РОЛЬ АПК В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
Б.З. Кармова, старший преподаватель
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (Россия, г. Нальчик)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-11-2-18-23
Аннотация. В статье рассмотрено развитие АПК в общем по стране и отдельно взятом регионе за 2020-2023 гг. В ходе исследования выявлены современные проблемы развития АПК, как главного фактора обеспечения продовольственной безопасности России, а также предложены пути решения обозначенных проблем. Сделан вывод, что обеспечение продовольственной безопасности связано с аграрно-производственным потенциалом страны и эффективным механизмом его управления. И только наличие эффективного процесса инвестирования в АПК способно решить производственные и организационные задачи, создать предпосылки для инновационного развития и противодействовать угрозам продовольственной безопасности страны.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, агропромышленный комплекс, им-портозамещение, экономический кризис, экономические санкции.
В настоящее время одной из главных угроз национальной безопасности России становится проблема обеспечения продовольственной безопасности, вызванная разрывом с мировой экономической системой из-за введенных западными государствами экономических санкций в отношении нашей страны.
В таких условиях, особую важность приобрела проблема импортозамещения, так как импортные товары заняли значительную долю российской потребительской корзины, а обеспечение населения продовольственными товарами, является важной стратегической задачей, требующей разработки мер для развития отечественного производства.
Согласно Стратегии национальной безопасности РФ и Доктрины продовольственной безопасности РФ, продовольственная независимость страны является обеспеченной, если удельный вес отечественного производства, по важным продуктам питания, составляет не менее 80%. При этом, допустимые доли импорта в ресурсах важнейших продовольственных товаров должны быть дифференцированы в зависимости от возможностей их производства в РФ [1].
Достигнув пороговых значений показателей Доктрины продовольственной без-
опасности по производству зерна, сахара, растительного масла, мяса, рыбы и др., Россия остается импортозависимой еще по многим позициям. В связи с этим, обеспечение продовольственной безопасности в период кризисного состояния национальной экономики на прямую связано с развитием агропромышленного комплекса (АПК) страны. А главными задачами национальной экономики становятся: увеличение объема национального производства за счет внутренних резервов, расширение ассортимента производимой продукции, освоение и внедрение новых технологий с целью увеличения эффективности производства.
Цель исследования: выявить современные проблемы развития АПК страны, как главного фактора обеспечения продовольственной безопасности, и предложить пути решения обозначенных проблем.
В качестве методов исследования применялись: методы анализа и синтеза, метод абстрагирования, методы статистической обработки данных.
АПК как локомотив для обеспечения продовольственной безопасности, представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, к которым относятся: отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства; сель-
ское хозяйство (земледелие и животноводство) и лесное хозяйство; отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье. И только взаимосвязанное развитие всех этих отраслей способно решить задачу импортозамещения.
Сейчас АПК, как и вся экономика страны, находится в сложном периоде развития и нуждается в создании благоприятных условий для обеспечения продовольственной безопасности. А для выявления проблем и перспектив развития АПК РФ, рассмотрим его основные показатели за 2020-2023 гг.
Анализируемый период, конечно же, является непростым для АПК, так как он проходит не только период реформирования, но и активного развития, вызванный действием продовольственного эмбарго. В таких условиях, предприятия АПК не только наращивают производство, но и выходят на новые рынки, ранее занимаемые зарубежными производителями.
Несмотря на снижение спроса на продукцию АПК в 2020 году, вызванное сни-
Таблица 1. Уровень продовольственной
Сбор зерна, по итогам 2022 года, достиг рекордных значений - 157,7 млн. тонн, что на 30% выше результатов 2021 года. Рост показателей наблюдается и в производстве масличных культур, овощей, мяса и мясопродуктов. По производству зерна, растительных масел, рыбы и рыбопродуктов Россия преодолела пороговые значения и экспортирует продукцию в другие страны.
По данным Министерства сельского хозяйства РФ, в 2022 году экспорт продукции АПК составил в сопоставимых ценах
жением доходов населения из-за пандемии коронавирусной инфекции, наблюдался рост продукции отрасли в 1,5%, в сравнении с 2019 годом. Тогда объем производства сельскохозяйственной продукции в фактических ценах составил более 6 трлн. руб., на что повлияли не только благоприятные природные условия, но и ввод новых мощностей за счет реализуемых инвестиционных проектов в сфере АПК страны.
В 2021 году, в соответствии с Федеральным законом № 385-Ф3 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» на реализацию Госпрограммы АПК были направлены бюджетные ассигнования в размере 326670,8 млн. руб. [2].
Такое финансирование АПК страны, дало свои результаты. Так, в 2022 году наблюдалось повышение уровня самообеспечения страны относительно заданных значений Доктрины продовольственной безопасности (табл. 1).
ависимости РФ по некоторым видам про-
28903,9 млн. долл., а в текущих ценах -41615,2 млн. долл., что на 12,2% выше, чем в 2021 году. Такого результата удалось добиться не только благодаря высокому урожаю, но и развитию отраслей АПК благодаря государственной поддержке, объем которой значительно вырос в прошлом году.
В текущем 2023 году финансирование АПК страны составило 445,8 млрд. руб. Средства направлены на решение проблем импортозамещения, а также на развитие
дукции в 2022 году [1, 2]
№ Продукция Уровень самообеспечения Показатель относительно порогового значения Доктрины продовольственной безопасности РФ
1. Зерно 177,8% < в 1,9 раза
2. Сахар 103,2% + 13,2%
3. Растительные масла 211,1% < в 2,3 раза
4. Мясо и мясопродукт 100,9% + 15,9 %
5. Молоко и молокопродукты 84,9% -5,1%
6. Рыба рыбопродукты 153,3% < в 1,8 раза
7. Картофель 94,0% - 1,0%
8. Овощи и бахчевые культуры 89,2% - 0,8%
9. Фрукты и ягоды 44,9% - 15,1%
10. Соль пищевая 65,2% - 19,8%
всего АПК и сельских территорий. Здесь приоритетными направлениями государственной поддержки стали: стимулирование инвестиционной деятельности (выделено 173,4 млрд. руб.), развитие отраслей и техническая модернизация АПК (выделено 83,4 млрд. руб.), поддержка экспорта (выделено 41,4 млрд. руб.). Также наблюдается рост финансирования по направлениям: виноградарство и виноделие, закладка многолетних насаждений, племенное животноводство и мясное скотоводство, сельский туризм [3].
Стоит отметить, что в стране остро стоит вопрос импортозамещения семян сельскохозяйственных культур. Доля импортных семян в российском растениеводстве по основным видам сельскохозяйственных культур составляет: кукуруза - 55%, картофель - 65%, подсолнечник - 73%, овощи - 80%, сахарная свекла - 97%. Решению данного вопроса мешает дефицит специализированного оборудования из-за введенных экономических санкций, а отечественные проекты в селекции, генетике и создании необходимой техники являются капиталоемкими с долгим сроком реализации. В связи с такой ситуацией, в Доктрине продовольственной безопасности обозначено, что доля отечественных семян
в сельском хозяйстве страны к 2030 году должна составить не менее 75%.
С учетом того, что в значительной части аграрно-промышленных регионов страны уровень развития определяется состоянием отраслей АПК, рассмотрим их развитие в Кабардино-Балкарской Республике (КБР).
По итогам 2020-2022 гг. на АПК КБР приходится около 30% ВРП республики, а темпы роста социально-экономических показателей в части сельского хозяйства составили: в 2020 г. - 108,4%; в 2021 г. -109,0%, 2022 г. - 112% [4].
Сельское хозяйство республики динамично развивается, что обеспечивается более полным использованием конкурентных преимуществ, природно-ресурсного потенциала республики [5].
Количество хозяйствующих субъектов АПК КБР в 2020-2021 гг. снижается, в сравнении предыдущим годом, на что повлияли, в первую очередь, спад потребительского спроса, вызванного снижением реальных доходов населения. А небольшой рост их количества в 2022 году связан с действием антикризисных мер Правительства РФ и оживлением производства после очередной волны СОУГО-19 (рис. 1).
Рис. 1. Динамика численности сельхозпредприятий АПК КБР за 2020-2022 гг. [4]
За 2020-2022 гг. общая стоимость продукции растениеводства в хозяйствах КБР выросла на 7,9 млрд. руб. (+25,8%), про-
дукции животноводства увеличилось на 6 млрд. руб. (+24,7%), в сравнении с 2019 годом. А общая стоимость продукции
сельского хозяйства выросла на 13,9 млрд. руб. (+50,1%), что свидетельствует о развития АПК региона.
Объем продукции сельского хозяйства республики в 2022 году составил 77,4 млрд. руб., с удельным весом продукции растениеводства в 56,5%, животноводства - 43,5%. Так же инвестиции, вложенные в овощеводство, животноводство уже дают положительные результаты. Ежегодное наращивание объемов производства основных видов продукции растениеводства и животноводства, позволило КБР выйти на самообеспеченность по овощам, плодам, зерну, подсолнечнику, по молоку и мясу. Кроме этого, в 2020 году из КБР экспортировано продукции АПК на сумму 22,1 млн. долл., в 2021 году отгружено товаров на сумму 17,3 млн. долл., а в 2022 году - 18,0 млн. долл. [4].
Несмотря на наличие производств в обрабатывающих отраслях, пострадавших от последствий пандемии, именно благодаря им в КБР удалось поддержать рост промышленного производства, который в
2020 году составил 11%, в 2021 году около 8%, а в 2022 году - 12%. Развитие отраслей связано с вводом новых и модернизацией действующих производств, на что были потрачены средства из федерального и республиканского бюджетов.
Так, за исследуемый период, государственная поддержка АПК республики оказывалась в рамках реализации государственных программ КБР - «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в КБР» и «Комплексное развитие сельских территорий КБР».
В 2020 году на развитие АПК КБР направлено 2751,6 млн. руб., в том числе 2614,3 млн. руб. за счет средств федерального бюджета и 137,3 млн. руб. за счет средств республиканского бюджета. В
2021 году на развитие АПК и развитие сельских территорий КБР было направлено 2,52 млрд. руб., в том числе 2,4 млрд. руб. из федерального бюджета и около 120 млн. руб. из бюджета республики.
В 2022 году на финансирование составило около 3 млрд. руб. бюджетных средств, в том числе: 2,438 млрд. руб. - на
развитие растениеводства и животноводства, мелиорации, пищевой и перерабатывающей промышленности, поддержку малых форм хозяйствования и сельской кооперации; 553,3 млн. руб. - на развитие сельских территорий. А на 2023 год предусмотрено финансирование АПК региона в размере более 3,3 млрд. руб. [4]
Несмотря на хорошие результаты и рекорды производства, в 2022-2023 гг. введенные антироссийские санкции и начало специальной военной операции на Украине замедляют развитие АПК республики: наблюдается сбой поставки семян, средств защиты растений, сельхозтехники и запчастей; растут издержки производства на фоне резкого повышения курса доллара; обостряется кадровая проблема.
Таким образом, анализ показателей развития АПК России и отдельно взятого региона показал, что основными проблемами развития АПК страны являются: высокая изношенность основных фондов; неразвитость технико-технологической базы страны, зависимость производства от импортного оборудования и комплектующих средств; зависимость от поставок семян основных сельскохозяйственных культур; рост цен на импортное сырье; нехватка квалифицированных трудовых ресурсов; высокие процентные ставки на кредитные ресурсы; рост ставки НДС, незащищенность инновационных производств и др.
Также проблемой может стать и то, что в гонке за ростом агропромышленного производства на задний план уходят проблемы охраны окружающей среды и природопользования [6].
Для развития АПК и решения проблем импортозамещения, необходима разработка и внедрение мер государственной поддержки предприятий АПК в условиях экономических санкций, которая включает:
1. Повышение финансовой устойчивости предприятий АПК, включающее: нахождение новых источников финансирования; грантовая поддержка участвующих в реализации научно-технических проектов; развитие аграрного лизинга; страхование инвестиций; налоговые послабления для инвесторов и др.
2. Ускорение цифровой трансформации АПК с целью повышения качества и увеличения объёмов производства аграрной продукции.
3. Разработка и внедрение льготных программ по поддержке предприятий, ориентированных на инновационное производство [5].
4. Развитие отрасли сельскохозяйственного машиностроения на основе создания цифровой платформы для обеспечения поиска инвестиций на производство отечественной аграрной техники.
5. Развитие кадрового потенциала путем взаимодействия аграрных вузов с предприятиями АПК.
6. Внедрение ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий для производства сельскохозяйственной продукции [6];
7. Усиление контроля над целевым использованием выделяемых бюджетных средств.
8. Проведение постоянного мониторинга эффективности предпринимаемых государством мер по развитию АПК и их совершенствование.
Сейчас уровень финансово-
инвестиционных рисков и инвестиционный потенциал аграрно-промышленных регионов в неполной мере отвечают финансово-экономическим вызовам. Поэтому
сти в этом секторе экономики закладывает предпосылки эффективного решения проблем в сфере производства и финансов [7].
Понимая масштабность цели импорто-замещения продовольствия, необходимо и дальше наращивать объем финансирования АПК, делая упор на инновационное развитие его отраслей. Ведь создание условий для производства конкурентоспособной продукции, с использованием новейших достижений науки позволит АПК выйти на новый путь развития и стать гарантом обеспечения продовольственной безопасности страны. Также принципом развития аграрно-ориентированных регионов должна стать экологизация мероприятий по развитию АПК с учетом природных особенностей функционирования ресурсов.
Итого, обеспечение продовольственной безопасности в период кризисного состояния национальной экономики связано с аграрно-производственным потенциалом страны и эффективным механизмом его управления. Именно наличие эффективного процесса инвестирования деятельности хозяйствующих субъектов АПК способно решить производственные и организационные задачи, создать предпосылки для инновационного развития и противодействовать угрозам продовольственной безопасности.
активизация инвестиционном деятельно-
Библиографический список
1. Доктрина продовольственной безопасности РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/3e5/3e5941f295a77fdcfed2014f82ecf37f.pdf.
2. Итоговый доклад о результатах деятельности Минсельхоза России за 2021 год. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/aed/aed85b58433e872aa1848ad211ced148.
3. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ. - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://mcx.gov.ru/ (дата обращения: 02.10.2023 г.).
4. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства КБР. - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://mcx.kbr.ru (дата обращения: 11.10.2023 г.).
5. Шидов, А.Х. Повышение социально-экономического потенциала региона в развитии конкурентных преимуществ предприятий регионального производственного комплекса / А.Х. Шидов, Б.З. Батова // Terra Economicus. - 2010. - Т. 8, № 2-3. - С. 192-199. - EDN NBOTVL.
6. Mobilization of innovation and investment resources for environmentalmanagement in Russian federation regions / A.B. Nagoev, V.V. Rokotyanskaya, B.Z. Batova [et al.] // Environmental Quality Management. - 2018. - Vol. 27, № 4. - P. 47-54. - DOI 10.1002/tqem.21564. -EDN XYSZMT.
7. Повышение эффективности деятельности предпринимательских сельскохозяйственных структур региона на основе формирования инновационной стратегии и разработки оптимальных механизмов инвестиционно-инновационного развития аграрного сектора страны на примере КБР / А.Х. Шидов, С.А. Шидов, Л.Х. Шидова, М.А. Хамукова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 6-2(59). - С. 1007-1011. - EDN UCFHWX.
THE ROLE OF THE AGRICULTURAL INDUSTRY IN ENSURING FOOD SECURITY IN RUSSIA
B.Z. Karmova, Senior Lecturer
Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov (Russia, Nalchik)
Abstract. The article considers the development of the agro-industrial complex in the country as a whole and in a particular region for 2020-2023. In the course of the study, modern problems of the development of the agro-industrial complex as the main factor in ensuring food security in Russia are identified, as well as ways to solve these problems are proposed. It is concluded that ensuring food security is associated with the agricultural and production potential of the country and an effective mechanism for its management. Only the presence of an effective process of investing in the agro-industrial complex is able to solve production and organizational tasks, create prerequisites for innovative development and counteract threats to the country's food security.
Keywords: food security, agro-industrial complex, import substitution, economic crisis, economic sanctions.