Научная статья на тему 'Роль административных регламентов в совершенствовании ДОУ федеральных органов исполнительной власти'

Роль административных регламентов в совершенствовании ДОУ федеральных органов исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
1518
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
История и архивы
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / ADMINISTRATIVE REGULATION / ДОКУМЕНТ / DOCUMENT / ПОРЯДОК / ORDER / УПОРЯДОЧЕНИЕ / ПРОЦЕДУРА / PROCEDURE / УНИФИКАЦИЯ / UNIFICATION / СРОК ИСПОЛНЕНИЯ / TERMS OF EXECUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецова Татьяна Вячеславовна

Статья посвящена анализу регламентации процесса документообразования и работы с документами в административных регламентах федеральных органов исполнительной власти по исполнению государственной функции и предоставлению государственной услуги. В ней подчеркивается зависимость построения системы документационного обеспечения управления от принятой в организациях системы управления. На примере утвержденных административных регламентов показано установление в них строгого порядка решения вопроса, начиная с получения инициативного документа и до выдачи итогового документа, унификация форм документов и строгое прописывание порядка и сроков их прохождения, что позволяет рассматривать административные регламенты как новый подход к организации ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of administrative regulations in the document management improving of Federal executive bodies

The article is devoted to the analysis of regulation of document management in the Administrative Regulations of Federal executive bodies on state function execution and state service providing. It is shown at the article, that creating of the document management system depends upon the management system of the organization. The examples of confirmed Administrative Regulations of Federal executive bodies show the establishing of clear process of questions solving from the beginning getting the initiative document and till giving the final document. Also the document forms unification and clear regulation of the order and terms of document moving allow to consider Administrative Regulations of Federal executive bodies as a new approach to the document management organization.

Текст научной работы на тему «Роль административных регламентов в совершенствовании ДОУ федеральных органов исполнительной власти»

Т.В. Кузнецова

РОЛЬ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДОУ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Статья посвящена анализу регламентации процесса документообразова-ния и работы с документами в административных регламентах федеральных органов исполнительной власти по исполнению государственной функции и предоставлению государственной услуги. В ней подчеркивается зависимость построения системы документационного обеспечения управления от принятой в организациях системы управления. На примере утвержденных административных регламентов показано установление в них строгого порядка решения вопроса, начиная с получения инициативного документа и до выдачи итогового документа, унификация форм документов и строгое прописывание порядка и сроков их прохождения, что позволяет рассматривать административные регламенты как новый подход к организации ДОУ.

Ключевые слова: административный регламент, документ, порядок, упорядочение, процедура, унификация, срок исполнения.

Процесс документирования и движения документов напрямую зависит от принятой системы управления и отражает эту систему. Изменения системы управления, ее рационализация, достигаемые прежде всего регулированием порядка решения вопроса, сразу же должны закрепляться и в регламентации процессов создания документов, фиксирующих результаты решения вопроса и всей цепочки работы с ними.

Активное повсеместное внедрение новых технологий, как никогда ранее, требует урегулирования процессов документообра-зования и работы с документом на каждом этапе. Ключ решения этой проблемы - прежде всего совершенствование работы самого управленческого аппарата.

© Кузнецова Т.В., 2011

В 2005 г. были приняты три основополагающих документа, призванных резко изменить стиль работы федеральных органов исполнительной власти:

- Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».

В них последовательно проводится идея строгой регламентации работы федеральных органов исполнительной власти. Во исполнение постановлений Правительства РФ федеральные органы исполнительной власти разрабатывают свои регламенты, в которых находят отражение и вопросы организации делопроизводства.

Утвержденные постановлениями Правительства РФ типовые регламенты устанавливают необходимое единообразие и высокий уровень организации работы всей системы федеральных органов исполнительной власти. Многие пункты типовых регламентов непосредственно относятся к работе служб документационного обеспечения управления, а также касаются всех работников федеральных служб, занимающихся составлением и оформлением документов.

Один из разделов «Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» целиком посвящен правилам организации документооборота. В нем указано, что организация делопроизводства во всех федеральных органах исполнительной власти должна соответствовать Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утверждаемой Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ.

Во всех типовых регламентах много места отведено порядку составления отдельных видов документов (планов и показателей, докладов о результатах, протоколов и т. п.), контролю за сроками исполнения документов, изложены требования к работе с обращениями граждан.

Одно из главных направлений реформирования стиля работы управленческого аппарата, отраженное в регламентах, - стремление к максимальной открытости, прозрачности, широкому информированию населения о порядке выработки и принятия решений по

вопросам, входящим в компетенцию данного органа управления.

Все эти указания являются общими и относятся к работе со всеми документами.

Несколько иной характер (на наш взгляд) носит утвержденный постановлением Правительства РФ «Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».

Административные регламенты призваны скрупулезно прописывать порядок решения конкретного вопроса, т. е. предоставления определенной государственной услуги или исполнения конкретной государственной функции.

В «Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» четко прописано назначение административного регламента: он устанавливает «сроки и последовательность (курсив мой. - Т. К.) административных процедур и административных действий ... порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие . с физическими или юридическими лицами . иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении государственной функции».

Внедрением административного регламента достигается оптимизация, т. е. повышение качества исполнения государственных функций путем:

- упорядочения административных процедур, установления их последовательности и сроков;

- устранения избыточных административных процедур и действий;

- сокращения количества документов, представляемых заявителями для решения вопроса;

- сокращения сроков исполнения государственных функций (предоставления услуг), т. е. принятия решений.

В «Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» дана также типовая структура текста административных регламентов. Она включает разделы:

а) общие положения;

б) требования к порядку исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги);

в) административные процедуры;

г) порядок и формы контроля за исполнением государственной функции (предоставлением государственной услуги);

д) порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).

С 2006 г. к разработке административных регламентов приступили все федеральные органы исполнительной власти, и многие из них уже введены в действие приказами и опубликованы.

Началом, исходной точкой выполнения функции или оказания услуги всегда является обращение физического или юридического лица в федеральный орган. Это, как правило, заявление, заявка, жалоба, ходатайство. В регламентах изложены требования к этим инициативным документам, и чаще всего в приложении дается их унифицированная форма.

Например, к «Административному регламенту Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю», утвержденному приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 09.01.2008 № 1 приложена форма заявки.

В Россельхознадзор или в территориальное управление Россельхознадзора

(наименование субъекта Российской Федерации)

ЗАЯВКА

на выдачу импортного карантинного разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)

Импортер и его адрес

Получатель и его адрес

Наименование подкарантинной продукции и ее количество (кг, тонн, куб. м, кв. м, пог. м, шт.)

Порода древесины (для лесопродукции), ассортимент

Ботаническое название растений_

Количество мест и описание упаковки

Отличительные знаки (маркировка) груза

Страна-экспортер_

Страна и место происхождения груза_

Страны транзита_

Документ о происхождении груза_

Цель ввоза_

Способ транспортировки груза (автомобильный, морской, речной, воздушный, железнодорожный)

Наименование пункта(ов) пропуска груза через государственную границу Российской Федерации

Планируемые сроки прибытия груза в пункт пропуска

Место (вторичного досмотра) доставки

Представитель получателя груза (Ф.И.О.)

Контактный телефон, факс, адрес электронной почты

Руководитель _

(подпись)

М.П.

« » 200 г.

(расшифровка подписи)

В Административном регламенте предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16.06.2008 г. № 281) дан образец заявления-анкеты.

Заявление-анкета о предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан

Я,_

фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) безработного гражданина

прошу предоставить мне государственную услугу по содействию самозанятости безработных граждан в связи с:_

_указать причину_

«__»_200_ г._

подпись безработного гражданина

Все регламенты перечисляют полный пакет документов, прилагаемых к инициативному с указанием количества экземпляров, оригинальности или копийности документов, наличия перевода, если документ не на русском языке, и порядок удостоверения точности перевода (может требоваться нотариально заверенная подпись переводчика).

Например, в «Административном регламенте исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по досудебному рассмотрению споров, связанных с установлением и применением цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях"», указано, что к заявлению прилагаются заверенные заявителем или нотариусом документы, содержащие доказательства, подтверждающие, по мнению заявителя, обстоятельства, на которых он основывает свои требования, а также копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или копия свидетельства о государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Все документы, представляемые заявителем на бумажных носителях, насчитывающие более одного листа, должны быть пронумерованы, прошиты, скреплены печатью заявителя на последнем листе и заверены подписью заявителя или его уполномоченного представителя.

Документы представляются в ФСТ России в подлиннике или в форме копии, заверенной заявителем или нотариусом. Если к спору имеет отношение только часть документа, представляется заверенная выписка из него.

Заявление с прилагаемыми документами представляется в количестве двух экземпляров.

Не менее детально прописаны требования к прилагаемым к заявке документам в «Административном регламенте исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных, подкарантинной продукции». К заявке прилагаются:

1) заверенная в установленном порядке копия свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответственно);

2) заверенная в установленном порядке копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе;

3) документ, подтверждающий проведение профилактического фитосанитарного обеззараживания складских помещений, предназначенных для хранения заявленной к ввозу подкарантинной продукции;

4) выписка из договора (контракта) аренды на складское помещение, предназначенное для хранения подкарантинной продукции;

5) выписка из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию на территории Российской Федерации (для семян и посадочного материала);

6) удостоверение личности гражданина.

Кроме того, перечислены требования к этим докуметам:

- заявки и документы в установленных местах должны быть скреплены печатями, иметь надлежащие подписи, в том числе подписи определенных законодательством должностных лиц;

- тексты заявки и документов должны быть написаны разборчиво;

- фамилии, имена и отчества физических лиц, их адреса написаны полностью;

- в заявке и документах не должно быть подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений;

- недопускается исполнение заявок и документов карандашом;

- заявка и документы не должны иметь серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание (п. 3.13.4).

В части уже утвержденных регламентов перечень документов, необходимых для получения услуги (выполнения функции), выделяется в самостоятельный раздел.

Важно отметить, что регламенты точно указывают основание для отказа в рассмотрении документов. Чаще всего это: предоставление неполного комплекта документов; не заверенные надлежащим образом копии; предоставление документов, не соответствующих по форме или содержанию указанным требованиям, имеющих подчистки, приписки, зачеркнутые слова, исправления, содержащих недостоверные сведения и т. п.

В разделах «административные процедуры» описывается последовательность действий по выполнению государственной функции (оказанию услуги), начиная с приема инициативного документа.

Порядку приема документов во всех регламентах уделено особое внимание. Одно из главных требований - указание в регламенте места и времени приема документов, т. е. графика работы.

Например, в «Административном регламенте по предоставлению государственных информационно-консультационных услуг» МИД РФ (утвержден Приказом МИД России от 20 мая 2008 года № 5853) в п. 2.1 и 2.2 указано:

Почтовый адрес МИД России: 119200, Москва, Смоленская-Сенная пл., 32/34. Телефон справочной МИД России: 244-16-06. Факс: 244-34-48.

Телефон канцелярии приемной МИД России: 244-12-83.

График работы:

понедельник - четверг

с 10-00 до 12-00 и с 15-00 до 17-00

пятница

с 10-00 до 12-00 и с 15-00 до 16-30 суббота, воскресенье- выходной. Электронная почта: ministry@mid.ru Официальный сайт МИД России: www.mid.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация о территориальных органах, предоставляющих государственную услугу, с указанием их адресов, контактных телефонов и адресов электронной почты представлена в приложении № 1 к настоящему Регламенту, а также на официальном сайте МИД России www.mid.ru в разделе «Представительства МИД России в субъектах Федерации».

Сведения о местах нахождения подведомственных органов и учреждений, участвующих в предоставлении государственных услуг, обычно даются в приложении к регламенту. Например, список представительств МИД в России дан в «Административном регламенте по предоставлению государственных информационно-консультационных услуг» МИД РФ, или полный список адресов и телефонов территориальных органов Федеральной антимонопольной службы России можно найти в «Административном регламенте Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ», утвержденном приказом Федеральной антимонопольной службы 25.12.2007 г. № 447.

Кроме данных о местонахождении приемной и времени работы, в текстах административных регламентов или на официальных сайтах размещаются карты-схемы местоположений органов и учреждений, участвующих в предоставлении государственных услуг.

Все инициативные документы: заявки, жалобы, заявления, ходатайства - обязательно регистрируются. В регламентах обычно указана журнальная форма регистрации и срок - как правило, в день подачи. Ряд регламентов допускает ведение журнала учета в электронном виде. В регламенте может быть установлен и перечень сведений, вносимых в учетную форму. Например, специалист вносит в книгу учета входящих документов запись о приеме заявки на выдачу ИКР, которая содержит:

- порядковый номер записи;

- дату;

- общее число листов в заявке;

- информацию о заявителе (п. 3.12).

Максимальный срок выполнения операции установлен в 5 минут1.

Принятые документы проверяются на комплектность, правильность оформления. Срок этой процедуры также устанавливается в регламенте, и в результате принимается решение об оказании услуги или отказе, о чем сообщается заявителю в определенные в регламенте сроки.

Принятые к исполнению документы далее рассматриваются по существу для принятия положительного или отрицательного решения. В ряде случаев решение принимается коллегиально, для чего создаются комиссии по рассмотрению дела. Например, в делах о нарушениях антимонопольного законодательства РФ.

В результате выполнения государственной функции (оказания государственной услуги) выдается итоговый документ, требования к тексту которого также установлены в административном регла-

менте, или чаще всего дается его унифицированная форма. Виды итоговых документов значительно расширены и выходят за рамки системы организационно-распорядительной документации. Это могут быть не только приказы, решения, письма, акты, но и уведомления, предложения, рекомендации, задания, заключения, приглашения, разрешения и другие, например документ о признании беженцем и т. п.

Требования к тексту решения также определены в административном регламенте, или дается его унифицированная форма.

Приложение 4 к Приказу Россвязьохранкультуры от 26.10.2007 № 329

ОБРАЗЕЦ

ГЕРБ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ, СВЯЗИ И ОХРАНЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

РАЗРЕШЕНИЕ на производство работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) № _________от «__ » ________200_ г.

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Положением о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2007 г. № 354

Выдано_

(наименование и реквизиты организации - заказчика работ, № телефона)

На производство работ_

(виды работ)

На объекте культурного наследия (памятнике истории и культуры) федерального значения

(наименование и адрес объекта)

согласно_

(проектная документация, др. основание)

разработанной_

(наименование и реквизиты организации, № телефона)

согласованной_

(наименование согласовавшего органа, номер, дата согласования)

Организация, выполняющая работы_

(наименование и реквизиты организации, № телефона)

лицензия на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)

от « » г. № ,

выданная

(наименование лицензирующего органа)

Авторский/технический надзор/научно-методическое руководство осуществляет

(Ф.И.О., должность, наименование организации, реквизиты, № договора)

Срок действия разрешения до «_»_200_ года

Печать государственного органа

Подпись должностного лица_

(подпись лица, получившего разрешение) (дата)

Следует подчеркнуть, что весь словесно описанный порядок прохождения документа описан в регламентах не только словесно, но, что особенно важно, дан и графически на приложенных блок-схемах. Это, на наш взгляд, является самым большим достижением в упорядочении работы управленческого аппарата, введения наглядности в порядок решения конкретных вопросов. В блок-схемах показываются действия, наименования действия, основание для решения вопроса, исполнитель (должностное лицо), максимальный срок исполнения, критерии принятия решения, способ фиксации результата и порядок передачи результата. Например:

Блок-схема

административной процедуры «Рассмотрение документов на выдачу ИКР и принятие решения о выдаче ИКР или об отказе в выдаче ИКР»2

Анализ административных регламентов исполнения государственных функций показывает, что мы имеем принципиально новые документы, детально прописывающие порядок решения вопроса, срок выполнения каждой процедуры, документы, предоставляемые для решения вопроса и выдаваемые в результате решения, а также порядок работы с ними, что делает прозрачным работу управленческого аппарата при выработке решений. По существу, административные регламенты с позиции делопроизводства детализируют работу с документами при решении конкретных вопросов, дополняя, таким образом, инструкцию по делопроизводству, устанавливающую лишь общий порядок работы с документами.

Таким образом, можно констатировать, что появился новый вид организационного документа - административный регламент, вводящий строгий порядок в процесс документирования и работы

с документами при решении типовых вопросов в системах управления.

По образу и подобию административных регламентов в федеральных органах исполнительной власти сейчас разрабатываются административные регламенты в органах власти субъектов Федерации.

На наш взгляд, административные регламенты надо рассматривать и как новый подход к организации документационного обеспечения управления и его унификации.

Примечания

«Административный регламент исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных, подкарантинной продукции» (п. 3.12). Там же.

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.