Научная статья на тему 'Взаимосвязь самооценки часто болеющего ребенка дошкольного возраста и родительского отношения к нему'

Взаимосвязь самооценки часто болеющего ребенка дошкольного возраста и родительского отношения к нему Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1730
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / ТИП РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ / БОЛЕЮЩИЙ РЕБЕНОК / SELF-ESTIMATION / TYPE OF PARENTAL RELATIONS / ILL CHILD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чекрякова Светлана Васильевна

Автор дает характеристику самооценки часто болеющих детей среднего дошкольного возраста, показывает на самооценку данного ребенка оказывает влияние, наряду с другими факторами, определенный тип родительского отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чекрякова Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

interdependence of Self-Estimation of preschool children with Poor Health and the Parental Attitude to them

the author describes self-estimation self-estimation of preschool children with poor health and shows its interdependence with parental attitude to them.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь самооценки часто болеющего ребенка дошкольного возраста и родительского отношения к нему»

УДК 159.9: 615-053.2

С. В. Чекрякова

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ ЧАСТО БОЛЕЮЩЕГО РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К НЕМУ

На сегодняшний день в связи с высоким темпом развития общества возрастают и требования, предъявляемые им к человеку. Первостепенное значение приобретают задачи, направленные на формирование физически развитой и психологически здоровой личности, способной к быстрой и эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизни и продуктивной деятельности. Большую роль в этом процессе играет самооценка, являющаяся одним из важнейших показателей индивидуально-личностного развития человека. Именно самооценка влияет на эффективность деятельности человека и обуславливает динамику и направленность развития человека и как личности и как индивидуальности (И. С. Кон, 1984; Р. Бернс, 1986; А. И. Липкина, 1976; О. А. Белобрыкина, 2001 и др.). Таким образом, проблема самооценки как одна из актуальных в психологии является предметом изучения многих зарубежных и отечественных исследователей.

Анализ литературных источников позволяет говорить о том, что позиции зарубежных авторов в отношении определения самооценки и ее сущности разнятся: психоаналитики считают самооценку интрапсихическим образованием, складывающимся под давлением конфликта между внутренними побуждениями и внешним контролем, основная функция которого состоит в ориентации и адаптации человека в окружающей социальной среде;

А. Бандура, как представитель бихевиористического направления в психо-логии, говорит о самоэффективности личности, связанной с ее самоуважением, при этом он отмечал, что самоэффективность формируется как под влиянием собственного опыта человека, так и под влиянием значимого окружения человека; сторонники гуманистического направления в психологии рассматривают самооценку как компонент Я-концепции человека, ко -торый изначально формируется в результате взаимодействия человека с окружающими, но при этом имеет субъективный характер, так как самооценка зрелой личности, по мнению К. Роджерса, ориентирована на собственные внутренние, а не внешние оценочные процессы [12].

Обобщая подходы отечественных исследователей (М. И. Лисина,

А. И. Силвестру, 1983; И. И. Чеснокова, 1974, 1977; М. И. Лисина, 1986, 1997; Л. И. Божович, 1995; А. А. Реан, 2004; С. Г. Якобсон, 2006) к определению данного личностного образования, мы можем констатировать, что в основе анализа самооценки лежит традиционное представление о ней как части, структурном компоненте самосознания, который, в свою очередь, представляет собой единство когнитивной (рациональной) и аффективной (эмо-

циональной) составляющих. При этом самооценка носит субъективный характер и направлена на саморегуляцию поведения личности в системе межличностных отношений. В нашем исследовании мы придерживаемся трактовки самооценки, предложенной И. И. Чесноковой (1977), поскольку на наш взгляд, оно наиболее полно и точно отражает сущность данного личностного образования, позволяя рассматривать его как определенный результат интегративной работы в сфере самопознания и сфере эмоциональноценностного отношения человека к себе, который создает возможность для развития процесса саморегуляции поведения личности.

Известно, что дошкольный возраст является периодом активного формирования личности ребенка. Осознание ребенком самого себя, своего отношения к окружающему, к другим людям и самому себе, умение оценить свои возможности, наряду с умением соотносить свои силы с задачами и требованиями окружающей среды, и на этой основе регулировать свое поведение, делает самооценку важным фактором в формировании личности.

О. А. Белобрыкина (1998) на основе анализа работ, посвященных проблеме самооценки, выделила ряд специфических особенностей самооценки детей дошкольного возраста: самооценка дошкольника есть явление неустойчивое, ситуативное; динамика формирования самооценки в дошкольном возрасте идет по трем основным направлениям: возрастание числа качеств и видов деятельности, осознаваемых ребенком; переход от общей самооценки к частной, дифференцированной; возникновение оценки себя во времени, которая проявляется как в элементарной самоанализе своих прежних поступков, так и в прогнозировании будущего поведения; механизм формирования самооценки разворачивается следующим образом: через конкретные виды самооценок к обобщенным, через оценки значимых взрослых, затем сверстников, к развитию самооценки на основе информации о качестве результата при решении конкретных задач; наиболее адекватной самооценкой ребенка дошкольного возраста признается, как правило, завышенная. Самооценка дошкольника характеризуется определенной целостностью (ребенок еще не различает себя как субъекта деятельности и себя как личность), недостаточной объективностью и обоснованностью, малой рефлексивностью и слабо выраженной дифференцированностью, а также наличием завышенного уровня притязаний. [2]

Общепризнанно, что важнейшими факторами, определяющими развитие самооценки как социально обусловленного психического образования, являются: опыт собственной предметной деятельности и опыт общения с окружающими (Б. Г. Ананьев, 1980; Л. И. Божович, 1987, 1995; А. И. Силвестру, 1978; М. И. Лисина, 1986 и др.). При этом рядом исследователей (К. Хорни, 1993; Г. Салливан, 1953; Розенберг М., 1965, С. Куперсмит, 1967;

В. С. Мухина, 1985; Р. Бернс, 1986; Е. Т. Соколова и И. Г. Чеснова, 1986;

О. А. Белобрыкина, 1998, 2001; А. А. Реан, 2004 и др.) отмечается особая

роль в формировании самооценки ребенка семьи как ближайшего социального окружения ребенка, а именно родительского отношения к нему.

В психологической литературе приводится достаточно много определений родительского отношения. Наиболее полным и точным мы считаем определение родительского отношения А. Я. Варги и В. В. Столина (1995), так как оно позволяет анализировать отношение к ребенку в следующих направлениях: реальное взаимодействие родителей с ребенком; отрефлексирован-ное родителем отношение к ребенку и взаимодействие с ним; отношение родителя к ребенку, подчиненное влиянию неосознанной мотивации родителя. Исследователи определяют родительское отношение как систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.

В психолого-педагогические литературе выделяются и описываются типы эффективного (оптимального) отношения родителей, способствующего полноценному развитию личности ребенка, и типы неэффективного (нарушенного) родительского отношения, оказывающего влияние на формирование патологических новообразований в психической деятельности и поведении ребенка. [ цит. по 7] При этом под неэффективным родительским отношением понимается такое отношение, на основе которого у родителя и ребенка сформировался эмоционально-негативный фон взаимоотношений, трудности взаимопонимания (Р. В. Овчарова, 1996).

Анализ литературы показал, что неэффективное родительское отношение может способствовать формированию искаженной, неадекватной самооценки ребенка дошкольного возраста. [4; 7; 10] Но данные особенности учтены при формировании личности и межличностных отношений здорового ребенка в целом, а работ, посвященных рассмотрению их влияния на формирование самооценки часто болеющего ребенка, нами обнаружено не было. В связи с этим целью нашего исследования выступило изучение взаимосвязи самооценки часто болеющих детей среднего и старшего дошкольного возраста и родительского отношения к ним; разработка программы, направленной на коррекцию неадекватной самооценки часто болеющих дошкольников, формирование эффективных взаимоотношений между родителями и детьми.

Значимость исследования особенностей развития личности, и в частности самооценки, данной категории детей связана с тем, что в последнее время повсеместно отмечается рост детской заболеваемости, и, как следствие, возникает проблема развития соматически больных детей.

В категории соматически больных детей особое место занимают часто болеющие дети. По данным отечественных исследований, часто болеющими принято считать преимущественно детей дошкольного возраста, которые болеют различными респираторными заболеваниями более 4 раз в году. В категории часто болеющих детей исследователи выделяют транзиторно

(4 - 5 раз в году) и истинно часто болеющих детей (6 и более раз в году). [1; 5; 6; 9; 11]

В психологической литературе приводятся данные, обозначающие отличия часто болеющих детей от их здоровых сверстников по ряду индивидуально-психологических характеристик (Г. А. Арина, Д. Н. Исаев, Н. А. Ко -валенко, В. А. Ковалевский, В. В. Николаева и другие), а также по специфике семейного воспитания (Д. Н. Исаев, В. Н. Касаткин, А. А. Михеева,

В. В. Николаева и другие). Результаты исследований свидетельствуют, что соматическое заболевание ребенка способствует формированию определенных типов родительского отношения. Большинство родителей часто болеющих детей реализуют стиль семейного воспитания по типу гиперопеки, а родительское (в частности материнское) отношение к часто болеющему ребенку, характеризуется как «отвергающее с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации», отмечается наличие симбиотической связи матери и ребенка, отношение к нему как к «маленькому неудачнику» [9]. Все это, в свою очередь, оказывает влияние на развитие всех личностных структур ребенка, в том числе и на формирование самооценки.

Таким образом, в результате обзора литературы нами был гипотетически выделен механизм возможных изменений развития самооценки часто болеющего ребенка дошкольного возраста. Предполагается, что самооценка часто болеющих детей так же, как и самооценка их здоровых сверстников, формируется под влиянием таких факторов, как опыт собственной предметной деятельности ребенка и опыт общения его с окружающими. Родители, как наиболее близкие ребенку люди, оказывают самое значительное влияние на процесс формирования личности ребенка. При этом нарушения соматического статуса ребенка (частые простуды, обострение хронических соматических заболеваний), в силу создаваемой болезнью особой социальной ситуации развития, существенно влияют как на взаимоотношения между ребенком и родителями, так и на личностную сферу ребенка дошкольного возраста, в том числе и на его самооценку. В семьях, воспитывающих часто болеющего ребенка, формируются определенные типы родительского отношения к нему, относящиеся к неэффективным. В свою очередь неэффективное родительское отношение способствует формированию и развитию искаженной, неадекватной самооценки ребенка. Таким образом, мы предполагаем, что на формирование и развитие самооценки часто болеющего ребенка дошкольного возраста оказывает влияние, наряду с другими факторами, наличие определенного типа родительского отношения.

В связи с вышесказанным задачами экспериментальной части исследования стали: изучение и сопоставление самооценки здоровых и часто болеющих детей на разных этапах дошкольного детства; выявление и сопоставление типов родительского отношения к часто болеющим и здоровым детям; разработка системы мероприятий, направленной на коррекцию неадекват-

ной самооценки часто болеющих детей дошкольного возраста путем коррекции неэффективного родительского отношения.

В исследовании участвовали дети среднего и старшего дошкольного возраста. Экспериментальную группу составляли часто болеющие дети: 25 детей среднего дошкольного и 25 - старшего дошкольного возраста. Все часто болеющие дети посещали дошкольные образовательные учреждения общеразвивающего вида г. Красноярска и на момент обследования находились в стадии ремиссии. Контрольную группу составляли здоровые дети в количестве 50 человек (двух возрастных периодов), также посещающие дошкольные учреждения общеразвивающего вида г. Красноярска. Кроме того, опрашивались родители (100 родительских пар) исследуемых групп детей.

Для изучения особенностей самооценки часто болеющих детей среднего и старшего дошкольного возраста, родительского отношения к ним и их взаимосвязи нами применялись следующие методы и методики: анализ научной литературы по исследуемой проблеме; анализ медицинских и индивидуальных карт детей дошкольного возраста для оценки состояния здоровья; методика исследования самооценки Т. С. Дембо - С. Я. Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан) (2005); методика «Нарисуй себя» (А. М. Прихожан и З. Василяускайте, 2000), направленная на определение особенностей эмоционально-ценностного отношения к себе и самооценки детей; диагностическая методика, предложенная Де-Греефе (1994), направленная на определение самооценки ребенка дошкольного возраста; опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин, 2005); методы математической обработки и корреляционного анализа (сравнение результатов по критерию Манна-Уитни, подсчет ошибки среднеарифметического значения, подсчет коэффициента корреляции по Спирмену).

Обобщая результаты, полученные в ходе изучения самооценки часто болеющих детей, а также типов родительского отношения к ним, мы констатируем:

1) Самооценка часто болеющих детей среднего дошкольного возраста характеризуется некоторой неустойчивостью, которая проявляется в том, что при общем положительном эмоционально-ценностном отношении к себе дети демонстрируют заниженную самооценку (методика «Нарисуй себя» А. М. Прихожан, З. Василяускайте). Это выражается в следующем:

- с одной стороны, дети выявляют преобладание негативного, конфликтного отношения к себе, характеризующееся большей, по сравнению со здоровыми сверстниками, выраженностью показателей по симптомокомплек-сам «тревожность и агрессивность» (64% и 48% соответственно), «неудовлетворенность и неуверенность в себе» (72% и 28% соответственно), «конфликтность» (36% и 12% соответственно) и меньшей выраженностью показателей симптомокомплексов «интеллектуальное развитие» (44% и 60% соответственно), «общительность» (52% и 84% соответственно), «заинтересо-

ванность и уверенность в себе» (48% и 88% соответственно), а с другой, сравнительный анализ рисунков детей выявил преимущественно положительное отношение к себе, выражающееся в соотнесении рисунка себя с рисунком «хорошего» человека по ряду параметров;

- преобладание заниженной самооценки по шкалам «Ум» (60%) и «Здоровье» (52%), но при этом преобладание завышенной самооценки по шкале «Внешность» (56%) (методика исследования самооценки Т. В. Дембо -С. Я. Рубинштейн);

- преобладание заниженной самооценки как оценивание себя по заданному параметру ниже воспитателя и сверстника (52%) (методика Де Грее-фе).

Самооценка часто болеющих детей старшего дошкольного возраста также отличается некоторой неустойчивостью, выражающейся в следующем:

- по результатам методики «Нарисуй себя» дети также выявляют неустойчивое, двойственное эмоционально-ценностное отношение к себе, но оно отличается от такового у средних дошкольников, имеет несколько другой характер. А именно, достаточно высока (по сравнению со средними дошкольниками) степень выраженности симптомокомплексов «интеллектуальное развитие» (72% часто болеющих детей и 88% здоровых), «общительность» (80% часто болеющих детей и 88% здоровых), «заинтересованность и уверенность в себе» (72% и 76% соответственно), но при этом также повышена выраженность симптомокомплексов «тревожность и агрессивность» 84% и 56% соответственно), «неудовлетворенность и неуверенность в себе» (72% и 20% соответственно) по сравнению со здоровыми сверстниками. Сравнительный анализ рисунков детей по данной методике выявил также, как и у детей среднего дошкольного возраста, преимущественно положительное отношение к себе, о чем свидетельствует соотнесение рисунка себя с рисунком «хорошего» человека по ряду параметров.

- преобладание заниженной самооценки по шкалам «Ум» (56%) и «Здоровье» (48%), но при этом преобладание завышенной самооценки по шкале «Внешность» (56%) (методика исследования самооценки Т. В. Дембо -

С. Я. Рубинштейн);

- преобладание адекватной и заниженной самооценки как оценивание себя по заданному параметру (40% и 44% соответственно) (методика Де Греефе).

2) Полученные результаты по выявлению типов родительского отношения к часто болеющему ребенку дошкольного возраста показали, что преобладающими типами родительского отношения являются «принятие-отвержение» (36% родителей средних дошкольников и 40% родителей старших) и «кооперация» (40% родителей средних дошкольников и 44% родителей старших).

Определение взаимосвязей между самооценкой часто болеющего ребенка дошкольного возраста и преобладающим типом родительского отноше-

ния к нему показало наличие прямой тесной связи между заниженной самооценкой и типом родительского отношения «кооперация» к часто болеющим детям среднего (0,770) и старшего (0,539) возраста; обратной функциональной связи между заниженной самооценкой и типом родительского отношения «принятие-отвержение» к часто болеющим детям среднего (-0,331) и старшего (-0,157) дошкольного возраста.

Таким образом, полученные нами результаты согласуются с выдвинутой нами в начале исследования гипотезой о том, что самооценка больного ребенка формируется в особых условиях, возникновение которых детерминировано нарушением соматического статуса ребенка и наличием особой создаваемой болезнью социальной ситуацией развития, под влиянием определенных типов родительского отношения. Данные корреляционного анализа дают основание предполагать, что, корректируя неэффективные типы родительского отношения, мы сможем оказывать влияние на формирование адекватной самооценки часто болеющих детей. В связи с этим полагаем, что общая стратегия коррекционных воздействий должна осуществляться с участием трех субъектов воспитательно-образовательного процесса: часто болеющих детей - посредством формирования адекватной самооценки и основ валеологических знаний; родителей - посредством психологического образования и консультирования, комплекса тренинговых занятий, направленных на оптимизацию детско-родительских отношений; педагогов - посредством лекционных и семинарских занятий и психологических консультаций; что в целом будет способствовать повышению самооценки часто болеющих детей и формированию эффективного родительского отношения к ним.

Библиографический список

1. Арина, Г. А. и др. Часто болеющие дети. Какие они? [Текст] / Г. А. Арина, Н. А. Коваленко // Школа здоровья, 1995. - Т. 2. - № 3. - С. 116-124.

2. Белобрыкина, О. А. Психологические условия и факторы развития самооценки на ранних этапах онто- и социогенеза: Дис... канд. психол. наук [Текст] / О. А. Белобрыкина. - Новосибирск, 1998. - 368 с.

3. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] /РБернс. - М.: ЧеРо, 1997. - 222 с.

4. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения: Дис. канд. психол. наук [Текст] / А. Я. Варга. - М., 1986. - 146 с.

5. Киян И. Г. и др. Психологические особенности тяжело больных детей [Текст] / И. Г. Киян, И. В. Равич-Щербо, А. Г. Румянцев // Школа здоровья, 2000, Т. 7. - № 3. -

С.31-37.

6. Ковалевский, В. А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка: Учебное пособие. [Текст] / В. А. Ковалевский. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1997. - 124 с.

7. Котова, Е. В. Детско-родительские отношения в различных типах семей:

Монография [Текст] / Е. В. Котова. - Красноярск: РИО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2004. - 156 с.

8. Лисина, М. И. и др. Психология самопознания у дошкольников [Текст] / М. И. Лисина, А. И. Силвестру. - Кишинев 1983. - 111с.

9. Михеева, А. А. Психологические особенности часто болеющих детей: Дис... канд. психол. наук [Текст] / А. А. Михеева - М., 1999. - 168 с.

10. Овчарова, Р. В. Психология родительства [Текст] / Р. В. Овчарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 368 с.

11. Румянцев, А. Г. и др. Часто болеющие дети. Традиционный взгляд [Текст] / А. Г. Румянцева, В. Н. Касаткин // Школа здоровья, 1996. - Т. 3 - № 2. - С. 41-47.

12. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб. Питер Пресс, 1997. - 608 с.. - (Серия «Мастера психологии»)

13. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И. И. Чес-нокова. - М., «Наука», 1977. - 144 с.

14. Ендропов, О. В. Современные проблемы наследственности и двигательные возможности человека // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 209

- 214

15. Сериков, С. Г., Клестова, О. А., Коржова, М. Е. Концептуальные подходы к обеспечению сочетания умственных и физических нагрузок учащихся в здоровьесберегающем образовательном процессе // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С.202-208

16. Данилова, О. Ю. Проблема формирования эмоционального благополучия личности в психологической науке и ее взаимосвязь с индивидуально - типологическими особенностями человека // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 1. - С.192-201

17. Кожевникова, О. А. Рефлексия и идентичность как психологические условия адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социуме // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С.184-192

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.