Научная статья на тему 'Особенности агрессивного поведения часто болеющих детей старшего дошколь ного возраста'

Особенности агрессивного поведения часто болеющих детей старшего дошколь ного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
376
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТО БОЛЕЮЩИЕ ДЕТИ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА / ТИПЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абраменко Оксана Борисовна

Статья посвящена особенностям родительского отношения, которые негативно сказываются на здоровье подрастающего поколения, мешают полноценному развитию личности ребенка. Особое внимание в работе уделяется качественным отличиям в проявлении агрессивности у категории часто болеющих и здоровых детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Абраменко Оксана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности агрессивного поведения часто болеющих детей старшего дошколь ного возраста»

Результаты использования данной методики подготовки каратистов, станут темой дальнейших наших статей, посвященных индивидуализации тренировочного процесса спортсменов, выступающих по правилам Всемирной Федерации Каратэ (\УКР).

Библиографический список

1. Резвнцкий, И. И. Философские основы теории индивидуальности [Текст] / И. И. Резвицкий - Л., 1975. - 175 с.

2. Ананьева, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьева — Л., 1969. - 136 с.

3. Мерлин, В. С. Психология индивидуальности [Текст] / В. С. Мерлин - М., 1996.-448 с.

4. Шеваидрин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности [Текст] / Н. И. Шевандрин — М., 1999. - 512 с.

УДК 371

Абраменко Оксана Борисовна

Старший преподаватель филиала Красноярского педагогического университета им. В, П. Астафьева, abramenko_o69@mail.ru, Железногорск

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Abramenko Oksana Borisovna

Senior teacher, post-graduate student of Krasnoy arsk State Teachers Training University, abramenko_o69@mail.ru, Zheleznogorsk

AGGRESSIVE BEHAVIOR OF FREQUENTLY ILL CHILDREN OF SENIOR PRE-SCHOOL AGE

Направление исследования, в рамках которого сформулирована тема диссертации является актуальной для психологии, ибо основана на объективных проблемах, вызванных нарушениями личностного развития в детском возрасте. Особое внимание в работе уделено часто болеющим детям. Это обусловлено тем, что наблюдается увеличение детской заболеваемости, и, как следствие, возникает проблема развития личности соматически больных детей. В письме Минздравсоцразвития России от 29 мая 2009 г. указывается, что за 5 лет заболеваемость детей в возрасте до 15 лет увеличилась на 11%.

В общей структуре заболеваемости детей дошкольного возраста преобладают болезни органов дыхания (бронхиты, ОРЗ, ОРВИ и др.), отмечаются болезни органов пищеварения (гастриты, панкреатиты и др.), инфекционные и паразитарные заболевания, психоэмоциональные расстройства.

Социальная ситуация развития больного ребенка является качественно иной по сравнению с социальной ситуацией развития его здорового сверстника. Характеризуясь дефипитарностью, она оказывает влияние на ход познавательного и личностного развития ребенка, а также способствует формированию определенных типов родительского отношения (В. В. Николаева, 1994; Г. А. Арина, Н. А. Коваленко, 1995; А. А. Михеева, 1999; Е. В. Котова, 2004 и др.). Важность и необходимость изучения соматически больного ребенка через исследование социальной ситуации его развития, подтверждают многие ученые (Г. А. Арина и Н. А. Коваленко, 1995; Б. С. Братусь, 1988; Б. В. Зейгарник, 1998; В. А. Ковалевский, 1997; В. В. Николаева, 1987; А. Ш. Тхостов и Г. А. Арина, 1991 и др.)

Часто болеющие дети лишаются нормального общения со сверстниками, их жизнь замыкается внутри семьи [1]. Следствие искусственно зауженного круга общения проявляется в неумении налаживать контакты со взрослыми и сверстниками, замкнутости или агрессивности, что создает немало трудностей в контактах со сверстниками и взрослыми, ограничивая возможности психического и физического развития ребенка (JI. И. Божович, 1968; Е. Савина, Н. Шанина 1996; Е. В. Котова, 2004). По мнению И. Г. Гагаркиной (2006), микросоциальные факторы, которые провоцируют ухудшение здоровья детей, могут способствовать проявлению у таких детей недисциплинированности, низкой эмоциональной устойчивости, ярко выраженной самозащите, проявлению агрессивных тенденций.

В связи с тем, что на сегодняшний день не достаточно изучена агрессивность соматически больного ребенка, проблемой данного исследования является влияние родительского отношения на агрессивность часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.

Анализ исследования по проблеме агрессивности позволяет выделить основные факторы, способствующие формированию агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста: увиденные, лично пережитые реальные сцены насилия; наблюдение агрессии, подавление актуальных потребностей; неудовлетворенность общением со взрослыми и сверстниками; неудовлетворенность в признании.

В социальном подходе возникновение агрессии формируется при нарушенном родительском отношении. Многие психологи (М. Мид, 1968; К. Хорни, 1974; Р. Р. Сирс, Е. Е. Маккоби, К. Левин, 1992; Т. К. Craig, 1993 А. С. Спиваковская, 1981; А. Н. Прихожан, Н. Н. Толстых, 1982; А. Я, Варга, 1987; Е. Т. Соколова, В. В. Николаева, 1995; В. И. Брутман, М. С. Ра-дионова, 1997; Г. Г. Филиппова, 2001; Е. В. Котова, 2004 и др.) отмечают, что наиболее патогенным (фрустрирующим базовые потребности возраста в присоединении и поддержке) оказывает влияние нарушенного родитель-

ского (материнского) отношения в раннем и дошкольном возрасте. Полученные результаты но выявлению особенностей родительского отношения к часто болеющему ребенку старшего дошкольного возраста показали, что преобладающим типом неэффективного (нарушенного) родительского отношения является потворствующая гиперпротекция (27,7%), эмоциональное отвержение (30%) и повышенная моральная ответственность (22,5%).

Исследование особенностей проявлений агрессивности часто болеющими детьми происходило путем определения у них наличного уровня агрессивности, выраженности признаков агрессии и оценке характера поведения детей в момент обследования. Диагностирование проводилось с помощью следующих методик: опросник Спилберга, диагностика А. Басса и А. Дар-ки, рисуночная методика «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бэнс, С. Кауфман, А. Л. Венгер, 2001). Исследование особенностей родительского отношения к часто болеющим детям дошкольного возраста происходило путем определения эмоционального благополучия ребенка в семье и определения родительского отношения к часто, болеющему ребенку дошкольного возраста. С этой целью были использованы следующие методики: рисуночная методика «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бэнс, С. Кауфман, А. Л. Венгер, 2001), тест-опросник «Анализ семейного воспитания» (Э. Г. Эйдемиллер), Исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

Обобщая результаты, полученные в ходе изучения особенностей проявления агрессивности часто болеющими и здоровыми детьми старшего дошкольного возраста, особенности родительского отношения к ним в полной и неполной семье, мы констатируем:

1) Исследование не выявило достоверных различий в уровнях проявления агрессивности в контрольной и экспериментальной группах детей. Статистический анализ полученных результатов показал, что не существует достоверных различий.

2) Анализ полученных результатов выявил качественные отличия в проявлениях агрессивности часто болеющих и здоровых детей. Агрессивность часто болеющих детей проявляется в следующих формах: аутоагрессия (агрессия направленная на самого себя); агрессия как темперамент, агрессия как состояние; вербальная агрессия; косвенная агрессия; обида; негативизм; чувство вины. Методики констатировали у здоровых детей следующие формы агрессии: агрессия как черта.характера; физическая агрессия; негативизм; вербальная агрессия.

Рисуночная методика позволяет констатировать факт наличия неблагоприятной эмоциональной атмосферы в семьях часто болеющих детей. Рисунки детей позволили выявить, что 70% часто болеющих и 25% здоровых детей испытывают эмоциональное неблагополучие в семье.

3) Для более объективного обследования по выявлению наличия агрессивности у детей старшего дошкольного возраста был проведен опрос педагогов - воспитателей. Опрос позволил увидеть различия в формах про-

явления агрессий детей. Так у часто болеющих детей агрессивность выражается в том, что они отказываются выполнять правила, перекладывают вину на других, чрезмерной чувствительности к оценкам окружающих, зависти. Формы проявления агрессивности здоровых детей в следующем: потеря контроля над собой, специальное раздражение окружающих, споры со сверстниками, сквернословие, отказ выполнять просьбы взрослых.

3) Анкетирование, проведенное с педагогами - воспитателями также позволяет сделать исследование более объективным. Часто болеющие дети проявляют чрезмерное настаивание на своем; желание мстить; неприятие шуток в свой адрес; обвинении окружающих в своих неудачах; желание общаться с более слабыми детьми; неудачи в результатах деятельности вызывают раздражение; не считаются со сверстниками. Агрессивные формы здоровых детей имеют отличие: ругаются без всякой причины; желание выделиться, сделать что-либо шокирующее; восприятие себя как самостоятельного и решительного; стремление быть всегда первым, командовать, подчинять себе других; участие в драках; уверенность, что любую деятельность выполнит лучше других.

Таким образом, результаты исследования показали, что эмоциональное неблагополучие часто болеющих детей способствует формированию агрессивных тенденций, обусловлено особой ситуацией их развития, особенностями нарушенного (неэффективного) родительского отношения, характером взаимоотношений с родителями, особенностями личности детей (раздражительность, чувство вины, чувствительность к оценкам окружающих, негативизм и др.). Важными условиями здорового душевного развития соматически больного ребенка является эмоциональное тепло, которое выражается в любви к ребенку, созидания в нем уверенности в родительской любви и теплые отношения между родителями, их взаимное уважение и любовь друг к другу [б].

Экспериментально-психологическое исследование подтвердило взгляды ведущих психологов на то, что основополагающим фактором в формировании негативных тенденций развития личности ребенка является социальная ситуация развития, его ближайшее окружение, особенности отношения родителей к часто болеющему ребенку старшего дошкольного возраста. Частые внутрисемейные конфликты, недостаточный самоконтроль родителей, низкое материальное положение негативно отражаются на детско-родительских взаимоотношениях и создают неблагоприятную эмоциональную атмосферу для подрастающего поколения. Такие типы семейного воспитания как доминирующая гиперпротекция, жестокое обращение, эмоциональное отвержение, отсутствие полноценной родительской любви, непринятие ребенка таким, каков он есть формирует у ребенка чувство ненужности, покинутости способствуют формированию агрессивных форм поведения часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста.

Библиографический список

1. Арина, Г. А. Часто болеющие дети. Какие они? [Текст] / Г. А, Арина, Н. А. Коваленко // Школа здоровья. - 1995. - Т. 2. - № 3 С. 116—124.

2. Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи [Текст] / М. И. Буянов -М., 1988.207 с.

3. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин - Спб, 2003. с. 508.

4. Осницкий, А. К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся [Текст] / А. К, Осницкий //Вопросы психологии. І994. № 3. е 61—68.

5. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности [Текст] / А, А. Реан // Психологический журнал. 1996. — № 5. - С. 3-18, Лутоагрессиві[ый паттерн личности // Ананьевские чтения-98. СПб., 1998. - С. 52-54.

6. Славина, Л. С. Дети с аффективным поведением [Текст] / Л. С. Славина // Трудные дети. М. - Воронеж, 1998. с, 218.

7. Сниваковская, А. С. Психотерапия; игра, детство, семья. Том 2. [Текст] / -А. С, Спиваковская М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2000. -464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.