Научная статья на тему 'Развитие социальной активности и компетентности родителей в вопросах семейного воспитания'

Развитие социальной активности и компетентности родителей в вопросах семейного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
625
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ / ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дементьева Л. А.

Создание условий для формирования родительских компетенций и гармоничных детско-родительских отношений. Внедрение новых технологий обучения родителей как важнейшее условие изменения социальной практики. Опыт Курганской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие социальной активности и компетентности родителей в вопросах семейного воспитания»

Развитие социальной активности и компетентности родителей в вопросах семейного воспитания*

ЛА. Дементьева,

старший преподаватель кафедры психологии и здоровьесбережения ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий», г. Курган

* Исследование выполнено в рамках проекта Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, тема проекта «Теоретико-методологические основы, технологии и модели развития профессионального социально-педагогического образования» (научный руководитель — М.П. Гурьянова). Сетевая площадка по социальной педагогике ФГБНУ «ИИДСВ РАО» — ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий», социально-психолого-педагогический центр, г. Курган. Руководители — Н.А. Криволапова, д.п.н., профессор, проректор Института; Л.А. Дементьева, соискатель ФГБНУ «ИИДСВ РАО», руководитель социально-психолого-педагогического центра Института развития образования и социальных технологий.

Одной из актуальных проблем современной системы образования является создание условий для формирования родительских компетенций и гармоничных детско-родительских отношений. В Курганской области внедрение новых технологий обучения родителей становится одним из важнейших условий изменения социальной практики.

• социально-педагогические технологии • социально-педагогический проект • формы работы с родителями • гармонизация детско-роди-тельских отношений

Особая роль социально-педагогической деятельности в сохранении и укреплении института семьи и в обеспечении благополучия ребёнка признана на уровне государства. Практика показывает, что современным родителям всё сложнее реализовывать свои воспитательные функции без специальной подготовки, и одной родительской любви становится явно недостаточно. На это есть ряд причин: материальные проблемы и занятость родителей, конфликты отцов и детей, связанные с изменением нравственных ориентиров и целей, и др. Поэтому вопросы воспитания детей всё больше перекладываются на профессиональных педагогов и образовательные организации. Но всё же трудно не согласиться с утверждением Д. Герберта, что «один отец значит больше, чем 100 учителей».

Современные исследования проблем семьи показывают, что родители всё больше нуждаются в помощи специалистов (Н.Н. Толстых, Ю. Хямяляйнен, О.В. Овчарова, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова и др.). Становится очевидной необходимость повышения педагогической и психологической грамотности родителей, их готовности преодолевать конфликты и кризисные ситуации в семье, связанные с естественными этапами развития ребёнка.

В нашем исследовании мы ориентированы на использование понятия «компетентность

родителей в вопросах семейного воспитания», под которым понимаем совокупность психолого-педагогических знаний, умений и таких личностных и коммуникативных свойств родителя, которые позволяли бы ему достигать максимально качественных результатов в воспитании ребёнка и преодолении конфликтных семейных ситуаций.

Уже долгое время в Курганской области, как и во всей РФ, действует проект «Родительский всеобуч». Он основан на идее массового просвещения родителей, распространения педагогических и психологических знаний. Недостаток такого просвещения, с одной стороны, заключается в его несистемности, когда обучение подменяют традиционными родительскими собраниями с обсуждением неуспехов детей, с другой стороны, в низкой мотивации основной массы родителей. Так возникла идея нового регионального социально-педагогического проекта, направленного на развитие социальной активности и компетентности родителей, — «Без конфликта в семье и национальных средах» — идея системного обучения родителей основам детской психологии и эффективным способам преодоления семейных и межличностных конфликтов.

В связи с этим одной из основных задач в организации работы с родителями выступает развитие их родительского потенциала в семейном воспитании детей, формирование системы научно обоснованных знаний и умений общения и взаимодействия с ребёнком.

Проект носит профилактический характер, основанный на идее раннего (от слова «заранее») предупреждения семейных конфликтов и нарушений отношений в семье за счёт осведомлённости родителей в вопросах причин нарушения детско-родительских отношений, особенностей протекания

возрастных кризисов детей и обучения способам их оптимального преодоления.

Проект носит общественно-государственный характер и реализуется при участии общественников — представителей национальных сред (прежде всего татар и башкир, проживающих на территории Курганской области), членов Областной общественной палаты Курганской области и Ассамблеи народов Зауралья.

Цель проекта: выявление социально-педагогических условий и разработка эффективных технологий, обеспечивающих повышение социальной активности родителей, развитие их грамотности в вопросах семейного воспитания и преодоления конфликтных и кризисных ситуаций в семье.

Задачи проекта:

1. Выявить социальные, социально-педагогические, социально-психологические условия повышения социальной активности и психолого-педагогической компетентности родителей, проживающих в сельской местности;

2. Разработать и внедрить механизм взаимодействия государственных структур и представителей общественности, с одной стороны, и родителей, заинтересованных в развитии собственной компетентности в вопросах семейного воспитания, с другой;

3. Разработать технологию обучения родителей основам семейной педагогики, детской психологии и семейной конфликтологии для последующего внедрения во всех муниципальных образованиях Курганской области;

4. Создать в интернет-пространстве информационную площадку для родителей «Родительская компетент-

ность в семейных конфликтах: знаю, умею, делаю»;

5. Содействовать развитию форм общественного объединения родителей и повышению социальной активности наиболее заинтересованных родителей через внедрение технологии «Семейный наставник».

Ожидаемые результаты работы по проекту:

1. Повышение статуса семьи и роди-тельства, укрепление традиционных (в том числе национальных и религиозных) семейных ценностей;

2. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах семейной конфликтологии и семейного воспитания (осведомлённости родителей о правовых основах родительства, о формах и методах семейного воспитания детей, способах решения и преодоления семейных конфликтов и проблем, сохранения взаимопонимания в семье);

3. Снижение проявления семейного неблагополучия и оптимизация детско-родительских отношений в семьях участников проекта;

4. Повышение социальной активности родителей в распространении позитивного опыта семейного воспитания.

В основе реализации проекта лежат две основные технологии: технология очно-дистанционного обучения родителей основам детской психологии и семейной конфликтологии и технология «Семейный наставник», предполагающая развитие социальной активности родителей, заинтересованных в распространении своих знаний и позитивного опыта семейного воспитания детей в соседско-семейном социуме.

Рассмотрим основное содержание и региональные особенности реализа-

ции технологии очно-дистанционного обучения родителей основам семейной конфликтологии и детской психологии.

Главным механизмом внедрения данной технологии является разработка и реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ««Без конфликта в семье и национальных средах», предназначенной для обучения родителей (законных представителей). Данная программа позволяет решать проблему образования родителей на новом уровне: с одной стороны, использовать современные технологии интернет-коммуникации, оптимизирующие временные затраты родителей, с другой стороны, задействовать в работе с родителями, проживающими даже в отдалённых территориях, профессионалов самого высокого уровня: преподавателей психологии и педагогики вузов, ведущих региональных конфликтологов, психологов, де-фектологов и др.

Отличительной особенностью программы «Без конфликта в семье и национальных средах» является акцент на этнокультурные традиции семейного воспитания и преодоления конфликтов в семье с учётом национальных и религиозных обычаев. При реализации программы предполагается использование следующих форм обучения: видеолекции, печатные и онлайн-консультации, деловые игры, тренинги. Программа носит практико-ориентированную направленность, очные занятия и онлайн-консультации предполагают использование активных и интерактивных методов обучения.

Вторым механизмом реализации технологии очно-дистанционного обучения родителей основам семейной конфликтологии и детской психологии явилось создание информационно-методической интернет-площадки — Виртуальная школа для родителей

«Родительская компетентность в семейных конфликтах: знаю, умею, делаю» (сайт «Зауральская семья», http:// roditel45.ru/ ).

Материалы Виртуальной школа для родителей сгруппированы в девять основных разделов, соответствующим темам первого раздела программы обучения родителей: «Современные дети... или Правда ли, что мы были другие?», «Ответственный родитель: какой он?», «Где произрастают конфликты между родителями и детьми: выстраивание детско-родительских отношений», «Как рассказать ребёнку о вредностях, разрушающих его организм», «Особые дети в школе: от опасения к пониманию», «Конфликт — путь решения проблемы или разрушения отношений в семье? Базовые основы конфликтологии», «Этнокультурные особенности семейных конфликтов», «Традиции семейного воспитания детей и преодоления конфликтов в мусульманской семье», «Традиции семейного воспитания детей и преодоления конфликтов в православной семье».

Каждый раздел Виртуальной школы включает часовую видеолекцию или ряд видеоматериалов, наиболее остро отражающих познавательные потребности родителей, дополняющие и уточняющие отдельные моменты информационные материалы (электронные текстовые консультации), видеозаписи уже прошедших онлайн-консультаций со специалистами и их текстовые материалы, а также подробные конспекты для проведения очных занятий (деловых игр и тренингов) с родителями. Эти материалы открыты и доступны для всех желающих и ориентированы как на самих родителей — участников проекта, так и на педагогов и специалистов образовательных организаций, которые могут воспользоваться готовыми методическими разработками для реализации родительского всеобуча или проведения традиционных родительских собраний.

Так, например, раздел «Традиции семейного воспитания детей и преодоления конфликтов в мусульманской семье» содержит такие видеоматериалы, как: «Священный Коран о семейном воспитании детей» (видеоматериалы главного муфтия Челябинской и Курганской областей Рината-хазрата Раева), «Диалог национальных культур» (обращение В.Д. Уфимцева, председателя Ассамблеи народов Зауралья, к молодёжи и родителям Курганской области), «Семейные традиции в Коране. О воспитании детей в татарской мусульманской семье» (видеоматериалы социального педагога Учкулевского культурно-образовательного центра, имама мечети Альменевского района Р.М. Шакирова), «Особенности межнациональных семей. Традиции семейного воспитания детей в башкирской семье» (видеоматериалы члена Ассамблеи народов Зауралья, журналиста областного радио, ведущей народной башкирской передачи «Родной край» З.И. Стуковой). В дополнение к видеоматериалам родители смогут ознакомиться и с печатными консультациями («Коран о почитании родителей», «О воспитании детей в свете Корана», «Татарская семья: традиции семейных отношений и воспитания детей», «Народная башкирская педагогика»).

Созданная интернет-площадка http:// roditel45.ru/ и разработанный контент Виртуальной школы для родителей в настоящее время уже используется для повышения квалификации социальных педагогов и педагогов-психологов области и в подготовке студентов колледжей педагогического профиля. Ещё одним важным аспектом реализации технологии очно-дистанционного обучения родителей основам семейной конфликтологии и детской психологии является организация обучения родителей, от эффективности и разумности которой зависит жизнеспособность проекта и его социальные эффекты.

Первый опыт организации подобного обучения родителей в нашем регионе предполагает использование координирующих и информационно-методических ресурсов следующих государственных и общественных структур.

ГАОУДПО «(Институт развития образования и социальных технологий» (далее — ИРОСТ) (функции: разработка и научно-методическое сопровождение внедрения технологии обучения родителей; разработка программы обучения родителей; создание, техническое сопровождение информационной интернет-площадки и наполнение её контента на основе ассоциативной связи с ведущими учёными и практиками региона; информационно-техническое сопровождение родителей на этапе дистанционного этапе обучения — разработка алгоритмов работы родителей в интернет-среде, с электронной почтой, помощь в регистрации на сайтах, в подключении к пространству видеоконференцсвя-зи и т.д.; разработка и согласование с участниками режима работы группы и расписания занятий в зависимости от конкретного муниципалитета); непосредственное проведение онлайн и очных занятий с родителями, в т.ч. групповых и индивидуальных (по запросу) он-лайн-консультаций; информационная поддержка координаторов обучения родителей в районах, информационная поддержка территориальных координаторов семейных наставников и др.).

Муниципальные отделы управления образованием (функции: обеспечение информационной поддержки проекта в районе, информирование общественных и государственных структур, населения о возможностях и технических условиях участия в проекте (статьи в районных газетах, на сайте отдела образования и сайтах учреждений, репортажи по муниципальному радио и телевидению (при наличии), устные и письменные объявления в образовательных организациях района); со-

действие в формировании группы родителей, мотивированных к участию в проекте, и составление первичных списков участников; формирование банка данных электронной почты участников для дальнейшей регистрации и технической поддержки родителей специалистами ИРОСТ); содействие обсуждения текущих и итоговых результатов проекта и дальнейших перспектив работы обученных родителей — семейных наставников — на районном совете руководителей образовательных учреждений, районном родительском совете, на районных административных и методических совещаниях руководящих и педагогических работников; инициирование обучения новых групп родителей района; обеспечение организационных условий для дальнейшей деятельности семейных наставников и их территориальных координаторов).

Специалисты образовательных организаций (социальные педагоги, педагоги-психологи) и классные руководители (функции: информирование родителей (законных представителей) детейо возможностях участия в проекте; мониторинг эффективности участия через изучения динамики семейной ситуации (в том числе в отношении дисфункциональных семей); мотивирование к участию в проекте новых участников; содействие развитию грамотности родителей в вопросах воспитания детей посредством контента информационной площадки; реализация функций семейного наставника или территориального координатора семейных наставников).

Представители Областной и районных общественных палат Курганской области, Ассамблеи народов Зауралья, областного и районных родительских советов (функции: широкое информирование представителей заинтересованных общественных организаций и населения о возможности участия в проекте (через групповые и личные встречи); стимулирование родителей

территории к участию в обучении и дальнейшем распространении знаний и своего опыта семейного воспитания в качестве семейного наставника; организационное содействие семейным наставникам и их территориальным координаторам в реализации социально-значимой деятельности с родителями; мониторинг отсроченных социальных эффектов реализации проекта).

На основе указанных функций в регионе разработаны примерные алгоритмы и технологические карты деятельности для эффективной реализации проекта для указанных выше представителей государственных и общественных структур.

Опыт внедрения технологии обучения в пилотных районах свидетельствует о том, что грамотное информирование и разумный подход к формированию группы (на основе принципа добровольности участия и внутренней мотивации родителей) является залогом успеха проекта на муниципальном уровне и позволяет рассчитывать на значительное увеличение первоначального количества участников за счёт активной социальной рекламы идей проекта самими родителями в первые дни обучения. Возможный отсев части слабо мотивированных родителей («заставили», «сказали, надо» и т.д.) также закономерен и является отражением действия принципов, лежащих в основе образовательной программы (принцип личностной заинтересованности, внутренней мотивации участников и т.д.).

Рассмотрим, как непосредственно реализуются очно-дистанционное обучение родителей основам семейной конфликтологии и детской психологии.

На первом этапе реализации технологии используется форма дистанционного обучения, что предполагает самостоятельное освоение родителями разделов Виртуальной школы — просмотр видеоматериалов, изучение элек-

тронных консультаций по вопросам семейного воспитания и развития детей, участие по видеоконференцсвязи в онлайн-консультациях преподавателей по актуальным вопросам детской психологии, педагогики и семейной конфликтологии. Используемая система видеоконференцсвязи позволяет любому родителю, имеющему персональный компьютер в выходом в Интернет, выйти в вечернее время на связь со специалистами (психологами, дефекто-логами и т.д.), а в дальнейшем, при желании, и со своими территориальными наставниками. По окончании изучения каждого раздела проводится групповая онлайн-консультация, на которой родители могут задать все интересующие их вопросы, пообщаться с преподавателем и друг с другом.

На этапе очного обучения родителей идёт отработка навыков бесконфликтного общения и оптимальной коммуникации с детьми. Здесь основной формой является активная групповая работа с родителями в рамках деловой игры (тренинга). Освоенные умения и навыки родители апробируют в семейном общении и взаимодействии с детьми при постоянном кураторстве специалистов. Очное обучение заканчивается семейной детско-родительской конференцией — демонстрацией готовности к коммуникации с детьми, к совместной творческой деятельности.

Рекомендуемая общая продолжительность обучения одной группы родителей составляет примерно 3 — 3,5 месяца. Более сжатые сроки реализации технологии могут вызвать высокую степень неудовлетворённости участников в силу высокой физической и временной нагрузки и не приведут к необходимому уровню осознанности и значимости восприятия материалов, что может вызвать «обратный» негативный социальный эффект. С другой стороны, более растянутый срок не позволит создать необходимую динамику

для активизации и формирования родительских установок и ценностей.

Ещё одна технология, используемая в рамках реализации проекта «Без конфликта в семье и национальных средах», — технология «Семейный наставник», предполагающая развитие социальной активности родителей, заинтересованных в распространении своих знаний и позитивного опыта семейного воспитания детей в соседско-семейном социуме.

Актуальная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между самими родителями и прародителями, образовательными учреждениями и всеми общественными институтами. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной:

— со спецификой процесса социализации современных детей (сегодня родитель и прародитель может знать меньше, быть менее компетентным, менее способным (например, в управлении гаджетами), родители перестали быть для подростков источником способов проживания и переживания, их место занял Интернет и социальные сети);

— с опорой на предшествующий опыт родителей, прародителей и их личную заинтересованность на освоение психологических знаний;

— с особенностью родительского мировоззрения, ориентированного на нахождение и «копирование» эффективных способов разрешения аналогичных семейных проблем в своём ближайшем окружении («другому помогло — я тоже попробую»).

Эти идеи легли в основу создания и государственно-общественной поддержки института семейных наставников — родителей, прошедших системное обучение по основам детской психологии, педагогики и семейной конфликтологии, имеющих позитивный опыт семейного воспитания и готовых распространять его в своём территориальном сообществе при непосредственной организационно-методической поддержке курирующего его педагогического работника.

Семейный наставник — это эффективный родитель-волонтёр с высокой степенью социальной активности и инициативности, неравнодушный к проблемам семей в своём ближайшем окружении и готовый:

1) информировать заинтересованных родителей в своём ближайшем окружении о возможностях получения доступной бесплатной информации для самостоятельного просвещения, профилактики семейных конфликтов и трудностей в воспитании детей в сети Интернет (региональная информационная площадка «Зауральская семья», федеральные сайты ответственного родительства) и через участие в региональных проектах развития родительской компетентности;

2) распространять собственный успешный опыт семейного воспитания, делиться эффективными способами разрешения типичных родительских трудностей в качестве приглашённого гостя на заседаниях семейных клубов, семейных гостиных, родительских студий для различных категорий семей;

3) мотивировать родителей семейно-соседского социума на обращение к специалистам (психологам, социальным педагогам) при возникновении непреодолимых затруднений в вопросах воспитания детей или при возникновении тяжёлых семейных конфликтов/ затруднений;

4) содействовать специалистам образовательных организаций в реализации родительского всеобуча и различных форм родительского просвещения (общеучрежденческие и классные (групповые) родительские собрания, социально-педагогические акции, флешмобы и др.) на основе принципа «равный — равным»;

5) принимать участие в качестве авторитетного независимого посредника при реализации восстановительных практик в отношении детей с устойчивым отклонением в поведении («школьно-семейный совет»), семей, находящихся в социально опасном положении («круг заботы»), детских или родительских коллективов, находящихся в конфликтном состоянии («круг сообщества»).

Семейным наставником может стать любой активный и неравнодушный родитель с позитивным опытом семейного воспитания детей, прошедший специальное обучение. Первый этап реализации проекта «Без конфликта в семье и национальных средах» в Курганской области показал, что наибольшую мотивацию к деятельности в качестве семейного наставника проявляют родители — участники областного/районного родительского совета, члены муниципального семейного клуба, авторитетные представители национальных сред и диаспор, а также непосредственно педагогические работники с высокой степенью ориентации на работу открытым социумом и семьёй. Часть из этих родителей уже имеют опыт неформального семейного наставничества, являются уважаемыми и признанными в своём окружении «семейными экспертами». Однако большинство родителей, готовых к реализации подобных социальных функций, осознают, что им придётся столкнуться с проблемой слабой мотивации других родителей на освоение подобного семейного опыта, они сомневаются в возможности нахождения «своей аудитории» и опасаются

столкнуться с непосредственно организационными затруднениями в реализации своей деятельности. «А как и куда я пойду, чтобы проинформировать других родителей?», «На каком основании меня будут слушать и мне доверять?», «Как я докажу, что я «легитимный» семейный наставник? Вы выдадите мне удостоверение?»... Подобные вопросы возникают практически у всех участников проекта.

Подобные справедливые замечания означают необходимость разработки механизма координации и организации деятельности семейных наставников представителями педагогического сообщества.

В нашем регионе координировать деятельность наставников, помогать им в организации наставничества будут специалисты по работе с семьями: социальные педагоги детских садов, школ, областных и муниципальных культурно-образовательных центров, педагоги-психологи образовательных организаций, руководители муниципальных семейных клубов, активные представители конфессий и национальных сред. Один координатор в территории может организовывать и курировать деятельность нескольких семейных наставников, в содержание его деятельности будет входить:

— выявление в своей территории, родителей, готовых к реализации функции семейного наставника;

— анализ запросов на услуги семейного наставника и возможности его специализации в различных направлениях (информационно-просвещенческое, посредниче-ско-восстановительное, трансляция собственного семейного опыта и др.);

— системное планирование деятельности семейных наставников в территории;

— широкое информирование и освещение деятельности института семейных наставников в СМИ, на заседаниях районной общественной палаты, районных родительских советов, методических объединениях педагогов и т.д.;

— содействие в планировании и организации работы семейного наставника через обеспечение его взаимосвязи с заинтересованными структурами (специалистами КДНиЗП, сельской администрации, образовательной организации и др.) посредством личных встреч, электронной почты, телефонных звонков и т.д.;

— осуществление мониторинга эффективности деятельности семейного наставника, в т.ч. его личной удовлетворённости социально значимой деятельностью и др.

Результатом внедрения технологии

«Семейный наставник» должно стать

повышение компетентности родителей в вопросах разрешения кризисных ситуаций, уменьшение количества конфликтов в семье и в образовательном пространстве, широкое распространение восстановительных практик и технологии посредничества в образовательной среде и в социуме в отношении неблагополучных семей и детей и др.

В 2018 — 2020 годах разработанные технология очно-дистанционного обучения родителей и механизм сопровождения деятельности семейных наставников будут внедрены на уровне всех территориальных поселений области. Предполагаемое количество участников проекта составит не менее 5000 человек. Созданная интернет-площадка http://roditel45.ru/ и разработанный контент виртуальной школы для родителей будет использован для непрерывного повышения квалификации всех педагогических работников области и в подготовке студентов профессионально-педагогических колледжей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.