фективные типы родительского отношения, мы сможем оказывать влияние на формирование адекватной самооценки часто болеющих детей. В связи с этим полагаем, что общая стратегия коррекци-онных воздействий должна осуществляться с участием трех субъектов воспитательно-образовательного процесса: часто болеющих детей - посредством формирования адекватной самооценки и основ валеологических знаний; родителей - посредством психологического образования и консультирования, комплекса тренинговых занятий, направленных на оптимизацию детско-родительских отношений; педагогов - посредством лекционных и семинарских занятий и психологических консультаций; что в целом будет способствовать повышению самооценки часто болеющих детей.
Литература
1. Арина Г. А., Коваленко НА. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья. - 1995. - Т.2. ХаЗ. - С. 116-124.
2. Белобрыкина O.A. Психологические условия и факторы развития самооценки на ранних этапах онто- и социогенеза: дис... канд. психол. наук. - Новосибирск, 1998.
3. Ковалевский В.А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1997.
4. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев 1983.
5. Михеева A.A. Психологические особенности часто болеющих детей: лис... канд. психол. наук. - М.. 1999.
6. Румянцев А.Г\. Касаткин В.Н. Часто болеющие дети. Традиционный взгляд // Школа здоровья. - 1996. - Г.З - №2. - С.41-47.
7. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М, Наука, 1977.
САМОДОСТАТОЧНОСТЬ КАК ЛОГИКО-СМЫСЛОВАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Е.Н. Кихтенко
В статье представлен теоретический анализ понятия «психологическое здоровье». Подчеркивается актуальность изучения проблемы здоровья не только для медицинских, но и для психолого-педагогических наук. Автор рассматривает психологическое здоровье младшего школьника через личностную характеристику -самодостаточность. В статье представлена и описана логико-смысчовая модель самодостаточности, выделены компоненты, обозначено их внутреннее содержание на трех функциональных уровнях: когнитивном, эмоциональном, поведенческом, а также проанализированы индивидуально - типологические особенности сформированности компонентов самодостаточности у младших школьников.
THE SELF-SUFFICIENCY LIKE THE LOGICAL-MEANING DETERMINANT OF THE JUNIOR PUPIL'S PSYCHOLOGICAL HEALTH E.N. Kikhtenko
In the article the theoretical analyses of the notion «the psychological health» are represented. The actuality of learning the problem of health, not only for medical but for psychological sciences is underlined. The author examines psychological health of junior pupil through personal description - self-sufficiency. In the article the logical - meaning model of self- sufficiency is submitted and describedits components are underlined, their internal contents are denoted on the three functional levels: cognitive, emotional, behavioral and also individual typological peculiarities oj components 'forming ofself-sufficiency by the junior pupil are analyzed.
Психологическое здоровье - сравнительно новый объект изучения в психологии. Среди многообразия подходов к проблеме психологического здоровья личности нам импонирует позиция представителей феноменологического, гуманистического и экзистенциально-гуманистического направлений - А. Маслоу, К. Роджерса, Р. Мея, Г. Олпорта, и созвучное с ними толкование психологического здоровья представителями отечественной психологии: И.В. Дубровиной, A.M. Прихожан, Б.С. Брату-ся, В.Э: Пахальяна, В.И. Слободчикова, О.В. Хухлаевой.
В контексте задач психопрофилактики в образовании В.Э. Пахальян рассматривает психологическое здоровье как состояние субъективного, внутреннего благополучия личности, обеспечивающее оптимальный выбор действий, поступков и поведения в ситуациях ее взаимодействия с окружающими объективными условиями, другими людьми и позволяющее ей свободно актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности ¡2]. Именно такое видение проблемы психического и собственно психологического здоровья личности позволяет нам обозначить предмет нашего исследования. А также актуальность нашего исследования обусловлена тем, что одним из приоритетных во-
E.H. Кихтенко,Самодостаточность как логико-смысловая детерминанта психологического здоровья младшего школьника
дования. А также актуальность нашего исследования обусловлена тем, что одним из приоритетных вопросов психологии здоровья, как указывает Г.С. Никифоров, является исследование и систематизация критериев психического и психологического здоровья, разработка комплексных, интегративных параметров анализа различных аспектов здоровья [3].
В рамках модели психологически здорового человека, на наш взгляд, прослеживается наличие феномена «самодостаточности», но нет четких критериев этого понятия. Цель нашего исследования состояла в выделении и обосновании компонентов самодостаточности, определении места и роли феномена в структуре психологического здоровья детей 8-9 лет. Эмпирическое исследование было построено как проверка основной гипотезы: самодостаточность может выступать логико-смысловой детерминантой психологического здоровья младших школьников. При этом мы исходили из следующих допущений: степень и полнота сформированности компонентов самодостаточности зависят от типа развивающейся личности; самодостаточность формирует ресурсный (сильный) тип личности.
Обратившись к толковым словарям русского языка, мы выяснили, что понятие «самодостаточность» трактуется по-разному: как самоудовлетворение; удовлетворение от себя; самоценность; как самостоятельность, независимость. Если синтезировать все эти понятия, то можно сделать следующее заключение, что самодостаточность означает не только самоудовлетворение, но и ценность себя, независимость от других, удовлетворенность от этого и удовольствие от себя.
В свое время представители античной философии избавление от всех несчастий видели в «автаркии» - самодостаточности человека [1]- А. Маслоу, рассматривая природу человека, определял самостоятельность как относительную самодостаточность, спонтанность и гомономность личности, называя ее «психологической свободой» как отношения «подлинной личности». Ж-П. Сартр предполагает, что личность может стать всем, чем она захотела бы стать, «самосозидающейся самостью».
Рассматривая понятие «самодостаточность» как детерминанту психологического здоровья личности, мы определили наличие структуры и составляющих ее элементов, представленных и описанных иами, как индивидуальные, личностные особенности, а также их интегрированную совокупность. На основе факторного и кластерного анализа были выделены наиболее значимые психологические показатели, определяющие особенности и специфику проявления компонентов самодостаточности у детей 8-9 лет.
Обратимся к кластерной модели самодостаточности младшего школьника. В дендрограмме определяются четыре кластера. В первом, центрально расположенном кластере взаимосвязь образуют такие психологические показатели, как эмоциональная стабильность, общительность, социальная смелость, нефрустрированность. Этот кластер мы назвали «эмоциональной адаптивностью».
Во втором кластере взаимосвязь образуют такие психологические показатели, как ориентировка на ресурсы собственных сил, интернальная локус-ориентация, стрессоизменчивость, активность в преодолении негативных ситуаций и жизненных неприятностей. Данный кластер мы интерпретировали как «ориентировочно-регулируемый».
В третьем кластере взаимосвязь образуют такие психологические показатели, как осознание себя, своих возможностей, осознание собственной ценности и уникальности, адекватность представлений о себе, осознание своих психических ресурсов (психической силы). Он интерпретируется нами как «аксиологический».
В четвертом кластере взаимосвязь образуют такие психологические показатели, как осознанность норм и правил поведения, нахождение смысла в деятельности и отношениях, ценностные ориентации. Нами назван «ценностно-смысловым».
Таким образом, анализ и интерпретация факторной и кластерной моделей самодостаточности младших школьников показали их принципиальное сходство, что способствовало определению интегрированной модели самодостаточности, состоящей из следующих компонентов: эмоциональной адаптивности, ориентировочно - регулируемого, аксиологического, ценностно-смыслового. Адаптивность (возможность адекватного приспособления к неблагоприятным условиям, воздействиям) занимает центральное место в факторной и кластерной модели, выступает своего рода «маркером», показателем интегрированности компонентов самодостаточности.
Выделенные нами компоненты самодостаточности являются критериями оценки степени сформированности данного качества как показателя психологического здоровья младшего школьника, структурная целостность которых представлена в следующей графической модели:
Рис. 1. Логико-смысловая модель самодостаточности
Логика выделения компонентов самодостаточности подтверждается теоретическим анализом наиболее часто называемых в литературе критериев психического и психологического здоровья, что свидетельствует об их особой значимости, неслучайности, приоритетности в структуре личности психологически здорового человека. В каждом из этих компонентов мы выделили внутреннее содержание и рассматривали в пространстве трех смысловых уровней функционирования: когнитивном, эмоциональном, поведенческом.
Данное исследование проходило в г. Иркутске на базе МОУ СОШ №14. В эксперименте приняли участие 216 учащихся в возрасте 8-9 лет: 123 мальчика и 93 девочки, 7 учителей начальных классов в возрасте от 23 до 65 лет.
С целью изучения индивидуально-типологических особенностей формирования самодостаточности мы использовали кластерный анализ эмпирических данных методом к - средних, который позволил выделить три уровня сформированности компонентов самодостаточности у детей 8-9 лет: высокий, средний, низкий, с последующей типологизацией, В составе выделенных типов определились личностные профили (возможные варианты формирования), которые по сути отражают индивидуально-типологические особенности формирования самодостаточности у младших школьников. Критериями поуровневой дифференциации стали следующие параметры: 1) степень и полнота сформированности компонентов самодостаточности на всех смысловых уровнях функционирования: когнитивном, эмоциональном, поведенческом; 2) уровень интеграции - дезинтеграции структурных компонентов; 3) мера сформированности и адекватность действия компенсаторных механизмов (уровень актуализации компенсаторных возможностей).
К высокому уровню были отнесены дети, у которых компоненты самодостаточности ярко выражены и проявляются на всех смысловых уровнях: когнитивном, эмоциональном, поведенческом, находятся в зоне высокой функциональной развитости. Этим детям свойственно адекватное, осознанное, дифференцированное представление о себе и других людях, отмечается явное доминирование внутреннего локуса контроля в учебной деятельности и сфере межличностных отношений. Они обладают стабильной, непротиворечивой системой ценностных ориентации. Отмечается высокий уровень интеграции (сопряженности) и компенсации компонентов самодостаточности на всех функциональных уровнях. В рамках высокого уровня был выделен один тип - «Ресурсный».
Средний уровень явился самым многочисленным в нашей выборке респондентов. Наиболее трудным оказалось выделение типологических и индивидуально - типологических особенностей в рамках этого уровня из - за большого разброса значений по всем исходным параметрам. В пределах данного уровня были определены четыре типа: 1) «тревожно-мнительный» соответствует одному из двух представленных личностных профилей: «социабельные интерналы» и «обособленные интерналы»; 2) «амбивалентный», представленный личностными профилями: «автономные интеллектуалы» и «зависимые»; 3) «социабельный», включающий в себя личностные профили: «доминантные» и «конформные»; 4) «обособленный» тип, в состав которого входит один личностный профиль: «подозрительные». Для детей данной 1руппы характерно нарушение целостности формирования некоторых компонентов самодостаточности во всех смысловых аспектах: когнитивном, эмоциональном, поведенческом или при доминировании в одном из них. Проявляется адекватный и завышенный уровень самоотношения, в от-
Е.И. Кихтенко. Самодостаточность как логико-смысловая детерминанта психологического здоровья младшего школьника
дельных случаях характеризующийся большой противоречивостью и неустойчивостью показателей самооценок. В целом дети этого уровня обладают хорошим адаптивным потенциалом, но могут проявлять отдельные признаки дезадаптации, обладают повышенной тревожностью и фрустрационной напряженностью. Респонденты, вошедшие в эту группу, имеют неполные, не всегда осознанные и прочные знания ценностных и смысловых категорий. Отмечается интеграция компонентов самодостаточности не на всех функциональных уровнях, но с достаточным уровнем компенсации.
К низкому уровню были отнесены дети, у когорых компоненты самодостаточности выражены очень слабо либо практически отсутствуют. Нарушена целостность системы на всех функциональных уровнях: когнитивном, эмоциональном, поведенческом, недостаточно акгуализированы компенсаторные возможности эмоционально-волевой регуляции. Дети данной группы в большей мере продемонстрировали признаки категории дезинтеграции. В рамках данного уровня были определены типы: 1) «социально-активные экстерналы», представленный личностными профилями «эмоционально-стабильные интеллектуалы» и «эмоционально-неустойчивые»; 2) «социально-пассивные экстерналы», представленный личностными профилями «инфантильный-возбудимый» и «инфантильный-апатичный». Самооценка детей данной группы представлена завышенным и заниженным уровнями, которые отличаются гиперустойчивостью и, по мнению экспертов, неадекватностью, ее рефлективность и регуляторная функция низки. Значения интерналь-ности находятся на недопустимо низком уровне, располагаясь в области экстернальных значений, что соответствует внешнему локусу контроля в значимых сферах деятельности. Для них характерно как излишняя возбудимость, тревожность, легко возможная дестабилизация, так и «глубокая» пассивность, инертность. Они слабо ориентируются в социальных нормах и правилах поведения, в своих обязанностях, не всегда понимают их значение. Система ценностных категорий этих детей отличается противоречивостью, нестабильностью. Знания общечеловеческих ценностей беспорядочны, не осознанны, носят поверхностный характер. Отмечается доминирование ценностей материального характера, приоритетов. Для этой категории респондентов наиболее вероятен риск психоэмоциональной дезадаптации. На данном уровне наблюдается дефицитарность компонентов самодостаточности во всех смысловых аспектах, дезинтеграция, слабая степень компенсации. Полученные данные поуровневой дифференциации особенностей сформированное™ компонентов самодостаточности у детей 8-9 лет позволили структурировать психологическую помощь детям по направлениям: развивающая («ресурсный» тип), психопрофилактическая («тревожно-мнительный» тип; «амбивалентный» тип, «социабельный» тип; «обособленный» тип), коррекционная работа (тип «социально-активные экстсрналы»; тип «социально-пассивные экстерналы»).
У детей 8-9 лет черты самодостаточности находятся в зачаточном состоянии, в данном контексте мы можем говорить об истоках формирования самодостаточности, но при специально организованной комплексной системе психологического воздействия возможно развитие компонентов и усиление возрастных тенденций, о чем убедительно доказывает сравнительный анализ данных на этапе констатации и этапе ретестового обследования.
Динамика уровней сформированности компонентов самодостаточности на этапе констатации и этапе ретестового обследования
80 70 60 50 40 30 20 10 о
□до : в после
высокий
средний
низкий
Гистограмма Ы
Сопоставление типов (профилей) сформированное™ компонентов «амодоетаточиооти до и после реализации комплексной системы профилактической, развиеякнцей и коррекциоиной рквоты
ЗО 25 20 15 10 5 0
о до ■ после i
1 2 345 67 89 Ю 11 12
Гистограмма 1.2
(достоверность различий по I - критерию Стьюдента р<0,01)
«Ресурсный» тип «Тревожно-мнительный» тип
«Амбивалентный» тип
«Социабельный» тип
«Обособленный» тип «Социально-активные экстерналы» тип
«Социально-пассивные экстерналы» тип
1 - «Ресурсный» профиль
2 - «Социабельные интерналы»
3 - «Обособленные интерналы»
4 - «Автономные интеллектуалы»
5 - «Зависимые»
6 - «Доминантные»
7 - «Конформные»
8 - «Подозрительные»
9 - «Эмоционально-стабильные интеллектуалы»
10 - «Эмоционально-неустойчивые»
11 - «Инфантильный возбудимый»
12 - «Инфантильный апатичный»
Данные гистограмм показывают эффективность проведенной комплексной работы, которая создала условия для развития у детей компонентов самодостаточности. Динамика достоверно свидетельствует о внутреннем развитии и личностном росте детей, иллюстрирует своеобразный «прирост зрелости», открывающий возможность дальнейшего развития личности в плане реализации ее потенциала и роста адаптивных возможностей. Таким образом, самодостаточность как интегративный показатель, может выступать диагностическим коррелятом и логико-смысловой детерминантой психологического здоровья. Развитие самодостаточности в младшем школьном возрасте оптимизирует психологическое здоровье ребенка.
Литература
1. Капке В.А. Философия. - М.. 2000.
2. Пахальяп В.Э. Психопрофилактика в практической психологии образования. - М.: ПЕР СЭ, 2003.
3. Психология здоровья // под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер. 2003