Научная статья на тему 'Государственная регистрация некоммерческих организаций в связи с реорганизацией согласно законодательству Российской Федерации'

Государственная регистрация некоммерческих организаций в связи с реорганизацией согласно законодательству Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
955
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реорганизация / некоммерческая организация / общественное объединение / юридическое лицо / государственная регистрация / правопреемство / reorganisation / noncommercial organisation / public association / legal body / state registration / legal continuity

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кокорева Ольга Михайловна

В статье раскрывается понятие реорганизации юридических лиц, ее формы, признаки, особенности реорганизации применительно к некоммерческим организациям. Автором рассмотрена специфика административной процедуры реорганизации для некоммерческих организаций, а также особенности регистрационных действий в отношении некоммерческих организаций в связи с реорганизацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the concept of reorganisation of legal bodies, its forms, characteristics and features of reorganisation with reference to noncommer-cial organisations. The author considers the specifi city of the administrative proce-dure of reorganisation for noncommercial organisations and also features of registration actions concerning noncommercial organisations in connection with reor-ganisation.

Текст научной работы на тему «Государственная регистрация некоммерческих организаций в связи с реорганизацией согласно законодательству Российской Федерации»

О. М. Кокорева

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СВЯЗИ С РЕОРГАНИЗАЦИЕЙ СОГЛАСНО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа представлена сектором административного права Института государства и права Российской академии наук.

Научный руководитель - кандидат юридических наук, доцент В. Н. Медведев

В статье раскрывается понятие реорганизации юридических лиц, ее формы, признаки, особенности реорганизации применительно к некоммерческим организациям. Автором рассмотрена специфика административной процедуры реорганизации для некоммерческих организаций, а также особенности регистрационных действий в отношении некоммерческих организаций в связи с реорганизацией.

Ключевые слова: реорганизация, некоммерческая организация, общественное объединение, юридическое лицо, государственная регистрация, правопреемство.

O. Kokoreva

STATE REGISTRATION OF NONCOMMERCIAL ORGANISATIONS IN CONNECTION WITH REORGANISATION ACCORDING TO THE LEGISLATION

OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the concept of reorganisation of legal bodies, its forms, characteristics and features of reorganisation with reference to noncommer-cial organisations. The author considers the specificity of the administrative proce-dure of reorganisation for noncommercial organisations and also features of registration actions concerning noncommercial organisations in connection with reor-ganisation.

Key words: reorganisation, noncommercial organisation, public association, legal body, state registration, legal continuity.

Как следует из положений ст. 13 Федерального закона «О некоммерческих организациях» [10] некоммерческая организация может быть создана либо в результате ее учреждения, либо в результате реорганизации существующей некоммерческой организации. Вопросы реорганизации имеют большое значение для тех некоммерческих организаций, которые решили изменить свою организационную структуру или прекратить деятельность.

Однако в научной и учебной литературе проблемы реорганизации юридических лиц (и некоммерческих организаций как их разновидности) затрагиваются лишь косвенно, освещение их носит преимущественно описательный характер. Следует отметить, что большинство теоретиков гражданского права (например, Г. Ф. Шершеневич, С. Н. Братусь,

В. П. Грибанов, Е. А. Суханов и др.) [11] не признает за реорганизацией самостоятельного значения и склонно рассматривать данный институт лишь как один из способов прекращения юридических лиц (за исключением выделения).

На наш взгляд, сложности с определением понятия и сущности реорганизации продиктованы и тем обстоятельством, что в законодательстве (прежде всего в Гражданском кодексе Российской Федерации) отсутствует легальная дефиниция реорганизации. Вместе с тем, несмотря на отсутствие законодательного определения, предпринимались и предпринимаются попытки сформулировать понятие реорганизации в доктрине гражданского права.

Так, К. Т. Трофимов предлагает понимать под реорганизацией (хотя и коммерческой

организации) прекращение коммерческой организации, что влечет за собой изменение субъектного состава и правопреемство [8, с. 15].

С. В. Мартышкин видит в реорганизации особый процесс, в ходе которого происходит прекращение и (или) создание юридического лица, сопровождающееся переходом прав и обязанностей реорганизованного юридического лица (правопредшественника) в порядке правопреемства другому юридическому лицу (правопреемнику) [4, с. 6].

Р. Р. Долотин под реорганизацией признает прекращение юридического лица в связи с переходом его прав и обязанностей к другим юридическим лицам. При этом поясняет, что реорганизацию принято считать гражданско-правовым институтом, поскольку основания, порядок и ее формы определены гражданским правом в Гражданском кодексе Российской Федерации.

В отличие от ликвидации, при которой происходит абсолютное прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, В. В. Долинская называет реорганизацию относительным прекращением деятельности юридического лица при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам [2, с. 255].

Как видно из приведенных определений, ключевой единицей (чертой, признаком) в понятии «реорганизация» выступает «правопреемство».

При этом нам представляется весьма корректной дефиниция С. В. Мартышкина, согласно которой правопреемство необходимо определить как изменение (полная или частичная замена) субъектного состава правоотношения, влекущее за собой переход к правопреемнику прав и (или) обязанностей правопредшественника [4, с. 9].

К числу иных (помимо правопреемства) признаков реорганизации необходимо отнести следующие:

1) субъектом реорганизации может выступать только юридическое лицо;

2) при реорганизации происходит прекращение существующих и (или) создание новых юридических лиц.

Процесс образования юридического лица в результате реорганизации сочетает в себе как признаки, характерные для создания организаций в обычном порядке, так и особые признаки, вытекающие непосредственно из специфики процедуры реорганизации (возможность образования юридического лица в распорядительном порядке; приобретение статуса учредителей создаваемой организации лишь учредителями (участниками) реорганизуемого юридического лица и др. [4, с. 8].

Подводя итог общетеоретическим положениям, касающимся реорганизации юридического лица, отметим, что реорганизация всегда связана с прекращением реорганизуемого юридического лица (за исключением реорганизации в форме выделения), а также влечет возникновение правопреемства.

Обращаясь к вопросам реорганизации некоммерческих организаций, отметим, что на основании положений ст. 16 ФЗ «О некоммерческих организациях» [10], некоммерческая организация (НКО) может быть реорганизована в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Переходя к рассмотрению основных особенностей государственной регистрации НКО в связи с реорганизацией, прежде всего отметим, что правовую основу государственной регистрации вновь возникшей в результате реорганизации некоммерческой организации

составляют положения ст. 57-60 Гражданского кодекса Российской Федерации [1], ст. 14-16 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [9], с учетом положений ст. 16-17 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [10]. Указанные правовые акты не содержат подробного описания процедуры государственной регистрации реорганизуемых НКО, детализированные положения об этом содержатся в подзаконных актах.

Поэтому особо следует отметить Административный регламент исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по принятию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торговопромышленных палат, иных юридических лиц [6], а также Методические рекомендации по принятию решений о государственной регистрации создаваемых путем реорганизации некоммерческих организаций, которые разработаны в соответствии с обозначенными выше законами и направлены на оказание практической помощи территориальным органам исполнительной власти, уполномоченным на принятие решений о государственной регистрации реорганизации некоммерческих организаций [7].

Специфика регистрационных действий в связи с реорганизацией некоммерческой организации проявляется в последовательной смене (осуществлении) следующих административных процедур. Начальный этап связан с процедурой приема документов, необходимых для государственной регистрации вновь возникшей в результате реорганизации некоммерческой организации. Необходимо представить в уполномоченный орган - Минюст России (его территориальные органы) установленный пакет документов подписанное заявителем заявление, учредительные документы каждого

вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); решение о реорганизации юридического лица, передаточный акт или разделительный баланс и др.

Требования к этим документам предназначены для НКО, реорганизующихся во всех формах, кроме присоединения. При реорганизации в форме присоединения в территориальный орган Минюста России представляется заявление о прекращении деятельности присоединенной некоммерческой организации по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» [5].

Следующей процедурой предусматривается рассмотрение представленных документов. На данном этапе государственной регистрации НКО в связи с реорганизацией осуществляется правовая экспертиза документов. В ходе нее прорабатывается ряд таких вопросов, как проверка наличия полного пакета документов; экспертиза надлежащего оформления учредительных документов регистрирующейся организации; установление соответствия наименования некоммерческой организации требованиям законодательства Российской Федерации, а также соответствие учредительных документов некоммерческой организации Конституции РФ, законодательству РФ и выявление в представленных на государственную регистрацию учредительных документах отсутствия противоречивой и недостоверной информации.

Затем следует процедура принятия решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации в соответствии с Административным регламентом.

При принятии положительного решения о государственной регистрации следует направить документы в регистрирующий орган в соответствии с положениями п. 8 ст. 13.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» и получить документы из регистрирующего органа, подготовить их для выдачи заявителю.

При принятии отрицательного решения о государственной регистрации следует направить заявителю сообщение об отказе в государственной регистрации в соответствии с п. 1 и 2 ст. 23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» [10]. В нем также содержится перечисление оснований, по которым может быть отказано в государственной регистрации.

Перечень оснований для отказа является закрытым, т. е. отказать по другим основаниям регистрирующий орган не может.

Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации оформляется в письменной форме и не позднее чем через месяц со дня получения документов на регистрацию. Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации может быть обжалован в вышестоящий орган или в суд. Повторная подача заявления о государственной регистрации некоммерческой организации и вынесение по этому заявлению решения осуществляются в том же порядке.

Принципиально важной особенностью, относящейся к порядку государственной организации НКО в связи с реорганизацией, относится определение момента, с которого такая организация считается реорганизованной. В этом случае законодатель предусмотрел два случая. Согласно первому, некоммерческая организация считается реорганизованной, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций). Во втором случае при реорганизации некоммерческой организации в форме присоединения к ней другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Следует также обратить внимание на тот факт, что некоммерческие юридические лица, созданные в процессе преобразования, слияния, выделения, разделения, после регистрации должны встать на налоговый учет, изготовить печать, получить коды ОКВЭД и встать на учет в государственных внебюджетных фондах. А так как при слиянии и

присоединении прекращается деятельность юридических лиц-предшественников, ликвидация этих некоммерческих организаций будет завершена только после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Для этого необходимо снять организацию с налогового учета, аннулировать идентификационные коды ОКВЭД, закрыть расчетный счет в банке и уничтожить печать.

На основании всего изложенного в данном исследовании, можно заключить следующее. Действующее законодательство содержит положения общего характера, касающиеся процесса регистрации НКО в связи с их реорганизацией. Более того, в базовом кодифицированном акте Российской Федерации - Гражданском кодексе Российской Федерации не содержится формулировки исходного понятия «реорганизация юридического лица», имеется лишь указание на краткую характеристику отдельных форм реорганизации (слияние, присоединение, преобразование, разделение, выделение). Предпринимаются попытки сформулировать понятие и признаки категории «реорганизация юридического лица» в доктрине отечественного гражданского права, на основании которых ясно, что реорганизация юридического лица всегда влечет возникновение правопреемства (даже не будучи связанной с прекращением его деятельности в случае выделения).

Подробную регламентацию порядка и содержания административных процедур по осуществлению государственной функции регистрации некоммерческих организаций в связи с реорганизацией, содержат подзаконные акты, утвержденные Приказами Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной регистрационной службы.

В соответствии с действующими правовыми актами в сфере регистрационных отношений НКО, можно отметить, что специфика государственной регистрации некоммерческих организаций в связи с их реорганизацией проявляется в таких особенностях, как: требования, предъявляемые к учредительным документам; требования, предъявляемые к содержанию и форме документов, предъявляемых в уполномоченный орган для регистрации; особенности правовой экспертизы указанных документов; соблюдение сроков и порядка регистрационных действий.

Другая важнейшая специфическая черта регистрационных действий по изменению организационно-правового статуса некоммерческих организаций связана с наступлением момента признания НКО реорганизованной.

В целом думается, что в целях упрощения специального порядка го сударственной регистрации некоммерческих организаций, принципиальным направлением является дальнейшее совершенствование законодательства Российской Федерации (путем внесения соответствующих изменений как в базовые нормативноправовые акты, регламентирующие вопросы реорганизации НКО, так и в ведомственные, подзаконные акты). Данные изменения должны быть направлены на некоторое упрощение процедур, связанных с реорганизацией некоммерческих организаций, сокращение возможных препятствий, возникающих для таких организаций в случае осуществления ими реорганизационных процедур. И все это в совокупности с иными аспектами реформирования правовой базы позволит стимулировать активность общества гражданских инициатив, важнейшей составляющей которого являются некоммерческие организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1: Федер. закон РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изменениями на 26 июня 2007 г.) // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; Российская газета.

04.07.2007. № 141.

2. Долинская В. В. Акционерное право: учебник / отв. ред. А. Ю. Кабалкин. М.: Юрид. лит., 1997.

3. Долотин Р. Р. Основания проведения реорганизации юридических лиц (межотраслевой анализ) // Вестник ТИСБИ. 2004. № 4.

4. Мартышкин С. В. Понятие и признаки реорганизации юридического лица: дис. ... канд. юр. наук. Волгоград, 2000. 225 с.

5. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» II Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 17. Ст. 1869.

6. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 19 декабря 2006 г. N 372 г. «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по принятию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, иных юридических лиц» II [Электронный ресурс]. URL: http:IIwww. rg.ruI2006I12I28Ireglament-doc.html

7. Приказ Федеральной регистрационной службы от 1 июня 2007 г. № 108 об утверждении «Методических рекомендаций по принятию решений о государственной регистрации создаваемых путем реорганизации некоммерческих организаций» II [Электронный ресурс]. URL: http:IIwww.businesspravo.ruIDocum/DocumShow_ DocumID_128630.html

8. Трофимов К. Г. Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций: автореф. дис. ... канд. юрид. наук (12.00.04) М., 1995. 24 c.

9. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» II Собр. законодательства РФ. 2001. № 33. Ст. 3431.

10. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» II Собр. законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

11. ШершеневичГ. Ф. Курс торгового права. Т. 1: Введение. Торговые деятели. М.: Статут, 2003. С. 437-444; Братусь С. Н. Субъекты гражданского права. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1950. С. 221-229; Грибанов В. П. Юридические лица. М.: МГУ, 1961. С. 31; Гражданское право России: курс лекций. Ч. 1 I под ред. О. Н. Садикова. М.: Юридич. лит., 1996. С. 63-64; Гражданское право: в 2 т.: учебник I отв. ред. проф. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство БЕК, 1998. Т. 1. С. 199-202.

REFERENCES

1. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii. Ch. 1: Feder. zakon RF ot 30 noyabrya 1994 g. N 51-FZ (s izmeneniyami na 26 iyunya 2007 g.) II Sobr. zakono-datel’stva RF. 1994. N 32. St. 3301; Rossiyskaya gazeta.

04.07.2007. N 141.

2. Dolinskaya V. V. Aktsionernoye pravo: uchebnik I otv. red. A. Yu. Ka-balkin. M.: Yurid. lit., 1997.

3. Dolotin R. R. Osnovaniya provedeniya reorganizatsii yuridicheskikh lits (mezhotraslevoy analiz) II Vestnik TISBI. 2004. N 4.

4. Martyshkin S. V. Ponyatiye i priznaki reorganizatsii yuridicheskogo litsa: dis. ... kand. yur. nauk. Volgograd, 2000. - 225 s.

5. Postanovleniye Pravitel’stva RF ot 15 aprelya 2006 g. N 212 «O merakh po realizatsii otdel’nykh polozheniy federal’nykh zakonov, reguliruyushchikh deya-tel’nost’ nekommercheskikh organizatsiy» II Sobraniye zakonodatel’stva Rossiy-skoy Federatsii. 2006. N 17. St. 1869.

6. Prikaz Ministerstva yustitsii Rossiyskoy Federatsii ot 19 dekabrya 2006 g. N 372 g. «Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta ispolneniya Federal’noy registratsionnoy sluzhboy gosudarstvennoy funktsii po prinyatiyu v poryadke, us-tanovlennom zakonodatel’stvom Rossiyskoy Federatsii, resheniya o gosudarstven-noy registratsii nekommercheskikh organizatsiy, v tom chisle otdeleniy mezhdu-narodnykh organizatsiy i inostrannykh nekommercheskikh nepravitel’stvennykh organizatsiy, obshchestvennykh ob’yedineniy, politicheskikh partiy, torgovo-promyshlennykh palat, inykh yuridicheskikh lits» II [Elektronny resurs]. URL: http:IIwww.rg.ruI2006I12I28I reglament-doc.html

7. Prikaz Federal’noy registratsionnoy sluzhby ot 1 iyunya 2007 g. N 108 ob utverzhdenii «Metodicheskikh rekomendatsiy po prinyatiyu resheniy o gosu-darstvennoy registratsii sozdavayemykh putem reorganizatsii nekommercheskikh organizatsiy» II [Elektronny resurs]. URL: http:IIwww.businesspravo.ruIDocum/DocumShow_ DocumID_128630.html

8. Trofimov K. G. Reorganizatsiya i likvidatsiya kommercheskikh organizat-siy: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk (12.00.04) M., 1995. 24 s.

9. Federal’ny zakon ot 8 avgusta 2001 g. N 129-FZ «O gosudarstvennoy reg-istratsii yuridicheskikh lits i individual’nykh predprinimateley» II Sobr. zakono-datel’stva RF. 2001. N 33. St. 3431.

10. Federal’ny zakon ot 12 yanvarya 1996 g. N 7-FZ «O nekommercheskikh organizatsiyakh» II Sobr. zakonodatel’stva RF. 1996. N 3. St. 145.

11. Shershenevich G. F. Kurs torgovogo prava. T. 1: Vvedeniye. Torgovye deyateli. M.: Statut, 2003. S. 437-444; Bratus’ S. N. Sub’yekty grazhdanskogo pra-va. M.: Gosudarstvennoye izdatel’stvo yuridicheskoy literatury, 1950.

S. 221-229; Gribanov V. P. Yuridicheskiye litsa. M.: MGU, 1961. S. 31; Grazhdanskoye pravo Rossii: kurs lektsiy. Ch. 1 I pod red. O. N. Sadikova. M.: Yuridich. lit., 1996. S. 63-64; Grazhdanskoye pravo: v 2 t.: uchebnik I otv. red. prof. E. A. Sukhanov. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Izdatel’stvo BEK, 1998. T. 1. S. 199-202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.