Научная статья на тему 'Модель медико-социально-психологического сопровождения семей с часто болеющими детьми'

Модель медико-социально-психологического сопровождения семей с часто болеющими детьми Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
442
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТО БОЛЕЮЩИЙ РЕБЕНОК / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / СОМАТИЧЕСКИЙ СТАТУС / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / БИОПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / RECURRENT RESPIRATORY INFECTION CHILD / MORBIDITY / SOMATIC STATUS / SOCIAL SITUATION OF DEVELOPMENT / PARENTAL ATTITUDE / MEDICAL / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT / BIOPSYCHOSOCIAL APPROACH / HEALTHY LIFESTYLE / PARENT-CHILD RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Арамачева Людмила Викторовна, Дубовик Евгения Юрьевна

В статье рассматривается проблема медико-социально-психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста, имеющих соматический статус «часто болеющий ребенок». Приведены результаты исследования психологических особенностей и социальной ситуации развития часто болеющих детей. Предложена модель медико-социально-психологического сопровождения семей с часто болеющими детьми, направленная на оптимизацию их социальной ситуации развития и соматического статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Арамачева Людмила Викторовна, Дубовик Евгения Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF MEDICAL, SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR FAMILIES WITH SICKLY CHILDREN

The article deals with the problem of medical, social and psychological support of over-fives with a somatic status Recurrent respiratory infection child. The article also presents the results of the research of the psychological features and social situation of development of sickly children. Besides, it proposes the model of medical, social and psychological support for families with sickly children aimed at improving their social situation of development and the somatic status.

Текст научной работы на тему «Модель медико-социально-психологического сопровождения семей с часто болеющими детьми»

МОДЕЛЬ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ С ЧАСТО БОЛЕЮЩИМИ ДЕТЬМИ

THE MODEL OF MEDICAL, SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR FAMILIES WITH SICKLY CHILDREN

Л.В. Арамачева, Е.Ю. Дубовик

L.V. Aramacheva, E.Yu. Dubovik

Часто болеющий ребенок, заболеваемость, соматический статус, социальная ситуация развития, родительское отношение, медико-социально-психологическое сопровождение, биопсихосоциальный подход, здоровый образ жизни, детско-родительские отношения. В статье рассматривается проблема медико-социально-психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста, имеющих соматический статус «часто болеющий ребенок». Приведены результаты исследования психологических особенностей и социальной ситуации развития часто болеющих детей. Предложена модель медико-социально-психологического сопровождения семей с часто болеющими детьми, направленная на оптимизацию их социальной ситуации развития и соматического статуса.

Recurrent respiratory infection child, morbidity, somatic status, social situation of development, parental attitude, medical, social and psychological support, biopsychosocial approach, healthy lifestyle, parent-child relationship. The article deals with the problem of medical, social and psychological support of over-fives with a somatic status Recurrent respiratory infection child. The article also presents the results of the research of the psychological features and social situation of development of sickly children. Besides, it proposes the model of medical, social and psychological support for families with sickly children aimed at improving their social situation of development and the somatic status.

За последние годы в России четко обозначились негативные тенденции, вызывающие значительную тревогу экспертов в области детского здоровья. Высокий уровень детской заболеваемости и, как следствие, увеличение числа детей, имеющих соматический статус «часто болеющий ребенок», является актуальной медико-социально-психологической проблемой. Категорию часто болеющих детей составляют преимущественно дети дошкольного возраста, которые болеют различными респираторными заболеваниями более четырех раз в году. При этом частота заболеваний детей составляет от 40 до 68 % от общего количества обращений пациентов за помощью к врачам-педиатрам.

Работы В.В, Николаевой, Г.А. Ариной, В.А. Ковалевского доказали, что для часто болеющихде-тей характерна качественно иная по сравнению

со здоровыми сверстниками особая социальная ситуация развития, которая может определяться ограничением внутренней и внешней активности ребенка, прерывистостью его социальных отношений вне семьи, т.е. дефицитарными условиями развития личности. При этом особую значимость приобретает изучение родительского отношения к часто болеющим детям (Г.Г. Вылегжа-нина, Л.В. Доманецкая, Е.Ю. Дубовик, Ж.Г. Дуска-зиева, Е.В. Котова и др.), поскольку именно родители в сложившихся условиях становятся наиболее стабильными и гарантированными социальными партнерами ребенка. Специфика родительского отношения к часто болеющему ребенку может стать пусковым механизмом формирования деформаций в его психическом и личностном развитии, а также причиной дальнейших нарушений соматического статуса ребенка [Ковалевский, Груздева, 2009, с. 9].

Л.В, АРАМАЧЕВА, Е.Ю. ДУБОВИК. МОДЕЛЬ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ

С ЧАСТО БОЛЕЮЩИМИ ДЕТЬМИ

Анализ литературы показал, что часто болеющие дети могут иметь ряд особенностей, дезадаптирующих их и, как следствие, провоцирующих рецидивы болезни: чрезмерная зависимость от взрослого, высокий уровень тревожности, психологическая инфантильность, трудности в реализации способов и средств общения с окружающими [Николаева, 1992, с. 44].

Нами было осуществлено исследование особенностей родительского отношения к часто болеющим детям старшего дошкольного возраста. Эмпирическая работа проводилась на базе дошкольных образовательных учреждений г. Красноярска. В исследовании принимали участие 120 детей старшего дошкольного возраста, в том числе: 60 часто болеющих детей старшего дошкольного возраста (дети со второй или третьей группой здоровья, имеющие в анамнезе заболевания органов дыхания, острые респираторно-вирусные инфекции,

100 -,

80 -

60 -

Т С до ё!

□ чвд

□ Здор

О.

и

острые респираторные заболевания 4-6 раз в году); 60 здоровых детей старшего дошкольного возраста (дети с первой группой здоровья); 120 матерей и 120 отцов.

В состав эмпирического инструментария для проведения исследования вошли: тест-опросник родительского отношения, разработанный А.Я. Варга, В.В. Сталиным; опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия Е.И. Захаровой. Статистическая обработка данных осуществлялась посредством проверки равенства средних значений в двух выборках по критерию (1) Стьюдента.

В ходе исследования установлено, что для родителей часто болеющих детей характерны достоверно более выраженные показатели неэффективного отношения к ребенку (по шкалам принятие-отвержение, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, «маленький неудачник»), чем для родителей здоровых детей (рис.).

■е-

5 С.

Я

С.

и

100 80 60 = 40 -

~ 20 О

□ чвд

□ Здор

Типы родительского (материнского) отношения к детям

*р<0,05; **р<0,01

Типы родительского (отцовского) отношения к детям

Рис. Статистическое сравнение показателей выраженности типов родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста (методика А.Я. Варги, В.В. Сталина)

На основании анализа количественных и качественных данных выявлено: преобладающим (р<0,05; р<0,01) типом материнского отношения к часто болеющим детям является симбиоз. Указанный тип родительского отношения характеризуется тем, что мать, ощущая себя с ребенком единым целым, стремится сделать его полностью зависимым от себя, максимально контролировать. Превалирующими типами отцовского

отношения к часто болеющим детям являются авторитарная гиперсоциализация и «маленький неудачник» (р<0,05; р<0,01). Так, отцы в большинстве случаев воспринимают часто болеющего ребенка как личностно и социально несостоятельного, видят его более младшим по сравнению с реальным возрастом и, как следствие, осуществляют строгий контроль любых его действий. Полученные результаты позволяют сделать выводы:

да и £

I

о

с да

о

и. О К

Э

ш да н и

а,

£

м н К и

ри

И

да К

и ^ о о с ь. о9

и

О О

я

§

ы

1-4

<с а

И

с

к

н

и

И

ее

с одной стороны, о неэффективности родительского отношения к часто болеющему ребенку, с другой - об амбивалентности материнского и отцовского отношения к данной категории детей.

Матерям здоровых дошкольников более свойственно (р<0,05; р<0,01) отношение к ребенку по типу кооперация. При этом родитель обладает общей положительной установкой по отношению к ребенку, принимает его, старается быть с ним на равных, что говорит об эффективности материнского отношения к здоровым детям. Преобладающим типом отцовского отношения к здоровым детям (р<0,05) определена авторитарная гиперсоциализация, характеризующаяся дирек-тивностью в общении с ребенком и стремлением к строгому контролю его поведения. Полученные результаты можно объяснить тем, что отец, играя роль «мостика» между узким семейным окружением и внесемейным миром, как правило, предъявляет высокие социальные требования к ребенку и строго контролирует активность последнего.

Выявленная специфика материнского и отцовского отношения к детям дополнена исследованиями особенностей эмоционального взаимодействия родителей с детьми.

Так, на основании анализа выраженности характеристик эмоционального взаимодействия родителей и детей по параметру чувствительность установлено: способность воспринимать и понимать причины состояния ребенка у матерей и отцов часто болеющих детей достоверно ниже (р<0,05), чем у родителей их здоровых сверстников. Показатель эмоциональное принятие, отражающий эмоциональный фон взаимодействия с ребенком, также демонстрирует достоверно более низкие результаты у матерей и отцов часто болеющих дошкольников (р<0,05) в сравнении с результатами родителей здоровых детей. Показатель поведенческие проявления, выражающийся в умении матерей и отцов адекватно воздействовать на эмоциональное состояние ребенка, достоверно более ярко выражен (р<0,05) у родителей здоровых дошкольников, чем у родителей часто болеющих детей.

Таким образом, для матерей и отцов часто болеющих детей характерно сниженное

проявление показателей эмоционального взаимодействия с ребенком в сравнении с родителями здоровых детей, следовательно, эмоциональная сфера взаимоотношений родителей с соматически больными детьми нарушена.

Полученные результаты можно объяснить с позиции приобретения болезнью ребенка роли смысловой регуляции внутрисемейных отношений. Родители, с одной стороны, уделяют ребенку крайне много времени, сил, внимания, его воспитание становится центральным делом их жизни, с другой - игнорируют собственную активность ребенка, стремятся полностью контролировать его, что, в свою очередь, может негативно повлиять на его соматический статус. Болезнь становится психологически выгодной ребенку, поскольку позволяет ему получать дополнительную ласку и внимание со стороны матери. Она выгодна также и матери, которая стремится к тому, чтобы ребенок оставался слабым и зависимым. В данном случае образуется устойчивая триада «мать - болезнь - ребенок», в которой болезнь - средство сохранения симбиоза между матерью и ребенком. Возникшая триада устойчива. Болезнь может приобрести характер хронического течения с постоянной симптоматикой. Отца, как правило, отстраненного от воспитания ребенка, такое положение часто устраивает. Если болезнь исчезнет, возможны внутрисемейные конфликты, грозящие распадом всей семейной структуры в целом [Дусказиева, 2010].

На основе биопсихосоциального подхода оказания медицинской помощи, предполагающего учет биологических (генетических, физиологических, и др.), психологических (включающих эмоции и поведение человека) и социальных факторов (социальное микроокружение), нами была разработана модель медико-социально-психологического сопровождения семей с часто болеющими детьми.

Под моделью процесса в науке подразумевают характеризующую его последовательность этапов работы, совокупность процедур и привлекаемых средств, а также особенностей функционирования перечисленной системы элементов в их взаимосвязи.

Л.В. АРАМАЧЕВА, Е.Ю. ДУБОВИК. МОДЕЛЬ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ

С ЧАСТО БОЛЕЮЩИМИ ДЕТЬМИ

Основным содержанием модели медико-социально-психологического сопровождения семей, воспитывающих часто болеющих детей, мы определили оптимизацию родительского отношения к ребенку как фактор улучшения его соматического статуса.

Указанная система работы осуществлялась в отношении родителей (матерей и отцов) часто болеющих детей старшего дошкольного возраста с целью оптимизации родительского отношения посредством повышения их компетентности в вопросах относительно специфики соматического состояния и психологических особенностей часто болеющего ребенка, социальной ситуации его развития за счет формирования позиции «безусловного принятия» по отношению к ребенку; построения системы взаимоотношений с ним на основе равноправия и партнерства, а также установки семьи на здоровый образ жизни. При этом предполагалось, что оптимизация родительского отношения к часто болеющим детям улучшит их соматический статус.

Разработанная модель медико-социально-психологического сопровождения семей включила идеи клиент-центрированного подхода к психологическому консультированию родителей и детей, ориентированного на принятие ребенка, признание самоценности его личности, выдвигающего в качестве базовой стратегии сотрудничество участников в процессе групповой работы. Система работы осуществлялась через проведение циклов тренинговых занятий с участием родителей (с целью оптимизации родительского отношения к часто болеющему ребенку); детско-родительских пар (с целью установления оптимальных (эффективных) взаимоотношений между родителями и детьми, формирования установки в семье на здоровый образ жизни). Занятия проводились в форме тренинга - «кратковременной формы интенсивного активного социально-психологического обучения, результатом которого является освоение участниками группы значимых для них форм социального поведения» [Доманецкая, 20116, с. 29]. Мероприятия осуществлялись в течение 6 ме-

сяцев (ноябрь - апрель) с периодичностью: в родительской группе - 1 раз в месяц, в детско-родительской группе - 1 раз в неделю. Длительность каждого занятия в родительской группе составляла 1,5 ч в детско-родительской - 30 мин.

Этапами реализации модели определены следующие: диагностический (диагностика общения и взаимоотношений родителей и детей); организационный (создание родительской и детско-родительской тренинговых групп); развивающий (проведение специально организованных занятий в группах); аналитический (оценка эффективности проведенной работы).

Для выявления эффективности работы в группе часто болеющих детей была выделена контрольная выборка испытуемых из числа детей, чьи родители посещали групповые занятия нерегулярно (1 раз в 2-3 месяца). При этом экспериментальную выборку составили 42 родительские пары с часто болеющими детьми; контрольную - 12.

При контрольном замере особенностей родительского (материнского и отцовского) отношения к часто болеющим детям старшего дошкольного возраста выявлены достоверные различия (р<0,05; р<0,01) в выраженности типов родительского отношения к детям. Так, матерям и отцам детей экспериментальной группы стал достоверно более свойственен эффективный тип родительского отношения кооперация, в то время как для матерей и отцов детей контрольной выборки по-прежнему в большей степени (р<0,05) характерен соответственно симбиоти-ческий и гиперсоциализирующий типы отношения к ребенку, относящиеся к неэффективным типам родительского отношения.

Осуществленный контроль состояния соматического здоровья детей в течение полугода после реализации работы позволил выявить следующие изменения. Частота заболеваемости детей значительно снизилась: 48 % детей в течение года не болели совсем; 32 % детей болели значительно реже, и заболевания протекали в легкой форме (сокращалась длительность заболевания до 3-5 дней, не возникало осложнений в виде бронхита, отита и пр.).

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

н и

щ м

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что целенаправленное медико-социально-психологическое сопровождение семей, воспитывающих часто болеющих детей, обеспечивающее оптимизацию родительского отношения к ребенку, позволяет улучшить его соматический статус. При этом семейными ресурсами, позволяющими запустить саногенные механизмы, повышающие сопротивляемость ребенка развитию болезни, определены: переоценка родителями образа ребенка и себя как родителя, установление положительного эмоционального фона взаимодействия с ребенком, оптимизация способов поддержания контакта с ним, соблюдение членами семьи здорового образа жизни.

Библиографический список

1. Арина Г.А., Коваленко H.A. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья. 2007. № 1. С. 24-29.

2. Вербианова О.М. Развитие способности к саморегуляции детей дошкольного возраста в социальном пространстве семьи // Вестник КГПУ. 2015. № 2 (32). С. 184-188.

3. Вылегжанина Г.Г., Ковалевский В.А. Влияние родительского отношения на мотивацию часто болеющего ребенка дошкольного возраста к разным видам деятельности: основные подходы и методы изучения // Вестник КГПУ. 2006. № 3 (1). С. 108-113.

4. Доманецкая Л.В. Особенности общения с родителями часто болеющих детей старшего дошкольного возраста // Сибирский вестник специального образования. 2011а. № 1(3). С. 47-53.

5. Доманецкая Л.В. Особенности общения часто болеющего ребенка старшего дошколь-

ного возраста с родителями как условие улучшения его соматического статуса // Медицинская психология в России. 20116. № 4. С. 25-31.

6. Дубовик Е.Ю., Ковалевский В.А. Влияние типа родительского отношения на уровень тревожности часто болеющего ребенка дошкольного возраста // Медицинская психология в России. 2012. № 1. С. 10-16.

7. Дубовик Е.Ю. Особенности проявления тревожности в детско-родительских взаимоотношениях соматически больного ребенка дошкольного возраста // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004. С. 24-27.

8. Дусказиева Ж.Г. Влияние родительского отношения на развитие психосоматической патологии у детей // Медицинская психология в России. 2010. № 3 (4). URL: http://www. medpsy.ru/mprj7archiv_global/2010_3_4/ nomer/nomerl5.php

9. Ковалевский В.А., Груздева О.В. Соматически больной ребенок дошкольного возраста: специфика социально-психологического развития // Медицинская психология в России. 2009. № 1. С. 9-15.

10. Котова Е.В. Особенности родительского отношения к соматически больным детям старшего дошкольного возраста (на примере часто болеющих детей и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата): дис. ...канд. психол. наук. Казань: КГУ, 2003. 23 с.

11. Николаева В.В. Личность в условиях хронического соматического заболевания: авто-реф. дис. ...д-ра психол. наук. М., 1992. 48 с.

12. Marks D.F. Health Psychology: Theory, Research and Practice. London, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.