права, а лишь те, которые строятся на основе метода «власти и подчинения». Расчетные отношения, основанные на равенстве сторон, входят в предмет гражданского права и не включаются нами в состав рассматриваемого правового образования.

В-третьих, финансово-правовые нормы, регулирующие отношения в сфере денежного обращения, причисляют к особенной части финансового права.

Е. Р. Денисов правильно указал, что «функционирование финансовой системы в материальном смысле обеспечивается движением наличных денег и безналичными расчетами»24. Основываясь на этом, автор заключил, что денежное обращение необходимо рассматривать в качестве института общей части финансового права. Принимая вывод о фундаментальном значении денежного обращения для функционирования всей денежной системы, мы не можем согласиться с тем, что денежное обращение следует относить к институтам общей части.

Стоит процитировать Р. О. Халфину, которая подчеркивала, что «построение общей части имело своей целью выявление внутреннего единства... финансового права как отрасли... права и установление его основных принципов. Специальная часть должна устанавливать группы правоотношений и институты. финансового права»26.

Кроме того, необходимо сказать, что в науке финансового права, помимо налогового, бюджетного, страхового и иных видов государственного финансового контроля, традиционно выделяют валютный контроль, контроль за осуществлением расчетов, контроль за ведением кассовых операций и иные виды финансового контроля в сфере денежного обращения, что также не позволяет отнести денежное обращение к особенной части финансового права.

В-четвертых, мы считаем необходимым выделить в системе финансового права самостоятельную подотрасль - право денежного обращения.

Для решения вопроса о выделении того или иного правового образования в качестве подотрасли в теории права применяются те же критерии, что и для выделения отраслей, а именно наличие:

1) предмета правового регулирования;

2) метода правового регулирования;

О

со <

О со

О и

< о.

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

3) системы права;

4) сформировавшейся обособленной нормативной базы27.

Среди названных критериев предмет и метод правового регулирования являются определяющими для выделения подотрасли.

Поскольку право денежного обращения признается нами подотраслью финансового права, то ее предмет должен полностью входить в предмет отрасли и в то же время быть в достаточной мере обособленным от предметов иных подотраслей и институтов финансового права.

Как известно, предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности

метом права денежного обращения являются общественные отношения, возникающие по поводу процесса (порядка) движения денежных средств28. Мы не согласны с подобным определением, поскольку оно представляется нам неоправданно широким: оно, по сути, включает в себя все отношения, связанные с процессом движения денег. Однако финансовое право охватывает лишь часть названных отношений, которые должны отвечать определенным требованиям.

1. Такие отношения должны быть непосредственно связаны с предметом финансового права, т. е. должны складываться в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

СЧИТАЕМ НЕОБХОДИМЫМ ВЫДЕЛИТЬ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ПОДОТРАСЛЬ - ПРАВО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

государства и муниципальных образований. Сама же финансовая деятельность публичного субъекта носит двойственную природу: с одной стороны, это разновидность экономической деятельности, с другой - деятельность управленческая.

Выступая в качестве разновидности экономической деятельности, финансовая деятельность находится под влиянием объективно складывающихся товарно-денежных отношений. Исходя из этого финансовая деятельность государства и муниципальных образований представляет собой плановый процесс образования, распределения (перераспределения) и расходования денежных средств для обеспечения выполнения стоящих перед ними задач и функций.

Кроме того, финансовая деятельность государства и муниципальных образований обладает всеми качествами управленческой деятельности, а именно:

1) носит властный характер, который проявляется в том, что в каждом конкретном случае она представляет собой вертикальную связь двух субъектов, из которых один осуществляет командную, координационную или контрольную работу по отношению к другому;

2) имеет универсальный характер, проявляющийся в том, что финансовая деятельность осуществляется непрерывно и постоянно на всей территории государства;

3) основана на законе, т. е. является пла-ново-урегулированной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо отметить, что в финансово-правовой науке уже предпринимались попытки определить предмет права денежного обращения. Так, В. П. Василец считает, что пред-

2. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований охватывает лишь те отношения, которые связаны с организацией движения денежных средств. Обусловлено это тем, что огромная часть денежного оборота происходит в сфере частных финансов. Государство не может предписывать субъектам гражданского оборота, на что тратить свои деньги, но оно может определить правила осуществления расчетов.

3. Процесс организации денежного обращения представляет собой постоянно осуществляемую, т. е. плановую, деятельность.

4. Сам процесс организации денежного обращения заключается в установлении правил, определяющих порядок движения денежных средств, выраженных в национальной или иностранной валюте и существующих как в наличной, так и в безналичной форме.

5. Одним из участников отношений всегда является государство, выступающее в лице финансовых органов, наделенных властными полномочиями по отношению к другим участникам.

Таким образом, исходя из всего перечисленного можно сказать, что предметом права денежного обращения признаются общественные отношения, складывающиеся в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, направленной на планомерную организацию процесса движения денежных средств в наличной и безналичной форме, выраженных в национальной или иностранной валюте.

Метод права денежного обращения в целом определяется его предметом. Под методом мы понимаем совокупность приемов,

О

со <

О со

О и

< о.

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

средств и способов, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Поскольку право денежного обращения является подотраслью финансового права, его метод не может быть отличным от метода финансового права. Таким образом, можно сказать, что методом права денежного обращения будет метод властных предписаний. В праве денежного обращения властные предписания носят преимущественно организационный характер, в основном исходят от финансовых органов, от которых иные участники отношений не находятся в администра-

виды и формы финансового контроля за оборотом денежных средств;

ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о порядке обращения денежных средств.

Особенная часть права денежного обращения состоит из двух институтов: института денежного обращения в собственном смысле этого слова и института валютного регулирования.

Первый из названных институтов делится на два подинститута: подинститут налично-денежного обращения и подинститут безналичного денежного обращения. Выделение

ПОСКОЛЬКУ ПРАВО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПОДОТРАСЛЬЮ ФИНАНСОВОГО ПРАВА, ЕГО МЕТОД НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОТЛИЧНЫМ ОТ МЕТОДА ФИНАНСОВОГО ПРАВА

тивной зависимости. Кроме того, метод права денежного обращения характеризуется императивностью, определяющей неравенство сторон указанных отношений.

Система права денежного обращения представляет собой научно обоснованную группировку финансово-правовых норм, регулирующих порядок движения денежных средств. Основываясь на анализе норм, входящих в предмет правового регулирования права денежного обращения, мы пришли к выводу о необходимости выделения общей и особенной частей права денежного обращения. Такое деление объясняется наличием объективно существующей группы норм, общей для иных

названных правовых образований в качестве подинститутов, а не институтов29 обусловлено тем, что подотрасль права денежного обращения фактически возникает путем объединения финансово-правовых институтов денежного обращения и валютного регулирования. Поскольку нормы, регулирующие порядок на-лично-денежного и безналичного денежного обращения, входят в состав института «денежное обращение», мы не видим смысла в том, чтобы выделять их в качестве самостоятельных институтов права денежного обращения.

Подинститут налично-денежного обращения включает нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся

ПРАВО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ, НАРАВНЕ С БЮДЖЕТНЫМ И НАЛОГОВЫМ ПРАВОМ, ДОЛЖНО СТАТЬ ОСНОВОЙ ВСЕЙ ОТРАСЛИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

отношений, регулируемых правом денежного обращения.

На наш взгляд, в общую часть права денежного обращения входят нормы, определяющие:

такие основные понятия, как «деньги», «валюта», «денежная система», «денежно-кредитная» и «валютная политика» и др.;

принципы построения денежной системы; правовые формы и методы регулирования отношений, связанных с обращением национальной и иностранной валюты;

правила определения валютных курсов; нормы, закрепляющие правовой статус субъектов права денежного обращения, в частности полномочия Центрального банка РФ по эмиссии денежных средств, правовой статус органов и агентов валютного контроля, а также правовой статус иных субъектов;

в ходе эмиссии наличных денежных знаков (банкнот и монет), их обращения и изъятия из обращения.

Подинститут безналичного денежного обращения образуют финансово-правовые нормы, регулирующие порядок выпуска в обращение безналичных денежных средств, а также правила осуществления безналичных расчетов и их формы.

Институт валютного регулирования содержит нормы, определяющие валютный режим, порядок осуществления валютных операций и валютный контроль.

Кроме того, следует признать, что в настоящее время в Российской Федерации сформировался необходимый массив нормативных актов, позволяющий выделить право денежного обращения в качестве самостоятельной подотрасли финансового права30. Бесспор-

О

со <

О со

О и

< о.

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

но, система источников права денежного обращения еще в значительной степени разрознена и неоднородна, что обусловлено вхождением в нее актов различной юридической силы. В этом отношении право денежного обращения проигрывает таким кодифицированным подотраслям финансового права, как бюджетное и налоговое право. Между тем и в указанных правовых образованиях довольно долгое время существовала подобная проблема. Так, можно лишь отметить, что еще до недавнего времени не существовало единого Налогового кодекса, а правовое регулирование налогов осуществлялось отдельными федеральными законами. На наш взгляд, в связи с этим может быть поставлен вопрос о систематизации нормативных актов, регулирующих общественные отношения, входящие в предмет права денежного обращения. Как бы то ни было, необходимая нормативная база права денежного обращения уже прошла стадию становления, что позволяет говорить о данном правовом образовании как о самостоятельной подотрасли финансового права.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что право денежного обращения, выступая в качестве подотрасли финансового права, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в ходе финансовой деятельности государства, направленной на планомерную организацию процесса движения денежных средств в наличной и безналичной форме, выраженных в национальной или иностранной валюте.

Считаем, что право денежного обращения, наравне с бюджетным и налоговым правом, должно стать основой всей отрасли финансового права, ведь, как справедливо отмечает Е. М. Ашмарина, «именно денежный оборот делает реальными любые экономические отношения, приводит в действие финансовую систему государства (в частности, бюджетную систему) и обеспечивает жизнедеятельность хозяйствующих субъектов и населения»31. Роль права денежного обращения в системе финансового права подобна роли сосудов в организме человека: как сосуды способствуют перемещению крови, так и нормы права денежного обращении создают основу перемещения денежных средств между различными централизованными и децентрализованными фондами.

1 Сталин И. В. Вопросы ленинизма. 11-е изд. М., 1945. С. 462.

2 Грачева Е. Ю., Щекин Д. М. Комментарий к диссертационным исследованиям по финансовому праву. М., 2009. С. 769-781.

3 Там же. С. 872-886.

4 Там же. С. 887-911.

5 Артемов Н. М. Валютное регулирование в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002.

6 Финансовое право: учеб. 3-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. О. Н. Горбунова. М., 2006. С. 34.

7 Финансовое право: учеб. / отв. ред. М. В. Кара-сева. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 62-63.

8 Ашмарина Е. М. Структура финансового права РФ на современном этапе // Государство и право. 2004. № 9. С. 86-89.

9 Финансовое право: учеб. / отв. ред. Е. М. Ашмарина, С. О. Шохин. М., 2009. С. 62.

10 Худяков А. И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. Алматы, 2001. С. 99. См. также: Худяков А. И. Дискуссионные вопросы предмета финансового права // Финансовое право. 2009. № 3. С. 4.

11 Лисицын Д. А. Финансовая деятельность государства: содержание, методы осуществления: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2004. С. 6.

12 Бельский К. С. Эмиссионное право как институт финансового права // Государство и право. 2006. № 5. С. 55.

13 Там же.

14 Запольский С. В. О модернизации доктрины российского финансового права // Финансовое право. 2008. № 4. С. 17; Его же. Дискуссионные вопросы теории финансового права: моногр. М., 2008. С. 85-87.

15 Винницкий Д. В. Основные проблемы теории российского налогового права: дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 336.

16 Там же. С. 337.

17 Там же. С. 367.

18 Подробнее см.: Журавлева И. А., Крысин С. А. Расчетные правоотношения в системе финансового права // Право и жизнь. 2001. № 37. С. 33-48.

19 Василец В. П. Денежное обращение в России как объект правового регулирования: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 99-117.

20 Подобной позиции придерживаются и иные авторы. См., например: Товмасян Р. Э. К вопросу о праве денежного обращения как подотрасли финансового права // Финансовое право. 2009. № 2. С. 14-16.

21 Бельский К. С. Эмиссионное право как институт финансового права. С. 53.

22 Здесь же необходимо отметить, что исторически деньги существовали и выполняли свои функции

О

со <

О со

О и

< о.

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

и до появления банков и образования института центрального банка. Его создание было обусловлено объективной необходимостью наличия независимого от правительства субъекта, проводящего разумную эмиссионную политику и должным образом организующего денежное обращение. Таким образом, регулирование денежного обращения на момент образования института центрального банка уже существовало в качестве самостоятельного направления государственного регулирования общественных отношений. Из этого следует, что деньги и денежное обращение могут существовать без банковской системы, однако банки существовать без денег не могут.

23 Финансовое право: учеб. / отв. ред. Н. И. Хи-мичева. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 35.

24 Финансовое право: учеб. / отв. ред. Е. М. Аш-марина, С. О. Шохин. С. 581.

25 Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 70-71.

26 Халфина Р. О. К вопросу о предмете и системе советского финансового права // Вопросы советского административного и финансового права / отв. ред. В. М. Коток. М., 1952. С. 210.

27 Бельский К. С. Полицейское право: лекционный курс / под ред. А. В. Куракина. М., 2004. С. 47.

28 Василец В. П. Указ. соч. С. 111.

29 Там же. С. 107-108.

30 Подробнее см.: Артемов Н. М., Арзумано-ва Л. Л., Ситник А. А. Денежное право (финансово-правовое регулирование обращения национальной и иностранной валюты на территории Российской Федерации): коллект. моногр. М., 2011. С. 94-99.

31 Артемов Н. М., Ашмарина Е. М. Финансовое право: вопросы и ответы. М., 2006. С. 126.

пмвдЕНиигп« Ассоциация юристов России при поддержке Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС, Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, Губернатора Свердловской области 22-23 мая 2014 г. на базе Уральской государственной юридической академии проводит восьмую сессию Европейско-Азиатского правового конгресса «Взаимодействие национальных правовых систем: современные формы и тенденции»

Место проведения: Екатеринбург, Актовый зал Правительства Свердловской области, пл. Октябрьская, 1.

Европейско-Азиатский правовой конгресс был учрежден в 2007 г. Ассоциацией юристов России в целях формирования особой «дискуссионной площадки» и формы координации юридических разработок, исследований и проектов с активным участием представителей государства, бизнеса в рамках сотрудничества с ШОС, ЕврАзЭС, ЕС, ВТО.

Основными направлениями восьмой сессии конгресса являются:

• политика, право, безопасность: Россия, США, Китай в условиях экономического и военного противостояния;

• эволюция конституционного законодательства государств Европейско-Азиатского региона: содержание и тенденции; конституционно-правовые аспекты присоединения Республики Крым к Российской Федерации;

• правовое обеспечение межгосударственного партнерства и интеграции в сфере экономики, финансов: проблемы деоффшоризации российской экономики; проблемы формирования модельной налоговой конвенции БРИКС;

• международные стандарты предпринимательской деятельности в условиях гармонизации и унификации законодательства стран ЕврАзЭС, ШОС, ЕС; Россия и глобальная энергетическая безопасность; внешнеэкономические санкции ЕС и инвестирование в Республику Крым;

• взаимодействие юрисдикционных систем: современные формы и тенденции;

• развитие и взаимообусловленность национальных систем трудового права и права социального обеспечения в современном мире;

• общее и особенное в развитии частного права в национальных правовых системах;

• транснациональные и национальные концепции и модели уголовно-правового противодействия преступным проявлениям в сфере фармакологии и фармацевтики;

• современные модели организации и функционирования административного судопроизводства на Европейско-Азиатском правовом пространстве;

• взаимодействие правовых систем: современные международно-правовые дискурсы.

Работа конгресса будет проходить в формате пленарного заседания, базовых экспертных групп

и круглых столов. Со всей интересующей вас информацией вы можете ознакомиться на сайте конгресса: www.lawcongress.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исполнительный комитет

Россия, 620137, Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21, оф. 114, тел./факс +7 (343) 375-06-70, e-mail: lawcongress@usla.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.