Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АПК В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИКО-ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АПК В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИКО-ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЭКОНОМИКО-ПРАВОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сбитнев Н.А., Чернов С.А.

Целью исследования является обоснование направлений совершенствования системы государственного стратегического планирования развития агропромышленного комплекса России в условиях перманентного геополитического давления на экономику для обеспечения экономико-продовольственной безопасности нашей страны. Задачи, которые были решены в ходе исследования: 1) проведен анализ тенденций развития агропромышленного комплекса России, основных показателей, характеризующих экономические результаты его работы; 2) рассмотрены основные правовые документы, определяющие приоритеты стратегического планирования развития АПК; 3) определены основные стратегические проблемы и приоритеты его развития для обеспечения экономико-продовольственной безопасности страны. В качестве основных методов исследования выступили экономико-статистический, табличный, графический, прогнозный, сравнительный с последующим обобщением данных. Информационная база включала материалы Правительства Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, а также действующие нормативно-правовые акты. Научная новизна исследования заключается в обосновании целесообразности и необходимости совершенствования государственных стратегических решений в сфере развития АПК в условиях новых санкционных мер со стороны недружественных государств. Определены приоритеты государственной поддержки развития отрасли в долгосрочной перспективе, к числу которых необходимо отнести изменение структуры АПК, его технологическое обновление и финансовая поддержка сельхозпроизводителей в условиях санкционного и постсанкционного периодов. Результаты заключаются в определении основных стратегических приоритетов государства в развитии АПК, направленных на совершенствование системы стратегического планирования развития отрасли и на обеспечение экономико-продовольственной безопасности страны в условиях санкционного и постсанкционного периодов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX DEVELOPMENT IN ENSURING ECONOMIC AND FOOD SECURITY OF RUSSIA

The purpose of the study is to substantiate the directions of improving the system of state strategic planning for the development of the agro-industrial complex of Russia in the conditions of permanent geopolitical pressure on the economy to ensure the economic and food security of our country. Tasks that were solved during the research: the analysis of trends in the development of the agro-industrial complex of Russia, the main indicators characterizing the economic results of its work; the main legal documents defining the priorities of strategic planning for the development of the agro-industrial complex are considered; the main strategic problems and priorities of its development to ensure the economic and food security of the country are identified. The main research methods were economic-statistical, tabular, graphical, predictive, comparative with subsequent data generalization. The information base included materials from the Government of the Russian Federation, the Federal State Statistics Service of the Russian Federation, the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, the Food and Agriculture Organization of the United Nations, as well as current regulations. The scientific novelty of the study is to substantiate the expediency and necessity of improving state strategic decisions in the field of agricultural development in the context of new sanctions measures by unfriendly states. The priorities of state support for the development of the industry in the long term have been identified, among which it is necessary to include a change in the structure of the agro-industrial complex, its technological renewal and financial support for agricultural producers in the conditions of the sanctions and post-sanctions period. The results consist in determining the main strategic priorities of the state in the development of the agro-industrial complex, aimed at improving the system of strategic planning for the development of the industry and ensuring the economic and food security of the country in the conditions of the sanctions and post-sanctions period.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АПК В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИКО-ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ»

УДК 369.032.2 Код ВАК 5.2.3

DOI: 10.32417/1997-4868-2022-228-13-80-89

| Стратегическое планирование развития АПК о в обеспечении экономико-продовольственной

§ безопасности России

со

Н. А. Сбитнев1, С. А. Чернов1^

1 Уральский государственный аграрный университет, Екатеринбург, Россия

нE-mail: schernov76@yandex.ru

Аннотация. Целью исследования является обоснование направлений совершенствования системы государственного стратегического планирования развития агропромышленного комплекса России в условиях перманентного геополитического давления на экономику для обеспечения экономико-продовольственной безопасности нашей страны. Задачи, которые были решены в ходе исследования: 1) проведен анализ тенденций развития агропромышленного комплекса России, основных показателей, характеризующих экономические результаты его работы; 2) рассмотрены основные правовые документы, определяющие приоритеты стратегического планирования развития АПК; 3) определены основные стратегические проблемы и приоритеты его развития для обеспечения экономико-продовольственной безопасности страны. В качестве основных методов исследования выступили экономико-статистический, табличный, графический, прогнозный, сравнительный с последующим обобщением данных. Информационная база включала материалы Правительства Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, а также действующие нормативно-правовые акты. Научная новизна исследования заключается в обосновании целесообразности и необходимости совершенствования государственных стратегических решений в сфере развития АПК в условиях новых санкционных мер со стороны недружественных государств. Определены приоритеты государственной поддержки развития отрасли в долгосрочной перспективе, к числу которых необходимо отнести изменение структуры АПК, его технологическое обновление и финансовая поддержка сельхозпроизводителей в условиях санкцион-ного и постсанкционного периодов. Результаты заключаются в определении основных стратегических приоритетов государства в развитии АПК, направленных на совершенствование системы стратегического планирования развития отрасли и на обеспечение экономико-продовольственной безопасности страны в условиях санкционного и постсанкционного периодов.

Ключевые слова: государственное регулирование, стратегическое планирование, агропромышленный комплекс, экономико-правовая безопасность, прогнозирование развития, направления совершенствования.

Для цитирования: Сбитнев Н. А., Чернов С. А. Стратегическое планирование развития АПК в обеспечении экономико-продовольственной безопасности России // Аграрный вестник Урала. 2022. Спецвыпуск «Экономика». С. 80-89. DOI: 10.32417/1997-4868-2022-228-13-80-89.

Дата поступления статьи: 09.11.2022, дата рецензирования: 21.11.2022, дата принятия: 02.12.2022.

<

(J Постановка проблемы (Introduction)

g Одним из основных приоритетов планирования стратегического развития России и обеспечения национальной безопасности нашей страны в усло-" виях санкционного и постсанкционного периодов является обеспечение продовольственной безопас-® ности как основы дальнейшего устойчивого соци-g ально-экономического развития. При этом эконо-g мико-продовольственная безопасность государства (j определяется как способность гарантировать про-q довольственную безопасность, при которой дости-

гается экономическая и физическая доступность продовольственных товаров соответствующего качества в пределах обоснованных норм их потребления каждым гражданином страны [1-3].

Важнейшее место в обеспечении экономико-продовольственной безопасности России занимает агропромышленный комплекс, который в ответ на введенные санкционные меры экономического сдерживания нашей страны в короткие сроки сумел реализовать разработанные правительством действенные меры в сфере импортозамещения продо-

вольствия и увеличил производство сельскохозяйственной продукции, дефицит которой до 2014 г. восполнялся за счет ввоза продовольственных товаров иностранного происхождения [4-6]. Однако, несмотря на существенные успехи в развитии АПК в нашей стране, к настоящему времени не удалось полностью обеспечить население молоком, мясом крупного рогатого скота, отдельными видами растениеводческой продукции отечественного производства. Вместе с тем полностью отказаться от импорта ряда овощей и фруктов, производство которых по объективным причинам в нашей стране затруднено или высокозатратно, не представляется возможным.

С целью обеспечения экономико-продовольственной безопасности России в стратегической перспективе были установлены пороговые значения по самообеспечению нашей страны сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продуктами питания отечественного производства. Для этого 21 января 2020 г. президентом была утверждена Доктрина продовольственной безопасности, которая установила стратегические приоритеты, цели и задачи и основные направления реализации социально-экономической политики в части обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации [4].

Доктрина, развивает положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. В ней обоснованы приоритетные вопросы обеспечения продовольственной безопасности, а также учтены положения Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208, и других документов стратегического планирования. Доктрина учитывает рекомендации Продовольственной и сельско-

хозяйственной Организации Объединенных Наций (ФАО) по предельной доле импорта и запасов продовольственных ресурсов [7]. Методология и методы исследования (Methods) Результаты исследования базируются на данных Росстата, Минсельхоза России, Продовольственной и сельскохозяйственной Организации ООН, аналитических докладов и отчетов. Методологической основой послужили труды ученых, а также нормативно-правовые акты, регулирующие стратегические аспекты развития АПК. Исследование охватывает период 2017-2021 гг. В качестве методов исследования были применены обобщение данных, экономико-статистический и сравнительный методы. Результаты (Results) В настоящее время российский АПК активно развивается вопреки ограничительным мерам, предпринятым во время пандемии, а также несмотря на перманентные санкции и давление на экономику России. Важную роль в поддержке отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей при этом играют соответствующие стратегические и тактические меры государственной поддержки отрасли.

По итогам 2021 г. по показателю произведенной в российском агросекторе величины добавленной стоимости наша страна уверенно занимает пятое место в мировом рейтинге с показателем в 4,4 трлн руб. и седьмое место по объему прямых инвестиций в отрасли агропромышленного комплекса. В соответствии с данными Росстата всеми сельскохозяйственными предприятиями РФ (сель-хозорганизации, фермеры, личные подсобные хозяйства) в 2021 г. было произведено продукции на 7 572 344,5 млн рублей. Тем не менее российские эксперты по-прежнему отмечают экстенсивный тип развития сельского хозяйства в нашей стране (таблица 1) [12].

Таблица 1

Показатели развития агропромышленного комплекса России

И о о ¡3 о

У

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Объем продаж по отраслям АПК, млрд руб. 5801,40 6110,80 7572,3

Доля в валовом внутреннем продукте (ВВП), % 3,4 3,6 4,5

Рентабельность активов 4,7 6,1 6,6

Инвестиции в основной капитал АПК, млрд руб. 844,2 855,9 769,3

<

Table 1 .

Indicators of the development of the agro-industrial complex in Russia ^

Indicator 2019 2020 2021

Sales volume by branches of the agro-industrial complex, billion rubles. 5801.40 6110.80 7572.3

Share in gross domestic product (GDP), % 3.4 3.6 4.5

Return on assets 4.7 6.1 6.6

Investments in the fixed capital of the agro-industrial complex, billion rubles. 844.2 855.9 769.3

Таблица 2

Основные показатели состояния агропромышленного комплекса России

аЗ «

S S

О

к

о «

СО

Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Производство продовольственной продукции по категориям предприятий

Хозяйства всех категорий, % 100 100 100 100 100

Из них с/х организации, % 55,2 56,5 57,7 58,2 59,1

Из них хозяйства населения, % 32,4 31 28,6 28,2 25,5

Из них фермерские хозяйства, % 12,4 12,5 13,7 13,6 15,4

Показатели ресурсной базы с/х предприятий

Посевные площади, млн га 54,4 53,6 53,2 52,6 52,7

Поголовье скота, млн голов 33 31,6 32,9 31,5 30,1

Количество тракторов в хозяйствах, тыс. шт. 216,8 211,9 206,7 203,6 198,3

Количество комбайнов в хозяйствах, тыс. шт. 57,6 56,9 55 53,9 52,6

Table 2

The main indicators of the state of the agro-industrial complex of Russia

Indicator 2017 2018 2019 2020 2021

Production of food products by categories of enterprises

Farms of all categories, % 100 100 100 100 100

Of these, agricultural organizations, % 55.2 56.5 57.7 58.2 59.1

Of these, the households of the population, % 32.4 31 28.6 28.2 25.5

Of these, farms, % 12.4 12.5 13.7 13.6 15.4

Indicators of the resource base of agricultural enterprises

Acreage, million hectares 54.4 53.6 53.2 52.6 52.7

Livestock, million heads 33 31.6 32.9 31.5 30.1

The number of tractors in farms, thousand pcs. 216.8 211.9 206.7 203.6 198.3

The number of combines in farms, thousand pcs. 57.6 56.9 55 53.9 52.6

Это обусловлено тем, что в структуре российского АПК преобладают крупные сельскохозяйственные организации, которые занимают наибольший удельный вес в производстве сельскохозяйственной продукции (более 59 % в 2021 г.).

Это сопровождается сокращением посевных площадей и, как следствие, постепенным уменьшением количества сельскохозяйственной техники, ее физическим и моральным износом, что связано в первую очередь с экономическими трудностями, с которыми сталкиваются агропредприятия.

В результате складывающейся тенденции у аграрных предприятий существенно уменьшаются возможности полностью привлечь в хозяйственный оборот все имеющиеся земли сельскохозяйственного назначения и ресурсы (таблица 2) [12].

По состоянию на начало этого года предприятиями АПК было экспортировано продукции на сумму 37 122,5 млн долл. (+21 %), что в натуральном выражении составило 71 068,3 тыс. тонн. По сравнению с 2010 г. эти показатели увеличились в 4 раза (рис. 1).

В структуре, экспорта российского продовольствия основной удельный вес занимают зерновые -31 %, масложировая продукция - 20 %, рыба и морепродукты - 18 %, продукция пищевой и перерабатывающей, промышленности - 14 %.

В силу наличия существенного спроса на внутреннем рынке, необходимости покрытия внутрен-

них потребностей меньше всего на экспорт отправляется мясной, и молочной продукции - 4 %. Экспорт прочей сельскохозяйственной продукции составляет 13 % (рис. 2, 3).

На конец 2021 г. сельскохозяйственной продукция из нашей страны поставлялась в более чем 160 стран. В начале 2022 г. этот показатель сократился до 150 стран. Крупнейшими покупателями российской продукции АПК в начале 2022 г. были страны ЕС (12 %), Турция (11,7 %), Китай (9,6 %), Южная Корея (6,7 %), Казахстан (7,5 %), Египет (5 %), Беларусь (5 %), Украина (2,4 %), Азербайджан (2 %). Удельный вес прочих стран-импортеров в структуре российского экспорта составил 36,3 % (рис. 4).

В 2022 г. в структуре экспорта наибольший удельный вес имеют следующие регионы России:

- экспорт зерновых: Ростовская область - 4,7 млрд долл., Краснодарский край -2,25 млрд долл., Москва - 2 млрд долл.;

- экспорт масложировой продукции: Калининградская область - 1,3 млрд долл., Ростовская область - 1 млрд долл.;

- экспорт рыбы и морепродуктов: Приморский край - 1,8 млрд долл., Мурманская область -1,3 млрд долл.);

- экспорт мясной продукции: Московская область - 0,36 млрд долл., Ставрополье - 0,14 млрд долл.;

- экспорт продукция пищевой и перерабатывающей отрасли: Москва - 0,88 млрд долл., Московская область - 0,76 млрд долл.), Санкт-Петербург - 0,44 млрд долл., Ленинградская область - 0,48 млрд долл.

Необходимо отметить увеличение экспорта продукции АПК на 17 % в первом полугодии 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По оценкам экспертов, до конца года прогнозируется увеличение экспортных поступлений с 37,1 млрд долл., до 40 млрд долл. При этом в первом полугодии 2022 г. существенно увеличились

экспортные поставки в Южную Корею на 19 %, в Белоруссию - на 33 %, в Индию - на 8 % [13].

В силу перечисленных выше проблем развития отрасли, связанных с ее структурой, необходимостью финансовой поддержки агропредприятий, государство разрабатывает меры активной поддержки сельхозпроизводителей, предлагаются различные варианты помощи, доступной как опытным, так и начинающим сельхозпроизводителям. Главными приоритетами государственной стратегии поддержки и развития отрасли являются обеспечение финансовой стабильности АПК и структурная трансформация, увеличение количества аграриев.

И о о ¡3 о

У

40 35 30 25 20 15 10 5 0

40 35 30 25 20 ¡5 10 5 О

37.1

19.7

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2013 2019 2020 20211 пол. 2022 Рис. 1. Динамика экспорта продукции АПК России с 2010-2021 гг., млрд долл.

37.1

19.7

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 1st half

of2022

Fig. 1. Dynamics of exports of agricultural products of Russia from 2010-2021, billion dollars

___!_!_!_i

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зерновые |

1440.7

Масложировая отрасль

I 7279.5

Мясная продукция 11

Молочная продукция I 412.7

Рыоа н морепродукты |

Пищевая и перерабатывающая продукция |

Прочая продукция |

65.8

6678.3

I 5192.9

I 4952.6

0

2000 4000 6000 8000 10000 12000 14000

Рис. 2. Структура экспорта агропромышленного комплекса РФ по отраслям на 01.01.2022, млн долл.

s

о к

о «

СО

Cereals Fat and oil industry Meat products Dairy products Fish and seafood Food and processing products Other products

Ш J J 65.8 412.7

7279.5

6678.3

I 11

440.7

2000

4000

6000

8000

10000

12000

14000

Fig. 2. The structure of exports of the agro-industrial complex of the Russian Federation by industry on 01.01.2022,

million dollars

Зерновые I Масложировая отрасль 7652.2

Мясная продукция | 532.8 Молочная продукц11я | 242.6 Рыба и морепродукты И 2076.8 Пищевая и перерабатывающая продукция 9289.1

Прочая продукция 8199.8

О 10000 20000

43074.9

30000

40000

50000

Рис. 3. Структура экспорта агропромышленного комплекса РФ по отраслям на 01.01.2022, тыс. тонн

Cereals 43074.9

Fat and oil industry 7652.2

Meatproducts I 532.8 Dairy products I 242.6 Fish and seafood H 2076.8 Food and processing products 9289.1

Other products 8199.8

0 10000 20000 30000 40000 50000

Fig. 3. The structure of exports of the agro-industrial complex of the Russian Federation by industry on 01.01.2022,

thousand tons

11.70%

■ Турция Китай Казахстан Республика Корея

■ Беларусь

■ прочие

59.50% " "

Рис. 4. Структура российского экспорта отраслей АПК по странам в 2021 г. (доля в стоимостном выражении)

9.60 % 7.50%

6.70 % 5 %

И

О

о ¡3

о

У

11.70%

9.60%

7.50%

6.70%

5%

59.50

1 Turkey

China

Kazakhstan

Republic of Korea

1 Belarus

1 other

Fig. 4. Structure of Russian exports of agricultural industries by country in 2021 (share in value terms)

С целью стимулирования развития АПК, усовершенствования системы стратегического планирования его развития и обеспечения экономико-продовольственной безопасности России приняты соответствующие изменения в базовые стратегические и программные документы.

8 сентября 2022 г. вследствие усилившегося в этом году геополитического и экономического давления на развитие экономики нашей страны со стороны ведущих западных стран, возникшей необходимости внедрения новой, адаптированной к современным реалиям модели национального экономического развития, которая была бы способна обеспечить снижение экономического спада, устойчивый и стабильный рост экономики, Правительством России утверждена Стратегия разви-тияоагропромышленного и рыбохозяйственногоо-комплексов РФ на период до 2030 г. В соответствии с данным стратегическим документом в основу экономического роста должны быть заложены внутренние факторы конкурентоспособности государства и повышение экономической эффективности сельскохозяйственного производства. Так, в част-

ности, Стратегия предполагает увеличение валовой добавленной стоимости, которая создается в аграрном секторе: к 2024 г. - до 5374,8 млрд руб., к 2030 г. - 7000 млрд руб. Основу экономического развития отрасли должно составить значительное расширение экспорта сельскохозяйственной продукции.

Благодаря уже предпринятым государственным мерам стратегического регулирования развития российского АПК достигнуты пороговые значения экономико-продовольственной безопасности почти по всем основным видам производства продовольствия: по зерну, растительному маслу, сахару, мясу и мясопродуктам, рыбе и рыбопродуктам.

По данным Минсельхоза нашей страны, в 2021 г. показатели самообеспечения (продовольственной независимости) в России составили:

- по сахару - 100 % (при пороговом значении Доктрины продовольственной безопасности не менее 90 %);

- по растительному маслу - 176,6 % (почти в 2 раза выше, пороговое значение Доктрины - не менее 90 %);

s

о к

о «

СО

- по рыбе и рыбопродуктам - 153,2 % (в 1,8 раза выше порогового значения в размере не менее

85 %);

- по овощам и бахчевым культурам - 86,9 % (на 3,1 % ниже порогового значения - не менее 90 %);

- по фруктам и ягодам - 43,6 % (на 16,4 % ниже порогового значения - не менее 60 %).

В соответствии с данными Росстата в 2021 г. показатели самообеспечения составляли:

- по зерну - 149,9 % (в 1,6 раза выше порогового значения - не менее 95 %);

- по мясу и мясопродуктам - 100,3 % (пороговое значение - не менее 85 %);

- по картофелю - 88,4 % (пороговое значение -не менее 95 %);

- по молоку и молокопродуктам - 84,2 % (пороговое значение - не менее 90 %) [9]. Обсуждение и выводы (Discussion and Conclusion)

В системе стратегического государственного планирования развития АПК и обеспечения экономико-продовольственной безопасности нашей страны необходимо в первую очередь сокращать технологическую импортозависимость, локализацию зарубежных производств. Меры государственной поддержки должны быть направлены также на стимулирование развития и разработки отечественных информационных ресурсов, программного обеспечения и IT-платформ прикладного характера, способных обеспечить качественный технологический прорыв в развитии таких отраслей, как биотехнологии, селекция и племенное дело, сельскохозяйственное машиностроение. Не менее важным является преодоление технологической импортоза-висимости в сфере развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности, разработки и производства новых видов удобрений, агрохимикатов и т. д.

Драйверами экономического роста аграрной промышленности России должны стать преимущественно традиционные рынки сбыта продовольствия в нашей стране и за рубежом, характеризующиеся высокими или средними темпами роста. Речь идет в первую очередь о развивающихся рынках азиатских стран, стран Латинской Америки. Их развитие и освоение не потребует значительных инвестиций, связанных с масштабным внедрением новых технологий либо существенного изменения потребительских предпочтений в организации питания. Выделяя основные направления импортоза-мещения, необходимо ориентироваться на комплекс признаков, в числе которых важнейшими должны быть значимость, удельный вес и объем импорта в стоимостном выражении, возможности его замещения АПК России, наличие в странеовозможностей и конкурентных преимуществодляоразвития внутреннего производства, существенная доля импорта в себестоимости ряда продукции агропромышленного комплекса.

Важнейшим условием достижения стратегических целей обеспечения экономико-продуктовой безопасности должно стать обновление технологической базы и инновационность реализуемых мероприятий. Для этого необходимо выделить ключевые стратегические приоритеты развития отрасли, основными из которых являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- импортозамещение;

- инновационная ориентация развития пищевой и перерабатывающей промышленности;

- внедрение прогрессивных информационных и цифровых технологий в управление развитием отраслей агропромышленного комплекса;

- повышение, плодородия сельскохозяйственных земель, их рациональное использование и восполнение, вовлечение в сельскохозяйственный оборотонеиспользуемых пахотных земель;

- инновационная ориентация в сфере развития и разработки новых технологийов области генетики и селекции;

- дальнейшее совершенствование системы мелиоративных мероприятий;

- оптимизация производственных и логистических процессов, а также связанных с ними новых видов технологий, сервисов и решений.

Перспективы развития российского агросектора в связи с этим должны быть связаны с прогрессивным опережающим обновлением технологической базы отрасли и внедрением новых инновационных технологий:

- базовых пищевых биотехнологий, в том числе для производства специализированной пищевой продукции;

- технологий производства импортозамещающих видов сельскохозяйственной техники и пищевого оборудования;

- отечественных технологий глубокой переработки сельскохозяйственного сырья;

- цифровых технологий для проведения ветеринарного и фитосанитарного контроля, их использование для обеспечения биобезопасности и контроля качества, сельскохозяйственного сырья и продукции переработки, на всей цепочке создания стоимости;

- технологий интеллектуального управления водо- и энергораспределением на оросительных и осушительных системах в сельском хозяйстве;

- в сфере ускоренной селекции и племенного дела, выведения собственных сортов и гибридов, выведения чистых линий высокопродуктивных пород животных.

Важнейшими задачами в рамках достижения стратегических целей развития АПК и достижения экономико-продовольственной безопасности нашей страны должны стать также сохранение и увеличение численности населения, проживающего в сельской местности, повышение качества его жизни и уровня благоустройства домовладений,

развитие и совершенствование социальной и инже- потребительские кооперативы). В совокупности это нерной инфраструктуры сельских территорий. Ре- позволит решить проблемы депрессивности и от-ализация указанных мер послужит существенным стающего развития сельских территорий, приведет стимулом к активизации предпринимательской де- к снижению безработицы, привлечению необходи-ятельности сельского населения и его побуждению мых инвестиционных, кадровых, организационных к созданию собственных хозяйств (крестьянских ресурсов и уменьшению традиционной миграции (фермерских) хозяйств) или присоединения к кол- сельского населения в города. c

лективным организациям (сельскохозяйственные §

o

Библиографический список ^

1. Алтухов А. И. Достижение продовольственной независимости страны, на основе новой государственной аграрной политики // Региональный вестник. 2019. № 2 (3). С. 2-5.

2. Алтухов А. И., Продовольственная безопасность в контексте реализации новой редакции ее доктрины // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2020. № 9. С. 82-90.

3. Зюкин Д. А., Солошенко Р. В., Пожидаева Н. А., Матушанская Е. Е., Обоснование необходимости стратегии развития зернопродуктового подкомплекса АПК для обеспечения продовольственной безопасности страны и комплексного развития сельского хозяйства // Вестник Курской государственной, сельскохозяйственной академии. 2020. № 2. С. 60-64.

4. Зюкин Д. А. Формирование стратегии развития зернопродуктового подкомплекса АПК как необходимого элемента успешной реализации политики импортозамещения продовольствия // Региональный вестник. 2020. № 6 (15). С. 31-33.

5. Минаков И. А. Продовольственная безопасность в сфере производства и потребления овощной продукции // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2016. № 1. С. 11-16.

6. Соловьева Т. Н., Пожидаева Н. А., Зюкин Д. А. Государственное регулирование и импортозамещение продовольственной продукции: проблемы и решения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2021. № 11. С. 17-20.

7. Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/73338425 (дата обращения: 05.10.2022).

8. Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13278 (дата обращения: 11.10.2022).

9. Показатели, характеризующие импортозамещение России [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat. gov.ru/folder/11188 (дата обращения: 15.10.2022).

10. Зюкин Д. А., Быстрицкая А. Ю., Белова Т. В., Зубкова Т. А., Гребнева М. Е. Оценка реализации им-портозамещения в России в контексте динамики импорта // Экономические науки. 2020. № 182. С. 60-65.

11. Гранкин В. Ф., Цемба Н. М. Основные направления устойчивого развития молочно-продуктового комплекса // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 8. С. 292-296.

12. Умудов Б. М., Родионов А. В. Анализ внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур по товарным позициям зерновых культур и продуктов их глубокой переработки // Индустриальная экономика. 2021. Т. 1. № 2. С. 86-93.

13. Сафонова Н. Р. Управление проектами в государственном секторе [Электронный ресурс] // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 1. Ч. 2. С. 90-93.. URL: https://vaael.ru/artide/view?id=987 (дата обращения: 17.10.2022).

14. Юняева Р. Р., Клеманова И. В. Особенности регионального развития субъекта РФ на основе оптимизации государственной политики АПК [Электронный ресурс] // Региональная экономика: теория и практика. 2020. Т. 18. Вып. 1. С. 165-178. URL: https://www.fin-izdat.com/journal/region/detail.php?ro=75518 (дата обращения: 21.10.2022).

15. Рейтинг крупнейших АПК в России: перспективы полного импортозамещения, тенденции развития 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/reyting-krupneyshikh-apk-v-rossii-perspektivy-polnogo-importozameshchemya-tendentsii-razvitiya-2022 (дата обращения: 12.10.2022).

16. Прогноз научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/264/264dfabe7e526b6a79 ffe5697c34ed4f.pdf (дата обращения: 12.10.2022).

17. Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL:: http://government.ru/docs/46497 (дата обращения: 17.10.2022).

s

о к

о «

СО

Об авторах:

Николай Анатольевич Сбитнев1, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории, ORCID 0000-0001-7112-8034, AuthorlD 24743; +7 965 525-13-97, n.sbitnev@mail.ru Сергей Александрович Чернов1, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории, ORCID 0000-0001-5686-9053, AuthorlD 990422; +7 953 041-02-87, schernov76@yandex.ru 1 Уральский государственный аграрный университет, Екатеринбург, Россия

Strategic planning of agro-industrial complex development in ensuring economic and food security of Russia

N. A. Sbitnev1, S. A. Chernov1^ 1 Ural State Agrarian University, Ekaterinburg, Russia

ME-mail: schernov76@yandex.ru

Abstract. The purpose of the study is to substantiate the directions of improving the system of state strategic planning for the development of the agro-industrial complex of Russia in the conditions of permanent geopolitical pressure on the economy to ensure the economic and food security of our country. Tasks that were solved during the research: the analysis of trends in the development of the agro-industrial complex of Russia, the main indicators characterizing the economic results of its work; the main legal documents defining the priorities of strategic planning for the development of the agro-industrial complex are considered; the main strategic problems and priorities of its development to ensure the economic and food security of the country are identified. The main research methods were economic-statistical, tabular, graphical, predictive, comparative with subsequent data generalization. The information base included materials from the Government of the Russian Federation, the Federal State Statistics Service of the Russian Federation, the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, the Food and Agriculture Organization of the United Nations, as well as current regulations. The scientific novelty of the study is to substantiate the expediency and necessity of improving state strategic decisions in the field of agricultural development in the context of new sanctions measures by unfriendly states. The priorities of state support for the development of the industry in the long term have been identified, among which it is necessary to include a change in the structure of the agro-industrial complex, its technological renewal and financial support for agricultural producers in the conditions of the sanctions and post-sanctions period. The results consist in determining the main strategic priorities of the state in the development of the agro-industrial complex, aimed at improving the system of strategic planning for the development of the industry and ensuring the economic and food security of the country in the conditions of the sanctions and post-sanctions period.

Keywords: state regulation; strategic planning; agro-industrial complex; economic and legal security; forecasting of development, directions of improvement.

For citation: Sbitnev N. A., Chernov S. A. Strategicheskoe planirovanie razvitiya APK v obespechenii eko-nomiko-prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossii [Strategic planning of agro-industrial complex development in ensuring economic and food security of Russia] // Agrarian Bulletin of the Urals. 2022. Special issue "Economy". Pp. 80-89. DOI: 10.32417/1997-4868-2022-228-13-80-89. (In Russian.)

Date ofpaper submission: 09.11.2022, date of review: 21.11.2022, date of acceptance: 02.12.2022.

References

1. Altukhov A. I. Dostizhenie prodovol'stvennoy nezavisimosti strany na osnove novoy gosudarstvennoy agrar-noy politiki [Achieving food independence, of the country on the basis of the new state agrarian policy] // Regional Bulletin. 2019. No. 2 (3). Pp. 2-5. (In Russian.)

2. Altukhov A. I. Prodovol'stvennaya bezopasnost' v kontekste realizatsii novoy redaktsii ee doktriny [Food security in the context of the implementation, of the new version of its doctrine] // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. 2020. No. 9. Pp. 82-90. (In Russian.)

3. Zyukin D. A., Soloshenko R. V., Pozhidaeva N. A., Matushanskaya E. E. Obosnovanie neobkhodimosti strate-gii razvitiya zernoproduktovogo podkompleksa APK dlya obespecheniya prodovol'stvennoy bezopasnosti strany i kompleksnogo razvitiya sel'skogo khozyaystva [Substantiation of the need for a strategy, for the development of a grain-product subcomplex, of the agro-industrial complex to ensure the country's food security and integrated development of agriculture] // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. 2020. No. 2. Pp. 60-64. (In Russian.)

4. Zyukin D. A. Formirovanie strategii razvitiya zernoproduktovogo podkompleksa APK kak neobkhodimogo elementa uspeshnoy realizatsii politiki importozameshcheniya prodovol'stviya [Formation of a strategy for the 88

development of the grain-product subcomplex of the agro-industrial complex, as a necessary element of the successful implementation of the policy of food import substitution] // Regional Bulletin. 2020. No. 6 (15). Pp. 31-33. (In Russian.)

5. Minakov I. A. Prodovol'stvennaya bezopasnost' v sfere proizvodstva i potrebleniya ovoshchnoy produktsii [Food safety in the sphere of production, and consumption of vegetable products] // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. 2016. No. 1. Pp. 11-16. (In Russian.)

6. Solov'eva T. N., Pozhidaeva N. A., Zyukin D. A. Gosudarstvennoe regulirovanie i importozameshchenie, prodovol'stvennoy produktsii: problemy i resheniya [State regulation and import substitution of food products: problems and solutions] // Economics of agricultural and processing enterprises. 2021. No. 11. Pp. 17-20. (In Russian.)

7. Ukaz Prezidenta RF ot 21 yanvarya 2020 g. № 20 "Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii". [Decree of the President of the Russian Federation No. 20 dated January 21, 2020 "On the approval of the Food Security Doctrine of the Russian Federation"] [e-resource]. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/73338425 (date of reference: 05.10.2022). (In Russian.)

8. Potreblenie osnovnykh produktov pitaniya naseleniem Rossiyskoy Federatsii. [Consumption of basic products, nutrition by the population of the Russian Federation. Federal State Statistics Service] [e-resource]. URL: https:// rosstat.gov.ru/compendium/document/13278 (date of reference: 11.10.2022). (In Russian.)

9. Pokazateli, kharakterizuyushchie importozameshchenie Rossii [Indicators characterizing the import substitution of Russia. Federal State Statistics Service]. [e-resource]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11188 (date of reference: 15.10.2022). (In Russian.)

10. Zyukin D. A., Bystritskaya A. Yu., Belova T. V., Zubkova T. A., Grebneva M. E. Otsenka realizatsii importo-zameshcheniya v Rossii v kontekste dinamiki importa [Assessment of import substitution implementation in Russia, in the context of import dynamics] // Economic sciences. 2020. No. 182. Pp. 60-65. (In Russian.)

11. Grankin V. F., Tsemba N. M. Osnovnye napravleniya ustoychivogo razvitiya molochno-produktovogo kom-pleksa [The main directions of sustainable development. of the dairy and food complex] // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. 2018. No. 8. Pp. 292-296. (In Russian.)

12. Umudov B. M., Rodionov A. V Analiz vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti predprinimatel'skikh struktur po tovarnym pozitsiyam zernovykh kul'tur i produktov ikh glubokoy pererabotki [Analysis of foreign economic activity of business structures on commodity positions. of grain crops and products of their deep processing] // Industrial Economics. 2021. Vol. 1. No. 2. Pp. 86-93. (In Russian.)

13. Safonova N. R. Upravlenie proektami v gosudarstvennom sektore [Project management in the public sector] [e-resource] // Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. 2020. No. 1. Part 2. Pp. 90-93. URL: https://vaael. ru/article/view?id=987 (date of reference: 17.10.2022). (In Russian.)

14. Yunyaeva R. R., Klemanova I. V. Osobennosti regional'nogo razvitiya sub"ekta RF na osnove optimizatsii gosudarstvennoy politiki APK [Features of regional development. of the subject of the Russian Federation on the basis of optimization of the state policy of the agro-industrial complex] [e-resource] // Regional economy: theory and practice. 2020. Vol. 18. Iss. 1. Pp. 165-178. URL: https://www.fin-izdat.com/journal/region/detail. php?ID=75518 (date of reference: 21.10.2022). (In Russian.)

15. Reyting krupneyshikh APK v Rossii: perspektivy polnogo importozameshcheniya, tendentsii razvitiya 2022 [Rating of the largest agricultural. enterprises in Russia: prospects for full import substitution, development trends 2022] [e-resource]. URL: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/reyting-krupneyshikh-apk-v-rossii-pers-pektivy-polnogo-importozameshcheniya-tendentsii-razvitiya-2022 (date of reference: 12.10.2022). (In Russian.)

16. Prognoz nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya agropromyshlennogo kompleksa Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda [Forecast of scientific and technological development. of the agro-industrial complex of the Russian Federation for the period up to 2030] [e-resource]. URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/264/264dfabe 7e526b6a79ffe5697c34ed4f.pdf (date of reference: 12.10.2022). (In Russian.)

17. Strategiya razvitiya agropromyshlennogo i rybokhozyaystvennogo kompleksov Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda [Strategy for the development of agro-industrial and fisheries complexes. of the Russian Federation for the period up to 2030] [e-resource]. URL: http://government.ru/docs/46497 (date of reference: 17.10.2022). (In Russian.)

Authors' information:

Nikolay A. Sbitnev1, candidate of technical sciences, associate professor of the department of management and economic theory, ORCID 0000-0001-7112-8034, AuthorID 24743; +7 965 525-13-97, n.sbitnev@mail.ru Sergey A. Chernov1, candidate of economic sciences, associate professor of the department of management and economic theory, ORCID 0000-0001-5686-9053, AuthorID 990422; +7 953 041-02-87, schernov76@yandex.ru 1 Ural State Agrarian University, Ekaterinburg, Russia

M o o ti

0

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.