Научная статья на тему 'Актуальные вопросы регистрации политических партий и их региональных отделений'

Актуальные вопросы регистрации политических партий и их региональных отделений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1756
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА / ГРАЖДАНСКИЕ ОБЩЕСТВО / ВЫБОРЫ / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ / ПАРТИЙНАЯ ПРОГРАММА / ДЕМОКРАТИЯ / УСТАВ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ / POLITICAL PARTIES / PUBLIC ASSOCIATIONS / PARTY SYSTEM / CIVIL SOCIETY / ELECTIONS / NONPROFIT ORGANIZATION / STATE REGISTRATION OF POLITICAL PARTIES / PARTY PROGRAM / DEMOCRACY / CHARTER / REGIONAL BRANCHES OF POLITICAL PARTIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зимина Наталья Владимировна

Раскрыто понятие «политические партии», определены основные правовые аспекты государственной регистрации политических партий и их региональных отделений. Выявлено, что в настоящее время отмечается положительная динамика при регистрации политических партий и их региональных отделений. Определение партии содержится не во всех законах о партиях. В целом в законодательстве предусматриваются следующие существенные признаки политической партии: свобода, устойчивость, идеология, некоммерческий характер деятельности, формирование и выражение воли народа, демократизм. В соответствии с демократическими конституциями партии организуются и действуют свободно. Они создаются, как правило, на основе явочного (или явочно-регистрационного) порядка. Партии сами определяют свою структуру, порядок деятельности, что регламентируется принимаемыми ими уставами. Партии могут быть созданы только гражданами данного государства, а членами партии могут быть, как правило, лишь граждане данной страны, обладающие политическими правами и достигшие 18-летнего возраста. Партии строятся на основе индивидуального членства: в нее принимаются по заявлению вступающего. Для создания партии созывается учредительное собрание. На учредитель-ном собрании избирают председателя и секретаря, принимается устав партии. Регистрация партий возлагается на Федеральную налоговую службу России и Министерство юстиции России. Автором сделан вывод о том, что политические партии в последние два года активно регистрируются, а инициативные группы создают инициативные организационные комитеты по созданию политических партий. Упрощение процедуры регистрации политических партий, сокращение минимальной численности политических партий при регистрации делает процедуру их регистрации привлекательнее. Увеличение численности политических партий не способствует более активному вовлечению граждан в политический процесс, партии создаются не ради участия в политической жизни страны, а ради участия в выборах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES REGISTRATION OF POLITICAL PARTIES AND THEIR REGIONAL BRANCHES

This article discloses the concept of «political parties», the main legal aspects of the state registration of political parties and their regional branches. The fact that today there is positive dynamics during the registration of political parties and their regional branches is determined. The definition of a party is contained not in all laws on political parties. In general, the legislation provides for the following essential characteristics of a political party: freedom, stability, ideology, commercial activities, formation and expression of people’s will and democracy. In accordance with democratic constitutions parties are organized and operated freely. They are, as a rule, organized on the basis of presence (or presence-registration) paper. The parties determine the structure, order of activities themselves which are regulated by the accepted charter. The parties can only be created by the citizens of this state, and party members can be, as a rule, only citizens of this country, with political rights and under 18 years. The parties are based on individual membership: members are accepted in the party upon written request of an applicant. To create a party a constituent assembly is gathered. At the constituent assembly a chairman and a secretary are elected, the charter is accepted. Registration of parties is pinned on the Federal tax service of Russia and the Ministry of Justice of Russia. The author concludes that political parties during the last two years are actively registered, and the initiative groups create initiative organizing committees for the establishment of political parties. Simplification of registration procedures for political parties, reducing the minimum number of political parties during the registration makes the procedure of their registration more attractive. The increase in the number of political parties does not contribute to a more active involvement of citizens in political processes; parties are created not for the sake of participation in the political life of the country, but for the sake of participation in the elections.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы регистрации политических партий и их региональных отделений»

УДК 329.3

Зимина Наталья Владимировна Natalia Zimina

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГИСТРАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ

CURRENT ISSUES REGISTRATION OF POLITICAL PARTIES AND THEIR REGIONAL BRANCHES

Раскрыто понятие «политические партии», определены основные правовые аспекты государственной регистрации политических партий и их региональных отделений. Выявлено, что в настоящее время отмечается положительная динамика при регистрации политических партий и их региональных отделений. Определение партии содержится не во всех законах о партиях. В целом в законодательстве предусматриваются следующие существенные признаки политической партии: свобода, устойчивость, идеология, некоммерческий характер деятельности, формирование и выражение воли народа, демократизм. В соответствии с демократическими конституциями партии организуются и действуют свободно. Они создаются, как правило, на основе явочного (или явочно-регистрационного) порядка. Партии сами определяют свою структуру, порядок деятельности, что регламентируется принимаемыми ими уставами. Партии могут быть созданы только гражданами данного государства, а членами партии могут быть, как правило, лишь граждане данной страны, обладающие политическими правами и достигшие 18-летнего возраста. Партии строятся на основе индивидуального членства: в нее принимаются по заявлению вступающего. Для создания партии созывается учредительное собрание. На учредительном собрании избирают председателя и секретаря, принимается устав партии. Регистрация партий возлагается на Федеральную налоговую службу России и Министерство юстиции России. Автором сделан вывод о том, что политические партии в последние два года активно регистрируются, а инициативные группы создают инициативные организационные

This article discloses the concept of «political parties», the main legal aspects of the state registration of political parties and their regional branches. The fact that today there is positive dynamics during the registration of political parties and their regional branches is determined. The definition of a party is contained not in all laws on political parties. In general, the legislation provides for the following essential characteristics of a political party: freedom, stability, ideology, commercial activities, formation and expression of people's will and democracy. In accordance with democratic constitutions parties are organized and operated freely. They are, as a rule, organized on the basis of presence (or presence-registration) paper. The parties determine the structure, order of activities themselves which are regulated by the accepted charter. The parties can only be created by the citizens of this state, and party members can be, as a rule, only citizens of this country, with political rights and under 18 years. The parties are based on individual membership: members are accepted in the party upon written request of an applicant. To create a party a constituent assembly is gathered. At the constituent assembly a chairman and a secretary are elected, the charter is accepted. Registration of parties is pinned on the Federal tax service of Russia and the Ministry of Justice of Russia. The author concludes that political parties during the last two years are actively registered, and the initiative groups create initiative organizing committees for the establishment of political parties. Simplification of registration procedures for political parties, reducing the minimum number of political parties during the registration makes the procedure of their registration more

комитеты по созданию политических партий. Упрощение процедуры регистрации политических партий, сокращение минимальной численности политических партий при регистрации делает процедуру их регистрации привлекательнее. Увеличение численности политических партий не способствует более активному вовлечению граждан в политический процесс, партии создаются не ради участия в политической жизни страны, а ради участия в выборах

attractive. The increase in the number of political parties does not contribute to a more active involvement of citizens in political processes; parties are created not for the sake of participation in the political life of the country, but for the sake of participation in the elections

Ключевые слова: политические партии, общественные объединения, партийная система, гражданские общество, выборы, некоммерческая организация, государственная регистрация политических партий, партийная программа, демократия, устав, региональные отделения политических партий

Key words: political parties, public associations, party system, civil society, elections, nonprofit organization, state registration of political parties, party program, democracy, charter, regional branches of political parties

Важнейшим элементом демократизации политического процесса в современной России является качественно новая политическая система, базирующаяся на многопартийности. Мировой опыт показывает, что уровень развития демократии зависит от того, насколько институализировался политический плюрализм, который проявляется, прежде всего, в становлении и развитии политических партий. Партии становятся структурообразующим элементом российского общества. В их программах и конкретных действиях находит свое отражение разнообразие идейных установок, овладевших обществом. Активизация законотворческой работы в области партийного строительства и правового регулирования деятельности партий требует научного осмысления.

Так, согласно ст. 16 Федерального закона «О политических партиях», политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Федеральным законом «О политических партиях» специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений.

Федеральным законом «О политических партиях» (п. 2 ст. 3) определены требования, предъявляемые к политической партии для ее государственной регистрации, в том числе численность, которая с 4 апреля 2012 г. должна составлять не менее 500 членов политической партии с учетом требований, которые предусмотрены п. 6 ст. 23 Федерального закона «О политических партиях». Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях. Политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии.

Рассмотрение представленных для государственной регистрации политической партии документов осуществляется Минюстом России на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» в соответствии с требованиями Федерального закона «О политических партиях» и в порядке, установленном Административным регламентом предоставления Министерством юстиции

Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденном приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455.

Для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии, в Минюст России представляются следующие документы (ст. 16 Федерального закона «О политических партиях»):

а) заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов;

б) устав политической партии в трех экземплярах, два из которых сброшюрованы, пронумерованы, заверены уполномоченными лицами политической партии, а также текст устава в машиночитаемом виде;

в) заверенные уполномоченными лицами политической партии копии решений учредительного съезда политической партии о создании политической партии, принятии устава политической партии и принятии ее программы, о создании региональных отделений политической партии, о формировании ее руководящих, исполнительных и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования;

г) документ об уплате государственной пошлины;

д) сведения об адресе ( месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией;

е) экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии;

ж) заверенные уполномоченными лицами региональных отделений политической партии копии протоколов проведенных не менее чем в половине субъектов Россий-

ской Федерации конференций или общих собраний региональных отделений политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях по состоянию на день заверения документов, предусмотренных настоящим пунктом, а также места нахождения руководящих органов региональных отделений политической партии.

Законом «О политических партиях» предусмотрена обязанность политической партии и ее региональных отделений информировать Минюст России и его территориальные органы об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в Минюст России или его территориальный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в Федеральную налоговую службу, которая вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о политической партии, ее региональном отделении или ином зарегистрированном структурном подразделении.

Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается Минюстом России его территориальным органом не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения указанных документов в том же порядке, что и решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.

По результатам рассмотрения документов политической партии Минюстом России принимается решение о государственной регистрации политической партии. В государственной регистрации политической партии может быть отказано в случае, если положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «О по-

литических партиях» и иным федеральным законам; наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям Федерального закона «О политических партиях»; не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» для государственной регистрации политической партии; федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях»; нарушены установленные Федеральным законом «О политических партиях» сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии.

Государственная регистрация политической партии может быть приостановлена в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» при наличии следующих оснований для отказа в государственной регистрации политической партии: положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам; наименование и ( или) символика политической партии не соответствуют требованиям статей 6 и 7 настоящего Федерального закона; федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям настоящего Федерального закона.

Государственная регистрация политической партии приостанавливается до устранения оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца. В случае принятия решения о приостановлении государственной регистрации федеральный уполномоченный орган выдает уполномоченному лицу политической партии письменное мотивированное заключение.

Практика показала, что неустранение оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, в установленный указанным решением срок является основанием для принятия федеральным уполномоченным органом решения об отказе в государственной регистрации политической партии.

Размер государственной пошлины, уплачиваемой за регистрацию, составляет 2 тыс. руб. За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства — 800 руб. Плата за повторную выдачу свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации не взимается.

В результате анализа установлено, что типичной ошибкой, допускаемой заявителями при представлении документов для государственной регистрации некоммерческих организаций, является внесение в учредительные документы положений, не соответствующих законодательству Российской Федерации, что является основанием для отказа в государственной регистрации.

При изучении учредительных документов выявлены следующие противоречия законодательству Российской Федерации: включение в устав положения о создании филиалов и представительств в Российской Федерации и за рубежом, в то время как п. 1 ст. 5 Федерального закона № 7-ФЗ определено, что некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства только на территории Российской Федерации. Далее в нарушение п. 3 ст.29 Федерального закона № 7-ФЗ, определяющего компетенцию высшего руководящего органа некоммерческой организации, в том числе исключительную компетенцию ( внесение изменений и дополнений в устав; определение приоритетных направлений деятельности; принятие

решения о реорганизации) , вопросы компетенции высшего руководящего органа отнесены к компетенции учредителей. Кроме того, в нарушение п. 3 ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ попечительский совет фонда отнесен к органам управления. В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. В большинстве случаев в нарушение требований п. 3 ст. 14 Федерального закона № 7-ФЗ в учредительных документах некоммерческих организаций не определен порядок управления.

О динамике становления и развития политических партий говорит факт увеличения численности зарегистрированных политических партий. Так, по состоянию на 1 ноября 2014 г. в Российской Федерации зарегистрированы 76 политических партий и действуют 60 оргкомитетов.

В последних парламентских выборах 4 декабря 2011 г. принимали участие всего семь политических партий, что связано с тем, что для регистрации организации в качестве политической партии ей необходимо было предоставить в Министерство Юстиции список как минимум из 40 тысяч фа-

милий состоящих в ней членов и иметь не менее 45 отделений по 500 членов и более.

В связи с этим, число новых политических партий в Российской Федерации начало стремительно расти: возрождаются прежде расформированные партии, регистрируются новые. Кроме того, новое законодательство значительно облегчает процедуру регистрации партий, упрощает обязательную отчетность и предусматривает другие новшества, значительно облегчающие деятельность политических партий.

Очевидно, что численность членов партий было бы лучше сокращать постепенно: для начала в пять-десять раз, а не почти в сто, как это сделано в настоящее время.

Несмотря на простоту возможности создания партии и осуществления её деятельности на территории Российской Федерации, после вступления в силу закона возможность для появления большого числа партий существенно возросла, однако в целях продолжения своего дальнейшего существования мелкие партии начнут объединяться по общим интересам в более крупные. Ситуация псевдомногопартийности не должна продлиться в стране дольше, чем три-четыре года, затем политическая арена должна наполниться крупными массовыми партиями, нацеленными на продвижение своих интересов в законодательные органы.

Литература_

1. Зимина Н.В. Институционализация политических партий как политико-правового института в современной России: (региональный аспект): авто-реф. дис. на соиск. уч. ст. канд. полит. наук. Чита, 2008. С.16.

2. Гельман В.Я. Политические партии в России от конкуренции к иерархии // Полис, 2008, № 5, с. 1234.

3. Кочетков Д. Ресурсы политических партий на парламентских выборах // Власть 2009, № 6, с. 86.

4. Чувилина Н. Политические партии как акторы российских региональных процессов // Власть, 2009, № 7, с. 78.

_References

1. Zimina N.V. The institutionalization of political parties as a political and legal institution in contemporary Russia: (regional aspect) [Institucionalizatsiya politicheskih partiy kak politiko-pravovogo instituta v sovremennoy Rossii: (regionalny aspekt)]: diss. ... cand. political sciences. Chita, 2008. P. 16.

2. Gelman V.A. Polis (Policy), 2008, p. 135149.

3. Kochetkov D. Vlast (Power), 2009, no. 6, p. 19-23.

4. Chuvilina N. Vlast (Power), 2009, no. 7, p.72-73.

5. Шемелин А. В. Генезис политических партий в России и электоральные предпочтения граждан РФ (политико-правовые аспекты) // История государства и права, 2008, № 1, с. 98.

6. Зотова З.М. Политические партии и избирательный процесс. М., 2002. С. 570.

7. Режим доступа: www.ldpr.ru Официальный сайт партии ЛДПР.

8. Режим доступа: www.ed.ru официальный сайт партии «Единая Россия».

9. Режим доступа: www.kprf.ru Официальный сайт партии КПРФ.

10. Режим доступа: ru75@minjust.ru Официальный сайт Управления Минюста Росси по Забайкальскому краю.

5. Semelin A.V. Istoriya gosudarstva i prava (History of state and law), 2008, no. 1, p. 23-25.

6. Zotova N.M. Politicheskie partii i izbiratelny protsess [Political parties and the electoral process]. Moscow, 2002. P. 570.

7. Ofitsialny sayt partii LDPR (The official website of the LDPR party) Available at: www.ldpr.ru

8. Ofitsialny sayt partii «Edinaya Rossiya» (The official website of the United Russia party) Available at: www.ed.ru

9. Ofitsialny sayt partii KPRF (The official website of the Communist party of Russia) Available at: www.kprf.ru

10. Ofitsialny sayt Upravleniya Minyusta Rossii po Zabaikalskomu krayu (The official website of the office of the Ministry of Justice of Russia in Transbaikalie) Available at: ru75@minjust.ru

Коротко об авторе _

Зимина Н.В., канд. полит. наук, доцент каф. «Государственное, муниципальное управление и политика», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия ziminanv2010@yandex.ru

Научные интересы: государственное право, государственное управление, политико-правовой статус политически партий

_ Briefly about the author

N. Zimina, candidate of political sciences, assistant professor, State, Municipal Administration and Policy department, Transbaikal State University, Chita, Russia

Scientific interests: public law, public administration, political-legal status of political parties

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.