Мнения, комментарии, рекомендации специалистов
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЭМБЛЕМ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И СИМВОЛИКИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
К. Б. ЕРОФЕЕВ, кандидат технических наук, адвокат Адвокатская палата Санкт-Петербурга
Приказом министерства юстиции РФ от 31.03.2009 № 97 утвержден Административный регламент исполнения Министерством юстиции РФ государственной функции по принятию решения о государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений1 (Регламент).
Регламент утвержден на основании Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» 2.
Одновременно был признан утратившим силу приказ Министерства юстиции РФ от 22.02.2007 № 39 «Об утверждении порядка принятия решения о государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций, символики общественных объединений» 3.
Регламент устанавливает порядок принятия Министерством юстиции РФ решения о государс-
1 Российская газета, 30.04.2009. № 4900.
2 Собрание законодательства РФ, 2005. № 47, ст. 4933; 2007. № 50, ст. 6285; 2008. № 18, ст. 2063.
3 Российскаягазета, 22.03.2007. № 58.
твенной регистрации эмблем некоммерческих организаций (НКО) и символики общественных объединений (ОО), государственной регистрации вносимых в них изменений (п. 1 Регламента).
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» 4 ОО могут иметь флаги, эмблемы, вымпелы и другую символику. При этом символика ОО не должна совпадать с государственной символикой РФ и субъектов РФ, а также с символикой иностранных государств. Символика ОО не должна нарушать права граждан на интеллектуальную собственность, оскорблять их национальные и религиозные чувства. Символика ОО подлежит государственной регистрации и учету в порядке, установленном законодательством РФ.
Иначе сформулированы нормы Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»5. Согласно п. 4 ст. 3 этого Федерального закона НКО вправе «иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему».
Следует отметить, что новый Регламент не устранил правовой неопределенности, связанной с тем, что закон № 7-ФЗ упоминает только эмблему НКО, в то время как ОО, деятельность которых рег-
4 Российская газета, 25.05.1995. 5Российскаягазета, 24.01.1996. № 14.
ламентируется законом № 82-ФЗ, помимо эмблемы могут иметь флаги, вымпелы и другую символику. При этом представляется очевидным, что некоммерческое партнерство или фонд вправе иметь свои вымпелы и флаги. Но при этом, в отличие от эмблемы ОО, НКО не обязано регистрировать флаги и вымпелы. Закон специально оговаривает, что символика ОО не должна нарушать права граждан на интеллектуальную собственность, оскорблять их национальные и религиозные чувства. Однако из-за отсутствия соответствующих правовых норм в указанных федеральных законах совершенно не следует, что симовлика НКО и коммерческих организаций освобождается от соответствующих обязательств.
В соответствии с п. 4 Регламента Минюст России принимает решение о государственной регистрации следующих эмблем НКО и символики ОО, используемыхдля индивидуализации НКО:
1) эмблема НКО;
2) символика ОО, являющегося юридическим лицом;
3) символика ОО, функционирующего без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (ОО без прав юридического лица может создаваться в виде общественной организации, общественного движения, общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности (ст. 7—12 Федерального закона «Об общественных объединениях»),
К символике ОО относятся эмблема, флаг, вымпел и другие средства индивидуализации, иных НКО — эмблема (п. 5 Регламента).
Символика НКО, включающая ее изображение и описание, утверждается органом управления, уполномоченным в соответствии с учредительными документами НКО (п. 6 Регламента).
Как и ранее, новый Регламент не дает определения понятиям «символика», «логотип», «эмблема».
Электронный словарь С. И. Ожегова6 приводит следующие определения термина «символика»: символическое значение, приписываемое чему-нибудь, например символика цветов либо совокупность каких-нибудь символов. Эмблема — условное изображение какого-нибудь понятия. В частности, серп и молот — эмблема труда, голубь — эмблема мира7. Логотип — «оригинальное начертание полного или сокращенного наименования организации или товара. Логотип является словесной частью товарного знака» 8.
6http://www. ozhegov. ru/.
7 Там же.
8 Электронная энциклопедия «Википедия» http://ru.
wikipedia. org/.
Вопрос идентичности понятий «эмблема» и «логотип» является дискуссионным. Однако нормативно-правовые акты многих российских органов государственной власти различают эти понятия (см., в частности, приказ Госстроя России от 20.01.2004 № 22 «Об утверждении геральдических символов Госстроя России» 9).
Представляется правомерным согласиться с мнением А. Толмасовой10 о том, что эмблема и логотип — «не идентичные средства индивидуализации юридического лица, и если первая, очевидно, относится к категории символики, то второй может не иметь никакого символического значения. Для ответа на вопрос — надо ли регистрировать логотип организации? — осталось лишь рассмотреть конкретный логотип и удостовериться в том, что это действительно логотип, а не эмблема. Если изображение не содержит никаких символов, состоит лишь из букв и минимальных графических средств их обрамления, можно доказать, что оно не имеет никаких признаков эмблемы. Если же в логотипе присутствуют элементы, которым легко придать символическое значение (я полагаю, что это любая «картинка» — земной шар, человек, руки, животное и пр.), надо регистрировать данное обозначение организации как эмблему или вовсе отказаться от его использования». Повторим, что в отсутствие официального толкования Минюстом России указанных терминов представляется правильным дождаться официальных разъяснений или соответствующей судебной практики.
В соответствии с п. 7. Регламента конечными результатами исполнения государственной функции являются:
• государственная регистрация символики НКО;
• отказ в государственной регистрации символики;
• прекращение государственной регистрации символики по инициативе заявителя. Фактами завершения исполнения государственной функции являются:
• получение заявителем подлежащих выдаче документов, в том числе одного экземпляра изображения и описания символики, удостоверенных штампом Минюста России о государственной регистрации символики;
• направление заявителю письма об отказе в государственной регистрации символики;
9 Журнал «ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера», апрель 2004. № 4.4. 1.
10 К вопросу о регистрации логотипа некоммерческой организации. Официальный сайт AHO «Кировский центр поддержки НКО». http://ngo. kirovnet. ru/k-voprosu-o-registracii-logotipa-nekommercheskoj-organizacii.
• направление заявителю уведомления об удовлетворении заявления об отзыве документов, представленных для государственной регистрации символики.
Важно отметить, что «исполнение государственной функции осуществляется бесплатно для заявителей» (п. 8 Регламента).
Заявителями являются руководитель постоянно действующего исполнительного (руководящего) органа НКО; иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени НКО; лицо, обладающее полномочиями, предусмотренными федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления, или действующее на основании доверенности, выданной уполномоченным органом НКО (п. 9 Регламента).
В соответствии с п. 21. Регламента для принятия решения о регистрации символики в Минюст России представляются следующие документы:
1) заявление, подписанное уполномоченным лицом, в двух экземплярах (подлинник и копия);
2) копия учредительныхдокументов НКО;
3) копия свидетельства о государственной регистрации НКО;
4) выписка из протокола уполномоченного в соответствии с учредительными документами органа управления НКО об утверждении символики с приложением на отдельных листах соответственно ее изображения и описания в двух экземплярах;
5) при использовании личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, документы, подтверждающие правомочия на их использование (письменное согласие гражданина или его законных представителей; документы, выданные федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, решения суда и другие правоустанавливающие документы).
Минюст России на своем официальном сайте разместил «Перечень типичных ошибок, часто встречающихся в документах, представляемых на государственную регистрацию эмблем некоммерческих организаций, символики общественных объединений» п.
Типичными ошибками в соответствии с Перечнем являются:
1) заявление о государственной регистрации символики НКО представляется в двух экземпля-
11 http://www. minjust. ru/common/img/uploaded/docs/ Rekomendatsii_dlya_preduprezhdeniya_oshibok.... doc. Перечень не содержит иных выходных данных, а также сведений
об официальном опубликовании.
рах — подлиннике и копии, каждый из которых прошивается вместе с листами с изображением и описанием символики и заверяется на месте сшивания подписью уполномоченного лица и печатью организации;
2) нотариальное заверение заявления о государственной регистрации символики требуется только в отношении общественных объединений, функционирующих без прав юридического лица. Во всех остальных случаях заявление заверяется подписью уполномоченного лица и печатью НКО;
3) выписка из протокола о принятии решения о государственной регистрации символики НКО представляется в двух экземплярах (подлинниках), каждый из которых прошивается вместе с листами с изображением и описанием символики, заверяется подписью уполномоченного лица и печатью организации;
4) если на государственную регистрацию представляется несколько видов символики (эмблема, герб, флаг и др.), заполняется единое заявление, в п. 4.1 которого перечисляются все виды регистрируемой символики. К заявлению пришиваются соответственно изображения и описания всех видов регистрируемой символики;
5) в пункте 4.1 заявления необходимо указывать конкретный вид символики, подлежащий государственной регистрации (эмблема, флаг, герб, гимн);
6) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц представляется на государственную регистрацию в подлиннике. Она должна быть выдана не позднее, чем за один месяц со дня предоставления документов для принятия решения о государственной регистрации символики. В случае направления документов почтой учитывается дата отправки по почтовому штемпелю;
7) изображение символики необходимо представлять на государственную регистрацию также в электронном виде (на дискете, компакт-диске, флэш-карте).
В соответствии с п. 22. Регламента «для принятия решения о регистрации символики общественного объединения без прав юридического лица в Минюст России представляются документы, предусмотренные подп. 1, 2, 4, 5, 6 п. 21 Административного регламента, а также:
1) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения об учредителях, создании общественного объединения, утверждении его устава, формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов. При отсутствии в выписке из протокола сведений об учредителяхв объеме, предусмотренном заявлением о государственной регистрации
символики (приложение № 1), также заполняются листы БиВ названного заявления;
2) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений».
Указанные в пп. 21 и 22 Регламента документы представляются в Минюст России лично заявителем или почтовым отправлением с описью вложения (п. 23 Регламента).
В соответствии с пп. 25, 26 Регламента срок исполнения государственной функции не должен превышать 35 рабочих дней. Решение о регистрации символики или отказе в ней должно быть принято в течение 30 рабочих дней с даты представления документов. Датой представления документов считается дата их регистрации в Минюсте России.
При выявлении Минюстом России приоритета символики иной НКО, которой ранее были представлены документы для регистрации символики с тем же изображением или сходной до степени смешения регистрация символики, может быть приостановлена (подп. «а» п.31 Регламента).
В соответствии с п. 33 Регламента в регистрации символики может быть отказано по следующим основаниям:
1) несоответствие представленных документов перечню, предусмотренному Регламентом, или их неправильное оформление;
2) ранее осуществлена регистрация символики с тем же или сходным до степени смешения изображением;
3) представление на регистрацию документов с недостоверной информацией;
4) символика оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан, не соответствует предмету и целям деятельности НКО;
5) деятельность ОО или религиозной организации приостановлена;
6) НКО находится в процессе реорганизации или ликвидации;
7) символика нарушает права на интеллектуальную собственность и (или) авторские права;
8) символика совпадает с государственной символикой РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, с символикой иностранных государств.
В регистрации символики ОО без прав юридического лица может быть также отказано по следующим основаниям:
1) противоречие его устава Конституции РФ и иным федеральным законам;
2) зарегистрировано и осуществляет свою деятельность в пределах той же территории ОО с таким же наименованием;
3) название ОО не содержит указания на организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности; оскорбляет нравственность, национальные или религиозные чувства граждан;
4) в названии ОО использованы наименования органов государственной власти, органов местного самоуправления, существующих в РФ политических партий, а также политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением п. 1 ст. 9 Федерального закона «О политических партиях»; содержатся слова «политическая», «партия» или образованные на их основе слова и словосочетания;
5) учредитель (участник, член) ОО не может быть учредителем (участником, членом) в соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об общественных объединениях» (п. 34 Регламента).
Каждый вид символики, в том числе отдельные виды символики ОО, учитывается в книге учета порядковым номером, который помещается на документах в оттиске штампа о регистрации символики. Учет символики ведется в книге учета и электронной базе данных (п. 75 Регламента).
Новацией является установление Минюстом России порядка текущего контроля за соблюдением и исполнением Регламента, который «осуществляется постоянно ответственными специалистами по каждой процедуре в соответствии с установленными Административным регламентом содержанием действий и сроками их осуществления, а также путем проведения директором Департамента по делам некоммерческих организаций проверок исполнения специалистами положений Административного регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации» (п. 84 Регламента).
В соответстви с п. 86 Регламента контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции включает в себя проведение плановых и внеплановых проверок, выявление и устранение нарушений прав граждан и юридических лиц, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащих жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц Минюста России. Проверки могут быть плановыми (осуществляться на основании полугодовых или годовых планов работы Минюста России) и внеплановыми. Проверка может проводиться по конкретному обращению заявителя. Периодичность проведения проверок устанавливается Министром юстиции РФ.
Сравнивая комментируемый Регламент с утратившим силу, можно сделать следующие выводы:
1) регламент не устранил формального разделения понятий ОО и НКО, в то время как с соот-
ветствии с п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Рф12 общественные объединения являются лишь одним из видов НКО. В свете важности межрелигиозного и межнационального мира в России весьма серьезным упущением Регламента является отсутствие специальных норм, регламентирующих символику религиозных организаций;
2) отсутствие в новом Регламенте специального указания позволяет сделать вывод, что НКО могут иметь не только эмблему, но и иную символику, которая не должна быть в обязательном порядке зарегистрирована;
3) отсутствие специального комментария позволяет согласиться с распространенным и ранее утверждением, что НКО (за исключением ОО) могут иметь любую символику, но правила регистрации их символики распространяются только на эмблемы. При этом автор не усматривает в формулировке закона № 7-ФЗ обязанности НКО регистрировать иные (за исключением эмблемы) виды своей символики. При этом правоприменительная практика Минюста России, скорее всего, будет придерживаться противоположной точки зрения по данному вопросу;
4) регламент (подп. 4 п. 33) специально оговаривает, что символика НКО (а не только ОО в соответствии со ст. 24 Федерального закона «Об общественных объединениях») не должна нарушать права граждан на интеллектуальную собственность, оскорблять их национальные и религиозные чувства. При полной очевидности данного положения Регламента представляется неясным столь расширительное толкование нормы федерального закона нормативно-правовым актом министерства;
5) регламент существенно расширил положения об учете симоволики НКО, ввел новый раздел 4 о контроле за полнотой и качеством исполнения государственной функции. В комплексе с вновь утвержденными регламентами о контроле за деятельностью НКО (приказ Министерства юстиции РФ от 31.03.2009 № 90 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций
уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации»)13 и государственной регистрации НКО (приказ Министерства юстиции РФ от 31.03.2009 № 96 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций»)14, а также порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы (приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2009 № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе»)15 новый Регламент является свидетельством ужесточения государственного контроля задеятельностью НКО;
6) ни в федеральных законах, ни в Регламенте по-прежнему нет специального упоминания о последствиях использования незарегистрированной символики;
7) толкования некоторых оснований для отказа в регистрации символики НКО (например, не соответствие предмету и целям деятельности НКО (подп. 4 п. 33 Регламента) носят весьма неопределенный характер и могут являться основанием для необоснованных отказов;
8) дух и буква Регламента позволяют сделать вывод, что регистрация символики становится не правом, а обязанностью НКО.
Список литературы
1. Об утверждении порядка принятия решения о государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций, символики общественных объединений: приказ Министерства юстиции РФ от22.02.2007 № 39.
2. О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг: постановление Правительства РФ от 11.11.2005 № 679.
3. Приказ министерства юстиции РФ от 31.03.2009 № 97.
13 Российская газета, 30.04.2009. № 4900.
__14 Там же.
12 Российская газета, 08.12.1994. № 238—239. 15 Российская газета, 13.03.2009. № 4867.