Научная статья на тему 'Коррекция самооценки часто болеющего ребенка дошкольного возраста через формирование эффективного родительского отношения к нему и оптимизацию здорового образа жизни в семье'

Коррекция самооценки часто болеющего ребенка дошкольного возраста через формирование эффективного родительского отношения к нему и оптимизацию здорового образа жизни в семье Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
253
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / КАТЕГОРИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ / НЕЭФФЕКТИВНЫЕ ТИПЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДЕФИЦИТАРНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА / SELF-CONCEPT / THE CATEGORY OF AILING CHILDREN / PARENTAL ATTITUDE TOWARDS CHILDREN / INEFFICIENT TYPES OF PARENTAL ATTITUDE / HEALTHY WAY OF LIFE / DEFICIENCY SOCIAL SITUATION OF A CHILD DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чекрякова Светлана Васильевна

Приводятся основные результаты диссертационного исследования особенностей самооценки часто болеющих детей дошкольного возраста, особенностей родительского отношения к детям и анализа соблюдения здорового образа жизни в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the main results of the thesis on peculiarities of self-concept of ailing preschool children, peculiarities of parental attitude towards the children and analysis of healthy way of life are given.

Текст научной работы на тему «Коррекция самооценки часто болеющего ребенка дошкольного возраста через формирование эффективного родительского отношения к нему и оптимизацию здорового образа жизни в семье»

УДК 159.9:61

КОРРЕКЦИЯ САМООЦЕНКИ ЧАСТО БОЛЕЮЩЕГО РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К НЕМУ И ОПТИМИЗАЦИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СЕМЬЕ

С.В. Чекрякова (Красноярск)

Аннотация. Приводятся основные результаты диссертационного исследования особенностей самооценки часто болеющих детей дошкольного возраста, особенностей родительского отношения к детям и анализа соблюдения здорового образа жизни в семье. Ключевые слова: самооценка; категория часто болеющих детей; родительское отношение к детям; неэффективные типы родительского отношения; здоровый образ жизни; дефицитарная социальная ситуация развития ребенка.

Самооценка человека, являясь одним из важнейших показателей его индивидуально-личностного развития, стала предметом изучения зарубежных и отечественных авторов (Куперсмит С., 1967; Чеснокова И.И., 1977; Бернс Р., 1986; Роджерс К., 1994; Белобрыкина О.А., 2001; Архиреева Т.В., 2002 и др.). Известно, что дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии человека, когда закладываются основы личности будущего взрослого. И именно самооценка ребенка оказывает существенное влияние на развитие его личности (Савонько Е.И., 1969; Лисина М.И., 1983; Якобсон С.Г., 2006 и др.). Особое внимание в работе уделено исследованию самооценки часто болеющих дошкольников, что связано с наблюдаемым в настоящее время ростом детской заболеваемости. Так, исследователями указывается, что за последние пять лет показатель общей заболеваемости детей вырос на 14% (Гавриленко О.Л., Черныш Е.В., 2008), а потому возникает проблема психологического сопровождения развития личности соматически больных детей [4].

В психологии подчеркивается значимая роль семьи в формировании личности ребенка (Залевский Г.В., 2007; Котова Е.В., 2003; Реан А.А., 2004; Роджерс К., 1956; Спиваковская А.С., 2004 и др.), в частности в развитии его самооценки (Бернс Р, 1986; Куперсмит С., 1967; Лисина М.И., 1986; Реан А.А., 2004 и др.) [6, 8]. Изучению специфики развития личности больного ребенка, родительского отношения к нему и их взаимосвязи посвящены работы ряда исследователей (Волкова О.В., 2009; Дуска-зиева Ж.Г, 2009; Румянцев А.Г., 2000; Ковалевский В.А., 1998; Котова Е.В, 2003; Николаева В.В., 1994 и др.), но при этом малоизученной остается проблема влияния родительского отношения на развитие самооценки соматически больного дошкольника [1, 2, 5, 7, 9].

Исследованиями (Груздева О.В., 2003; Мосина Н.А., 2005 и др.) показано, что определяющее влияние на развитие больного ребенка оказывает социальный фактор. Так, неблагоприятное влияние условий и образа жизни является причиной возникновения 50% заболеваний (Брязгунов И.П., 2008; Быкова Н.Г., 2005; Чумаков Б.Н., 2002). Это, в частности, связано с тем, что в дошкольном возрасте установки родителей определяют образ жизни

ребенка, формирование основ его личности; при этом родители также во многом определяют и формируют через собственное отношение к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ) позицию ребенка в отношении здоровья и преодоления болезни [2].

В данной статье приводятся результаты диссертационного исследования, посвященного изучению влияния родительского отношения и соблюдения ЗОЖ в семье на развитие самооценки часто болеющего дошкольника. Были обследованы 50 часто болеющих средних и старших дошкольников (в возрасте от 4 до 6 лет; все дети из полных семей) и их родители (матери); 50 здоровых сверстников (все дети также из полных семей) и их родители (матери). К группе часто болеющих были отнесены дети, имеющие четыре и более случаев различных респираторных заболеваний в году. В группу здоровых отнесены дети первой группы здоровья с соответствующим возрасту развитием организма. Все дети на момент обследования посещали дошкольные образовательные учреждения. Методы исследования включали анализ теоретических источников по психологической, педагогической и медицинской литературе по проблеме исследования; сбор эмпирических данных: анализ медицинских карт детей для оценки состояния их здоровья; методика «Лесенка» (модификация Би-рюкевич Е.А., 2006); тест-опросник родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В., 2005); экспрессопрос по изучению ЗОЖ (Захарова Р.А., 1999); методы математической обработки и корреляционного анализа. Далее приведены статистически достоверные результаты экспериментально-психологического исследования, на основе которых сделаны основные выводы.

1. Результаты исследования самооценки свидетельствуют о том, что у детей обеих возрастных категорий обнаружено преобладание по сравнению со здоровыми сверстниками заниженной самооценки по шкалам «Умный - глупый» (р < 0,01), «Здоровый - больной» (р < 0,05); для здоровых сверстников характерно преобладание завышенной самооценки по данным шкалам (р < 0,05). В ходе взаимодействия с часто болеющими детьми было отмечено, что они боязливы, неуверенны в себе и своих силах; обидчивы; менее общительны, чем

39

№ 37

Сибирский психологический журнал

2010 г.

здоровые; проявляют низкую инициативность в общении и совместных играх с другими детьми; вступая в игру, как правило, выбирают второстепенные роли, сами ставят себе ограничения: «я не смогу», «не умею» и т.д. Полагаем, что это может быть связано с тем, что из-за частых эпизодов болезни ребенок значительную часть времени проводит в домашних условиях и за счет отношения родителей к нему как к больному, беспомощному, их стремления оградить его от всяческих трудностей у него формируется неуверенность в своих силах; кроме того, будучи лишенным естественного общения со сверстниками, он не имеет возможности полноценно развивать способности к установлению и поддержанию межличностных контактов.

2. Выявлено родительское отношение по типу «Отвержение» (отражающее эмоциональное отношение к ребенку) к часто болеющим детям среднего (р < 0,05) и старшего (р < 0,01) дошкольного возраста. При этом обнаружено наличие у детей заниженной самооценки (р < 0,05) и ведение в данных семьях нездорового образа жизни (р < 0,05). Также обнаружена «Кооперация» как социально желаемый тип родительского отношения (родители часто болеющих детей среднего дошкольного возраста (р < 0,05), родители часто болеющих старших дошкольников (р < 0,05)). При этом отмечены присутствие у детей адекватной и завышенной самооценки (р < 0,05) и преобладание в данных семьях частичного соблюдения ЗОЖ (р < 0,05). Статистически достоверных различий между преобладающими типами родительского отношения к часто болеющим детям среднего и старшего дошкольного возраста не обнаружено, в то время как преобладающим типом родительского отношения к здоровым детям среднего (р < 0,05) и старшего (р < 0,05) дошкольного возраста является «Кооперация». Полученные нами данные согласуются с результатами ряда исследователей (Волкова О.В., 2009; Дусказие-ва Ж.Г., 2009; Михеева А.А., 1999; Котова Е.В., 2004; Дубовик Е.Ю., 2006), установивших, что родительское отношение к часто болеющим детям является неэффективным [1, 3, 9].

3. Реальное соблюдение ЗОЖ в семьях, воспитывающих часто болеющего дошкольника, ниже идеального представления о нем; родители осознают важность соблюдения некоторых компонентов ЗОЖ, но при этом не готовы полностью его соблюдать, значительную долю ответственности за состояние здоровья ребенка перекладывая на дошкольное образовательное учреждение. Ниже соблюдение в семьях, воспитывающих часто болеющих детей среднего дошкольного возраста, по сравнению с семьями, воспитывающими здоровых детей, следующих компонентов ЗОЖ: «Серьезное отношение к здоровью» (р < 0,05), «Физическая активность» (р < 0,05); «Оптимистичное настроение» (р < 0,05); «Отказ от алкоголя» (р < 0,05); «Полный отказ от курения» (р < 0,05); «Материальный достаток» (р < 0,05). В семьях же, воспитывающих часто болеющих детей старшего до-

школьного возраста, ниже соблюдение таких компонентов, как «Серьезное отношение к здоровью» (р < 0,05); «Самообладание» (р < 0,05); «Материальный достаток» (р < 0,05); «Теплые отношения в семье» (р < 0,05). В целом для семей, воспитывающих часто болеющих детей дошкольного возраста, характерно меньшее по сравнению с семьями, воспитывающими здоровых дошкольников, соблюдение ЗОЖ. Было также отмечено, что ведение нездорового образа жизни характерно для семей, дети из которых обнаружили заниженную самооценку (р < 0,01), в то время как частичное соблюдение ЗОЖ выявлено в семьях, дети из которых продемонстрировали завышенную и адекватную самооценку (р < 0,01). Причинами несоблюдения ЗОЖ в семьях могут выступать отсутствие или недостаточное понимание родителями важности его соблюдения для сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья ребенка, низкий уровень саморегуляции и культуры поведения взрослых в быту, определенная недальновидность взрослых, непонимание того, что дети, ориентируясь на их поведение, усваивают определенные модели его, которые не всегда способствуют сохранению здоровья (например, наличие у родителей вредных привычек). То есть условия жизни ребенка в семье не всегда содействуют сохранению и укреплению здоровья, а потому могут способствовать увеличению числа соматически больных детей.

Таким образом, у часто болеющих детей, родители которых продемонстрировали родительское отношение по типу «Кооперация» и для семей которых характерно частичное соблюдение ЗОЖ, выявлена адекватная и завышенная самооценка, в то время как заниженная самооценка характерна для детей, родители которых обнаружили родительское отношение по типу «Отвержение» и в семьях которых присутствует нездоровый образ жизни. Проведенный анализ дает основание предположить, что, корректируя неэффективный тип родительского отношения к часто болеющим детям, формируя у родителей оптимальное родительское отношение к детям и оптимизируя ЗОЖ в семьях, можно корректировать заниженную самооценку часто болеющих детей.

Так как на этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что отвержение родителями ребенка ведет к развитию у него заниженной самооценки, была сформирована группа из 25 родителей часто болеющих детей, обнаруживших данный тип родительского отношения, для коррекционно-развивающей работы с целью формирования принятия ими своего ребенка и оптимизации ЗОЖ в семьях. Коррекционно-развивающая работа включала следующие направления:

1) формирование эффективного родительского отношения к часто болеющим детям;

2) оптимизация ЗОЖ в семьях, воспитывающих часто болеющих детей.

В течение всего времени работы отслеживалась посещаемость родителями коррекционно-развивающих

40

Психология здоровья. Клиническая психология

мероприятий, в результате чего были выделены две группы родителей: экспериментальная (13 родителей, стабильно посещавших занятия и участвовавших в проводимых мероприятиях) и контрольная (12 родителей, редко посещавших занятия и редко участвовавших в мероприятиях). По окончании коррекционно-развивающей работы был проведен контрольный срез, целью которого явилось исследование изменений в самооценке часто болеющих дошкольников, родительском отношении к ним, соблюдении ЗОЖ в семьях.

Данные, полученные в ходе исследования самооценки детей, свидетельствуют о положительной динамике. Так, статистически достоверно уменьшилось количество часто болеющих детей среднего дошкольного возраста, обнаруживших заниженную самооценку по шкалам «Умный - глупый» (р < 0,05) и «Здоровый - больной» (р < 0,05), возросло количество детей с завышенной самооценкой по шкале «Умный - глупый» (р < 0,01) и адекватной самооценкой по шкале «Здоровый - больной» (р < 0,05); также обнаружено статистически достоверное увеличение количества часто болеющих старших дошкольников с завышенной самооценкой по шкалам «Красивый - некрасивый» (р < 0,05) и «Здоровый -больной» (р < 0,05), уменьшилось количество детей с заниженной самооценкой по шкалам «Умный - глупый» (р < 0,05) и «Здоровый - больной» (р < 0,01). У часто болеющих детей, чьи родители, входили в контрольную группу, существенных изменений в самооценке не произошло, о чем свидетельствует отсутствие статистически значимых различий.

Результаты контрольного исследования родительского отношения к часто болеющим дошкольникам указывают на то, что в контрольной группе статистически достоверно (р < 0,05) произошло изменение родительского отношения по типу «Принятие - отвержение» (полюс «отвержение» на полюс «принятие») у 3 родителей, в то время как в экспериментальной группе у 12 родителей (р < 0,01).

Результаты анализа соблюдения ЗОЖ семьями, воспитывающими часто болеющих детей, свидетельствуют о возрастании показателей по всем компонентам ЗОЖ в среднем на 10-40%, что говорит о более осознанном отношении к здоровью и ЗОЖ. Важно, что родители часто болеющих детей стали проявлять более серьезное отношение к сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья своего ребенка (р < 0,05). Возросла физическая активность семей (р < 0,05), больше внимания стало уделяться соблюдению в семье режима питания (р < 0,05), возросло понимание влияния вредных привычек на здоровье (р < 0,01), повысилось понимание значимости оптимистичного настроения (р < 0,05), самоотдачи в работе (р < 0,05), материального достатка (р < 0,01).

Таким образом, полученные результаты доказали эффективность коррекционно-развивающей работы, направленной на изменение заниженной самооценки часто болеющего ребенка среднего и старшего дошкольного возраста через формирование эффективного родительского отношения к нему и оптимизацию ЗОЖ в семье.

Литература

1. Арина Г.А. и др. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья. 1995. Т 2, № 3. С. 116-124.

2. БыковаН.Г. Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

«открытого» типа: Дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2005. 182 с.

3. Волкова О.В. Волевое действие часто болеющих детей старшего дошкольного возраста: исследование и перспективы психолого-педагогической

коррекции // Сибирский психологический журнал. 2009. № 32. С. 68.

4. Гавриленко О.Л. Состояние здоровья детского населения области и комплекс мероприятий, направленных на его улучшение // Здравоохра-

нение Российской Федерации. 2008. № 1. С. 34-35.

5. ДусказиеваЖ.Г. Особенности эмоционального восприятия собственной и противоположной половой роли часто болеющими детьми 5-6 лет

// Сибирский психологический журнал. 2009. № 32. С. 65.

6. Залевский Г.В. Личность и фиксированные формы поведения. М.: Ин-т психологии РАН, 2007. 336 с.

7. Ковалевский В.А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка. Красноярск: Изд-во Краснояр.

гос. пед. ун-та, 1997. 124 с.

8. Лисина М.И. и др. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983. 111 с.

9. МихееваА.А. Психологические особенности часто болеющих детей: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1999. 168 с.

THEADJUSTMENTOF SELF-CONCEPT OF ATT .TNG PRESCHOOL CHILDREN THROUGH FORMAION OF EFFICIENT PARENTAL ATTITUDE TOWARDS A CHILD AND OPTIMIZATION OF HEALTHY WAY OF LIFE IN A FAMILY Chekryakova S.V. (Krasnoyarsk)

Summary. In the article the main results of the thesis on peculiarities of self-concept of ailing preschool children, peculiarities of parental attitude towards the children and analysis of healthy way of life are given.

Key words: self-concept; the category of ailing children; parental attitude towards children; inefficient types of parental attitude; healthy way of life; deficiency social situation of a child development.

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.