Научная статья на тему 'Требования действующего законодательства к содержанию уставов общественных организаций. Типичные ошибки, допускаемые общественными организациями при государственной регистрации'

Требования действующего законодательства к содержанию уставов общественных организаций. Типичные ошибки, допускаемые общественными организациями при государственной регистрации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
476
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Область наук
Ключевые слова
общественная организация / устав / государственная регистрация / ошибки / public organization / Charter / State registration / error

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ксель Л. Э.

Цель. Целью исследования является анализ вопросов относительно требований, предъявляемых к уставу общественной организации, и типичных ошибок, допускаемых общественными организациями при государствен ной регистрации, в связи с внесением изменением в гражданское законодательство. Методы. Основными методами исследования являются анализ, синтез, индукция, сравнительно-правовой анализ Результаты. В статье Л. Э. Ксель, ведущего специалиста-эксперта отдела по делам некоммерческих органи заций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области «Требова ния действующего законодательства к содержанию уставов общественных организаций. Типичные ошибки, допу скаемые общественными организациями при государственной регистрации» рассмотрены вопросы относительно требований, предъявляемых к уставу общественной организации, и типичные ошибки, допускаемые обществен ными организациями при государственной регистрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF THE STATUTES OF VOLUNTARY ORGANIZATIONS. TYPICAL MISTAKES MADE BY PUBLIC ORGANIZATIONS IN THE PROCESS OF THE STATE REGISTRATION

Purpose. The goal of the study is the analysis of the issues concerning the requirements of the Charter of public orga nization, and common mistakes made by community organizations in the process of State registration connected with civil law amendments. Methods. The main research methods are analysis, synthesis, induction, comparative-legal analysis. Results. In the article the author considered the issues regarding the requirements of the Charter of public organiza tion, and common errors, made by public organizations in the process of State registration.

Текст научной работы на тему «Требования действующего законодательства к содержанию уставов общественных организаций. Типичные ошибки, допускаемые общественными организациями при государственной регистрации»

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

ТРЕБОВАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К СОДЕРЖАНИЮ УСТАВОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Ксель Л. Э.

ведущий специалист-эксперт отдела по делам некоммерческих организаций, Главное управление Министерства

юстиции Российской Федерации по Свердловской области (Россия), 620062, Россия, г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 68,

[email protected]

УДК 347.471

ББК 67.404.013.2

Цель. Целью исследования является анализ вопросов относительно требований, предъявляемых к уставу общественной организации, и типичных ошибок, допускаемых общественными организациями при государствен ной регистрации, в связи с внесением изменением в гражданское законодательство.

Методы. Основными методами исследования являются анализ, синтез, индукция, сравнительно-правовой анализ

Результаты. В статье Л. Э. Ксель, ведущего специалиста-эксперта отдела по делам некоммерческих органи заций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области «Требова ния действующего законодательства к содержанию уставов общественных организаций. Типичные ошибки, допу скаемые общественными организациями при государственной регистрации» рассмотрены вопросы относительно требований, предъявляемых к уставу общественной организации, и типичные ошибки, допускаемые обществен ными организациями при государственной регистрации.

Ключевые слова: общественная организация, устав, государственная регистрация, ошибки.

CONTENT OF THE STATUTES OF VOLUNTARY ORGANIZATIONS. TYPICAL MISTAKES MADE BY PUBLIC ORGANIZATIONS IN THE PROCESS OF THE STATE REGISTRATION

Ksel L. E.

Leading specialist-expert, Division of non-profit organizations, General Directorate of the Ministry of Justice of the Russian Federation in Sverdlovsk region (Russia), 68, Lenina str., Ekaterinburg, Russia, 620062, [email protected].

Purpose. The goal of the study is the analysis of the issues concerning the requirements of the Charter of public orga nization, and common mistakes made by community organizations in the process of State registration connected with civil law amendments.

Methods. The main research methods are analysis, synthesis, induction, comparative-legal analysis.

Results. In the article the author considered the issues regarding the requirements of the Charter of public organiza tion, and common errors, made by public organizations in the process of State registration.

Key words: public organization, Charter, State registration, error.

ю

о см

^ С внесением существенных изменений в полос; жения Гражданского кодекса Российской Федерации ¡э о некоммерческих организациях, все наиболее актуаль-£ ным становится вопрос о соответствии уставов обще© ственных организаций требованиям действующего

законодательства, как при их создании, так и при внесении изменений в их учредительные документы.

Так, в данной статье в частности будут рассмотрены вопросы относительно требований, предъявляемых к уставу общественной организации, и типичные

Ксель Л. Э.

ошибки, допускаемые общественными организациями при государственной регистрации.

Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен общий порядок государственной регистрации всех юридических лиц.

В соответствии со ст. 10 вышеназванного закона в отношении отдельных юридических лиц другими федеральными законами может устанавливаться специальных порядок их регистрации [1, ст. 10].

Так, Федеральным законом «Об общественных объединениях» установлен особый порядок государственной регистрации общественных организаций [2, ст. 21].

Особый порядок заключается в том, что процесс государственной регистрации таких организаций разделен на два этапа:

• первый этап - принятие решения о государственной регистрации;

• второй этап - внесение соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Общественная организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.

В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» уполномоченным органом в сфере регистрации некоммерческих организаций (в том числе общественных организаций), который предоставляет государственную услугу по принятию решения о государственной регистрации, является Минюст России (его территориальные органы).

На территории Свердловской области таким территориальным органом Минюста России является - Главное управление Минюста России по Свердловской области.

Деятельность Главного управления осуществляется в соответствии с Положением о Главном управлении, утвержденным приказом Минюста России от 03.03.2014 № 25 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации».

Процедуры по принятию решения о государственной регистрации проводятся в соответствии с Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации

некоммерческих организаций, утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455.

Территориальные органы Минюста России принимают решение о государственной регистрации межрегиональных, региональных и местных общественных организаций.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» для государственной регистрации общественной организации в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы:

1) заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

2) устав общественной организации в трех экземплярах;

3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественной организации, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;

4) сведения об учредителях;

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественной организации, по которому осуществляется связь с общественной организацией;

7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международных, общероссийских и межрегиональных общественных организаций;

8) при использовании в наименовании общественной организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование;

9) заявление о включении общественной организации в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, - для общественных организаций, являющихся юридическими лицами, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

В силу ст. 23 Федерального закона «Об общественных объединениях» одним из оснований для

Ксель Л. Э.

принятия решений об отказе в государственной регистрации является противоречие устава общественной организации действующему законодательству Российской Федерации.

Поэтому общественным организациям необходимо обращать особое внимание на соответствие уставов положениям действующего законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 123.5 Гражданского кодекса Российской Федерации устав общественной организации должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, а также условия о порядке вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее. составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.

В случае использования общественной организацией символики общественной организации ее описание должно содержаться в уставе общественной организации [2, ст. 20].

Необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу изменений в Гражданский кодекс, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественной организации, не противоречащие законам.

Согласно статистическим данным Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области (далее - Главное управление) в 2014 году принято 106 решений о регистрации создания общественных организаций, 60 решений об отказе в регистрации создания общественных организаций, 65 решений о регистрации изменений в уставы общественных организаций и 17 решений об отказе в регистрации изменений в уставы общественных организаций.

Таким образом, статистические данные свидетельствует о том, что большинство общественных организаций не обладают необходимой правовой грамотностью для того, чтобы правильно оформить необходимый пакет документов и привести учредительные документы в соответствие с требованиями действующего законодательства.

В числе типичных ошибок, допускаемых общественными организациями при государственной регистрации, можно отметить следующие:

• в нарушение ст. 28 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в названии общественной организации не отражен характер ее деятельности;

• в нарушение п. 2 ст. 123.5 Гражданского кодекса Российской Федерации в уставах общественных организаций отсутствуют сведения о составе, компетенции органов управления организации, порядке принятия ими решений либо эти сведения не соответствуют требованиям федерального законодательства, условия о порядке вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее, сведения об имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации;

• в нарушение ст. 123.5 Гражданского кодекса Российской Федерации в уставах общественных организаций не раскрыт предмет ее деятельности, порядок реорганизации и ликвидации общественной организации;

• в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» члены общественной организации имеют равные права и обязанности, однако в отдельных уставах общественных организаций предусмотрены привилегии для ее почетных членов.

Кроме того, зачастую в уставах общественных организаций отражена не вся компетенция высшего органа управления, предусмотренная статьями 65.3, 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно, в нарушение указанных статей общественные организации не включают в компетенцию высшего органа управления такие вопросы, как принятие решения о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов, определение порядка приема в состав участников общественной организации и исключения из числа ее участников, принятие решений о создании общественной организацией других юридических лиц, об участии общественной организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств общественной организации.

В сложившейся ситуации специалистами Главного управления проводятся учебные семинары для представителей общественных организаций, размещается справочная информация на стендах и на официальном

Ксель Л. Э.

сайте Главного управления, оказывается консультативная помощь заявителям по оформлению документов.

необходимых для государственной регистрации, и по

требованиям, предъявляемым к этим документам.

Литература:

1. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08 августа.2001 г. № 129-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33 (часть I). Ст. 3431.

2. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Собрание законодательства РФ. 22.05.1995. № 21. Ст. 1930.

3. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 (ред. от 10.09.2014) // Собрание законодательства РФ. 19.05.2008. № 20. Ст. 2290.

4. Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 (ред. от 07.05.2015) // Собрание законодательства РФ. 18.10.2004. № 42. Ст. 4108.

5. Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации: Приказ Минюста России от 03 мая 2014 г. № 25 (ред. от 20.04.2015) // Российская газета. 21.03.2014. № 65.

6. Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций: Приказ Минюста России от 30 декабря 2011 г. № 455 (в ред. от 11.12.2013, с изм. от 08.04.2014) // Российская газета. 16.03.2012. № 58.

7. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 145.

8. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

9. Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей: Постановление

Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. № 319 (ред. от 16.09.2003) // Собрание законодательства РФ. 20.05.2002. № 20. Ст. 1872.

References:

1. On State registration of legal entities and individual entrepreneurs: the Federal law dated August 8, 2001 № 129-FZ (as revised 13.07.2015) // Sobraniye zakonodatelstva of the RF. 13.08.2001. № 33 (part I). Art. 3431.

2. On voluntary associations: Federal law dated May 19,

1995 № 82-FZ (as revised 08.03.2015) // Sobraniye zakonodatelstva of the RF. 22.05.1995. № 21. Art. 1930.

3. Issues of the system and structure of Federal bodies of executive power: Decree of the President of the Russian Federation dated May 12, 2008 № 724 (as revised 10.09.2014) // Sobraniye zakonodatelstva of the RF. 19.05.2008. № 20. Art. 2290.

4. Issues of the Ministry of Justice of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated October 13, 2004 № 1313 (as revised 07.05.2015) // Sobraniye zakonodatelstva of the RF. 25.11.2004 № 42. Art. 4108.

5. On approval of the Regulations on the General Directorate of the Ministry of Justice of the Russian Federation on the subject (actors) of the Russian Federation and of the List of the main departments of the Ministry of Justice of the Russian Federation on the subjects of the Russian Federation: the Order of the Ministry of Justice of Russia dated May 3, 2014 № 25 (as revised 20.04.2015) // Rossiyskaya gazeta. 21.03.2014. № 65.

6. On approval of Administrative regulations providing public services for the adoption of a decision on the State registration of non-profit organizations by the Ministry of Justice of the Russian Federation: the Order of the Ministry of Justice dated December 30, 2011 № 455 (as revised 11.12.2013, amended 08.04.2014) // Rossiyskaya gazeta. 16. № 58.

7. On-profit organizations: the Federal law dated January 12,

1996 № 7-FZ (as revised 13.07.2015) // Sobraniye zakonodatelstva RF. 15.01.1996. № 3. Art. 145.

8. The Civil Code of the Russian Federation. Part one: the Federal law dated November 30, 1994 № 51-FZ (as revised 13.07.2015) // Sobraniye zakonodatelstva RF. 05.12.1994. № 32. Art. 3301.

9. On the authorized Federal body of executive power that ensures the State registration of legal entities, peasant (individual) farms, physical persons as individual entrepreneurs: Decree of the Government of the Russian Federation dated May 17, 2002 № 319 (as revised 16/09/2003) // Sobraniye zakonodatelstva RF. 20.05.2002. № 20. Art. 1872.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.