Инновационные направления регламентации управленческой
деятельности таможенных органов Innovative directions of regulation of managerial activity of customs
Поздеева Светлана Николаевна, Svetlana Nikolaevna Pozdeeva
кандидат экономических наук, доцент кафедры управления Российская таможенная академия [email protected]
Аннотация. Данная статья направлена на выявление существенных признаков и особенностей административных регламентов в государственном управлении, определении сущности и структуры административного регламента. Также в статье рассматриваются основные проблемы применения на практике административных регламентов и причины их возникновения. Изучены основные практические результаты ФТС России за 2016 год по предоставлению государственных услуг, исходя из которых, сделан вывод о состоянии административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.
Ключевые слова: административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, регламентация управленческой деятельности, регламентация в таможенных органах, проблемы внедрения административных регламентов, таможенные услуги, управленческая деятельность.
Abstract. This article aims to identify the essential characteristics and features of administrative regulations in the public administration, determining the essence and structure of administrative regulations. The article also discusses the main problems of the practical application of administrative regulations and their causes. The basic practical results of the customs of Russia for the year 2016 for the provision of public services on the basis of which the conclusion is made about the
status of administrative regulations of execution of the state functions and rendering state services.
Keywords: administrative regulations of execution of state functions and provision of public services, regulation management, regulation in the customs authorities, the problems of implementation of administrative regulations, customs services, and management activities.
Для эффективного руководства современному руководителю организации необходимо постоянно совершенствовать методику и методы управленческой деятельности. В связи с внедрением новых инновационных технологий в работу государственных, в том числе и таможенных органов, значительно меняется концепция управления. Соответственно, в этих новых условиях руководитель должен использовать в своей деятельности всевозможные методы и стили и эффективно их применять, пользуясь основами руководства, уметь менять подходы, как того требуют современные условия. Одним из успешных и качественных инструментов налаженного и структурированного процесса управления является регламентирование деятельности. Регламентация управленческой деятельности обусловлена уровнем научно-технического обеспечения организации и основывается на управленческих потребностях и интересах.
В соответствии с Постановлением Правительства от 19.01.2005 № 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» и федеральным законом от 27.05.2003 № 58- ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в государственных органах существует четыре вида регламентов [1].
Все регламенты можно разделить на определенные группы: регламенты межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти; регламенты внутренней организации федеральных органов исполнительной власти; административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг; должностные регламенты [2].
Определение понятия «административный регламент» закреплено в Концепции административной реформы и методических рекомендациях Минэкономразвития. В Концепции административной реформы Российской Федерации под административным регламентом исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг подразумевается нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который определяет административные процедуры и обеспечивает исполнение государственных функций. В Методических рекомендациях Минэкономразвития административный регламент исполнения
государственных функций рассматривается как правовой акт, включающий в себя сроки и последовательность действий федерального органа, влекущие за собой правоотношения и передачу документированной информации, не связанных с обращением заявителя. Административный регламент оказания государственной услуги рассматривается как нормативный правовой акт, содержащий в себе сроки и последовательность действий федерального органа, влекущие за собой правоотношения и передачу документированной информации, связанных с обращением заявителя и направленные на реализацию прав и интересов заявителей и исполнения возложенных функций на государственный орган. Административный регламент должен утверждаться, в отношении какой - либо конкретной государственной услуги или государственной функции [3].
Любой регламент содержит в себе всю последовательность действий исполнения государственных функций и предоставления государственной услуги, все временные сроки и административные процедуры [8].
В типичную структуру административного регламента входят следующие разделы:
1) общие положения;
2) стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;
3) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме;
4) формы контроля над исполнением административного регламента;
5) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную или муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.
Административные регламенты как нормативный правовой акт имеют специфические особенности, к которым относят многоадресность, отсутствие в содержании предписаний, имеющих материальный характер и выражение результата в материальном смысле, то есть такой акт не может порождать новые правовые обязанности и предоставлять новые права, не урегулированные вышестоящим законом или административным актом и т.д. Административным регламентом не могут быть введены какие-либо ограничения прав и свобод, законных интересов граждан и организаций. Только при условии, что возможность таких ограничений прямо установлена вышестоящим законом, то в административном регламенте может содержаться порядок реализации узаконенных ограничений [11].
Федеральная таможенная служба России в порядке и сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, осуществляет разработку административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, которые определяют административные процедуры, обеспечивающие осуществление функций ФТС России, эффективную работу главных управлений (управлений) ФТС России и должностных лиц, реализацию прав граждан.
Предоставление государственных услуг осуществляется на основе административных регламентов предоставления государственных услуг, устанавливающих необходимый уровень их качества и доступности. До утверждения в установленном порядке административного регламента
предоставления государственной услуги ее предоставление осуществляется на основе требований, установленных законодательством Российской Федерации [4].
Внедрение административных регламентов в таможенных органах введено в рамках Административной реформы, которая повлекла за собой значительные изменения в системе таможенных органов. В настоящее время таможенные органы Российской Федерации находятся в стадии активного институционального развития, также происходит активное развитие таких направлений деятельности, как борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах, унификация законодательных норм и правил, регламентирующих вопросы таможенного дела [8].
На сегодняшний день в таможенных органах функционирует 13 административных регламентов по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций. Все регламенты разработаны в соответствие с основными и важными для участника ВЭД таможенными услугами. Следует отметить, что при разработке административного регламента в таможенных органах по осуществлению дисциплинарного производства необходимо уделять внимание таким действиям как: устранение избыточных административных процедур, упорядочение действий и административных процедур, установление персональной ответственности должностных лиц за несоблюдение требований административных регламентов, установление сроков исполнения действий и административных процедур, обеспечение неотвратимости наступления ответственности за нарушения требований административных регламентов по каждому действию или административной процедуре, обеспечение доступности и прозрачности административных процедур для всех лиц [7].
Выполнение вышеперечисленных действий способствует повышению эффективности применения административных регламентов на практике. При применении административных регламентов могут возникать различного рода
проблемы, которые неразрывно связаны с эволюцией идеи административного регламента как одного из ключевых регуляторов управленческой деятельности. Так как именно практика определяет основные тенденции развития регламента как правового института [8].
Можно выделить четыре группы проблем, рассматривая процесс внедрения административных регламентов на теоретическом уровне:
1) противоречие административных регламентов, действующему законодательству;
2) несоблюдение требований к структуре и содержанию административных регламентов;
3) наличие неурегулированных важных аспектов разработки и утверждения административных регламентов;
4) недостатки правового регулирования порядка разработки административных регламентов.
Невыполнение установленных требований выражается в следующем:
- административные регламенты часто механически дублируют положения других нормативных актов, не содержат логически структурированного последовательного описания административных процедур;
- административные регламенты не содержат оптимизационных положений, исключающих избыточные документы, процедуры и устанавливающих сокращенные сроки, и закрепляют лишь текущее положение вещей;
- в некоторых административных регламентах отсутствуют положения о межведомственном взаимодействии при предоставлении государственных и муниципальных услуг, и иные инструменты повышения качества государственных (муниципальных) услуг;
- закрепление порядка обжалования действий (бездействия) должностных лиц, порядка информирования заявителей и некоторых других важных положений административных регламентов зачастую носит лишь формальный характер;
- в административных регламентах отражается устаревшая информация или информация, не соответствующая действительности. Это замечание, прежде всего, касается перечня нормативных правовых актов [7].
В период инновационного развития и модернизации российской экономики в рамках государственных программ целесообразно планирование и выполнение ряд мероприятий, которые позволят создать конкурентоспособную экономику и обеспечить дальнейшее продвижение высоких технологий, сформировать условия для массового появления новых инвестиционных компаний во всех секторах экономики. Правительством Российской Федерации поставлена задача укрепления позиции России в интеграционных процессах и постепенного её превращения в один из центров мировых хозяйственных связей, расширения вектора отношений России с мировыми экономическими партнерами.
В рамках реализации данного направления ФТС России является соисполнителем государственной программы «Развитие внешнеэкономической деятельности» и участником государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика».
В государственной программе «Развитие внешнеэкономической деятельности», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. № 378-р, ФТС России принимает участие в качестве ответственного исполнителя подпрограммы 5 «Совершенствование таможенной деятельности», которая является инструментом реализации приоритетов государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного дела. Указанные направления определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года, Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации и Стратегией развития таможенной службы РФ до 2020 года.
Подпрограмма представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям
и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области совершенствования таможенной деятельности. Одной из задач Подпрограммы является реализация мероприятий по снижению административных барьеров и сокращению издержек участников ВЭД путем ускорения таможенных процедур. Одной из мер было внесение изменений в Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов [5].
В 2016 году самой часто используемой таможенной услугой стала государственная услуга информирования об актах таможенного законодательства Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах РФ в области таможенного дела и консультирования по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов (16831 оказанных услуг за 2016 год). Далее следуют услуги - принятие предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре ВЭД Евразийского экономического союза (1369 оказанных услуг за 2016 год) и выдача и отзыв квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям (3504 оказанных услуг за 2016 год). Самой невостребованной таможенной услугой за 2016 год оказалась услуга принятие предварительных решений о стране происхождения товара [11].
Что касается повышения качества предоставления таможенных услуг и возникновения жалоб по вопросам предоставления услуг следует отметить, что в 2016 году ФТС России получено 7 жалоб по вопросам порядка предоставления государственных услуг, из которых рассмотрено 6 жалоб [10]. Предметом жалоб явились решения, действия (бездействие) таможенных органов при предоставлении государственных услуг:
- по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза - 2 жалобы;
- по выдаче и отзыву квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям - 1 жалоба;
- по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов - 1 жалоба [10].
В итоге удовлетворены 2 жалобы. Предметом жалоб явились решения, действия (бездействие) таможенного органа при предоставлении государственных услуг:
- по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов;
- по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Также в ФТС России проводилось ведомственное самообследование качества предоставления государственных услуг [10]. По результатам, которого следует отметить, что в 2016 году по услугам: ведение реестра уполномоченных таможенных экономических операторов, ведение реестра таможенных перевозчиков, ведение реестра складов временного хранения, ведение реестра владельцев таможенных складов, ведение реестров владельцев магазинов беспошлинной торговли со стороны получателей в 2016 году жалоб не поступало, проблем при предоставлении услуг, непосредственно связанных с издержками на их получение не выявлено. Следовательно, услуги осуществляются качественно и доступно, а административные регламенты, по которым перечисленные услуги предоставляются, качественны и эффективны, не имеют на данный момент времени недостатков и узких мест.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 27.05 2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации»
2. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред.15.02.2016) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
3. Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 № 30 (ред. от 03.04.2015) «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»
4. Приказ ФТС России от 26 декабря 2012 г. № 2656 «Об утверждении Регламента ФТС»
5. Приказ ФТС России от 10 сентября 2013 г. № 1710 «О внесении изменений в административный регламент ФТС по предоставлению государственной услуги по ведению реестра УЭО»
6. Бойко А.Е., Конюкова Н.И. Регламентация и нормирование труда: учебное пособие; РАНХ и ГС, Сиб. ин-т упр. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. - 158 с.
7. Буряга В.О. Административные регламенты: некоторые проблемы применения: статья, «Отрасли права», 2015.
8. Пономарева Т.Л. К вопросу об административном регламенте по осуществлению дисциплинарного производства в таможенных органах: статья, «Вестник Уральского института экономики, управления и права», 2012, №1
9. Чуковенков А. Ю. Административные регламенты исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) «Секретарь-референт», 2012, № 4
10. Сайт Федеральной таможенной службы: [Электрон.ресурс] Режим World Wide Web: URL: http://customs.ru
11. Таможенная служба Российской Федерации в 2016 году: [Электрон.ресурс] Режим World Wide Web: URL: http://customs.ru