Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПУБЛИЧНОЙ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРИНЦИП ФИНАНСОВОГО ПРАВА'

СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПУБЛИЧНОЙ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРИНЦИП ФИНАНСОВОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
356
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПУБЛИЧНАЯ ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ФИНАНСОВОЕ ПРАВО / ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА / ПОДОТРАСЛИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА / ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Забралова О. С.

Статья посвящена рассмотрению принципа социальной направленности финансовой деятельности государства и муниципальных образований. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация признается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Исходя из этого, в науке финансового права одним из принципов названной отрасли признается социальная направленность финансово-правового регулирования.Социальная направленность финансовой деятельности находит свое внешнее выражение во многих формах. В частности, она проявляется в задачах финансовой деятельности, которые, помимо всего прочего, связаны с формированием централизованных государственных внебюджетных фондов как основы социального страхования, с аккумулированием денежных средств в бюджетах публично-правовых субъектов в целях решения социальных задач, с выработкой основных направлений государственной финансовой политики в социальной сфере, а также рядом иных задач. Кроме того, сделан вывод о том, что каждый принцип финансовой деятельности государства тем или иным образом связан с социальной сферой. Автор прослеживает проявление принципа социальной направленности в рамках иных принципов финансовой деятельности - плановости, законности, гласности, федерализма, единства цели осуществления и т.д. Автор также приходит к заключению, что на сегодняшний день все подотрасли финансового права (бюджетное право, налоговое право, правовое регулирование финансового рынка и право денежного обращения) так или иначе связаны с социальной сферой - оказывая на нее прямое или косвенное регулирующее воздействие, а также испытывая на себе влияние социальных факторов. Делается заключение о справедливости отнесения социальной направленности финансовой деятельности государства к основополагающим принципам финансового права, а также о том, что финансовое право - социально ориентированная отрасль российского права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL FOCUS OF PUBLIC FINANCIAL ACTIVITY AS A PRINCIPLE OF FINANCIAL LAW

The paper is devoted to the consideration of the principle of social orientation of financial activity of the state and municipal entities. Under Part 1 of Article 7 of the Constitution of the Russian Federation, the Russian Federation is recognized as a social state with the state policy aimed at creating conditions that ensure a decent life and free human development. Proceeding from this, the social orientation of financial and legal regulation is regarded as one of the principles of the legal field under consideration.The social orientation of financial activity finds its external expression in many forms. In particular, it manifests itself in the tasks of financial activity, which, among other things, are associated with the formation of centralized state extra-budgetary funds as the basis of social insurance, accumulation of funds in the budgets of public entities in order to solve social problems, development of the main directions of state financial policy in the social sphere, as well as a number of other tasks. In addition, it is concluded that each principle of the sate financial activity is in one way or another connected with the social sphere. The author traces the manifestation of the principle of social orientation within the framework of other principles of financial activity - planning, legality, publicity, federalism, unity of purpose, etc. The author also comes to the conclusion that today all sub-branches of financial law (budget law, tax law, legal regulation of the financial market and the law of monetary circulation) in one way or another are connected with the social sphere - providing a direct or indirect regulatory influence on it or being subjected to the influence of social factors. The conclusion is made about the fairness of attributing the social orientation of the financial activity of the state to the fundamental principles of financial law, as well as that financial law is a socially oriented branch of Russian law.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПУБЛИЧНОЙ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРИНЦИП ФИНАНСОВОГО ПРАВА»

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО

JUS PUBLICUM

DOI: 10.17803/1729-5920.2022.190.9.046-054

О. С.Забралова*

Социальная направленность публичной финансовой деятельности как принцип финансового права1

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению принципа социальной направленности финансовой деятельности государства и муниципальных образований. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация признается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Исходя из этого, в науке финансового права одним из принципов названной отрасли признается социальная направленность финансово-правового регулирования.

Социальная направленность финансовой деятельности находит свое внешнее выражение во многих формах. В частности, она проявляется в задачах финансовой деятельности, которые, помимо всего прочего, связаны с формированием централизованных государственных внебюджетных фондов как основы социального страхования, с аккумулированием денежных средств в бюджетах публично-правовых субъектов в целях решения социальных задач, с выработкой основных направлений государственной финансовой политики в социальной сфере, а также рядом иных задач. Кроме того, сделан вывод о том, что каждый принцип финансовой деятельности государства тем или иным образом связан с социальной сферой. Автор прослеживает проявление принципа социальной направленности в рамках иных принципов финансовой деятельности — плановости, законности, гласности, федерализма, единства цели осуществления и т.д. Автор также приходит к заключению, что на сегодняшний день все подотрасли финансового права (бюджетное право, налоговое право, правовое регулирование финансового рынка и право денежного обращения) так или иначе связаны с социальной сферой — оказывая на нее прямое или косвенное регулирующее воздействие, а также испытывая на себе влияние социальных факторов. Делается заключение о справедливости отнесения социальной направленности финансовой деятельности государства к основополагающим принципам финансового права, а также о том, что финансовое право — социально ориентированная отрасль российского права.

Ключевые слова: финансовая деятельность; публичная финансовая деятельность; социальная направленность; социальная сфера; финансовое право; принципы финансовой деятельности; система финансового права; подотрасли финансового права; задачи финансовой деятельности; социальная политика. Для цитирования: Забралова О. С. Социальная направленность публичной финансовой деятельности как принцип финансового права // Lex russica. — 2022. — Т. 75. — № 9. — С. 46-54. — DOI: 10.17803/17295920.2022.190.9.046-054.

1 Статья выполнена в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

© Забралова О. С., 2022

* Забралова Ольга Сергеевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 [email protected]

Social Focus of Public Financial Activity as a Principle of Financial Law2

Olga S. Zabralova, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Department of Financial Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993 [email protected]

Abstract. The paper is devoted to the consideration of the principle of social orientation of financial activity of the state and municipal entities. Under Part 1 of Article 7 of the Constitution of the Russian Federation, the Russian Federation is recognized as a social state with the state policy aimed at creating conditions that ensure a decent life and free human development. Proceeding from this, the social orientation of financial and legal regulation is regarded as one of the principles of the legal field under consideration.

The social orientation of financial activity finds its external expression in many forms. In particular, it manifests itself in the tasks of financial activity, which, among other things, are associated with the formation of centralized state extra-budgetary funds as the basis of social insurance, accumulation of funds in the budgets of public entities in order to solve social problems, development of the main directions of state financial policy in the social sphere, as well as a number of other tasks. In addition, it is concluded that each principle of the sate financial activity is in one way or another connected with the social sphere. The author traces the manifestation of the principle of social orientation within the framework of other principles of financial activity — planning, legality, publicity, federalism, unity of purpose, etc. The author also comes to the conclusion that today all sub-branches of financial law (budget law, tax law, legal regulation of the financial market and the law of monetary circulation) in one way or another are connected with the social sphere — providing a direct or indirect regulatory influence on it or being subjected to the influence of social factors. The conclusion is made about the fairness of attributing the social orientation of the financial activity of the state to the fundamental principles of financial law, as well as that financial law is a socially oriented branch of Russian law.

Keywords: financial activity; public financial activity; social orientation; social sphere; financial law; principles of financial activity; system of financial law; sub-branches of financial law; objectives of financial activity; social policy. Cite as: Zabralova OS. Sotsialnaya napravlennost publichnoy finansovoy deyatelnosti kak printsip finansovogo prava [Social Focus of Public Financial Activity as a Principle of Financial Law]. Lexrussica. 2022;75(9):46-54. DOI: 10.17803/1729-5920.2022.190.9.046-054. (In Russ., abstract in Eng.).

Принцип социальной направленности финансовой деятельности государства (муниципальных образований) традиционно признается в науке одним из основополагающих принципов финансового права3. Вместе с тем, как правило, в научных трудах данный принцип раскрывается поверхностно, а проводимые исследования не раскрывают всей его многогранности. В связи с этим в рамках настоящего исследования будет уделено более пристальное внимание различным аспектам внешнего выражения принципа социальной направленности публичной финансовой деятельности.

Социальная направленность пронизывает все наиболее важные аспекты финансовой деятельности. В связи с этим представляется необходимым проследить социальный харак-

тер задач, функций и стадий финансовой деятельности государства. Следует также говорить о том, что рассматриваемый принцип находит свое преломление и в других принципах финансового права.

Среди задач финансовой деятельности, отражающих ее социальную направленность, можно выделить следующие:

— формирование централизованных социальных государственных внебюджетных фондов, выступающих организационной основой социального страхования;

— аккумулирование денежных средств в бюджетах публично-правовых субъектов в целях решения социальных задач последних;

— выработка основных направлений государственной финансовой политики в социальной сфере;

2 The article was was prepared within the framework of the strategic academic leadership program «Priority-2030».

3

Финансовое право : учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. М. : Норма, 2009. С. 48.

— принятие документов стратегического планирования, регламентирующих расходование средств бюджетов бюджетной системы по вопросам социальной политики;

— решение вопросов, связанных с разграничением полномочий органов власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по финансированию социальных проектов;

— проверка полноты и своевременности исполнения субъектами финансовых правоотношений своих фискальных обязанностей, связанных с социальной сферой, перед государством и муниципальными образованиями;

— обеспечение законности деятельности хозяйствующих субъектов;

— анализ эффективности финансово-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в связи с проведением публичной социальной политики;

— создание эффективных механизмов перераспределения денежных средств на нужды социальной политики государства;

— нормативное закрепление льгот социального характера, предоставляемых плательщикам налогов, сборов и иных обязательных платежей;

— обеспечение устойчивости национальной экономики в целях обеспечения достойной жизни и свободного развития человека;

— стимулирование частных субъектов к реализации проектов в социальной сфере;

— защита прав и законных интересов физических лиц и иных субъектов по вопросам, связанным с финансированием социального сектора экономики.

Перечисленные задачи решаются в рамках

отдельных стадий финансовой деятельности,

среди которых можно выделить:

— образование фондов денежных средств — заключается в аккумулировании финансовых ресурсов в централизованных и децентрализованных фондах денежных средств для решения вопросов социальной направленности;

— распределение (перераспределение) денежных средств — посредством обязательных платежей государство обеспечивает изъятие денег из частных фондов в пользу публичных централизованных фондов, которые в последующем будут финансировать мероприятия социальной политики. Государство также распределяет ресурсы меж-

ду фондами, составляющими финансовую систему, посредством финансирования и кредитования согласно основным направлениям социальной политики. Государство должно стремиться к тому, чтобы распределение и перераспределение денежных средств соответствовало принципу социальной справедливости;

— использование фондов денежных средств — непосредственное расходование накопленных финансовых ресурсов в рамках мероприятий социальной политики;

— контроль за законностью формирования, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств — заключается в проверке законности нормативных правовых актов органов государственной власти, решений, действий (бездействия) их должностных лиц, а также действий (бездействия) хозяйствующих субъектов и иных участников финансовых правоотношений в процессе проведения финансовой деятельности государства. Несмотря на то что социальная направленность выступает самостоятельным принципом финансовой деятельности, она может быть прослежена и в рамках иных общих принципов финансового права:

— законность — предполагает, что финансовая деятельность основывается на правовых нормах и осуществляется в соответствии с ними. В частности, финансовая деятельность должна отвечать требованиям социального законодательства и иным нормативным правовым актам в рассматриваемой сфере;

— федерализм — социальные обязательства финансируются за счет различных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основе разграничения полномочий и нормативного закрепления расходных обязательств каждого публично-правового образования. В то же время следует понимать, что принцип федерализма предполагает не только очерчивание зоны ответственности каждого уровня публичной власти, но и их взаимодействие и кооперацию в рамках межбюджетных отношений. Следует говорить о том, что Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования в вопросах финансирования социальных проектов не являются конкурентами — они преследуют единую цель обеспечения достойного уровня жизни для населения, про-

живающего на территории соответствующих публично-правовых образований;

— гласность — государство доводит до сведения общества основные направления социальной политики, предполагаемый объем их финансирования, а также освещает процесс реализации данных проектов и публикует отчетность после их завершения в средствах массовой информации. Предоставление обществу соответствующей информации направлено в том числе на получение обратной связи, позволяющей оценить эффективность финансовой деятельности государства в социальной сфере, обеспечить общественный (в том числе финансовый) контроль за реализацией мероприятий социальной политики;

— плановость — финансовая деятельность в социальной сфере основывается на целом ряде плановых документов, включая бюджеты Российской Федерации, субъектов РФ, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов, государственные программы, ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, стратегию социально-экономического развития Российской Федерации и т.д.;

— приоритет в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований представительных органов перед исполнительными органами государственной власти — проявляется в том, что представительные органы утверждают бюджеты, служащие правовой основой для выделения бюджетных средств в ходе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти. Они также принимают законы (нормативные акты представительных органов местного самоуправления), регламентирующие деятельность исполнительных органов в социальной сфере, их права и обязанности в рамках реализации мероприятий социальной политики. Кроме того, представительные органы осуществляют контроль за финансовой деятельностью органов исполнительной власти в социальной сфере, в том числе посредством проведения внешнего государственного финансового контроля на

основании постановлений законодательного органа или обращений его членов4;

— единство цели осуществления — публичная финансовая деятельность направлена на создание,распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов в интересах всего общества. Как было отмечено Э. Д. Соколовой, финансовая деятельность государства и муниципальных образований направлена на обеспечение финансовыми ресурсами именно общества, а не государства (или его аппарата)5;

— максимально допустимая прозрачность — социальные расходы, как правило, относятся к открытой части бюджета. Публичная важность данных расходов предопределяет необходимость осуществления государственного и общественного финансового контроля в целях предотвращения неправомерных деяний лиц, отвечающих за распределение и расходование денежных средств в рамках социальной политики;

— строжайший учет доходов и расходов — направлен на обеспечение законности и эффективности в процессе образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. При этом надо понимать, что строгий учет соответствующих расходов и доходов носит не только чисто утилитарный характер, но и связан с морально-нравственным аспектом: государство, взимая с членов общества часть их дохода, должно представить населению отчет о направлениях использования их денежных средств. Кроме того, финансовая деятельность государства и муниципальных образований в социальной сфере связана с финансовым обеспечением наиболее незащищенных слоев общества, включая детей, инвалидов и стариков, — любые коррупционные действия в данной области рассматриваются не только как противозаконные, но и как аморальные, что справедливо вызывает повышенный резонанс в обществе;

— результативность расходов — публичные расходы в социальной сфере должны быть направлены на достижение целевых показателей, определенных в паспортах госу-

4 Ч. 7 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

5 СоколоваЭ. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных обра-

зований. М. : Юриспруденция, 2009. С. 57.

дарственных (муниципальных) программ. Кроме того, эти расходы осуществляются не просто «для галочки», они должны отвечать реальным потребностям населения, проживающего на той или иной территории;

— приоритетность публичных задач в правовом регулировании финансовых отношений, сочетающихся с реализацией частных интересов граждан, — представляется, что именно в социальной сфере названный принцип находит свое наиболее яркое проявление, поскольку социальная политика проводится в публичном интересе, но она же затрагивает интересы каждого отдельно взятого члена данного общества. В связи с этим социальная политика должна, с одной стороны, отвечать принципу гуманизма применительно к каждому субъекту, а с другой — быть эффективной и служить развитию всего общества в целом;

— распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения властей — каждая из ветвей власти в рамках реализации социальной политики государства осуществляет присущие ей функции: органы представительной власти — нор-мотворческие, исполнительной — исполнительно-распорядительные, судебной — функции разрешения споров, и все вместе они осуществляют контрольную функцию. Подобный подход обеспечивает дифференциацию полномочий органов государственной власти, баланс интересов каждой из ветвей власти на основе действия системы сдержек и противовесов, что в конечном итоге служит интересам общества. Таким образом, на основе всего вышесказанного мы можем заключить, что каждый принцип финансовой деятельности государства тем или иным образом связан с социальной сферой.

Социальная направленность публичной финансовой деятельности может быть прослежена и в разрезе каждого внутриотраслевого образования (подотраслей и институтов) финансового права:

1. Бюджетное право — ведущая подотрасль финансового права, связанная с правовым регулированием общественных отношений, возникающих в процессе построения бюджетной системы, разграничения бюджетных полномочий между различными органами государственной и муниципальной власти, распределения доходов и расходов, а также регу-

лирующая общественные отношения в рамках бюджетного процесса и осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга. Бюджетное право регламентирует порядок образования централизованных фондов денежных средств, выступающих инструментом реализации социальной политики государства, в том числе бюджетов публично-правовых образований, а также государственных внебюджетных фондов, имеющих ярко выраженную социальную природу. Помимо этого, нормами бюджетного права регулируются общественные отношения, связанные с распределением доходов, выступающих финансовой основой финансовой деятельности в социальной сфере, с проверкой законности распределения доходов и осуществления расходов в социальной сфере, в рамках государственного финансового контроля (внутреннего и внешнего).

2. Налоговое право — подотрасль финансового права, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе налогообложения, взимания сборов и страховых взносов. Социальная направленность налого-во-правового регулирования имеет несколько форм внешнего проявления. Первоочередным образом следует сказать о налоговых льготах социального характера. Указанные льготы могут иметь характер:

— прямой поддержки социально незащищенных слоев населения. К числу таких льгот, в частности, относятся освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц социальных выплат, включая стипендии, пенсии, социальные пособия и т.д.;

— косвенной поддержки социально незащищенных слоев населения. В отличие от первой группы, которая не требует прямого волеизъявления лица, которому предоставляется льгота, вторая предусматривает необходимость совершения ряда действий, связанных с получением соответствующего преимущества, в частности с обращением в налоговый орган с заявлением (вместе с документами, подтверждающими обоснованность права на льготу). К данной группе можно отнести налоговые вычеты — стандартные и социальные. Например, подобные вычеты предоставляются физическим лицам в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в организациях, осуществляющих

образовательную деятельность6, в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги7, и т.д.; — налоговые льготы, направленные на стимулирование социально ответственного поведения налогоплательщиков. Например, налогоплательщики — физические лица имеют право на получение социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований8. Действующее законодательство о налогах и сборах Российской Федерации предусматривает широкий перечень льгот, предоставляемых общественным организациям инвалидов по уплате налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и земельного налога9.

Подобные льготы устанавливаются как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — в отношении региональных и местных налогов соответственно.

Социальная направленность налогово-пра-вового регулирования проявляется не только в предоставлении преимуществ отдельным налогоплательщикам, но и в социальной природе ряда обязательных платежей, закрепленных в законодательстве о налогах и сборах. В первую очередь мы имеем в виду страховые взносы, выступающие в качестве финансовой основы системы обязательного социального страхования и главного источника поступлений в государственные внебюджетные фонды10. Еще одним примером обязательных платежей социального характера являются суммы налога

В соответствии с п. 2 ст. 219 НК РФ льгота предоставляется в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 данной статьи, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, — в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

Согласно п. 3 ст. 219 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством РФ), а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств. При применении социального налогового вычета учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования, а также по договорам добровольного страхования своих супруга (супруги), родителей, детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет, заключенным им со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего

вида деятельности, предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно медицинских услуг.

Такие пожертвования должны быть произведены в пользу благотворительных организаций; социально ориентированных некоммерческих организаций на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях; некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных. См.: пп. 2 п. 3 ст. 149, ст. 381, 395 НК РФ.

Обоснованность данного вывода вытекает из определения страховых взносов, под которыми на основании п. 3 ст. 8 НК РФ понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

6

7

8

9

10

на доходы физических лиц, выплачиваемые по прогрессивной шкале налогообложения, налогоплательщиками-резидентами, налоговая база которых за налоговый период превысила 5 млн руб. Соответствующие денежные средства направляются на создание дополнительного источника финансовых средств на лечение детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями11.

3. Правовое регулирование финансовых рынков — подотрасль финансового права, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе оказания финансовых услуг кредитными и некредитными финансовыми организациями, в том числе в рамках банковского сектора, страхового рынка, рынка ценных бумаг, микрокредитования и т.д. На первый взгляд может показаться, что финансовые рынки далеки от социальной сферы, но это не совсем верно. Качество предоставляемых физическим лицам финансовых услуг серьезным образом влияет на благосостояние всего населения страны. И здесь на первый план выходят вопросы правового регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг12. На сегодняшний день соответствующей деятельностью занимаются Банк России (в первую очередь в лице Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг), Служба финансового уполномоченного, Роспотребнадзор и Прокуратура РФ. Так, одним из наиболее перспективных направлений контрольно-надзорной деятельности Банка России в настоящее

время является поведенческий надзор, связанный с анализом правоприменительной практики в области оказания финансовых услуг13, в том числе того, как финансовые организации взаимодействуют с потребителями14.

Кроме того, финансовый рынок выступает в качестве инструмента распределения и перераспределения денежных средств. Данная роль финансового рынка особенно ярко проявилась в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Так, в марте 2020 г. Банк России дал рекомендации кредитным организациям провести реструктуризацию долговых обязательств заемщиков, испытывающих сложности с погашением полученных ранее кредитов. По информации регулятора, в 2020-2021 гг. банки провели реструктуризацию более 2,2 млн кредитных договоров граждан на общую сумму 1 047,9 млрд руб.15 Указанное можно отнести к мерам социальной поддержки, поскольку государство, пусть и косвенно, оказало помощь гражданам, находившимся в затруднительном положении.

К мерам социальной поддержки можно отнести и так называемую льготную ипотеку. Получение денежных средств по договору о залоге недвижимого имущества на льготных условиях стало возможным исключительно благодаря государственной поддержке, поскольку выпадающие доходы кредитных организаций компенсируются за счет субсидий, выделяемых из бюджетов бюджетной системы РФ. Соответствующие денежные средства выделяются в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской

11 Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период» // СПС «КонсультантПлюс».

12 Чистюхин В. В. Правовое регулирование финансового контроля за деятельностью некредитных финансовых организаций в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2022. С. 157-160.

13 Лаутс Е. Б. Поведенческий надзор и система банковского регулирования и надзора // Законы России: опыт, анализ, практика. 2021. № 4. С. 66-72 ; Кузнецова Ю. А. Теоретические аспекты исследования поведенческого надзора на финансовом рынке // Финансовые рынки и банки. 2021. № 2. С. 68-73 ; Михеева И. В., Долкова Е. А. Поведенческий надзор Банка России в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Юридические науки». 2020. Т. 24. № 2. С. 314-334.

14 Поведенческий надзор // URL: https://www.cbr.ru/protection_rights/behavioral_surveillance/ (дата обращения: 10.01.2022).

15 Помимо этого, по данным Банка России, банки провели реструктуризацию 110,1 тыс. кредитных договоров субъектов малого и среднего предпринимательства. Суммарная ссудная задолженность по реструктурированным кредитам субъектов МСП на конец 2021 г. составила 1045,8 млрд руб. (см.: Корона-вирус: меры поддержки граждан и бизнеса // URL: https://cbr.ru/covid/ (дата обращения: 10.01.2022)).

Федерации»16. Помимо федерального уровня, меры поддержки граждан в рамках ипотечного кредитования предусмотрены и на уровне субъектов Российской Федерации. Особого внимания в этой связи заслуживает опыт Московской области, где принята подпрограмма «Социальная ипотека» государственной программы Московской области «Жилище» в период с 2017 по 2027 г.17 Цель названной подпрограммы заключается в оказании государственной поддержки в сфере ипотечного жилищного кредитования отдельным категориям граждан при улучшении жилищных условий, включая нуждающихся в жилых помещениях граждан18, наиболее востребованных молодых ученых и специалистов, молодых уникальных специалистов19, медицинских работников государственных учреждений здравоохранения Московской области20 и ряд иных категорий граждан.

4. Право денежного обращения — подотрасль финансового права, регулирующая общественные отношения, возникающие в про-

цессе организации обращения национальной и иностранной валюты, выраженной в наличной, безналичной и цифровой форме. Одним из стратегических документов Российской Федерации являются основные направления денежно-кредитной политики, утверждаемые Банком России и разрабатываемые им совместно с Правительством РФ. Основной целью денежно-кредитной политики, исходя из ч. 2 ст. 75 Конституции РФ, является защита и обеспечение устойчивости рубля. При этом денежно-кредитная политика государства самым тесным образом связана с социальной политикой. Так, например, в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023 и 2024 годов21 подчеркивается, что одним из наиболее важных условий поддержания социальной стабильности выступает ценовая стабильность22. Следует также иметь в виду, что при разработке кредитно-денежной политики Банком России учитываются и оцениваются

16 См.: постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"» // СЗ РФ. 2018. № 3. Ст. 546.

В 2022 г. в рамках данной программы предусмотрено выделение более 395,9 млрд руб., в 2023-м — более 423,9 млрд руб., в 2024-м — более 338,5 млн руб.

17 Постановление Правительства МО от 25.10.2016 № 790/39 «Об утверждении государственной программы Московской области "Жилище" на 2017-2027 годы» // Ежедневные Новости. Подмосковье. 2016. № 244 (постановление, программа (разд. 1-12.4)) ; Информационный вестник Правительства МО. 2017. № 2 (постановление, программа).

18 Распоряжение Минстроя МО от 20.05.2014 № 79 «Об утверждении Порядка признания нуждающимися в жилых помещениях граждан, изъявивших желание стать участниками подпрограммы "Социальная ипотека" государственной программы Московской области "Жилище"» // СПС «КонсультантПлюс».

19 Приказ министра инвестиций, промышленности и науки МО от 21.01.2021 № 6 «Об объявлении отбора наиболее востребованных молодых ученых и специалистов, молодых уникальных специалистов для участия в подпрограмме "Социальная ипотека" государственной программы Московской области "Жилище"» // Официальный сайт Министерства инвестиций, промышленности и науки Московской области. URL: http://mii.mosreg.ru. 21.01.2021.

20 Распоряжение Минздрава МО от 07.04.2017 № 49-Р «Об организации отбора медицинских работников государственных учреждений здравоохранения Московской области и государственных учреждений социального обслуживания Московской области в подпрограмму "Социальная ипотека" государственной программы Московской области "Жилище"» // Первоначальный текст документа опубликован на официальном сайте Министерства здравоохранения Московской области. URL: http://mz.mosreg.ru. 17.04.2017.

21 URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/126064/on_project_2022(2023-2024).pdf (дата обращения: 10.01.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22 Следует отметить, что согласно приложению 3 «Влияние инфляции на социальное неравенство» Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020-х годов (Вестник Банка России. 2017. № 109-110) «ценовая стабильность является неотъемлемым элементом благоприятной среды для жизни людей и ведения бизнеса, для устойчивого экономического роста. Она необходима для планирования инвестиций, защищает сбережения от инфляционного обесценения. Кроме того, низкая и стабильная инфляция является важным условием социальной стабильности. При прочих равных условиях высокая инфляция способствует усилению социального нера-

различные факторы, способные оказать на нее влияние, в частности меры демографической поддержки, влияние социальных выплат на бюджетные расходы и т.д. Таким образом, прослеживается действие прямых и обратных связей: денежно-кредитная политика оказывает влияние на социальную стабильность, а меры социальной поддержки и различные социальные факторы (в том числе социальная нестабильность) воздействуют на основные направления денежно-кредитной политики государства.

Таким образом, мы можем заключить, что все подотрасли финансового права тем или иным образом связаны с социальной сферой — оказывая на нее прямое или косвенное регулирующее воздействие, а также испытывая на себе влияние социальных факторов. Сказанное в полной мере подтверждает отнесение социальной направленности финансовой деятельности государства к основополагающим принципам финансового права и дает основание говорить о том, что финансовое право — социально ориентированная отрасль российского права.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Кузнецова Ю. А. Теоретические аспекты исследования поведенческого надзора на финансовом рынке // Финансовые рынки и банки. — 2021. — № 2. — С. 68-73.

2. Лаутс Е. Б. Поведенческий надзор и система банковского регулирования и надзора // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2021. — № 4. — С. 66-72.

3. Михеева И. В., Долкова Е. А. Поведенческий надзор Банка России в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Юридические науки». — 2020. — Т. 24. — № 2. — С. 314-334.

4. Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований. — М. : Юриспруденция, 2009. — 264 с.

5. Финансовое право : учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2009. — 768 с.

6. Чистюхин В. В. Правовое регулирование финансового контроля за деятельностью некредитных финансовых организаций в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2022. — 251 с.

Материал поступил в редакцию 31 июля 2022 г.

REFERENCES

1. Kuznetsova YuA. Teoreticheskie aspekty issledovaniya povedencheskogo nadzora na finansovom rynke [Theoretical aspects of the study of behavioral supervision in the financial market]. Financial Markets and Banks. 2021;2:68-73. (In Russ.).

2. Lauts EB. Povedencheskiy nadzor i sistema bankovskogo regulirovaniya i nadzora [Behavioral supervision and the system of banking regulation and supervision]. Laws of Russia: Experience, Analysis, Practice. 2021;4:66-72. (In Russ.).

3. Mikheeva IV, Dolkova EA. Povedencheskiy nadzor banka Rossii v sfere zashchity prav potrebiteley finansovykh uslug [Behavioural supervision of the bank of russia in protection of financial services consumers' rights]. RUDN Journal of Law. 2020;24(2):314-334. (In Russ.).

4. Sokolova ED. Pravovoe regulirovanie finansovoy deyatelnosti gosudarstva i munitsipalnykh obrazovaniy [Legal regulation of financial activities of the state and municipalities]. Moscow: Jurisprudentsiya Publ.; 2009. (In Russ.).

5. Khimicheva NI (ed.). Finansovoe pravo [Financial law]. 4th ed. Moscow: Norma; 2009. (In Russ.).

6. Chistyukhin VV. Pravovoe regulirovanie finansovogo kontrolya za deyatelnostyu nekreditnykh finansovykh organizatsiy v Rossiyskoy Federatsii: dis. ... kand. yurid. nauk [Legal regulation of financial control over the activities of non-credit financial organizations in the Russian Federation: Doctoral Dissertation]. Moscow; 2022. (In Russ.).

венства, росту дифференциации доходов, так как наиболее негативно влияет на благополучие людей с низким уровнем достатка. В ходе социологических опросов российские граждане не случайно называют высокую инфляцию и низкий уровень доходов в числе самых острых для себя проблем. При высокой инфляции расходы "бедных" растут быстрее».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.