Научная статья на тему 'Родительское отношение как основа полноценного развития личности часто болеющего ребенка старшего дошкольного возраста'

Родительское отношение как основа полноценного развития личности часто болеющего ребенка старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
644
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТО БОЛЕЮЩИЕ ДЕТИ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА / ТИПЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / CHILD'S PERSONALITY / FREQUENTLY ILL CHILDREN / PARENTAL ATTITUDE / TYPES OF PARENTAL ATTITUDE / AGGRESSIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абраменко Оксана Борисовна

Статья посвящена особенностям родительского отношения, которые негативно сказываются на здоровье подрастающего поколения, мешают полноценному развитию личности ребенка. Особое внимание в работе уделяется результатам исследования эмоционального благополучия и типам семейного воспитания часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARENTAL ATTITUDE AS A BASIS OF COMPLETE PERSONAL DEVELOPMENT OF A FREQUENTLY ILL CHILD OF SENIOR PRE-SCHOOL AGE

The article concerns the features of parental attitude, which have a negative influence on the health of coming generation, and prevent complete development of a child's personality. A special attention is paid to the results of studying emotional well-being and types of family upbringing of frequently ill children of senior preschool age.

Текст научной работы на тему «Родительское отношение как основа полноценного развития личности часто болеющего ребенка старшего дошкольного возраста»

психология

О.Б. Абраменко

РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ КАК ОСНОВА ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ личности ЧАСТО БОЛЕЮШЕГО РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Часто болеющие дети, родительское отношение, личность ребенка, типы родительского отношения, агрессивность.

Социально-экономические преобразования в России обусловливают изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций. Ухудшение микроклимата семьи является причиной, провоцирующей рост отклонений в личностном развитии и социальном поведении подрастающего поколения. Для общества являются приоритетными задачи, направленные на формирование физически развитой и психологически здоровой личности, способной к продуктивной деятельности и конструктивному межличностному взаимодействию [Хухлаева, 2001].

Классики отечественной психологии подчеркивают роль социальной среды в психическом развитии детей и считают, что главным институтом воспитания подрастающего поколения, целенаправленного формирования фундамента психического здоровья детей является семья. Именно в семье закладываются основы личности ребенка. По мнению JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна и др., взаимоотношения детей и взрослых формируют особенности личности подрастающего поколения. Родительское отношение — это комплекс всех отношений в семье [Выготский, 1983].

Многие исследователи (D.W. Winnikot, 1965; A.A. Любянская, 1977 и др.) высказывают мнение, что ребенок не только «получает любовь, но, как член семьи, оказывает влияние на чувства и отношение родителей, как к себе, так и друг к другу», т. е. является субъектом взаимоотношений.

В целом сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на подрастающее поколение. Происходит «деформация» семьи, которая не выполняет такие важные функции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Проблемы семейного воспитания многоплановы. Нарушение функций семьи, воспитания, неоптимальный стиль общения и взаимодействия приводят к постоянным конфликтам, негативным тенденциям развития детей [Котова, 2004].

Наиболее частыми причинами обращения к помощи профессиональных психологов являются семейные конфликты с детьми и сложности в общении. Особенности поведения, нарушения эмоционально-волевой сферы являются результатом присвоения детьми особенностей взаимоотношений, которые транслируются взрослыми в семье.

Исследователи (И.С. Багдасарьян, В.В. Николаева, А.С. Спиваковская, А.К. Ос-ницкий, H.H. Прихожан, Г. Паренс, P.C. Сирс, Е.Е. Маккоби, М. Мид, К. Левин, А.Е. Личко, Г.Г. Филиппова, К. Хорни и др.), изучающие влияние родительских отношений на развитие и формирование детей, приходят к заключению, что неконструктивные взаимоотношения, семейная дисгармония, обстановка чрезмерной опеки и запугивания способствуют развитию личности по невропатическому и психопатическому типам, проявлению агрессивных тенденций, тревожности, эмоциональной незрелости.

Особое внимание в нашей работе уделено часто болеющим детям. Это обусловлено тем, что наблюдается увеличение детской заболеваемости и, как следствие, возникает проблема развития личности соматически больных детей. В письме Минздравсоцразвития России от 29 мая 2009 г. указывается, что за 5 лет заболеваемость детей в возрасте до 15 лет увеличилась на 11 %.

Следует отметить, что ряд авторов (И.Г. Гагаркина, 2006; В.Н. Шестакова, М.А. Пунина, Ж.Г. Чижова, 2006) отмечают факт нарушения состояния здоровья детей, вызванный микросоциальными факторами (постоянные стрессовые ситуации, испытываемые матерью; низкий экономический уровень семьи; плохие условия проживания; перенесенные инфекционные заболевания ребенком на первом году жизни; патология воспитания; конфликты в семье; посещение ДДУ; алкоголизация родителей и т.п). Эти и другие микросоциальные факторы способствуют проявлению агрессивных тенденций детей [Гагаркина, 2006; Шестакова, Пунина, Чижова, 2006 с. 23].

Важность и необходимость изучения соматически больного ребенка, через исследование социальной ситуации его развития, подтверждают многие ученые (Г.А. Арина, H.A. Коваленко, 1995; О.В. Груздева, 2004; Б.С. Братусь, 2004; Б.В. Зейгарник, 2007; В.А. Ковалевский, 1997; В.В. Николаева, 1987; А.Ш. Тхос-тов, 1991).

Дефицитарность социальной ситуации развития соматически больного ребенка оказывает влияние на ход познавательного и личностного развития ребенка, а также способствует формированию определенных типов родительского отношения [Николаева, 1994; Арина, Коваленко, 1995; Котова, 2004].

Авторы (Г.А. Арина, H.A. Коваленко, 1995; В. Николаева, 1995; A.A. Михеева, Е.О. Смирнова, С.М. Чечельницкая, В.Н. Касаткин, 1999; И.Г. Киян, И.В. Ра-вич-Щербо, А.Г. Румянцева, 2000; И.Г. Гагаркина, 2006; В.Н. Шестакова, 2006; М.А. Пунина, 2006; Ж.Г. Чижова, 2006) высказывают мнение о том, что одним из ведущих факторов возникновения и развития заболевания детей может являться нарушенное родительское отношение. Ребенок, который не получает в полной мере внимания, потребности которого не всегда удовлетворяются, склонен использовать «уход в болезнь», с подсознательной целью получения недостающей любви и внимания от родителей. Кроме того, по мнению многих ученых (A.A. Аладьин, 1996; Г.Э. Бреслав, 2006; И.В. Котова, 2004; Д.А. Леонтьев, 1987; И.А. Фурманов, 1997; К. Хорни, 1974 и др.), негармоничное семейное воспитание способствует проявлению негативизма, агрессивных тенденций ребенка.

Целью нашего исследования является выявление особенностей родительского отношения к часто болеющим детям старшего дошкольного возраста и его влияния на нарушение развития личности ребенка.

Исследование проводилось в период с сентября 2006 по май 2010 гг. Испытуемые посещали МДОУ № 33, 60, 63, 64; 66 г. Железногорска Красноярского края и МДОУ № 3 поселка городского типа Североенисейский Красноярского края. В эксперименте участвовали 80 детей: 40 часто болеющих и 40 здоровых дошкольников в возрасте 6—7 лет, 80 их родителей и 16 педагогов. Часто болеющие и здоровые дети отличались только количеством заболеваний. Частота заболеваний составляла три и более случая в год в категории часто болеющих детей. На момент исследования часто болеющие дети находились в стадии ремиссии.

Изучение особенности родительского отношения к часто болеющим детям старшего дошкольного возраста происходило путем определения эмоционального благополучия ребенка в семье и определения типа семейного воспитания. С этой целью были использованы следующие методики: рисуночная методика «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бэнс, С.К. Кауфман, А.Л. Венгер, 2001), тест-оп-росник «Анализ семейного воспитания» (Эйдемиллер Э.Г.) [Котова, 2004].

Анализ полученных результатов позволяет увидеть следующую особенность: во всех семьях (полных и неполных) часто болеющих детей старшего дошкольного возраста данной выборки присутствует нарушенный тип родительского отношения к детям. Тогда как в категории здоровых детей неэффективные детско-ро-дительские отношения выявлены у 52,5 % диагностируемых семей. Преобладающими тиами неэффективного (нарушенного) родительского отношения к часто болеющим детям старшего дошкольного возраста являются «потворствующая гиперпротекция» (27,7 % семей), «эмоциональное отвержение» (30 % семей) и «повышенная моральная ответственность» (22,5 % семей). В семьях, имеющих здоровых, детей преобладает нарушенный тип воспитания — «повышенная моральная ответственность» (у 22,5 % семей). Результаты нашего исследования позволили выявить качественные отличия в особенности проявления агрессивного поведения в категории часто болеющих детей. В семьях, использующих тип воспитания «потворствующая гиперпротекция» агрессивность часто болеющих детей проявляется в виде негативизма и отказа выполнять правила. В семьях, где выявился тип воспитания «эмоциональное отвержение», агрессивность часто болеющих детей старшего дошкольного возраста проявляется в виде обидчивости, косвенной и вербальной агрессии. Воспитание часто болеющих детей по типу «повышенная моральная ответственность» провоцирует вид агрессивности, такой как чувство вины и отказ выполнять правила. Исследование агрессивности проводилось с помощью методики «КРС» (Р. Бэнс, С.К. Кауфман, А.Л. Венгер, 2001), опросника «Самооценка форм агрессивного поведения», модифицированный вариант Басса - Дарки (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов и др., 2002), анкетирования педагогов по методике Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко (1992). В категории здоровых детей старшего дошкольного возраста агрессивное поведение имеет следующие особенности: физическая и вербальная агрессия, стремление к лидерству, стремление все сделать лучше других. Анализ полученных результатов не выявил достоверных отличий в уровне проявления агрессивности часто болеющими и здоровыми детьми старшего дошкольного возраста.

Хочется отметить особенность рисования часто болеющих детей, которая имеет явные различия в сравнении со здоровыми детьми старшего дошкольного воз-

раста: 70 % часто болеющих детей использовали в основном более холодные, темные тона, хотя им предлагался весь набор цветных карандашей. Традиционно использование таких цветов интерпретируется как признак присутствия чувства отверженности, внутреннего психологического дискомфорта ребенка. В некоторых рисунках отсутствовал кто-либо из членов семьи. По мнению С.К. Кауфман (2003), это указывает на наличие у ребенка негативных чувств по отношению к этому члену семьи. В некоторых рисунках детей члены семьи отделены друг от друга видимыми границами или значительный по размеру предмет отделяет взрослых от ребенка; члены семьи изображены в машине с затемненными окнами; первенство в рисовании отдавалось изображению предметов, что свидетельствует об эмоциональном дискомфорте ребенка в семье (A.JL Венгер, 2001). Некоторые дети не изображали самого себя в составе семьи (это может свидетельствовать о том, что ребенок не чувствует принадлежности к своей семье, не может определить свое место в кругу семьи). Данные показатели можно отнести к признакам эмоционального неблагополучия ребенка в семье. Такие особенности рисования могут свидетельствовать о неблагоприятной эмоциональной атмосфере в семьях часто болеющих детей. В категории здоровых детей эмоциональное неблагополучие обнаружилось у 25 % детей.

Таким образом, анализ исследования родительского отношения к часто болеющим детям старшего дошкольного возраста позволяет сделать заключение о том, что в семьях, имеющих соматически больных детей, могут формироваться своеобразные отношения, обусловленные дефицитарной ситуацией развития ребенка. Микросоциальные факторы способствуют ухудшению здоровья детей. Неэффективное (нарушенное) родительское отношение может негативно сказываться на эмоциональном благополучии и отрицательно влиять на развитие личности часто болеющего ребенка.

Американский исследователь Г.Л. Лэндрет (2000), анализируя детско-родительские отношения, указывает на то, что родители нуждаются в помощи. Им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию конструктивных взаимоотношений с детьми, что обусловит полноценное развитие личности подрастающего поколения [Лэндрет, 2000]. Поэтому психолого-педаго-гическая работа должна быть направлена на создание благоприятных взаимоотношений родителей с детьми, что позволит создать положительную эмоциональную атмосферу внутри семьи и снизит агрессивные проявления детей. Данная работа должна проводиться с детьми и их родителями. Коррекционная работа с соматически больным ребенком должна быть нацелена на создание жизненных перспектив, эмоционального комфорта и формирование уверенности в себе.

Библиографический список

1. Арина Г.А., Коваленко H.A. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья.

1995. Т.2, № 3.

2. Братусь Б.С. Аномалия личности. М., 2004. 304 с.

3. Выготский JI.C. Собр. соч.: в 6 т. М., 1983. Т. 5. 369 с.

4. Гагаркина И.Г. Дисгармоничное нервно-психическое развитие детей и подростков:

клинический и социальный аспекты: монография, 2006. 252 с.

5. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. М.: МПСИ, МОДЭК,

2007. 416 с.

6. Ковалевский В.А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка. Красноярск, 1997. 122 с.

7. Коваленко Н.А. Эмоциональный и телесный опыт ребенка с бронхиальной астмой: дис. ... канд. психол. наук. М., 1998. 227 с.

8. Котова Е.В. Детско-родительские отношения в различных типах семей: монография. Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004. 156 с.

9. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Междунар. пед. академия, 2000. 368 с.

10. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М., 1987. 166 с.

Н.Тхостов А.Ш., Арина Г.А. Теоретические проблемы исследования внутренней картины болезни // Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психической и соматической патологии. Л., 1991.

12. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Психотерапия, 2009. 544 с.

13.Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 208 с.

14. Шестакова В.Н., Пунина М.А., Чижова Ж.Г. Состояние здоровья детей из неполных семей и их готовность к школьному обучению // Поликлиника. 2006. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.