Научная статья на тему 'Возможности формирования ортобиоза у часто болеющих старших дошкольников'

Возможности формирования ортобиоза у часто болеющих старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
166
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТО БОЛЕЮЩИЙ СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК / ОРТОБИОЗ / КОГНИТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ / ПОНИМАНИЕ ОБМАНА / МАТЕРИНСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / RR I SENIOR PRESCHOOLERS / COGNITIVE ABILITY / UNDERSTANDING OF DECEPTION / MATERNAL ATTITUDE / ORTHOBIOSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Штумф Валентина Оскаровна

В статье представлены содержание и результаты эксперимента по формированию ортобиоза у часто болеющих старших дошкольников. Описано содержание коррекционных мероприятий с родителями и детьми. Приведены данные по материнскому отношению и представлениям об ортобиозе до и после формирующих воздействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF FORMATION OF ORTHOBIOSIS IN RRI SENIOR PRESCHOOLERS

The article presents the content and results of the experiment on the formation of orthobiosis in RRI senior preschoolers. It describes the content of corrective actions with participation of parents and children. Besides, it gives the data on maternal attitude and notions about orthobiosis before and after forming impacts.

Текст научной работы на тему «Возможности формирования ортобиоза у часто болеющих старших дошкольников»

# АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ, Психология

ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ 0РТ0БИ03А У ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

POSSIBILITIES OF FORMATION OF ORTHOBIOSIS IN RRI SENIOR PRESCHOOLERS

B.O. Штумф V.O. Shtumf

Часто болеющий старший дошкольник, ортобиоз, когнитивная способность, понимание обмана, материнское отношение.

В статье представлены содержание и результаты эксперимента поформированиюортобиозаучасто болеющих старших дошкольников. Описано содержание коррекцион-ных мероприятий с родителями и детьми. Приведены данные по материнскому отношению и представлениям об ортобиозе до и после формирующих воздействий.

RRI senior preschoolers, orthobiosis, cognitive ability, understanding of deception, maternal attitude. The article presents the content and results of the experiment on the formation of orthobiosis in RRI senior preschoolers. It describes the content of corrective actions with participation of parents and children. Besides, it gives the data on maternal attitude and notions about orthobiosis before and after forming impacts.

Формирование и реализация гражданами России здорового образа жизни являются важными приоритетами в системе государственных и общественных мер, включённых в Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).

Ортобиоз, или здоровый образ жизни (ЗОЖ), включает в себя типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека - труд, нормальный сон, положительное эмоциональное состояние, оптимизм, рациональное питание, соблюдение режима, закаливание, физические упражнения, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая успешное выполнение социальных и профессиональных функций, независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. Целью ортобиоза всегда выступает научение человека правильному и безошибочному выбору в любой ситуации исключительно полезного, содействующего здоровью и отказ от всего вредного (И.И. Мечников, 1903, Ю.П. Лисицын, 1986,

Н.М. Амосов, 1987, В.Е. Апарин, 2001, P.A. Захарова, 1999,0.В. Груздева, 2003) [Штумф, 2011; 2012].

Особая социальная ситуация развития часто болеющих детей (ЧБД) включает в себя недостаточные представления родителей, а следовательно, и ребенка об ортобиозе, ограничение условий его когнитивного развития, а вместе с ним и развития интеллектуального компонента внутренней картины болезни. Вышеперечисленное неблагоприятно сказывается на физическом и психологическом здоровье часто болеющего ребенка, ограничивая его возможности в преодолении болезни и обосновывая необходимость поиска возможностей формирования ортобиоза [Груздева, 2004; Ковалевский, 1997; Штумф, 2011; 2012].

Объектом данного исследования выступили часто болеющие старшие дошкольники. Цель исследования заключалась в формировании ортобиоза у часто болеющих старших дошкольников. Гипотезой исследования выступило предположение о том, что испытываемые ЧБД старшего дошкольного возраста когнитивные трудности (на примере понимания обмана) при своевременной коррекции посредством соответствующего материнского отношения во многом

В.О. ШТУМФ. ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРТОБИОЗАУ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

определяют их представления о ЗОЖ и его реализацию.

Формирующий эксперимент проводился в 2007-2010 гг. на базах МБДОУ № 139, 142, 211 и 295 г. Красноярска. В нем приняли участие 60 ЧБД старшего дошкольного возраста и их матери.

На первом этапе в течение полутора месяцев в рамках поставленных задач были реализованы лекции, семинары и индивидуальные консультации. Их содержание включало:

- расширение знаний педагогов о возрастных особенностях понимания обмана ЧБД, знакомство с методами повышения эффективности родительского отношения к ребенку, расширение представлений о ЗОЖ и его значимости;

- формирование у родителей знаний о психолого-педагогических особенностях ЧБД, особенностях понимания детьми обмана, эффективном типе родительского отношения с формированием собственного эффективного;

- оптимизацию факторов ЗОЖ и формирование адекватных психологических приемов преодоления болезни;

- улучшение когнитивной способности детей через оптимизацию родительского отношения к ребенку в условиях дошкольного учреждения и в домашней обстановке.

На втором этапе в течение двух с половиной месяцев единожды в неделю в условиях дошкольного образовательного учреждения проводились:

- занятия с матерями и детьми по гармонизации детско-родительских отношений, повышению их эффективности по программе И.М. Марковской; одновременно осуществлялись индивидуальные занятия родителей с детьми в домашних условиях;

- работа по осознанию ребенком и матерью состояния болезни на интеллектуальном, эмоциональном и мотивационном уровнях. С детьми были использованы: рассказы, сказки, викторины на оздоровительную и спортивную тематику; конкурсы рисунков; ролевые и сюжетные игры; спектакли и театрализованные представления; беседы просветительского характера. Работа с матерями включала в себя: практикумы

по закаливанию; семинары по основам безопасности жизнедеятельности ребенка в условиях семьи; организацию режима дня и сбалансированного питания детей; встречи с представителями детского здравоохранения и спорта; практикумы по физкультуре и организации режима двигательной активности ребенка в семье [Штумф, 2011; 2012].

Сравнительный анализ результатов до и после формирующих мероприятий с использованием ^критерия Стьюдента показал наличие достоверных различий между материнским отношением к ЧБД до и после формирующих мероприятий по характеристикам: «эмоциональное отвержение» (р<0,001), «авторитарная гиперсоциализация» (р<0,0001), «симбиоз» (р<0,0001), «маленький неудачник» (р<0,0001) и, что наиболее значимо, «кооперация» (р<0,0001). В реальной жизни изменения проявились: большим эмоциональным принятием детей, появлением большей оптимистичности в оценке их способностей и возможностей, меньшей дистанцией в отношениях между родителями и ребенком, меньшими ограничениями и контролем часто болеющих старших дошкольников, верой в их способности, а также стремлением к объединению совместных усилий, помощи и поддержке в сложных ситуациях.

Также было изучено представление матерей и детей о ЗОЖ (рис.). Результаты формирующего эксперимента показали, что улучшилось идеальное представление матерей о факторах ЗОЖ (р<0,05), выросли показатели реального соблюдения этих факторов в жизни (р<0,05), увеличилось количество семей, соблюдающих ЗОЖ (р<0,01). Улучшилось идеальное представление самих детей о здоровом ребенке (р<0,001), выросли показатели реального соблюдения факторов ЗОЖ часто болеющими детьми (р<0,001). Это проявилось увеличением количества выборов детьми таких критериев, как: «я много гуляю, бегаю, прыгаю», «я всегда хорошо сплю и ночью, и днем», «я спокоен в любых ситуациях», «у меня всегда хорошее настроение», «я много играю», «я самостоятельный», «я имею хорошие отношения с родителями и братьями-сестрами».

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

н и

щ м

»АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ. Психология

Представление об ортобиозе у ЧБД и их матерей до и после формирующих воздействий

70 60 50 40 30 20 10 0

-11,33-12,52

10,58-И^5-

■ г

-10,17-12,63

9,28 11 '03

"6ХГ~60~БТГ

И

Идеальное представление

Реальное соблюдение

Параметры ортобиоза

Соблюдение здорового образа жизни

И Матери ЧБД (до)

□ Матери ЧБД (после) ■ ЧБД (до)

□ ЧБД (после)

Рис. Выраженность представлений об ортобиозе у матерей часто болеющих старших дошкольников и самих детей до и после формирующего эксперимента по методике Р.А. Захаровой и анкете для детей на ее основе

Отсроченный контроль за частотой соматических заболеваний детей (спустя 12 месяцев от окончания формирующих мероприятий) показал снижение частоты заболеваемости детей, подвергшихся формирующему эксперименту. Наблюдалось значительное снижение частоты заболеваемости - 41,7 % детей совсем не болели в течение года, 38,3 % детей - болели значительно реже, их заболевания протекали в более легкой форме.

В целом, можно констатировать, что осуществленная коррекционная деятельность позволила достичь повышения эффективности материнского отношения, расширения представлений матерей и детей о ЗОЖ и увеличения количества семей, соблюдающих ЗОЖ [Штумф, 2010; 2011; 2012].

Результаты исследования показали, что внедрение коррекционно-развивающей программы, основанной на базовых положениях биопсихосоционоэтической модели развития человека посредством повышения эффективности материнского отношения и расширения представлений матерей и детей о ЗОЖ, обусловливает положительные изменения когнитивных способностей детей (на примере понимания обмана), а в целом влечет за собой расширение представлений и реальное соблюдение детьми ЗОЖ, а также положительно влияет на соматический статус детей.

Библиографический список

1. Груздева О.В. Социальные и биологические детерминанты личностного развития соматически больных детей дошкольного возраста (на примере часто болеющих детей и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) // Развитие личности больного ребенка: сб. ст. Красноярск: РИО КГПУ, 2004. С. 12-21.

2. Ковалевский В.А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка. Красноярск, 1997.122 с,

3. Штумф В,О. Роль когнитивной способности в формировании ортобиоза у часто болеющих старших дошкольников. URL: http://www.mprj.ru/ archiv_g!obal/2012_4_15/nomer/nomer05.php

4. Штумф В.О. Представления часто болеющих и здоровых старших дошкольников об ортобиозе как составляющей их образа Я // Психологическое сопровождение развития самосознания ребенка дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста: матер. XIII Всерос. науч.-практич. конф. педагогов, психологов. Красноярск, 15-16 февраля 2011 г.: в 2 т. /отв. ред. В.А. Ковалевский; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2011. Т. 2. С. 237-242.

5. Штумф В.О. Роль родительского отношения в формировании неадекватного понимания обмана часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2010. № 2. С. 136-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.