3. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях: методической пособие [Текст] / Под ред. Э. М. Казина. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2006. - 213 с.
УДК 159.922.762:616.89-008.453
Штумф Валентина Оскаровна
Старший преподаватель кафедры психологии детства Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, shtoumpf@rambler.ru, Красноярск
ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ ОБМАНА ЧАСТО БОЛЕЮЩИМИ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
Shtumf Valentina Oskarovna
Senior lecturer of chair of psychology of the childhood of Krasnoyarsk State Pedagogical University ofV. P. Astafyev, shtownpf@rambler.ru, Krasnoyarsk
INFLUENCE OF PARENTAL ATTITUDE ON PARTICULARITY UNDERSTANDING BY CASES OF FRAUD OF OFTEN BEING ILL OLDER PRESCHOOLERS
Обман является распространенным и специфическим феноменом социальной жизни. Понимание ребенком обмана отражает уровень его когнитивного развития и необходимо для его лучшей ориентации в окружающей действительности и адаптации к ней [1; 7].
В старшем дошкольном возрасте у ребенка активно идет процесс когнитивного развития (Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. С. Мухина, Е. А. Серги-енко). Развиваются все психические процессы, возникает и совершенствуется первая модель мира - система представлений об окружающей действительности, собственных возможностях и отношениях с другими. Наличие комплекса дезадаптирующих элементов, характерных для особой ситуации развития часто болеющего ребенка, как правило, неблагоприятно сказывается на физическом и психологическом здоровье ребенка, а вместе с ним и общества в целом [2; 4; 5].
Наиболее важным и значимым компонентом психологической помощи часто болеющим детям, по мнению Д. Н. Исаева, В. В. Николаевой и др., является позитивное изменение социальной ситуации развития ребенка, способствующей преодолению им ситуации болезни. Ряд исследователей (Г. А. Арина, Н. А. Коваленко, В. В. Николаева, А. А. Михеева, Е. О. Смирнова, С. М. Чечельницкая, В. Н. Касаткин, И. Г. Киян, И. В. Равич-Щербо,
ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ ...
А. Г. Румянцев) считают, что первостепенное значение в социальной ситуации развития часто болеющего ребенка имеет родительское отношение к нему, препятствующее преодолению болезни [2; 3; 4; 5].
До настоящего времени не был изучен вопрос об особенностях понимания обмана часто болеющим ребенком и о влиянии на это понимание социально-психологических характеристик семьи и в частности - родительского отношения. Недостаточно изученными являются возможности коррекции, направленной на формирование как эффективных детско-родительских отношений, так и гармоничной личности ребенка в целом, ориентированной на преодоление ситуации болезни.
С целью исследования особенностей родительского отношения и особенностей понимания обмана часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста были использованы следующие методы и методики:
- метод сбора эмпирических данных: медицинские карты и индивидуальные карты детей заявленных возрастных групп для оценки состояния здоровья (форма № 026/У);
- методики А. С. Герасимовой для изучения особенностей понимания детьми обмана: «Склонность к обману», «Опросник», «Распознавание обмана в разных областях»;
- тест-опросник родительского отношения А. Я. Варга - В. В. Столина;
- методы математической статистики: с целью сравнения независимых выборок - U-критерий Манна-Уитни, с целью расчета коэффициентов корреляции - r-Спирмена, с целью проведения факторного анализа - метод анализа главных компонент с последующим варимакс-вращением. Расчет статистических показателей выполнялся с привлечением компьютерной статистической программы Statgraphics Plus v. 2.1.
Исследование состояло из нескольких этапов.
На первом этапе происходило изучение особенностей понимания обмана часто болеющими и здоровыми детьми старшего дошкольного возраста по аспектам: возрастные особенности содержания понятий «обман», успешность распознавания и способы распознавания обмана детьми, условия применения разных признаков распознавания обмана, самостоятельное использование обмана.
На втором этапе - исследование социально-психологических характеристик семьи и родительского отношения к часто болеющим и здоровым детям старшего дошкольного возраста и их влияния на особенности понимания обмана детьми.
Последний этап позволил обобщить полученные результаты и сформулировать следующие выводы:
1. Особенности понимания обмана часто болеющими старшими дошкольниками проявляются: большими, чем у здоровых детей затруднениями, а также использованием меньшего количества синонимов при объяснении общей ситуации обмана (достоверные различия присутствуют на уровне 99% достоверности) и абстрактной ситуации обмана (на уровне 95%); боль-
шей выраженностью смешанной стратегии распознавания обмана в области эмоций (на уровне 95%) и стратегии принятия обмана за правду в области знаний (на уровне 99,9%); меньшей склонностью часто болеющих детей к обману в области намерений (на уровне 95%). Выявленные особенности понимания обмана отражают особенности социальной ситуации развития часто болеющего ребенка, которые характеризуются: дефицитарнос-тью общения детей со сверстниками, отсутствием условий для реализации игры как ведущего вида деятельности, ограниченностью общения кругом семьи, неблагоприятными личностными проявлениями родителей, наличием у них непродуктивных установок по отношению к ребенку и применением неэффективных стилей воспитания, а также тревожно-конфликтной психологической атмосферой в семье. Ряд отечественных исследователей (Г. А. Арина, Б. С. Братусь, В. Н. Касаткин, А. А. Михеева, В. А. Ковалевский, В. В. Николаева и др.) считают, что болезнь, независимо от ее нозологии, ставит ребенка в совершенно иную «особую» социальную ситуацию развития, сужает пространство возможной активности индивидуума, создает дефицитарные условия для развития его личности и может спровоцировать кризис психического развития, привести к появлению новообразований как нормального, так и патологического типа [2; 4; 5]. При этом важно помнить, что развитие соматически больного ребенка не является замедленным, а является качественно иным [2].
2. Родительское отношение к часто болеющим и здоровым детям статистически достоверно отличается по типу «авторитарная гиперсоциализация» (на уровне 95%), что в отношении к часто болеющим детям проявляется меньшей жесткостью к выполнению определенных взрослым требований и правил. Наиболее часто встречающимся типом родительского отношения к ребенку в семьях репрезентативных групп является «симбиоз», отражающий межличностную дистанцию в общении с ребенком, стремление удовлетворить все его желания и потребности и являющийся нормативным для данного возрастного периода.
3. При анализе корреляционных связей между пониманием часто болеющими старшими дошкольниками обмана и социально-психологическими характеристиками семьи, а также типами родительского отношения к детям были выявлены прямые корреляционные связи между:
- затруднениями детей в понимании обмана при его объяснении как общего понятия и типами родительского отношения «эмоциональное отвержение», «симбиоз»;
- затруднениями в абстрактном понимании обмана и «эмоциональным отвержением» к ребенку и полом ребенка;
- склонностью к обману в области намерений и типом родительского отношения «эмоциональное отвержение»;
- стратегией отрицания обмана в области знаний и возрастом родителя, уровнем его образования, характеристикой семьи, возрастом ребенка;
ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ ...
- трудностями распознавания обмана в области основных и дополнительных эмоций и такими типами родительского отношения, как «эмоциональное отвержение», «маленький неудачник»;
- трудностями распознавания обмана в области дополнительных знаний и типами родительского отношения «эмоциональное отвержение», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник» по отношению к ребенку;
- использованием детьми синонимов, адекватной стратегией распознавания обмана в области эмоций и «кооперацией» во взаимодействии с ребенком.
Были выявлены отрицательные корреляционные связи между затруднениями детей в общем и абстрактном понимании обмана и возрастом детей.
Очевидно, что такие типы неэффективного родительского отношения, как «эмоциональное отвержение», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация» и «маленький неудачник» [6; 8] лишают детей важного «собственного» опыта взаимодействия с другими и выступают факторами риска, способными влиять на особенности общего и абстрактного понимания обмана детьми, их способности в распознавании обмана в разных областях.
4. Результаты факторного анализа покали, что родительское отношение вошло в первую пятерку факторов, берущих на себя 37,22% изменчивости выборочной совокупности и составляющих более всей ее трети; а уровень информативности фактора родительского отношения составляет 5,39% от общей суммарной дисперсии признаков, что позволяет считать родительское отношение основным фактором из поддающихся внешнему воздействию и в дальнейшем, позволяет положить возможность его изменения в основу коррекционной программы.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют разработать направления и способы коррекции, направленные на улучшение понимания часто болеющими детьми обмана через формирование эффективных детско-родительских отношений, что будет способствовать улучшению ориентации часто болеющих детей в окружающей действительности и лучшей адаптации к ней, а в целом - улучшению психосоматического статуса ребенка.
Результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки специалистов в вузах педагогического и психологического профиля, а также в программе институтов повышения квалификации работников образования и здравоохранения.
Библиографический список
1. Герасимова, А. С. Особенности понимания обмана детьми 5-11 лет и становление «модели психического» [Текст]: автореф. канд. психол. наук/А. С. Герасимова. - М.: РГБ, 2003. - 24 с.
2. Ковалевский, В. А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка [Текст] / В. А. Ковалевский - Красноярск: Изд-во КГПУ, 1997. - 122 с.
3. Михеева, А. А., Манелис Н. Г. Особенности детско-родительских отношений в семьях детей, страдающих бронхиальной астмой [Текст] / А. А. Михеева, Н. Г. Манелис // Школа здоровья. - 1995. - № 3. - С. 89-95.
4. Николаева, В. В. Влияние хронической болезни на психику [Текст] /
В. В. Николаева. - М., 1987. - 116 с.
5. Николаева, В. В. Личность в условиях хронического соматического заболевания [Текст]: автореф. дис. док. психол. наук / В. В. Николаева. - М., 1992. - 44 с.
6. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р. В. Овча-рова. - М.: Просвещение, 1996. - 352 с.
7. Сергиенко, Е. А., Лебедева Е. И. Понимание обмана детьми дошкольного возраста в норме и при аутизме [Текст] / Е. А. Сергиенко, Е. И. . Лебедева // Психологический журнал. - 2003. - № 4. - С. 54-65.
8. Спиваковская, А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватной родительской позиции [Текст] / А. С. Спиваковская // Семья и формирование личности / Под ред. А. А. Бодалева. - М., 1981. - С. 38 - 45.
УДК 796.853.27.015
Воронцов Виталий Владиславович
Преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания Уральского государственного университета физической культуры, \italiy_yoroncov@mail.ru, Челябинск
ПРОЯВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Vorontsov Vitaliy Vladislavovich
Lecturer of the Theory and Methods of Physical Education chair of the Ural State University of Physical Culture, vitaliy_voroncov@mail.ru, Chelyabinsk
MANIFESTATION OF INDIVIDUAL AND TYPOLOGICAL PERSONAL PECULIARITIES WITHIN SPORTIVE ACTIVITIES
Теоретической предпосылкой исследований проявлений индивидуальнотипологических особенностей личности в спортивной деятельности явилось выдвинутое Б. М. Тепловым положение о том, что «типы нервной системы должны рассматриваться не как разные степени совершенства нервной системы, а как типы, характеризующиеся разными способами уравновешивания организма со средой» [14].
Официальное начало исследований по данной проблеме в физическом воспитании, как отмечает Г.И. Мокеев с соавт. [9] положено, видимо, П. Ф. Лесгафтом, который еще в 1901 г. указывал на необходимость «при-