ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В РФ И ЕГО РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Б.З. Кармова, старший преподаватель М.М. Сабанова, магистр
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (Россия, г. Нальчик)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-1-1-143-148
Аннотация. В статье рассмотрены особенности осуществления программы им-портозамещения в РФ и отдельно взятом регионе за 2019-2021 гг. Проанализированы ключевые показатели, характеризующие процесс замещения импорта в стране, выявлены особенности продовольственного импортозамещения как на уровне страны, так и регионе. Определены основные проблемы, мешающие осуществлению импортозамещения, предложены пути решения обозначенных проблем. Сделан вывод о том, что решение проблемы импортозамещения требует планомерной работы на уровне государства и социально-экономические программы являются главным инструментом реализации стратегии импортозамещения в регионах страны.
Ключевые слова: экономические санкции, импортозамещение, импорт, экспорт, продовольственные товары, агропромышленный комплекс.
В настоящее время одной из актуальных проблем, требующих решения, является вопрос импортозамещения, который обострился в связи с действием антироссийских санкций.
Несмотря на проблемы, возникшие с уходом из российского рынка множества зарубежных производителей и поставщиков товаров, введенные против РФ санкции и ответные меры на них стали стимулом для развития идей импортозамещения в отечественной экономике.
Цель исследования: изучение ключевых аспектов продовольственного импортоза-мещения в РФ и отдельно взятом регионе.
В качестве методов исследования использованы: методы анализа и синтеза, метод научной абстракции, методы статистической обработки данных.
Особую важность, в условиях действия антироссийских санкций, имеет продовольственное импортозамещение, так как именно импортные товары занимают большую долю российской потребительской корзины, что затрагивает вопрос о продовольственной безопасности РФ. В связи с этим главными задачами национальной экономики становятся: увеличение объема национального производства за счет внутренних резервов, расширение ассортимента производимой продукции, освоение и внедрение новых технологий с целью увеличения эффективности производства [1].
Для того чтобы понять на сколько остро стоит вопрос импортозамещения в стране, рассмотрим изменение объема импорта в РФ на основные виды продовольственных товаров за 2019-2021 гг. (рис.1).
Рис. 1. Динамика объема импорта на продовольственные товары в РФ за 2019-2021 гг.
(в тыс. тонн) [2]
За 2019-2021 гг. импорт мяса и мясной продукции в стране сократился на 8,9 тыс. тонн. Импорт рыбной продукции снизился на 12,2 тыс. тонн. Импорт молочной продукции по итогам 2021 г. остался на прежнем уровне относительно показателей
2019 г. - 18,9 тыс. тонн.
В 2020 году наиболее существенно сократился импорт рыбной продукции, в сравнении с 2019 годом (уменьшение на 24,9%), из-за прекращения поставки продукции из Норвегии.
Резкое сокращение объема импорта в
2020 году переходит в рост в 2021 году, что связано с изменением состава основ-
Темп роста производства фруктов и ягод за 2019-2021 гг. составил 101,8%, овощей - 61,2%. В 2021году производство мяса крупного рогатого скота увеличилось на 63 тыс. тонны (26%), производство сыров увеличилось году на 110 тыс. тонн (20,3%), относительно показателей 2019 года.
За анализируемый период отрицательная динамика наблюдается по производству морской рыбы (-7,9%), производству кисломолочных продуктов (-1,8%). На такое снижение рассматриваемых показателей оказали влияние нехватка упаковочных материалов, компонентов закваски для кисломолочных продуктов и т.д., которые поставлялись из западных государств.
Стратегия импортозамещения действует как в целом по России, так и на уровне субъектов. Так, в Кабардино-Балкарской республике (КБР), согласно Постановлению Правительства, утвержден перечень
ных стран-поставщиков продуктов питания.
Так, за счет поставок из Фарерских островов и Чили, значительно возрос российский импорт рыбы в 2021 году (в сравнении с 2020 годом), а поставки сыро-молочной продукции из ЕС и Украины в Россию переместились в Белоруссию, доля которой в российском импорте сыро-молочной продукции увеличилась в два раза [2].
Так же по объему производства основных видов продуктов питания в РФ за 2019-2021 гг. наблюдается положительная динамика (таблица 1).
продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций на территории региона. Из категории «Продовольственные товары» в данном перечне присутствуют зерновые культуры (кроме риса), зернобобовые, семена масличных культур, плоды семечковых и косточковых культур, томатная паста, плодоовощные консервы и кондитерские изделия [4].
Конечно, климатические особенности региона и заложенные традиции республики, определяют возможности развития бизнеса в сельском хозяйстве, наряду с туризмом и строительством. Именно поэтому в республике уделяется больше внимания реализации проектов, направленных на объединение усилий сельхозпроизводителей и перерабатывающих производств по продвижению местной сельхозпродукции на рынок страны.
Таблица 1. Производство основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в
РФ за 2019-2021 гг. [31
№ Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г. Темп роста 2021/2019
тыс. тонн тыс. тонн %
1. Мясо КРС 242 254 305 63 26
2. Мясо домашней птицы 4847 4808 4860 13 0,2
3. Изделия колбасные 2282 2355 2448 166 7,2
4. Овощи 83,7 108 135 51,3 61,2
5. Фрукты, ягоды 22,2 28,2 44,8 22,6 101,8
6. Рыба морская свежая 827 884 761 -66 -7,9
7. Масло сливочное 269 277 283 14 5,2
8. Сыры 540 572 650 110 20,3
9. Кисломолочные продукты 2792 2745 2739 -53 -1,8
В настоящее время в регионе реализу- водству импортозамещающей продукции ются инвестиционные проекты по произ- (таблица 2).
Таблица 2. Импортозамещающие проекты в сфере АПК КБР [5]
Проект Проектная мощность Кол-во рабочих мест
Строительство птицефабрики по производству мяса индейки 44,8 тыс. тонн мяса индейки/год 1500
Строительство цеха для глубокой переработки мяса птицы 1,5 тыс. тонн мяса птицы/год 65
Строительство животноводческого комплекса по содержанию коров 2 тыс. голов /год 75
Строительство тепличного комплекса 67 тыс. тонн томатов/год 240
Строительство фруктохранилища 23 тыс. тонн единовременного хранения 25
Строительство селекционно -семеноводческого центра 7 тыс. тонн семян кукурузы, гороха и подсолнечника/год 70
Строительство комбикормового завода 50 тыс. тонн комбикорма/год 80
Крупные инвестиции, вложенные в овощеводство, животноводство уже дают хорошие результаты. В результате АПК республики демонстрирует стабильный рост. Об этом свидетельствует ежегодное наращивание объемов производства основных видов продукции растениеводства, что позволило КБР выйти на самообеспе-
ченность по овощам, плодам, зерну, подсолнечнику. В республике также достигнута самообеспеченность по молоку и мясу [6].
Рассмотрим тенденции развития животноводства и растениеводства в КБР (рис. 2).
Рис. 2. Продукция сельского хозяйства КБР в 2019-2021 гг. (млрд. руб.) [7]
За 2019-2021 гг. общая стоимость продукции растениеводства в хозяйствах КБР выросла на 7,9 млрд. руб. (+25,8%), а общая стоимость продукции животноводства выросла на 6 млрд. руб. (+24,7%).
При этом общая стоимость продукции сельского хозяйства во всех выросла на 13,9 млрд. руб. (+50,1%), что является
крайне благоприятным фактором для развития АПК региона.
Динамика поголовья основных сельскохозяйственных животных в КБР за 20192021 гг. является положительной: наблюдается прирост поголовья крупного рогатого скота на 1,3%, свиней - на 2,8%, мелкого рогатого скота (овец и коз) - на 5,2% (табл. 3)
Таблица 3. Поголовье скота в хозяйствах всех категорий в КБР ^ за 2019-2021 гг. [5,7]
Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г. Темп роста 2021/2019
тыс. голов тыс. голов %
Крупный рогатый скот 268,6 271,4 272,3 3,7 1,3
Свиньи 3,5 3,5 3,6 0,1 2,8
Овцы, козы 383,9 393,1 404,2 20,3 5,2
Птица 3 887,9 3 662,8 3 596,4 3,7 1,3
Увеличилось также поголовье птицы -на конец декабря 2021 года их количество в хозяйствах всех категорий составило 3596,4 тыс. голов, что на 3,7 тыс. голов (1,3%) больше, чем в 2019 году.
В КБР растениеводство развивается достаточно активными темпами, являясь одним из системообразующих сфер (рис. 3).
Рис. 3. Динамика посевных площадей КБР за 2018-2021 гг. (тыс. га)
Площадь посевных полей имеет нестабильную динамику: сокращение посевных площадей в 2019 году на 1,2 тыс. га перешел в рост в 2020-2021 гг. В 2020 году она составила 281,8 тыс. га, в 2021 году - 281,9 тыс. га.
Динамика экспорта и импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья КБР в фактически действовавших ценах показана на рис. 4.
Рис. 4. Динамика экспорта и импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья КБР (млн. долл.)
Объем экспорта и импорта в 2021 году выросли в сравнении с уровнем 2014 года на 7,2 млн. долл. (1,7%) и 12,4 млн. долл. соответственно. А снижение экспорта в 2020 году до 13,3 млн. долл. связано с пандемией коронавирусной инфекции.
Итого, в РФ и отдельно рассмотренной республике медленными темпами осуществляется выполнение программы им-портозамещения. Но существуют проблемы, мешающие более быстрому и эффективному осуществлению данного процесса, к которым относятся:
- высокая изношенность основных фондов;
- зависимость производства от импортного оборудования и комплектующих средств;
- рост цен на импортируемое сырье, используемое для переработки;
- рост ставки НДС;
- высокие процентные ставки на кредитные ресурсы;
- незащищенность инновационных производств и производств, обеспечивающих население товарами первой необходимости [8].
Для успешного проведения импортоза-мещения в стране и регионах необходимо стимулировать выпуск товаров с высокой добавленной стоимостью, что в свою очередь требует огромных затрат. Поэтому решение проблемы импортозамещения требует планомерной работы на уровне государства, которая должна включать:
- разработку и внедрение мер государственной поддержки бизнеса в условиях санкций;
- создание бизнесу оптимальных условий для эффективного осуществления сво-
ей деятельности (снизить ставки по бан- дарством мер по поддержке бизнеса и их
ковскому кредитованию, предоставить совершенствование [10].
налоговые каникулы и др.); Таким образом, главная роль в решении
- финансовую поддержку, включаю- проблемы импортозамещения принадле-щую: предоставление гарантий, поручи- жит государству, а основным инструмен-тельств, субсидий, грантов; финансирова- том реализации стратегии импортозаме-ние на возвратной основе; страхование ин- щения в стране и регионах являются соци-вестиций, налоговые послабления для ин- ально-экономические программы, эффек-весторов и др.; тивная реализация которых поможет рос- внедрение ресурсосберегающих и эко- сийской экономике стать независимой от
логически безопасных технологий для импорта, простимулирует российских производства конкурентоспособной про- производителей, ускорит внедрение инно-дукции [9]; ввационных технологий в национальное
- поддержку уязвимых отраслей, зави- производство, удовлетворит потребитель-симых от импортных ресурсов; ский спрос на товары и услуги. А расши-
- разработку и внедрение льготных про- рение возможностей импортозамещения грамм по поддержке предприятий, ориен- не только станет надежной базой для тированных на инновационное производ- устойчивого социально-экономического ство; развития КБР, но и основным фактором
- проведение постоянного мониторинга экономического роста региональной эко-эффективности предпринимаемых госу- номики.
Библиографический список
1. Указ Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности страны» // СПС «КонсультантПлюс».
2. Статистический обзор: Импорт важнейших продовольственных товаров в РФ, 20102021 гг. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://myeconomix.ru/ekonomika-otrasley-i-predpriyatiy/statisticheskiy-obzor-import-vazhneyshikh-prodovolstvennykh-tovarov-v-rf-2010-2021 -gg/.
3. Федеральная служба государственной статистики: показатели, характеризующие им-портозамещение в России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/11188 (дата обращения: 07.11.2022).
4. Постановление Правительства КБР от 19 августа 2022 г. №193-ПП «Об утверждении перечня продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций на территории Кабардино-Балкарской Республики» // СПС «Консультант Плюс».
5. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства КБР. - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://mcx.kbr.ru (дата обращения: 07.11.2022).
6. Шидов, А. Х. Формирование и управление инновационными сегментами рынка сельхозпродукции в решении проблемы импортозамещения региональными сельхозпроизводителями / А. Х. Шидов, Б. З. Батова, Л. Х. Шидова // Экономика и предпринимательство.
- 2014. - № 8 (49). - С. 964-967.
7. Кабардино-Балкария в цифрах. 2022: статистический сборник / ОП Северо-Кавказстата по КБР. - Нальчик, 2022. - 97 с.
8. Кармова, Б. З. Развитие малого и среднего бизнеса в условиях экономической нестабильности / Б. З. Кармова, Л. Х. Шидова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022.
- № 1-2 (83). - С. 32-37.
9. Mobilization of innovation and investment resources for environmentalmanagement in Russian federation regions / A. B. Nagoev, V. V. Rokotyanskaya, B. Z. Batova [et al.] // Environmental Quality Management. - 2018. - Vol. 27. - №4. - P. 47-54.
10. Шидов, А. Х. Малый и средний бизнес, перспективы развития в современных условиях / А. Х. Шидов, Б. З. Батова, И. Ю. Гедгафова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2017. - № 11. - С. 217-220.
FOOD IMPORT SUBSTITUTION IN THE RUSSIAN FEDERATION AND
ITS REGIONAL ASPECT
B.Z. Karmova, Senior Lecturer M.M. Sabanova, Master
Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekova (Russia, Nalchik)
Abstract. The article discusses the features of the implementation of the import substitution program in the Russian Federation and a separate region for 2019-2021. The key indicators characterizing the process of import substitution in the country are analyzed, the features offood import substitution are revealed both at the country level and regionally. The main problems hindering the implementation of import substitution are identified and ways to solve the identified problems are proposed. It is concluded that solving the problem of import substitution requires systematic work at the state level and socio-economic programs are the main tool for implementing the import substitution strategy in the regions of the country.
Keywords: economic sanctions, import substitution, import, export, food products, agro-industrial complex.