И.Д. ШМИТ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
I.D. SHMIT
РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ
PARENTAL UNIVERSAL LEARNING
ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ REMOTE FORMS OF WORK WITH PARENTS
Сведения об авторе. Шмит Ирина Дарый-ооловна - методист по воспитательной работе Федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения «Кызылское президентское кадетское училище» (г. Кызыл).
Аннотация. В статье представлен опыт организации онлайн-ма-рафона «Педагогика для родителей», который является нестандартной формой психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) кадет в виртуальном формате.
Ключевые слова: родительский всеобуч, мессенджеры, вебинары,
онлайн-марафон.
Information about the author. Irina Shmit - methodist for educational part of the Federal State Secondary Institution «Kyzyl President Cadet School» (Kyzyl).
Summary. The article presents the experience of organizing the online marathon «Pedagogy for parents», which is a non-standard form of psychological and pedagogical education of parents (legal representatives) cadet in virtual format.
Keywords: parental education, instant messengers, webinars, online marathon.
Успешное воспитание кадета, выполнение задач, стоящих перед довузовским общеобразовательным учреждением Министерства обороны Российской Федерации, во многом зависит от степени взаимодействия родителей (законных представителей) кадет с общеобразовательной организацией, от уровня педагогической культуры и характера деятельности родителей, поскольку семья является важнейшим институтом социализации личности ребёнка, в которой главную воспитывающую роль играют родители. Согласно новой парадигмы образования родители являются не только участниками образовательных отношений, но и участниками образовательного процесса, представляя при этом интересы обучающихся. Однако не все родители к этому готовы, посколь-
ку в современном обществе ещё не сформирован институт целенаправленной подготовки к ро-дительству, а ведущую роль по психолого-педагогическому просвещению родительской общественности, как и прежде, играют образовательные учреждения.
В свете задач, стоящих перед российским образованием на современном этапе общественного развития, системная и последовательная просветительская работа с родителями на всех этапах взросления ребёнка является не только актуальной, но и необходимой. Введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) придаёт этому направлению работы принципиально новую значимость, указывая на значимость информационного сопровождения и просвещения родителей (законных представителей).
Во исполнение Программы развития ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище» на 2020-2025 гг. «От успеха в училище - к успеху в жизни. Эффективность и качество» (проекта «Современный родитель. От информирования - к сотрудничеству») в училище разработана программа «Родительский всеобуч» (далее - Программа). Цель Программы родительского всеобуча состоит в повышении педагогической культуры и компетентности родителей (законных представителей) кадет в вопросах образования и воспитания для эффективного выполнения роли участника образовательных отношений.
Программа состоит из шести направлений:
- правовое направление (ознакомление родителей с нормативно-правовыми актами в части
[41
ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ 2022 №1 (34)
Рис. 1
образования и воспитания детей, с локальными актами училища);
- возрастная психология и физиология;
- здоровьесбережение кадет;
- профессиональное самоопределение кадет;
- педагогическая культура родителей;
- ИКТ-компетентность родителей.
Вопросы организации эффективного взаимодействия между образовательным учреждением и родителями всегда были и остаются актуальными. Идёт постоянная генерация инновационных идей и действенных методов психолого-педагогического просвещения родителей в соответствии с новыми вызовами времени и запросами общества и государства. Стоит учитывать и то, что в жизни современного человека закрепилась так называемая культура «дополненной реальности», когда параллельно с реальным миром существует виртуальный мир. Мы видим, как взаимодействие педагога с родителями переходит в цифровой формат.
Потребность во взаимообогащении и расширении образовательного дискурса в сфере семьи, родительства и образования в разных социо- и лингвокультурах обусловливает поиск актуального и эффективного цифрового инструментария, включая цифровые услуги и ресурсы, прямо или косвенно способствующего развитию родительских компетентностей в современном образовательном пространстве в информационную эпоху XXI века. Через общение в сети к реальным взаимным действиям - таков «месседж» современного цифрового образовательного пространства, содействующего поддержке современного родительства.
При этом нельзя не обратиться к таким понятиям, как виртуальная коммуникация и виртуальное взаимодействие. Виртуальная коммуникация - это общение с удалённым собеседником или группой партнёров, опосредованное компью-
тером и телекоммуникационными системами. Под виртуальным взаимодействием в образовательной среде понимается дополненное возможностями современных компьютерных и интернет-технологий взаимодействие между родителями и педагогами.
ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище» (далее - Кызылское ПКУ) является учебным заведением с круглосуточным пребыванием обучающихся. Многие родители проживают в других населённых пунктах, регионах, поэтому не имеют возможности лично присутствовать на родительских собраниях. Введение ограничительных мероприятий из-за распространения новой корона-вирусной инфекции СтсИ9 только
активизировало виртуальное взаимодействие с родителями.
Наиболее популярными и удобными формами виртуального взаимодействия педагога и родителей являются мессенджеры (Viber, WhatsApp) и вебинары при помощи программы Zoom или Skype.
По всем направлениям родительского всеобуча определены темы вебинаров. Однако, в рамках родительских собраний, проводимых через платформу Zoom, не представлялось возможным охватить все темы программы родительского всеобуча. В связи с этим возник вопрос об использовании других дистанционных форм работы с родителями.
В последнее время, особенно в периоды локдауна и самоизоля-
Рис. 2
ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ 2022 №1 (34)
ции, в социальных сетях стал очень популярным формат онлайн-ма-рафонов, которые проводятся бло-герами (врачами, психологами, педагогами, финансистами, тренерами и мн. др.). При этом все эти онлайн-марафоны сопровождаются яркими визуальными образами, мо-тивационным настроем, элементами соревновательности и способами поощрения.
Онлайн-марафон - это обучающий курс в онлайн-формате с установленными сроками, где используются технология творческого настроя и методы мотивации. Он-лайн-марафон - это не спортивный забег, но проводится в таком же динамичном темпе, что позволяет поддерживать интерес участников.
Обучающий онлайн-марафон обычно имеет план или перечень тем, согласно которому участники должны изучить теоретический материал и выполнить задания, получить обратную связь от эксперта. Конечная цель онлайн-ма-рафона озвучивается в начале или содержится в самом его названии, ведь для привлечения аудитории ведущий использует рекламные методы.
Родители кадет в большинстве своём являются подписчиками блогов в Instagram, Вконтакте, так или иначе знакомы с форматом онлайн-марафона. Учитывая данное обстоятельство и понимая необходимость выполнения задач программы родительского всеобуча, нами было предложено провести
онлайн-марафон «Педагогика для родителей». Такая форма работы прекрасно подходит для психолого-педагогического просвещения родителей, которое предполагает «обратную связь» и эмоциональный отклик.
Цель марафона состояла в повышении педагогической культуры и компетентности родителей кадет в вопросах воспитания,актуализации психолого-педагогических знаний.
Материалы онлайн-марафона разработаны сотрудниками отдела воспитательной работы и учебных рот, педагогами-психологами - это видеообращения и вебинары, цифровые буклеты и плакаты, тексты и презентации. Модераторами выступили педагоги-организаторы и воспитатели учебных рот Кызыл-ского ПКУ.
При подборе тем и материалов онлайн-марафона были учтены запросы и усреднённый «портрет» (образование и профессия) родителей кадет.
Также соблюдены следующие принципы:
- демократичный и гуманный характер отношений между всеми участниками (педагогами и родителями);
- «опережающий» характер содержания разделов марафона, что позволило бы планировать задачи развития ребёнка на несколько лет вперёд;
- доступность для усвоения и увлекательность материала;
- творческий формат домашних заданий, которые направлены на осознание родителем своей роли в воспитании ребёнка;
Рис. 3
Рис. 4
- практикоориентированный характер материалов и заданий, когда родитель может сразу применять полученные знания и навыки.
Онлайн-марафон состоял из 7 тем. Предлагаем рассмотреть содержание.
Тема 1. «Каким я хочу видеть своего ребёнка в будущем?»
Содержание: о предназначении ДОУ МО РФ. Президентский кадет - будущий офицер, интеллектуальная элита Российской Армии, патриот.
Домашнее задание. Выполнить задание - разработать маршрут «Будущее моего ребёнка» (см. рис. 1, 2).
Тема 2. «Стили семейного воспитания».
Содержание: о стилях семейного воспитания, личном примере родителей. Влияние модели взаимоотношений между родителями на формирование личности ребёнка.
Домашнее задание. Выполнение теста на определение стиля воспитания в семье.
Тема 3. «О единых педагогических требованиях».
Содержание: двойные стандарты в воспитании и их негативные последствия. Важность соблюдения единых педагогических требований.
Домашнее задание. Ознакомиться с Положением о правилах поведения кадет Кызылского ПКУ и сформулировать принципы воспитания в семье, соответствующие требованиям в училище (не менее 10 принципов).
Тема 4. «О воспитании мальчиков/девочек».
Содержание: советы родителям от педагогов по воспитанию мальчиков/девочек. Что такое гендерная педагогика?
Домашнее задание. Нарисовать рисунок «Мой ребёнок - мой цветок» или «Мой ребёнок в образе растения» (см. рис. 3, 4). Рисуя, подумайте о том: какой он цветок (дерево, кустарник); как он появился; в каком климате растёт; как надо ухаживать за вашим цветком, что-
14:
ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ 2022 №1 (34)
Параметры Описание Действия
Выбор кадета
Реальные возможности кадета Как их развить?
Риски Решение проблем
Альтернативные варианты
бы хорошо рос; что помогает ему справляться с неблагоприятными условиями; почему вы выбрали именно этот цветок (или дерево); чем он похож на вашего сына/вашу дочь?
Тема 5. «Гуманность в педагогике».
Содержание: заповеди Януша Корчака, Шалвы Амонашвили. О безусловной любви к ребёнку.
Домашнее задание. Рисуночный тест «Две фигуры» (экспресс-диагностика взаимоотношений родителя с ребёнком, установление контакта с родителями).
Инструкция: взять лист бумаги и нарисовать на нём 2 геометрические фигуры: себя - в виде квадрата, сына/дочь - в виде круга. При этом нужно подумать, как лучше расположить 2 фигуры на листе -всё на усмотрение участника.
Интерпретация: если квадрат выше круга - мама доминирует; если фигуры расположены далеко друг от друга - то есть сложности в понимании ребёнка, нет контакта с ним; если фигуры расположены рядом, то вы с ребёнком живёте в согласии, мире; если фигура внутри, то захват, сильный контроль за ребёнком и др.
Тема 6. «Успешный ребёнок. Ситуация успеха».
Содержание: методы мотивации к успеху, формирования позитивного мышления, повышения самооценки и уверенности кадета.
Домашнее задание. Разработать стратегию «Наш совместный успех». Схематично нарисовать лестницу и обозначить своего сына (или дочь) на одной из её ступеней. Ответить на вопросы: устраивает ли вас местоположение вашего сына/ дочери на лестнице, на какой ступени хотелось бы его/её видеть. Написать план действий со сроками.
Тема 7. «Что я могу сделать для счастливого будущего своего ребёнка?»
Содержание: анализ возможностей, способностей, потенциала (зоны ближайшего развития), увлечений, интересов, желаний ребён-
ка. Ответ на вопрос: «Чем я смогу помочь своему ребёнку?». Составление долгосрочного плана по подготовке кадета к поступлению в ВУЗ Министерства обороны РФ.
Домашнее задание. Маршрут «Будущее моего ребёнка. Новое видение» (доработать маршрут с учётом полученных знаний).
Составить план поступления кадета в ВУЗ по предлагаемой схеме (см. таблицу). План может быть долгосрочным, если кадет обучается в 5-7 классах.
На изучение каждой темы и выполнение домашнего задания устанавливался недельный срок. Воспитатели размещали материалы марафона в родительских чатах. Домашние задания носили творческий характер, не предполагали оценки или суждения со стороны модератора. Родители отправляли выполненные задания личным сообщением воспитателю или педагогу-организатору. В качестве мотивации было объявлено, что по итогам онлайн-марафона самым активным родителям будут вручены благодарственные письма от имени начальника Кызылского ПКУ.
Онлайн-марафон «Педагогика для родителей», как форма психолого-педагогического просвещения родителей и виртуального взаимодействия, собрал множество положительных отзывов родителей кадет - темы оказались интересными и необходимыми, задания были увлекательными и заставили задуматься о многом, марафон натолкнул на самообразование и чтение специальной литературы и др.
Хотя участие в онлайн-марафоне было добровольным, необязатель-
Таблица
ным, родители 51% кадет активно изучали материалы и выполняли задания. Остальные родители также просматривали материалы марафона, но не отправляли выполненные задания. В результате грамоты за активное участие получили 82 самых активных родителя.
Таким образом, в статье представлен успешный опыт организации онлайн-марафона для родителей кадет Кызылского ПКУ. В социальных сетях онлайн-мара-фоны составлены по темам, которые в большинстве своём не актуальны для родителей обучающихся довузовского образовательного учреждения Министерства обороны Российской Федерации. Собственный продукт любого образовательного учреждения основывается на его конкретном практическом опыте, отличается качественными и проверенными материалами. Хороший результат можно получить, если онлайн-марафоны для родителей будут проводиться самими педагогами образовательного учреждения. В Кызылском ПКУ, в рамках программы «Родительский всеобуч», такие онлайн-марафоны будут проводиться ежегодно, с постоянным совершенствованием форм организации и поиском самых востребованных для родителей тем. "_
ЛИТЕРАТУРА
1. Петраш, Е. А., Сидорова, Т. В. Виртуальные формы взаимодействия педагога с родителями в современной образовательной организации // Педагогика. Вопросы теории и практики, 2020. № 5. С. 605-609.
ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ 2022 №1 (34)
[4!