Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
1
УДК 347.73
12.00.00 Юридические науки
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ, ОСОБЕННОСТЯХ И КЛАССИФИКАЦИИ ФИНАНСОВОПРАВОВЫХ НОРМ
Иваненко Игорь Николаевич
к.ю.н., доцент кафедры административного и
финансового права
Чуева Арина Сергеевна
к.ю.н., доцент кафедры административного и
финансового права
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
В статье рассматривается понятие, сущность, значение и классификация финансово-правовых норм. Особое внимание уделяется выявлению особенностей данных норм, позволяющих отграничивать их от норм иных отраслей права. Делается акцент на то, что непосредственное целевое назначение норм финансового права определяется предметом финансово-правового регулирования, то есть отношениями, возникающими в процессе публичной финансовой деятельности по регулированию образования, распределения и использования публичных фондов денежных средств. Аргументируется мнение авторов по поводу того, что финансово-правовые нормы редко возникают как фактические, так как в общественной жизни правила поведения, являющиеся прототипом финансово-правовой нормы, складываются крайне редко. Данное обстоятельство обусловлено тем, что финансовые отношения не существуют и не возникают сами по себе, эти отношения проявляются в формах, определенных государством (муниципальными образованиями) и зависят, прежде всего, от общественных потребностей, которые в свою очередь детерминированы уровнем развития товарно-денежных отношений, масштабами государственной деятельности, социальными задачами и так далее. Кроме этого, авторы исследуют причины нестабильности норм финансового права. Помимо прочего, в рамках данной статьи, аргументируется собственное мнение авторов по поводу механизма действия норм финансового права как весьма актуального явления в современной России. В связи с тем, что под воздействием финансово-правовых норм находится бюджетная система страны, с их помощью формируются и используются государственные внебюджетные социальные фонды, осуществляется кредитно-денежная и валютная политика потребность в глубоком изучении данных норм, а также понимании механизма их действия является весьма
UDC 347.73 Legal sciences
THE ISSUE OF CONCEPT, FEATURES AND CLASSIFICATION OF FINANCIAL-LEGAL NORMS
Ivanenko Igor Nikolaevich Cand.Leg.Sci., associate professor of the Administrative and finance law department
Chuyeva Arina Sergeevna Cand.Leg.Sci., associate professor of the Administrative and finance law department Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
The concept, essence, value and classification of financial-legal norms are considered in the article. The special attention is paid to detection of peculiarities of these norms allowing delimiting them from norms of other branches of the law. The article emphasizes the fact that the direct purpose of the financial law norms is defined by a subject of the financial-legal regulation that is the relations arising in the process of public financial activities for regulation of formation, distribution and use of public funds of money. The authors’ opinion is reasoned about the fact that financial-legal norms are seldom arise as actual one because rules of conduct very rarely developed in social life as a prototype of the financial-legal norms. This circumstance is caused by the fact that financial relations do not exist and do not arise by it; these relations are shown in the forms determined by the state (municipalities) and depend primarily on social needs which are determined by a level of development of the commodity-money relations, extent of the state activity, social problems and so on. Besides, authors explore the reasons of instability of the financial law norms. In addition, in this article the authors’ opinion about action mechanism of the financial law norms as very actual phenomenon in modern Russia is reasoned. Due to the fact that the budget system of the country is under the influence of financial-legal norms, with help of such norms state extra-budgetary social funds formed and used, monetary and exchange rate policy carried out, so the need of deeper study of these norms and understanding their action mechanism is very actual phenomenon in modern Russia
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/11.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
2
актуальным явлением в современной России
Ключевые слова: ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ НОРМА (НОРМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА), СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОРМ, ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОРМ, КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВОПРАВОВЫХ НОРМ
Keywords: FINANCIAL-LEGAL NORM (NORM OF FINANCIAL LAW), ESSENCE OF FINANCIAL-LEGAL NORMS, PECULIARITIES OF FINANCIAL-LEGAL NORM, CLASSIFICATION OF FINANCIAL-LEGAL NORM
Финансовое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Отношения и общественные связи, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, носят многоаспектный, комплексный характер и по своему социальному, политическому и правовому содержанию изначально конфликтны. Вместе с тем финансовые отношения очень важны для жизнедеятельности всего государства, поэтому должны всесторонне изучаться финансово-правовой наукой и регулироваться правовыми нормами. Одновременно системная организация этих норм, находя свое закрепление в нормативных финансово-правовых актах, образует систему финансового законодательства [1].
В связи с тем, что под воздействием финансово-правовых норм находится бюджетная система страны, с их помощью формируются и используются государственные внебюджетные социальные фонды, осуществляется кредитно-денежная и валютная политика и т.д. потребность в глубоком изучении данных норм, а также понимании механизма их действия является весьма актуальным явлением в современной России.
Известно, что первичной ячейкой любой отрасли права является правовая норма, и финансовое право в этом плане не исключение. Финансово-правовая норма - это простейший элемент, «клеточка» финансового права, которая обладает всеми общими чертами правовой
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/11.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
3
нормы, но, безусловно, имеет и свои специфические особенности. Характерные черты финансово-правовой нормы проявляются, прежде всего, в сущности регулируемых ею отношений, т.е. отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и
муниципальных образований. Предназначение нормы финансового права для функционирования в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов обусловливает ее особенности, проявляющиеся: а) в ее содержании; б) в характере установленных в ней предписаний; в) в мерах ответственности за нарушение предусмотренных в ней правил; г) в способах защиты прав участников финансовых отношений.
Так, Н.И. Химичева отмечает, что содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и
муниципальных образований, функционирования публичных денежных фондов и сопутствующих финансовых инструментов, обеспечивающих реализацию государственных задач. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления, других публичных денежных фондов соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.
Как справедливо отмечает данный автор, содержание финансовоправовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер, так как, они содержат требования, выраженные в категоричной форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/11.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
4
объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Так, например, в финансово-правовых нормах содержатся адресованные предприятиям и гражданам требования вносить в государственный или местный бюджет платежи по установленным законодательством налогам, соблюдая предусмотренные сроки, представлять отчеты и иные документы для осуществления контроля со стороны компетентных органов, совершать иные действия, обеспечивающие аккумуляцию в распоряжение государства и муниципальных образований денежных средств и их использование в соответствии с утвержденными планами. В то же время, в целях соблюдения прав и интересов плательщиков установлены обязанности и государственных органов (например, возвращать им суммы излишне взысканных платежей).
Кроме этого, имеются также особенности юридических свойств прав и обязанностей, установленных финансово-правовой нормой. Эти особенности обусловлены участием в финансовых отношениях таких субъектов, как государственные органы, органы местного самоуправления, организации и учреждения, компетенция которых определяется в положениях и уставах. При этом их финансово-правовые обязанности нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии. Так, например, использование бюджетных средств на реализацию социальноэкономических и других программ соответствующей территории — одновременно их право и обязанность. Однако это не означает, что нормы финансового права не содержат обособленных прав и обязанностей.
Таким образом, по мнению Н.И. Химичевой, финансово-правовая норма (норма финансового права) — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях,
возникающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/11.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
5
доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников [2]. Аналогичной точки зрения по поводу трактовки понятия и особенностей финансово-правовых норм (норм финансового права) придерживается также ряд других ученых [3].
М.В. Карасева [4] под финансово-правовой нормой предлагает понимать установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования публичных денежных фондов. Отличие норм финансового права от всех иных норм российского права, по мнению данного автора, обусловлено, во-первых, их целевым назначением; во-вторых, финансово-правовые нормы являются средством реализации публичных, а не частных интересов (это объясняется принадлежностью финансового права к праву публичному); наконец, в-третьих, их нестабильностью.
Непосредственное целевое назначение норм финансового права определяется предметом финансово-правового регулирования, то есть отношениями, возникающими в процессе публичной финансовой деятельности по регулированию образования, распределения и использования публичных фондов денежных средств.
Действительно, с точки зрения происхождения финансово-правовых норм их особенность заключается в том, что они редко возникают как фактические. В общественной жизни редко складываются правила поведения, являющиеся прототипом финансово-правовой нормы. Данное обстоятельство обусловлено, прежде всего, тем, что финансовые отношения не существуют и не возникают сами по себе, в чистом виде. Будучи объективно обусловлены общественными потребностями, которые детерминированы уровнем развития товарно-денежных отношений, масштабами государственной деятельности, социальными задачами и т.д., эти отношения проявляются в формах, определенных государством
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/11.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
6
(муниципальным образованием). Так, например, государство
устанавливает конкретные виды платежей, а также порядок поступления их в государственные фонды, определяет направления использования финансовых ресурсов, их распределения и т.д. Необходимо отметить, что все это делается с помощью финансово-правовых норм.
Как было отмечено ранее, нормы финансового права нестабильны, что обусловлено двумя причинами.
Во-первых, отношения, возникающие в процессе публичной финансовой деятельности, являются в своей основе экономическими, соответственно, они подвержены различным экономическим колебаниям, которые определяются влиянием политики на экономику, структурными перестройками в системе управления, миграционными процессами в различных регионах и многими другими факторами. В результате, нестабильность отношений, составляющих предмет финансового-правового регулирования, приводит, прежде всего, к отмене устаревших финансово-правовых норм и соответственно появлению новых.
Во-вторых, бюджетно-правовые отношения [5], охватываемые сферой финансовой деятельности государства и муниципальных образований, нестабильны изначально. Они существуют в рамках правовых актов о бюджете, которые действуют только в течение финансового года. Таким образом, бюджетно-правовые нормы как часть финансово-правовых норм периодически вступают в силу с принятием соответствующих законов о бюджете [6], и утрачивают силу с окончанием финансового года.
Считаем необходимым отметить, что в структурном отношении финансово-правовая норма, как правило, состоит из трех традиционно выделяемых элементов: гипотезы, диспозиции, санкции.
Напомним, что в научной и учебной юридической литературе под гипотезой понимается часть нормы права, раскрывающей условия
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/11.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
7
(обстоятельства), при наличии или отсутствии которых возможно действие данной нормы. В свою очередь диспозиция - это часть нормы права, раскрывающая само правило поведения, то есть права и (или) обязанности действовать или не действовать тем или иным образом. Наконец, санкция -это часть нормы права, раскрывающая последствия для субъекта, реализующего диспозицию. При этом санкции могут быть как негативными (взыскание, наказание), так и позитивными (меры поощрения) [7].
Таким образом, гипотеза финансово-правовой нормы представляет собой условия действия данной нормы. Иными словами гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения финансовых правоотношений. Например, обязанность предприятия уплатить в государственный бюджет налог на прибыль реализуется при условии, что оно имеет расчетный счет в банке и самостоятельный баланс, а также получает подлежащую налогообложению прибыль.
В свою очередь диспозиция нормы финансового права представляет собой предписания, запреты, дозволения. Иначе говоря, диспозиция определяет права и обязанности участников финансовых отношений, содержит предписание того, как они должны поступать.
Наконец, санкция представляет собой меру юридической ответственности, которая применяется в случае нарушения финансовоправовых норм. Например, нецелевое использование бюджетных средств (ст. 306.4 БК РФ); невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита (ст. 306.5 БК РФ); неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом (ст. 306.6. БК РФ); нарушение условий предоставления бюджетного кредита (ст. 306.7
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/11.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
8
БК РФ); нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 306.8.БК РФ); нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст.116 Налогового кодекса РФ [8] (далее - НК РФ); неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ); непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ) и т.д.
Полагаем, что лучшему уяснению особенностей и роли финансовоправовых норм способствует их классификация, которую можно провести по нескольким основаниям.
Рассмотрим наиболее распространенную в юридической литературе классификацию норм финансового права [9].
1. Итак, в зависимости от содержания финансово-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными.
Материальные нормы финансового права закрепляют состав финансовой системы, виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством и муниципальными образованиями, источники формирования кредитных ресурсов банков, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные государственные фонды и т.п. Иными словами, данные нормы закрепляют юридические права и обязанности участников финансовых правоотношений. Таковыми являются почти все нормы принимаемых законов о бюджетах, большинство норм части первой НК РФ и др.
Процессуальные финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области формирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов (доходов), т.е. устанавливают порядок применения и действия норм материального права. Так, например, в ст. 6 БК РФ законодатель определил бюджетный процесс как регламентируемую законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/11.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
9
самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
2. По характеру воздействия на участников финансовых отношений финансово-правовые нормы подразделяются на: обязывающие,
запрещающие, уполномочивающие.
Обязывающие нормы финансового права регулируют активное поведение субъектов и предписывают в категорической форме совершать определенные действия. Иными словами, это те нормы, которые устанавливают обязанность участников финансовых отношений совершать определенные положительные действия. Например, в соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы
налогоплательщиков) требования об уплате налога. Согласно п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны: соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/11.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
10
принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и т.д.
Проанализировав некоторые положения БК РФ, мы пришли к выводу о том, что большинство обязывающих финансово-правовых норм закреплены в законодательстве в нейтральной формулировке. Так, например, согласно ст.121 «Государственная долговая книга Российской Федерации, государственная долговая книга субъекта Российской Федерации, муниципальная долговая книга» информация о
государственных внутренних долговых обязательствах Российской Федерации вносится в Государственную долговую книгу РФ в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента возникновения соответствующего обязательства. Информация о государственных
внешних долговых обязательствах Российской Федерации вносится в Государственную долговую книгу РФ в течение пяти рабочих дней с момента поступления в Министерство финансов РФ соответствующих документов, подтверждающих возникновение указанных обязательств и т.д.
Запрещающие финансово-правовые нормы регулируют пассивное поведение субъектов финансовых отношений и предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину [10] и законность. Иными словами, это нормы, которые содержат запрет на совершение определенных действий и устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них. Так, например,
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/11.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
11
согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие
ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Примером запрещающих финансовоправовых норм может также служить ст. 89 НК РФ, согласно которой налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Запрещающие финансово-правовые нормы встречаются в финансовом законодательстве крайне редко. Дело в том, что отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства (муниципальных) образований, не могут развиваться иначе как за счет активного поведения обязанных субъектов (что характерно для обязывающих финансово-правовых норм). А запреты с юридической стороны выражаются в юридических обязанностях пассивного содержания (то есть в обязанностях воздерживаться от совершения действий).
Уполномочивающие финансово-правовые нормы предоставляют участникам финансовых отношений возможность принятия самостоятельных решений, но в строго установленных границах. Так, например, согласно п. 3 ст. 12 НК РФ при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/11.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
12
определяются НК РФ. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Как видно, уполномочивающим нормам финансового права, как и большинству финансово-правовых норм свойственна императивность, поскольку, несмотря на предоставление участникам финансовых отношений возможности принятия самостоятельных решений, выход за определенные рамки (установленные федеральным законодательством) не допускается.
3. В зависимости от функций, выполняемых финансовым правом, финансово-правовые нормы подразделяются на: регулятивные и
охранительные.
Регулятивные финансово-правовые нормы регулируют общественные отношения путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. В качестве примера регулятивной нормы финансового права можно привести ст. 51 НК РФ, которая закрепляет порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица. Так, согласно данной норме обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего. Лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего, обязано уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Указанные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/11.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
13
безвестно отсутствующим (п. 1). Обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется его опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица. Опекун физического лица, признанного судом недееспособным, обязан уплатить всю не уплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица недееспособным пени и штрафы (п. 2). Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а также обязанность по уплате причитающихся пеней и штрафов приостанавливается по решению соответствующего налогового органа в случае недостаточности (отсутствия) денежных средств этих физических лиц для исполнения указанной обязанности. При принятии в установленном порядке решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения (п. 3). Лица, на которых возлагаются обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, пользуются всеми правами, исполняют все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков и плательщиков сборов, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей. Указанные лица при исполнении обязанностей, возложенных на них данной статьей, привлекаемые в связи с этим к ответственности за виновное совершение налоговых правонарушений, не вправе уплачивать штрафы, предусмотренные НК РФ, за счет имущества лица, признанного соответственно безвестно отсутствующим или недееспособным (п. 4).
Примером регулятивной нормы будет являться и ст. 56 НК РФ, в которой определен порядок установления и использования льгот по налогам и сборам. Так, согласно данной норме, льготами по налогам и
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/11.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
14
сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов РФ о налогах. Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах).
Охранительными финансово-правовыми нормами считаются нормы, предусматривающие применение мер государственного принуждения за финансовые правонарушения. К охранительным нормам относятся, в частности, нормы гл. 16 НК РФ, которая предусматривает виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение, а также часть IV БК РФ «Бюджетные нарушения и бюджетные меры принуждения».
4. В зависимости от вида регулируемых отношений финансовоправовые нормы подразделяются на: бюджетные, налоговые, финансового контроля, страховые, банковские, валютные и др.
5. В зависимости от вида нормативно-правового акта, в котором содержатся финансово-правовые нормы, они могут быть разделены на нормы законов и нормы подзаконных актов.
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/11.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
15
6. По территории действия финансово-правовые нормы
подразделяются на нормы, действующие: на всей территории Российской Федерации (содержатся в правовых актах представительных и исполнительных органов власти федерального уровня); на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (содержатся в правовых актах представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ); на территории соответствующего муниципального образования (содержатся в муниципально-правовых актах).
7. По времени действия финансово-правовые нормы могут быть общими и временными. Общие нормы финансового права устанавливаются на неопределенный срок действия и утрачивают силу в связи с их отменой или изменением. Временные нормы, напротив, устанавливаются на определенный срок (например, нормы закона о бюджете действуют, как правило, в течение срока действия соответствующего закона).
Подводя итог вышеизложенному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что финансовое право на сегодняшний день является важнейшей, перспективной, социально-ценной отраслью правовой системы России, которая регулирует наиболее важные общественные, а именно -экономические.
Глобальный экономический кризис, охвативший большинство стран мира, и те проблемы, которые он выявил, свидетельствуют об особой актуальности и необходимости развивать финансово-правовые институты
[11]. В связи с этим, финансово-правовые нормы, которые в совокупности образуют отрасль финансового права Российской Федерации, а также финансово-правовые отношения, образующие предмет правового регулирования данной отрасли требуют их более детального изучения и анализа со стороны правовой науки.
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/11.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
16
Литература
1. Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008. С. 13.
2. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. С. 64-66.
3. Алексеев В.Б. Финансовое право Российской Федерации: учеб пособие. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 3-4; Павлов П.В. Финансовое право: учеб. 5-е изд., испр. и доп. М.: Издательство «Омега-Л», 2011. С. 18-19.
4. Финансовое право Российской Федерации: учебник /коллектив авторов; под ред. М.В. Карасевой. М.: КНОРУС, 2012. С. 29-30.
5. Согласно п.1 ст.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. (Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07. 1998 №145-ФЗ (ред. от 26.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №31. Ст. 3823).
6. Согласно п.1 ст.5 Бюджетного кодекса РФ закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
7. Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов. 4-е изд. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2013. С. 279.
8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №31. Ст. 3824.
9. Алексеев В.Б. Указ. соч. С. 4; Крохина Ю.А. Указ. соч. С. 105-107; Павлов П.В. Указ. соч. С. 19-20; Финансовое право: учебник для бакалавров / под ред. Е.Ю. Грачевой. Москва: Проспект, 2013. С. 27-29; Финансовое право Российской Федерации: Учебник / отв. ред. М.В. Карасева. М.: Юристъ, 2004. С. 85-90; Химичева Н.И. Указ.
соч. С. 66-68.
10. Дисциплина финансовая - обязательный для всех объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц порядок осуществления финансовой деятельности. (См.: Большой юридический словарь / Авт.-сост. В.Н. Додонов, В.Д. Ермаков, М.А. Крылова и др.; под ред. А.Я Сухарева, В.Е. Крутских. М.: Инфра-М, 2003. С. 237.).
11. Ильин А.Ю. Финансовое право: учебник для академического бакалавриата / А.Ю. Ильин, М.Н. Кобзарь-Фролова, И.Г. Ленева, В.А. Яговкина; под ред. А.Ю. Ильина. М.: Издательство Юрайт, 2014. С. 9.11. Собрание узаконений и распоряжений правительства, изданное при Правительствующем Сенате. Отдел 1. 1917. № 95. Ст. 529.
References
1. Krohina Ju.A. Finansovoe pravo Rossii: uchebnik. 3-e izd., pererab. i dop. M.: Norma, 2008. S. 13.
2. Finansovoe pravo: uchebnik / otv. red. N.I. Himicheva. 5-e izd., pererab. i dop. M.: Norma: INFRA-M, 2012. S. 64-66.
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/11.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
17
3. Alekseev V.B. Finansovoe pravo Rossijskoj Federacii: ucheb posobie. M.: Volters Kluver, 2010. S. 3-4; Pavlov P.V. Finansovoe pravo: ucheb. 5-e izd., ispr. i dop. M.: Izdatel'stvo «Omega-L», 2011. S. 18-19.
4. Finansovoe pravo Rossijskoj Federacii: uchebnik /kollektiv avtorov; pod red. M.V. Karasevoj. M.: KNORUS, 2012. S. 29-30.
5. Soglasno p.1 st.1 Bjudzhetnogo kodeksa RF k bjudzhetnym pravootnoshenijam otnosjatsja: otnoshenija, voznikajushhie mezhdu sub#ektami bjudzhetnyh pravootnoshenij v processe formirovanija dohodov i osushhestvlenija rashodov bjudzhetov bjudzhetnoj sistemy Rossijskoj Federacii, osushhestvlenija gosudarstvennyh i municipal'nyh zaimstvovanij, regulirovanija gosudarstvennogo i municipal'nogo dolga; otnoshenija, voznikajushhie mezhdu sub#ektami bjudzhetnyh pravootnoshenij v processe sostavlenija i rassmotrenija proektov bjudzhetov bjudzhetnoj sistemy Rossijskoj Federacii, utverzhdenija i ispolnenija bjudzhetov bjudzhetnoj sistemy Rossijskoj Federacii, kontrolja za ih ispolneniem, osushhestvlenija bjudzhetnogo ucheta, sostavlenija, rassmotrenija i utverzhdenija bjudzhetnoj otchetnosti. (Bjudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07. 1998 №145-FZ (red. ot 26.12.2014) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2015) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 1998. №31. St. 3823).
6. Soglasno p.1 st.5 Bjudzhetnogo kodeksa RF zakon (reshenie) o bjudzhete vstupaet v silu s 1 janvarja i dejstvuet po 31 dekabrja finansovogo goda, esli inoe ne predusmotreno nastojashhim Kodeksom i (ili) zakonom (resheniem) o bjudzhete.
7. Rasskazov L.P. Teorija gosudarstva i prava: Uchebnik dlja vuzov. 4-e izd. M.: RIOR: INFRA-M, 2013. S. 279.
8. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaja) ot 31.07.1998 №146-FZ (red. ot 29.12.2014) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2015) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 1998. №31. St. 3824.
9. Alekseev V.B. Ukaz. soch. S. 4; Krohina Ju.A. Ukaz. soch. S. 105-107; Pavlov P.V. Ukaz. soch. S. 19-20; Finansovoe pravo: uchebnik dlja bakalavrov / pod red. E.Ju. Grachevoj. Moskva: Prospekt, 2013. S. 27-29; Finansovoe pravo Rossijskoj Federacii: Uchebnik / otv. red. M.V. Karaseva. M.: Jurist#, 2004. S. 85-90; Himicheva N.I. Ukaz. soch. S. 66-68.
10. Disciplina finansovaja - objazatel'nyj dlja vseh ob#edinenij, predprijatij, uchrezhdenij, organizacij i dolzhnostnyh lic porjadok osushhestvlenija finansovoj dejatel'nosti. (Sm.: Bol'shoj juridicheskij slovar' / Avt.-sost. V.N. Dodonov, V.D. Ermakov, M.A. Krylova i dr.; pod red. A.Ja Suhareva, V.E. Krutskih. M.: Infra-M, 2003. S. 237.).
11. Il'in A.Ju. Finansovoe pravo: uchebnik dlja akademicheskogo bakalavriata / A.Ju. Il'in, M.N. Kobzar'-Frolova, I.G. Leneva, V.A. Jagovkina; pod red. A.Ju. Il'ina. M.: Izdatel'stvo Jurajt, 2014. S. 9.
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/11.pdf