Научная статья на тему 'Роль родительского отношения в формировании ортобиоза часто болеющих старших дошкольников'

Роль родительского отношения в формировании ортобиоза часто болеющих старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
376
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРТОБИОЗ / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЧАСТО БОЛЕЮЩИЕ СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ORTHOBIOSIS / SOCIAL SITUATION OF DEVELOPMENT / PARENTAL ATTITUDE / SICKLY SENIOR PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Штумф Валентина Оскаровна

В статье рассматривается проблема формирования ортобиоза у часто болеющих детей старшего дошкольного возраста. Приведены результаты исследования, рассматривающие роль родительского (материнского) отношения как значимой составляющей социальной ситуации развития в формировании представлений и реализации ортобиоза часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста. Обоснована потребность усиления внимания специалистов к повышению эффективности родительского отношения к детям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PARENTAL ATTITUDE IN THE DEVELOPMENT OF ORTHOBIOSIS OF SICKLY SENIOR PRESCHOOLERS

The article considers the problem of the development of orthobiosis of sickly children of senior preschool age. It presents the results of the research examining the role of parental (maternal) attitude as a significant component of the social situation of development in the formation of representations and implementation of orthobiosis by sickly children of senior preschool age. Besides, the article substantiates the need for a greater attention of experts to increasing the effectiveness of parental attitude to children.

Текст научной работы на тему «Роль родительского отношения в формировании ортобиоза часто болеющих старших дошкольников»

РОЛЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

В ФОРМИРОВАНИИ ОРТОБИОЗА

ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

THE ROLE OF PARENTAL ATTITUDE IN THE DEVELOPMENT OF ORTHOBIOSIS OF SICKLY SENIOR PRESCHOOLERS

В.О. Штумф V.O. Shtumf

Ортобиоз, социальная ситуация развития, родительское отношение, часто болеющие старшие дошкольники.

В статье рассматривается проблема формирования ортобиоза у часто болеющих детей старшего дошкольного возраста. Приведены результаты исследования, рассматривающие роль родительского (материнского) отношения как значимой составляющей социальной ситуации развития в формировании представлений и реализации ортобиоза часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста. Обоснована потребность усиления внимания специалистов к повышению эффективности родительского отношения к детям.

Orthobiosis, social situation of development, parental attitude, sickly senior preschoolers. The article considers the problem of the development of orthobiosis of sickly children of senior preschool age. It presents the results of the research examining the role of parental (maternal) attitude as a significant component of the social situation of development in the formation of representations and implementation of orthobiosis by sickly children of senior preschool age. Besides, the article substantiates the need for a greater attention of experts to increasing the effectiveness of parental attitude to children.

В настоящее время в Российской Федерации реализуется Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, важными приоритетами которой являются формирование и реализация здорового образа жизни населения.

Здоровый образ жизни (ортобиоз) традиционно рассматривается как типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека (труд, нормальный сон, положительное эмоциональное состояние, оптимизм, рациональное питание, соблюдение режима, закаливание, физические упражнения), которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. Это научение человека правильному и безошибочному выбору только полезного, содействующего здоровью и отказ от всего вред-

ного в любой ситуации [Груздева, 2013, с. 20; Штумф, 2014, с. 144; Штумф, 2015, с. 121].

Родительское отношение, по мнению А.Я. Варгии В.В. Столина, представляет собой систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания его характера, личности и поступков. По определению А.С. Спиваковской, это реальная направленность, позволяющая описывать широкий фон отношений, в основе которых лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с ним, позволяющая представить и изучить, как те или иные сознательные или бессознательные мотивы структуры личности родителей выражаются и актуализируются в конкретных формах их поведения и взаимопонимания с детьми [Штумф, 2012, с. 32].

Принято выделять типы эффективного (оптимального) родительского отношения к

d га

0

ь

X

1 га m Е-U

CL

<

о ^ о о ^ h О Й

ш tS

О Рч

га

§

о §

х

%

«

о га :г s

ь

L

<с п га с

« S

д

H

и

W

м

ребенку и неэффективного (нарушенного). Неэффективное, по описанию Р.В. Овчаровой, то, на основе которого у родителя и ребенка сформировался эмоционально-негативный фон взаимоотношений, трудности взаимопонимания. Оно играет особую роль в формировании патологических новообразований в психической жизни и поведении детей [Штумф, 2012, с. 34].

Наиболее важным и значимым компонентом психологической помощи часто болеющему старшему дошкольнику (болеющему 4 и более раз в год) признано позитивное изменение его особой социальной ситуации развития, специфику которой в том числе создают: ограниченность общения кругом семьи, неблагоприятные личностные проявления родителей, наличие у них непродуктивных установок и применение неэффективных стилей воспитания [Груздева, 2013, с.12, 22; Ковалевский, Груздева, 2009, с. 20; Штумф, 2014, с. 144; Штумф, 2015, с. 122].

Вышеперечисленные особенности актуализируют цель исследования - необходимость изучения родительского отношения и его роли в формировании ортобиоза.

Научная новизна исследования заключается в расширении представлений о роли родительского (материнского) отношения к часто болеющим детям (ЧБД) старшего дошкольного возраста и его влиянии на формирование представлений и реализацию детьми ортобио-за; в рассмотрении возможности расширения представлений и реализации детьми ортобио-за посредством повышения эффективности материнского отношения к детям.

Исследование было реализовано с 2006 по 2010 г. в детских садах г. Красноярска (МБДОУ № 139, 142, 211 и 295). Выборку составили 120 матерей и 120 детей (60 - ЧБД и 60 - относительно здоровых) старшего дошкольного возраста.

С целью исследования родительского отношения к детям и его роли в формировании ортобиоза были использованы: метод сбора эмпирических данных по медицинским картам и индивидуальным картам детей для оцен-

ки состояния здоровья (форма № 026/У); методика изучения социально-валеологического состояния семьи Р.А. Захаровой и анкета по выявлению и реализации ортобиоза детьми (была составлена на основании методики Р.А. Захаровой); тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варги - В.В. Столина; методы математической статистики: t-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции r-Спирмена. Использована статистическая программа Statgraphics Plus v.2.1.

Результаты исследования позволяют констатировать следующее.

1. Материнское отношение к часто болеющим старшим дошкольникам характеризуется достоверно большими проявлениями эмоционального отвержения (p<0,05) и достоверно меньшими проявлениями авторитарной гиперсоциализации (p<0,05), то есть, с одной стороны, мать воспринимает своего ребенка преимущественно неудачливым, не приспособленным к жизни, «недалеким» в умственном плане, недостаточно уважает ребенка и недостаточно доверяет ему; испытывает преимущественно досаду, злость, раздражение и обиду. С другой стороны, она, в отличие от матери относительно здорового ребенка, поддерживает текущую ситуацию недостатком требований к выполнению ребенком определенных, соответствующих возрасту обязанностей, к реализации послушания и дисциплины.

2. Сравнительный анализ идеального представления об ортобиозе и реального соблюдения факторов ортобиоза как матерями ЧБД, так и матерями относительно здоровых детей старшего дошкольного возраста подтверждает, что представления об ортобиозе и реализация этих принципов в реальной жизни матерей не совпадают (p<0,01 и p<0,001). Матери достаточно хорошо знают, что такое орто-биоз, но не всегда или недостаточно соблюдают его требования в реальной жизни. Причинами такого поведения могут выступать: недостаточная саморегуляция, низкая культура поведения в быту, недостаток временных или материальных ресурсов.

Сравнительный анализ идеального представления об ортобиозе и реального соблюдения факторов ортобиоза детьми показал, что представления об ортобиозе (о здоровом ребенке) и реализация поведения здорового ребенка в реальной жизни как у часто болеющих, так и у относительно здоровых детей совпадают. Что, с одной стороны, связано с отсутствием у детей вредных привычек (склонности к употреблению алкоголя, наркотиков, курению), а с другой - может являться следствием воспитательно-оздоровительных воздействий дошкольных образовательных учреждений. При этом статистически достоверных различий между представлениями об ортобиозе и соблюдаемыми факторами ортобиоза между матерями ЧБД и матерями относительно здоровых детей, а также между самими ЧБД и относительно здоровыми детьми не выявлено.

3. Результаты позволяют сделать вывод, что при прочих равных условиях соблюдаемый ЧБД ортобиоз оказывается недостаточным для достижения последними состояния здоровья. Данный факт может быть связан с особенностью социальной ситуации развития ЧБД, в частности, с материнским отношением к ребенку, которое характеризуется достоверно большими проявлениями эмоционального отвержения и менее выраженной авторитарной гиперсоциализацией, то есть, с одной стороны, родитель демонстрирует недовольство, в том числе и, возможно, успешно предпринимаемыми ребенком усилиями в отношении преодоления болезни, неосознанно сводит к минимуму контакты с ребенком и тем самым минимизирует возможность влияния собственного образца в плане поддержания здоровья и демонстрации правильного поведения. С другой -решая все возникающие проблемы ребенка на свое усмотрение, поддерживает снижение или отсутствие требований (в том числе и к необходимым профилактическим мероприятиям), соблюдение правил-обязанностей и низкую мотивацию к проявлению собственной самостоятельности ребенка в плане преодоления состояния болезни.

4. Результаты формирующего эксперимента, направленные на повышение эффективности родительского отношения, показали наличие достоверных различий между материнским отношением к ЧБД до и после формирующих мероприятий: «эмоциональное отвержение» (р<0,001), «симбиоз» (р<0,0001), «авторитарная гиперсоциализация» (р<0,0001), «маленький неудачник» (р<0,0001) и, что наиболее значимо, «кооперация» (р<0,0001). В целом это проявилось большим эмоциональным принятием детей, появлением большей оптимистич-ности в оценке их способностей и возможностей, сокращением дистанции в отношениях, уменьшением ограничений и контроля часто болеющих старших дошкольников, появлением веры в их способности, стремлением к объединению усилий, помощи и поддержки в затруднительных для детей ситуациях.

5. Сравнительный анализ результатов показал наличие достоверных различий между представлением о факторах ортобиоза у матерей ЧБД и самих детей до и после формирующих воздействий. Улучшилось идеальное представление матерей о факторах ортобиоза (р<0,05), выросли показатели реального соблюдения этих факторов в жизни (р<0,05), увеличилось количество семей, соблюдающих ортобиоз (р<0,01). Улучшилось идеальное представление детей о здоровом ребенке (р<0,001), выросли показатели реального соблюдения факторов ортобиоза детьми в жизни (р<0,001).

Отсроченный контроль за частотой соматических заболеваний детей, подвергшихся формирующему эксперименту, осуществленный через 12 месяцев по окончании формирующих мероприятий, показал значительное снижение частоты заболеваемости: у 41,7 % детей заболевания отсутствовали, у 38,3 % они протекали быстрее и в более легкой форме.

В целом можно констатировать, что реализованная коррекционная деятельность позволила достичь повышения эффективности материнского отношения, улучшения представлений и реализации детьми ортобиоза и улучшения их соматического статуса.

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

О Й

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

0

1 к

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

д

н и

щ м

Данные, полученные в ходе исследования, представляются ценными для медицинской психологии и могут быть использованы в про- 3. цессе подготовки специалистов педагогического, психологического и медицинского профиля.

Библиографический список 4.

1. Груздева О.В. Методология и направления развития соматически больных детей дошкольного возраста в процессе становления их характера: монография. Красноярск, 2013. 164 с. 5.

2. Ковалевский В.А., Груздева О.В. Соматически больной ребенок дошкольного возраста: специфика социально-психологического развития // Медицинская психология в России. 2009. №1 [Электронный ресурс].

URL: http://mprj.ru/archiv_global/2009-1-1/ nomer/nomer20.php

Штумф В.О. Возможности формирования ортобиоза у часто болеющих старших дошкольников // Вестник КГПУ. 2014. № 4. С. 144-146.

Штумф В.О. Роль когнитивной способности часто болеющих детей старшего дошкольного возраста в формировании представлений об ортобиозе // Вестник КГПУ. 2015. № 4. С. 121-125.

Штумф В.О. Роль понимания обмана в формировании представлений и реализации здорового образа жизни у часто болеющих детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук. Красноярск, 2012. 243 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.