Научная статья на тему 'Особенности нового Административного Регламента о государственной регистрации некоммерческих организаций'

Особенности нового Административного Регламента о государственной регистрации некоммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
261
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ерофеев К. Б.

Приказом Министерства юстиции РФ от 31 марта 2009 г. № 96 утвержден новый Административный регламент исполнения Министерством юстиции РФ государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций. Автор рассматривает в статье особенности нового административного регламента о государственной регистрации некоммерческих организаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности нового Административного Регламента о государственной регистрации некоммерческих организаций»

Некоммерческие организации:

труд и право

ОСОБЕННОСТИ НОВОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

К. Б. ЕРОФЕЕВ, кандидат технических наук, адвокат Адвокатская палата Санкт-Петербурга

Приказом Министерства юстиции РФ от 31 марта 2009 г. № 961 (далее — Приказ) был утвержден новый Административный регламент исполнения Министерством юстиции РФ государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (далее — НКО). Новый администратиный регламент утвержден в связи с ликвидацией Федеральной регистрационной службы РФ (Росрегистрации).

Приказ разработан на основании постановления Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» 2.

Одновременно с утверждением нового Административного регламента (далее — «Регламент») Минюстом России был признан утратившим силу приказ Министерства юстиции РФ от 19 декабря 2006 г. № 372 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по принятию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международ-

1 Российская газета. Федеральный выпуск. М., от 30 апреля 2009, №4901.

2 Собрание законодательства Российской Федерации,

2005, № 47, ст. 4933; 2007, № 50, ст. 6285; 2008, № 18, ст. 2063.

ных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, иных юридических лиц» 3.

Как определяет п. 1. Регламента, устанавливается порядок государственной регистрации центральным аппаратом, территориальными органами Министерства юстиции РФ некоммерческих организаций при их «создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (ЕГРЮЛ) (изменений в сведения)».

Административный регламент не регулирует правоотношений в сфере государственной регистрации религиозных организаций.

Минюст России исполняет государственную функцию в отношении общероссийских и международных общественных объединений, политических партий, отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты РФ; ведет ведомственный реестр зарегистрированных НКО (далее — ведомственный реестр), реестр национально-культурных автономий.

3 Российская газета. М., от 28 декабря 2006, № 293.

Территориальные органы исполняют государственную функцию в отношении межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий и иных НКО, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации НКО, установленный Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» 4 (за исключением потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, иных НКО); ведут ведомственный реестр.

Регламент утверждает определенные принципы, на основании котоорых осуществляется исполнение государственной функции: базирование на нормах действующего законодательства (п. 2. Регламента), государственная функция исполняется федеральными государственными гражданскими служащими Минюста России (территориальных органов) (п. 3. Регламента), при исполнении государственной функции осуществляется взаимодействие с Федеральной налоговой службой (далее — регистрирующий орган) (п. 4. Регламента), за государственную регистрацию НКО взимается государственная пошлина (п. 5. Регламента).

В соответствии с п. 6. Регламента конечными результатами исполнения государственной функции являются:

• государственная регистрация НКО;

• внесение сведений о национально-культурной автономии в реестр национально-культурных автономий (наличие данного пункта является новацией по сравнению с прежним административным регламентом);

• отказ в государственной регистрации НКО;

• прекращение государственной регистрации по инициативе заявителя.

Фактами завершения исполнения государственной функции являются:

• получение заявителем документов, в том числе свидетельства о государственной регистрации НКО, полученного от регистрирующего органа свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ;

• направление заявителю уведомления об отказе в государственной регистрации НКО.

4 Собрание законодательства Российской Федерации.

1996, № 3, ст. 145.

Заявителями при государственной регистрации НКО являются:

• руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемой НКО или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от ее имени;

• учредитель (учредители) НКО при ее создании;

• руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемой НКО;

• конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации НКО;

• иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления (п. 7. Регламента).

Новацией действующего в настоящее время Регламента является признание заявителем при государственной регистрации регионального отделения политической партии уполномоченного лица политической партии либо иного лица, действующего на основании доверенности, выданной уполномоченным лицом политической партии.

Одной из существенных проблем, затрудняющих государственную регистрацию НКО, является трудность получения оперативной информации о государственной регистрации. Видимо, о данных сложностях заявителей Минюст России имеет представление, поэтому в новом Регламенте им более детально регламентируется порядок информирования граждан. Информация о порядке исполнения государственной функции Минюстом России (территориальными органами) предоставляется не только в виде устных (в приемные часы) консультаций и сведений на информационных стендах в доступных для ознакомления местах, но теперь (в соответствии с новым Регламентом) и на Интернет-сайтах Минюста России (территориальных органов).

В соответствии с п. 14. Регламента заявители, представившие в Минюст России (территориальные органы) документы для государственной регистрации, в «обязательном порядке устно или письменно информируются в течение всего срока исполнения государственной функции, в том числе в неприемное время, государственными служащими: об отказе в государственной регистрации; о сроке завершения оформления документов и возможности их получения». «В любое время с момента приема документов на государственную регистрацию заявитель имеет право на получение сведений о ходе исполнения государственной

функции по телефону, электронной почте или на личном приеме» (п. 17. Регламента).

В соответствии с п. 19. Регламента требования к составу документов, представляемых заявителем для государственной регистрации НКО, устанавливаются Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Федеральным законом «Об общественных объединениях»5 и иными федеральными законами, определяющими правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации отдельных видов некоммерческих организаций (соответствующие перечни документов даны в Приложении №2к Административному регламенту).

Комментируемый нормативно-правовой акт детально регламентирует требования к оформлению документов, представляемых заявителями для государственной регистрации НКО.

Остановимся на некоторых требованиях Минюста России (в целом, не выходящих за принятые правила документооборота). В соответствии с п. 22, 23 Регламента все документы, кроме учредительных документов НКО, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Учредительные документы НКО представляются в трех подлинных экземплярах. Учредительные документы (устав) политической партии представляются в двух подлинных экземплярах. Два экземпляра учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса.

В соответствии с п. 27. Регламента сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа НКО, по которому осуществляется связь с НКО, «представляются в виде гарантийного письма или других документов, подтверждающих ее место нахождения, с приложением надлежащим образом заверенных копий правоустанавливающих документов».

Регламент устанавливает следующие сроки исполнения государственной функции (п. 30 — 35 Регламента). Общий срок исполнения государственной функции Минюстом России (территориальным органом) не должен превышать: 33 дней в отношении общественных объединений, 30 дней — политических партий, 17 рабочих дней — иных НКО, без учета времени на исполнение функций регистрирующим органом (т. е. теперь заявители смогут получить свои документы не в месячный срок, как это было предшествующие 10 лет, а в 6 — 8-недельный срок). На основании решения о государственной регистрации НКО и представленных Минюстом России (террито-

5 Российская газета. М., от 25 мая 1995 г.

риальным органом) сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем 5 рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего заднем внесения такой записи, сообщает об этом в Минюст России (территориальный орган) (в соответствии сост. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Срок исполнения государственной функции при государственной регистрации НКО в связи с ее ликвидацией не должен превышать 10 рабочихдней.

Срок рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации общественного объединения, не может превышать 28 дней с даты представления документов на государственную регистрацию, для иных НКО — 12 рабочих дней. Срок рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации НКО в связи с ликвидацией, не может превышать 2 рабочих дней с даты представления документов на государственную регистрацию.

Срок принятия решения о государственной регистрации общественного объединения не может превышать 29 дней с даты представления документов на государственную регистрацию, в отношении иных некоммерческих организаций — 13 рабочих дней. Срок принятия решения о государственной регистрации НКО в связи с ликвидацией не может превышать 3 рабочих дней с даты представления документов на государственную регистрацию.

Уведомление об отказе в государственной регистрации НКО должно быть направлено заявителю не позднее чем через 30 дней со дня получения представленных для государственной регистрации документов (п. 39 Регламента). Исполнение государственной функции в случае внесения НКО изменений в учредительные документы осуществляется в порядке и сроки, установленные для исполнения государственной функции по принятию решения о государственной регистрации НКО (п. 40 Регламента).

Перечень оснований для отказа в исполнении государственной функции не изменился (п. 44 Регламента).

В государственной регистрации различным НКО может быть отказано по следующим основаниям.

Общественному объединению:

• устав противоречит Конституции РФ6 и законодательству Российской Федерации;

• необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным

6 Российская газета. Конституция РФ. М., от 25 декабря 1993, № 237.

законом «Об общественных объединениях», представлены неполностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;

• выступившее в качестве учредителя лицо не может им быть в соответствии с ч. Зет. 19 Федерального закона «Об общественных объединениях»;

• ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;

• в представленных на государственную регистрацию учредительных документах содержится недостоверная информация;

• наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан; политической партии:

• положения устава противоречат Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам;

• наименование и (или) символика не соответствуют требованиям ст. 6 и 7 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» 7;

• не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» для государственной регистрации;

• информация, содержащаяся в представленных для государственной регистрации документах, не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях»;

• нарушены установленные Федеральным законом «О политических партиях» сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии; региональному отделению политической партии:

• не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» для государственной регистрации;

• информация, содержащаяся в представленных для государственной регистрации документах, не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях»; отделению иностранной некоммерческой неправительственной организации:

• учредительные документы, цели создания противоречат Конституции РФ и законодательству Российской Федерации;

7 Российская газета. М., от 14 июля 2001, № 133.

• цели его создания создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальному единству и самобытности, культурному наследию и национальным интересам Российской Федерации;

• ранее зарегистрирована НКО с таким же наименованием;

• наименование оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;

• необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным законом «О некоммерческих организациях», представлены неполностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;

• выступившее в качестве учредителя лицо не может им быть в соответствии с п. 1.2. ст. 15. Федерального закона «О некоммерческих организациях»;

• ранее зарегистрированное на территории Российской Федерации отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации было ликвидировано в связи с грубым нарушением Конституции РФ и законодательства Российской Федерации;

иной НКО:

• учредительные документы противоречат Конституции РФ и законодательству Российской Федерации;

• ранее зарегистрирована НКО с таким же наименованием;

• наименование оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;

• необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным законом «О некоммерческих организациях», представлены неполностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;

• выступившее в качестве учредителя НКО лицо не может им быть в соответствии с п. 1.2. ст. 15. Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Исполнение государственной функции, в том числе при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы НКО, и в связи с ее ликвидацией, включает в себя следующие административные процедуры:

1) прием документов от заявителя;

2) рассмотрение представленныхдокументов;

3) принятие решения о государственной регистрации НКО (направление документов в регистрирующий орган, получение документов из

регистрирующего органа, подготовка документов для выдачи заявителю, внесение сведений в ведомственный реестр) или об отказе в ее регистрации;

4) выдача документов заявителю или направление уведомления об отказе в государственной регистрации (п. 54 Регламента).

Регламент детализирует процедуру рассмотрения представленных документов. Получивший документы уполномоченный специалист проверяет (п. 61 Регламента):

• соответствие состава документов перечню, предусмотренному законодательством Российской Федерации;

• соблюдение порядка оформления документов, установленного законодательством Российской Федерации и Административным регламентом;

• соответствие наименования НКО требованиям законодательства Российской Федерации;

• отсутствие в ведомственном реестре зарегистрированной НКО с тем же наименованием;

• соответствие содержания представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации;

• достоверность и непротиворечивость представленных сведений.

В завершение процедуры уполномоченный специалист готовит заключение с предложением принять решение:

• о государственной регистрации НКО;

• об отказе в государственной регистрации (п.63 Регламента).

Основанием для принятия решения о государственной регистрации НКО или об отказе в ее государственной регистрации является заключение о результатах рассмотрения (п. 65 Регламента).

Заявитель имеет право на обжалование действий и (или) бездействия государственных служащих Минюста России (территориальных органов) в досудебном и судебном порядке (п. 85 Регламента). Заявитель вправе письменно обжаловать действия или бездействие государственных служащих в Департаменте по делам НКО территориальных органов, в Департаменте по делам НКО Министерства юстиции РФ (п. 86 Регламента).

Срок рассмотрения обращения не должен превышать 30 календарных дней с момента регистрации письменного обращения. В исключительных случаях (в том числе при принятии решения о проведении проверки), а также в случае направления запроса другим государственным органам, органам местного самоуправления и иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения обращения документов министр юстиции

РФ, его заместитель, к компетенции которого отнесены вопросы в сфере государственной регистрации НКО и контроля за их деятельностью, иное уполномоченное на то должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив заявителя о продлении срокарассмотрения (п. 88 Регламента).

Порядок продления и рассмотрения обращений в зависимости от их характера устанавливается законодательством Российской Федерации.

Письменное обращение должно соответствовать требованиям Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» 8, заявитель в своем письменном обращении в «обязательном порядке указывает адресата: Минюст России, либо фамилию, имя, отчество, должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), полное наименование для юридического лица, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату» (п. 89. Регламента).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам рассмотрения обращения должностным лицом Минюста России (территориального органа) принимается решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в удовлетворении обращения.

В соответствии с п. 92. Регламента заявители вправе обжаловать решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, действия или бездействие должностных лиц Минюста России (территориального органа) в судебном порядке (в районный суд общей юрисдикции согласно ст. 24 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ)9.

Согласно п. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В соответствии с п. 93. Регламента заявители могут сообщить о «нарушении своих прав и законных интересов, неправомерных решениях, действиях или бездействии должностных государственных служащих Минюста России (территориального органа), нарушении положений Административного регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики: по номерам телефонов, содержащимся в приложении № 1 к

8 Парламентская газета. М.,от11 мая 2006, №70 — 71.

9 Собрание законодательства Российской Федерации. М., 2002, № 46, ст. 4532.

Административному регламенту, на Интернет-сайт и по электронной почте органов, исполняющих государственную функцию».

На основании подп. 15 п. 12 Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»10, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации, министр юстиции РФ: отменяет противоречащее федеральному законодательству распоряжение территориального органа об отказе в государственной регистрации НКО, если иной порядок его отмены не установлен федеральным законом; обязывает территориальный орган: в случае уклонения территориального органа от государственной регистрации общественного объединения — произвести действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; в случае отмены противоречащего

ю Российская газета. М., от 19 октября 2004, № 230.

федеральному законодательству решения об отказе территориального органа в государственной регистрации НКО — повторно рассмотреть представленные документы.

Изучение нового Регламента позволяет сделать следующие выводы:

1. Минюст России снова наделили полномочиями по государственной регистрации НКО, изъяв их у Росрегистрации.

2. Изменен перечень оснований для отказа в регистрации. Для отделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций к ранее утвержденным основаниям отказа добавились новые. Условия отказа общественным объединениям, политическим партиям и иным некоммерческим организациям сохранены.

3. Существенно уменьшен объем требований к местам регистрационных действий Минюста России и его территориальных органов.

В целом новый Регламент несущественно отличается от ранее действовавшего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.