Научная статья на тему 'Государственные таможенные услуги: понятие, базовые характеристики, виды'

Государственные таможенные услуги: понятие, базовые характеристики, виды Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11409
1187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PUBLIC SERVICES / CUSTOMS SERVICES / CUSTOMS / ADMINISTRATIVE REGULATION / ADMINISTRATIVE REGULATIONS / FORMS OF CUSTOMS SERVICES / PUBLIC FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гречкина Ольга Владимировна, Агамагомедова Саният Абдулганиевна

Актуальность и цели. Целью исследования является определение понятия, основных характеристик государственных таможенных услуг в общей системе государственных услуг, услуг в области таможенного дела, а также предложение классификации данных услуг. Материалы и методы. В качестве методов исследования использованы сравнительно-правовой метод, метод анализа нормативно-правовых актов. Результаты. В качестве теоретических результатов исследования выступают предложенное авторами определение государственной таможенной услуги, а также классификация государственных таможенных услуг по критериям предметной сферы, потребителя услуги, возмездности услуги и механизма ее реализации. В практическом направлении результаты исследования могут быть использованы в административной деятельности таможенных органов в целях совершенствования административно-правового регулирования и практики реализации государственных таможенных услуг. Выводы. Под государственной услугой в области таможенного дела авторами понимается направление административной деятельности таможенных органов по реализации ими своих функций. Данные услуги реализуются посредством административных процедур и регламентируются на ведомственном уровне. Качество данных услуг связано с эффективностью контрольной и иной деятельности таможенных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гречкина Ольга Владимировна, Агамагомедова Саният Абдулганиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE CUSTOMS SERVICES: THE NOTION, BASIC DESCRIPTIONS, FORMS

Background. The goal of the research is to define the notion, basic descriptions of the state customs services in the general system of public services, services in the field of customs and proposals of their classification. Materials and methods. The comparative-legal method and the method of legal acts analizing were used as the research methods. Results. The definition of state customs services, indroduced by the authors, and the classification of the state customs services by criteria of the objective field, consumers of services, onerousness of the services and the apparatus of its realization are the theoretical results of the research. As for practice, these results can be used in administrative operations of the customs authorities for improving the administrative and legal regulation and practicing the realization of the state customs services. Conclusions. Under the public services in customs the authors understand the tendency of the administrative operations of customs authorities in realization of their functions. These services are realized by administrative procedures and are regulated at the departmental level. The quality of these services is associated with the efficiency of control and other activities of the customs authorities.

Текст научной работы на тему «Государственные таможенные услуги: понятие, базовые характеристики, виды»

УДК 342.9

DOI: 10.21685/2072-3016-2016-3-2

О. В. Гречкина, С. А. Агамагомедова

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ: ПОНЯТИЕ, БАЗОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ВИДЫ

Аннотация.

Актуальность и цели. Целью исследования является определение понятия, основных характеристик государственных таможенных услуг в общей системе государственных услуг, услуг в области таможенного дела, а также предложение классификации данных услуг.

Материалы и методы. В качестве методов исследования использованы сравнительно-правовой метод, метод анализа нормативно-правовых актов.

Результаты. В качестве теоретических результатов исследования выступают предложенное авторами определение государственной таможенной услуги, а также классификация государственных таможенных услуг по критериям предметной сферы, потребителя услуги, возмездности услуги и механизма ее реализации. В практическом направлении результаты исследования могут быть использованы в административной деятельности таможенных органов в целях совершенствования административно-правового регулирования и практики реализации государственных таможенных услуг.

Выводы. Под государственной услугой в области таможенного дела авторами понимается направление административной деятельности таможенных органов по реализации ими своих функций. Данные услуги реализуются посредством административных процедур и регламентируются на ведомственном уровне. Качество данных услуг связано с эффективностью контрольной и иной деятельности таможенных органов.

Ключевые слова: государственная услуга, таможенная услуга, таможенные органы, административное регулирование, административные регламенты, виды таможенных услуг, государственные функции.

O. V. Grechkina, S. A. Agamagomedova

STATE CUSTOMS SERVICES: THE NOTION, BASIC DESCRIPTIONS, FORMS

Abstract.

Background. The goal of the research is to define the notion, basic descriptions of the state customs services in the general system of public services, services in the field of customs and proposals of their classification.

Materials and methods. The comparative-legal method and the method of legal acts analizing were used as the research methods.

Results. The definition of state customs services, indroduced by the authors, and the classification of the state customs services by criteria of the objective field, consumers of services, onerousness of the services and the apparatus of its realization are the theoretical results of the research. As for practice, these results can be used in administrative operations of the customs authorities for improving the administrative and legal regulation and practicing the realization of the state customs services.

Conclusions. Under the public services in customs the authors understand the tendency of the administrative operations of customs authorities in realization of their functions. These services are realized by administrative procedures and are re-

gulated at the departmental level. The quality of these services is associated with the efficiency of control and other activities of the customs authorities.

Key words: public services, customs services, customs, administrative regulation, administrative regulations, forms of customs services, public functions.

Качественное предоставление государственных услуг в современный период является одним их актуальных и востребованных направлений деятельности органов государственного управления и справедливо рассматривается отдельными исследователями в качестве одного из основных компонентов институциональных преобразований в системе государственной службы РФ [1, с. 103].

Эволюция понятия и правового регулирования государственных услуг неразрывно связана с изменением роли государства в жизни современного общества. Переход от концепции «полицейского государства» к концепции «сервисного государства» был обусловлен постепенным переосмыслением места государства в достижении оптимального баланса частных и публичных интересов в обществе. Именно в целях достижения подобного баланса появляются государственные услуги, которые первоначально только способствовали, содействовали реализации государственных функций, но позднее оказание государственных услуг становится одной из основных функций государства в лице его органов.

Одним из видов государственных услуг являются государственные услуги в области таможенного дела, или таможенные услуги, которые предоставляются заинтересованным лицам таможенными органами как органами исполнительной власти. Административные процедуры предоставления таможенных услуг являются важной частью таможенного администрирования в современных условиях.

При этом быстро меняющаяся экономическая обстановка предъявляет все более высокие требования к таможенному администрированию, призванному обеспечивать законность правоотношений, возникающих между участниками внешнеэкономической деятельности и государством в ходе реализации и защиты прав, свобод и законных интересов лиц при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу [2].

Несмотря на актуальность и достаточную степень разработанности темы государственных услуг, вопросы административно-правового регулирования предоставления таможенных услуг практически не исследованы. За исключением ряда работ представителей экономической науки комплексные, фундаментальные работы по данной тематике в рамках административно-правовых подходов отсутствуют [3, 4].

По нашему мнению, государственные таможенные услуги входят в систему услуг в сфере таможенного дела. Данная система включает в себя государственные таможенные услуги и околотаможенные услуги, или «квазитаможенные» услуги. Под последними нами понимаются услуги, предоставляемые лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, а именно: таможенными представителями, таможенными перевозчиками, владельцами складов временного хранения и др. Включение их в систему услуг в сфере таможенного дела обусловлено их особым правовым статусом. Осуществление деятельности по оказанию околотаможенных услуг для уча-

стников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) возможно только после выдачи таможенным органом свидетельства о включении в соответствующие реестры. Таким образом, несмотря на то, что околотаможенные услуги имеют частноправовой характер, оказаны они могут быть только после совершения таможенными органами определенных административных процедур разрешительного характера (ранее, до 2004 г., деятельность рассматриваемой категории лиц лицензировалась).

В рамках данной статьи исследуются вопросы государственных таможенных услуг, или государственных услуг в области таможенного дела (данные понятия в нашем понимании равнозначны).

В свою очередь, государственные таможенные услуги входят в систему государственных услуг. Российское законодательство содержит понятие государственной услуги, то есть услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга - это деятельность по реализации функций органов, предоставляющих государственные услуги, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги [5].

При этом согласно подп. «д» п. 2 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами [6].

Учеными справедливо отмечается наличие путаницы в определении государственных услуг в нормативно-правовом массиве, а также смешения таких правовых категорий, как государственная услуга, функция и полномочие органов исполнительной власти [7].

Определение государственной услуги в области таможенного дела в действующем законодательстве отсутствует. Регламент Федеральной таможенной службы, утвержденный приказом ФТС России от 26.12.2012 № 2656 (далее - Регламент), закрепляет положение о том, что ФТС России в порядке и сроки, устанавливаемые Правительством РФ, осуществляет разработку административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, которые определяют административные процедуры, обеспечивающие осуществление функций ФТС России, эффективную работу главных управлений ФТС России и должностных лиц, реализацию прав граждан. Предоставление государственных услуг осуществ-

ляется на основе административных регламентов предоставления государственных услуг, устанавливающих необходимый уровень их качества и доступности [8].

Отметим, что данное положение Регламента определяет цели административных процедур, определенных регламентами, в качестве которых выступают обеспечение осуществления функций ФТС России и ее структурных подразделений, а также обеспечение реализации прав граждан. В то же время административная деятельность ФТС России по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг свидетельствует о том, что помимо граждан заинтересованными в получении услуги или реализации функции лицами могут быть юридические лица и предприниматели, в том числе лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, как специальные субъекты таможенных правоотношений.

Ученые предлагают определение государственных таможенных услуг в широком и узком контекстах. Государственная таможенная услуга (в широком контексте) - это общественно-экономическое благо в форме таможенной деятельности. В более узком контексте государственная таможенная услуга -это действия или последовательность действий, реализуемые специальными таможенными инструментами (включая таможенные процедуры, технологии, операции и т.п.) с целью повышения потребительской полезности сферы ВЭД для государства и участников внешнеторговой деятельности [3, с. 27].

По нашему мнению, государственная услуга в области таможенного дела представляет собой направление административной деятельности таможенных органов по реализации ими своих функций, которое выражается в определенных административных процедурах, осуществляемых должностными лицами таможенных органов по запросам заявителей (физических и юридических лиц) и регламентированных ведомственными нормативно-правовыми актами (административными регламентами).

Нами выделены следующие основные признаки государственной услуги в области таможенного дела:

1. Государственная услуга в области таможенного дела оказывается таможенным органом. Это может быть таможенный орган любого уровня (ФТС России, региональное таможенное управление, таможня, таможенный пост). Отдельные административные регламенты прямо прописывают адресат обращения заинтересованного лица за услугой.

2. Адресность государственной услуги в области таможенного дела, которая заключается в наличии конкретного лица, обратившегося за получением услуги (заинтересованного лица, заявителя). Данное лицо также может быть конкретно названо в соответствующем административном регламенте (например, правообладатель исключительных прав на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, авторских и смежных прав или его представитель). В противном случае получателем услуги может быть любое лицо (например, получателями государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, являются лица, интересы

которых в отношении товаров затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов непосредственно или индивидуально).

3. Государственная услуга в области таможенного дела связана с реализацией своих прав физическими и юридическими лицами, выступающими заявителями услуги.

4. При предоставлении таможенной услуги происходит взаимодействие между субъектом оказания услуги (таможенным органом) и заявителем, которое носит административный характер.

5. Порядок предоставления и стандарт таможенной услуги содержится в административном регламенте, который утверждается приказом ФТС России либо приказами ФТС России и иного федерального органа исполнительной власти.

6. Заявительный характер таможенной услуги выражается в добровольности обращения за ней в таможенный орган. Это не обязанность лица, это его свободный выбор: обратиться за услугой или обойтись без нее. Последнее не является нарушением законодательства.

7. Каждая конкретная государственная услуга в области таможенного дела имеет конечный результат - то, что составляло интерес заявителя при обращении в таможенный орган. Данный результат может выражаться в получении документа (квалификационный аттестат специалиста по таможенным операциям, предварительное решение о классификации товаров по ТН ВЭД ТС и др.), получении информации (например, при предоставлении государственной услуги по информированию и (или) консультированию).

В настоящее время ведомственная нормативная правовая база ФТС России насчитывает около 16 административных регламентов, причем отдельные из них приняты ФТС России совместно с иными органами исполнительной власти в рамках проведения таможенными органами иных (помимо таможенного) видов контроля и надзора [9]. Следует обратить внимание на отсутствие в административных регламентах ФТС России единообразия в вопросе исполнения функций и услуг: ряд регламентов посвящены исполнению функций [10], другие - предоставлению государственных услуг [11]. Кроме того, оставляет желать лучшего юридическое и процедурное качество административных регламентов [12, 13].

Вопросы о разграничении понятия «государственная услуга» и понятия «функция государственного органа» возникли с момента появления института государственных услуг в административном регулировании. Ведущие ученые высказывают различные точки зрения по поводу соотношения этих понятий [14-17].

Анализ научных позиций в области таможенного контроля в целом, а также в области отдельных его направлений свидетельствует о том, что данные категории зачастую неоправданно отождествляются.

Под функциями организации (ведомства, органа, структуры) в науке традиционно понимаются основные направления деятельности, которые отражают цели, назначение, сущность данной организации. При этом, по мнению В. А. Юсупова, который рассматривает контроль как функцию государственного управления, контроль является фактором оптимизации и корреляции других функций государственного управления [18, с. 205].

В части соотношения понятия услуг и функций государственного органа нам близка позиция И. Л. Бачило, согласно которой число и содержание

услуг всегда зависят от специфики и содержания функций, выполняемых определенным органом. Если даже услуги будут рассматриваться как единый комплекс работ, обеспечиваемых на федеральном уровне (до 500 услуг), то в их обеспечении участвуют различные органы исполнительной власти в соответствии с их сферой ведения и полномочиями [16, с. 54]. Заслуживает внимание рассмотрение данным автором функции государственных и муниципальных органов по предоставлению услуг как одной из многих функций государственных и муниципальных органов.

Функции (обязанности) таможенных органов закреплены в ст. 12 Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ».

Ученые также выделяют несколько групп функций таможенной службы России как социально-экономического института:

- по сфере распространения - внутренние и внешние;

- по содержанию - регулятивная, культурная, интегративная, а также функции организации и самоорганизации;

- по временному периоду выполнения функции таможенной службы -постоянные и временные;

- по характеру деятельности - общие и специальные [19, с. 149].

По мнению исследователей, в настоящее время ФТС России осуществляет следующие общегосударственные функции:

- занимается выработкой государственной политики в области таможенного дела;

- осуществляет нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела;

- выполняет функции контроля и надзора в области таможенного дела;

- является агентом валютного контроля;

- исполняет специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями [20, с. 7-8].

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной таможенной службе ФТС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции органа валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений [21]. (С 15 января 2016 г. руководство деятельностью Федеральной таможенной службы осуществляет Министерство финансов РФ [22].)

Необходимо отметить, что таможенная служба как федеральный орган исполнительной власти и социально-экономический институт государства осуществляет свою деятельность в соответствии с приоритетами государст-

венной политики и стратегическими целями социально-экономического развития страны, поэтому сущность и содержание выполняемых ею функций должны соответствовать значимым для общества и государства стратегическим целям и изменяться в соответствии с динамикой институциональной среды [19, с. 149-150].

Таможенные органы являются представителями государственной исполнительной власти и носителями его функций в области внешнеэкономической деятельности. Выделение в совокупности основных функций таможенных органов направления, связанного с предоставлением государственных услуг в области таможенного дела, - влияние административной реформы государственного управления. В то же время данные процессы не создали институт таможенных услуг как таковой. На практике происходит зачастую переименование традиционных функций таможенных органов в таможенные услуги. В качестве примера можно привести консультирование и информирование таможенных органов.

Подобная тенденция привела к научным позициям, согласно которым таможенный контроль вполне вписывается в общее определение «услуги» [23, с. 11].

Кроме того, в последние годы получили распространение исследования, проведенные представителями экономической науки, отдельных направлений таможенного контроля в контексте оказания государственных таможенных услуг [23-25].

Нами четко разграничиваются понятия «таможенный контроль» и «таможенная услуга». Таможенный контроль (система таможенного контроля) не может рассматриваться в качестве государственной услуги (либо ее формы). Таможенный контроль обязателен для всех лиц, перемещающих товары через таможенную границу. В то же время одним из отличительных признаков таможенной услуги (как и любой другой государственной услуги) является ее заявительный характер, который выражается в добровольности обращения лица за ней в административный орган.

Что касается соотношения таможенного контроля и государственных таможенных услуг, то, на наш взгляд, качественное администрирование последних обеспечивает реализацию таможенными органами своих функций, важнейшей среди которых является осуществление таможенного контроля. Качество и доступность таможенных услуг положительно сказывается на эффективности таможенного контроля. Большинство таможенных услуг играют обеспечительную, вспомогательную роль применительно к таможенному контролю и иным функциям таможенных органов, они влияют на подконтрольную сферу таможенного контроля, корректируют ее, в отдельных случаях сужают ее, меняют ее количественную и качественную структуру.

Все государственные таможенные услуги можно разделить на группы в соответствии со следующими критериями классификации:

1. В зависимости от предметной сферы оказания услуги таможенные услуги делятся на общие (универсальные) и специальные. К первой группе следует отнести информирование и консультирование. Данная категория государственных таможенных услуг способствует реализации всего комплекса функций таможенных органов. К специальным услугам относят те, которые связаны с исполнением определенной функции таможенных органов (напри-

мер, получение предварительного решения по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС). Общие таможенные услуги являются услугами «в чистом виде», или, по выражению Н. В. Путило, «полноценными» государственными услугами [26, с. 5]. Специальные таможенные услуги так или иначе связаны с осуществлением таможенными органами своих основных функций посредством контрольно-надзорной, разрешительной и иной деятельности. Таким образом, добровольность обращения за предоставлением подобных таможенных услуг является условной. Инициатива обращения за специальной таможенной услугой обусловлена необходимостью заявителя получить разрешение таможенного органа на занятие определенной деятельностью (например, деятельностью по предоставлению услуг таможенного перевозчика) или упростить прохождение таможенного контроля при перемещении товаров в качестве декларанта (например, получение предварительного решения по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС).

2. В зависимости от субъекта - получателя таможенной услуги государственные таможенные услуги делятся на:

- услуги для лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного

дела;

- услуги для правообладателей;

- услуги для физических лиц, желающих получить статус специалиста по таможенным операциям;

- услуги для иных заинтересованных лиц.

Что касается потребителя государственных таможенных услуг, то отдельные авторы выделяют в их качестве не только участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), но и само государство [27, 28]. На наш взгляд, рассмотрение государственных услуг в области таможенного дела в контексте административно-правового регулирования предполагает в качестве потребителя услуги только физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (заинтересованных субъектов, заявителей).

3. Таможенные услуги делятся на платные и бесплатные. К первым, к примеру, относится получение предварительного решения по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (с 1 января 2015 г. подп. 135 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ предусмотрена государственная пошлина за принятие предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в размере 5000 рублей).

Большинство таможенных услуг оказываются таможенными органами безвозмездно (информирование, консультирование, внесение лиц в соответствующие реестры, получение предварительного решения о стране происхождения товара и др.).

4. В зависимости от административной процедуры по оказанию таможенной услуги таможенные услуги можно разделить на оказываемые в электронной форме и услуги, для которых такой механизм не предусмотрен.

Так, в качестве целевого индикатора совершенствования системы государственных услуг как одного из основных стратегических направлений развития таможенной службы РФ выступает доля государственных услуг, предоставляемых Федеральной таможенной службой в электронном виде в соответствии с административными регламентами, по которым обеспечена

возможность их получения в электронном виде, в общем объеме государственных услуг, предоставляемых Федеральной таможенной службой [29].

В то же время следует признать, что еще не разрешены до конца вопросы открытости и общедоступности информации о таможенной деятельности, обеспечения прав граждан на доступное, гласное и справедливое административное разбирательство, результатом чего становятся многочисленные обращения и жалобы участников внешнеэкономической деятельности в таможенные органы [2].

Проблемы таможенных услуг в контексте административной реформы, их административно-процедурного закрепления, повышения их доступности и качества с административно-правовых позиций практически не рассматривались. Эти вопросы должны стать в ближайшие годы объектом исследований ученых в сфере административного права. При этом можно прогнозировать исследования таможенных услуг как в контексте деятельности таможенных органов в целом, так и применительно к отдельным функциям или направлениям деятельности [30].

Таким образом, государственные таможенные услуги представляют собой значимый в условиях административной реформы институт, который сегодня активно развивается и совершенствуется в направлении удовлетворения интересов участников таможенных правоотношений, защиты их прав и свобод, обеспечения основных функций таможенных органов как органов исполнительной власти государства.

Эффективные и качественные государственные услуги в области таможенного дела содействуют увеличению скорости таможенных процессов, снижают издержки предпринимателей и конечного потребителя товара, позволяют повысить безопасность в сфере внешнеэкономической деятельности, что способствует развитию бизнеса и торговой деятельности на территории Единого экономического пространства [29].

Государственные таможенные услуги являются частью системы административно-правового регулирования отношений в сфере таможенного дела. По мнению Ю. Н. Старилова, система административно-правового регулирования должна формировать соответствующую нормативно-правовую основу как для государственных служащих и должностных лиц, так и для граждан, которым предоставляются административно-правовые средства борьбы с произвольным публичным управлением [31, с. 32]. Качественное административно-правовое регулирование государственных таможенных услуг, а также унифицированная практика по их предоставлению должны отразиться на эффективности контрольно-надзорной и иных направлений административной деятельности таможенных органов и исключить произвольность публичного управления в таможенной сфере.

Список литературы

1. Крылова, Е. Г. Становление системы государственной службы Российской Федерации : моногр. / Е. Г. Крылова. - М. : Социум, 2011.

2. Гречкина, О. В. Административная юрисдикция таможенных органов Российской Федерации: теоретико-прикладное исследование : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Гречкина О. В. - Челябинск, 2011. - 40 с.

3. Макрусев, В. В. Государственные таможенные услуги : моногр. / В. В. Мак-русев, А. В. Сафронов. - 2-е изд. - М. : Изд-во Российской таможенной академии, 2011. - 196 с.

4. Гупанова, Ю. Е. Разработка концептуальных, методологических и методических основ управления качеством таможенных услуг : автореф. дис. ... д-ра экон. наук / Гупанова Ю. Е. - М., 2013.

5. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг : Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // СПС «Консуль-тантПлюс».

6. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 22.06.2010) // СПС «КонсультантПлюс».

7. Смирнова, А. А. Соотношение государственных услуг, функций и полномочий органов исполнительной власти / А. А. Смирнова // Журнал российского права. - 2015. - № 3. - С. 120-130.

8. Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы : Приказ ФТС России от 26.12.2012 N° 2656 (Зарегистрировано в Минюсте России 26.03.2013 № 27888) // СПС «Гарант».

9. Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной таможенной службой государственной функции по осуществлению государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фито-санитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного ветеринарного надзора в местах совершения таможенных операций на территории Российской Федерации, отличных от пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в отношении предназначенных для вывоза, ввезенных и перемещаемых транзитом через таможенную территорию Таможенного союза товаров, подлежащих государственному ветеринарному надзору : Приказ Минсельхоза России № 393, ФТС России № 2154 от 06.11.2014 (Зарегистрировано в Минюсте России 19.02.2015 № 36107) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.02.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по осуществлению в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации товаров, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования : Приказ ФТС России от 24.12.2012 № 2621 (ред. от 28.01.2015) (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2013 № 28909) // Российская газета. - 2013. - № 157 (19 июля).

11. Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги выдачи и отзыва квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям : Приказ ФТС России от

08.11.2011 № 2263 (ред. от 26.09.2014) (Зарегистрировано в Минюсте России

22.02.2012 № 23315) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2012. - 4 июня. - № 23.

12. О признании недействующим пункта 48.8 Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утв. Приказом ФТС России от 18.04.2012 № 760 : Решение ВАС РФ от 26.05.2014 № ВАС-15607/13. Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».

13. О признании недействующими пунктов 84, 86, 88 Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги выдачи и отзыва квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям, утв. Приказом ФТС РФ от 08.11.2011 № 2263 : Решение Верховного Суда РФ от 21.01.2014 № АКПИ13-1164 // Бюллетень Верховного Суда РФ. -2014. - № 11.

14. Барциц, И. Н. Понятие «публичная услуга» в контексте Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и вне его / И. Н. Барциц // Государство и право. - 2013. - № 10. - С. 40-51.

15. Бачило, И. Л. Государство социальное или сервисное? Информационно-правовой аспект / И. Л. Бачило // Право. - 2010. - № 1. - С. 3-11.

16. Бачило, И. Л. О неизбежном продолжении разговора о публичных услугах и более общих проблемах организации государственного управления (по поводу статьи И. Н. Барцица) / И. Л. Бачило // Государство и право. - 2014. - № 4. -С. 53-57.

17. Кирин, А. В. Актуальные проблемы административной реформы / А. В. Ки-рин, Н. И. Побежимова // Административное право и процесс. - 2014. - № 3. -С. 67-71.

18. Юсупов, В. А. Право и советское государственное управление (административно-правовой аспект проблемы) / В. А. Юсупов. - Казань : Изд-во Казанского государственного университета, 1976.

19. Управление таможенным делом : учеб. пособие / В. В. Макрусев, В. А. Черных,

B. Т. Тимофеев, А. Ф. Андреев, М. В. Бойкова, И. Н. Колобова, В. Ю. Дианова,

C. В. Барамзин, В. Ф. Волков ; под общ. ред. В. В. Макрусева, В. А. Черных. -СПб. : Троицкий мост, 2012.

20. Основы управления таможенными органами России : учеб. / В. В. Макрусев, В. Т. Тимофеев, И. Н. Колобова, С. В. Барамзин, А. Ф. Андреев ; под общ. ред. В. А. Черных. - М. : Изд-во Российской таможенной академии, 2009. - С. 7-8.

21. О Федеральной таможенной службе (вместе с «Положением о Федеральной таможенной службе») : Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 (ред. от 27.12.2014) // СПС «Гарант».

22. Вопросы Министерства финансов Российской Федерации : Указ Президента РФ от 15.01.2016 № 12 // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 3 (18 янв.). -Ст. 473.

23. Бек, В. А. Система таможенного контроля как форма государственной услуги регулирования сферы торговли объектами интеллектуальной собственности : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Бек В. А. - Хабаровск, 2012.

24. Бреева, М. М. Интеллектуальная собственность как стратегический ресурс страны и меры ее защиты в сфере таможенных услуг : дис. ... канд. экон. наук / Бреева М. М. - Тамбов, 2007.

25. Пауков, А. А. Управление качеством таможенных услуг по защите интеллектуальной собственности : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Пауков А. А. - М., 2004.

26. Путило, Н. В. Публичные услуги: между доктринальным понимаем и практикой нормативного закрепления / Н. В. Путило // Журнал российского права. -2007. - № 6.

27. Основы таможенного дела : учеб. / под общ. ред. д-ра воен. наук, проф. А. Я. Черныша. - М. : Изд-во Российской таможенной академии, 2012. - С. 315.

28. Симахин, О. Г. Теоретическое обоснование структуры и порядка функционирования инновационной системы управления государственными таможенными услугами / О. Г. Симахин // Вестник Российской таможенной академии. - 2011. -№ 4. - С. 29.

29. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года : Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 15.04.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - 14 января. - № 2. - Ст. 109.

30. Агамагомедова, С. А. Соотношение понятий «таможенный контроль» и «таможенная услуга» (на примере обеспечения таможенными органами функции по защите интеллектуальной собственности / С. А. Агамагомедова // Таможенное дело. - 2013. - № 3. - С. 2-7.

31. Старилов, Ю. Н. Административное право как средство разрушения «синдрома бесправия» в современном правовом государстве / Ю. Н. Старилов // Журнал российского права. - 2005. - № 4. - С. 29-45.

References

1. Krylova E. G. Stanovlenie sistemy gosudarstvennoy sluzhby Rossiyskoy Federatsii: monogr. [Public services system formation in the Russian Federation: monograph]. Moscow: Sotsium, 2011.

2. Grechkina O. V. Administrativnaya yurisdiktsiya tamozhennykh organov Rossiyskoy Federatsii: teoretiko-prikladnoe issledovanie: avtoref. dis. d-ra yurid. nauk [Administrative jurisdiction of the customs in the Russian Federation: theoretical and applied research: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the doctor of juridical sciences]. Chelyabinsk, 2011, 40 p.

3. Makrusev V. V., Safronov A. V. Gosudarstvennye tamozhennye uslugi: monogr. [State customs services: monograph]. 2nd ed. Moscow: Izd-vo Rossiyskoy tamozhennoy aka-demii, 2011, 196 p.

4. Gupanova Yu. E. Razrabotka kontseptual'nykh, metodologicheskikh i metodicheskikh osnov upravleniya kachestvom tamozhennykh uslug: avtoref. dis. d-ra ekon. nauk [Development of conceptual, methodological and instruction bases for customs service quality management: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the doctor of economic sciences]. Moscow, 2013.

5. Ob organizatsii predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug: Federal'nyy zakon ot 27.07.2010 № 210-FZ (red. ot 15.02.2016) [On organization of public and municipal services rendering: Federal Law from 27.07.2010 № 210-FZ (revised on 15.02.2016)]. RRS «ConsultantPlus».

6. O sisteme i strukture federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti: Ukaz Prezidenta RF ot 09.03.2004 № 314 (red. ot 22.06.2010) [On the system and structure of federal executive bodies: the decree of the President of the Russian Federation from 09.03.2004 № 314 (revised on 22.06.2010)]. RRS «ConsultantPlus».

7. Smirnova A. A. Zhurnal rossiyskogo prava [The journal of the Russian Law]. 2015, no. 3, pp. 120-130.

8. Ob utverzhdenii Reglamenta Federal'noy tamozhennoy sluzhby: Prikaz FTS Rossii ot 26.12.2012 № 2656 (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 26.03.2013 № 27888) [On adoption of the Federal Customs Services Regulations: the order of FCS of Russia from 26.12.2012 № 2656 (Registered in the Ministry of Justice of Russia on 26.03.2013 № 27888)]. RRS «Garant».

9. Prikaz Minsel'khoza Rossii № 393, FTS Rossii № 2154 ot 06.11.2014 (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 19.02.2015 № 36107) [The order of the Ministry of Agriculture of Russian № 393, FCS of Russia № 2154 from 06.11.2014 (Registered in the Ministry of Justice of Russia on 19.02.2015 № 36107)]. Available at: http://www.pravo.gov.ru (accessed 25.02.2015).

10. Rossiyskayagazeta [The Russian newspaper]. 2013, no. 157 (19 July).

11. Byulleten' normativnykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti [Bulletin of normative acts of federal executive bodies]. 2012, 4 June, no. 23.

12. Prikaz FTS Rossii ot 18.04.2012 № 760: Reshenie VAS RF ot 26.05.2014 № VAS-15607/13. Dokument opublikovan ne byl [The order of FCS of Russia from 18.04.2012

№ 760: the decision of SAC of Russia from 26.05.2014 № VAS-15607/13. The document has not been published]. RRS «ConsultantPlus».

13. Byulleten' Verkhovnogo Suda RF [Bulletin of the Supreme Court of Russia]. 2014, no. 11.

14. Bartsits I. N. Gosudarstvo ipravo [State and law]. 2013, no. 10, pp. 40-51.

15. Bachilo I. L. Pravo [Law]. 2010, no. 1, pp. 3-11.

16. Bachilo I. L. Gosudarstvo ipravo [State and law]. 2014, no. 4, pp. 53-57.

17. Kirin A. V., Pobezhimova N. I. Administrativnoe pravo i protsess [Administrative law and process]. 2014, no. 3, pp. 67-71.

18. Yusupov V. A. Pravo i sovetskoe gosudarstvennoe upravlenie (administrativno-pravo-voy aspekt problemy) [Law and societ public administration (an administrative legal aspect of the problem)]. Kazan: Izd-vo Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta, 1976.

19. Makrusev V. V., Chernykh V. A., Timofeev V. T., Andreev A. F., Boykova M. V., Ko-lobova I. N., Dianova V. Yu., Baramzin S. V., Volkov V. F. Upravlenie tamozhennym delom: ucheb. posobie [Customs management: tutorial]. Saint-Petersburg: Troitskiy most, 2012.

20. Makrusev V. V., Timofeev V. T., Kolobova I. N., Baramzin S. V., Andreev A. F. Osnovy upravleniya tamozhennymi organami Rossii: ucheb. [Foundations of customs management in Russia: textbook]. Moscow: Izd-vo Rossiyskoy tamozhennoy akademii, 2009, pp. 7-8.

21. O Federal'noy tamozhennoy sluzhbe (vmeste s «Polozheniem o Federal'noy tamozhennoy sluzhbe»): Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 16.09.2013 № 809 (red. ot 27.12.2014) [On the Federal customs service (together with "the Federal Custms Service Statute"): the enactment of the RF Government from 16.09.2013 № 809 (revises on 27.12.2014)]. RRS «Garant».

22. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected laws of the Russian Federation]. 2016, no. 3 (18 January), art. 473.

23. Bek V. A. Sistema tamozhennogo kontrolya kak forma gosudarstvennoy uslugi reguli-rovaniya sfery torgovli ob"ektami intellektual'noy sobstvennosti: avtoref. dis. kand. ekon. nauk [The system of customs supervision as a form of a state service regulating the field of intellectual property trade: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of economic sciences]. Khabarovsk, 2012.

24. Breeva M. M. Intellektual'naya sobstvennost' kak strategicheskiy resurs strany i mery ee zashchity v sfere tamozhennykh uslug: dis. kand. ekon. nauk [Intellectual property as a strategic resource of the country and protective measures thereof in the sphere of customs services: dissertation to apply for the degree of the candidate of economic sciences]. Tambov, 2007.

25. Paukov A. A. Upravlenie kachestvom tamozhennykh uslugpo zashchite intellektual'noy sobstvennosti: avtoref. dis. kand. ekon. nauk [Quality management of customs services regarding intellectual property protection: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of economic sciences]. Moscow, 2004.

26. Putilo N. V. Zhurnalrossiyskogoprava [The Journal of the Russian Law]. 2007, no. 6.

27. Osnovy tamozhennogo dela: ucheb. [Foundations of customs services]. Ed. by A. Ya. Cher-nysha. Moscow: Izd-vo Rossiyskoy tamozhennoy akademii, 2012, p. 315.

28. Simakhin O. G. Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii [Bulletin of Russian Customs Academy]. 2011, no. 4, p. 29.

29. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected laws of the Russian Federation]. 2013, 14 January, no. 2, art. 109.

30. Agamagomedova S. A. Tamozhennoe delo [Customs administration]. 2013, no. 3, pp. 2-7.

31. Starilov Yu. N. Zhurnal rossiyskogo prava [The Journal of the Russian Law]. 2005, no. 4, pp. 29-45.

Гречкина Ольга Владимировна доктор юридических наук, профессор, кафедра административного права, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Россия, г. Москва, пр. Вернадского, 82, корпус 6)

E-mail: yourfac@ranepa.ru

Агамагомедова Саният Абдулганиевна кандидат социологических наук, доцент, кафедра менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: saniyat_aga@mail.ru

Grechkina Olga Vladimirovna Doctor of juridical sciences, professor, sub-department of administrative law, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (building 6, 82 Vernadskogo avenue, Moscow, Russia)

Agamagomedova Saniyat Abdulganievna Candidate of sociological sciences, associate professor, sub-department of management and economic security, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

УДК 342.9 Гречкина, О. В.

Государственные таможенные услуги: понятие, базовые характеристики, виды / О. В. Гречкина, С. А. Агамагомедова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2016. -№ 3 (39). - С. 17-30. БОТ: 10.21685/2072-3016-2016-3-2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.