Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today
2022, №5, Том 14 / 2022, No 5, Vol 14 https://esi.today/issue-5-2022.html
URL статьи: https://esi.today/PDF/20ECVN522.pdf
Дата публикации: 14.10.2022
Ссылка для цитирования этой статьи:
Гончарова, О. Ю. Продовольственная безопасность современной России: проблемы и пути их решения / О. Ю. Гончарова, К. Г. Чернушкова // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 5. — URL: https ://esi.today/PDF/20ECVN522.pdf
For citation:
Goncharova O.Yu., Chernushkova K.G. Food security in modern Russia: problems and ways to solve them. The Eurasian Scientific Journal, 14(5): 20ECVN522. Available at: https://esi.today/PDF/20ECVN522.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).
Гончарова Ольга Юрьевна
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной
службы при Президенте Российской Федерации» Южно-Российский институт управления, Ростов-на-Дону, Россия Доцент кафедры «Экономической теории и предпринимательства»
Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1566-9367 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=685430
Чернушкова Карина Геннадьевна
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной
службы при Президенте Российской Федерации» Южно-Российский институт управления, Ростов-на-Дону, Россия Доцент кафедры «Экономической теории и предпринимательства»
Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=661881
Продовольственная безопасность современной России: проблемы и пути их решения
Аннотация. В статье авторами рассмотрены особенности и проблемы обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации в современных условиях, а также ряд предложений по их решению.
Авторы отмечают, что понимание сущности и содержания продовольственной безопасности в нашей стране претерпело значительную эволюцию: от обеспечения населения страны продовольствием при постепенном сокращении доли импорта сельскохозяйственной продукции, через самообеспечение основными видами сельскохозяйственной продукции — к наращиванию экспорта продовольствия.
Однако подобный подход, хотя и позволил добиться позитивных изменений (самообеспечение основными видами продовольствия, наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции (прежде всего, зерновых и растительного масла)), не позволит, как представляется, обеспечить продовольственную безопасность Российской Федерации в современных условиях в силу того, что не всегда прослеживается комплексный подход к пониманию сущности продовольственной безопасности и факторов, ее определяющих. Необходим учет современного состояния и угроз продовольственной
безопасности во всех трех подразделениях агропромышленного комплекса, а также в отраслях инфраструктуры. Кроме того, важно не допускать структурных перекосов в производстве сельскохозяйственной продукции (форсированный экспорт зерновых на практике приводит к деградации животноводства) и в соотношении различных видов сельскохозяйственного предпринимательства — малого, среднего, крупного (тенденция к концентрации сельскохозяйственного производства приводит к упадку малых форм хозяйствования, особенно личного подсобного хозяйства). А последнее усиливает риски, связанные с дальнейшим сокращением численности сельского населения, исчезновением сельских поселений, что ставит под угрозу устойчивое развитие территорий.
Кроме того, в современных условиях производители сельскохозяйственной продукции сталкиваются с действием ряда угроз, обусловленных санкционной политикой стран Запада и возросшей неопределенностью внешней среды: нестабильный уровень цен на продовольствие, нестабильность валютных курсов, проблемы транспортировки и страхования выращенного урожая и т. д. Без государственной поддержки этот комплекс проблем решить невозможно.
Наконец, обеспечение продовольственной безопасности невозможно без внесения корректив в социальную (в части регулирования доходов населения) и инвестиционную политику государства (преодолеть многолетний инвестиционный кризис в условиях незначительных по сравнению с развитыми странами бюджетных ассигнований на развитие сельского хозяйства, отсутствия доступных (долгосрочных и под низкий процент) кредитных ресурсов и наличия финансовых проблем у большинства предприятий АПК без государственной поддержки не представляется возможным).
Цель исследования — совершенствование подходов к пониманию сущности продовольственной безопасности, вызовов и угроз продовольственной безопасности, а также механизмов их нейтрализации.
Объектом исследования является механизм обеспечения продовольственной безопасности в РФ.
Предметом исследования является поиск возможных направлений совершенствования механизма обеспечения продовольственной безопасности в РФ.
Авторы делают выводы о том, что необходим комплексный подход к анализу учет современного состояния и угроз продовольственной безопасности во всех трех подразделениях агропромышленного комплекса, а также в отраслях инфраструктуры. Не менее важно не допускать структурных перекосов в производстве сельскохозяйственной продукции и в соотношении различных видов сельскохозяйственного предпринимательства. Кроме того, обеспечение продовольственной безопасности невозможно без совершенствования социальной и инвестиционной политики, а также разработки и реализации комплекса мер защиты отечественных производителей сельскохозяйственной продукции от неблагоприятных факторов внешней среды, вызванных санкционной политикой стран Запада.
Ключевые слова: продовольственная безопасность; агропромышленный комплекс; структура сельскохозяйственного производства; санкционная политика; доступность продовольствия; финансирование АПК; комплексный подход к обеспечению продовольственной безопасности
Актуальность
Проблема обеспечения продовольствием относится к категории вечных, поскольку речь идет об удовлетворении фундаментальной потребности человека и общества при помощи ограниченных ресурсов. Данную проблему можно рассматривать на различных уровнях:
домохозяйства, территории, государства, населения Земли в целом (как глобальную проблему) [1, с. 21-25].
Вместе с тем понимание сущности продовольственной безопасности претерпело за прошедшие годы (с середины 70-х годов прошлого века по настоящее время) определенную эволюцию. Изначально, в условиях глобального продовольственного кризиса, основной акцент был сделан на снабжении продовольствием, обеспечении его доступности и, в меньшей степени, на проблеме стабильного ценообразования на продукты. Позже внимание было уделено институциональным механизмам, способствующим обеспечению продовольственной безопасности, прежде всего, информации1.
Позже было уделено внимание также наличию достаточного объема запасов продовольствия для поддержания стабильного его потребления, компенсации колебаний объемов производства и ценовых колебаний2.
В первой половине 80-х годов прошлого века понятие продовольственной безопасности было расширено Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО), которая включила в нее вопросы физической и экономической доступности продовольствия, в первую очередь, для бедных групп населения3.
Позже в докладе Всемирного банка была признана нерешенность проблемы продовольственной безопасности в силу бедности значительной части населения, стихийных бедствий, локальных конфликтов и ряда других причин»4.
В настоящее время понятие продовольственной безопасности требует согласованного рассмотрения вопросов продовольственной и экологической безопасности (сохранения биологического разнообразия, лесов, интенсивный экономический рост без расширения пахотных земель и т. д.) [2], а также, что не менее важно, уделяется особое внимание вопросам качества продовольствия [3].
С началом пандемии коронавируса COVID-19 возникли новые проблемы. Прежде всего, ряд стран-экспортеров продовольствия ввел ограничения на экспорт, стремясь создать внутри страны необходимые запасы продовольствия. Это обострило риски в странах-импортерах сельскохозяйственной продукции. Кроме того, в рассматриваемый период снижались реальные доходы населения, что не могло не сказаться на потреблении продовольствия [4].
Перед Россией, которая располагает значительными ресурсами (площадь РФ равна примерно трети площади Евразии и одной восьмой площади суши, здесь сосредоточены четверть запасов леса и питьевой воды, более восьми процентов мировой пашни [5, с. 7-10]), проблема продовольственной безопасности стоит, тем не менее, достаточно остро. При этом при условии реализации ресурсного потенциала наша страна могла бы обеспечить продовольствием семьсот-восемьсот млн. человек [6, с. 28-29].
1 Global hunger and food security after the World Food Summit: ODI Briefing Paper 1997. London, Overseas Development Institute — URL: https://odi.org/en/publications/global-hunger-and-food-securitv-after-the-world-food-summit/ (дата обращения: 15.09.2022).
2 Report of the World Food Conference. Rome, 5-16 November 1974. New York, the United Nations — URL: https://archives.au.int/handle/123456789/9426 (дата обращения: 14.09.2022).
3 World Food Security: a Reappraisal of the Concepts and Approaches. Director General's Report. Rome, 1983 — URL: https://www.fao.org/forestrv/13128-0e6f36f27e0091055bec28ebe830f46b3.pdf (дата обращения: 16.09.2022).
4 Poverty and Hunger: Issues and Options for Food Security in Developing Countries. Washington, World Bank 1986 — URL: https://documents.worldbank.org/en/publication/documentsreports/documentdetail/166331467990005748/ povertv-and-hunger-issues-and-options- (дата обращения: 10.09.2022).
Цель исследования — совершенствование подходов к пониманию сущности продовольственной безопасности, вызовов и угроз продовольственной безопасности, а также механизмов их нейтрализации в современных условиях.
Объектом исследования является механизм обеспечения продовольственной безопасности в РФ.
Предметом исследования является выявление возможных направлений совершенствования механизма обеспечения продовольственной безопасности в РФ.
Методы и материалы
Основными методами исследования были сравнение и обобщение информации; системный анализ.
Результаты и обсуждение
Юридическое закрепление в нашей стране термин «продовольственная безопасность» получил в 1996 году в Федеральной целевой программе «Стабилизация и развитие агропромышленного производства Российской Федерации на 1996-2000 годы»). Позже были разработаны многочисленные нормативно-правовые акты, программы, концепции, доктрины, приоритетный национальный проект, призванные решить проблему продовольственной безопасности страны.
К числу наиболее важных из них относятся:
• Национальный проект «Развитие АПК».
• Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (2006 г.).
• Государственные программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (ныне действующая утверждена в 2020 г.).
• Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена в 2010 г.).
• Государственная программа РФ «Комплексное развитие сельских территорий» (утверждена в 2019 г.).
• две Доктрины продовольственной безопасности (утверждены соответственно в 2010 и в 2020 гг.).
Продовольственная безопасность и продовольственная независимость страны рассматриваются как важнейшая часть национальной безопасности, а государство призвано определять приоритеты аграрной политики, механизм отражения угроз продовольственной безопасности в условиях повышенного риска и неопределенности [7]. За прошедшие годы подходы к пониманию сущности продовольственной безопасности, ее критериев и показателей, механизмов обеспечения неоднократно претерпевали изменения: от осознания проблемы падения объемов производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и невозможности обеспечить собственные потребности без наращивания импорта продовольственных товаров до снижения степени импортозависимости, самообеспечения основными видами сельскохозяйственной продукции, достижения ее экономической и физической доступности для населения, наращивания объемов экспорта продовольствия и др.
Так, в Доктрине продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. №1 20 продовольственная безопасность признана важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности, определены ее стратегическая цель, показатели (для сферы потребления, сферы производства и национальной конкурентоспособности и сферы организации управления), закреплены полномочия Правительства РФ в области обеспечения продовольственной безопасности и др. Однако вскоре, в условиях санкционной политики стран Запада, возникла необходимость существенных изменений Доктрины продовольственной безопасности РФ. Утвержденная в январе 2020 года новая Доктрина продовольственной безопасности РФ имеет ряд существенных отличий от предыдущего документа:
• в ней появились новые группы продукции (овощи, бахчевые, семена, ягоды, фрукты);
• поставлена задача не только самообеспечения страны основными видами продовольствия, но увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции;
• количество задач обеспечения продовольственной безопасности возросло с четырех до тринадцати;
• число основных направлений государственной политики обеспечения продовольственной безопасности увеличилось с шестнадцати до пятидесяти четырех и др.
Вместе с тем, как представляется, до настоящего времени недооценивается то, что продовольственная безопасность — сложное, многоаспектное явление, требующее учета комплекса взаимосвязанных факторов.
Приведем некоторые примеры, подтверждающие данный вывод.
Важно понимать, что достижение продовольственной безопасности зависит от состояния всех подразделений агропромышленного комплекса (АПК), достигается на всех этапах воспроизводственного цикла. Анализируя состояние первого подразделения АПК (производство продукции сельскохозяйственного машиностроения, химической продукции, включая производство удобрений, средств защиты растений, производство горюче-смазочных материалов и др.), приходится констатировать, что обеспеченность отечественных сельхозтоваропроизводителей различными видами сельскохозяйственной техники составляет от девяти до пятнадцати процентов по сравнению с уровнем 1990 года [8, с. 14]. Износ техники, не только моральный, но и физический, год от года увеличивается, однако спрос на новую сельскохозяйственную технику до сих пор наполовину удовлетворяется за счет ее импорта, а доля отечественных производителей сельскохозяйственной техники в отдельных рыночных сегментах по-прежнему близка к нулю [9, с. 4].
За последние шестнадцать лет производство средств защиты растений выросло в восемнадцать раз, и это несомненное достижение. Однако нужно учитывать, что готовые формы и действующие вещества, из которых они производятся, практически полностью импортируются.
Серьезную угрозу представляет ситуация с обеспечением АПК семенами. Если в среднем доля используемых в России семян отечественной селекции превышает шестьдесят процентов, то по некоторым культурам — сахарной свекле, кукурузе, подсолнечнику, картофелю и овощам зависимость от импорта семян гораздо выше:
• по сахарной свекле — девяносто восемь процентов;
• по картофелю — восемьдесят восемь процентов;
• по подсолнечнику — семьдесят три процента и др. [9, с. 7]
При отказе от импорта высокоурожайных семян на первых порах неизбежно снижение объемов производства и рентабельности. Однако необходимость обеспечения потребностей в семенах за счет собственного семеноводства несомненна. Намечено к 2025 году довести долю семян отечественной селекции до двадцати процентов по сахарной свекле, до пятидесяти процентов по картофелю, до семидесяти процентов по сое, до семидесяти пяти процентов по кукурузе и др.
Уже сегодня создано свыше трехсот сортов и гибридов растений, почти триста новых технологий, но уровень внедрения данных разработок ничтожно мал — не превышает пяти-семи процентов [8].
К числу несомненных успехов, достигнутых в последние годы, следует отнести достижение пороговых значений продовольственной безопасности по многим видам продовольствия [10, с. 190]:
• по картофелю, сахару, зерну — с 2010 года;
• по маслу растительному — с 2012 года;
• по рыбной продукции, мясу и мясопродуктам — с 2015 года и др.
В то же время не достигнуты пороговые значения по ряду позиций, среди которых молоко и молокопродукты, говядина в составе мяса и мясопродуктов [11, с. 4]. В немалой степени это связано с тем, что оборотной стороной активного вывоза на экспорт зерна является развитие кризисных явлений в мясо-молочном животноводстве. Речь идет не только о недостаточных объемах производства мяса, молока, сыра и другой продукции этой отрасли, но и об ухудшении качества этой продукции (использование пальмового масла, различного рода добавок, генетически модифицированной продукции и т. д.). Так, в настоящее время забраковывается от одной десятой до половины животного масла, сыров; растет доля фальсифицированной продукции [12, с. 132-134]. Кроме того, возникшая деформированность структуры сельскохозяйственного производства увеличивает его сезонность, влечет за собой рост безработицы на селе [13, с. 15-21].
Не достигнуты пороговые значения продовольственной безопасности также по картофелю, овощам и бахчевым [2, с. 4]. Как представляется, среди причин подобной ситуации — неполное использование потенциала личного подсобного хозяйства (ЛПХ) и малого предпринимательства на селе. На протяжении последних десятилетий именно ЛПХ производили основной объем картофеля, овощей, фруктов, да и молочных продуктов, как для собственного потребления, так и для продажи. Однако в течение последних двух десятилетий отмечается сокращение объемов производства сельскохозяйственной продукции ЛПХ, и по прогнозам, к 2025 году их доля в производстве овощей составит менее половины (для сравнения: в начале нынешнего века ЛПХ производили почти семьдесят пять процентов овощной продукции) [13, с. 79-93].
Сокращение доли малых форм хозяйствования на селе, особенно ЛПХ, происходит на фоне тенденции к концентрации сельскохозяйственного производства, наращивания экспорта продовольствия. Однако нельзя абсолютизировать ни одну из форм хозяйствования, поскольку каждая имеет свои преимущества и вносит вклад в решение проблемы обеспечения продовольственной безопасности страны, а также достижения устойчивого социально-экономического развития АПК, сохранения сел, количество которых сократилось последние десятилетия более чем на двадцать тысяч.
Вместе с исчезновением сельских населенных пунктов растет количество заброшенных земель сельскохозяйственного назначения. В настоящее время порядка сорока четырех процентов всех сельскохозяйственных угодий страны относятся к этой категории.
Необходимо также отметить среди проблем, создающих угрозу продовольственной безопасности страны в целом и ее регионов, недостаточное внесение в почву удобрений, использование устаревших технологий обработки земель, отсутствие севооборота, и как результат — снижение плодородия почв. Например, в Ростовской области, где шестьдесят пять процентов земель составляют черноземы, отмечается снижение естественного плодородия почв, что приводит к недобору урожая зерновых примерно на десять центнеров с каждого гектара.
Неоднозначна ситуация и в третьем подразделении АПК, которое представлено легкой, пищевой промышленностью, торговлей, общественным питанием и т. д. Здесь также велика доля импорта оборудования, особенно в производстве детского питания, мясной и мясожировой продукции. Кроме того, значительны транспортно-логистические ограничения (морально устарела и не соответствует потребностям инфраструктура хранения готовой продукции, существует комплекс проблем транспортировки, в том числе, при экспорте сельскохозяйственной продукции и т. д.) Так, выступая на Петербургском международном экономическом форуме — 2022, заместитель Председателя Правительства РФ В.В. Абрамченко отметила связанные с санкциями угрозы полной морской и авиационной блокады, которые уже привели к двукратному удорожанию морского фрахта продовольствия, а также проблемы страхования грузов.
Не менее важно учесть, что продовольственная безопасность страны означает физическую и экономическую доступность продовольствия для всех групп населения. Показателем степени экономической и физической доступности является уровень потребления основных продуктов питания на душу населения, который определяется, в первую очередь, уровнем доходов населения. Однако в последние тридцать лет, по данным статистики, дифференциация доходов населения нашей страны существенно возросла [14, с. 681]:
• значение коэффициента Джини увеличилось почти вдвое;
• значение коэффициента фондов — почти в 2,5 раза.
В настоящее время разрыв между наиболее и наименее обеспеченными слоями населения по некоторым продуктам, богатым витаминами и минералами (овощи, фрукты и ягоды, мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, рыба), почти двукратный. В то же время в потребительской корзине бедных слоев населения отмечается значительное превышение доли легких углеводов. Сложившаяся ситуация объясняется относительно высокими ценами на данные продукты и отсутствием возможности приобретать их в объеме, необходимом для обеспечения суточной нормы витаминов и минералов, населением с низкими доходами, что негативно сказывается на состоянии здоровья значительной части населения страны [15, с. 74-75]. При этом необходимо учитывать, что доля расходов на приобретение продуктов питания в среднем в РФ составляет свыше одной пятой всех расходов домохозяйств, а у самых бедных россиян — почти пятьдесят процентов [16, с. 61], что существенно превышает значения соответствующего показателя в развитых странах.
Таким образом, обеспечение продовольственной безопасности невозможно без совершенствования социальной политики государства, однако рассмотрение этой проблемы выходит за рамки данной статьи.
Наконец, обеспечение продовольственной безопасности невозможно без радикального улучшения бюджетного финансирования предприятий АПК (его нужно увеличить не менее чем в три раза, что примерно соответствует уровню развитых стран); предоставления долгосрочных дешевых кредитов (под три-пять процентов годовых), эффективной системы налоговых льгот сельхозтоваропроизводителям и т. д.
Заключение
Таким образом, несмотря на значительные успехи в укреплении продовольственной безопасности РФ, для достижения устойчивых результатов и своевременного отражения возникающих вызовов необходим комплексный подход, направленный на решение проблем всех подразделений АПК.
В условиях возросшей неопределенности, связанной с санкционной политикой стран Запада, российские производители сельскохозяйственной продукции нуждаются в поддержке со стороны государства, поскольку колебания мировых цен на зерно, нестабильность валютных курсов, удорожание перевозки грузов способны привести к снижению рентабельности, сокращению посевных площадей, а в перспективе — к уменьшению объемов производства продукции.
Не менее важно обеспечить реализацию потенциала всех форм сельскохозяйственного предпринимательства, устойчивое развитие сельских территорий, преодоление инвестиционного кризиса АПК за счет существенного увеличения бюджетного финансирования, предоставления доступного долгосрочного кредитования, совершенствование системы налоговых льгот и т. д.
Реализация намеченных мер будет способствовать реализации потенциала РФ, что позволит не только обеспечить собственные потребности, но и стать одним из ведущих экспортеров сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алтухов А.И. Парадигма продовольственной безопасности России: монография / А.И. Алтухов. — М.: Фонд «Кадровый резерв», 2019. — 685 с.
2. Hertel, T.W. Attaining food and environmental security in an era of globalization / T.W. Hertel, U.L. Baldos // Global Environmental Change. — 2016. — Vol. 41. — P.195-205.
3. Meeting future food demand with current agricultural resources / K.F. Davisa [et al.] // Global Environmental Change. — 2016. — Vol. 39. — P. 125-132.
4. Kirwan J., Damian M. Food security framing swith in the UK and the integration of the local food systems // Journal of Rural Studies. 2013. Vol. 29. P. 91-100.
5. Яркова Т.М. Доктрина продовольственной безопасности России — что изменилось в 2020 году // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2020. — № 6. — c. 7-10.
6. Гончарова О.Ю., Сидоренко И.Н. Экономика и чиновничество: Монография. Ростов н/Д. Изд-во СКАГС. 2011. 136 с.
7. Chigvintsev V., Artyukhin O., Tereshchenko V., Ponedelkov A., Kritskaya A. Food security of Russia: main approaches to ensuring it (political science analysis) // E3S Web Conf. Volume 210, 2020. Innovative Technologies in Science and Education — URL: https://www.e3s-
conferences.org/articles/e3sconf/pdf/2020/70/e3sconf_itse2020_03002.pdf (дата обращения: 8.09.2022).
8. Анищенко А.Н., Шутьков А.А. Проблемы реализации Доктрины продовольственной безопасности России // Продовольственная политика и безопасность. — 2021. — Том 8. — № 1. — С. 19-23.
9. Тарасова, О.Б. Продовольственная безопасность России как комплекс взаимосвязанных факторов / О.Б. Тарасова // Вестник евразийской науки. — 2022.
— Т. 14. — № 2. — URL: https://esi.today/PDF/49ECVN222.pdf.
10. Литвинова А.В., Талалаева Н.С. Продовольственная безопасность России: эволюция приоритетов и способов оценки // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. — 2019. — Т. 21. — № 4. — С. 182196.
11. Третьяков А.П., Данилова К.А. Об особенностях новой Доктрины продовольственной безопасности России 2020 // Теория и практика мировой науки. — 2020. — № 10. — С. 2-9.
12. Бутова Т.Г., Данилина Е.П., Белобородов А.А., Белобородова Ю.С., Лобачева Н.И. Безопасность пищевых продуктов в концепции медицинской продовольственной безопасности России в современных условиях // Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции — 2021 — № 3. — С. 130-137.
13. Калафатов Э.А. Роль личных подсобных хозяйств в развитии продовольственной безопасности России и сельских территорий // Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции — 2021 — № 4. — С. 79-93.
14. Минакова И.В., Кузьмичева И.Г., Галигузов В.И. Роль государства в обеспечении социально-экономического развития: мировой опыт и российская практика // Научный журнал "Управленческий учет". — 2021. — № 6. — С. 675-683.
15. Афанасьева Д.А. Современное состояние продовольственной безопасности в России как фактор политического риска в аграрном комплексе // Фундаментальное научное знание. — 2020. — Том 10. — № 1. — С. 72-76.
16. Зубаревич Н.В., Сафронов С.Г. Доля продуктов питания в структуре расходов населения регионов России как индикатор уровня жизни и модернизации потребления // Вестник Московского университета. Серия 5. География. — 2019.
— № 2. — С. 61-68.
Goncharova Olga Yuryevna
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration South Russian Institute of Management, Rostov-on-Don, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1566-9367 RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=685430
Chernushkova Karina Gennadevna
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration South Russian Institute of Management, Rostov-on-Don, Russia
E-mail: [email protected] RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=661881
Food security in modern Russia: problems and ways to solve them
Abstract. In the article, the authors consider the features and problems of ensuring food security of the Russian Federation in modern conditions, as well as a number of proposals for their solution.
The authors note that the understanding of the essence and content of food security in our country has undergone a significant evolution: from providing the country's population with food with a gradual reduction in the share of agricultural imports, through self-sufficiency in basic agricultural products, to increasing food exports.
However, such an approach, although it has made it possible to achieve positive changes (self-sufficiency in basic types of food, increasing exports of agricultural products (primarily grain and vegetable oil)), does not seem to allow ensuring food security of the Russian Federation in modern conditions due to the fact that there is not always a comprehensive approach to understanding the essence of food security and the factors that determine it.
It is necessary to take into account the current state and threats to food security in all three divisions of the agro-industrial complex, as well as in infrastructure sectors. In addition, it is important to avoid structural distortions in the production of agricultural products (forced grain exports in practice leads to the degradation of animal husbandry) and in the ratio of various types of agricultural entrepreneurship — small, medium, large (the tendency to concentrate agricultural production leads to the decline of small forms of farming, especially personal subsidiary farming). And the latter increases the risks associated with a further decline in the rural population, the disappearance of rural settlements, which threatens the sustainable development of territories.
In addition, in modern conditions, agricultural producers face a number of threats caused by the sanctions policy of Western countries and the increased uncertainty of the external environment: unstable food prices, exchange rate instability, problems of transportation and insurance of the grown crop, etc. Without government support, this complex of problems cannot be solved.
Finally, ensuring food security is impossible without making adjustments to the social (in terms of regulating the incomes of the population) and investment policy of the state (to overcome the long-term investment crisis in conditions of insignificant budget allocations for the development of agriculture in comparison with developed countries, the lack of available (long-term and low-interest) credit resources and the presence of financial problems for most enterprises Agro-industrial complex without state support is not possible).
The purpose of the study is to improve approaches to understanding the essence of food security, challenges and threats to food security, as well as mechanisms for their neutralization.
The object of the study is the mechanism of ensuring food security in the Russian Federation.
The subject of the study is the search for possible ways to improve the mechanism of ensuring food security in the Russian Federation.
The authors conclude that a comprehensive approach is needed to analyze the current state and threats to food security in all three divisions of the agro-industrial complex, as well as in infrastructure sectors. It is equally important to avoid structural distortions in the production of agricultural products and in the ratio of various types of agricultural entrepreneurship. In addition, ensuring food security is impossible without improving social and investment policies, as well as developing and implementing a set of measures to protect domestic agricultural producers from adverse environmental factors caused by the sanctions policy of Western countries.
Keywords: food security; agro-industrial complex; structure of agricultural production; sanctions policy; food availability; financing of agriculture; an integrated approach to ensuring food security
20ECVN522