Научная статья на тему 'Актуальные проблемы регистрации политических партий и их региональных отделений'

Актуальные проблемы регистрации политических партий и их региональных отделений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1079
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / POLITICAL PARTIES / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / PUBLIC ASSOCIATIONS / ВЫБОРЫ / ELECTIONS / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / NONPROFIT ORGANIZATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПАРТИИ / ПАРТИЙНАЯ ПРОГРАММА / PARTY PROGRAM / ДЕМОКРАТИЯ / DEMOCRACY / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ / REGIONAL BRANCHES OF POLITICAL PARTIES / OF STATE REGISTRATION OF A POLITICAL PARTY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зимина Наталья Владимировна, Тумуров Жаргал Тимурович

Раскрыто понятие «регистрация политических партий», определены основные аспекты государственной регистрации политических партий и их региональных отделений. Авторы обращают внимание на положительную динамику при регистрации политических партий и их региональных отделений. В целом в законодательстве предусматриваются следующие cущественные признаки политической партии: свобода, устойчивость, идеология, некоммерческий характер деятельности, формирование и выражение воли народа, демократизм. Отмечено, что в соответствии с демократическими конституциями партии организуются и действуют свободно, создаются, как правило, на основе явочного (или явочно-регистрационного) порядка, сами определяют структуру, порядок деятельности, что регламентируется принимаемыми ими уставами. Партии могут быть созданы только гражданами данного государства, членами партии могут быть, как правило, лишь граждане данной страны, обладающие политическими правами и достигшие 18-летнего возраста. Партии строятся на основе индивидуального членства: в нее принимаются по заявлению вступающего. Для создания партии созывается учредительное собрание, на котором избирают председателя и секретаря, принимается устав партии. Регистрация партий возлагается на Федеральную налоговую службу РФ и Министерство юстиции РФ. Сделан вывод, что политические партии в последние два года активно регистрируются, а инициативные группы создают инициативные организационные комитеты по созданию политических партий. Упрощение процедуры регистрации политических партий, сокращение минимальной численности политических партий при регистрации делает процедуру их регистрации все привлекательнее. Увеличение численности политических партий не способствует более активному вовлечению граждан в политический процесс, партии создаются не ради участия в политической жизни страны, а ради участия в выборах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Зимина Наталья Владимировна, Тумуров Жаргал Тимурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF THE REGISTRATION OF POLITICAL PARTIES AND THEIR REGIONAL OFFICES

The notion "registration of political parties" is disclosed, the main aspects of state registration of political parties and their regional branches. The authors draw attention to the positive dynamics in the registration of political parties and their regional branches. Batch determination does not contain all the laws on political parties. In general, the legislation provides for the following essential characteristics of a political party: freedom, stability, ideology, commercial activities, formation and expression of the will of people, democracy. It is noted that, in accordance with democratic constitutions, parties are organized and act freely, are created, as a rule, on the basis of a secret (or registration-registration) order, they themselves determine the structure, order of activities, which is regulated by the charters adopted by them. The party can only be created by the citizens of this state, and party members can be, as a rule, only citizens of this country, with political rights and under 18 years of age. Parties are based on individual membership in the party shall be accepted upon application of the applicant. To create a party, a constituent assembly is convened, at which the chairman and secretary are elected; the articles of association of the party are confirmed. Registration of parties rests with the Federal tax service of Russia and the Ministry of justice of Russia. The conclusion is that political parties in the last two years are actively registered, and the initiative group to create an initiative of the organizing committees for the establishment of political parties. Simplification of registration procedures for political parties, reducing the minimum number of political parties during the registration makes the procedure of their registration more attractive. The increase in the number of political parties does not contribute to a more active involvement of citizens in the political process; parties are created not for the sake of participation in the political life of the country, but for the sake of participation in the elections

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы регистрации политических партий и их региональных отделений»

УДК 329.3

DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-3-77-82

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И

ИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ

ACTUAL PROBLEMS OF THE REGISTRATION OF POLITICAL PARTIES AND

THEIR REGIONAL OFFICES

H. В. Зимина,

Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]

N. Zimina,

Transbaikal State University, Chita

Ж. Т. Тумуров,

Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]@list.ru

Zh. Tumurov,

Transbaikal State University, Chita

Раскрыто понятие «регистрация политических партий», определены основные аспекты государственной регистрации политических партий и их региональных отделений. Авторы обращают внимание на положительную динамику при регистрации политических партий и их региональных отделений. В целом в законодательстве предусматриваются следующие существенные признаки политической партии: свобода, устойчивость, идеология, некоммерческий характер деятельности, формирование и выражение воли народа, демократизм. Отмечено, что в соответствии с демократическими конституциями партии организуются и действуют свободно, создаются, как правило, на основе явочного (или явочно-регистрационного) порядка, сами определяют структуру, порядок деятельности, что регламентируется принимаемыми ими уставами. Партии могут быть созданы только гражданами данного государства, членами партии могут быть, как правило, лишь граждане данной страны, обладающие политическими правами и достигшие 18-летнего возраста. Партии строятся на основе индивидуального членства: в нее принимаются по заявлению вступающего. Для создания партии созывается учредительное собрание, на котором избирают председателя и секретаря, принимается устав партии. Регистрация партий возлагается на Федеральную налоговую службу РФ и Министерство юстиции РФ. Сделан вывод, что политические партии в последние два года активно регистрируются, а инициативные группы создают инициативные организационные комитеты по созданию политических партий. Упрощение процедуры регистрации политических партий, сокращение минимальной численности политических партий при регистрации делает процедуру их регистрации все привлекательнее. Увеличение численности политических партий не способствует более активному вовлечению граждан в политический процесс, партии создаются не ради участия в политической жизни страны, а ради участия в выборах

Ключевые слова: политические партии; общественные объединения; выборы; некоммерческая организация; государственная регистрация политический партии; партийная программа; демократия; региональные отделения политических партий

The notion "registration of political parties" is disclosed, the main aspects of state registration of political parties and their regional branches. The authors draw attention to the positive dynamics in the registration of political parties and their regional branches. Batch determination does not contain all the laws on political parties. In general, the legislation provides for the following essential characteristics of a political party: freedom, stability, ideology, commercial activities, formation and expression of the will of people, democracy. It is noted that, in accordance with democratic constitutions, parties are organized and act freely, are created, as a rule, on the basis of a secret (or registration-registration) order, they themselves determine the structure, order of activities, which is regulated by the charters adopted by them. The party can only be created by the citizens of this state, and party members can be, as a rule, only citizens of this country, with political rights and under 18 years of age. Parties are based on individual membership in the party shall be accepted upon application of the applicant. To create a party, a constituent assembly is convened, at which the chairman and secretary are elected; the articles of association

77

© H. В. Зимина, Ж. Т. Тумуров, 2018

of the party are confirmed. Registration of parties rests with the Federal tax service of Russia and the Ministry of justice of Russia. The conclusion is that political parties in the last two years are actively registered, and the initiative group to create an initiative of the organizing committees for the establishment of political parties. Simplification of registration procedures for political parties, reducing the minimum number of political parties during the registration makes the procedure of their registration more attractive. The increase in the number of political parties does not contribute to a more active involvement of citizens in the political process; parties are created not for the sake of participation in the political life of the country, but for the sake of participation in the elections

Key words: political parties; public associations; elections; nonprofit organization; of state registration of a political party; the party program; democracy; regional branches of political parties

ведение. Политическая система России характеризуется многопартийностью, что является основой конституционного строя нашего государства. Качественно новая партийная система основана на многопартийности [3]. Мировой опыт показывает, что уровень развития демократии зависит от того, насколько институализи-ровались политические партии в стране и насколько они вовлечены в политический процесс. Политические партии становятся структурообразующим элементом современного российского общества [2]. В их программных установках и конкретных действиях находит отражение разнообразие идейных установок, овладевших современным российским обществом. Активизация партийного строительства и правового регулирования деятельности партий требует глубокого научного осмысления [10].

Методология и методика исследования. При исследовании политических партий целесообразно применять нормативный, сравнительный методы, а также метод анализа [Там же].

В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и согласно ст. 16 Федерального закона «О политических партиях», политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации с учетом установленного Федеральным законом «О политических партиях» специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений [6].

Так, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О политических партиях», опреде-

лены требования, предъявляемые к политической партии для ее государственной регистрации, в том числе численность, которая с 4 апреля 2012 г. должна составлять не менее 500 членов политической партии. Однако Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях. Политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ, т. е. 43 региональных отделения, при этом в субъекте РФ может быть создано лишь одно региональное отделение данной политической партии [5].

Рассмотрение представленных для государственной регистрации политической партии документов осуществляется Минюстом России на основании Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» в соответствии с требованиями Федерального закона «О политических партиях» и в порядке, установленном Административным регламентом предоставления Министерством юстиции РФ государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций [7].

Для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии, в Минюст России представляются следующие документы:

а) заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств,

адресов места жительства и контактных телефонов;

б) устав политической партии в трех экземплярах, два из которых сброшюрованы, пронумерованы, заверены уполномоченными лицами политической партии, а также текст устава в машиночитаемом виде;

в) заверенные уполномоченными лицами политической партии копии решений учредительного съезда политической партии о создании политической партии, о принятии устава политической партии и принятии ее программы, создании региональных отделений политической партии, формировании ее руководящих, исполнительных и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования;

г) документ об уплате государственной пошлины;

д) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией;

е) экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии;

ж) заверенные уполномоченными лицами региональных отделений политической партии копии протоколов проведенных не менее чем в половине субъектов РФ конференций или общих собраний региональных отделений политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях по состоянию на день заверения документов, предусмотренных настоящим пунктом, а также места нахождения руководящих органов региональных отделений политической партии [7].

Политическая партия и ее региональное отделение обязаны информировать Минюст России и его территориальные органы об изменении сведений о политической партии и ее региональных отделениях. Сведения о полученных лицензиях предо-

ставляются в течение трех дней с момента таких изменений в Минюст России или его территориальный орган для принятия решения об их направлении в Федеральную налоговую службу, которая вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о политической партии, ее региональном отделении или ином зарегистрированном структурном подразделении политической партии [8 ].

Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается Минюстом России его территориальным органом не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения указанных документов в том же порядке, что и решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения [7].

По результатам рассмотрения документов политической партии Минюстом России принимается решение о государственной регистрации политической партии. В государственной регистрации политической партии может быть отказано в случае, если положения устава политической партии противоречат Конституции РФ, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «О политических партиях» и иным федеральным законам; наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям Федерального закона «О политических партиях»; не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» для государственной регистрации политической партии; федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях»; нарушены установленные Федеральным законом «О политических партиях» сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии [Там же].

Государственная регистрация политической партии может быть приостановле-

на в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» при наличии следующих оснований для отказа в государственной регистрации политической партии: положения устава политической партии противоречат Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам; наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям ст. 6, 7 настоящего Федерального закона; федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям настоящего Федерального закона.

Государственная регистрация политической партии приостанавливается до устранения оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца. В случае принятия решения о приостановлении государственной регистрации федеральный уполномоченный орган выдает уполномоченному лицу политической партии письменное мотивированное заключение [9].

Практика показывает, что не устранение оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, в установленный указанным решением срок является основанием для принятия федеральным уполномоченным органом решения об отказе в государственной регистрации политической партии [5].

В результате анализа установлено, что типичной ошибкой, допускаемой заявителями при представлении документов для государственной регистрации некоммерческих организаций, является внесение в учредительные документы положений, не соответствующих законодательству Российской Федерации, что является основанием для отказа в государственной регистрации [4].

При изучении учредительных документов политических партий выявлены следующие противоречия законодатель-

ству Российской Федерации: включение в устав положения о создании филиалов и представительств в Российской Федерации и за рубежом, в то время как п. 1 ст. 5 Федерального закона № 7 определено, что некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства только на территории Российской Федерации. Далее в нарушение п. 3 ст. 29 Федерального закона № 7, определяющего компетенцию высшего руководящего органа некоммерческой организации, в том числе исключительную компетенцию (внесение изменений и дополнений в устав; определение приоритетных направлений деятельности; принятие решения о реорганизации), вопросы компетенции высшего руководящего органа отнесены к компетенции учредителей. Также в нарушение п. 3 ст. 7 Федерального закона № 7 попечительский совет фонда отнесен к органам управления. В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона № 7 попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. В большинстве случаев в нарушение требований п. 3 ст. 14 Федерального закона № 7 в учредительных документах некоммерческих организаций не определен порядок управления [7].

О динамике становления и развития политических партий говорит факт увеличения численности зарегистрированных политических партий. Так, по состоянию на 1 февраля 2018 г. в Российской Федерации зарегистрированы 76 политических партий и действуют 68 оргкомитетов. В последних парламентских выборах 2016 г. принимали участие всего 18 политических партий [Там же].

В связи с этим число новых политических партий в Российской Федерации начало снижаться: возрождаются прежде расформированные партии, регистрируются новые, несмотря на то, что новое законодательство значительно облегчает саму процедуру регистрации партий, упрощает

обязательную отчетность и предусматривает другие новшества, значительно облегчающие деятельность политических партий [9].

Совершенно очевидно, что численность членов партий лучше было бы сокращать постепенно: для начала в пять-десять раз, а не почти в сто, как это сделано в настоящее время [1].

Выводы. Несмотря на простоту возможности создания партии и осуществления её деятельности на территории Российской Федерации, после вступления в силу

Список литературы_

закона возможность для появления большого числа партий существенно возросла, однако в целях продолжения дальнейшего существования мелкие партии начнут объединяться по общим интересам. Ситуация «псевдо» многопартийности в России очевидна, что оказывает влияние на политическую ситуацию в стране. Политическая арена России должна наполниться крупными, массовыми партиями, нацеленными на продвижение своих интересов в государственные органы.

1. Гельман В. Я. Политические партии в России от конкуренции к иерархии / / Полис. 2008. № 5. С. 135-152.

2. Зотова 3. М. Политические партии и избирательный процесс. М.:РЦОИТ, 2002. 176 с.

3. Кочетков Д. Ресурсы политических партий на парламентских выборах 2007 г. // Власть. 2009. № 6. С. 19-23.

4. Политические партии [Электронный ресурс ] / / Единая Россия. Режим доступа: https://www.ed.ru (дата обращения: 13.11.2017).

5. Политические партии [Электронный ресурс] // КПРФ. Режим доступа: https://www.kprf.ru (дата обращения: 23.11.2017).

6. Политические партии [Электронный ресурс] // Справедливая Россия. Режим доступа: http:// www.chita.spravedlivo.ru (дата обращения: 24.12.2017).

7. Политические партии [Электронный ресурс] // Управление Минюста России по Забайкальскому краю. Режим доступа: http://www.to75.minjust.ru (дата обращения: 29.11.2017).

8. Чувилина Н. Б. Политические партии как акторы российских региональных процессов // Власть. 2009. № 7. С. 72-75.

9. Шемелин А. В. Генезис политических партий в России и электоральные предпочтения граждан РФ (политико-правовые аспекты) // История государства и права. 2008. № 1. С. 23-25.

10. Duverger M. Political parties. Moscow: Academic Project, 2000. 538 p.

References_

1. Gelman V. Ya. Polis (Polis), 2008, no. 5, pp. 135-152.

2. Zotova Z. M. Politicheskie partii i izbiratelny protsess (Political parties and the electoral process). Moscow: RTsUIT, 2002. 176 p.

3. Kochetkov D. Vlast (Power), 2009, no. 6, pp. 19-23.

4. Edinaya Rossiya (United Russia). Available at: http://www.ed.ru (Date of access: 13.11.2017).

5. KPRF (Communist Party). Available at: http://www.kprf.ru (Date of access: 11.23.2017).

6. Spravedlivaya Rossiya (Fair Russia). Available at: http://www.chita.spravedlivo.ru (Date of access: 24.12.2017).

7. Upravlenie Minyusta Rossipo Zabaykalskomu krayu (Directorate of the Ministry of Justice of Russia for the Transbaikal Region). Available at: http://www.to75.minjust.ru (Date of access: 29.11.2017).

8. Chuvilina N. B. Vlast (Vlast), 2009, no. 7, pp. 72-75.

9. Shemelin A. V. Istoriyagosudarstva i prava (History of state and law), 2008, no. 1, pp. 23-25.

10. Duverger M. Political parties (Political parties). Moscow: Academic Project, 2000. 538 p.

Коротко об авторах_

Зимина Наталья Владимировна, канд. полит. наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и политики, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: государственное право, государственное управление, политико-правовой статус политических партий [email protected]

Тимуров Жаргал Тимурович, канд. полит. наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и политики, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: политика, международная политика, молодежный парламентаризм zhargal@list. [email protected]

Briefly about the authors_

Natalia Zimina, candidate of political sciences, associate professor, State, Municipal Management and Policy department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: state law, public administration, politico-legal status of political parties

Zhargal TUmurov, candidate of political sciences, associate professor, State, Municipal Management and Policy department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: politics, international politics, youth parliamentarism

Образец цитирования

Зимина H. В., Тумуров Ж. Т. Актуальные проблемы регистрации политических партий и их региональных отделений // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2018. Т. 24. № 3. С. 77—82. DOI: 10.21209/22279245-2018-24-3-77-82.

Zimina N., Tumurov Z. Actual problems of the registration of political parties and their regional offices // Transbaikal State University Journal, 2018, vol. 24, no. 3, pp. 77-82. DOI: 10.21209/2227-9245-2018-243-77-82.

Статья поступила в редакцию: 05.03.2018 г. Статья принята к публпкацпп: 26.03.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.